Научная статья на тему 'Субъективно-значимые критерии самореализации студентов в процессе вузовской подготовки'

Субъективно-значимые критерии самореализации студентов в процессе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КРИТЕРИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутенко Е.Н.

В статье описываются результаты исследования внутренних детерминант самореализации молодежи в современном вузе. Раскрываются субъективно-значимые критерии самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов. Приводится анализ этих критериев, отражающих степень личностной включенности студентов в процесс обучения, уровень реализации их способностей в обучении, а также полноту социальной интеграции в образовательное пространство вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъективно-значимые критерии самореализации студентов в процессе вузовской подготовки»

Шутенко Е.Н., канд. психол. наук, доц., НИУ «Белгородский государственный университет»

СУБЪЕКТИВНО-ЗНАЧИМЫЕ КРИТЕРИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

shutenko@bsu.edu.ru

В статье описываются результаты исследования внутренних детерминант самореализации молодежи в современном вузе. Раскрываются субъективно-значимые критерии самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов. Приводится анализ этих критериев, отражающих степень личностной включенности студентов в процесс обучения, уровень реализации их способностей в обучении, а также полноту социальной интеграции в образовательное пространство вуза.

Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, образовательный процесс в высшей школе, личность, самоопределение, субъективные особенности и критерии самореализации студентов.

Эффективность современного вуза определяется тем, насколько он способен сформировать среду интенсивного интеллектуального и личностного роста, способен дать молодому человеку шанс полноценного развития не только в профессиональном, но и в умственном, личностном, культурном планах [1]. По мнению многих ученых, сегодня полноценное вузовское образование должно обеспечивать процесс самореализации личности, способствовать росту сущностных сил обучаемого как субъекта вузовской подготовки, предстоящей профессиональной деятельности и социального процесса в целом. Известно, что подготовка в вузе представляет собой сложный процесс самодвижения личности к постижению культуры и профессии, а само обучение глубоко опосредовано индивидуально-личностными особенностями студента как будущего специалиста [2].

Во все времена формирующий потенциал вуза заключался в возможности продуцирования такой образовательной среды, которая на личностном уровне выступает как специфическое пространство самопознания, самоопределения и самоутверждения студенческой молодежи. Приобщение к основам научного познания, к культуре академического мышления и образа жизни, к профессиональным знаниям и ценностям неизбежно сопряжено с внутренне-смысловым поиском студента [3]. Это обусловлено самим ходом становления личности в период молодости, когда логика возрастного развития связана с активным ростом самосознания и требует осуществления серии субъективно-значимых и социально- ответственных выборов [4].

Предметом нашего исследования выступал образ студента как самореализующейся личности в процессе вузовского обучения. Обращаясь к вузовской жизни студентов, мы пытались уяснить из каких моментов и аспектов этой жизни

складываются условия для их самореализации и как эти аспекты задействуются, проявляются в жизни современной студенческой молодежи.

С этой целью мы построили исследование в два этапа.

На первом (предварительном) этапе путём пробных пилотажных опросов, наблюдений, интервьюирования выявлялись наиболее значимые составляющие самореализации личности в современном вузе.

На втором (основном) этапе посредством разработанной методики осуществлялся стандартизированный опрос студентов с последующим анализом степени и особенностей их самореализации в вузовском обучении.

В исследовании приняли участие 302 студента старших курсов различных специальностей, обучающихся в четырёх вузах в различных городах Центрального Федерального округа РФ. Экспериментальную выборку пропорционально составили студенты технического университета, гуманитарного и экономического университетов, а также юридического вуза МВД.

В ходе проведения первого, предварительного, этапа был выявлен круг тем, вопросов, содержательных аспектов вузовской жизни, наиболее значимых для самореализации студентов. Последующая семантическая обработка и тезаурусный анализ полученных сведений позволили выделить три самостоятельные смысловые группы, которые послужили основой для формулирования субъективных критериев самореализации студентов.

Первую группу составили такие аспекты самореализации, которые непосредственно отражали отношение к учебе как ведущей деятельности студенческой молодежи. Они выражали различные стороны субъективной значимости процесса обучения и мотивации обучения в целом. В эту группу вошли такие нарративы как:

интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, стремление идентифицироваться с преподавателями и представителями профессии, направленность на целостное проявление в учебе и др. Выраженность этих аспектов указывала на степень личностной причастности и приобщенности студента к образовательному процессу [5]. Данную группу как исходный компонент самореализации в обучении мы обозначили как критерий личностной включенности в процесс обучения.

Вторая группа тем и аспектов вузовской жизни отражала степень и полноту раскрытия и развития личностных качеств студентов в вузовском обучении. Её составили такие важные моменты как: развитие потенциала студентов, возможность лучшего самопознания в учебе, полезность обучения, учеба как средство воплощения мечты, раскрытие способностей и талантов, учеба в вузе как путь к успеху и профессиональному росту, разностороннее самопроявление и полноценное самовыражение в учебе, стимулирование усилий в учебе и др. Совокупность этих аспектов составила основу следующего акмеологического критерия самореализации студентов [6]. Он отражал степень реализации способностей в обучении.

В состав третьей группы ответов вошли такие аспекты и темы вузовской жизни студентов, которые указывали на полноту их социальной интегрированности в процессе обучения. Как отмечали сами студенты, без интенсивного и продуктивного межличностного общения реализовать себя как личность в вузе практически невозможно. Необходима некая питательная почва, среда, социальное общение, участие и забота со стороны вуза, а также возможность личностного взаимодействия для разностороннего взаимодействия и личностного самовыражения. Поэтому такие аспекты вузовской жизни как внимание к личности студента, помощь вуза в решении личных проблем, организация досуга студентов, чувство общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения и др. в значительной степени способствуют успешной самореализации студентов.

На втором, основном, этапе исследования на базе выделенных выше трёх узловых макро-тем условий самореализации студентов нами был составлена и проведена соответствующая методика [7]. Данная методика представляла собой опросник, состоящий из 49 вопросов, образующих три шкалы измерения критериев са-

мореализации студентов: 1) личностная включенность в процесс обучения, 2) реализация способностей в обучении, 3) социальная инте-грированность в образовательное пространство.

Студентам предлагалось оценить каждый вопрос по пятибалльной шкале. Обобщенные данные исследования всех 302 студентов из 4-х вузов представляются в следующем виде.

Личностная включенность в процесс обучения. Среднее значение по данному критерию составило 3,06 (станд. откл. - 1,18), что соответствует нейтральному уровню выраженности. Высокие значения (выше 4 баллов) были установлены всего у 11 студентов (3,7% от выборки), а значения выше 4,5 балла только у двух студентов. Показатели выше среднего обнаружены у 47 студентов (15,6%). Между тем, низкие значения по данному критерию (меньше 2,5 балла) выявлены у 52 студентов (13,6%), а значения ниже среднего (от 2,5 до 3 баллов включительно) у 88 студентов (29,1%).

Таким образом, пониженные показатели установлены почти у половины студентов от всей выборки (140 чел. - 46%), а выраженные значения личностной включенности в обучение установлены менее, чем у одной пятой части студентов выборки (58 чел. - 19,3%). Полученные данные указывают на то, что обучение в вузе воспринимается в целом студентами как ведущая деятельность, но не сильно притягивает их в текущей жизни.

Анализ структуры показателей, составляющих шкалу ответов по данному критерию, позволяет пролить свет на особенности проявления личностной включенности в обучение. Среди наиболее выраженных позиций выделяются следующие три: 1) личностная значимость обучения в вузе; 2) интерес к учебе; 3) ценность вуза как источника знаний.

По первой позиции высокие значения отмечены у 61 студента (20,2%), выше среднего у 118 студентов (39,1%), что в общей сумме составило более половины всех студентов (179 чел. - 59,3%). Между тем, низкая значимость вузовского обучения выявлена у 6 студентов (2%), а невыраженная значимость у 15 чел. (5%), что составило всего 7% от всей выборки студентов.

Сильно выраженный интерес к учебе был установлен у 55 студентов (18,2%), а выраженный интерес у 112 чел. (37,1%), что также составило более половины охваченной обследованием молодежи (167 чел. - 55,3%). Отсутствие интереса к учебе в вузе показали 9 чел. (3%), а невыраженный интерес - 25 чел. (8,3%), т.е. всего 34 чел. (11,3%).

Ценность вуза как основного источника знаний и субъективно значимой информации явно подчеркивается 48 студентами (15,9%), и признаётся в общем 108 студентами (35,8%), т.е. в сумме половиной всех опрошенных студентов (156 чел. - 51,7%). Не согласны с таким положением 8 студентов (2,6%) и 28 чел. (9,3%) такой ценности вуза не видят.

Среди ответов, получивших наиболее низкие значения, выделяются следующие пункты:

1) стремление быть похожим на преподавателей;

2) обучение как захватывающий процесс и источник вдохновения; 3) трудность обучения; 4) психологическая включенность в обучение и польза от потраченного на учебу времени.

По первому пункту подавляющее большинство студентов (190 чел. - 62,9%) не видят в преподавателях значимых для своего личностного становления профессиональных и жизненных образцов. Данный факт указывает на ослабление одного из важных механизмов вузовской социализации - механизма персональной идентификации как источника приобщения к профессии.

По второму пункту около половины студентов (137 чел. - 45,4%) не чувствуют своей полной включенности в обучение, не обнаруживают в обучении источник вдохновения и душевного подъема. Особо явно на это указали 67 чел. (22,2%) и с ними скорее готовы согласиться ещё 70 чел. (23.2%). И только для 16 студентов из всей массы опрошенных (5,3%) данный вопрос решается явно в пользу вуза и 39 чел. (12,9%) также склонны к такому мнению, что в удельном весе не превышает и пятой части опрошенных студентов (18,2%).

По третьему пункту опрос показал, что почти половина студентов не считает для себя трудным учиться в вузе (147 чел. - 48,7%). С большим трудом даётся обучение всего 36 студентам (11,9%) и некоторые трудности испытывают ещё 37 чел. (12,3%), т.е. всего 73 чел. (24,2%).

Многие студенты не чувствуют психологической включенности в обучение и пользы от потраченного на учебу времени (118 чел. -39,1%). Из них 50 студентов (16,6%) испытывают крайнюю досаду от даром потраченного на занятия времени. В противоположность им только у 37 чел. (12.3%) отмечается полная психологическая включенность в обучение и ощущение её явной полезности для себя самого.

Реализация способностей в процессе обучения. Данный критерий выступает центральным звеном в структуре субъективно-значимых условий самореализации студентов. Средний уровень значений в общем составил 2,98 балла

(станд. откл. - 1,18), что соответствует «пограничному» уровню на грани среднего и ниже среднего уровня выраженности. При этом высокие значения (выше 4 баллов) были выявлены всего у 7 студентов (2,3%), а показателей выше 4,5 баллов установлено не было. Уровень значений выше среднего был выявлен у 41 студента (13,6%). Низкие показатели по данному критерию (меньше 2,5 балла) установлены у 57 чел. (19%), из них крайне низкие у 13 чел. (4%), а значения ниже среднего проявились у 109 студентов (36,1%). В целом пониженные показатели отмечены более, чем у половины опрошенных студентов (166 чел. - 55%), в то время как повышенные составили всего 15,9%, (у 48 студентов).

Вместе с тем, были установлены повышенные оценки студентов, которые относились к таким пунктам данной шкалы как: 1) понимание себя как успевающего студента; 2) обучение вузе как пространство лучшего самопознания; 3) полезность обучения по сравнению с другими занятиями.

Анализ показал, что подавляющее большинство студентов рассматривают себя как успевающих и способных в деле вузовского обучения (205 чел. - 67,8%).

При этом почти половина студентов считает, что учёба в вузе помогает им лучше понять себя, позволяет постичь свои сильные и слабые стороны, изменить себя к лучшему (142 чел. -47%). Не разделяют этой точки зрения всего 55 чел. (18,2%).

Существенная часть студентов признаёт большую полезность обучения в вузе по сравнению с любыми другими занятиями (134 чел. -44,2%), из них твердо убеждены в этом 58 чел. (19,2%). Не согласны с таким мнением также 58 чел. (19,2%), из них категорично не согласны 17 студентов (5,6%).

Низкие баллы были отмечены по таким пунктам ответов как: 1) учеба в вузе как условие достижения успеха в жизни; 2) вуз как среда полноценного самовыражения; 3) полнота раскрытия личностных способностей в вузовском обучении; 4) обучение в вузе как условие профессионального роста; 5) вуз как среда развития субъективно значимых качеств.

Подавляющее большинство студентов признает, что отличные оценки и вузовские знания далеко не всегда способствуют успеху в жизни (216 чел. - 71%). Из них твердо убеждены в этом почти половина - 139 студента (46%). Противоположного мнения придерживаются 42 студента (13,9%). Для половины студентов добросовестное обучение не является показателем профессионального роста (151 чел. - 50%), из

них 46 чел. (15,2%) твердо придерживаются такого мнения. Обратная точка зрения свойственна 78 студентам (25,8%) из них 22 чел. (7,3%) твердо связывают успешное обучение с профессиональным ростом личности.

Опрос показал также, что у многих студентов нет ощущения полноты раскрытия личностных способностей в обучении. Половина студентов выборки указывает на наличие нераскрытых способностей в обучении (158 чел. -52.3%), при этом 63 чел. (20,9%) явно сожалеет об этом. Многие студенты отмечают, что они хотят развивать в себе такие качества, которые они вряд ли смогут обрести, обучаясь в своих вузах (134 чел. - 44,4%). Обратного мнения придерживаются меньшее количество студентов (59 чел. - 19,5%).

Социальная интегрированность в образовательное пространство вуза. Данный критерий самореализации студентов отражает уровень социальной поддержки, участия и наличия дружеских связей в процессе вузовской подготовки. Как показали результаты, этот критерий получил наибольшую выраженность у студентов всех вузов. Так, среднее значение составило 3,48 балла (станд. откл. - 1,17). Высокие значения установлены у 49 студентов (16,3%) Значения выше среднего установлены уже у 90 студентов (29,8%). Низкие значения (менее 2,5 баллов) выявлены всего у 14 студентов (4,6%), из них крайне низких оценок установлено не было. Оценки ниже среднего уровня были отмечены у 38 чел. (12,6%). Таким образом, впервые в проведенном опросе в показателях данного критерия отмечается перевес данных в пользу повышенных оценок, общий массив последних составил 139 случая (46,1%). В то время как пониженные значения по данному критерию обнаружены всего у 52 студентов (17%).

В структуре критерия социальной интегри-рованности был выделен ряд составляющих, получивших повышенные оценки студентов, среди них выделялись следующие: 1) наличие взаимовыручки среди студентов; 2) крепость товарищеских связей в студенческой среде; 3) чувство общности личности в студенческой среде.

Большинство студентов отмечали, что они всегда могут обратиться за помощью к товарищам по учебе (230 чел. - 76,2%), из них 125 чел. (41,4%) твердо убеждены в уместности такого обращения. Не уверены в этом 29 студентов (9,6%).

Крепость товарищеских уз проявляется в нежелании большинства студентов расстаться со своими товарищами по группе, курсу (213 чел. -70,5%). При этом слабость дружеских связей

было отмечено только у 41 студента (13,6%), из них 17 чел. (5,6%) находятся в явно аутсайдер-ской позиции.

Чувство общности также характерно для большинства опрошенных студентов. Так, 198 студентам (65,5%) не состояние одиночества в обучении, а к 120 из них (39,7% от общей выборки) оно не имеет никакого отношения. Вместе с тем, 43 чел. (34,4%) в разной степени испытывают чувство изоляции и социальной сепарации в студенческой среде.

Выделяются также пункты с низкими оценками, такие как: 1) активное участие во внутри-вузовской жизни; 2) интерес к делам и жизни вуза в целом.

Из опрошенных студентов 100 чел. (33,1%) индифферентно относится к мероприятиям и делам, проводимым в вузе, считают их пустой тратой времени. Противоположного мнения придерживаются 81 чел. (26,9%).

Устойчивый интерес к делам вуза и к учебе отмечается у 95 чел. (31,4%), а 113 студентов (24,2%) считают, что в жизни есть гораздо более важные и интересные дела, чем обучение в вузе. При этом 40 чел. (13,2%) крайне скептически смотрят на учебу в вузе и вузовскую жизнь в плане самореализации.

Таким образом, данные показывают, что социальная интегрированность для большинства опрошенных студентов складывается в большей степени за счёт неформальных связей и общения в студенческой среде, и в гораздо меньшей степени посредством корпоративных дел и внутри-вузовских мероприятий.

Выводы. В целом, полученные результаты позволяют констатировать следующее. Для большинства студентов различных вузов образовательный процесс обеспечивает возможность их самореализации, особенно по линии критериев личностной включенности в обучение и социальной интеграции в жизнь вуза. Выявленные различия касаются особенностей самореализации студентов гуманитарного и технического вуза. Так, студенты технического вуза отличаются более ответственным подходом к выполнению своих учебных обязанностей, которые непосредственно рассматриваются ими как этап их профессионального роста. Студенты-гуманитарии испытывают более полное включение в процесс обучения, принимают более активное участие в жизни вуза.

Большинству студентов интересно учиться в вузе, они склонны рассматривать обучение как самое важное занятие в жизни, они убеждены, что не ошиблись в выборе вуза и специальности, их не тяготит ощущение бессмысленности посещения занятий. Многие студенты считают се-

бя успевающими и способными, отмечают для себя полезность обучения в вузе. Вместе с тем, для некоторой части студентов их способности и потенциал остаются не полностью востребованными в процессе вузовской подготовки. Большинство студентов ощущают помощь и участие со стороны вуза, чувствуют ценность своей личности в процессе обучения. Вместе с тем, они признают, что их участие в жизни вуза носит не столь активный характер, а интегрированность в вузовскую среду имеет ситуативный и неакадемический характер за счет неформальных межличностных отношений досуговой направленности.

Результаты исследования показывают перспективность включения субъективно-значимых критериев вузовской самореализации в оценку продуктивности образовательной практики. Данные критерии показывают степень активизации важных личностных источников и механизмов самодвижения обучаемого, открывая тем самым возможность построения такой образовательной среды, которая наиболее полно отвечает личностным ожиданиям, склонностям, устремлениям студентов, их академическим, профессиональным способностям возможностям и социокультурным ориентациям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекозна-ние: самореализация человека. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 461 с.

2. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 222 с.

3. Селезнева Е.В. Смысловые детерминанты самореализации // Мир психологии. 2010. № 4. С.78-91.

4. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 10. С. 313-326.

5. Шутенко А.И., Вишневская Я.Ю., Ос-пищева О.И. Личностное измерение образования как фактор самореализации студенческой молодежи // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. № 2. С. 219-222.

6. Селезнева Е.В., Фомичева К.М. Самореализация студенческой молодежи как социально-психологический и акмеологический феномен // Акмеология. 2011. № 4. С. 50-54.

7. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшая школа как пространство самореализации личности / Под общ. ред. А.М. Гридчина. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.