Научная статья на тему 'Субъектно-нравственный подход к формированию гражданской грамотности студента колледжа'

Субъектно-нравственный подход к формированию гражданской грамотности студента колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ГРАЖДАНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / ФУНКЦИЯ / ПОДХОД / STUDENT / CIVIL LITERACY / CONSOLIDATION / VALUE / FUNCTION / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джаббаров В. Х.

В статье в контексте функций структурных компонентов гражданской грамотности студента раскрываются сущность и содержание субъектно-нравственного подхода к формированию гражданской грамотности студента колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT AND VALUE APPROACH TO COLLEGE STUDENT'S CIVIL LITERACY DEVELOPMENT

The article reveals the essence and content of the subject and value approach to student's college civil literacy development in the context of functions of student's civil literacy structural components.

Текст научной работы на тему «Субъектно-нравственный подход к формированию гражданской грамотности студента колледжа»

УДК 37.013.78

СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА

© 2011 В.Х.Джаббаров

Поволжский государственный колледж

Статья поступила в редакцию 20.10.2011

В статье в контексте функций структурных компонентов гражданской грамотности студента раскрываются сущность и содержание субъектно-нравственного подхода к формированию гражданской грамотности студента колледжа.

Ключевые слова: студент, гражданская грамотность, консолидация, ценность, функция, подход.

Стратегия деятельности преподавателя колледжа должна осуществляться в русле ориентации студентов на строительство гражданского общества. В такой стратегии высвечивается педагогическая задача - формирование гражданской грамотности студентов. Решение данной задачи осуществляется в определенных обстоятельствах, которые преподаватель и студенты застают в готовом виде. Деятельность, используя эти обстоятельства, как подчеркивает В.Н.Сагатовский, реализует исходные, априорные по отношению к настоящему и будущему интенции субъекта. Сами по себе обстоятельства ничто, если их не благословили ценности, но и ценности - ничто, если они принципиально нереализуемы в данных обстоятельствах1. В ценностях содержится не только ответ на вопрос о смысле жизни, о предназначении человека. Ценность, как подчеркивает Б.С.Братусь, создает образ, эскиз будущего, ту перспективу развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации2. В ценности заключен образ не просто человека, «каков он есть здесь и теперь, но каков он должен быть в свете морального закона»3.

Ценности выполняют функцию побуждения студентов к нравственности, поскольку уважение человека таким, каким он должен быть в свете морального закона, «есть не побуждение к нравственности, а сама нравственность, если рассматривать его субъективно как мотив»4.

Джаббаров Виталий Хамракулович, преподаватель информатики. E-mail: oksana_1970@mail.ru

1 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. - Ч. 3. - Антропология. - СПб.: 1999. - С. 39 - 40.

2 Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). - М.: 1985. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3). - С. 31.

3 Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: 1998. - С. 6.

4 Кант И. Критика практического разума. - СПб.:

1995. - С. 186 - 187.

Однако ценности, к которым преподаватель приобщает студентов, освоение которых он организует в ценностно-ориентационной деятельности, не только задают перспективу развития личности студента, но и, как подчеркивает И.И.Докучаев, дают человеку модели деятельности (гражданской деятельности. - В.Д.), которые необходимо реализовывать для того, чтобы его бытие, история выражала именно его сущность. Ценности - ключевая форма всей человеческой деятельности5. Именно ценности, являясь системообразующим компонентом гражданской грамотности студента, задают перспективу развитию личности студента, указывают на эту перспективу, в которой заключен образ гражданина, дают ему модели гражданской деятельности, гражданского поведения.

Образ гражданина, одной из характеристик которого является гражданская грамотность, указывает вектор движения общества к консолидации, к единению людей на пути строительства гражданского общества. Идею консолидации общества, единения граждан можно и следует рассматривать, как подчеркивает И.И.Ка-лина, в качестве стратегического направления педагогического мышления. Идея консолидации общества, единения граждан отражает реально существующие проблемы социально-нравственного характера, которые прямо, либо опосредованно находят свое выражение в образо-вании6.

Идея консолидации общества является ведущей идеей как при выявлении подхода и принципов формирования гражданской грамотности студентов колледжа, так и при обосновании содержания и методов такого формирования, при определении направлений деятель но-

5Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. - СПб.: 2009. - С. 63 - 65.

6Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. - М.: 2011. - С. 36.

сти преподавателя, ориентированного на формирование знаний студентов о гражданине, о гражданском обществе, о государстве, о государственной символике, о правах и обязанностях граждан, о гражданственности и т.д.; на приобщение студентов к ценностям блага, верности, гуманизма и т.д.; на формирование умений выражать свою позицию, действовать обдуманно в условиях плюрализма позиций и взглядов, критически мыслить, общаться с людьми и т.д.

В сформулированной нами ведущей идее -идее консолидации общества и единения людей - «имеет место синтез ценностей человека и его знаний о мире и о самом себе»7, о гражданском обществе, гражданине и т.д. Данная идея предписывает реализацию адекватного ей подхода, который получает свое обоснование в нашем исследовании в русле научных представлений о гражданской грамотности студента, о функциях компонентов гражданской грамотности.

Данный подход предназначен для формирования знаний студентов о гражданине, о гражданском обществе, о государстве, о государственной символике, о правах и обязанностях граждан, о гражданственности и т.д.; для приобщения студентов к ценностям блага, верности, гуманизма и т.д.; для формирования умений выражать свою позицию, действовать обдуманно в условиях плюрализма позиций и взглядов, критически мыслить, общаться с людьми и т.д., то есть для формирования гражданской грамотности студентов. Однако это слишком упрощенное понимание предназначения отбираемого нами подхода. Данный подход должен как вписываться в функции когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого (деятельностного) компонентов гражданской грамотности, так и обеспечивать реализацию данных функций. Мы полагаем, что в части, относящейся к формированию гражданской грамотности студентов, данный подход определяет стратегию деятельности преподавателя колледжа и реализуется с помощью адекватных сущности и содержанию этого подхода принципов педагогической деятельности. В части, относящейся к реализации функций компонентов гражданской грамотности, данный подход определяет тактику деятельности преподавателя колледжа и реализуется с помощью адекватных его сущности и содержанию методов обучения студентов. Таким подходом, как показывает анализ научной литературы, является субъект-

но-нравственный подход. Сделаем в этой связи необходимые пояснения.

При раскрытии сущности и содержания субъектно-нравственного подхода к формированию гражданской грамотности студентов мы опираемся на идеи С.В.Пупкова, раскрывшего сущность и содержание данного подхода в аспекте формирования нравственно-ценностной позиции студента8. С.В.Пупков, сделав пояснения относительно того, что понятие «субъектно-нравственный подход» состоит из терминов «субъектный» и «нравственный», входящих в понятийный аппарат различных наук, обосновав, почему данные термины в понятии «субъ-ектно-нравственный подход» употребляются именно в данном порядке, раскрывает сущность и содержание субъектно-нравственного подхода. Сущность субъектно-нравственного подхода к формированию нравственно-ценностной позиции студента, согласно ученому, заключается в том, что он обеспечивает становление студента как субъекта, способного к целеполаганию в морали и к целеполаганию в нравственности, к моральной рефлексии и к нравственной рефлексии, в рамках которых и возникает «точка зрения» золотого правила нравственности. Содержание субъектно-нравственного подхода образуют воспроизводимые преподавателем в процессе реализации форм культуры, организации работы студентов с культурными формами нравственные и ценностные отношения, пространство которых есть мораль9. Осмысливая раскрытые С.В.Пупковым сущность и содержание субъект-но-нравственного подхода, мы, с одной стороны, экстраполируем идеи ученого на наше исследование. С другой стороны, отбираем такие положения о данном подходе, которые «работают» на наше исследование в части, относящейся к функциям компонентов гражданской грамотности. При этом мы, выявляя то, что осталось вне поля зрения ученого, дополняем научное представление о данном подходе.

Согласно С.В.Пупкову, в содержании данного подхода в первой его части мы имеем дело с психологической теорией субъекта, во второй - с теорией морали, феномены которой осмысливаются с позиции морального, этического знания. Субъект, благодаря своей способности к целеполаганию, к рефлексии, осуществляет духовно-практическое освоение мира в морали. Чтобы осуществлять духовно-практическое освоение мира в морали, субъект должен быть способен к такому освоению. Такая способность

7 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. - Ч. 1. - Введение: философия и жизнь.... - С. 19.

8 Пупков С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога. - М.: 2009. - С. 107 - 113.

9 Там же. - С. 107.

развивается в процессе приобщения студентов к ценностям, организации «работы» с ценностями, предполагающей их выбор и оценку, в процессе осуществления ценностей10.

В нашей статье речь идет о студенте как субъекте гражданского поведения и деятельности, который, чтобы осуществлять действия-поступки гражданского содержания, должен, во-первых, освоить знание о гражданине, гражданском обществе и т.д.; во-вторых, освоить ценности, которые определяют содержание его субъективной ценностной системы, овладеть умениями, необходимыми для совершения действий-поступков гражданского содержания. Знание о социальной системе, социальном порядке, об институциональных и неинституциональных формах регуляции поведения и отношений и т.д. образует содержание когнитивного компонента гражданской грамотности студента, функциями которого (компонента) являются рефлексивно-оценочная функция и функция обоснования выбора действий-поступков гражданского содержания.

Характеристиками субъекта, на которых акцентирует внимание С.В.Пупков, являются це-леполагание и рефлексия. Целеполагание и рефлексия не могут осуществляться без знания: как без знания, образующего содержание когнитивного компонента, так и без знания о ценностях, образующих содержание мотивационно-ценностного компонента гражданской грамотности. На основе знания студент осуществляет оценивание. Работая же со знанием, студент осуществляет рефлексию. Знания обосновывают и выбор действий-поступков гражданского содержания. Другим словами, формирование способности студента как субъекта гражданского поведения и деятельности к целеполаганию и к рефлексии не только предполагает, но и требует, чтобы такая способность развивалась в рамках реализации рефлексивно-оценочной функции, функции обоснования выбора действий-поступков гражданского содержания (когнитивный компонент гражданской грамотности), оценочной и ценностной функций (поведенческий компонент гражданской грамотности). Это то новое, что мы привносим в понимание целе-полагания и рефлексии как характеристик субъекта гражданской деятельности, каким является и студент.

Мы развиваем идеи С.В.Пупкова о способности студента к целеполаганию. Как показывает анализ идей ученого о такой способности субъекта, вне поля зрения С.В.Пупкова осталась проблема рефлексивного отбора способов

10 Пупков С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции.... - С. 107 - 108.

достижения цели деятельности. Ученый также не акцентирует внимание на том, что без рефлексии субъект «не может раскрыться как активный центр, объединяющий предметно-преобразующую направленность (разуниверса-лизацию объекта) и универсальные целевые критерии (ценностное отношение)»11. Между тем, как подчеркивает М.Б.Туровский, на этапе целеполагания как процесса, осуществляемого субъектом, «происходит рефлексивный отбор способов достижения цели (гражданской деятельности. - В.Д.), которые дискретизируют целостное представление о ней, поскольку сводят ее к сумме способов. Программа достижения цели определением способов не обеспечивается. Для составления программы надо объединить отобранные способы возвращенными определениями целостности цели. Успешность этой работы прямо зависит от развития рефлексивных способностей индивида»12.

Рефлектирующий субъект в процессе участия в различных формах гражданского деятельности не только осуществляет отбор способов достижения ее цели, но и раскрывается как центр, вокруг которого сплачиваются другие люди. Рефлектирующий субъект, «аналитически расщепляя смысловую целостность цели на цепь операций по ее достижению»13, то есть, осуществляя разуниверсализацию, объединяет свои предметные действия и предметные действия других субъектов по критерию объединяющих их ценностей. Ценность же является «полюсом» ценностного отношения.

Расщепление же смысловой целостности цели на цепь операций по ее достижению связано с оценкой цели, которая (оценка) является другим «полюсом» ценностного отношения. Благодаря рефлексивной способности субъект гражданского поведения и деятельности осуществляет отбор способов деятельности через объединение предметных действий гражданского содержания (выпуск плакатов к митингу, распределение ролей в процессе шествия, участие в пикетировании и т.д.) вокруг ценностных критериев, то есть осуществляет целеполагание.

Осуществление целеполагания происходит в общении субъектов, которое является условием приобщения других субъектов к ценностям. В процессе общения человек как субъект гражданской деятельности раскрывается как объединяющий других людей центр, «реализуется в

11 Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: 1997. - С. 187.

12 Там же. - С. 191.

13 Там же. - С. 30.

качестве экспликатора общества»14. Развивая идеи М.Б.Туровского о раскрытии субъекта как «центра», скажем, что в таком раскрытии выявляется нравственность субъекта, поскольку в процессе общения он предъявляет ценности другому человеку. Мир ценностей субъекта есть мир его нравственности, которая выступает «как выражаемый в универсальных нормах принцип единения индивидов в целостность общения - процесса их консолидации»15.

Принципиально важно отметить, что ценности, вокруг которых объединяются люди в ситуации гражданского поведения и деятельности, не только принимают форму мотива такой деятельности, но и регулируют эту деятельность между субъектами гражданского поведения (мотивационная и регулирующая функции мо-тивационно-ценностного компонента гражданской грамотности). Совокупность ценностей в мотивационной системе, как подчеркивает

B.П.Бездухов, в своем единстве регулирует и направляет деятельность16 по построению гражданского общества.

Итак, все вышесказанное дает нам основание утверждать, что сущность субъектно-нравст-венного подхода к формированию гражданской грамотности заключается в том, что он через реализацию рефлексивно-оценочной функции, функции обоснования выбора (когнитивный компонент), оценочной и ценностной функций (поведенческий компонент), мотивационной и регулирующей функций (мотивационно-цен-ностный компонент) обеспечивает становление студента как субъекта, способного к рефлексивному отбору способов гражданского поведения и деятельности; раскрытие студента как центра, объединяющего предметные действия-поступки гражданского содержания и ценностно-целевые их критерии и проводящего в жизнь идею консолидации общества и единения людей; развитие нравственности студента, императивная выраженность которой производна от действий-поступков гражданского содержания.

Конкретизируем научное представление

C.В.Пупкова о содержании субъектно-нравст-венного подхода, которое, согласно ученому, образуют воспроизводимые преподавателем в процессе реализации форм культуры, организации работы студентов с культурными формами нравственные и ценностные отношения, пространство которых есть мораль. Содержание субъектно-нравственного подхода к формирова-

14 Туровский М.Б. Философские основания культурологии.....- С. 188.

15 Там же.

16 Бездухов В.П. Гуманистическая направленность

учителя. - Самара; СПб.: 1997. - С. 68.

нию гражданской грамотности студентов также образуют воспроизводимые преподавателем колледжа ценностные отношения. Однако такое воспроизведение, осуществляемое в процессе «работы» студентов с ценностями, их осуществления в деятельности, связано с реализацией оценочной и ценностной функций поведенческого или деятельностного компонента гражданской грамотности.

Согласно философскому представлению о деятельности, она как специфически человеческий тип отношений к действительности, как форма специфически человеческого отношения, связанного с работой в социокультурных парадигмах, способствует самосовершенствованию человека, «наличного бытия» его внутреннего мира17. Исходя из философского представления о деятельности, скажем, что гражданская деятельность как человеческий тип отношений студента к обществу, к гражданам, как специфическая форма человеческого отношения к субъектам общества связана с работой в программах гражданского содержания, которая способствует развитию нравственности студента, в которой ценности верности, долга, ответственности и т.д. оказываются отображением его рефлексии на себя и на другого. В данном случае речь уже идет о рефлексии как «знании того, как другой понимает «рефлектирующего» индивида. Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний первого инди-вида»18.

Исходя из такого понимания рефлексии, содержание субъектно-нравственного подхода к формированию гражданской грамотности студентов образуют такие воспроизводимые в процессе «работы» студентов с ценностями, осуществления ими ценностей в ценностно-ориента-ционной деятельности ценностные отношения, в которых отображается «наличное бытие» внутреннего мира вступающих в общение студентов, а нравственность студентов оказывается отображением их рефлексии на себя и на другого.

Реализация субъектно-нравственного подхода к формированию гражданской грамотности

17 Швырев В.С. Деятельностный подход к пониманию «феномен человека» (попытка современного осмысления) // Наука глазами гуманитария. - М.: 2005. - С. 345 - 383. - С. 351.

18 Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - СПб.: 1996. - С. 49.

студентов, исходя из такого понимания его сущности и содержания, делает возможным приобщение студента к опыту гражданского поведения и деятельности, где опыт предстает как продолжающиеся размышления студентов о гражданине, о гражданском обществе, о социальной системе, о социальном порядке, о ценностях, вокруг которых сплачиваются люди.

Как индивидуальный опыт гражданского поведения и деятельности, он вычитывается из конкретных ситуаций гражданского поведения, из ситуаций выбора способов достижения цели деятельности. Собственно выбор требует принятия решений через разрешение противоречий сознания и оценивание результатов этого выбора.

SUBJECT AND VALUE APPROACH TO COLLEGE STUDENT'S CIVIL LITERACY DEVELOPMENT

© 2011 V.K.Dzhabbarov

Volga Region State College

The article reveals the essence and content of the subject and value approach to student's college civil literacy development in the context of functions of student's civil literacy structural components. Key words: student, civil literacy, consolidation, value, function, approach.

Vitaliy Khamrakulovich Dzhabbarov, the teacher of computer science. E-mail: oksana 1970@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.