Научная статья на тему 'Субъектно-деятельностный аспект системы психокоррекции'

Субъектно-деятельностный аспект системы психокоррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SUBJECTNESS / PERSONALITY DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION / REFLEXIVITY / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / PERSONAL POTENTIAL REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Ольга Юрьевна

Рассматривается система психокоррекции с точки зрения субъектнодеятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE AND ACTIVITY ASPECT OF PSYCHOCORRECTION SYSTEM

The article represents the system of psycocorrection through personal (subjective) and activity analyses.

Текст научной работы на тему «Субъектно-деятельностный аспект системы психокоррекции»

TULA STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE REGION IN THE 1950-60s OF THE 20th CENTURY

N.V. Gogolev

Tula State Pedagogical Institute begins to play the key role in the system of pedagogical education of the region, and it continues to accumulate resources for becoming one of the leading pedagogical universities in the country.

Key words: higher pedagogical education, region, educational space.

Gogolev Nikolay Vasilievich, candidate of pedagogical science, docent, tspunvg@mail.com, Russia, Tula, Russian International Academy of Tourism.

УДК 159.98

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ

ПСИХОКОРРЕКЦИИ

О.Ю. Иванова

Рассматривается система психокоррекции с точки зрения субъектнодеятельностного подхода.

Ключевые слова: субъектность, личностное развитие, самообразование, рефлексивность, субъект-субъектное взаимодействие, самореализация.

В последнее десятилетие в отечественной психологии центральными понятиями субъектного-деятельностного подхода являются категории «субъект» и «субъектность». Это связано с изменяющимися отношениями современного человека с реальностью, расширением и усложнением его способов взаимодействия с окружающим миром, увеличением его открытости миру и появлением новых возможностей и диалога с ним.

Быть субъектом означает быть «творцом своей истории», инициировать и осуществлять все виды специфически человеческой активности, познавательной, творческой и нравственной.

В работах А.В. Брушлинского субъектность определяется как особая характеристика познания и деятельности человека, раскрывающая возможности его самодетерминации [3]. Важно отметить, что субъектность предполагает способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности.

Понятие «субъект» подразумевает то, что сама личность выступает источником собственной активности или, по выражению А. Маслоу, «отчасти является собственным продуктом, проектируя и делая себя».

Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». Именно в таком контексте использовал катего-

рию «субъект» Б.Г. Ананьев. По его мнению, «человек - субъект, прежде всего основанных социальных деятельностей - труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. В концепции жизненного пути личности Б.Г. Ананьева человек рассматривается как система индивидуальных, личностных и субъектных характеристик [2].

Б.Ф. Ломов в своей работе «Методологические и теоретические проблемы психологии» основным понятием для категории субъекта выдвигает понятие «субъект жизнедеятельности». По его мнению, именно в ходе жизнедеятельности субъект формируется и развивается и в качестве ее субъекта является носителем психики, что и позволяет говорить о са-модетерминации как свойстве субъекта [7].

Современные исследователи под «субъектом» понимают самораз-вивающегося и уникального носителя активности, сознательно осуществляющего изменения в других людях и в себе самом, способного к рефлексии этих изменений. Субъектность определяется ими как системное качество личности, интегрирующее такие характеристики, как активность, самостоятельность, рефлексивность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, стремление к саморегуляции посредством овладения мотивирующей, активизирующей и направляющей функциями субъектно-сти [5, 6].

Таким образом, в разных школах категория субъекта являлась предметом серьезного рассмотрения, что подготовило ее выход на передний план в качестве важнейшей категории. К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, В.А. Брушлинский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. ученые утверждают, что субъектному подходу характерна внутренняя и внешняя активность человека, которая прямо обуславливается воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями, а также раскрывается способность человека к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию.

Важным показателем субъектности является теоретическая и практическая подготовленность личности к осуществлению стратегии жизненной самореализации [8], поэтому важна организация разнообразных видов психологической практики, а именно психокоррекции, направленной на творческое преобразование человеком своего субъектного опыта.

Субъектный подход к человеку и его поведению принципиально меняет понимание сущности психокоррекции. В субъектной парадигме ценен сам процесс: не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи данного человека на пути построения своего внутреннего мира, главное здесь динамика этого процесса.

Реализация субъектной парадигмы в практической деятельности требует кардинального изменения позиции психолога [10]. Психологи, ра-

ботающие в рамках традиционных подходов, явно или неявно исходят из того, что они «знают, как клиенту лучше». Но поскольку каждый человек имеет свой уникальный внутренний мир, то нет и не может быть «правильных» и «неправильных» способов в нем жить. Поэтому для психолога, работающего в субъектно-деятельностной парадигме, невозможна не только позиция всемогущего носителя «абсолютного знания», но даже и позиция мудрого пастыря, пасущего «неразумных овец» [4]. Такой специалист должен видеть свою задачу в том, чтобы клиент сам смог открыть собственный путь. Однако субъектность как сущностное качество человека «пробуждается» только в присутствии другой, «обращающейся» к ней субъекности. При встрече двух субъектов происходит их обогащение и личностное становление [9]. Поэтому главное, что необходимо сделать психологу, это выстроить с клиентом качественно иной, субъект-субъектный способ взаимодействия. При таком взаимодействии психолога и клиента достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я-концепции последнего, активно происходят процессы его самореализации, саморазвития, самовоспитания. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии. В содержательном плане отношения психолога с клиентами в парадигме субъектности носят характер подлинного взаимодействия, поэтому в процессе взаимодействия с клиентами психолог может не только менять стратегию работы, но даже изменять себя как личность.

Психокоррекция как форма развития субъектности требует высокой профессиональной квалификации психолога, его большой работы над самим собой, пересмотра сложившихся стереотипов, изменения позиции (иногда кардинального) в отношениях с клиентами, участниками группы и т. д.

Тем не менее ее достоинства гораздо более значимы.

Во-первых, в парадигме субъектности происходит работа с самыми фундаментальными, сущностными характеристиками клиента: глубина происходящих изменений, как правило, недостижима в рамках привычных подходов, чаще всего сводимых к бихевиористским традициям. И если проблемы, с которыми сталкивается клиент, лежат именно на этом уровне, пожалуй, альтернативы данной парадигме пока нет.

Во-вторых, клиент приобретает «не бабочку, а сачок»: не способность выполнять какую-то конкретную деятельность, а качественно иной способ существования в мире, который уже будет реализовываться им во всех осуществляемых видах деятельности.

В-третьих, динамика достигнутых результатов психокоррекции носит характер не регрессии (забывание знаний, распадение паттернов поведения и т. д.), а наоборот — прогрессии. Психокоррекция в парадигме

субъектности как многолетний цветок: цветет не сразу, зато живет долго и все время набирает силы.

Список литературы

1. Азарнов Н.Н. Методология социально-психологических исследований// Вестник Российского нового университета. 2008. № 1.С. 153-167.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977. С. 14-31.

3. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал 1991. Т 12. № 6. С. 3-11.

4. Вачков И.В., Гриншпун И.Б. Полисубъектное взаимодействие учителей и учащихся // Развитие личности. 2002. №3. С. 147-162.

5. Головятенко Т.А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

6. Иванова О.Ю. Развитие субъектности у студентов вуза методами психокоррекции в процессе дистанционного обучения. Дистанционное и виртуальное обучение // Научный журнал. 2013. № 04. С. 48-50.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

8. Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2009. № 1.

С. 89-93.

9. Юдина Е.И. Психолого-педагогические основы организации руководства процессом профессионального саморазвития студентов // Вестник Российского нового университета. 2010. № 1. С. 77-81.

10. Феоктистова С.В. Организация психологической службы в образовании в зарубежных странах (на примере Великобритании и США) // Вестник Российского нового университета. 2009. № 1. С. 188-194.

Иванова Ольга Юрьевна, канд. психол. наук, доц., декан факультета, ou ivanova@mail.ru, Россия, Москва, Российский новый университет.

SUBJECTIVE AND ACTIVITY ASPECT OF PSYCHOCORRECTION SYSTEM

O.Yu. Ivanova

The article represents the system of psycocorrection through personal (subjective) and activity analyses.

Key words: subjectness, personality development, self-education, reflexivity, subject-subject interaction, personal potential realization.

Ivanova Olga Yurievna, candidate of psychological science, docent, dean, ou ivanova@mail.ru, Russia, Moscow, Russian New University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.