Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРЕЙ НОВОРОЖДЕННЫХ ОТНОШЕНИЕМ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ'

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРЕЙ НОВОРОЖДЕННЫХ ОТНОШЕНИЕМ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МАТЕРЕЙ / НОВОРОЖДЕННЫЕ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / ORGANIZATION OF OBSTETRIC CARE / MATERNAL SATISFACTION / NEWBORNS / NURSING STAFF / LEVEL OF SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Моисеева К.Е., Юрьев В.К.

Цель исследования. Оценить удовлетворенность матерей новорожденных отношением среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения мегаполиса.Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 2949 матерей новорожденных в 4 организациях родовспоможения г. Санкт-Петербурга. Для оценки удовлетворенности матерей использованы методики, рекомендуемые ФФОМС. Математическая обработка данных проведена с использованием электронных таблиц «MS Office Excel 2010» и пакета статистических программ PASW STATISTICS.Результаты исследования. Организации родовспоможения Санкт-Петербурга имеют «высокий уровень» интегральногопоказателя удовлетворённости отношением среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи новорожденным (77,4%), который в родильных домах выше, чем в перинатальных центрах (интегральный показатель (78,5% и 75,1% соответственно). Вне зависимости от уровня организации родовспоможения матери в большей степени были удовлетворены человеческими качествами среднего медицинского персонала, работающего с новорожденными («высокий уровень» по шкале ФФОМС). В меньшей степени матерей удовлетворило количество времени и внимания, которое медицинские сестры уделяли детям («средний уровень» по шкале ФФОМС). В отличие от родильных домов, при оценке деятельности медицинских сестер перинатальных центров на частую спешку и недостаточность уделяемого времени указали на 16,7% больше матерей, а на безразличное отношение больше на 32,3%. В целом 72,4% матерей оценили работу среднего медицинского персонала учреждений родовспоможения с новорождёнными на «отлично» и «хорошо» (в среднем на 4,03±0,07 балла), но в родильных домах респондентки чаще ставили оценку «хорошо» и реже ««удовлетворительно».Выводы: Проведенное исследование показало высокую удовлетворенность матерей отношением среднего медицинского персонала к новорожденным в организациях родовспоможения мегаполиса вне зависимости от уровня оказания им медицинской помощи. Отношение медицинских сестер в родильных домах получило более высокую оценку, чем в перинатальных центрах. Область применения результатов: разработка мероприятий организационного характера, направленных на повышение качества оказания медицинских услуг в организациях родовспоможения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моисеева К.Е., Юрьев В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE ASSESSMENT OF SATISFACTION OF MOTHERS OF NEWBORNS WITH THE ATTITUDE OF PARAMEDICAL PERSONNEL OF OBSTETRIC CARE ORGANIZATIONS

Purpose. To assess the satisfaction of mothers of newborns with the attitude of paramedical personnel in obstetric care organizations of the metropolis.Methods. An anonymous survey of 2949 mothers of newborns was conducted in 4 obstetric care organizations in St. Petersburg. To assess the satisfaction of mothers, the methods recommended by FFOMS were used. Mathematical data processing was carried out using spreadsheets “MS Office Excel 2010” and the statistical software package PASW STATISTICS. Results. The obstetric care organizations of St. Petersburg have a “high level” of an integral indicator of satisfaction with the attitude of paramedical personnel in providing medical care to newborns (77.4%), which is higher in maternity hospitals than in perinatal centers (integral indicator (78.5% and 75.1%, respectively.) Regardless of the level of organization of obstetric care, mothers were more satisfied with the human qualities of the paramedical staff working with newborns (“high level” on the FFOMS scale). Motors were less satisfied with the amount of time and attention that nurses paid to children (“average level” according to the FFOMS scale). In contrast to maternity hospitals, when assessing the activities of nurses of perinatal centers, 16.7% more mothers were indicated in the rush and insufficient time, and 32 more were indifferent, 3%. Overall, 72.4% of mothers rated the work of secondary medicine the maternity staff of obstetric institutions with newborns was “excellent” and “good” (on average 4.03 ± 0.07 points), but in maternity hospitals the respondents more often rated “good” and less often “satisfactory”. Conclusions. The study showed a high satisfaction of mothers with the attitude of paramedical personnel to newborns in obstetric organizations of a megalopolis, regardless of the level of medical care provided to them. The attitude of nurses in maternity hospitals was rated higher than in perinatal centers.Scope of the results. Development of organizational measures aimed at improving the quality of medical services in obstetric care organizations.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРЕЙ НОВОРОЖДЕННЫХ ОТНОШЕНИЕМ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ»

К.Е. Моисеева,

к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: karina-moiseeva@yandex.ru, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3476-5971 В.К. Юрьев,

д.м.н., профессор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: yuryev@inbox.ru, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6832-2426

субъективная оценка удовлетворенности матерей новорожденных отношением среднего медицинского персонала организаций родовспоможения

УДК 614.2

Моисеева К.Е., Юрьев В.К. Субъективная оценка удовлетворенности матерей новорожденных отношением среднего медицинского персонала организаций родовспоможения (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия) Аннотация. Цель исследования. Оценить удовлетворенность матерей новорожденных отношением среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения мегаполиса.

Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 2949 матерей новорожденных в 4 организациях родовспоможения г. Санкт-Петербурга. Для оценки удовлетворенности матерей использованы методики, рекомендуемые ФФОМС. Математическая обработка данных проведена с использованием электронных таблиц «MS Office Excel 2010» и пакета статистических программ PASW STATISTICS.

Результаты исследования. Организации родовспоможения Санкт-Петербурга имеют «высокий уровень» интегрального показателя удовлетворённости отношением среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи новорожденным (77,4%), который в родильных домах выше, чем в перинатальных центрах (интегральный показатель (78,5% и 75,1% соответственно). Вне зависимости от уровня организации родовспоможения матери в большей степени были удовлетворены человеческими качествами среднего медицинского персонала, работающего с новорожденными («высокий уровень» по шкале ФФОМС). В меньшей степени матерей удовлетворило количество времени и внимания, которое медицинские сестры уделяли детям («средний уровень» по шкале ФФОМС). В отличие от родильных домов, при оценке деятельности медицинских сестер перинатальных центров на частую спешку и недостаточность уделяемого времени указали на 16,7% больше матерей, а на безразличное отношение больше на 32,3%. В целом 72,4% матерей оценили работу среднего медицинского персонала учреждений родовспоможения с новорождёнными на «отлично» и «хорошо» (в среднем на 4,03±0,07 балла), но в родильных домах респондентки чаще ставили оценку «хорошо» и реже ««удовлетворительно».

Выводы: Проведенное исследование показало высокую удовлетворенность матерей отношением среднего медицинского персонала к новорожденным в организациях родовспоможения мегаполиса вне зависимости от уровня оказания им медицинской помощи. Отношение медицинских сестер в родильных домах получило более высокую оценку, чем в перинатальных центрах. Область применения результатов: разработка мероприятий организационного характера, направленных на повышение качества оказания медицинских услуг в организациях родовспоможения.

Ключевые слова: организации родовспоможения, удовлетворенность матерей, новорожденные, средний медицинский персонал, уровень удовлетворенности.

л*

Введение

озможность выбора медицинской организации для оказания медицинских услуг, которая появилась с приходом страховой медицины, дала существенный толчок к внедрению в их работу пациентоори-ентированной модели здравоохранения. Пациентоориентированность - это основной принцип организации процесса оказания медицинской помощи, при которых пациенты и медицинские работники несут равную ответственность за процесс и результаты оказания медицинской помощи [1-3]. Медицинская организация должна способствовать созданию благоприятных

© К.Е. Моисеева, В.К. Юрьев, 2020 г.

_

№В

2020

Менедже,

условий для формирования этой модели, исходя из основных принципов управления качеством [4-5]. Индикатором пациентоориентированности, как корпоративной компетенции, является отношение персонала.

Развитие здравоохранения в Российской Федерации в значительной степени зависит от оптимальной численности, структуры и уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров [6, С. 53]. Степень удовлетворенности медицинской помощью напрямую зависит от уровня ожиданий пациентов и складывается из множества факторов, большинство из которых носит субъективный характер. Не вызывает сомнения, что именно работа медицинского персонала оказывает значительное влияние на восприятие пациентами функционирования всей системы здравоохранения. Вне зависимости от уровня медицинского учреждения, отношение медицинских работников является одним из ключевых аспектов в высокой оценке деятельности любой медицинской организации со стороны пациентов [7-8]. В процессе оказания медицинской помощи ведущая роль безусловно принадлежит врачам, однако без грамотной и слаженной работы среднего медицинского персонала оказание эффективной и качественной медицинской помощи невозможно. При оказании медицинской услуги внимание медсестры, в первую очередь, направлено на потребности пациента. Пациентоориентированность подразумевает субъект-субъектные отношения между медсестрой и пациентом [9-10].

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства Указом Президента РФ 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены «Десятилетием детства», в рамках которого разработан план основных мероприятий, включающий раздел «Здоровый ребёнок». Основными ожидаемыми результатами данного проекта являются повышение качества и доступности медицинской помощи детям. Однако, оценка качества оказания медицинской помощи новорожденным в большинстве случаев затруднена, так как она основана только на мнении родителей [11]. Таким образом, учитывая несомненный вклад организаций родовспоможения в будущее здоровье нации, изучение мнения матерей новорожденных может служить ориентиром для совершенствования организации медицинской помощи данной категории детей в условиях отработки пациенториентированной модели системы здравоохранения.

Материалы и методы

Настоящее исследование проводилось в городе федерального значения Санкт-Петербурге, который представляет собой отдельный Субъект Российской Федерации. Отличительная черта системы организации акушерской и перинатальной помощи Санкт-Петербурга - это отсутствие учреждений родовспоможения 1 уровня и наличие двух федеральных перинатальных центров 3Б уровня. По специально разработанным формам «Анкета матери новорожденного» методом случайной выборки было проведено анонимное анкетирование 2949 матерей новорожденных, получавших медицинскую помощь в организациях родовспоможения Санкт-Петербурга. Базами настоящего исследования послужили СПб ГБУЗ «Родильный дом № 9», СПб ГБУЗ «Родильный дом № 16», перинатальный центр ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, перинатальный центр ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России. В перинатальных центрах в анкетировании участвовало 1327 матерей (средний возраст 31,21±0,12 лет) в родильных домах - 1622 матери (средний возраст 29,94+0,11 лет). Матери самостоятельно заполняли анкету перед выпиской из медицинских организаций. Согласием участия в исследовании служило заполнение анкеты.

В настоящем исследовании было выполнено требование к достоверности исследований, предъявляемое ФФОМС к проведению социологических опросов (анкетированию) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования». Исходя из того, что ФФОМС в качестве базы проведения социологических опросов рекомендует выбирать по 2-4 медицинские организации каждого вида с учетом количества пролеченных больных и для получения наиболее полной (достоверной) информации опрашивать в них не менее 1200 статистических единиц наблюдения, то в данном исследовании это условие соблюдено [12-13].

В качестве генеральной совокупности было взято число родов в данных организациях родовспоможения в 2019 году. Объем выборки соответствовал исследованиям средней точности с доверительным коэффициентом 2 и вероятностью 0,954. Репрезентативность выборок была проверена по методике профессора А.М. Меркова, и ошибка в исследовании не превышает 2,3% в перинатальных центрах и 3,4% в родильных домах, что вполне допустимо. Матери самостоятельно заполняли анкету перед выпиской из медицинских организаций. Согласием участия в исследовании служило заполнение анкеты.

енеджер № В

здравоохранения 2020

Для оценки удовлетворенности матерей новорожденных отношением среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения в анкетирование были включены отдельные вопросы из рекомендованного ФФОМС статистического инструментария (анкеты) для проведения опроса (анкетирования) в стационарах. В ходе исследования было изучено отношение среднего медицинского персонала, которое включало три компонента. Первый - это оценка человеческих качеств медицинских сестер по отношению к новорожденным. Вторым компонентом была оценка матерями достаточности количества времени и внимания, которое средние медицинские работники уделяли их детям. Третьим компонентом являлась оценка матерями в целом работы среднего медицинского персонала с новорожденными в организациях родовспоможения в баллах.

Уровень удовлетворенности, согласно методическим рекомендациям ФФОМС, измерялся с помощью эмпирических индикаторов. Удельный вес суммы всех оценок «с вниманием и участием» и «не очень внимательно», а также «всегда уделяет ребенку достаточно времени и внимания» и «иногда уделяет недостаточно времени и внимания» находится в диапазоне: 0-25% - «низкий уровень»; 25-50% - «удовлетворительный уровень»; 50-75% -«средний уровень»; 75-100% - «высокий уровень». Интегральный показатель уровня удовлетворенности матерей отношением среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения рассчитывался как полусумма уровней удовлетворенности человеческими качествами и достаточности времени и внимания, уделяемого медицинскими сестрами новорожденным.

Рассчитывались относительные величины частоты и распределения качественных показателей, средние арифметические значения количественных

показателей и их стандартные ошибки. Различия между количественными показателями в группах оценивались посредством расчета t-критерия Стью-дента для независимых выборок. Математическая обработка данных проведена с использованием электронных таблиц «MS Office Excel 2010» и пакета статистических программ PASW STATISTICS.

Результаты

Первый критерий, который оценивали матери, были человеческие качества среднего медицинского персонала организаций родовспоможения. Оценка матерями человеческих качеств медицинских сестер организаций родовспоможения показала, что 54,2±0,75 из 100 матерей полагали, что медицинские сестры всегда были внимательны и участливы (таблица 1). При этом 29,3+0,84 из 100 женщин считали, что они были не очень внимательны, а 10,9+0,57 из 100 респонденток полагали, что медсестры относились к пациентам с безразличием. На раздражительное и грубое отношение указали 2,9+0,31 матерей. Сравнительная оценка человеческих качеств среднего медицинского персонала организаций родовспоможения выявила, что в перинатальных центрах большее число матерей указывало на безразличное отношение медицинских сестер, чем в родильных домах (12,7+0,94 на 100 матерей против 8,6+0,70; t>2).

Доля матерей, указавших, что средний медицинский персонал относился к пациентам «с вниманием и участием» и «не очень внимательно» в целом в организациях родовспоможения составила 83,5%, в перинатальных центрах - 82,1%, в родильных домах - 85,6%, что по шкале оценки удовлетворенности ФФОМС соответствует «высокому уровню».

Вторым критерием оценки отношения сестринского персонала было количество времени и внимания, уделяемого новорожденным в организациях родовспоможения. Проведенное анкетирование показало,

с

«КС

Таблица 1

оценка матерями человеческих качеств среднего медицинского персонала

организаций родовспоможения

Перинатальные центры Родильные дома В целом

Характеристика Абс. P±m (на 100) Абс. P±m (на 100) t Абс. P±m (на 100)

С вниманием и участием 701 53,9±1,37 899 55,4±1,23 <2 1600 54,2±0,75

Не очень внимательно 373 28,3±1,23 490 30,2±1,14 <2 863 29,3±0,84

С безразличием 182 12,7±0,94 139 8,6±0,70 >2 321 10,9±0,57

С раздражением и грубостью 37 2,6±0,45 49 3,0±0,42 <2 86 2,9±0,31

Затруднились ответить 34 2,5±0,44 45 2,8±0,41 <2 79 2,7±0,30

что 49,6±0,93 из 100 респонденток считали, что средний медицинский персонал всегда уделял пациентам достаточно времени и внимания (таблица 2). Выявлено, что 19,7±0,72 из 100 матерей указали на частую спешку и недостаточность уделяемого времени и внимания со стороны медицинских сестер, а 6,9±0,47 из 100, что они совсем не уделяли новорожденным внимания. Сравнительная оценка количества времени и внимания, уделяемого средним медицинским персоналом детям, в зависимости от уровня организации родовспоможения, позволила установить, что в перинатальных центрах больший удельный вес матерей, чем в родильных домах считали, что медицинские сестры иногда уделяли недостаточно времени и внимания (19,5± 1,08 против 23,4+1,05; t > 2). Однако, в родильных домах был больший, чем в перинатальных центрах, удельный вес матерей, которые считали, что медицинские сестры часто спешили, уделяли недостаточно времени и внимания (22,9+1,15 против 17,1+0,94; t > 2).

Доля матерей, полагавших, что медицинские сестры «всегда уделяли ребенку достаточно времени и внимания» и «иногда уделяли недостаточно времени и внимания» в целом в организациях родовспоможения составила 71,3%, в перинатальных центрах -68,1%, в родильных домах - 73,8%, что соответствует «среднему уровню» (диапазон 50-75%).

Интегральный показатель уровня удовлетворенности матерей отношением среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения показал, что в целом в данных учреждениях он был равен 77,4%, в перинатальных центрах - 75,1%, в родильных домах - 78,5%. То есть уровень удовлетворенности по оценочной шкале ФФОМС

соответствует «высокому» во всех организациях родовспоможения вне зависимости от уровня оказания медицинской помощи новорожденному.

В ходе исследования матерям было предложено оценить в целом работу среднего медицинского персонала с новорожденными в баллах. Как видно из таблицы 3, большинство матерей оценили деятельность среднего медицинского персонала на «хорошо» (39,1+0,90 из 100 респонденток) и на «отлично» (33,3+0,87 из 100 респонденток). Однако, 25,0+0,81 из 100 опрошенных матерей поставили работе медицинских сестер организаций родовспоможения оценку «удовлетворительно», а 2,6+0,29 из 100 - «неудовлетворительно». Сравнительная оценка работы среднего медицинского персонала в баллах показала, что в родильных домах большая доля матерей, чем в перинатальных центрах поставили оценку «хорошо» (41,5+1,22 против 36,2+1,32; \ > 2).

Статистически достоверная разница между средними оценками, поставленными матерями при оценке работы медицинских сестер с новорожденными в перинатальных центрах и родильных домах отсутствует (4,02+0,12 и 4,03+0,10 соответственно; t < 2).

Обсуждение

Взаимоотношение медицинского персонала с пациентами - это особая сфера, имеющая большое значение для здоровья пациентов. Сложность в деятельности всех медицинских работников состоит в том, что они общаются не с цифрами или предметами, а с живыми людьми. Именно поэтому от медсестры зависит очень многое [6, С. 54]. На протяжении дня она постоянно взаимодействует с пациентами. Это способствует формированию

Таблица 2

оценка матерями количества времени и внимания, уделяемого средним медицинским персоналом новорожденным

Перинатальные центры Родильные дома В целом

Характеристика Абс. Р±т (на 100) Абс. Р±т (на 100) / Абс. Р±т (на 100)

Всегда уделяет ребенку достаточно времени и внимания 645 48,6+1,37 818 50,4+1,24 <2 1463 49,6+0,93

Иногда уделяет недостаточно времени и внимания, хотелось бы больше 259 19,5+1,08 380 23,4+1,05 >2 639 21,7+0,75

Часто спешит, уделяет недостаточно времени и внимания 304 22,9+1,15 277 17,1+0,94 >2 581 19,7+0,72

Совсем не уделяет внимания 94 7,1+0,73 110 6,8+0,63 <2 204 6,9+0,47

Затруднились ответить 25 1,9+0,45 37 2,3+0,39 <2 62 2,1+0,27

енеджер № В

здравоохранения 2020

Таблица 3

оценка матерями работы среднего медицинского персонала с новорожденными в целом в организациях родовспоможения по пятибалльной системе

Перинатальные центры Родильные дома В целом

Характеристика Абс. P±m (на 100) Абс. P±m (на 100) t Абс. P±m (на 100)

Отлично 459 34,6±1,31 522 32,2±1,16 <2 981 33,3±0,87

Хорошо 481 36,2±1,32 673 41,5±1,22 >2 1154 39,1±0,90

Удовлетворительно 354 26,7±1,21 383 23,6±1,05 <2 737 25,0±0,81

Неудовлетворительно 33 2,5±0,43 44 2,7±0,40 <2 77 2,6±0,29

Средний балл - 4,02±0,12 - 4,03±0,10 <2 - 4,03±0,07

особых отношений. При слишком лояльном отношении к пациентам (в плане выполнения рекомендаций и правил пребывания в стационаре), когда они не осознают всей важности советов и запретов, возможны случаи нарушения режима пребывания в стационаре. Поэтому нужно стремиться найти золотую середину между доброжелательностью и строгостью. Отличительной чертой деятельности среднего медицинского персонала в организациях системы охраны материнства и детства является поиск контакта как с детьми, так и с родителями [14-15], а в учреждениях родовспоможения, в первую очередь, с матерями новорожденных. В целом, более половины матерей (54,2±0,75 из 100) полагали, что медицинские сестры организаций родовспоможения относятся к детям с вниманием и участием, только 2,9±0,31 из 100 женщин указали на грубое и раздражительное поведение со стороны среднего медицинского персонала. Проведенная сравнительная оценка выявила, что матери оценили человеческие качества медицинских сестер в родильных домах несколько выше, чем в перинатальных центрах. Доля матерей, считавших, что средний медицинский персонал относился с вниманием и участием в родильных домах была выше, чем в перинатальных центрах на 2,7%, а полагавших, что они относились не очень внимательно - на 6,3%. На безразличное отношение указали на 32,3% меньше матерей, а на раздражительное и грубое поведение - на 13,3%.

Вторым компонентом была оценка матерями достаточности количества времени и внимания, которое медицинские работники уделяли их детям. Работа средних медицинских работников в организациях родовспоможения безусловно связана с высокой интенсивностью труда, особенно в условиях кадрового дефицита средних медицинских работников в организациях здравоохранения [16, С. 879]. Обращает на себя внимание тот факт, что

человеческие качества средних медицинских работников были оценены выше, чем количество времени и внимания, которое они уделяли детям. На достаточное количество уделяемого времени и внимания новорожденным медицинскими сестрами указали 49,6+0,93 из 100 респонденток, а на то, что медицинские сестры совсем не уделяли новорожденным внимания - 6,9±0,47 из 100. По сравнению с перинатальными центрами в родильных домах было на 3,6% больше матерей, которые указали, что сестры всегда уделяли достаточно времени и внимания и на 16,7% больше респонденток, которые считали, что они только иногда уделяли недостаточно времени и внимания. В перинатальных центрах на 25,3% больше матерей полагали, что медицинские сестры часто спешили, уделяли недостаточно времени и внимания, и на 4,2%, что совсем не уделяли внимания.

Признание и успех медицинского работника зависят не только от профессионального, но и культурного уровня, знания вопросов медицинской этики, таких как взаимоотношения среднего медицинского работника с пациентом, его родственниками, врачебным персоналом, сохранением медицинской тайны и др. [6, 9, 17]. Все это в совокупности составляет основные аспекты деятельности медицинского персонала. Проведенная балльная оценка работы среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения в целом показала, что две трети матерей оценили ее на «отлично» и «хорошо», а средний балл составил 4,03+0,07 балла. Однако 25,0+0,81 из 100 респонденток оценили ее на «удовлетворительно» и 2,6+0,29 из 100 - на «неудовлетворительно». Несмотря на то, что средняя оценка, как в перинатальных центрах, так и в родильных домах практически одинаковая, в перинатальных центрах матери на 6,6% чаще ставили оценку «отлично» и на 3,8% реже - «неудовлетворительно». Однако, в родильных домах респондентки на 12,8%

С

«КС

->

чаще ставили оценку «хорошо» и на 11,6% реже «удовлетворительно».

Оценка удовлетворенности отношением медицинского персонала в соответствии с рекомендациями ФФОМС показала, что показатель удовлетворенности человеческими качествами медицинских сестёр соответствует «среднему уровню», а показатель удовлетворенности матерей количеством времени и внимания, уделяемым средним медицинским персоналом новорожденным, - «высокому уровню». Тем не менее, интегральный показатель уровня удовлетворенности матерей отношением среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения по шкале ФФОМС можно оценить, как высокий. При этом он как по первому, так и по второму компоненту, был выше в родильных домах, чем в перинатальных центрах на 4,1% и 4,4% соответственно, а интегральный показатель - на 4,3%.

Исходя из результатов исследования, следует, что в целом при довольно высокой оценке отношения среднего медицинского персонала в организациях родовспоможения мегаполиса работу медицинских сестер с новорожденными матери наиболее высоко оценили в родильных домах. Однако, исходя из своих функций, перинатальные центры оказывают консультативно-диагностическую, лечебную и реабилитационную помощь беременным, женщинам, роженицам, родильницам, новорожденным и детям первых месяцев жизни с врожденной и перинатальной патологией, требующим оказания медицинской помощи в стационарных условиях, что оказывает значительное влияние на интенсивность работы медицинского персонала [16, 18]. Кроме того, оба изучаемых перинатальных центра являются образовательной базой для обучения студентов медицинских ВУЗов, которые работают в них по совместительству, что и могло негативно сказаться на оценке.

Выводы:

1. Организации родовспоможения Санкт-Петербурга имеют «высокий уровень» интегрального показателя удовлетворённости отношением среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи новорожденным (77,4%).

2. Удовлетворенность отношением медицинских сестер в родильных домах (интегральный показатель 78,5%) выше, чем в перинатальных центрах (интегральный показатель 75,1%).

3. Как в перинатальных центрах, так и в родильных домах, матери в большей степени были удовлетворены человеческими качествами среднего медицинского персонала («высокий уровень» по шкале ФФОМС), работающих с новорожденными, в меньшей степени - количеством времени и внимания, которое медицинские сестры уделяли детям («средний уровень» по шкале ФФОМС).

4. В отличие от родильных домов, при оценке деятельности медицинских сестер перинатальных центров, на частую спешку и недостаточность уделяемого времени указали на 16,7% больше матерей, а на безразличное отношение больше на 32,3%.

5. В целом, 72,4% матерей оценили работу среднего медицинского персонала учреждений родовспоможения с новорождёнными на «отлично» и «хорошо» (в среднем на 4,03+0,07 балла), но в родильных домах респондентки чаще ставили оценку «хорошо» и реже ««удовлетворительно».

Таким образом, несмотря на то, что проведенная оценка позволила установить высокую удовлетворенность отношением среднего медицинского персонала к новорожденным в организациях родовспоможения мегаполиса вне зависимости от уровня оказания им медицинской помощи, отношение медицинских сестер в родильных домах получило более высокую оценку, чем в перинатальных центрах.

1. Калашников К.Н., Калачикова О.Н. Доступность и качество медицинской помощи в контексте модернизации здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 2. -С. 130-142.

2. Алексеева А.В. Некоторые аспекты доступности медицинской помощи детскому населению // Детская медицина Северо-Запада. - 2018. - Т. 7. - № 1. - С. 18-19.

3. Харбедия Ш.Д. Стандартизация и статистический учёт в здравоохранении: Учебное пособие. - СПб.: Сотис-Мед, 2018. - 228 с.

4. Бразовская Н.Г., Деев И.А., Кобякова О.С., Богайчук П.М., Яровой Н.Д., Шнайдер Г.В., Бойков В.А., Барановская С.В. Пациентоориентированный подход: анализ взаимосвязи оценки пациентами результативности медицинской помощи и условий её оказания [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения 2019; 65(5):1. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1097/30/lang,ru/

енеджер № В

здравоохранения 2020

5. Мурашко М.А. Инновационные подходы к обеспечению качества в здравоохранении // Вестник Росз-дравнадзора. - 2017. - № 6. - С. 5-9.

6. Малеева Н.П., Павленко Т.Н., Дмитриева М.К., Заришняк Н.В., Кацова Г.Б. Формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер различного профиля // Здоровье и образование в XXI веке. -2019. - № 5. - С 53-56.

7. Артемьева М.А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления // Наука молодых - Eruditio Juvenium. - 2017. - № 3. - С. 389-399.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Садовой М.А, Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Табакаев Н.А., Тюфилин Д.С. и др. Удовлетворенность качеством медицинской помощи: «всем не угодишь» или «пациент всегда прав»? // Бюллетень сибирской медицины. - 2017. - Т. 16. - № 1. - С. 152-161.

9. Бернатович О.А. Как разработать и внедрить СОПы для сестренской службы: комплект документов // Главная медицинская сестра. - 2018. - № 8. - С. 14-23.

10. Гарина И.Б., Плутницкий А.Н., Гуров А.Н. Основные направления анализа причин неудовлетворенности населения медицинской помощью на основе обращений граждан и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 10. - С. 13-23.

11. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954.

12. Приказ ФФОМС от 29 мая 2009 года № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования» (с изменениями на 26.04.2012). Режим доступа: https://base.garant.ru/4188975/.

13. Приказ ФФОМС от 11 июня 2015 года № 103 «Об утверждении Методических указаний по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420293573.

14. Рыбкина Н.Л. Методологические проблемы качества оказания медицинской помощи новорожденным // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - № S. - С. 502-503.

15. Moiseeva K.E., Ivanov D.O, Yurev V.K., Alekseeva A. V,, Glushchenko V.A., Kharbediya Sh.D. Some assessment results of the medical care for newborns. Archivos Venezolanos de Farmacologiay Terapeutica. - 2019. - Vol. 38. -№ 3. - P. 192-195.

16. Иванов Д.О. Руководство по перинатологии. - СПб.: Информнавигатор, 2019. - 1519 с.

17. Стародубов В.И., Ступак В.С., Филькина О.М., Сенькевич О.А., Воробьева Е.А. Социологические исследования как индикатор качества медицинской помощи в системе непрерывной профилактики перинатальной патологии [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения 2012; 4 (26). Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/414/30/lang,ru/.

18. Калашников К.Н., Калачикова О.Н. Доступность и качество медицинской помощи в контексте модернизации здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. -№ 2. - С. 130-142.

UDC 614.2

Moiseeva K.E, Yuryev V.K. Subjective assessment of satisfaction of mothers of newborns with the attitude of paramedical personnel of obstetric care organizations (St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia)

Abstract. Purpose. To assess the satisfaction of mothers of newborns with the attitude of paramedical personnel in obstetric care organizations of the metropolis.

Methods. An anonymous survey of 2949 mothers of newborns was conducted in 4 obstetric care organizations in St. Petersburg. To assess the satisfaction of mothers, the methods recommended by FFOMS were used. Mathematical data processing was carried out using spreadsheets "MS Office Excel 2010" and the statistical software package PASW STATISTICS. Results. The obstetric care organizations of St. Petersburg have a "high level" of an integral indicator of satisfaction with the attitude of paramedical personnel in providing medical care to newborns (77.4%), which is higher in maternity hospitals than in perinatal centers (integral indicator (78.5% and 75.1%, respectively.) Regardless of the level of organization of obstetric care, mothers were more satisfied with the human qualities of the paramedical staff working with newborns ("high level" on the FFOMS scale). Motors were less satisfied with the amount of time and attention that nurses paid to children ("average level" according to the FFOMS scale). In contrast to maternity hospitals, when assessing the activities of nurses of perinatal centers, 16.7% more mothers were indicated in the rush and insufficient time, and 32 more were indifferent, 3%. Overall, 72.4% of mothers rated the work of secondary medicine the maternity staff of obstetric institutions with newborns was "excellent" and "good" (on average 4.03 ± 0.07 points), but in maternity hospitals the respondents more often rated "good" and less often "satisfactory". Conclusions. The study showed a high satisfaction of mothers with the attitude of paramedical personnel to newborns in obstetric organizations of a megalopolis, regardless of the level of medical care provided to them. The attitude of nurses in maternity hospitals was rated higher than in perinatal centers.

Scope of the results. Development of organizational measures aimed at improving the quality of medical services in obstetric care organizations.

Keywords: organization of obstetric care, maternal satisfaction, newborns, nursing staff, level of satisfaction.

№ В

2020

Менедже,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.