Научная статья на тему 'Основные компоненты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки'

Основные компоненты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4110
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА / SELF-REALIZATION / STUDENTS YOUTH / PERSONAL INVOLVEMENT IN COURSE OF EDUCATION / REALIZATION OF ABILITIES IN EDUCATION / SOCIAL INTEGRATION IN A EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения статуса высшей школы как института полноценной социализации молодежи. Эффективность современного вуза определяется тем, насколько он способен сформировать среду интенсивного интеллектуального и личностного роста студентов. Цель исследования заключается в выявлении основных составляющих самореализации студентов в процессе вузовского обучения. Новизна работы состоит в том, что поиск этих составляющих осуществляется не столько в психологической структуре личности студента, сколько в социокультурном измерении его жизни в вузе. Такой подход вытекает из авторской трактовки самореализации как механизма самоопределения личности в культуре, который обеспечивается ее глубоким и интенсивным включением в различные сферы жизнедеятельности (учебную, научно-исследовательскую, общественную, производственную, творческую, художественную, спортивную и пр.). В результате проведенного исследования были определены и уточнены три основные составляющие вузовской самореализации студентов: личностная включенность в процесс обучения, реализация способностей в обучении, а также социальная интеграция в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC COMPONENTS OF SELF-REALIZATION STUDENTS IN EDUCATION PROCESS AT THE UNIVERSITY

Relevance of article is caused by need of increase of the status of the higher school as institute of full socialization of youth. The effectiveness of the modern University is determined by how it can shape the environment of intense intellectual and personal growth of students. The research objective consists in definition of the main components of selfrealization of students in the process of university education. Novelty of work consists that search of these components is conducted out not only in psychological structure of the identity of the student, how many in sociocultural dimension of his university life. Such approach follows from author's understanding of self-realization as mechanism of self-determination of the personality in culture. This mechanism works by means of deep and intensive inclusion of students in various spheres of activity (educational, research, the public, production, creative, art, sports meets, etc.). As a result of the conducted research were revealed and specified three main components of self-realization of students in university education: personal involvement in course of education, realization of abilities in education, social integration in a educational process.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки»

УДК 316.37; 378 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Шутенко Е.Н.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения статуса высшей школы как института полноценной социализации молодежи. Эффективность современного вуза определяется тем, насколько он способен сформировать среду интенсивного интеллектуального и личностного роста студентов.

Цель исследования заключается в выявлении основных составляющих самореализации студентов в процессе вузовского обучения. Новизна работы состоит в том, что поиск этих составляющих осуществляется не столько в психологической структуре личности студента, сколько в социокультурном измерении его жизни в вузе. Такой подход вытекает из авторской трактовки самореализации как механизма самоопределения личности в культуре, который обеспечивается ее глубоким и интенсивным включением в различные сферы жизнедеятельности (учебную, научно-исследовательскую, общественную, производственную, творческую, художественную, спортивную и пр.).

В результате проведенного исследования были определены и уточнены три основные составляющие вузовской самореализации студентов: личностная включенность в процесс обучения, реализация способностей в обучении, а также социальная интеграция в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, личностная включенность в обучение, реализация способностей в обучении, социальная интеграция в образовательном процессе вуза.

THE BASIC COMPONENTS OF SELF-REALIZATION STUDENTS IN EDUCATION PROCESS AT THE UNIVERSITY

Shutenko E.N.

Relevance of article is caused by need of increase of the status of the higher school as institute of full socialization of youth. The effectiveness of the modern University is determined by how it can shape the environment of intense intellectual and personal growth of students.

The research objective consists in definition of the main components of selfrealization of students in the process of university education. Novelty of work consists that search of these components is conducted out not only in psychological structure of the identity of the student, how many in sociocultural dimension of his university life. Such approach follows from author's understanding of self-realization as mechanism of self-determination of the personality in culture. This mechanism works by means of deep and intensive inclusion of students in various spheres of activity (educational, research, the public, production, creative, art, sports meets, etc.).

As a result of the conducted research were revealed and specified three main components of self-realization of students in university education: personal involvement in course of education, realization of abilities in education, social integration in a educational process.

Keywords: self-realization, students youth, personal involvement in course of education, realization of abilities in education, social integration in a educational process.

Актуальность

Сегодня в обществе осознается необходимость построения в системе высшей школы такой образовательной среды, которая распахивает перед растущими людьми веер равнодостойных направлений саморазвития. Современ-

ный вуз должен дать молодому человеку шанс полноценного развития не только в профессиональном, но и в умственном, личностном плане.

По мнению многих исследователей, сегодня необходима антропоцентрическая парадигма построения высшей школы, полагающая человеко- образующие измерения образовательной практики [11]. Речь должна идти о создании в сфере высшей школы единого социокультурного пространства становления молодого поколения как дееспособной и жизнеспособной части общества, полноценно реализующей свой личностный потенциал в различных сферах деятельности [4].

Эффективное вузовское образование должно обеспечивать процесс самореализации личности в образовательной системе, способствовать росту сущностных сил обучаемого как субъекта вузовской подготовки. Известно, что обучение в вузе представляет собой сложный процесс самодвижения личности к постижению культуры и профессии, а само обучение глубоко опосредовано индивидуально-личностными особенностями студента как будущего специалиста [10].

Формирующий потенциал вуза заключается в возможности продуцирования такой образовательной среды, которая на личностном уровне выступает как специфическое культурное пространство самопознания и самопереживания студента. Приобщение к основам научного познания, к культуре академического мышления и образа жизни неизбежно сопряжено с внутренне-смысловым поиском студента. Это обусловлено самим ходом становления личности в период молодости, когда логика психологического развития сопряжена с активным и драматическим процессом роста самосознания и требует серии социально-значимых Я- открытий, Я- выборов.

Понятие самореализации в вузовском обучении

Становление личности в условиях высшей школы представляется, прежде всего, и в большей степени, как процесс саморазвития. Это обусловлено тем, что ведущей жизненной интенцией на данном возрастном этапе выступает эк-

зистенциальное стремление к самоопределению [5]. Как ведущий жизненный смысл это стремление задаёт феноменологию индивидуального опыта, содержание и динамику личностного развития, когда молодой человек решает кем он хочет стать в жизни, но ещё не знает в полной мере каким ему быть для себя самого. Он должен создать, сформировать себя самого как личность и на этом непростом пути вуз может и должен стать надежной опорой.

Стремление к самоопределению как ведущая внутренняя задача личности разрешается посредством механизма самореализации [3]. В действительности молодой человек не может определиться не проявив себя, не выразив своя Я, не познав себя с различных сторон. Он должен состояться как можно в больших областях и сферах жизнедеятельности, и, получив обратную связь для себя, избрать свой жизненный удел. Известно, что самореализация как некая общая мотивация жизни достигает пика своей актуальности именно в период молодости, когда молодой человек, в силу своих психофизических и ментальных особенностей, обладает наибольшей энергией и работоспособностью. Этот поиск своей целостности и отличает молодость от более поздних этапов жизни [5].

Таким образом, для студенческой молодежи самореализация выступает главной психологической задачей, которая решается ею непосредственно в стенах вуза. Опыт полноценной самореализации в вузовском обучении становится в дальнейшем важной экзистенциальной «площадкой» выстраивания жизненного пути личности. В этой связи, ведущей задачей вуза выступает обеспечение условий для успешной самореализации личности студента.

Понятие «самореализация» вошло в научный и культурный обиход во многом благодаря трудам ученых, относящих себя к течению гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт и др.). Представляя движение за «развитие человеческого потенциала», авторы этого направления рассматривали человека, прежде всего, с точки зрения способности к самосовершенствованию [6, 7, 9]. Исходный тезис психологов-гуманистов состоял в том, что сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста,

творчества и самодостаточности [1]. При этом личностные проблемы и деформации объясняются как следствия неблагоприятных обстоятельств социальной среды, препятствующих этому росту [9]. Такой подход во многом задал исходную трактовку понятия самореализации в гуманитарной науке и культуре.

Нужно отметить, что с психологических позиций самореализация предстаёт как внутренняя интенция человека выразить себя, как стремление к самоутверждению, самоактуализации, становящееся нередко самоцелью и смыслом жизни [6]. При этом нередко оттеняются социальные, культурные механизмы самореализации, которые подразумеваются как изначально «встроенные» в саму природу личности, стремящейся к совершенству [7].

Признавая внутреннее начало самореализации, мы считаем, что в понимании феноменологии развития человека, в том числе в образовательных системах, такой сугубо индивидоцентричный подход оказывается односторонним и недостаточным. Человек как личность не может реализовать себя из себя, не обратившись к чему-то большему, чем свое «Я», не познав и не преодолев ограниченность своёго «Я», не изменив себя в культуре [12]. Этот процесс самоизме-нений, идущий вслед за самосознанием в культуре, и есть собственно процесс самореализации как обретение не столько себя для себя, сколько себя для других, для общества в целом. Только приобщившись к культуре как совокупному опыту других личностей можно познать себя, почувствовать мир своей личности. И в этом плане сфера образования становится своеобразным полем самореализации, полем поиска смыслов и способов своего личностного роста [14].

В целом, мы рассматриваем понятие самореализации как некий уникальный опыт человека быть личностью, как механизм и способ личностного становления человека, действующий на протяжении всей жизни и задающий внутреннюю историю жизненного пути. Особо интенсивно и напряженно действие данного механизма складывается в период молодости, в студенческие годы жизни.

Исследование основных составляющих самореализации студентов

Исходя из приоритета личностного измерения образования, мы провели исследование образа студента как самореализующейся личности в процессе вузовского обучения. Обращаясь к вузовской жизни студентов, мы пытались уяснить из каких моментов и аспектов этой жизни складываются условия для их самореализации и как эти аспекты задействуются, проявляются в жизни современной студенческой молодежи [14].

С этой целью мы провели пилотажное исследование по выявлению наиболее значимых сфер самореализации студентов в вузе. Путём мониторинговых опросов, наблюдений, интервьюирования, а также в ходе проведения фокус-групп определялись наиболее значимые составляющие самореализации студе-нов в их вузовской жизни. Весь комплекс работ проводился течение 4-х лет (2008-2012 годы) и охватывал в совокупности 1016 студентов старших курсов различных специальностей, обучающихся в четырёх вузах в различных городах Центрального Федерального округа РФ. Экспериментальную выборку пропорционально составили студенты технического университета, гуманитарного и экономического университетов, а также юридического вуза МВД.

В ходе проведения указанных исследовательских процедур был выявлен круг тем, вопросов, содержательных аспектов вузовской жизни, наиболее значимых для самореализации студентов. Последующая семантическая обработка и обобщение полученных сведений позволила объединить их в три общие тематически узловые группы. Дифференцированный анализ этих тематических групп послужил основой для формулирования на их базе достаточно явных сфер личностного роста студентов, которые отражали определенные стороны или составляющие процесса их самореализации в образовательном пространстве вуза.

Первую группу субъективно значимых тем вузовской жизни составили такие аспекты жизнедеятельности студентов, которые непосредственно отражали их отношение к учебе как ведущей деятельности в студенческий период. Они выражали различные субъективно важные стороны процесса обучения и

мотивации обучения в целом. В эту группу вошли такие позиции как: интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, стремление идентифицироваться с преподавателями и представителями профессии, направленность на целостное проявление себя в учебе и др. Выраженность этих аспектов позволяет судить о степени личностной причастности и приобщенности студента к обучению в выбранном вузе.

В целом, первая выделенная нами нарративная группа субъективных представлений студентов указывала на некую исходную составляющую самореализации в обучении, которую мы интерпретировали как ее первичный компонент, означающий личностную включенность в процесс обучения.

В данном компоненте нашел отражение деятельностный аспект самореализации студентов, раскрывающий степень интенсивности их труда, увлеченности учебной деятельностью, уровень занятости ею, и в целом степень осмысленности, субъективной значимости обучения. С точки зрения самореализации это важнейший компонент личностного становления, поскольку учебная деятельность как опыт самоизменений составляет основу развития и саморазвития. Выполняя учебную деятельность, обучаемый прилагает усилия, направленные, в первую очередь, на то, чтобы изменить себя, чтобы двигаться от незнания к знанию, от желания к умению, от способностей к компетентности [2].

Личностная включенность в процесс вузовского обучения достигается в том случае, когда обучающийся становится полноправным субъектом учебной деятельности. Для этого учебный процесс должен быть организован как межличностное взаимодействие в системе сотрудничества. Реализация субъектной позиции студента осуществляется в учебном диалоге на основе гармоничного сочетания дяетельностного и личностного подходов в обучении. В технологическом отношении личностная включенность в процесс обучения обеспечивается широким использованием активных форм и методов обучения, технологий проблемного, задачно- эвристического, знаково- контекстного, модульного

обучения и др. Особое значение имеет всемерное развитие научноисследовательской деятельности студентов, как можно более раннее приобщение их к самостоятельной научной деятельности.

В целом, личностная включенность в процесс обучения есть отражение субъективной значимости обучения с точки зрения его соответствия личностным смыслам обучаемого, который не мыслит иного пути их воплощения кроме как путь обучения в избранном вузе, по избранной специальности. Феноменологически данный компонент самореализации тесно связан со следующей её составляющей, которая непосредственно выражает развитие сущностных сил личности в процессе обучения.

Вторая группа тем и аспектов вузовской жизни отражала степень и полноту раскрытия личностных качеств студентов в вузовском обучении. Её составили такие важные моменты как: развитие потенциала студентов, возможность лучшего самопознания в учебе, полезность обучения, учеба как средство воплощения мечты, раскрытие способностей и талантов, учеба в вузе как путь к успеху и профессиональному росту, возможности разностороннего самопрояв-ления и полноценного самовыражение в учебе, стимулирование усилий в учебе и др. Совокупность этих аспектов отражала такую важную составляющую самореализации в вузовском обучении как реализация способностей в процессе обучения.

Данная составляющая представляет центральный компонент самореализации в вузовском обучении, поскольку её содержанием выступает план внутренних характеристик саморазвития в обучении. И в этом смысле этот второй компонент отражает личностный аспект самореализации в образовательном процессе вуза. Известно, что развитие личности представляется как развитие способностей и возможностей познать мир и свое «Я» в нём, выстроить свою систему отношений с миром и внести свои личностный вклад в профессию, социум, культуру в целом. Раскрытие внутреннего потенциала студентов, развитие их способностей,

склонностей и интересов становится исходной точкой и отправляющим моментом успешной самореализации в обучении [10].

Обеспечение данного компонента в вузовском обучение предусматривает всесторонний учет индивидуальных особенностей студентов, их потребностей и устремлений в ходе профессиональной подготовки. Для этого, как отмечают сегодня многие ученые, необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. В организационном плане построение такой траектории начинается с создания элективных курсов, с обучения предметам по выбору вплоть до выхода студента на обучение по индивидуальному плану подготовки [8].

В содержательном плане перспективы реализации способностей студентов открываются в логике компетентностного подхода в образовании [13]. Данный подход означает, что теория и практика вузовского обучения должны быть направлены на расширение сферы собственных полномочий, компетенций студентов, на развитие у них убеждения в самоэффективности. Как показывают исследования А. Бандуры и У. Мишела, студенты, убежденные в самоэффективности, ставят перед собой более трудные, рискованные цели, они демонстрируют больше старания и настойчивости, успешнее выполняют задания, поскольку подходят к его решению с лучшим настроением (с меньшей тревогой и депрессией), способны лучше справляться со стрессом и разочарованием. На примере учебной деятельности показано, что можно обеспечить высокую мотивацию обучения, если стимулировать у обучаемых высокие личные стандарты, положительные результаты, чувство гордости за умение этим стандартами отвечать и чувство способности их достичь [15].

Таким образом, компонент реализации способностей в обучении отражает стержневую линию самореализации личности, предусматривая, что сама

личность выступает как субъект с уже имеющимися и расширяющимися силами и возможностями.

Состав третьей группы условий, образующих еще один компонент самореализации студентов, был получен за счёт таких аспектов их вузовской жизни, которые отражали степень их социальной интеграции в процессе обучения. Как отмечали сами студенты, без интенсивного и продуктивного межличностного общения реализовать себя как личность в вузе практически невозможно. Необходима некая питательная почва, среда, социальное участие и забота со стороны вуза, возможность личностного взаимодействия для разностороннего общения и личностного самовыражения. Поэтому такие вопросы вузовской жизни как внимание к личности студента, помощь вуза в решении личных проблем, организация досуга студентов, чувство общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения и др. в значительной степени способствуют успешному личностному росту студентов.

Социальная интеграция в вузе как компонент вузовской самореализации отражает социальный аспект вузовского обучения. Он подразумевает наличие широкого поля разнообразных социальных контактов и взаимодействий студентов как субъектов не только учебной, но и общественной, творческой, социокультурной деятельности в целом. Для полноценной самореализации молодому человеку необходимо быть интегрированным в как можно большее количество социальных групп и общностей, различной направленности. Играя определенную роль в каждой из них, пробуя себя в различных социальных ролях, расширяя свой репертуар этих ролей, он может на деле выбрать ту из них, в которой способен наиболее полно и конструктивно выразить себя, реализовать своё Я [5].

Для обеспечения социального компонента самореализации студентов образовательная деятельность вуза не должна ограничиваться только лишь рамками учебного процесса и своди Пться сугубо к обучению. Необходимость постоянно-

го совершенствования последнего очевидна, но этого недостаточно, когда речь идёт о развитии личности. Эффективный и современный вуз должен образовывать целостную среду, пространство становления студентов как личностей, он должен выстраивать свою деятельность в определенной экологии жизненного и социокультурного самоопределения студентов в различных сферах деятельности [4]. В этой связи, образовательные технологии должны по возможности охватывать и разворачиваться в различных областях жизнедеятельности обучаемого. Речь идёт таким образом о фундаментальном педагогическом требовании единства обучения и воспитания личности в стенах вуза, образующем устойчивый образовательный процесс [11]. Речь идёт о том, что вуз должен стать пространством интенсивной социализации, социокультурного погружения обучаемых. Пространством умственного, физического и духовного, гражданского и нравственного роста студента, представляя собой как бы модель профессии и общества в миниатюре, и давая тем самым возможность для экспериментирования и целостного самоутверждения в этом пространстве [3, 4].

В практике вузовской жизни сегодня существуют разнообразные формы и методы организации социокультурной деятельности студентов. Среди них выделяются студенческие художественные, творческие, музыкальные, театральные студии и мастерские, спортивные секции и кружки, студенческие клубы, профессионально-корпоративные объединения, общественные студенческие организации (экологические, гражданско- патриотические, трудовые, военноисторические, туристические и др.). Весь этот спектр форм деятельности позволяет существенно преобразить социально-культурную жизнь вуза и сформировать пространство позитивной социализации и формирования богатой, устойчивой Я- концепции студентов.

Эффективный вуз сегодня должен активно использовать различные социальные технологии персонализации образовательной и досуговой сферы жизни студентов, обеспечивать возможность разносторонней социализации и инкорпорирования студентов в общественную жизнь, их социокультурного развития,

обеспечивать функцию «социального лифта», оказания адресной социальной поддержки, а также приобщения к образу, уровню и стандартам жизни, достойных для личности современного цивилизованного общества [4]. Особое значение имеет участие студентов в управленческой жизни вуза, развитие демократических принципов, различных форм рефлексивного управления, а главное -всемерное развитие и укрепление различных форм и структур студенческого самоуправления.

В целом, составляющая социальной интегрированности полагает наличие богатого и разнообразного социо- культурного ландшафта в деятельности вуза, обеспечивающего субъектную позицию студентов в общественной, досуговой, культурной сферах жизнедеятельности.

Заключение

Как показали приведенные выше данные, выявленные компоненты самореализации студентов выступают в то же время как ее необходимые условия, которые в своём совокупном влиянии на личность студента задают поле его развития как субъекта образовательного процесса. Таким образом, можно заключить, что если в образовательном процессе вуза созданы условия, способствующие личностной включенности студентов в процесс обучения, в полной мере раскрывающие и реализующие их способности, а также позволяющие им активно интегрироваться в социальную жизнь вуза, то для студентов открываются реальные возможности саморазвития и самореализации.

Безусловно, представленное выше описание составляющих самореализации носит довольной общий характер, требует более подробной детализации и не исчерпывает всего спектра условий успешной самореализации в вузовском обучении. Несомненно, что существует ряд факторов более глубокого психологического порядка, а также собственно педагогического, методического, философского характера, обусловливающих процесс личностного роста студенческой молодёжи. Вместе с тем, в выделенных выше эмпирическим путём узловых компонентах самореализации представлены наиболее существенные её мо-

дусы, такие как: деятельностный, личностный и социальный, что позволяет очертить круг исходных аспектов и механизмов, отвечающих задаче обеспечения пространства полноценного развития личности в процессе вузовского обучения.

Необходимо отметить, что представленные компоненты отражают некие модальности единого целостного плана самореализации студентов в вузовском обучении. Они находятся в неразрывной взаимосвязи друг с другом, не существуют и не могут в полной мере функционировать изолировано. То есть для самореализующихся студентов их личностная включенность в процесс обучения безусловно сопряжена с возможностью развивать свои способности, а также зависит от степени их социальной интегрированности в жизнь вуза. Равно как и сама эта интегрированность не может быть достигнута, если не реализуются способности студентов, если они недостаточно личностно погружены в процесс вузовской подготовки. Таким образом, в деле обеспечения полноценной самореализации студентов в вузовском обучении важно сопряжено-синхронное функционирование представленных компонентов, их гармоничное сочетание в вузовском образовательном пространстве и процессе.

Результаты исследования показывают перспективность модернизации вузовской подготовки с опорой на принцип самореализации студенческой молодежи в образовательном процессе. В таком подходе активизируются и задействуются важные личностные источники и механизмы самодвижения обучаемого, открываются возможности построения такой образовательной траектории, которая наиболее полно отвечает личностным особенностям, образовательным и профессиональным возможностям студентов.

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. [Пер. с англ.] М.: Прогресс, 1986. 422 с.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

3. Иванов С.А. Личность в непрерывном образовании: (Педагогические условия самореализации личности учащихся в системе непрерывного образования). М. : АМОК, 2000. 279 с.

4. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гума-нит.- социальн. академии, 2002. 592 с.

5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность [Пер. с англ.]. Спб.: Евразия, 1999.

478 с.

7. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. [Пер. с англ.] М.: Смысл, 2002. 462 с.

8. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

9. Роджерс К. Что значит становиться человеком. [Пер. с англ.] // Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. 420 с.

10.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 164 с.

11.Смирнов C. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. 304 с.

12.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. [Пер. с англ. и нем.] М.: Прогресс, 1990. 368с.

13.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 544 с.

14.Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Методика исследования самореализации в вузовском обучении [Под ред. В.А. Ситарова]. М.: МосГУ, 2008. 54 с.

15.Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning. In R. Scwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action. Washington, 1992 . P. 335394.

Reference

1. Burns R. Razvitie I- concepcii i vospitanie [Self-concept development and education]. M.: Progress, 1986. 422 p.

2. Davidov V. V. Teoria razvivajuschego obuchenija [The theory of developing training]. М:. INTOR 1996, 544 p.

3. Ivanov S.A. Lichnost v neprerivnom obrazovanii: (Pedagogicheskie uslovija samorealizacii lichnosti uchaschihsja v sisteme neprerivnogo obrazovanija) [The personality in continuing education: (Pedagogical conditions of pupils selfrealization in system of continuing education)]. М. : АМОК, 2000. 279 p.

4. Ilyinsky I.M. Obrazovatel’naja revolucija [Educational revolution]. M: Publishing by Mosk. humanitarian and social academy, 2002. 592 p.

5. Kon I.S. Vpoiskah sebja: Lichnost’ i ejo samosoznanie [In search of itself: Personality and her consciousness. M: Politizdat, 1984. 335 p.

6. Maslow A. Motivacija I lichnost’ [Motivation and the personality]. SPb. : Eurasia, 1999. 478 p

7. Allport G. Stanovlenie lichnosti [A personality becoming: The chosen works]. М.: Smysl, 2002. 462 p.

8. Pedagogica i psyhologija vyschei shkoly [Pedagogy and psychology of the higher school] / Edit. by M. V. Bulanova-Toporkova. Rostov n/D: Phoenix, 2002. 544 p.

9. Rogers C. Khrestomatiya po psyhologii lichnosti [Readings on the psychology of the individual]. Samara, 1996. 420 p.

10.Serikov V. V. Lichnostnyi podhod v obraxovanii: koncepcija i tehnologii [Personal approach in education: concept and technologies]. Volgograd: Peremena, 1994. 164 p.

11.Smirnov C. D. Pedagogica i psyhologija vyschego obrazovanija: ot dejatel ’nosty k lichnosti [Pedagogy and psychology of the higher education: from activity to the personality]. M: Academy, 2001. 304 p.

12.Frankl V. E. Chelovek v poiskakh smysla [Man’s Search for Meaning]. M.: Progress, 1998. 368 p.

13.Hutorskoy A.V. Sovremennaja didaktika [Modern didactics]. SPb: Piter, 2001. 544 p.

14.Shutenko E.N., Shutenko A.I. Metodika issledovanija samorealizacii v vuzovskom obuchenii [Technique of research of self-realization in university education] / Edit. by V.A. Sitarov. M: MosGU, 2008. 54 p.

15.Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning. In R. Scwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action. Washington, 1992 . P. 335394.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Шутенко Елена Николаевна, доцент кафедры управления персоналом, кандидат психологических наук

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет»

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

shutenko@bsu. edu. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Shutenko Elena Nikolaevna, associate professor of human resource management chair, Ph.D. in Psychological Science

National research university «Belgorod State University»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85, Pobeda street, Belgorod, 308015, Russia shutenko@bsu. edu. ru

Рецензент:

Данакин Николай Семенович, директор НИИ синергетики, доктор социологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.