Научная статья на тему 'Предпосылки и мотивационно-отношенческие показатели самореализации студентов в вузовской подготовке'

Предпосылки и мотивационно-отношенческие показатели самореализации студентов в вузовской подготовке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / SELF-REALIZATION / STUDENT YOUTH / LEARNING PROCESS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM / PERSONAL FEATURES / SENSEMOTIVATIONAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна, Акулова Екатерина Петровна

Продуктивное обучение в высшей школе должно способствовать полноценной самореализации студентов в образовательной и социокультурной системе вуза, стимулировать рост их сущностных сил в процессе учебной подготовки и предстоящей профессиональной деятельности. В статье констатируется зависимость самореализации студентов от следующих факторов: личностная вовлеченность в процесс обучения, раскрытие потенциала студентов и социальная интеграция в студенческое сообщество. Исследование было нацелено на то, чтобы отразить особенности процесса самореализации студентов в обучении через их личностные характеристики: потребностно-мотивационные, целевые ориентации, особенности самоотношения и смысложизненные образования. В итоге исследования было установлено наличие связи между самореализацией студентов, их стремлением к познанию, целеустремленностью, непротиворечивостью их самоотношения и смысловой согласованностью жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREREQUISITES AND MOTIVATIONAL-RELATIONSHIP’S INDICATORS OF STUDENTS’ SELF-REALIZATION IN UNIVERSITY EDUCATION

Effective higher education must ensure the process of self-realization of an individual’s personality in the educational and socio-cultural system of the university must encourage an increase of basic abilities of a student in training process and future professional activities. The article states that process of students self-realization depend on follows factors: personal involvement in the learning process, fulfillment of students’ abilities and social integration into students’ community. The study aimed to discover the reflection of features of the students’ self-realization through their personal characteristics: needs and motivations, purposes, features of self-attitude and orientations in connection with the purpose of life. As a result of research the connection presence was established between the students’ self-realization in university, their ambition to learn, purposefulness, consistency of their self-attitude and a purpose-oriented way of life.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и мотивационно-отношенческие показатели самореализации студентов в вузовской подготовке»

социально-педагогические и психологические исследования (social-pedagogical & psychological research)

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-15 УДК 378; 316.61

ПРЕДПОСЫЛКИ И МОТИВАЦИОННО-ОТНОШЕНЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Шутенко Е.Н., Акулова Е.П.

Продуктивное обучение в высшей школе должно способствовать полноценной самореализации студентов в образовательной и социокультурной системе вуза, стимулировать рост их сущностных сил в процессе учебной подготовки и предстоящей профессиональной деятельности.

В статье констатируется зависимость самореализации студентов от следующих факторов: личностная вовлеченность в процесс обучения, раскрытие потенциала студентов и социальная интеграция в студенческое сообщество.

Исследование было нацелено на то, чтобы отразить особенности процесса самореализации студентов в обучении через их личностные характеристики: потребност-но-мотивационные, целевые ориентации, особенности самоотношения и смысложиз-ненные образования.

В итоге исследования было установлено наличие связи между самореализацией студентов, их стремлением к познанию, целеустремленностью, непротиворечивостью их самоотношения и смысловой согласованностью жизни.

Ключевые слова: самореализация; студенческая молодежь; образовательный процесс в системе высшей школы; личностные особенности; мотивационно-смысловые характеристики.

THE PREREQUISITES AND MOTIVATIONAL-RELATIONSHIP'S INDICATORS OF STUDENTS' SELF-REALIZATION IN UNIVERSITY EDUCATION

Shutenko E.N., Akulova E.P.

Effective higher education must ensure the process of self-realization of an individual's personality in the educational and socio-cultural system of the university must encourage an increase of basic abilities of a student in training process and future professional activities.

The article states that process of students self-realization depend on follows factors: personal involvement in the learning process, fulfillment of students' abilities and social integration into students' community.

The study aimed to discover the reflection of features of the students' self-realization through their personal characteristics: needs and motivations, purposes, features of self-attitude and orientations in connection with the purpose of life.

As a result of research the connection presence was established between the students' self-realization in university, their ambition to learn, purposefulness, consistency of their self-attitude and a purpose-oriented way of life.

Keywords: self-realization; student youth; learning process in the higher education system; personal features; sense- motivational characteristics.

Введение

В своем исследовании мы рассматривали самореализацию молодежи в вузовской подготовке как эффект и результат ее продуктивной социализации, достигающей своей главной задачи, а именно развития личности студента как полноценного субъекта поливекторной деятельности (учебной, профессиональной, научной, культурной, гражданской, досуговой, спортивной и др.). В психологической науке показано, что на личностном уровне процесс самореализации порождается базовой мотивацией самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, Р. Ассаджиоли и др.) [1, 10, 11]. Выступая ведущей интенцией жизни в студенческом возрасте, стремление к самоактуализации активизирует движение внутренних ресурсов и возможностей личности усвоить определенный опыт с тем, чтобы выразить и закрепить себя в учебе, будущей профессии, социуме, культуре. Обращаясь к изучению процесса самореализации студентов в системе высшей школы, мы видели в данном процессе, с одной стороны, ведущую линию их успешного профессионального и жизненного становления как будущих специалистов, а

с другой стороны, некий гуманитарный критерий эффективности самой вузовской подготовки в целом [13]. Таким образом, мы рассматривали самореализацию студентов как показатель качественного построения вузовской практики, направленной на полноценное формирование личности.

В цикле ранее проведенных исследований современной студенческой молодёжи мы представляли самореализацию как процесс становления ее уникального опыта быть личностью не только «де юре», но и «де факто» (как писал З. Бауман в своей известной работе) [7]. Это опыт самопроектирования и реализации сущностных сил студентов, а также их субъектных отношений в текущем временном континууме [4, 14].

Новизна такого подхода заключается в том, что самореализация студентов в процессе обучения рассматривается как социокультурное явление, отражающее процесс социализации личности [8], и которое зависит от построения и содержания образовательного процесса, а также от складывающихся отношений в социальной среде образовательного учреждения.

Цели, организация и методы исследования

Цель исследования состояла в выявлении важных с точки зрения студентов обстоятельств и предпосылок их успешной самореализации в обучении, включающих их личностные характеристики: потребности и мотивы, целевые устремления, особенности самоотношения и смысложизненных ориентаций.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что процесс самореализации студентов в вузовской подготовке (помимо наличия способностей к обучению и благоприятных условий подготовки) зависит от мотивационно-смысловых образований личности, проектирующей свой жизненный путь и выстраивающей свои отношения с миром. Поэтому успешная самореализация определяется, прежде всего, наличием устойчивых вершинных личностных качеств, которые органично согласуются и отвечают основным культурным нормами и ценностям, транслируемым в образовательном процессе.

Для проверки вышеназванной гипотезы осуществлялась исследовательская работа, состоящая из двух этапов.

Первый этап был посвящен выявлению субъективно значимых условий самореализации студентов, а также установлению основных категорий студентов по степени их самореализации в вузовской подготовке.

Второй этап был связан с исследованием мотивационно-смысловых особенностей студентов выявленных категорий посредством проведения социально-психологических методик.

В исследовании приняли участие 100 студентов из гуманитарного и 100 студентов из технологического университетов (г. Белгород. Россия), всего 200 человек. В ходе исследование были задействованы студенты старших, 4 и 5 курсов, обучающиеся в Белгородском Национальном Исследовательском университете на следующих факультетах: факультете психологии, рома-но-германской филологии, социально-теологическом факультете, факультете муниципального управления и предпринимательства и медицинском факультете (28 юношей, 72 девушек).

В Белгородском технологическом университете им. В.Г. Шухова исследование проводилось среди студентов 4 и 5 курсов факультета автоматизации производств и информационных технологий, автодорожного и инженерно-экологического факультетов, а также факультета инженерно-строительных материалов, в количестве 100 человек (71 юношей, 29 девушек).

Исследование проводилось на базе методологии комплексного подхода, обеспечивающего сочетание социологических и психологических методов.

Методы исследования: пилотажный опрос, наблюдение, интервьюирование, метод фокус-групп, социологический опрос (анкетирование), комплексное социально-психологическое тестирование (применение батареи тестов и опросников). Статистические методы: анализ достоверности различий (распределение по ^критерию Стьюдента), корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена).

Инструментарий исследования:

• методика исследования самореализации в вузовском обучении;

• оценка актуальных потребностей методом парных сравнений;

• методика «Мотив и Смысл» Б.А. Сосновского;

• Личностно-ориентационный опросник Э. Шострома;

• методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева;

• тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Основные предпосылки самореализации студентов

На первом этапе исследования разворачивалась социологическая работа. В ходе проведения пилотажного исследования определялись наиболее значимые с точки зрения студентов условия для их самореализации в вузовской подготовке, последующее целенаправленное анкетирование выявляло степень самореализации студенческой молодежи в процессе вузовском обучении.

В процессе пилотажной работы посредством микро-опросов, проведения наблюдений, интервью, фокус-групп определялись наиболее значимые обстоятельства, способствующие самореализации студентов.

В результате были выявлены следующие три ведущих условия самореализации студентов: 1) личностная вовлеченность в обучение; 2) раскрытие способностей в процессе подготовки; 3) социальная интегрированность в студенческое сообщество. На рисунке 1 в схематическом виде отражено содержание данных условий как необходимых предпосылок самореализации, которые были установлены на основе обработки мнений и тезаурусных конструктов опрошенных студентов.

Рис. 1. Основные предпосылки успешной самореализации студентов в вузовском обучении

(по данным опроса)

Опираясь на выделенные условия и их интерпретацию студентами, мы разработали и апробировали специальный опросник исследования самореализации в вузовском обучении [6].

Первичные характеристики различных групп студентов

Согласно результатам проведения опросника на всем массиве студентов двух вузов (гуманитарного и технологического) было установлено, что большинство из них учится с явным интересом, оценивает обучение в вузе как главное занятие в текущий период жизни.

В результате кластеризации данных были выделены три категории студентов, отличающиеся степенью самореализации в обучении:

■ 1-я категория: студенты с низкой самореализацией (46 чел. - 23%);

■ 2-я категория: студенты со средней самореализацией (76 чел. - 39%);

■ 3-я категория: студенты с выраженной самореализацией (73 чел. - 38%).

Нужно отметить, что группа студентов с низкой самореализацией была наименьшей по численности, что свидетельствует в целом о положительной тенденции развития студентов в ходе вузовской подготовки. Сравнительный анализ данных ответов показал, что студентов с высокой самореализацией отличает большая убежденность в правильности выбора специальности и вуза, сознание возможностей для более полноценного раскрытия потенциала в учебе и понимание перспективы быть полезными. Студенты данной категории проявляют больший интерес к учебе, наделяют учебные занятия в вузе самостоятельной ценностью и не рассматривают их как формальную необходимость или как место для встречи с друзьями. Самореализующиеся студенты характеризуются более интенсивным погружением и включением в учебный процесс, видят в учебе наиболее важное занятие, которое приближает их к достижению мечты и выступает источником личного вдохновения и душевного подъёма. Они усматривают в вузовской подготовке различные возможности для разнопланового и полноценного проявления самих себя.

Характеристики условий самореализации студентов и особенности их проявлений

Как показали общие данные, большинство студентов убеждено, что правильно сделали свой выбор специальности, они не отягощены ощущением бессмысленности посещения занятий. Собранные данные по шкале личностная вовлеченность в процесс обучения сосредотачивались вокруг средних и выше средних значений.

По линии шкалы реализация способностей и потенциала было установлено, что существенная часть опрошенных студентов рассматривают себя в качестве успевающих и способных, уверены в полезности вузовской подготовки, вместе с тем многие из них считают, что их личные способности и внутренний потенциал недостаточно востребованы в ходе обучения в вузе.

Полученные данные по шкале социальной интеграции в вузовское сообщество показали, что большинство студентов отмечают заботу и поддержку со стороны администрации вуза, чувствуют значимость своей индивидуальности в процессе подготовки. Однако, они склонны

считать, что их деятельность во внутри вузовской общественной жизни носит недостаточно интенсивный характер.

Как показали обобщенные результаты социологического опроса, для большей части студентов вузовская подготовка дает хорошие возможности для разносторонней самореализации при этом отмечается ряд особенностей по гендерному и профессиональному признакам.

Нужно отметить, что в гендерном отношении состав участников исследования делился практически на две равные половины. В опросе принимали участие 101 девушка и 99 юношей. Как показали результаты, у юношей процесс самореализации носил менее проблемный характер. Они испытывают меньшую неудовлетворенность и разочарование в своем обучении. Данные опроса девушек показали, что им больше присуща критичность и эмоциональная включенность в процесс обучения, они более активно участвуют в жизни группы и вуза. Вместе с тем, и у юношей и у девушек были установлены одинаково положительные показатели социальной интеграции в образовательный процесс.

Установлено также, что студенты технического вуза более ответственно подходят к учебным обязанностям и выполнению внеучебных заданий, которые рассматривались ими как важные составляющие их личных успехов как будущих профессионалов. Что касается студентов-гуманитариев, то им свойственно более глубокое эмоционально включение в образовательный процесс, а также более активное включение в общественную жизнь вуза.

Мотивационно-целевые и смысловые показатели самореализации студентов

Построение основной части исследования

Второй этап исследования заключался в проведении психологической работы, направленной на изучение различных личностных характеристик студентов, связанных со степенью их самореализации в обучении.

Анализировались различия в психологических особенностях студентов с высоким и низким уровнями самореализации в отношении следующих аспектов:

• потребности и мотивы;

• ориентации самоактуализации;

• особенности самоотношения;

• смысложизенные особенности.

Мотивационные показатели самореализации студентов

Данные аспекты изучались в логике иерархии потребностей А. Маслоу [9] посредством применения метода парных сравнений, а также методики «Мотив и смысл» Б.А. Соснов-

ского [5]. В процессе проведения данных методик рассматривались особенности мотивации студентов в отношении следующих образований: материальных потребностей; потребности в безопасности; потребности в признании; социальных потребностей; потребности в самовыражении; мотивации достижения, потребности познания и аффилиации, а также потребности доминирования и мотивации учения.

В качестве статистической процедуры был проведен сравнительный анализ данных по каждому из отмеченных показателей. Сравнивались данные по группам студентов с недостаточной и высокой самореализацией в вузовском обучении.

В качестве основного статистического метода мы использовали процедуру анализа достоверности различия, позволяющая устанавливать уровень значимости различий (или сходств) между выборками студентов по изучаемым показателям. В качестве основного статистического показателя использовался ^критерий Стьюдента, оперирующий разностями средних арифметических значений в двух выборках студентов. Последующая интерпретация данных осуществлялась только по статистически значимым ^критериям из полученных, т.е. по тем, которые были выше критически табличных при достаточном уровне доверительной вероятности (коэффициент - р), позволяющем судить о несущественном количестве вероятных ошибок. Последний, как принято в психологических исследованиях, должен быть не выше значения 0,05 (р< 0,005).

В результате сравнительного анализа полученных данных было установлено, что для студентов с невыраженной самореализацией характерны, прежде всего, низкие значения шкалы «отношение к учению» ^ = - 7,156 при р< 0,001, где t - значение полученного критерия Стьюдента, а р - уровень значимости, вычисленный для сопоставляемых выборок данных).

Было выявлено также, что данная группа студентов меньше интересуется текущими занятиями в вузе, студенты не мотивированы на самостоятельное и систематическое познание. Наряду с этим, у них были выявлены сниженные показатели удовлетворенности достижениями ^ = - 5,34 при р < 0,001), а также удовлетворенности познания ^ = - 2,294 при р = 0,024). Вместе с тем, у этих студентов отмечается повышение показателей потребности в безопасности ^ = 2,262 при р = 0,026), что может указывать на наличие внутреннего препятствия для реализации других важных потребностей (бытийного порядка по иерархии А. Маслоу) [9].

В отличие от описанных выше данных, у студентов с высоким уровнем самореализации были отмечены высокие значения по линии таких показателей как: «потребность в самовыражении» 3,084 при р= 0,003), «удовлетворенность доминирования» ^ = 2,990; р = 0,003), «потребность достижения» ^ = 2,564; р = 0,012).

Судя по общим данным, мотивационные особенности успешно самореализующихся студентов таковы, что на первый план у них выходят потребности активного и целенаправленного самоутверждения в жизни.

Ориентации студентов на самоактуализацию

Данная сфера различий оценивалась по результатам проведения «Опросника самоактуализации» Э. Шострома [12]. В ней анализировались исходные установки студентов на возможность самоактуализации в жизни на основе их понимания себя, знания своих личностных качеств, преимуществ и недостатков, предпочтений и склонностей и др.

В полученных результатах у студентов с высокими показателями самореализации в обучении была отмечена общая тенденция на повышение такой важной составляющей самоактуализации как «самоуважение» ^ = 2,767 при р = 0,007), кроме того, установлены повышенные значения по шкале «ориентация во времени» ^ = 2,319; р = 0,022) и «стремление к самоактуализации в жизни» 2,180; р = 0,031). Собранные по данной методике результаты, в целом показали, что успешно реализующимся студентам присуще переживание единства своей личности в прошлом, настоящем и будущем, при этом они больше живут настоящим и менее застревают на прошлом. Таким образом, им более свойственны характеристики самоактуализирующейся личности, способной выстраивать жизнь в согласии со своими убеждениями и взглядами. Обобщение полученных данных показало наличие более позитивного плана жизненно-ориен-тационных установок у студентов с выраженной самореализацией в вузовском обучении.

Особенности самоотношения студентов с различным уровнем самореализации

Данная сфера изучалась посредством методики «Опросник самоотношения» С.Р. Пантелеева [3]. Проведение данной методики позволило выявить субъективный знак эмоциональной активности студентов в адрес самих себя, приводящий к появлению некоего общего чувства «за» или «против» своего Я. Данный феномен рассматривался нами в качестве эмоциональной составляющей самосознания студентов, играющей важную роль в обеспечении их необходимого внутреннего настроя на самореализацию в обучении.

В результате сравнительного анализа собранных данных у студентов с высокой самореализацией были установлены положительные переживания в адрес самих себя. Их самоотношение основывается на внутреннем убеждении, что их собственные качества и черты могут вызывать уважение у других людей, вызывать симпатию и одобрение.

Студенты с недостаточной самореализацией в большей мере отличались закрытостью самообращения ^=2,932 при р= 0,004), а также сниженными показателями по шкале «само-

уверенность» -2,617; р = 0,010) и более высокими значениями по шкале «внутренняя конфликтность» 1,987; р= 0,049). Анализ полученных данных показал, что студенты с недостаточной самореализацией испытывают определенные эмоциональные барьеры в осознании самих себя, что может оказывать негативное влияния на их полноценную и разностороннюю реализацию в обучении, может задерживать личностный рост.

У студентов с высокой самореализацией были отмечены повышения значений по шкале «саморуководство» ^ = 4,335 при р < 0,001), а также по шкалам «отраженное самоотношение»

3,183; р = 0,002) и «самоуверенность» 2,956; р = 0,0041).

Жизненно-смысловые ориентации

Для изучения этой сферы использовалась методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [2]. Данная методика позволяет изучать вершинные личностные характеристики, которые отражают представления студентов о ходе и содержании их жизни с точки зрения её целенаправленности и смысловой определенности.

Согласно полученным данным и результатам их сравнительного анализа у студентов выявленных категорий, было отмечено, что для успешно самореализующихся студентов характерны более высокие значения результативность жизни ^ = 3,838 при р < 0,001), а также локуса контроля - Я ^ = 4,502; р < 0,001), эмоциональной насыщенности жизни 3,799; р < 0,001) и управляемости жизни ^ = 4,074; р < 0,001).

Как показали данные, разница в выраженности смыслового компонента устойчиво отмечается у студентов различных категорий по всем показателям методики. Особенно заметны эти отличия в отношении показателя «локус контроля» и «цели жизни», что указывает на определенные черты самореализующихся студентов, которые рассматривают самих себя в качестве субъектов в основных сферах жизни, способных самостоятельно строить жизненные планы, отвечающие их собственным значимым целям.

Было установлено также, что в целом смысловой компонент личностных особенностей студентов (в отличие от других изучаемых феноменов) более тесно сопряжен с ходом и результатом самореализации в процессе вузовской подготовки.

Связь личностных особенностей студентов с их самореализацией

Для установления взаимосвязи изучаемых личностных характеристик студентов между собой и с уровнем самореализации в обучении мы применяли метод вычисления коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена [15]. В полученных значениях корреляционной матрицы

особо выделялась связь мотивации учения с желанием посещать вузовские занятия (г= 0,51), с сознанием ценности и пользы учебы (г= 0,50), с минимальным разочарованием в выборе данного вуза (г = 0,48), а также с неформальным отношением к обучению (г= 0,48) и психологической погруженностью в процесс подготовки (г= 0,46). Была установлена также связь между удовлетворенностью познания и такими личностными аспектами как: понимания себя (г = 0,50), а также раскрытие внутреннего потенциала (г= 0,50).

В сфере самоотношения выделяется связь показателей шкалы «саморуководство» с достижением лучшего понимания себя (г = 0,47) и реализацией внутреннего потенциала (г = 0,46); а также шкалы «самоуверенность» с пониманием себя (г= 0,41).

В смысловой сфере показатели «локуса контроля Я» и «локуса контроля жизни» связываются с такими характеристиками студентов как: осознанность выбора вуза (г = 0,43 и г = 0,44 соответственно), отсутствие разочарования учебой в выбранном вузе (г= 0,41), достижение самопонимания (г = 0,41) и стремление к активному участию в вузовской жизни (г = 0,40). Помимо этого, была отмечена также позитивная связь между показателем результативности жизни и возможностью для студентов проявить себя в процессе обучения (г = 0,43).

Заключение

Результаты проведенной работы позволили констатировать наличие взаимосвязи между самореализацией студентов и высокой мотивацией на познание и учение, а также устойчивостью и цельностью их Я- концепции за счет большего соответствия внутренних устремлений нормативным требованиям к учебе. Особо отчетливо это связь проступает в смысловой сфере, в представлении студентами самих себя как цельных субъектов, способных к самостоятельным и ответственным решениям, нацеленных на продуктивную и насыщенную жизнь, на плодотворное постижение мира и взаимодействие с окружающими.

Сравнительный анализ показал, что студенты с высокой самореализацией испытывают большую потребность в достижениях, отличаются более высоким самоуважением, позитивностью жизненных установок, высоким саморуководством, ощущением результативности и эмоциональной насыщенности жизни. Студенты с недостаточной самореализацией в обучении испытывают большую потребность в безопасности, им свойственна закрытость самообращения, внутренняя конфликтность и наличие эмоциональных барьеров в самосознании.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-08802.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. 343 с.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Изд-во «Смысл», 1992. 16 с.

3. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Изд-во «Смысл», 1993. 32 c.

4. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 10. С. 313-326.

5. Сосновский Б.А. Мотив и смысл: психолого-педагогическое исследование. - М.: Изд-во «Прометей», 1993. 199 с.

6. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Методика исследования самореализации в вузовском обучении / Под ред. В.А. Ситарова. - М.: Изд-во МосГУ, 2008. 54 с.

7. Bauman Z. The Individualized Society. - Cambridge: Polity Press, 2001. 272 p.

8. Gewirth A. Self-Fulfillment. - New Jersey: Princeton University Press, 1998. 248 p.

9. Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. - N.Y.: Harper and Row, 1970. 369 p.

10. Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2nd ed. - New York: Van Nostrand, 1968. 240 р.

11. Rogers C. Client-Centered Therapy. - Boston: Houghton Mifflin, 1951. 560 p.

12. Shostrom E.L. An Inventory for the Measurement of Self-Actualization // Educational and Psychological Measurement, 1964, № 24 (2). Pp. 207-218.

13. Shutenko E.N. Self-realization of students in the conditions of sociocultural transformation of the Russian higher school. In K. Reiss (ed.), Transformation of approaches to education in regions of the World: experience of Russia, CIS states, Europe states and the USA. Vol. 3. - New York: CIBUNET Publishing, 2013. Pp. 112-120.

14. Shutenko E.N. The connection between the self- fulfillment of students in college and their motivational and adjustment characteristics // Modern Research of Social Problems, 2013. №8 (28). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/8201347/pdf_415

15. Spearman C. The Proof and Measurement of Association between Two Things // The American Journal of Psychology, 1904, №15 (1). Pp. 72-101.

References

1. Leontyev D.A. Samoaktualizatsiya kakdvizhushchaya sila lichnostnogo razvitiya [Self-actualization as driving force of personal development] // Sovremennayapsikhologiya motivatsii [Modern psychology of motivation] / D.A. Leontyev (ed.). - Moscow: Smysl, 2002. 343 p.

2. Leontyev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy [Life-sense orientations test]. - Moscow: Smysl, 1992. 16 p.

3. Pantileyev S.R. Metodika issledovaniya samootnosheniya [Research method of self-attitude]. -Moscow: Smysl, 1993. 32 p.

4. Sitarov V.A., Shutenko A.I., Shutenko E.N. Obraz sovremennoi molodezhi v kontekste samorea-lizatsii v vuzovskom obuchenii [Image of modern youth in the context of self-realization in higher school education] Sibirskiipedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2007. № 10. Pp. 313-326.

5. Sosnovsky B.A. Motiv i smysl: psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie [Motive and sense: psychology-pedagogical research]. - Moscow: Prometheus, 1993. 199 p.

6. Shutenko E.N., Shutenko A.I. Metodika issledovaniya samorealizatsii v vuzovskom obuchenii [Research method of self-realization in higher school education]. Sitarov V.A. (ed.). - Moscow: MosSU, 2008. 54 p.

7. Bauman Z. The Individualized Society. - Cambridge: Polity Press, 2001. 272 p.

8. Gewirth A. Self-Fulfillment. - New Jersey: Princeton University Press, 1998. 248 p.

9. Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. - N.Y.: Harper and Row, 1970. 369 p.

10. Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2nd ed. - New York: Van Nostrand, 1968. 240 p.

11. Rogers C. Client-Centered Therapy. - Boston: Houghton Mifflin, 1951. 560 p.

12. Shostrom E.L. An Inventory for the Measurement of Self-Actualization // Educational and Psychological Measurement, 1964, № 24 (2). Pp. 207-218.

13. Shutenko E.N. Self-realization of students in the conditions of sociocultural transformation of the Russian higher school. In K. Reiss (editor), Transformation of approaches to education in regions of the World: experience of Russia, CIS states, Europe states and the USA. Vol. 3. - New York: CIBUNET Publishing, 2013. Pp. 112-120.

14. Shutenko E.N. The connection between the self- fulfillment of students in college and their motivational and adjustment characteristics // Modern Research of Social Problems, 2013. №8 (28). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/8201347/pdf_415

15. Spearman C. The Proof and Measurement of Association between Two Things // The American Journal of Psychology, 1904, №15 (1). Pp. 72-101.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Шутенко Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ»

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

e-mail: shutenko@bsu.edu.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1351-1189

Акулова Екатерина Петровна, аспирант кафедры общей и клинической психологии ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ»

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия e-mail: silekat@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Shutenko Elena Nikolaevna, Cand. of Ps. Sc., Associate Professor of Department of the General and Clinical Psychology

National research university «Belgorod State University» 85, Pobeda street, Belgorod, 308015, Russia e-mail: shutenko@bsu.edu.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1351-1189

Akulova Ekaterina Petrovna, postgraduate of Department of the General and Clinical Psychology

National research university «Belgorod State University» 85, Pobeda street, Belgorod, 308015, Russia e-mail: shutenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.