Научная статья на тему 'Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования'

Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS MANAGEMENT / "ДОРОЖНАЯ КАРТА" / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / CUSTOMS CONTROL EFFICIENCY / ROAD MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якушевская Елена Анатольевна, Брух Ксения Сергеевна

Рассматривается стратегический документ, определяющий направления по повышению эффективности таможенного администрирования, - «дорожная карта»; показаны мероприятия, способствующие усовершенствованию таможенных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якушевская Елена Анатольевна, Брух Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk Management System development as the factor in increasing of efficiency of customs management

The article considers the Road Map, strategic document that defines the ways of increasing efficiency of customs management, and shows the activities that contribute to the development of customs procedures.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543 ББК 65.428-09

Е.А. ЯКУШЕВСКАЯ, К.С. БРУХ

Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования

Рассматривается стратегический документ, определяющий направления по повышению эффективности таможенного администрирования, - «дорожная карта»; показаны мероприятия, способствующие усовершенствованию таможенных операций.

Ключевые слова: система управления рисками, таможенное администрирование, «дорожная карта», информационные технологии, эффективность таможенного контроля.

Е.А. Yakushevskaya, K.S. Brukh

Risk Management System development as the factor in increasing of efficiency of customs management

The article considers the Road Map, strategic document that defines the ways of increasing efficiency of customs management, and shows the activities that contribute to the development of customs procedures.

Key words: Risk Management System, customs management, Road Map, information technologies, customs control efficiency.

Повышение эффективности таможенного администрирования предполагает комплекс мер по совершенствованию таможенных операций и развитию таможенных технологий.

Важнейшим стратегическим документом, определяющим направления по повышению эффективности таможенного администрирования, является план мероприятий «дорожная карта», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р [3].

«Дорожная карта» призвана упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза

ЯКУШЕВСКАЯ Елена Анатольевна — доцент кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

БРУХ Ксения Сергеевна — студентка 5 курса факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

56

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации, усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, «прозрачными», менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров под таможенную процедуру.

Целями «дорожной карты» являются:

— сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и применения таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию и их вывозе с таможенной территории;

— сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения действия процедур экспорта и ввоза для внутреннего потребления;

— сокращение сроков прохождения всех таможенных формальностей, связанных с ввозом товаров на таможенную территорию и их вывозом с таможенной территории;

— сокращение доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке;

— внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и их вывозом до минимальных значений [3].

Для выполнения вышеуказанных целей утвержден детальный план, который включает в себя следующие мероприятия.

1. Использование предварительной информации (ПИ) в рамках системы управления рисками для принятия решения о выпуске товаров, предполагающее модернизацию программных средств.

Необходимость проведения данного мероприятия обуславливается возможностью выявлять риски до непосредственного ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и направлена на создание условий для минимизации угроз безопасности и на обеспечение выпуска товаров в более короткие сроки [5].

2. Внедрение технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров, путем внесения изменений в таможенное законодательство; определение случаев и возможности принятия решения без участия должностных лиц; модернизация программных средств.

До настоящего времени осуществляется процесс дублирования электронных документов бумажными носителями. К 2014 г. планировалось исключить подачу декларации на товар и документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации, в письменном виде, но пока исключено дублирование документов только в отношении тех товаров, которые не попадают под действие профилей риска.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

57

Предполагается, что реализация механизма автоматического выпуска будет осуществляться на данный момент только в отношении «некритичных» товаров, т. е. тех, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях. В свою очередь, это теоретически позволит таможенникам сфокусироваться на поставках, в отношении которых выявлены риски.

К 2018 г. планируется создание единого информационного пространства, которое позволит проверять документы и сведения специальным программным средством.

Возможный алгоритм действия этой системы представлен на рисунке:

Подача и прием ЭДТ и документов, на основании которых заполнена таможенная декларация

Форматно-логический контроль электронных копий таможенных документов

Проверка условий и регистрация ЭДТ

Использование программных средств:

ПЗ «Сервис выявления рисков»

Г ПЗ «Сервис автоматизированной проверки документов и сведений»

Рис. Возможная принципиальная схема автоматического выпуска товаров

Единое информационное пространство позволит сократить время совершения всех таможенных формальностей и расширит возможности применения автоматического выпуска товаров на все пространство Таможенного союза.

58

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Реформирование СУР для расширения возможностей по автоматическому выпуску товаров заключается в следующем:

— комплексный анализ цепочки поставки с использованием СУР;

— выявление условий и обстоятельств, при которых поставка будет являться наименее «рисковой»;

— применение субъектного подхода при оценке степени риска;

— применение отраслевого подхода при оценке степени риска;

— разработка и модернизация необходимого программного обеспечения;

— разработка нормативной правовой базы.

Реализация данной технологии непроста и весьма противоречива. Затруднения по внедрению единого информационного пространства в Таможенный союз обуславливается расхождением в национальных законодательствах государств - членов Таможенного союза. Федеральная таможенная служба России в настоящий момент проводит ряд подготовительных мероприятий [1].

3. Использование ценовой информации, основанной на экономическом анализе, при установлении индикаторов ценовых профилей риска, формирование индикаторов риска по направлению контроля таможенной стоимости товаров с использованием метода экспертной оценки ценовой информации.

Применительно к контролю таможенной стоимости в России СУР используется для оценки достоверности заявляемой декларантами таможенной стоимости товаров. В настоящее время в качестве основного индикатора риска заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости таможенными органами используется ценовой показатель товара, так называемый контрольный уровень.

По данным ФТС России, профили рисков, разрабатываемые по направлению контроля таможенной стоимости, служат в качестве одного из действенных инструментов контроля достоверности заявления сведений о таможенной стоимости, о чем свидетельствует общее повышение индекса таможенной стоимости по группам товаров, включаемых в область риска [2].

4. Применение отраслевого подхода в рамках системы управления рисками, а именно: разработка и утверждение единообразного порядка применения отраслевого подхода в рамках СУР; автоматизация процессов использования выборочного применения мер по минимизации рисков в отношении организаций, на которые распространяется действие отраслевого подхода в рамках СУР. Таможенные органы России осуществляют мероприятия по формированию по отраслям перечней конкретных лиц, освобождающихся от применения ряда форм таможенного контроля. Так, в «зеленый коридор» уже попали импортеры мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, предприятия-производители собственной продукции, а также экспортеры собственной продукции [8].

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

59

Деятельность таможенных органов направлена на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Российской Федерации. Федеральная таможенная служба принимает необходимые меры по сокращению сроков совершения таможенных операций, а также по их упрощению.

В частности, приказом ФТС России от 04.02.2013 № 202 был утвержден Порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочное™ применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность (далее - Порядок) [6].

Порядок предусматривает осуществление должностными лицами таможенных органов выборочного контроля в отношении товаров, перемещаемых крупными производственными предприятиями, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска возможного нарушения таможенного законодательства. Предприятия и организации, осуществляющие производственную деятельность и соответствующие всем критериям, указанным в Порядке, могут обратиться в ФТС России с заявлением о принятии решения об определении степени выборочности таможенного контроля в отношении перемещаемых ими товаров.

В отношении товаров предприятий и организаций, по которым ФТС России принято Решение об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков, не применяются меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, - принятие решений по применению форм таможенного контроля осуществляется структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации по отдельным направлениям.

Решение о выборочности таможенного контроля в отношении крупных производственных компаний принимается в случае выполнения ими установленных критериев. Кроме предусмотренных критериев выборочности участников ВЭД, такие меры по минимизации рисков, как отбор проб и образцов, таможенная экспертиза товаров, таможенная экспертиза документов, таможенная экспертиза средств идентификации товаров, запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах, выставление требования декларанту о предоставлении оригиналов документов, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме), будут применяться в соответствии с профилями рисков только на основании генератора случайных чисел.

При этом действие Порядка не распространяется на применение таможенными органами в следующих случаях минимизации рисков: на основании срочных профилей рисков, а также профилей рисков, применяемых на основании информации правоохранительных подразделений таможенных органов, либо при наличии информации или обоснованных сомнений, что заявленные сведения о ввозимых товарах являются недостоверными [6].

60

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

5. Категорирование участников ВЭД в СУР, включающее разработку и утверждение технологии категорирования участников ВЭД на основе критериев, характеризующих их внешнеэкономическую деятельность.

Согласно приказу ФТС России от 07.09.2012 № 1809 [7] в таможенных органах, в соответствии с Временным порядком, с 1 мая по 1 сентября 2013 г. проводилось экспериментальное категорирование участников внешнеэкономической деятельности (далее - Эксперимент). При этом организации, осуществляющие декларирование товаров, в целях дифференцирования мер таможенного контроля как на этапе таможенного декларирования, так и после выпуска товаров, относились к определенным группам (категориям) в зависимости от уровня риска, характеризующего вероятность нарушения таможенного законодательства Таможенного союза или законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Категорирование происходило при минимальном участии должностных лиц таможенных органов, что позволило исключить субъективизм и ошибки, и носило заявительный характер со стороны участников ВЭД [7].

Дифференциация участников ВЭД дает возможность отделить законопослушных лиц от потенциальных нарушителей, сократив контрольные операции в отношении первой категории, при этом усиливая контроль над второй группой. Необходимо отметить, что так называемый системный подход к категорированию участников ВЭД при осуществлении таможенного контроля в настоящее время активно развивается во всем мире.

Существующий порядок действий должностных лиц таможенных органов при применении СУР закреплен в приказе ФТС России от 26.06.2013 № 1186 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» [9]. Он регулирует порядок передачи, согласования профилей рисков, а также устанавливает лиц, ответственных за реализацию положений, установленных приказом.

Основным направлением развития СУР на современном этапе является дальнейшая автоматизация. Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. для полномасштабного внедрения технологий автоматического выпуска товаров определен срок - январь 2018 г. Данная технология невозможна без решения задач в части оптимизации форм таможенного контроля и модернизации существующих программных средств путем внедрения модулей автоматической оценки уровня риска и принятия решения о применении форм таможенного контроля или о выпуске товаров [4].

Таким образом, дальнейшее развитие СУР закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации как неотъемлемый элемент таможенного контроля, позволяющий вывести его на новый уровень.

Таким образом, повышение эффективности СУР предполагает наличие таких этапов, как использование предварительной информации, внедрение технологии автоматического принятия решения о выпуске товаров, применение отраслевого и субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

61

Список литературы

1. Автоматический выпуск - будущее электронного декларирования [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/analytics/research/5272-avtovipusk-fts.html

2. Контроль таможенной стоимости товаров в свете вступления России в ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/ 2012/12/28/0005

3. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» [Электронный ресурс]: распоряжение правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152765/

4. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р. URL: http://www.consultant.ru/

5. Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 05.07.2012 № 1345. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_132352/

6. Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени вы-борочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 04.02.2013 № 202. URL: http://www.consultant.ru/

7. Об утверждении Временного порядка категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 07.09.2012 № 1809. URL: http://www.garant.ru

8. Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выбороч-ности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз товаров, классифицируемых в товарной группе 03, товарных позициях 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 ТН ВЭД ТС (в ред. приказа ФТС России от 26.11.2013 N 2226) [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 26.06.2013 № 1179. URL: http://www.consultant.ru/

9. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 26.06.2013 № 1186.URL: http://www.customs-code. ru/sysrisk/10892-prikazfts1186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.