Научная статья на тему 'Субъектно-ориентированный подход к управлению рисками в таможенном деле в Российской Федерации'

Субъектно-ориентированный подход к управлению рисками в таможенном деле в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Анастасия Алексеевна

В настоящее время основной задачей таможенных органов является контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенного законодательства, но вместе с тем существует необходимость упрощения и ускорения таможенных операций, с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Важнейшую роль в этом играет система управления рисками (СУР). В статье рассматривается вопрос развития субъектно-ориентированного подхода в СУР. Приведен анализ результатов его применения по данным таможенной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектно-ориентированный подход к управлению рисками в таможенном деле в Российской Федерации»

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карпова А. А.

Карпова Анастасия Алексеевна / Кагрсуа Апа.1а.гуа А1ек.ееупа — студент, специальность: таможенное дело, кафедра финансового права и таможенной деятельности, Юридический институт Владимирский государственный университет им. ААлександра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в настоящее время основной задачей таможенных органов является контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенного законодательства, но вместе с тем существует необходимость упрощения и ускорения таможенных операций, с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Важнейшую роль в этом играет система управления рисками (СУР). В статье рассматривается вопрос развития субъектно-ориентированного подхода в СУР. Приведен анализ результатов его применения по данным таможенной статистики.

Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, субъектно-ориентированный подход.

Система управления рисками (далее СУР) в таможенном деле позволяет достичь оптимального баланса между содействием внешнеторговой деятельности и таможенным контролем. Целью реализации СУР является определение объектов, подлежащих таможенному контролю, форм и степени проведения таможенного контроля.

В соответствии с главой 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года и разделом 3 Таможенного кодекса Таможенного союза основными принципами таможенного контроля являются принципы выборочности и достаточности. В целях реализации этих принципов в таможенных органах получил дальнейшее развитие субъектно-ориентированный подход к анализу и управлению рисками на основе отраслевого и автоматизированного категорирования участников ВЭД, который позволяет создавать благоприятные условия осуществления ВЭД.

В таможенных органах действует система категорирования участников внешнеэкономической деятельности - «зеленый сектор». «Зеленый сектор» - это отбор добросовестных участников ВЭД, которых можно контролировать выборочно [1, с. 154]. Формируется он по двум принципам. Отраслевой (заявительный) принцип применяется к крупным промышленным предприятиям и предусматривает заявительный порядок обращения в таможенные органы организаций, в отношении которых определяется степень выборочности применения мер по минимизации рисков. Второй принцип - это субъектно-ориентированное категорирование импортеров [2, с. 186]. При втором принципе таможенные истории всех компаний анализируются по определенным критериям, которые рассчитываются автоматически. По результатам определяются компании, в деятельности которых не выявлено рисков. Указанный субъектно-ориентированный подход при осуществлении таможенного контроля в настоящее время активно развивается во всем мире.

Результатом применения субъектно-ориентированного подхода стало сокращение к концу 2015 года срока выпуска товаров, декларируемых участниками ВЭД с «низким уровнем риска», до 2 часов 47 минут, при плановом значении - в течение 4 часов с момента регистрации

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017 | 38 |

таможенной декларации [3, с. 19]. В отношении участников ВЭД с «низким уровнем риска» уменьшилось количество применяемых форм таможенного контроля. Так, к концу 2015 года таможенный досмотр проводился лишь в отношении 1,1% товарных партий, таможенная экспертиза - 0,4% товарных партий, запрос дополнительных документов в отношении 8,7% от общего количества товарных партий, оформленных данной категорией лиц. Однако в целом в результате применения СУР доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 22,3% в 2014 году до 33,4% в 2015 году. По итогам 2015 года было дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 19 млрд рублей [3, с. 22].

Таким образом, применение субъектно-ориентированного подхода создаёт благоприятные условия, как для развития производства, так и для увеличения объёмов торгового оборота, без снижения эффективности таможенного контроля при минимальных затратах имеющихся ресурсов.

Литература

1. Ершов А. Д., Завьялова О. В. Система управления рисками в таможенном деле. Учебник СПб.: РИО СПб филиал РТА, 2013. 401 с.

2. Костин А. А. Управление рисками в таможенном деле: Учебное пособие. Белгород, 2013. 276 с.

3. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://searchxustoms.ru/mdex.php?optюn=com_content&view= artide&id=7995&Itemid=1845/ (дата обращения: 12.12.2016).

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ ТРАНСПОРТА Жариков В. В.

Жариков Владислав Викторович / Zharikov Vladislav Victorovich — студент, кафедра логистики и управления цепями поставок, Институт отраслевого менеджмента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы выбора транспортных средств для перевозки крупногабаритных и малогабаритных грузов и их эксплуатационные условия. Наземный автотранспорт является основой статьи, но также затронут железнодорожный транспорт для большей объективности исследования. Также в статье будет рассмотрен выбор собственной доставки груза и аутсорсинг, плюсы и минусы данной альтернативы и стоимость их реализации для компании. Для описания расценок на перевозки и обслуживание транспорта использован личный опыт профессиональной работы автора в логистической компании «Евраз-Логистик», а также службах доставки и снабжения таких фирм как «Шатурская Фабрика Мягкой Мебели», «МБ-ритейл», «Шатура Мебель», «ЛИДЕР». Ключевые слова: логистика, транспорт, предприятие, промтоварный фургон, седельный тягач, полуприцеп, расценки, затраты, издержки, стоимость.

Исследовательские материалы получены автором при выполнении планов НИОКР и НИРС в научной школе кафедры логистики в процессе обучения в бакалавриате по специальности отраслевой менеджмент ГУУ [1-4]. На грузовой транспорт приходится в настоящее время огромная нагрузка по перемещению товарных грузов в товаропроводящих сетях [5], в региональной [6-8] национальной [9, 10], трансграничной [11, 12], международной логистике пространств и границ [13, 14] с использованием теоретических основ единства логистических, финансовых, транспортно-кинетических процессов и операций [15].

Грузовой транспорт сегодня - одна из самых динамично развивающихся отраслей рынка. Данный вид транспорта крепко укоренился в нашей жизни, поскольку перевозки нужны в каждой отрасли рынка и в любом государстве. Без своевременной доставки материалов, не будет в срок сдан ни один строительный объект, не будут пополнены полки продуктовых магазинов и товарные стеллажи торговых центров. Перевозки необходимы любому обществу. Но часто перед компаниями встает вопрос: а какой вид транспорта и транспортного средства использовать? И это правильный вопрос. Всего существует три вида перевозок: по воздуху, морю и суше. Здесь в данной работе мы

| 39 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.