Научная статья на тему 'Субъектно-личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалиста по социальной работе'

Субъектно-личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалиста по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
553
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долматова Н. В.

В качестве объективного показателя динамики профессионального развития и самоопределения личности использован образ «Я-профессионал». Показано, что изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу, этапы формирования субъектно-личностной позиции специалиста в неразрывном единстве всех ее сторон: познавательно-гностической, коммуникативно-практической и моти-вационно-смысловой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектно-личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалиста по социальной работе»

СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫЙ подход К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Н.В. Долматова,

филиал Российского государственного социального университета, г. Анапа

В качестве объективного показателя динамики профессионального развития и самоопределения личности использован образ «Я-профессионал». Показано, что изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу, этапы формирования субъектно-личностной позиции специалиста в неразрывном единстве всех ее сторон: познавательно-гностической, коммуникативно-практической и мотивационно-смысловой.

Личностный аспект является наиболее сложным и в то же время важным в профессиональном становлении специалиста. Деятельность в социальной сфере, ее специфика с различными категориями и группами людей, их разнообразными проблемами требует от специалиста по социальной работе определенных личностно-профессиональ-ных свойств, качеств и характеристик.

Принято выделять следующие группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития специалиста по социальной работе:

- интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);

- моральные (гуманность, гражданственность, доброжелательность, тактичность, терпимость, принципиальность, уважение к людям, честность, находчивость, оптимистичность);

- коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);

- волевые (настойчивость, выдержка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);

- организаторские (активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость).

Как сказано в преамбуле Международных этических стандартов социальных работников: «Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека» [1].

Центральным звеном личностно ориентированного профессионального образования является

профессиональное становление - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития выступает уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает характер д инамической неравновесной целостности. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его.

В настоящее время выделяют три основания, необходимые социальному работнику как субъекту профессиональной деятельности:

- первое соотносится с собственно личностной характеристикой социального работника, в нем одним из определяющих критериев является соответствие гуманистического потенциала личности специалиста по социальной работе его деятельности;

- вторым основанием является компетентность социального работника, включающая социальные знания и умения не только в конкретной области работы, но и в тех ее сферах, которые прямо или косвенно с ней связаны;

- третьим основанием предполагаемого подхода к общей характеристике социального работника является его умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциальные отношения в различных ситуациях.

Профессиональное становление специалиста -сложный, непрерывный процесс «проектирования личности» [5]. В связи с этим одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе является организация профессионального становления социального работника через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству - самоопределения личности.

Долматова Н.В.

Субъектно-личностный подход к проблеме профессиональной : ________ подготовки специалиста по социальной работе

Проведенный анализ различных подходов к изучению профессионального и личностного самоопределения [3, 4, 6] и его роли в формировании субъектно-личностной позиции профессионала позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, самоопределение - процесс и результат смысловых и ценностных ориентаций личности, ее жизненных позиций, установок и критериев отношения к событиям и явлениям жизни, стратегий поведения в типовых и кризисных ситуациях.

Во-вторых, оно выступает в качестве механизма детерминации поведения, и в этом отношении его следует рассматривать как регулятор активности человека, уровня профессиональных достижений.

В-третьих, с позиций реализации такой функции самоопределения, как поиск смысла, можно говорить о его роли в формировании чувства необходимости, удовлетворенности (неудовлетворенности)

процессом и результатом профессиональной деятельности, чувства (и степени) критичности в отношении к конкретному трудовому процессу, что отражает уровень профессионализации личности.

В-четвертых, самоопределение выступает в качестве механизма процесса становления профессионала на основе формирования и сопоставления представлений о себе как о профессионале и профессионале-эталоне: чем адекватнее в действительности эти образы и активнее поведение в целях достижения эталона, тем более благоприятен прогноз высокого уровня профессиональной пригодности.

В концептуальной модели субъектно-лич-ностная позиция специалиста по социальной работе [2] представлена в виде трехмерной структуры, которая отражает единство и взаимосвязь ее отдельных - динамических, уровневых и содержательных - характеристик (рисунок).

Содержательная

мотивационно-смысловая

коммуникативно-{фактическая

познавате льно-г нос хичес кая

с амопр отводе тво

самопроявление

Уровневая

Концептуальная модель субъектно-личностной позиции профессионала

Каждая из граней данного куба представляет отдельную сторону профессионально-личностной позиции субъекта специалиста.

Содержательная подструктура субъектноличностной позиции включает в себя познавательно-гностическую, операционально-коммуникативную и мотивационно-смысловую характеристики, которые обобщают отдельные профессионально важные качества субъекта деятельности.

Познавательно-гностические характеристики - образованность, системность, реалистичность и прогностичность мышления.

Коммуникативно-практические характеристики - профессиональные, коммуникативные и регуляторные способности субъекта.

Мотивационно-смысловые характеристики -направленность и профессиональная Я-концепция личности.

Динамическая подструктура субъектно-личностной позиции определяет характер активности субъекта деятельности, исходя из типа соотношения активности и деятельности [3].

Образующий тип активности характеризует начальный этап становления деятельности, является ее основой и связан с изменением системы отношений субъекта с миром. При этом типе активности формы деятельности всецело определяются независимыми от субъекта внешними предметными отношениями (условиями), а сама активность раскрывается как представленная в движении возможность деятельности.

Воспроизводящий тип активности как динамическая сторона осуществления деятельности проявляется при завершении процесса становления и развития ее структурных - мотивационных, целевых, орудийных и других отношений.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2

259

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

Порождающий тип активности в самом общем плане может быть определен как расширенное воспроизводство деятельности — процесс обогащения мотивов, целей и средств исходной деятельности. В этом случае активность субъекта проявляется на ее высшем уровне, как качественный скачок, переход к существенно новой форме деятельности.

В этой связи обязательным условием, внутренним моментом осуществления деятельности при воспроизводящем типе активности является целенаправленность, а внутренним моментом ее видо- и самоизменения при порождающем типе активности - целеполагание.

В то время как целенаправленная активность реализует наличную потребность субъекта деятельности, целеполагающая активность порождает новую его потребность.

Перечисленные выше типы активности субъекта деятельности могут быть непосредственно соотнесены со ступенями его профессионального самоопределения -уровневой подструктурой субъектно-личностной позиции профессионала.

Первая ступень самоопределения - уровень самопроявления - предполагает наличие у субъекта порождающей активности (представленной в движении возможности деятельности) и связана с оценкой субъектом своих потенциальных возможностей, которые не обязательно являются для него личностно значимыми.

Вторая ступень самоопределения - уровень самореализации - требует от субъекта воспроизводящей активности и оценки себя как носителя определенных предметно-функциональных возможностей. Здесь предметом оценки выступают уже не сами по себе возможности, а человек как обладатель таких возможностей. При этом предметно-функцио-нальные возможности деятельности выступают в качестве существенных признаков собственной личности- ее профессионально важных качеств.

Третья ступень самоопределения - уровень самоутверждения - невозможна без целеполагающей, производящей активности личности. На данном уровне осуществляется оценка своих атрибутивных (сущностных) возможностей и самоопределение личности как субъекта деятельности.

В качестве объективного показателя динамики профессионального развития и самоопределения личности выступает образ «Я-профессионал». Изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу, этапы формирования субъектно-личностной позиции специалиста в неразрывном единстве всех ее сторон: познавательногностической, коммуникативно-практической и мотивационно-смысловой.

В плане регуляции развития можно предположить, что важным фактором является эталонная модель личностной структуры профессионала {образ

профессионала), которую строит и оценивает субъект на каждом этапе профессионального развития. Сопоставление образа «Я-профессионал» и образа профессионала, оценка степени их рассогласования, стремление и выработка стратегий приближения к эталонной модели, несомненно, способствуют формированию установок и побудительных сил к профессиональному развитию личности.

Проявление субъектности в профессиональной деятельности возможно не иначе как на индивидуальном уровне, в процессе активного включения личности не только в учебнопрофессиональную, но и в профессиональную деятельность. Причем специалисты социальной сферы по роду своей профессии стремятся, прежде всего, к пониманию и переживанию общественного неблагополучия, в противном случае они не являются специалистами по социальной работе. Даже если они и обладают определенными профессиональными знаниями и умениями, им далеко до высшего, субъектно-личностного уровня развития профессионализма.

Таким образом, формирование субъектной позиции специалиста по социальной работе - это, прежде всего, формирование его чувств «сопричастности» общественной жизни, социальным проблемам, которыми буквально пронизана жизнь современной России. Сама по себе работа такого специалиста предполагает, что он реализует себя не только как «профессионал, знающий свое дело» и «свое место», но и как личность, которой есть дело до всего, что касается счастья и благополучия клиентов и всех людей, живущих в данном обществе.

Литература

1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА.-М, 1999.

2.Жуков, В.И. Новая парадигма развития отечественного высшего социального образования /В.И. Жуков // Социальная работа: теория и практика. Материалы «круглого стола» по социальной реабилитации инвалидов и IX зимней школы социального педагога, психолога и социального работника. -М.: МГСУ, 2002. - С. 3-25.

3.Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996.

4. Социальная работа: теория и практика: материалы «круглого стола». - М.:МГСУ, 2002. - 353 с.

5. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.:Владос, 2001. - 432 с.

6. Ярская-Смирнова, Е.Р. Профессионализация социальной работы в России / Е.Р. Ярская-Смирнова// Социс. -2001. -№ 5.- С. 86-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.