Научная статья на тему 'Историография истории государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на Дальнем Востоке СССР в советский период'

Историография истории государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на Дальнем Востоке СССР в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
406
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК СССР / HISTORIOGRAPHY / STATE AND CONFESSIONAL RELATIONS / EDUCATION / ANTIRELIGIOUS PROPAGANDA / RELIGIOUS LIFE / THE FAR EAST OF THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федирко Оксана Петровна

История государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на Дальнем Востоке СССР нашла свое отражение в региональных исследованиях советских пропагандистов, ученых и политических деятелей. В региональной историографии рассматриваемой проблемы можно выделить два этапа: первый с 1920 по 1939 г., второй 1950-е начало 1980-х гг. Обращение исследователей к данной проблеме в 1920-1930-е гг. зачастую было продиктовано потребностями проведения атеистической пропаганды. Проблемы внедрения антирелигиозного компонента в школьные программы рассматривалась как необходимость привития населению научного, материалистического взгляда на природу и окружающий мир, который должен был способствовать формированию нового человека. Советская историография с 1950-х до середины 1980-х гг. рассматривала антирелигиозную пропаганду как средство идеологической борьбы за торжество материалистического мировоззрения. Целью настоящей статьи является краткий обзор публикаций посвященных религиозной политике на Дальнем Востоке СССР, организации антирелигиозной пропаганды и антирелигиозной деятельности общественных организаций и партийных структур, реформе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF STATE AND CONFESSIONAL RELATIONS IN THE SPHERE OF EDUCATION IN THE USSR FAR EAST

The history of state and confessional relations in the sphere of education and propaganda in the Far East of the USSR was studied by Soviet propagandists, researchers and politicians. There are two stages in the regional historiography of the problem under study: the first one includes the period from 1920 to 1939, and the second one lasted from the 1950s to the early 1980s. The researches paid attention to this problem in the 1920-1930s due to the necessity of atheistic propaganda. They considered antireligious component of school syllabus as necessary to develop materialistic view on the nature and the world around, which facilitated creating a new man. The Soviet historiography of the 1950s mid 1980s considered antireligious propaganda as means of ideological fight for materialistic worldview. The article aims to make a short overview of the publications devoted to religious policy in the Far East of the USSR, antireligious propaganda and antireligious activity of public organizations and the Party structures, and the reform of education.

Текст научной работы на тему «Историография истории государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на Дальнем Востоке СССР в советский период»

Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 125-134.

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОПАГАНДЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ СССР В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

О. П. Федирко

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Владивосток, Россия.

Ееёепка.67@та11. ги

История государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на Дальнем Востоке СССР нашла свое отражение в региональных исследованиях советских пропагандистов, ученых и политических деятелей. В региональной историографии рассматриваемой проблемы можно выделить два этапа: первый с 1920 по 1939 г., второй 1950-е - начало 1980-х гг. Обращение исследователей к данной проблеме в 1920-1930-е гг. зачастую было продиктовано потребностями проведения атеистической пропаганды. Проблемы внедрения антирелигиозного компонента в школьные программы рассматривалась как необходимость привития населению научного, материалистического взгляда на природу и окружающий мир, который должен был способствовать формированию нового человека. Советская историография с 1950-х до середины 1980-х гг. рассматривала антирелигиозную пропаганду как средство идеологической борьбы за торжество материалистического мировоззрения. Целью настоящей статьи является краткий обзор публикаций посвященных религиозной политике на Дальнем Востоке СССР, организации антирелигиозной пропаганды и антирелигиозной деятельности общественных организаций и партийных структур, реформе образования.

Ключевые слова: историография, государственно-конфессиональные отношения, образование, антирелигиозная пропаганда, религиозная жизнь, Дальний Восток СССР.

Проблема государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды является достаточно актуальной и ей посвящено значительное количество исследований.

Исследуя эту сферу общественных отношений, можно выделить два этапа: первый с 1920 по 1939 г., второй - 1950-е - начало 1980-х гг. Каждый из этих этапов имел свои особенности, подходы и методы в решении поставленных перед обществом задач.

Обращение исследователей к данной проблеме в 1920-1930-е гг. зачастую было продиктовано потребностями проведения атеистической пропаганды. Публикации носили не научный, а преимущественно агитационно-полемический характер, роль же партийных и комсомольских органов освещалась как положительная и конструктивная. Проблемы внедрения антирелигиозного компонента в школьные программы рассматривалась как необходимость привития населению научного, материалистического взгляда на природу и окружающий мир, который, по мнению авторов, должен был способствовать формированию нового человека.

Преобладающей формой обобщения результатов в региональной историографии первого этапа советского периода стали научные статьи.

Публикации 1920-1930-х гг. о состоянии религиозной политики советского государства на Дальнем Востоке имеют ярко выраженный пропагандистский характер. Среди них особо следует отметить публикации И. Узкова, работавшего в первой половине 1930-х гг. секретарем дальневосточного совета Союза воинствующих безбожников. Автор, опираясь на материалы местных отделений союза, а также на решения городских и районных советских и партийных органов, раскрывает формы и методы антирелигиозной работы на Дальнем Востоке [Узков, С. 3, 44; Узков, С. 34-40]. Наибольший интерес представляет книга И. Узкова «Против религии за воинствующий атеизм», вышедшая в 1930 г. во Владивостоке [Узков:1930], в которой приводятся многочисленные примеры из практики местных отделений Союза воинствующих безбожников, дана оценка антирелигиозной деятельности дальневосточных органов власти и управления, выделены основные направления в данной работе, сведения о противодействиях верующих социалистическому строительству. Особое внимание И. Узкова сосредоточено на христианских церквях и группах, другие конфессии представлены незначительно. Автор постоянно подчеркивал, что религия является классовым врагом. Статистика, приведенная

автором, требует уточнения, а в ряде случаев и иной интерпретации. В своей работе И. Узков использует только отдельные факты, которые показывали нелицеприятное прошлое и настоящее религиозных организаций, не систематизируя их.

Подобным образом построены статьи, опубликованные в антирелигиозных периодических изданиях членами Союза воинствующих безбожников. Исследование С. Вайнштейна освещает деятельность евангельских христиан, баптистов и адвентистов во Владивостоке во второй половине 1920-х гг. [Ванштейн: С. 37-44]. Статья С. Урсы-новича показывает состояние религиозной и антирелигиозной деятельности на Сахалине [Урсыно-вич: 1931, С. 18-20]. И. Запорожченко пытался анализировать причины роста протестантских организаций на Дальнем Востоке и яростно критиковать их идеологическую платформу [Запорож-ченко: 1933, С. 14-15]. Автор, скрывшийся под псевдонимом «Безбожник», также приводит ценнейший материал о деятельности протестантских общин на Дальнем Востоке, при этом ему удается сохранить объективность при оценке их влияния на общество [Безбожник: 1927, С. 14-15].

Эти публикации представляют интерес, несмотря на жесткие идеологические оценки, благодаря обширному фактическому материалу: они насыщены данными о социальном и половозрастном составе общин, достаточно подробными сведениями о руководителях и о внутренней жизни религиозных организаций.

Сведения о деятельности религиозных организаций в дальневосточном крае содержались и в конфессиональных источниках [Баптисты на Дальнем Востоке: 1921, С. 7-9; Н а ф а н . Вести из Дальнего Востока: 1928, С. 3-5; Отчет годового съезда ДВС ЕХБ: 1922.]. Однако их немногочисленность и фрагментарность могут служить только иллюстрацией для анализа сложившейся в регионе ситуации.

Различные аспекты антирелигиозной работы дальневосточных органов власти и управления нашли свое отражение в публикациях А. Колбина, М. Кузнецова, А. Маловечкина, И. Подольского и др. [Колбин: 1928, С. 34-39; Кузнецов: 1937, С. 2; Маловечкин: 1929, С. 100-101; Пишелко:1937, С. 3; Подольский: 1932, С. 39-40]. Авторы сделали попытку проанализировать состояние антирелигиозной пропаганды и сектантского движения на Дальнем Востоке в 1920-1930-е гг., показали особенности развертывания антирелигиозной работы в промышленных и сельскохозяйственных коллективах. Однако многие выводы, сделанные ими, требуют переосмысления с позиции сегод-

няшнего дня. В первую очередь, это относится к политике репрессий против священнослужителей и верующих, огульно приравненных к врагам народа.

Вопросы религиозной политики советского государства частично затрагивались в работах руководителей партийных и советских органов Дальнего Востока. Однако сведения, касающиеся данной тематики, были искусственно сужены, носили фрагментарный характер и преследовали не исследовательские, а пропагандистские цели в духе марксистско-ленинской идеологии и практики. Данная тенденция была характерна для всего советского периода исторических исследований в области государственно-церковных отношений.

К середине 1930-х гг. вследствие развития культа личности и завершения складывания административно-командной системы управления страной недостатки, характерные для историографии предыдущего периода, не только не были преодолены, но и еще более усугубились. Основные проблемы: правовая база государственно-церковных отношений, методы и механизмы регулирования деятельности религиозных организаций органами власти и др. рассматривались сквозь призму «теории» об обострении классовой борьбы. Угрожающий тон многих исторических книг, брошюр и статей, нагнетаемый пропагандой, отвечал задачам атеистического воспитания и условиям жесточайшего идеологического режима, когда практически отсутствовали иные, кроме официальной, трактовки. Господствовавшая точка зрения о реакционной роли религии и контрреволюционности церкви не учитывала изменений позиции самой церкви, происходивших в конце 1920-х - в 30-е гг. Продолжали создаваться работы скорее политического, чем научного характера, повторялись тенденциозные некритические доводы, характерные для исторических работ 1920-х гг. [Абросенко:1938].

С середины 1930-х гг. исследования по истории религиозных организаций Дальневосточного края прекратились. С началом масштабных репрессий и закрытием почти всех культовых зданий и религиозных общин религиозная жизнь «ушла в подполье», ее исследованием никто не занимался.

Постепенное возвращение религиозной тематики в круг научных интересов дальневосточных исследователей началось только во второй половине 1950-х гг. Второй этап советского периода совпадает с изменениями религиозной жизни СССР, когда деятельность многих конфессий

в стране в целом и в регионе в частности была легализована. В этот период происходит изменение состава исследователей: на смену представителям общественной организации «Союза воинствующих безбожников» пришли преподаватели высших учебных заведений, имеющие профессиональное гуманитарное образование.

Советская историография с 1950-х до середины 1980-х гг. продолжала оставаться в условиях отсутствия доступа к важнейшим архивным документам и под господством догматизированных стереотипов, когда использовались одни и те же исторические факты, приводились бесконечные цитаты из трудов партийных лидеров и ссылки на решения партии и правительства по организации антирелигиозной пропаганды и агитации. Важнейшим отличием от предыдущего периода авторы в соответствии с новыми партийными установками полагали то, что антирелигиозная пропаганда носит характер идеологической борьбы за торжество материалистического мировоззрения.

Дальневосточная историография второго этапа отличалась небольшим количеством исследований и ограничена тематикой. Характерным для них были представления о религии, унаследованные от 1930-х гг., когда атеистическая литература поддерживала мнение об агрессивной и антинародной сущности религиозных объединений. В исследованиях Л. Б. Белявской, Л. И. Приходько (Сачковой), П. К. Лобазова, Ю. Н. Ципкина и др. нашло выражение представление о реакционной роли конфессий в период гражданской войны и интервенции [Белявская, Приходько:1967, С. 2733; Лобазов: 1965, С. 133-160; Лобазов: 1971, С. 113-181; Приходько:1965, С. 126-127; Цип-кин: 1996].

И. В. Соснина в 1962 г. выпустила книгу о религиозных группах, действовавших на территории Приамурья, в 1963 г. по этой же теме защитила диссертацию [Соснина, 1962; Соснина, 1963]. Ее работа, несмотря на явные недостатки и пробелы в части исторической, является единственным исследованием, в котором автор оперирует современными ему данными о евангельских христианах и баптистах. История религиозных общин нашла отражение у И. В. Сосниной лишь в качестве фона для рассмотрения идеологических вопросов. Тем не менее ее исследования стали первыми в дальневосточном регионе монографией и диссертацией по религиозной проблематике.

Томский историк В. С. Флёров, опираясь на документы из фондов ЦГА РСФСР ДВ (сегодня -РГИА ДВ) в 1960-е гг. вновь обратился к периоду гражданской войны и первым годам становления

Советской власти [Флеров: 1973, С. 167-172; Флеров: 1959, С. 71-133; Флеров: 1964]. В своей статье он, как и его предшественники в 1930-е гг., показывал контрреволюционную деятельность православной церкви, духовных христиан и протестантских общин, их деятельность на ниве образования и просвещения, но освещал эти вопросы как один из аспектов борьбы за становление Советской власти в регионе. К вопросам взаимоотношений советского государства и религиозных общин в период 1920 - начала 1930-х гг. продолжает обращаться И. Д. Эйгорн [Эйгорн: 1965, С. 74-78]. Исследованиями протестантского сектантства в этот период занимается и В. Н. Лентин [Лентин: 1973, С. 104-113]. Дальневосточные ученые уделяли особое внимание проблеме атеистического воспитания населения. Деятельность государства, партийных и общественных организаций по преодолению религиозности населения нашла отражение в работах П. К. Лобазова [Лобазов: 1978, С. 48-53; Лобазов: 1971, С. 3-60], Р. С. Васильевского [Васильевский: 1959], Ю. Н. Бакаева [Бакаев: 1988], Н. М. Николаева, В. Н. Кубряка [Кубряк, Николаев: 1984], М. С. Кузнецова, Л. И. Приходько (Сачковой) [Кузнецов, Приходько: 1967, С. 155-173], Л. Д. Шеховцовой [Шеховцова: 1974, С. 268-289], И. М. Шильдяшова [Шильдя-шов: 1982] и др., считавших, что борьба против религии и Церкви приобрела характер идеологической борьбы за торжество научного мировоззрения, борьбы за человека будущего, построение коммунистического общества.

Вопросам преодоления религиозности и развития атеистического воспитания молодежи в 1920-1922 гг. уделила внимание в статьях и диссертации Э. И. Дубяга [Дубяга: 1969, С. 147-160; Дубяга: 1970, С. 147-160; Дубяга: 1974]. Развитие атеистического движения в регионе и становление массового атеистического мировоззрения у дальневосточников нашли освещение в диссертационных работах А. А. Кусакина [Кусакин: 1983]. Во всех перечисленных исследованиях история религиозной жизни региона служит только фоном для показа становления нового мировоззрения. Но, несмотря на всю фрагментарность исторических данных в этой группе исследований, можно утверждать, что их авторы вывели историю религиозных организаций Дальнего Востока на новый уровень. Историки атеистического движения ввели в научный оборот источники по истории религиозных организаций и очередную картину развития событий религиозной жизни региона с 1917 по 1930-е гг.

В дальневосточной историографии особое место занимают работы Н. М. Балалаевой, преподавателя Хабаровского государственного педагогического института. Хронологические рамки ее исследований - история дальневосточного религиозного сектантства (духовных христиан и протестантов). Ею был опубликован ряд обзорных статей [Балалаева: 1972, С. 188-217; Балалаева: 1965; Балалаева: 1972, С. 110-128] и в 1971 г. защищена диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук [Ба-лалаева: 1971]. Н. М. Балалаева в своих исследованиях реконструировала историю, опираясь на широкий комплекс источников: документы из фондов крупнейших архивов страны, конфессиональную периодику, мемуарную литературу. Ей удалось выявить многие региональные особенности исторического развития религиозных общин и их культовой практики. Ее труды, несмотря на присущие времени идеологические оценки верующих и их деятельности, до настоящего времени остаются наиболее полными информативными исследованиями по истории дальневосточных молокан, баптистов и адвентистов.

Во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. большое внимание изучению дальневосточных протестантских организаций в период гражданской войны уделялось в статьях и кандидатской диссертации А. Г. Евтушевского, преподавателя ДВГУ [Евтушевский: 2002, С. 44-46; Евтушев-

ский: 1980, С. 69-81; Евтушевский: 1980]. Большое место в исследованиях этого автора занимает история и деятельность Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), на примере которого отражены попытки иностранных религиозных деятелей влиять на молодежь [Евтушевский: 1975, С. 22-28; Евтушевский: 1986, С. 15-17].

Таким образом, в рамках советского периода региональная историография страдала однобокостью в подходах к изучаемой проблеме, которая заключалась только в критике деятельности религиозных объединений и подчеркнутом восхвалении успехов партии по атеизации образования и пропаганды.

Анализ региональной историографии по теме позволяет констатировать, что для региональной историографии характерны общие подходы, тематика, база, что и в общероссийских исследованиях государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды. Исследования советского периода, выполненные на местном материале, страдали от слабой ис-точниковой базы. Введение в научный оборот в начале 1990-х гг. огромного корпуса документов повлекло постановку множества новых проблем, однако как политика Советского государства по отношению к религиозным объединениям, так и внутриконфессиональная проблематика исследованы неравномерно.

Список литературы

1. Абросенко, К. Религия на службе контрреволюции Сибири / К. Амбросенко. - Иркутск, 1938.

- 112 с.

2. Бакаев, Ю. Н. Вопросы научного атеизма в курсе истории КПСС / Ю. Н. Бакаев. - Хабаровск, 1988.

3. Балалаева, Н. М. Амурское молоканство в период 1905-1917 гг. / Н. М. Балалаева // Вопросы истории. ХГПИ. - Хабаровск, 1972. - Вып. 1. - С. 188-217.

4. Балалаева, Н. М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1859-1936) / Н. М. Балалаева. - М., 1971. - 36 с.

5. Балалаева, Н. М. О борьбе религиозного сектантства против колхозного движения на Дальнем Востоке СССР / Н. М. Балалаева // Из истории борьбы за советскую власть и социалистическое строительство на Дальнем Востоке. - Хабаровск, 1965.

6. Балалаева, Н. М. Упадок религиозного сектантства на Дальнем Востоке в условиях строительства и победы социализма / Н. М. Балалаева // Вопросы истории. ХГПИ. - Хабаровск, 1972. - Вып. 1.

- С. 110-128.

7. Баптисты на Дальнем Востоке // Слово Истины. - 1921. - № 5-6. - С. 7-9.

8. Безбожник. Сектанты в Дальневосточном крае // Антирелигиозник. - 1927. - № 8. - С. 18-25.

9. Белявская, Л. Б. Из истории антицерковной борьбы дальневосточного крестьянства в 19051917 гг. / Л. Б. Белявская, Л. И. Приходько // Революционное движение в Сибири и на Дальнем Востоке. - Томск, 1967. - Вып. 4. - С. 27-33.

10.Вайнштейн, С. Сектантское движение в городе Владивостоке / С. Вайнштейн // Антирелигиозник. - 1932.- № 7-8.- С. 56-64.

11.Васильевский, Р. С. О религии и сектантстве / Р. С. Васильевский. - Магадан, 1959. - 44 с.

12.Дубяга, Э. И. Борьба амурских коммунистов за молодежь против мелкобуржуазных партий (1920-1922 гг.) / Э. И. Дубяга // Материалы 17 НК БСХИ. - Благовещенск, 1969. - С. 147-160.

13.Дубяга, Э. И. Борьба амурских коммунистов против националистических и религиозных влияний на молодежь (1920-1922 гг.) / Э. И. Дубяга // Материалы 18 НК БСХИ. - Благовещенск, 1970.

- С. 147-160.

14.Дубяга, Э. И. Коммунистическая партия - организатор и руководитель комсомола Дальневосточной республики (1920-1922 гг.) / Э. И. Дубяга. - Владивосток, 1974. - 24 с.

15.Евтушевский, А. Г. «Христианский союз молодых людей» - орудие идеологической интервенции США на советском Дальнем Востоке (1917-1922 гг.) / А. Г. Евтушевский // Из истории рабочего класса и крестьянства Дальнего Востока. - Владивосток, 1975. - Т. 101. - С. 22-28.

16.Евтушевский, А. Г. Благотворительные организации США на Дальнем Востоке (1918-1922) / А. Г. Евтушевский // Гражданская война на Дальнем Востоке России: итоги и уроки. - Благовещенск, 2002. - С. 44-46.

17.Евтушевский, А. Г. Борьба рабочего класса против идеологической интервенции США на Дальнем Востоке (1918-1922) / А. Г. Евтушевский // Из истории рабочего класса и крестьянства Дальнего Востока. - Владивосток, 1980. - С. 69-81.

18.Евтушевский, А. Г. Идеологическая интервенция США на Советском Дальнем Востоке и борьба с ней (1917-1922 гг.) / А. Г. Евтушевский. - Томск, 1980. - 25 с.

19.Евтушевский, А. Г. Разоблачения большевистской и профсоюзной печатью Дальнего Востока идеологической интервенции США (1918-1922 гг.) / А. Г. Евтушевский // XXVII съезд КПСС и проблемы развития Дальнего Востока СССР и зарубежных государств Азии: Тезисы доклады и сообщений XV Дальневосточной конференции. - Владивосток, 1986. - Вып. II. - С. 15-17.

20.Запорожченко, И. Сектантское мракобесие на Дальнем Востоке / И. Запорожченко // Безбожник. - 1933. - № 17. - С. 14-15.

21.Колбин, А. Школа и религия / А. Колбин // На культурном фронте. - 1928. - № 3. - С. 34-39.

22.Кубряк, В. Н. Воспитывая атеистов / В. Н. Кубряк, Н. М. Николаев. - Южно-Сахалинск, 1984.

23.Кузнецов, М. Против политической беспечности и благодушия в борьбе с религией / М. Кузнецов // Тихоокеанская звезда. - 1937. - 22 июня. - С. 2.

24.Кузнецов, М. С. Борьба партийных организаций Дальнего Востока за становление советской культуры (1922-1927 гг.) / М. С. Кузнецов. - Томск, 1978. - 200 с.

25.Кузнецов, М. С. Из истории атеистического воспитания трудящихся дальнего Востока (19201932 гг.) / М. С. Кузнецов, Л. И. Приходько // Социалистическое и коммунистическое строительство в Сибири. - Томск, 1967. - Вып. 4. - С. 155-173.

26.Кусакин, А. А. Становление и развитие массового атеизма на Дальнем Востоке СССР / А. А. Ку-сакин. - Л., 1983. - 19 с.

27.Лентин, В. Н. Критика методологии баптистского проповедничества / В. Н. Лентин // Из истории революционного движения Приморья, деятельности партийных и комсомольских организаций Дальнего Востока. - Владивосток, 1973. - С. 104-113.

28.Лобазов, П. К. Антисоветский церковный фронт - органическая часть заговора враждебных сил против Советской республики / П. К. Лобазов // Общественные науки. - Владивосток, 1971. -С. 113-181.

29.Лобазов, П. К. Великая Октябрьская социалистическая революция и духовное освобождение масс / П. К. Лобазов // Методология исследований по проблемам истории и культуры народов Дальнего Востока. - Владивосток, 1978. - С. 48-53.

30.Лобазов, П. К. Борьба партии за атеистическое воспитание трудящихся масс в 1917-1925 гг. / П. К. Лобазов // Общественные науки. - Владивосток, 1971. - С. 3-60.

31.Лобазов, П. К. Из истории церковной контрреволюции / П. К. Лобазов // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. - Владивосток, 1965. - Вып. 3. - С. 133-160.

32.Маловечкин, А. Лекторская группа безбожников / А. Маловечкин // Антирелигиозник. - 1929.

- № 12. - С. 100-101.

33.Нафан. Вести из Дальнего Востока / Нафан // Баптист. - 1928. - № 4. - С. 3-5.

34.От Председателя Союза Баптистов СССР // Баптист. - 1925. - № 2. - С. 2.

35.Отчет годового съезда ДВС ЕХБ // Голос христианской молодежи. - 1922. - № 1-2.

36.Пишелко, П. Еще раз об антирелигиозной пропаганде / П. Пишелко // Тихоокеанская звезда. -1937. - 2 сент. - С. 3.

37.Подольский, И. Об антирелигиозной работе в ДВК / И. Подольский // Антирелигиозник. - 1932.

- № 1. - С. 39-40.

38.Приходько, Л. И. Из истории атеистического воспитания трудящихся Дальнего Востока (19171925) / Л. И. Приходько // Труды Московского государственного историко-архивного университета.

- М., 1967. - Т. 3. - С. 135-158.

39.Приходько, Л. И. Реакционная роль Русской православной церкви на Дальнем Востоке (19171922 гг.) / Л. И. Приходько // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. - Владивосток, 1965.

- Вып. 3. - С. 126-127.

40.Сачкова, Л. И. Из истории атеистического воспитания трудящихся Дальнего Востока (19171925) / Л. И. Сачкова. - М., 1969. - 24 с.

41.Соснина, И. В. Правда об амурских сектантах / И. В. Соснина. - Благовещенск, 1962.

42.Соснина, И. В. Критика идеологии современного христианского сектантства по материалам Амурской области / И. В. Соснина. - М., 1963.

43.Узков, И. Классовый враг под прикрытием религии / И. Узков // Тихоокеанское Знамя. - 1929.

- 5 апр. - С. 3.

44.Узков, И. Против религии за воинствующее безбожие / И. Узков. - Владивосток, 1930

45.Узков, И. Староцерковники, обновленцы, григорьевцы / И. Узков // Антирелигиозник. - 1938.

- № 4. - С. 34-40.

46.Урсынович, С. Религиозные и антирелигиозные движения на Сахалине / С. Урсынович // Антирелигиозник. - 1931. - № 11. - С. 24-30.

47.Флеров, В. С. Борьба за ослабление влияния на трудящихся церковников и сектантов / В. С. Флеров // Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск, 1973. - Т. 1. - С. 167172.

48.Флеров, В. С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 19181923 гг. / В. С. Флеров // Учен. зап. Том. ун-та. - 1959. - № 37. - С. 71-133.

49.Флеров, В. С. Строительство советской власти и борьба с иностранной экспансией на Камчатке / В. С. Флеров. - Томск, 1964. - 180 с.

50.Ципкин, Ю. Н. Белое движение на Дальнем Востоке (1920-1922 гг.) / Ю. Н. Ципкин. - Хабаровск, 1996. - 195 с.

51.Шеховцова, Л. Д. Партийное руководство антирелигиозной пропагандой на Дальнем Востоке в годы восстановления народного хозяйства (1922-1925 гг.) / Л. Д. Шеховцова // Партийные организации Дальнего Востока в авангарде борьбы за построение социализма и коммунизма. - Хабаровск, 1974. - С. 268-289.

52.Шильдяшов, И. М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание / И. М. Шильдяшов. - Новосибирск, 1982. - 208 с.

53.Эйгорн, И. Д. К вопросу о реакционной роли сектантства в период массовой коллективизации / И. Д. Эйгорн // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. - Владивосток, 1965. - Вып. 3. -С. 74-78.

Сведения об авторе

Федирко Оксана Петровна - доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Владивосток, Россия. [email protected]

Magistra Vitae. 2017. No 1. P. 125-134.

HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF STATE AND CONFESSIONAL RELATIONS IN THE SPHERE OF EDUCATION IN THE USSR FAR EAST

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O. P. Fedirko

Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Vladivostok, Russia.

[email protected]

The history of state and confessional relations in the sphere of education and propaganda in the Far East of the USSR was studied by Soviet propagandists, researchers and politicians. There are two stages in the regional historiography of the problem under study: the first one includes the period from 1920 to 1939, and the second one lasted from the 1950s to the early 1980s. The researches paid attention to this problem in the 1920-1930s due to the necessity of atheistic propaganda. They considered antireligious component of school syllabus as necessary to develop materialistic view on the nature and the world around, which facilitated creating a new man. The Soviet historiography of the 1950s - mid 1980s considered antireligious propaganda as means of ideological fight for materialistic worldview. The article aims to make a short overview of the publications devoted to religious policy in the Far East of the USSR, antireligious propaganda and antireligious activity of public organizations and the Party structures, and the reform of education.

Keywords: historiography, state and confessional relations, education, antireligious propaganda, religious life, the Far East of the USSR.

References

1. Abrosenko K. Religija na sluzhbe kontrrevoljucii Sibiri [Religion in the service of the counterrevolution in Siberia]. Irkutsk, 1938. 112 p. (In Russ.).

2. Bakaev Ju.N. Voprosy nauchnogo ateizma v kurse istorii KPSS [Questions of scientific atheism in the course of the history of the CPSU]. Habarovsk, 1988. (In Russ.).

3. Balalaeva N.M. Amurskoe molokanstvo v period 1905-1917 gg. [Amour molokanstvo between 1905— 1917]. Voprosy istorii [Questions of History], iss. 1. Habarovsk, 1972. Pp. 188—217. (In Russ.).

4. Balalaeva N.M. Istorija religioznogo sektantstva na Dal'nem Vostoke SSSR (1859-1936) [History of religious sectarianism in the far east of the USSR (1859—1936)]. Moscow, 1971. 36 p. (In Russ.).

5. Balalaeva N.M. O bor'be religioznogo sektantstva protiv kolhoznogo dvizhenija na Dal'nem Vostoke SSSR [About the fight against religious sectarianism against collective motion in the far east of the USSR]. Iz istorii bor'by za sovetskuju vlast' i socialisticheskoe stroitel'stvo na Dal'nem Vostoke [From the history of the struggle for Soviet power and socialist construction in the Far East]. Habarovsk, 1965. (In Russ.).

6. Balalaeva N.M. Upadok religioznogo sektantstva na Dal'nem Vostoke v uslovijah stroitel'stva i po-bedy socializma [The decline of religious sectarianism in the far East in terms of construction and the victory of socialism]. Voprosy istorii [Questions of History], iss. 1. Habarovsk, 1972. Pp. 110—128. (In Russ.).

7. Baptisty na Dal'nem Vostoke [Baptists in the far East]. Slovo Istiny [Word of Truth], 1921, no. 5—6, pp. 7—9. (In Russ.).

8. Bezbozhnik. Sektanty v Dal'nevostochnom krae [Sectarians in the far eastern province]. Antireli-gioznik [Antireligionic], 1927, no. 8, pp. 18—25. (In Russ.).

9. Beljavskaja L.B., Prihod'ko L.I. Iz istorii anticerkovnoj bor'by dal'nevostochnogo krest'janstva v 1905—1917 gg. [From the history of the struggle of the peasantry the far anticerkovnoj 1905—1917]. Revolju-cionnoe dvizhenie v Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Revolutionary movement in Siberia and the Far East], iss. 4. Tomsk, 1967. Pp. 27—33. (In Russ.).

10.Vajnshtejn S. Sektantskoe dvizhenie v gorode Vladivostoke [The sectarian movement in Vladivostok]. Antireligioznik [Antireligionic], 1932. no. 7—8, pp. 56—64. (In Russ.).

11.Vasil'evskij R.S. O religii i sektantstve [Religion and sektantstve]. Magadan, 1959. 44 p. (In Russ.).

12.Dubjaga Je.I. Bor'ba amurskih kommunistov za molodezh' protiv melkoburzhuaznyh partij (19201922 gg.) [Fighting for Communist Youth against Amur Petit bourgeois parties (1920—1922)]. Blagoveshchensk, 1969. Pp. 147—160. (In Russ.).

13.Dubjaga Je.I. Bor'ba amurskih kommunistovprotiv nacionalisticheskih i religioznyh vlijanij na molo-dezh' (1920-1922 gg.) [Fight the Amur Communists against nationalist and religious influences on young people (1920-1922)]. Blagoveshchensk, 1970. Pp. 147-160. (In Russ.).

14.Dubjaga Je.I. Kommunisticheskajapartija - organizator i rukovoditel' komsomola Dal'nevostochnoj respubliki (1920-1922 gg.) [The Communist Party-Komsomol Organizer and leader of the far Eastern Republic (1920-1922)]. Vladivostok, 1974. 24 p. (In Russ.).

15.Evtushevskij A.G. «Hristianskij sojuz molodyh ljudej» - orudie ideologicheskoj intervencii SShA na sovetskom Dal'nem Vostoke (1917-1922 gg.) [Young men's Christian Association-United States intervention ideological weapon for the Soviet far East (1917-1922)]. Iz istorii rabochego klassa i krest'janstva Dal'nego Vostoka [From the history of the working class and the peasantry of the Far East], vol. 101. Vladivostok, 1975. Pp. 22-28. (In Russ.).

16.Evtushevskij A.G. Blagotvoritel'nye organizacii SShA na Dal'nem Vostoke (1918-1922) [Charities United States in the far East (1918-1922)]. Grazhdanskaja vojna na Dal'nem Vostoke Rossii: itogi i uroki [Civil war in the Far East of Russia: results and lessons]. Blagoveshchensk, 2002. Pp. 44-46. (In Russ.).

17.Evtushevskij A.G. Bor'ba rabochego klassa protiv ideologicheskoj intervencii SShA na Dal'nem Vostoke (1918-1922) [The struggle of the working class against the ideological intervention of United States in the far East (1918-1922)]. Iz istorii rabochego klassa i krest'janstva Dal'nego Vostoka [From the history of the working class and the peasantry of the Far East]. Vladivostok, 1980. Pp. 69-81. (In Russ.).

18.Evtushevskij A.G. Ideologicheskaja intervencija SShA na Sovetskom Dal'nem Vostoke i bor'ba s nej (1917-1922 gg.) [United States intervention ideological on the Soviet far East and combat (1917-1922)]. Tomsk, 1980. 25 p. (In Russ.).

19.Evtushevskij A.G. Razoblachenija bol'shevistskoj i profsojuznoj pechat'ju Dal'nego Vostoka ideologicheskoj intervencii SShA (1918-1922 gg.) [Exposing Bolshevik and Union printing United States intervention ideological far East (1918-1922)]. XXVIIs#ezdKPSS iproblemy razvitija Dal'nego Vostoka SSSR i zarubezhnyh gosudarstv Azii [XXVII Congress of the CPSU and the problems of the development of the Far East of the USSR and foreign countries in Asia], iss. II. Vladivostok. 1986. Pp. 15-17. (In Russ.).

20.Zaporozhchenko I. Sektantskoe mrakobesie na Dal'nem Vostoke [Sectarian obscurantism in the far East]. Bezbozhnik [Bezbozhnik], 1933, no. 17, pp. 14-15. (In Russ.).

21.Kolbin A. Shkola i religija [School and religion]. Na kul'turnom fronte [On the cultural front], 1928, no. 3, pp. 34-39. (In Russ.).

22.Kubrjak V.N., Nikolaev N.M. Vospityvaja ateistov [Nurturing atheists]. South Sakhalinsk, 1984. (In Russ).

23.Kuznecov M. Protiv politicheskoj bespechnosti i blagodushija v bor'be s religion [Against political carelessness and complacency in the fight against religion]. Tihookeanskaja zvezda [Pacific Star], 1937, June 22, p. 2. (In Russ.).

24.Kuznecov M.S. Bor'ba partijnyh organizacij Dal'nego Vostoka za stanovlenie sovetskoj kul'tury (1922-1927gg.) [The struggle of the party organizations in the far East for the formation of the Soviet culture (1922-1927)]. Tomsk, 1978. 200 p. (In Russ.).

25.Kuznecov M.S., Prihod'ko L.I. Iz istorii ateisticheskogo vospitanija trudjashhihsja dal'nego Vostoka (1920-1932 gg.) [From the history of atheistic education workers of the far East (1920-1932)]. Socialis-ticheskoe i kommunisticheskoe stroitel'stvo v Sibiri [Socialist and communist construction in Siberia], iss. 4. Tomsk, 1967. Pp. 155-173. (In Russ.).

26.Kusakin A.A. Stanovlenie i razvitie massovogo ateizma na Dal'nem Vostoke SSSR [Formation and development of mass of atheism in the far east of the USSR]. Leningrad, 1983. 19 p. (In Russ.).

27.Lentin V.N. Kritika metodologii baptistskogo propovednichestva [Criticism of methodology Baptist Apostolic]. Iz istorii revoljucionnogo dvizhenija Primor'ja, dejatel'nosti partijnyh i komsomol'skih organizacij Dal'nego Vostoka [From the history of the revolutionary movement of Primorye, the activities of party and Komsomol organizations of the Far East]. Vladivostok, 1973. Pp. 104-113. (In Russ.).

28.Lobazov P.K. Antisovetskij cerkovnyj front - organicheskaja chast' zagovora vrazhdebnyh sil protiv Sovetskoj respubliki [Anti-Soviet Church front-organic part of the plot of the hostile forces against the Soviet Republic]. Obshhestvennye nauki [Social Sciences]. Vladivostok, 1971. Pp. 113-181. (In Russ.).

29.Lobazov P.K. Velikaja Oktjabr'skaja socialisticheskaja revoljucija i duhovnoe osvobozhdenie mass [Velikaya Oktyabr'skaya sotsialisticheskaya revolyutsiya and spiritual liberation of the masses]. Metodologi-ja issledovanijpoproblemam istorii i kul'tury narodov Dal'nego Vostoka. Doklady i soobshhenija, prochi-

tannye na ideologicheskoj konf. vo Vladivostoke v ijune 1977 g. i na sessii VIdal'nevostochnyh istoricheskih chtenij [Methodology of Studies on the Problems of the History and Culture of the Peoples of the Far East. Reports and reports read on the ideological conf. In Vladivostok in June 1977 and at the session of the VI Far Eastern historical readings]. Vladivostok, 1978. Pp. 48-53. (In Russ.).

30.Lobazov P.K. Bor'ba partii za ateisticheskoe vospitanie trudjashhihsja mass v 1917-1925 gg. [The struggle of the party for atheistic upbringing of the working masses in 1917-1925]. Obshhestvennye nauki [Social Sciences]. Vladivostok, 1971. Pp. 3-60. (In Russ.).

31.Lobazov P.K. Iz istorii cerkovnoj kontrrevoljucii [From the history of the Church of counter-revolution]. Voprosy istorii Sovetskogo Dal'nego Vostoka [Questions of the history of the Soviet Far East], iss. 3. Vladivostok, 1965. Pp. 133-160. (In Russ.).

32.Malovechkin A. Lektorskaja gruppa bezbozhnikov [Sir, the Group of atheists]. Antireligioznik [Antireligionic], 1929, no. 12, pp. 100-101. (In Russ.).

33.Nafan. Vesti iz Dal'nego Vostoka [News from the far East]. Baptist [Baptist], 1928, no. 4, pp. 3-5. (In Russ).

34.Ot Predsedatelja Sojuza Baptistov SSSR [From The President Of The Baptist Union Of The USSR]. Baptist [Baptist], 1925, no. 2, p. 2. (In Russ.).

35.Otchet godovogo s#ezda DVS EHB [Report of the annual Congress of the DVS of ECB]. Golos hris-tianskoj molodezhi [Voice of Christian Youth], 1922, no. 1-2. (In Russ.).

36.Pishelko P. Eshhe raz ob antireligioznoj propaganda [Once again about the anti-religious propaganda]. Tihookeanskaja Zvezda [Pacific Star], 1937, September 2, p. 3. (In Russ.).

37.Podol'skij I. Ob antireligioznoj rabote v DVK [About the anti-religious work in DCK]. Antireligioznik [Antireligionic], 1932, no. 1, pp. 39-40. (In Russ.).

38.Prihod'ko L.I. Iz istorii ateisticheskogo vospitanija trudjashhihsja Dal'nego Vostoka (1917-1925) [From the history of atheistic education workers of the far East (1917-1925)]. Trudy Moskovskogo gosu-darstvennogo istoriko-arhivnogo universiteta [Proceedings of the Moscow State Historical and Archival University], vol. 3. Moscow, 1967. Pp. 135-158. (In Russ.).

39.Prihod'ko L.I. Reakcionnaja rol' Russkoj pravoslavnoj cerkvi na Dal'nem Vostoke (1917-1922 gg.) [The reactionary role of the Russian Orthodox Church in the far East (1917-1922)]. Voprosy istorii Sovetskogo Dal'nego Vostoka [Questions of the History of the Soviet Far East], iss. 3. Vladivostok, 1965. Pp. 126127. (In Russ.).

40.Sachkova L.I. Iz istorii ateisticheskogo vospitanija trudjashhihsja Dal'nego Vostoka (1917-1925) [From the history of atheistic education workers of the far East (1917-1925)]. Moscow, 1969. 24 p. (In Russ).

41.Sosnina I.V. Pravda ob amurskih sektantah [The truth about the Amur sect members]. Blagoveshchensk, 1962. (In Russ.).

42.Sosnina I.V. Kritika ideologii sovremennogo hristianskogo sektantstva po materialam Amurskoj oblasti [Critique of the ideology of the modern Christian sectarianism on materials of the Amur region]. Moscow, 1963. (In Russ.).

43.Uzkov I. Klassovyj vrag pod prikrytiem religii [Class enemy under the guise of religion]. Tihookeans-koe Znamja [Pacific Banner], 1929, April 5, p. 3. (In Russ.).

44.Uzkov I. Protiv religii za voinstvujushhee bezbozhie [Against religion for hawkish impiety]. Vladivostok, 1930. 68 p. (In Russ.).

45.Uzkov I. Starocerkovniki, obnovlency, grigor'evcy [Staro tserkovniki, revivalists, Grigorevtsy]. Antireligioznik [Antireligionic], 1938, no. 4, pp. 34-40. (In Russ.).

46.Ursynovich S. Religioznye i antireligioznye dvizhenija na Sahaline [Religious and anti-religious movements on Sakhalin]. Antireligioznik [Antireligionic], 1931, no. 11, pp. 24-30. (In Russ.).

47.Flerov B.C. Bor'ba za oslablenie vlijanija na trudjashhihsja cerkovnikov i sektantov [The fight for the easing effect on workers, churchmen and sectarians]. Dal'nij Vostok v period vosstanovlenija narodnogo hozjajstva [The Far East in the period of the restoration of the national economy], vol. 1. Tomsk, 1973. Pp. 167-172. (In Russ.).

48.Flerov B.C. Kontrrevoljucionnaja rol' cerkovnikov i sektantov na Dal'nem Vostoke v 1918-1923 gg. [The fight for the easing effect on workers, churchmen and sectarians]. Uchenye zapiski Tomskogo universiteta [Scientific notes of Tomsk University], 1959, no. 37, pp. 71-133. (In Russ.).

49.Flerov V.S. Stroitel'stvo sovetskoj vlasti i bor'ba s inostrannoj jekspansiej na Kamchatke [Counterrevolutionary role of churchmen and sectarians in the far East in 1918-1923]. Tomsk, 1964. 180 p. (In Russ.).

50.Cipkin Ju.N. Beloe dvizhenie na Dal'nem Vostoke (1920-1922 gg.) [White movement in the Russian Far East (1920-1922)]. Habarovsk, 1996. 195 p. (In Russ.).

51. Shehovcova L.D. Partijnoe rukovodstvo antireligioznoj propagandoj na Dal'nem Vostoke v gody voss-tanovlenija narodnogo hozjajstva (1922-1925 gg.) [Party leadership anti-religious propaganda in the far East during the years of the restoration of the national economy (1922-1925)]. Partijnye organizacii Dal'nego Vostoka v avangarde bor'by za postroenie socializma i kommunizma [Party organizations of the Far East in the vanguard of the struggle for the building of socialism and communism]. Habarovsk, 1974. Pp. 268-289. (In Russ.).

52.Shil'djashov I.M. Religija v Sibiri i ateisticheskoe vospitanie [Religion in Siberia and atheistic education]. Novosibirsk, 1982. 208 p. (In Russ.).

53.Jejgorn I.D. K voprosu o reakcionnoj roli sektantstva v period massovoj kollektivizacii [To the question about the reaction of the role of sectarianism between mass collectivization]. Voprosy istorii Sovetskogo Dal'nego Vostoka [Questions of the History of the Soviet Far East], iss. 3. Vladivostok, 1965. Pp. 74-78. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.