Научная статья на тему 'Социальная феноменология и субъективные индикаторы самореализации студенческой молодежи'

Социальная феноменология и субъективные индикаторы самореализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ ЛИЧНОСТИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-REALIZATION / STUDENTS YOUTH / HUMAN ESSENTIAL POWERS / HIGHER SCHOOL / SOCIALIZATION / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна

Описываются результаты исследования представлений студентов о возможностях их самореализации в образовательном процессе современного вуза. Раскрываются субъективно-значимые условия самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social phenomenology and subjective indicators of self-fulfillment of students youth

The article describes the results of research of students opinions about opportunities of their self-fulfillment in education process of modern University. Reveals the subjectivesignificant circumstances of self-fulfillment and data of their measurements on students of different types of the higher schools.

Текст научной работы на тему «Социальная феноменология и субъективные индикаторы самореализации студенческой молодежи»

УДК 316.61; 316.37

Е . Н . Шуте н ко

Социальная феноменология и субъективные индикаторы самореализации студенческой молодежи

Описываются результаты исследования представлений студентов о возможностях их самореализации в образовательном процессе современного вуза. Раскрываются субъективно-значимые условия самореализации и данные их измерений у студентов различных вузов.

Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, сущностные силы личности, высшая школа, социализация, самоопределение

Е. N. Shutenko

Social phenomenology and subjective indicators of self-fulfillment of students youth

The article describes the results of research of students opinions about opportunities of their self-fulfillment in education process of modern University. Reveals the subjective-significant circumstances of self-fulfillment and data of their measurements on students of different types of the higher schools.

Keywords: self-realization, students youth, human essential powers, the higher school, socia1ization,se1f-determination

1 современном обществе и культуре отмечается острая необходимость повышения социокультурной роли высшей школы и системы образования в целом как важнейшей сферы социализации и полноценной самореализации студенческой молодежи [5]. Среди актуальных проблем социологии молодежи сегодня выделяется проблема ее полноценной самореализации в различных сферах жизнедеятельности, и в том числе и в сфере вузовского образования [2]. По мнению многих авторов, успешная вузовская подготовка должна обеспечивать процесс самореализации молодежи, способствовать ее разностороннему развитию как субъекта учебной, профессиональной, гражданской, культурной деятельности [3].

Понятие самореализации активно применяется и разрабатывается учеными различных отраслей гуманитарной науки в последние полвека. При этом отчетливо выделяются три уровня исследований — философский, социологический и психологический. Согласно Д.А. Леонтьеву, на первом и последнем уровнях объектами изучения выступают соответственно человек как род и человек как вид (индивид), на втором уровне объектом является социум как конкретная общественная структура, представляющая совокупность условий самореализации [6, с 111].

Фундаментальная наука, рассматривая социокультурную детерминацию, феноменологию и содержание процесса самореализации, стремится раскрыть многообразие форм, путей и механизмов реализации сущностных сил человека, включенного в различные общности. Социально-исторический и антропологический концепты самореализации были описаны еще К. Марксом. Как отмечает Э. Фромм, акт самореализации (Selbsterschaffung) у Маркса лежит в основе понимания независимости и свободы, выступает как антипод отчуждению и связан с понятием «труд» как антропологической категории [10, с.392]. При этом Маркс следует Гегелю, который понимал труд как «процесс самотворчества, самопроизводства» («Selbsterzeugung») [15]. Получив развитие в отечественной гуманитарной методологии, идеи социально-деятельностной и культурно-исторической обусловленности самореализации прочно связали последнюю с процессами социализации и жизнедеятельности человека как социального субъекта (Г.М. Андреева, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

Опираясь на отмеченные выше идеи, мы рассматриваем самореализацию как культуро-де-терминируемый процесс, который корреспондирует процессу социализации, т.е. возникает и

разворачивается в ответ на формирующее влияние социума и культуры. В содержательном плане самореализация заключается в раскрытии и реализации сущностных сил личности, отражающих конкретно-исторические формы общественных отношений. Представляя синтез знаний, умений, способностей, талантов и пр., движимых интересами, ожиданиями и смыслами, эти сущностные силы складываются в процессе присвоения индивидом опыта культуры и производительных сил общества посредством механизмов распредмечивания и опредмечивания этого опыта в социальной практике [7].

Сфера образования как область построения практики передачи опыта культуры представляет собой универсальную среду генерирования сущностных сил обучаемых, вызывая к жизни первичный опыт самореализации молодежи. Согласно исследованиям, процесс самореализации молодежи, будучи сложным по своему генезису и феноменологии, на личностном уровне обусловлен согласованным действием трех процессов — самосознания, самоопределения и самоутверждения [4]. Высшая школа как институт самореализации, охватывающий важнейшие структуры личности, должна: во-первых, выступать культурным пространством самосознания молодежи в единстве самопознания и само-отношения; во-вторых, служить проводником в деле самоопределения молодежи, ее выбора и понимания себя в культуре; в-третьих, предоставлять возможности для самоутверждения молодежи в практике осуществления социально значимого вклада [9].

В условиях трансформации высшей школы, изменения философии, содержания и стандартов обучения требуется глубокое и разностороннее осмысление изменений, происходящих в среде студенческой молодежи на личностном уровне. Опираясь на сложившуюся в гуманитарной науке традицию исследования молодых поколений, мы рассматриваем студенческую молодежь в контексте системных социокультурных изменений в сфере образования, в которой личность обучаемого выступает как субъект своего профессионального и культурного становления [8]. Студенчество во все времена выделялась как наиболее пассионарная и интеллектуально продвинутая социальная группа, образующая свою субкультуру. На наш взгляд, студенческая молодежь представляет относительно самостоятельную социокультурную общность, которая может успешно реализовать себя в условиях динамично развивающихся личностно ориентированных образовательных систем [9].

Между тем, на современном этапе все сильнее отмечаются недостатки в работе высшей школы как институте социализации, образовательные и воспитательные возможности которой не находят своего воплощения в практике социокультурного развития молодежи [11]. В

сфере вузовского обучения проявляется кризис ценностных ориентиров социализации молодежи, противоречивый и непоследовательный характер выдвижения образовательных стандартов, не обеспечивающих в полной мере процесс полноценного культурного становления личности [14].

Кризис высшей школы актуализировал проблемы современной молодежи. Массовый характер высшего образования привел к тому, что оно составляет теперь неотъемлемый этап жизни почти каждого молодого человека. И на данном этапе решается судьбоносная задача самоопределения личности, обретения полноценного самосознания и социокультурной идентичности [13]. В этой связи высшая школа должна стать школой самореализации молодежи, в которой каждый студент сможет выстроить свой профессиональный, социальный, культурный облик, спроектировать свое будущее. Однако ослабленный социализирующий потенциал высшей школы не позволяет вузам взять на себя эту роль и ее охотно подбирает массовая культура [12]. Под натиском общества потребления молодому сознанию навязывается иждивенчески меркантильный план существования. Вместо полноценной самореализации культивируется банальное самоутверждение, в котором окружающий мир и общество есть не более чем средство удовлетворения эгоистических желаний [1].

В рамках проводимого нами исследования мы исходили из того, что процесс вузовской подготовки должен обеспечивать условия проектирования студентами своего субъективно значимого образа «Я» в будущей профессии и культуре. Очевидно, что современный вуз должен способствовать движению студента к этому образу через развертывание в ходе обучения его личностного потенциала и сущностных как субъекта учения и социальной жизни. Процесс самореализации студентов во многом определяется нацеленностью вузовской практики на полноценное развитие личности как важнейшей задачи и миссии высшей школы. На психологическом уровне потребность в самореализации как ведущая интенция жизни в юношеском возрасте обязана своим рождением более глубокому и обобщенному состоянию, выражающемуся в стремлении к самоопределению и самоидентич -ности [4]. Рассматривая процесс самореализации студентов в вузовском обучении, мы полагаем, что данный процесс выступает, с одной стороны, как основная линия успешного самоопределения личности будущего специалиста, а с другой стороны, служит внутренним критерием эффективности вузовской подготовки.

Предметом проводимого нами исследования выступало образовательное пространство вуза как сфера самореализации студенческой молодежи. Основная задача исследования заключалась в выявлении субъективно-значимых момен-

тов и обстоятельств самореализации студентов, а также в уяснении степени полноты наличия этих моментов в вузовской жизни современной молодежи.

Посредством проведения пробных пилотажных опросов, наблюдений, выборочного интервьюирования, проведения фокус-групп выявлялись наиболее субъективно-значимые предпосылки самореализации студентов в современном вузе.

Исследование проводилось в 2012-2013 учебном году, в нем приняло участие 302 студента, обучающихся на старших курсах в четырех различных вузах г. Белгорода: технологический университет, гуманитарный и экономический университеты, юридический вуз МВД.

В ходе проведения опроса и интервьюирования выяснялись различные мнения, суждения и ответы студентов на следующие вопросы: «Что означает для вас самореализация в учебе и в вузовской жизни?», «Можно ли достичь самореализации в процессе обучения?», «От чего

зависит самореализация студентов?», «Что способствует и что препятствует вашей самореализации в вузе?», «Какова роль вуза в достижении самореализации студентов?», «Что требуется от вас самих для самореализации в вузе?» и т.п.

Последующая семантическая обработка и тезаурусный анализ полученных сведений позволили выделить три смысловых кластера, которые послужили основой для формулирования трех групп условий самореализации студентов.

Первую группу составили такие коннотации, суждения и высказывания, которые отражали непосредственное отношение респондентов к учебной деятельности и процессу подготовки в вузе, а также важность этой деятельности в их жизни. Ответы, вошедшие в данную группу, указывали на субъективную значимость процесса обучения и мотивацию обучения в целом. В табл. 1. в процентном отношении приведены наиболее распространенные смысловые индикаторы суждений студентов данной семантической группы (из расчета 100 % упоминаний на каждый индикатор).

Таблица 1

Семантические индикаторы суждений студентов, составивших первый кластер субъективных условий самореализации в вузовском обучении

№ п/п Перечень семантических индикаторов Частота упоминаний индикатора в % (N=302)

1. наличие интереса к обучению 69

2. желание обучаться в выбранном вузе 65

3. удовлетворенность обучением 64

4. личная значимость и ценность обучения 57

5. увлеченность учебой и подготовкой в целом 54

6. желание походить на преподавателей, желание брать с них пример 47

7. возможность глубже познать и освоить будущую профессию 42

8. непрерывная погруженность в процесс обучения 38

9. прочее 33

Распространенность приведенных выше смысловых коннотаций указывала на значимость личностной причастности и вовлеченности студента в образовательный процесс. Спектр мнений, отражающий этот аспект самореализации студентов, мы объединили понятием личностной включенности в процесс обучения.

Вторая группа суждений сложилась за счет отбора высказываний и оценок студентов, в которых отражалась в целом степень и полнота раскрытия их личностных качеств и способностей в вузовской подготовке. В табл. 2. отражены соответствующие смысловые индикаторы, которые составили самостоятельный кластер суждений студентов.

В смысловом поле суждений студентов доминировали идеи самосовершенствования и субъективных достижений, которые отражали акмеологический план их самореализации.

Субъективную основу данного плана составляли возможности реализации способностей в вузовской подготовке.

В состав третьей группы были объединены такие суждения и мнения студентов, которые указывали на важность постоянных контактов и социальной интеграции в ходе вузовского обучения. По мнению студентов, реализовать себя как личность невозможно без интенсивного, дружеского общения и совместной деятельности. В ответах отмечается важность наличия некой питательной почвы, среды для разностороннего самопознания и самовыражения. Такой средой выступает сфера постоянного общения, коллективной жизни, сотрудничества и взаимопомощи в процессе подготовки. В табл. 3. показаны смысловые индикаторы ответов студентов, отражающие различные модальности значимости социальной интеграции для полноценной самореализации в вузе.

Таблица 2

Семантические индикаторы суждений студентов, составивших второй кластер субъективных условий самореализации в вузовском обучении

№ п/п Перечень семантических индикаторов Частота упоминаний индикатора в % (N=302)

1. развитие внутреннего потенциала в обучении, раскрытие способностей и талантов 73

2. возможность разностороннего самопознания и совершенствования в процессе обучения в вузе 68

3. субъективная польза вузовской подготовки 63

4. значимость обучения как средства приближения цели и мечты 60

S. возможность вуза служить «социальным лифтом» 57

б. возможность быть успешным в учебе, активизация сильных сторон в ходе подготовки 55

7. разностороннее самопроявление и самовыражение в вузе 52

S. стимулирование личных усилий в учебе 47

9. прочее 35

Таблица 3

Семантические индикаторы суждений студентов, составивших третий кластер субъективных условий самореализации в вузовском обучении

№ п/п Перечень семантических индикаторов Частота упоминаний индикатора в % (N=302)

1. наличие интенсивного межличностного взаимодействия в вузовской жизни 74

2. проявление взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде 70

3. наличие социальной близости и солидарности в студенческой среде 67

4. проявление участия и заботы со стороны вуза 62

S. оказание помощи вуза в решении проблем студентов 59

б. наличие атмосферы доверия и уважения в студенческой среде 56

7. значимость и крепость дружеских связей 55

S. повышение роли студенческих коллективов в жизни вуза 44

9. обеспечение досуга и быта студентов 42

10. прочее 34

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что в качестве важных субъективно-значимых условий самореализации студентов в вузовском обучении выступают следующие. Во-первых, личностная включенность в обучение, которая проявляется в наличии у студентов интереса к учебе, желании учиться в выбранном вузе, в удовлетворенности обучением, в понимании ценности учебы, в погружении в учебный процесс, в устойчивой идентификации с преподавателями и мастерами профессии, в стремлении к целостному саморазвитию в учебе. Во-вторых, реализация способностей в обучении, которая означает развитие личностного потенциала студентов, возможность их лучшего самопознания в учебе, приближение к воплощению своей мечты, раскрытие способностей и

талантов, ориентацию подготовки на будущий успех и профессиональный рост студентов, на их разностороннее самопроявление в учебе, на фасилитацию их усилий в учебе и др. В-третьих, социальная интеграция студентов, которая проявляется в чувстве общности и взаимовыручки в студенческой среде, в наличии дружеских связей, атмосферы доверия и уважения, в социальной поддержке и участии, в значимости и крепости товарищеских связей.

Выявленные субъективно-значимые условия самореализации студенческой молодежи позволяют, на наш взгляд, выделить соответствующие задачи вузовской подготовки. Во-первых, наращивание и развитие универсально-деятельных способностей молодежи; во-вторых, стимулирование ее продуктивной активности, це-

ленаправленной и осмысленной деятельности в этой активности, играющего роль социального

образовательной сфере; в-третьих, обеспечение фильтра и одновременно культурного лифта,

широкого социального контекста реализации катализатора этой активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. М.: ИС РАН, 2010. 592 с.

3. Зобов, Р.А., Келасьев, В.Н.. Человекознание: самореализация человека. СПб.: СПбГУ, 2008. 461 с.

4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1984. 335 с.

5. Константиновский Д.Л. Динамика ориентаций и социального поведения молодежи в сфере образования. Saarbruken, LAMBERT Academic Publishing, 2012. 363 с.

6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 110-123.

7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41-174.

8. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Ментальные характеристики современной студенческой молодёжи // Alma Mater (Вестник высшей школы), 2007. №7. С. 13-18.

9. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал, 2007. № 10. С. 313-326.

10. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Душа человека / Пер. с англ. М.: Республика, 1992. С. 375-414.

11. Шутенко А.И. Кризис высшей школы: испытание постмодернизмом // Сибирский педагогический журнал, 2005. № 5. С.197-203.

12. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшее образование как зеркало растворенной культуры // Alma Mater (Вестник высшей школы), 2006. №11. С. 9-12.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 340 с.

14. Barnett R. and Griffin A. (eds) The End of Knowledge in Higher Education. London, Cassell. 1997.

15. Hegel G.W.F. System der Wissenschaft. Erster Theil, die Phanomenologie des Geistes. Bamberg-Wurzburg 1807. 765 s.

REFERENCES

1. Bauman Z. Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow, Logos, 2002. 390 p.

2. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh'Rossii: sotsiologicheskiiportret [Youth of Russia: a sociological portrait]. Moscow, IS RAN, 2010. 592 p.

3. Zobov R.A., Kelas'ev V.N.. Chelovekoznanie: samorealizatsiia cheloveka [Human science: self-realization of human]. Saint Petersburg, SPbGU, 2008. 461 p.

4. Kon I.S. Vpoiskakh sebia: Lichnost' i ee samosoznanie [In search of self: Personality and identity]. Moscow, Politizdat. 1984. 335 p.

5. Konstantinovskii D.L. Dinamika orientatsii i sotsial'nogo povedeniia molodezhi v sfere obrazovaniia [Dynamics of attitudes and social behaviour of young people in education]. Saarbruken, LAMBERT Academic Publishing, 2012. 363 p.

6. Leont'ev D.A. Samorealizatsiia i sushchnostnye sily cheloveka // Psikhologiia s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaia perspektiva v postsovetskoi psikhologii / Pod red. D.A. Leont'eva, V.G. Shchur [Self-realization and essential powers of human // Psychology with a human face: a humanistic perspective in the post-Soviet psychology / Ed. D.A. Leontiev, V.G.Shchur]. Moscow, Smysl, 1997. pp. 110-123.

7. Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda // Marks K., Engel's F. Sochineniia. 2-e izd. [Economic and philosophical manuscripts of 1844 // Compositions. 2nd ed.]. Moscow, Politizdat, 1974. V. 42. pp. 41-174.

8. Sitarov V.A., Shutenko A.I., Shutenko E.N. The mental characteristics of modern students. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alma Mater (The journal of higher education), 2007, no.7, pp. 13-18 (in Russian).

9. Sitarov VA., Shutenko A.I., Shutenko E.N. The image of today's youth in the context of self-realization in higher education. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal - Siberian pedagogical journal, 2007, no.10, pp. 313-326 (in Russian).

10. Fromm E. Kontseptsiia cheloveka u K. Marksa // Dusha cheloveka / Per. s angl [Concept of human in K. Marx // Soul of man / Trans. from English]. Moscow, Respublika, 1992. pp. 375-414.

11. Shutenko A.I. Crisis of the graduate school: the test of postmodernism. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal - Siberian pedagogical journal, 2005, no.5, pp.197-203 (in Russian).

12. Shutenko A.I., Shutenko E.N. Higher education as a mirror of dissolved culture. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) - Alma Mater (The journal of higher education), 2006, no.11, pp. 9-12 (in Russian).

13. Erikson E. Identichnost': iunost' i krizis: Per. s angl [Identity: youth and crisis: Trans. from English]. Moscow, Progress, 1996. 340 p.

14. Barnett R. and Griffin A. (eds) The End of Knowledge in Higher Education. London, Cassell. 1997.

15. Hegel G.W.F. System der Wissenschaft. Erster Theil, die Phanomenologie des Geistes. Bamberg-Wurzburg 1807. 765 s.

Information about the author

Shutenko Elena Nikolaevna (Russia, Belgorod)

PhD in Psychology Associate Professor of the Department of Human Resource Management Belgorod National Research University E-mail: shutenko@bsu.edu.ru

Информация об авторе

Шутенко Елена Николаевна

(Россия, Белгород)

Кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail: shutenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.