Научная статья на тему 'Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности'

Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумакова Ольга Алексеевна

В статье обсуждаются вопросы освоения профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности. Инновационная культура личности представлена как динамическая система традиционных и инновационных способов профессиональной деятельности. Профессиональный опыт по отношению к инновационной культуре рассматривается как традиционная составляющая, на базе которой формируются инновационные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумакова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности»

часто не соответствует поставленной цели, проявляющий достаточно высокую хаотическую активность, не способствующую эффективности данного профессионального труда»4.

Таким образом, исполнитель по своим психологическим характеристикам не ориентирован на самоизменения, на внедрение нового в профессиональную деятельность, а вследствие низкой активности для исполнителя маловероятна такая характеристика, как инновационность. В отличие от исполнителя профессионал, как следует из проведенного анализа, обладает стремлением к совершенству, движению к наилучшему осуществлению профессионального труда, обновлению деятельности, введению новшеств, к самоизменению, самореализации и самоактуализации в труде, что в конечном счете приводит к образованию конкурентоспособности личности в условиях социально-политических реформ и технологических революций, а профессионал становится востребованным на рынке труда.

В то же время профессионализм, по мнению Е. А. Климова, со всеми названными характеристиками не возникает «хлопком»5. Процесс становления и развития профессионала является длительным и непрерывным, а его доминанта приходится на этап профессионального обучения. В связи с выше сказанным первоочередная задача высшего педагогического образования заключается именно в подготовке педагога — профессионала, способного чутко реагировать на внешние социально-экономические, технологические изменения в обществе, стремящегося к постоянному обновлению своей профессиональной деятельности на основе разработки и внедрения инноваций. Формирование инновационной культуры будущего педагога происходит в процессе его профессионализации уже на первых ступенях профессионального обучения.

Под профессиональным становлением Ю. П. Поваренков подразумевает процесс превращения индивида в профессионала,

способного не только создавать потребительские стоимости, но и оказывать активное влияние на развитие профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом6.

Согласно взглядам А. К. Марковой, профессионализация — это одна из сторон социализации, а становление профессионала — один из аспектов развития личности, поскольку личностное пространство шире профессионального7. А в нашем исследовании инновационная культура как инварианта любой культуры шире профессионального опыта и определяется с ним в отношении «новшество — традиция». Таким образом, инновационная культура профессионала представляет собой динамическую систему традиционных и инновационных знаний и умений в профессиональной деятельности. Традиционные и инновационные способы профессиональной деятельности взаимообусловлены. Традиционные представляют собой профессиональный опыт, на основе и в структуре которого в силу улучшения, оптимизации или повышения эффективности возникает потребность и необходимость в обновлении, нововведениях. Инновационная культура, с одной стороны, это продукт профессиональной деятельности, профессионального опыта, а, с другой стороны, источник развития профессионального опыта, его «творец».

Обратимся к осмыслению идеи освоения профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры будущего педагога. Отечественные исследователи обращают внимание не только на содержание и формы образования, но и на связь профессионального образования с саморазвитием и самоопределением личности, с процессом овладения общечеловеческой культурой. Теоретико-практическую оформленность получили положения о необходимости развития субъектного потенциала личности обучающегося в теориях развивающего и личностно ориентированного обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.).

Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности

Вместе с тем профессионализм связывается со способностью вчерашнего студента стать полноценным субъектом профессиональной деятельности и самостоятельно развивать свой субъектный потенциал применительно к профессии, совершенствовать профессиональную культуру, инвариантой которой, как отмечалось выше, является инновационная культура. Соотнося категории развития и саморазвития в ключе нашего исследования, подчеркнем, что профессиональное саморазвитие проявляется в осознанном самоизменении, где цели, направления, средства этих изменений определяет человек сам. Именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как творец своего Я, своего профессионального пути, профессиональной культуры. В подтверждение нашей позиции приведем слова Б. Г. Ананьева о том, что человек «не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей — все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни»8.

Исследуя профессиональный опыт, необходимо связывать профессиональное развитие с его осознанием конкретным субъектом. Будущий специалист может иметь опыт о самом себе, о своих способностях, положительных и отрицательных качествах, а также о своих мыслях, идеях, знаниях, которые следует отнести к субъектному опыту. Обращаясь к философскому пониманию опыта, мы обнаруживаем, что в целом опыт понимается как основа непонятийного знания о действительности. Наука следует за опытом, наделяясь характеристиками достоверности и действительности. Однако субъектный опыт не может в полной мере служить основой для профессионального познания в силу своей ограниченности по отношению к науке. Для того чтобы стать опорой профессионального познания,

субъектному опыту необходимо быть упорядоченным, объединенным с помощью мышления. Овладевая профессиональными знаниями, умениями, студент приобретает и первоначальный профессиональный упорядоченный опыт, который оформляется на высоком уровне научного обоснования в профессиональную культуру.

Освоение профессионального опыта будущим педагогом-психологом опирается на возможность воспроизвести ранее приобретенные в процессе обучения или накопленные жизненным опытом посредством взаимодействия знания, умения, навыки, способности и формы поведения и преобразовать их в виде профессиональной деятельности.

Механизм освоения профессионального опыта раскрывается содержанием принципа «интериоризации — экстериориза-ции» (Л. С. Выготский). Первая сторона этого принципа отражена в генетическом законе культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности субъекта к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Вторая сторона этого принципа отражает переход от «я» к «мы», а третья раскрывает производство внутреннего плана сознания9.

Освоение профессионального опыта в целом понимается как сложный, неоднозначный, многовариантный процесс, безусловно, неотделимый от общего развития личности студента. Опыт формируется на фоне профессионального развития личности; принятие профессии создает ситуацию включения человека в систему требований и ценностей профессии. Это порождает направленность на освоение профессиональной деятельности, в ходе которого происходит снятие противоречий между требованиями и возможностями, между ценностями, связанными с профессией, и содержанием мотивационной сферы человека. Освоение опыта связано со смысловой регуляцией жизнедеятельности студента, осуществляемой ценностно-смысловой сферой его

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Долгова В. И. Инновационная культура: сущность и составляющие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2001. — № 2. — С. 23.

2 Николаев А. И. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму. — 2001. — № 15 (146). — С. 33.

3 Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. - С. 287.

4 Фонарев А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. — 2004. - № 6. - С. 72-83.

5 Климов Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2005. — № 3. — С. 96—97.

6 Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАОЛ, 2002. — С. 147.

7 Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — С. 144.

8 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — С. 134.

9 Суворова Г. А. Психология деятельности. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — С. 31.

10 Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. — С. 48.

11 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 250.

12 Брушлинский А. В. Указ. соч. — С. 10.

13 Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 32.

14 Долгова В. И. Указ. соч. — С. 26—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.