Научная статья на тему 'Основные слагаемые самореализации студентов в вузовском обучении'

Основные слагаемые самореализации студентов в вузовском обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / SELF-REALIZATION / STUDENTS YOUTH / PERSONAL INVOLVEMENT IN COURSE OF EDUCATION / REALIZATION OF ABILITIES IN EDUCATION / SOCIAL INTEGRATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна

В статье описываются результаты исследования феномена самореализации студентов в процессе вузовской подготовки. Раскрываются основные составляющие самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов. Показаны актуальные проблемы личностного развития студентов и роль вуза в их решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN COMPONENTS OF STUDENTS'' SELFREALIZATION IN UNIVERSITY EDUCATION

The article describes the results of a study of the phenomenon of students' self-realization in the University education. Reveals the basic components of self-realization and their measurements at the students from various universities. Illustrates the actual problems of personal development of students and the role of the University in resolving them.

Текст научной работы на тему «Основные слагаемые самореализации студентов в вузовском обучении»

УДК 316.61; 316.37 ББК 88.3

Е. Н. Шу т енко

ОСНОВНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ

В статье описываются результаты исследования феномена самореализации студентов в процессе вузовской подготовки. Раскрываются основные составляющие самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов. Показаны актуальные проблемы личностного развития студентов и роль вуза в их решении.

Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, личностная включенность в обучение, реализация способностей в обучении, социальная интегрированность в образовательном процессе.

Е. N. Shutenko

THE MAIN COMPONENTS OF STUDENTS' SELFREALIZATION IN UNIVERSITY EDUCATION

The article describes the results of a study of the phenomenon of students' self-realization in the University education. Reveals the basic components of self-realization and their measurements at the students from various universities. Illustrates the actual problems of personal development of students and the role of the University in resolving them.

Key words: self-realization, students youth, personal involvement in course of education, realization of abilities in education, social integration in the educational process.

Продуктивность вузовского образования во многом зависит от того, в какой мере оно сможет создать условия для полноценного личностного становления молодого человека, активизировать его внутренний потенциал как субъекта образовательного процесса [1].

В настоящий период в условиях модернизации высшей школы, обновления философии и методики обучения требуется антропоцентрическая парадигма построения высшего образования, полагающая челове-ко- образующие измерения образовательной практики [3]. Речь должна идти о создании в сфере высшей школы целостного социокультурного пространства становления молодого поколения как дееспособной и жизнеспособной части общества, полноценно реализующей свои личностные ресурсы в различных сферах деятельности [4]. Современный вуз должен создать среду интенсивного интеллектуального и личностного роста с тем, чтобы дать молодому человеку

шанс полноценного развития не только в профессиональном, но и в умственном, личностном плане [2, 5].

В проводимом нами исследовании вузовской жизни студентов мы стремились уяснить, какие моменты и аспекты этой жизни составляют условия для их продуктивной самореализации в обучении, в профессиональном и личностном становлении.

В ходе проводимого нами исследования мы изучали образ студента как самореализующейся личности в процессе вузовской подготовки. Цель исследования заключалась в определении социально-психологических факторов самореализации студенческой молодежи в процессе обучения. С этой целью мы построили исследование в два этапа.

На первом (предварительном) этапе путём пробных пилотажных опросов, наблюдений, интервьюирования выявлялись наиболее значимые составляющие самореализации личности в процессе обучения в современном вузе.

На втором (основном) этапе посредством разработанной методики опроса студентов осуществлялся анализ выраженности этих компонентов самореализации и особенности их содержания в вузовской жизни студентов.

В исследовании приняли участие 302 студента старших курсов различных специальностей, обучающихся в четырёх вузах г. Белгорода. Экспериментальную выборку пропорционально составили студенты технического университета, гуманитарного и экономического университетов, а также юридического вуза МВД РФ.

В ходе проведения первого, предварительного, этапа был выявлен круг тем, вопросов, содержательных аспектов вузовской жизни, наиболее значимых для самореализации студентов. Последующая семантическая обработка и обобщение полученных сведений позволила объединить их в три общие тематически узловые группы [6].

Первую группу составили такие аспекты самореализации, которые непосредственно отражали отношение к учебе как ведущей деятельности студенческой молодежи. Они выражали различные стороны субъективной значимости процесса обучения и мотивации обучения в целом. В эту группу вошли такие нарративы как: интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, стремление идентифицироваться с преподавателями и представителями профессии, направленность на целостное проявление в учебе и др. Выраженность этих аспектов позволяла судить о степени личностной причастности и приобщенности студента к образовательному процессу. Данную группу как исходный компонент самореализации в обучении мы обозначили как сферу личностной включенности в процесс обучения.

Вторая группа тем и аспектов вузовской жизни отражала степень и полноту раскрытия и развития личностных качеств студентов в вузовском обучении. Её составили такие важные моменты как: развитие потенциала студентов, возможность лучшего самопознания в учебе, полезность обучения, учеба как средство воплощения мечты, раскрытие способностей и талантов, учеба в вузе как путь к успеху и профессиональному росту, разностороннее самопроявление и полноценное самовыражение в учебе, стимулирование усилий в учебе и др. Совокупность этих аспектов отражала такую важную составляющую самореализации в вузовском обучении как реализация способностей в процессе обучения.

Состав третьей тематической группы условий самореализации был получен за счёт таких аспектов вузовской жизни студентов, которые отражали степень их социальной интегрированности в процессе обучения. Как отмечали сами студенты, без интенсивного и продуктивного межличностного общения реализовать себя как личность в вузе практически невозможно. Необходима некая питательная почва, среда, социальное участие и забота со стороны вуза, а также возможность личностного взаимодействия для разностороннего общения и личностного самовыражения. Поэтому такие аспекты вузовской жизни как внимание к личности студента, помощь вуза в решении личных проблем, организация досуга студентов, чувство общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения и др. в значительной степени способствуют успешной самореализации студентов.

Методика и общие результаты исследования

На втором, основном, этапе исследования на базе выделенных выше трёх узловых макро-тем условий самореализации студентов нами был составлена и проведении соответствующая методика [7]. Данная методика представляла собой опросник, состоящий из 49 вопросов, объединенных в три шкалы: 1) личностная включенность в процесс обучения, 2) реализация способностей в обучении, 3) социальная интегрированность в процессе обучения.

Студентам предлагалось оценить каждый вопрос по пятибалльной шкале. По результатам опроса и статистической обработки полученных данных выявлялся уровень самореализации студентов в их вузовской жизни.

Обобщенные данные исследования всех 302 студентов 4-х вузов представляются в следующим виде.

Средний показатель уровня самореализации по всей выборке студентов составил 3,16 балла (из 5 максимальных), то есть общий результат можно рассматривать как умеренный уровень самореализации.

Поуровневое распределение студентов выявило следующее.

Высокий уровень отмечается всего только у 7 студентов (2,3% от всей выборки) и соответствует значениям от 4 до 5 баллов, при этом результат выше 4,5 балла выявлен только у одного студента.

Результат выше среднего (3,5 - 4 балла) показали 60 студентов (19,9%).

Средние показатели и выше среднего (3 -4 балла) были установлены всего у 120 студентов (39,7%).

Невыраженный уровень (от 2,5 до 3 баллов включительно) обнаружен у 93 студентов (30,8%), которые, судя по их ответам, не находят для себя реализации в большинстве сторон своей жизни в вузе.

Низкий уровень (ниже 2,5 балла) был установлен у 22 студентов (7,29%), которые не видят возможности и не могут реализовать себя вузе никаким образом.

Как следует из общих результатов, в целом у студентов превалируют пониженные данные уровня самореализации в обучении, поскольку высокие и выше среднего значения (выше 3,5 балла) установлено всего 67 студентов (22,2%), в то время как сниженные значения (до 3 баллов включительно) выявлены у 115 студентов (38,1%).

Более детальная картина особенностей самореализации студентов открывается в анализе результатов по трём основным шкалам методики.

Личностная включенность в процесс обучения. Среднее значение по данной шкале составило 3,06 (станд. откл. - 1,18), что соответствует нейтральному уровню выраженности. Высокие значения (выше 4 баллов) были установлены всего у 11 студентов (3,7% от выборки), а значения выше 4,5 балла только у двух студентов. Показатели выше среднего обнаружены у 47 студентов (15,6%). Между тем, низкие значения по этой шкале (меньше 2,5 балла) выявлены у 52 студентов (13,6%), а значения ниже среднего (от 2,5 до 3 баллов включительно) у 88 студентов (29,1%).

Таким образом, пониженные показатели установлены почти у половины студентов от всей выборки (140 чел. - 46%), а выраженные значения личностной включенности в обучение установлены менее, чем у одной пятой части студентов выборки (58 чел. - 19,3%). Полученные данные указывают на то, что обучение в вузе как ведущая деятельность недостаточно охватывает сту-еднтов.

Анализ структуры показателей, составляющих данную шкалу, позволяет пролить свет на особенности проявления личностной включенности в обучение. Среди наиболее выраженных позиций выделяются следующие три:

- личностная значимость обучения в вузе;

- интерес к учебе;

- ценность вуза как источника знаний.

По первой позиции высокие значения отмечены у 61 студента (20,2%), выше среднего у 118 студентов (39,1%), что в общей сумме составило более половины всех студентов (179 чел. - 59,3%). Между тем, низкая зна-

чимость вузовского обучения выявлена у 6 студентов (2%), а невыраженная значимость у 15 чел. (5%), что составило всего 7% от всей выборки студентов.

Сильно выраженный интерес к учебе был установлен у 55 студентов (18,2%), а выраженный интерес у 112 чел. (37,1%), что также составило более половины охваченной обследованием молодежи (167 чел. - 55,3%). Отсутствие интереса к учебе в вузе показали 9 чел. (3%), а невыраженный интерес - 25 чел. (8,3%), т.е. всего 34 чел. (11,3%).

Ценность вуза как основного источника знаний и субъективно значимой информации явно подчеркивается 48 студентами (15,9%), и признаётся в общем 108 студентами (35,8%), т.е. в сумме половиной всех опрошенных студентов (156 чел. - 51,7%). Не согласны с таким положением 8 студентов (2,6%) и 28 чел. (9,3%) такой ценности вуза не видят.

Среди позиций шкалы, получивших наиболее низкие значения выделяются следующие:

- стремление быть похожим на преподавателей, ведущих обучение;

- обучение как захватывающий процесс и источник вдохновения;

- трудность обучения;

- психологическая включенность в обучение и полезность потраченного на учебу времени.

В этом перечне вызывает особую озабоченность утрата вузовскими преподавателями статуса образца и примера для подражания студентами. По результатам опроса 106 студентов (35,1%) категорически не желают быть похожими на своих преподавателей, а 84 студента (27,8%) разделяют эту точку зрения не в столь категоричной форме. И только 14 чел. (4,6%) действительно хотят быть похожими на тех, кто их обучает, к ним тяготеет ещё 28 чел. от всех опрошенных (9,3%). Таким образом, подавляющее большинство студентов (190 чел. - 62,9%) не видят в преподавателях значимых для своего личностного становления профессиональных и жизненных образцов. Данный факт указывает на ослабление одного из важных механизмов вузовской социализации - механизма персональной идентификации. Он заключается в том, что молодой человек приобщается к профессии, прежде всего, через идентификацию с теми, кто этой профессии его обучает. И если такой идентификации не происходит, то трудно ожидать успешного освоения будущей профессии.

Стоит также добавить, что около половины студентов (137 чел. - 45,4%) не чувствуют своей полной включенности в обучение,

не обнаруживают в вузовском обучении источник вдохновения и душевного подъема. Особо явно на это указали 67 чел. (22,2%) и с ними скорее готовы согласиться ещё 70 чел. (23.2%). И только для 16 студентов из всей массы опрошенных (5,3%) данный вопрос решается явно в пользу вуза и 39 чел. (12,9%) также склонны к такому мнению, что в удельном весе не превышает и пятой части опрошенных студентов (18,2%).

Вызывает также настороженность, что процесс обучения в вузе не является трудным для студентов. Наш опрос показал, что около половины студентов не считают для себя трудным учиться в вузе (147 чел. - 48,7%). С большим трудом даётся обучение всего 36 студентам (11,9%) и некоторые трудности испытывают ещё 37 чел. (12,3%), т.е. всего 73 чел. (24,2%).

Кроме того, многие студенты не чувствуют психологической включенности в обучение и пользы от потраченного на учебу времени (118 чел. - 39,1%). Из них 50 студентов (16,6%) испытывают крайнюю досаду от даром потраченного на занятия времени. В противоположность им только у 37 чел. (12.3%) отмечается полная психологическая включенность в обучение и ощущение её явной полезности для себя самого.

Реализация способностей в процессе обучения. Данная шкала выступает центральным звеном в структуре общих показателей самореализации в вузовском обучении. Вместе тем, в проведенном обследовании средний уровень значений по данной шкале в общем составил только 2,98 балла (станд. откл. - 1,18), что соответствует «пограничному» уровню на грани среднего и ниже среднего уровня выраженности. При этом высокие значения (выше 4 баллов) были выявлены всего у 7 студентов (2,3%), а показателей выше 4,5 баллов установлено не было. Уровень значений выше среднего был выявлен у 41 студента (13,6%). Низкие показатели по данной шкале (меньше 2,5 балла) установлены у 57 чел. (19%), из них крайне низкие у 13 чел. (4%), а значения ниже среднего проявились у 109 студентов (36,1%). В целом пониженные показатели отмечены более, чем у половины опрошенных студентов (166 чел. - 55%), в то время как повышенные составили всего 15,9%, (у 48 студентов).

Вместе с тем, были установлены повышенные оценки студентов, которые относились к таким пунктам данной шкалы как:

- понимание себя как успевающего студента;

- обучение вузе как пространство лучшего самопознания;

- полезность обучения по сравнению с другими занятиями.

Анализ показал, что подавляющее большинство студентов рассматривают себя как успевающих и способных в деле вузовского обучения (205 чел. - 67,8%).

При этом почти половина студентов считает, что учёба в вузе помогает им лучше понять себя, позволяет постичь свои сильные и слабые стороны, изменить себя к лучшему (142 чел. - 47%). Не разделяют этой точки зрения всего 55 чел. (18,2%).

Существенная часть студентов признаёт большую полезность обучения в вузе по сравнению с любыми другими занятиями (134 чел. - 44,2%), из них твердо убеждены в этом 58 чел. (19,2%). Не согласны с таким мнением также 58 чел. (19,2%), из них категорично не согласны 17 студентов (5,6%).

Низкие баллы были отмечены по таким пунктам данной шкалы как:

- учеба в вузе как условие достижения успеха в жизни;

- вуз как среда полноценного самовыражения личности;

- полнота раскрытия личностных способностей в вузовском обучении;

- обучение в вузе как условие профессионального роста;

- вуз как среда развития субъективно значимых качеств.

Подавляющее большинство студентов признает, что отличные оценки и вузовские знания далеко не всегда способствуют успеху в жизни (216 чел. - 71%). Из них твердо убеждены в этом почти половина - 139 студента (46%). Противоположного мнения придерживаются 42 студента (13,9%). Как видно, налицо явное снижение ценности вузовского обучения как залога жизненного успеха. Данный факт подкрепляется тем, что для половины студентов добросовестное обучение не является показателем профессионального роста (151 чел. - 50%), из них 46 чел. (15,2%) категоричны в этом мнении. Обратная точка зрения свойственна всего 78 студентам (25,8%) из них только 22 чел. (7,3%) твердо связывают успешное обучение с профессиональным ростом личности.

Опрос показал также, что у студентов не возникает ощущения полноты раскрытия личностных способностей в вузовском обучении. Так половина студентов выборки указывает на свои нераскрытые способности в обучении (158 чел. - 52.3%), а 63 чел. (20,9%) явно сожалеет об этом. С другой стороны, не может не настораживать тот факт, что обучение в вузе не отвечает развитию субъективно значимых качеств студентов. Многие студенты отмечают, что они хотят развивать в себе такие качества, которые они вряд ли смогут обрести обучаясь в своих вузах (134

чел. - 44,4%). Обратного мнения придерживаются более чем в два раза меньшее количество студентов (59 чел. - 19,5%).

Социальная интегрированность в образовательный процесс. Пункты данной шкалы отражают наличие необходимой социальной поддержки, помощи, участия и дружеских связей в студенческой среде, что создает благоприятный социальный климат для самореализации в обучении. Как показали результаты, данная составляющая получила наиболее высокие значения у опрошенных студентов во всех вузах. Так, среднее арифметическое составило 3,48 балла (станд. откл. - 1,17). Высокие значения по шкале установлены у 49 студентов (16,3%) Значения выше среднего установлены уже у 90 студентов (29,8%). Низкие значения (менее 2,5 баллов) выявлены всего у 14 студентов (4,6%), из них крайне низких оценок установлено не было. Оценки ниже среднего уровня были отмечены у 38 чел. (12,6%). Таким образом, впервые в проведенном опросе в показателях данной шкалы отмечается перевес значений в пользу повышенных оценок, общий массив последних составил 139 случая (46,1%). В то время как пониженные значения средних показателей по данной шкале обнаружены всего у 52 студентов (17%).

В структуре данной шкалы был выделен ряд составляющих, получивших повышенные значения в субъективных оценках студентов. Среди них выделялись следующие:

- наличие взаимовыручки среди студентов;

- крепость товарищеских связей в студенческой среде;

- чувство общности личности в студенческой среде.

Так, большинство опрошенных студентов отмечали, что они всегда могут обратиться за помощью к товарищам по учебе (230 чел.

- 76,2%), из них 125 чел. (41,4%) твердо убеждены в уместности такого обращения. Не уверены в этом 29 студентов (9,6%).

Крепость товарищеских уз проявляется в нежелании большинства студентов расстаться со своими товарищами по группе, курсу (213 чел. - 70,5%). При этом слабость дружеских связей было отмечено всего у 41 студента (13,6%), из них 17 чел. (5,6%) находятся в явно аутсайдерской позиции.

Чувство общности также характерно для большинства опрошенных студентов. Так, 198 студентам (65,5%) не знакомо чувство одиночества в обучении, а к 120 из них (39,7% от общей выборки) оно не имеет никакого отношения. Вместе с тем, 43 чел. (34,4%) в разной степени испытывают состояние изоляции и социальной покинутости в студенческой среде.

Наряду с отмеченными позициями, выделяются также пункты с низкими оценками, такие как:

- активное участие во внутривузовской жизни;

- интерес к делам и жизни вуза в целом.

Из опрошенных студентов 100 чел. (33,1%)

индифферентно относится к мероприятиям и делам, проводимым в вузе, считают их пустой тратой времени. Противоположного мнения придерживаются 81 чел. (26,9%).

Устойчивый интерес к делам вуза и к учебе отмечается у 95 чел. (31,4%), а 113 студентов (24,2%) считают, что в жизни есть гораздо более важные и интересные дела, чем обучение в вузе. При этом 40 чел. (13,2%) крайне скептически смотрят на учебу в вузе и вузовскую жизнь в плане самореализации.

Таким образом, данные показывают, что социальная интегрированность для большинства опрошенных студентов складывается в большей степени за счёт неформальных связей и общения в студенческой среде, и в гораздо меньшей степени посредством корпоративных дел и внутривузовских мероприятий.

Подводя черту под кратким изложением полученных результатов можно отметить следующее. Для большинства студентов различных вузов образовательный процесс обеспечивает возможность их самореализации, особенно по линии личностной включенности в обучение. Выявленные различия касаются особенностей самореализации студентов гуманитарного и технического вуза. Так, студенты технического вуза отличаются более ответственным подходом к выполнению своих учебных обязанностей, которые непосредственно рассматриваются ими как этап их профессионального роста. Студенты-гуманитарии испытывают более полное включение в процесс обучения, принимают более активное участие в жизни вуза. Кроме того, как показало исследование, процесс самореализации в обучении имеет гендерные особенности. Так, у юношей данный процесс в целом носит менее проблемный характер. Им свойственно меньшее разочарование и неудовлетворенность. Девушки отличаются большей критичностью и эмоциональной включенностью в процесс обучения, они принимают более активное участие в жизни вуза

Выводы: полученные результаты дают основание констатировать, что большинству опрошенных студентов интересно учиться в вузе, они склонны рассматривать обучение как важное занятие в жизни, и убеждены, что не ошиблись в выборе вуза и специальности, их не тяготит ощущение бессмыс-

ленности посещения занятий. Большинство студентов считают себя успевающими и способными, отмечают для себя полезность обучения в вузе. Вместе с тем, для многих из них собственные способности и потенциал остаются не полностью востребованными в процессе вузовской подготовки. Большинство студентов ощущают помощь и участие со стороны вуза, чувствуют ценность своей

личности в процессе обучения. Вместе с тем, они признают, что их участие в жизни вуза носит не столь активный характер, а интегрированность в вузовскую среду имеет в большей степени ситуативный характер и складывается не столько на почве академических связей, сколько по линии неформальных межличностных отношений досугового характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994. - 152 с.

2. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Самореализация студенческой молодежи как ценность вузовского обучения // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 2. - С.143-152.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2001. - 304 с.

4. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшая школа как пространство самореализации личности (монография). -Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. - 145 с.

5. Шутенко Е. Н. Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma Mater (Вестник высшей школы). -2011. - №7. - С.33-36.

6. Шутенко Е. Н. Самореализации студенческой молодежи в процессе вузовского обучения // Психология обучения. - 2012. - №12. - С.79-87.

7. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Методика исследования самореализации в вузовском обучении / Под ред. В.А. Ситарова. - М.: МосГУ 2008. - 54 с.

REFERENCES

1. Serikov V.V. Lichnostnyi podhod v obrazovanii: koncepcyia i technologii [Personal approach in education: concept and technologies]. Volgograd, 1994, 152 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sitarov V. A., Shutenko A. I., Shutenko E. N. Self-realization of students youth as a value of higher education. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill, 2008, no. 2. pp. 143-152 (in Russian).

3. Smirnov S.D. Pedagogika ipsychologyia vysshego obrazovanyia: ot deiatel’nosty k lichnosti [Pedagogics and psychology of the higher education: from activity to the personality]. M: Akademyia, 2001, 304 p.

4. Shutenko A. I., Shutenko E. N. Vysshaia shkola kak prostranstvo samorealizacii lichnosti (monografiia) [The higher education as a space of personality self-realization (monograph)]. Belgorod, BGTU, 2008, 145 p.

5. Shutenko E. N. Problem of self-realization in higher education. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) - Alma Mater (Bulletin of Higher School), 2011, no.7. pp. 33-36 (in Russian).

6. Shutenko E. N. Self-realization of students youth in the process of university education. Psyhologyia obuchenyia -Educational Psychology, 2012, no.12. pp.79-87 (in Russian).

Информация об авторе Шутенко Елена Николаевна (Россия, Белгород) - Кандидат психологических наук,

доцент кафедры управления персоналом. Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет». E-mail: shutenko@bsu.edu.ru

Information about the author Shutenko Elena Nikolaevna (Russia, Belgorod) - PhD in psychology, Associate Professor of human resource management chair. National research university «Belgorod State University». E-mail: shutenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.