Научная статья на тему 'ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ НОВОРОЖДЕННЫХ С ВРАЧАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ'

ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ НОВОРОЖДЕННЫХ С ВРАЧАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANIZATION OF OBSTETRIC CARE / MATERNAL SATISFACTION / NEWBORNS / DOCTORS / LEVEL OF SATISFACTION / ОРГАНИЗАЦИИ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МАТЕРЕЙ / НОВОРОЖДЕННЫЕ / ВРАЧИ / УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Моисеева К.Е., Юрьев В.К.

Цель исследования. Оценить удовлетворенность матерей новорожденных отношением врачей в организациях родовспоможения мегаполиса. Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 2949 матерей новорожденных в 4 организациях родовспоможения Санкт-Петербурга. Для оценки удовлетворенности матерей использованы методики, рекомендуемые ФФОМС. Математическая обработка данных проведена с использованием электронных таблиц «MS Office Excel 2010» и пакета статистических программ PASW STATISTICS. Результаты. Организации родовспоможения Санкт-Петербурга имеют высокий уровень интегрального показателя удовлетворенности отношением врачебного персонала при оказании медицинской помощи новорожденным (88,6%) вне зависимости от уровня медицинской организации (в родильных домах - 89,4%; в перинатальных центрах - 87,5%). Работу врачей учреждений родовспоможения с новорожденными оценили на «отлично» (в среднем на 4,44±0,08 балла) 55,8% матерей. Как в перинатальных центрах, так и в родильных домах, матери в большей степени были удовлетворены человеческими качествами врачей, работающих с новорожденными, в меньшей - количеством времени и внимания, которое врачебный персонал уделял детям. Несмотря на высокую общую оценку, удовлетворенность отношением врачей перинатальных центров, по сравнению с отношением врачей родильных домов, по некоторым компонентам была ниже. В перинатальных центрах число матерей, указавших на частую спешку и недостаточность уделяемого времени врачами, была выше на 17,8%, а указавших на отсутствие внимания на 7,7%. Выводы. Установлена высокая удовлетворенность матерей отношением врачей к новорожденным в организациях родовспоможения мегаполиса вне зависимости от уровня оказания им медицинской помощи, отношение врачей в родильных домах получило более высокую оценку, чем в перинатальных центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моисеева К.Е., Юрьев В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INTERPERSONAL RELATIONS OF MOTHERS OF NEWBORNS WITH MATERNITY STAFF

Objective. To assess the satisfaction of mothers of newborns with the maternity staff in a metropolis. Methods. An anonymous survey of 2949 mothers of newborns was conducted in 4 obstetric care organizations in St. Petersburg. To assess the satisfaction of mothers, the methods recommended by the Federal Compulsory Medical Insurance Fund were used. Mathematical data processing was carried out using spreadsheets «MS Office Excel 2010» and the PASW STATISTICS software. Results. Obstetric care organizations in St. Petersburg have a high level of integral indicator of satisfaction with the attitude of medical personnel in providing medical care to newborns (88.6%) regardless of the level of the institution (in maternity hospitals - 89.4%; in perinatal centers - 87.5%). 55.8% of mothers rated the work of doctors in obstetric institutions with newborns as «excellent» (in the mean 4.44 ± 0.08 points). The mothers in both perinatal centers and in maternity hospitals were more satisfied with the human qualities of maternity staff working with newborns, and to a lesser extent with the amount of time and attention that medical staff devoted to children. Despite a high overall score, satisfaction with the attitude of doctors from perinatal centers, compared with the attitude of doctors from maternity hospitals, was lower for some components. In perinatal centers, the number of mothers who indicated frequent rush and insufficient time for doctors was 17.8% higher, and 7.7% indicated lack of attention. Interpretation. Тhe study showed a high satisfaction of mothers with the attitude of doctors to newborns in obstetric organizations regardless of the level of medical care provided to them, the attitude of doctors in maternity hospitals was rated higher than in perinatal centers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ НОВОРОЖДЕННЫХ С ВРАЧАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ»

DOI: 10.26347/1607-2502202009-10052-059

ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ НОВОРОЖДЕННЫХ С ВРАЧАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ

Цель исследования. Оценить удовлетворенность матерей новорожденных отношением врачей в организациях родовспоможения мегаполиса.

Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 2949 матерей новорожденных в 4 организациях родовспоможения Санкт-Петербурга. Для оценки удовлетворенности матерей использованы методики, рекомендуемые ФФОМС. Математическая обработка данных проведена с использованием электронных таблиц «MS Office Excel 2010» и пакета статистических программ PASW STATISTICS.

Результаты. Организации родовспоможения Санкт-Петербурга имеют высокий уровень интегрального показателя удовлетворенности отношением врачебного персонала при оказании медицинской помощи новорожденным (88,6%) вне зависимости от уровня медицинской организации (в родильных домах — 89,4%; в перинатальных центрах — 87,5%). Работу врачей учреждений родовспоможения с новорожденными оценили на «отлично» (в среднем на 4,44±0,08 балла) 55,8% матерей. Как в перинатальных центрах, так и в родильных домах, матери в большей степени были удовлетворены человеческими качествами врачей, работающих с новорожденными, в меньшей — количеством времени и внимания, которое врачебный персонал уделял детям. Несмотря на высокую общую оценку, удовлетворенность отношением врачей перинатальных центров, по сравнению с отношением врачей родильных домов, по некоторым компонентам была ниже. В перинатальных центрах число матерей, указавших на частую спешку и недостаточность уделяемого времени врачами, была выше на 17,8%, а указавших на отсутствие внимания на 7,7%. Выводы. Установлена высокая удовлетворенность матерей отношением врачей к новорожденным в организациях родовспоможения мегаполиса вне зависимости от уровня оказания им медицинской помощи, отношение врачей в родильных домах получило более высокую оценку, чем в перинатальных центрах.

Ключевые слова: организации родовспоможения, удовлетворенность матерей, новорожденные, врачи, уровень удовлетворенности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования. Моисеева К.Е., Юрьев В.К. Оценка межличностных взаимоотношений матерей новорожденных с врачами организаций родовспоможения. Проблемы стандартизации в здравоохранения. 2020; 9-10: 52-59. DOI: 10.26347/16072502202009-10052-059.

К.Е. Моисеева, В.К. Юрьев

ФГБОУ ВО «Санкт-

Петербургский

государственный

педиатрический

медицинский

университет»

Министерства

здравоохранения

Российской Федерации,

Санкт-Петербург, Россия

EVALUATION OF INTERPERSONAL RELATIONS OF MOTHERS OF NEWBORNS WITH MATERNITY STAFF

Objective. To assess the satisfaction of mothers of newborns with the maternity staff in a metropolis.

Methods. An anonymous survey of2949 mothers of newborns was conducted in 4 obstetric care organizations in St. Petersburg. To assess the satisfaction of mothers, the methods recommended by the Federal Compulsory Medical Insurance Fund were used. Mathematical data processing was carried out using spreadsheets «MS Office Excel 2010» and the PASW STATISTICS software. Results. Obstetric care organizations in St. Petersburg have a high level of integral indicator of satisfaction with the attitude of medical personnel in providing medical care to newborns (88.6%) regardless of the level of the institution (in maternity hospitals — 89.4%; in perinatal centers — 87.5%). 55.8% of mothers rated the work of doctors in obstetric institutions with newborns as «excellent» (in the mean 4.44 ± 0.08 points). The mothers in both perinatal centers and in maternity hospitals were more satisfied with the human qualities of maternity staff working with newborns, and to a lesser extent with the amount of time and attention that medical staff devoted to children.

Karina Moiseeva, Prof. Vadim Yuriev

St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia

Despite a high overall score, satisfaction with the attitude of doctors from perinatal centers, compared with the attitude of doctors from maternity hospitals, was lower for some components. In perinatal centers, the number of mothers who indicated frequent rush and insufficient time for doctors was 17.8% higher, and 7.7% indicated lack of attention.

Interpretation. ^e study showed a high satisfaction of mothers with the attitude of doctors to newborns in obstetric organizations regardless of the level of medical care provided to them, the attitude of doctors in maternity hospitals was rated higher than in perinatal centers. Keywords: organization of obstetric care, maternal satisfaction, newborns, doctors, level of satisfaction

The authors declare no conflict of interest. Funding: The study had no funding.

For citation: Moiseeva KE, Yuriev VK. Evaluation of interpersonal relations of mothers of newborns with maternity staff. Health Care Standardization Problems. 2020; 9-10: 52-59. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10052-059.

Проблема сохранения жизни и укрепления здоровья детей является важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации и рассматривается в качестве гарантии достижения успеха в социальном и экономическом развитии государства. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» провозгласил одним из основных принципов охраны здоровья населения страны приоритет охраны здоровья детей [1]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. утверждена Государственная программа «Развитие здравоохранения», одним из приоритетных проектов которой является «Совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающее, в том числе, развитие сети перинатальных центров в Российской Федерации» [2]. Подтверждением особого внимания государства к проблеме сохранения жизни и укрепления здоровья детей, является Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240, которым, с целью совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, 2018—2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства [3].

С целью повышения эффективности оказания медицинской помощи детям в перинатальном периоде в большинстве субъектов Российской Федерации сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи новорожденным [4]. В зависимости от материально-технического оснащения, штатного расписания и подготовленности медицинских кадров все родовспомогательные учреждения по возможности оказания

медицинской помощи новорожденным делятся на три уровня. К организациям родовспоможения первого уровня относятся большинство физиологических и часть специализированных родильных домов и акушерских отделений, имеющие в своем составе палаты новорожденных. Ко второму — могут быть отнесены родильные дома (отделения), имеющие в своей структуре палаты реанимации и интенсивной терапии для новорожденных. Третий уровень представлен региональными и федеральными перинатальными центрами, которые располагают отделениями реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и отделениями патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания) [5]. Подтверждением положительных сдвигов, достигнутых благодаря регионализации перинатальной помощи, является существенное снижение в России показателей перинатальной и младенческой смертности [6]. Однако, несмотря на достижение значительных успехов, повышение уровня качества и доступности медицинской помощи в медицинских организациях системы охраны материнства и детства остается приоритетом деятельности современного здравоохранения на всех уровнях.

К основным характеристикам качества медицинской помощи относятся ее соответствие ожиданиям пациентов и межличностные взаимоотношения пациента с медицинским персоналом учреждения здравоохранения [7]. Пациентоори-ентированность — это основной принцип организации процесса оказания медицинской помощи, наиболее желательная модель взаимоотношений пациента и медицинского работника, при которой все стороны несут равную ответствен-

ность за процесс ее оказания и результаты [8]. В связи с чем важной задачей медицинской организации является создание благоприятных условий для формирования пациент-ориентированной медицинской помощи.

Не вызывает сомнения, что именно работа медицинского персонала оказывает значительное влияние на восприятие пациентами деятельности медицинской организации. Вне зависимости от уровня медицинского учреждения, отношение медицинских работников является одним из ключевых факторов высокой оценки со стороны пациентов [9, 10]. Однако оценка качества оказания медицинской помощи новорожденным в большинстве случаев затруднена, так как она основана только на субъективном мнении родителей [11]. Таким образом, учитывая несомненный вклад организаций родовспоможения в будущее здоровье нации, изучение мнения матерей новорожденных может служить ориентиром для совершенствования организации медицинской помощи данной категории детей в условиях отработки пациент-ориентированной модели системы здравоохранения.

Цель исследования — оценить удовлетворенность матерей новорожденных отношением врачей в организациях родовспоможения мегаполиса.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в городе федерального значения Санкт-Петербурге, который представляет собой отдельный субъект Российской Федерации. Отличительная черта системы организации акушерской и перинатальной помощи Санкт-Петербурга — это отсутствие учреждений родовспоможения 1-го уровня и наличие двух федеральных перинатальных центров 3Б уровня. По специально разработанным формам «Анкета матери новорожденного» методом случайной выборки проведено анонимное анкетирование 2949 матерей новорожденных, получавших медицинскую помощь в организациях родовспоможения. Базами настоящего исследования послужили СПб ГБУЗ «Родильный дом № 9», СПб ГБУЗ «Родильный дом № 16», перинатальный центр ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, перинатальный центр ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России. В перинатальных центрах в анкетировании участвовало 1327 матерей (средний возраст 31,21 ± 0,12 лет) в родильных домах — 1622 матери (средний возраст 29,94 ± 0,11 лет). Матери самостоятельно заполняли анкету перед выпиской из меди-

цинских организаций. Согласием участия в исследовании служило заполнение анкеты.

В настоящем исследовании выполнено требование к достоверности исследований, предъявляемое Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС) к проведению социологических опросов (анкетированию) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. Исходя из того, что ФФОМС в качестве базы проведения социологических опросов рекомендует выбирать по 2—4 медицинские организации каждого вида с учетом количества пролеченных больных и для получения наиболее полной (достоверной) информации опрашивать в них не менее 1200 статистических единиц наблюдения, то в данном исследовании это условие было соблюдено [12, 13].

В качестве генеральной совокупности отобрано число родов в данных организациях родовспоможения в 2019 г. Объем выборки соответствовал исследованиям средней точности с доверительным коэффициентом 2 и вероятностью 0,954. Репрезентативность выборок была проверена по методике профессора А.М. Меркова. Было установлено, что в данном исследовании ошибка не будет превышать 2,3% в перинатальных центрах и 3,4% в родильных домах, что вполне допустимо.

Для оценки удовлетворенности матерей новорожденных отношением врачей в организациях родовспоможения в анкетирование были включены отдельные вопросы из рекомендованного ФФОМС статистического инструментария (анкеты) для проведения опроса (анкетирования) в стационарах. Оценка отношения врачей включала три компонента. Первый — это оценка человеческих качеств лечащего врача ребенка (врача-неонатолога) по отношению к новорожденным. Второй — оценка матерями достаточности количества времени и внимания, которое врачебный персонал уделял их детям. Третий — оценка матерями в целом работы врачей с новорожденными в организациях родовспоможения в баллах.

Уровень удовлетворенности, согласно методическим рекомендациям ФФОМС, измерялся с помощью эмпирических индикаторов. Если удельный вес суммы всех оценок «с вниманием и участием» и «не очень внимательно», а также «всегда уделяет ребенку достаточно времени и внимания» и «иногда уделяет недостаточно времени и внимания» находится в диапазоне: 0—25% — «низкий уровень»; 25— 50% — «удовлетворительный уровень»; 50—75% — «средний уровень»; 75—100% — «высокий уровень». Интегральный показатель уровня удовлетворенности матерей отношением врачей в организациях родовспоможения рассчитывался как полусумма уровней удовлетворенности человеческими качест-

вами и достаточности времени и внимания, уделяе -мого врачами новорожденным.

Рассчитывались относительные величины частоты и распределения качественных показателей, средние арифметические значения количественных показателей и их стандартные ошибки. Различия между количественными показателями в группах оценивались посредством расчета t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Статистически значимыми считали отличия при уровне t > 2. Математическая обработка данных проведена с использованием электронных таблиц «MS Office Excel 2010» и пакета статистических программ PASW STATISTICS.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Первый компонент, который оценивали матери, были человеческие качества врачебного персонала организаций родовспоможения. Как показало анкетирование, 78,8 ± 0,75 из 100 матерей, считали, что врачи, работающие с детьми в организациях родовспоможения, всегда относились к детям с вниманием и участием (табл. 1). Указали, что врачи данных учреждений были не всегда внимательны 15,4 ± 0,66 из 100 женщин. Полагали, что по отношению к пациентам врачебный персонал мог позволить себе раздражение и грубость 0,9 ± 0,17 из 100 респонденток. Сравнительная оценка матерями человеческих качеств врачей в организациях родовспоможения в зависимости от уровня стационара, показала, что между оценками респонденток в перинатальных центрах и родильных домах отсутствуют статистически достоверные различия (t < 2) (табл. 1).

Доля матерей, полагавших, что врачи относятся к пациентам с вниманием и участием и не очень внимательно в целом в организациях родовспоможения составила 94,2%, в перинатальных центрах — 94,0%, в родильных домах — 94,4%, что соответствует высокому уровню удов -летворенности по оценочной шкале ФФОМС.

Вторым компонентом оценки отношения врачебного персонала было количество времени и внимания, уделяемого новорожденным в организациях родовспоможения. Считали, что врачи всегда уделяли ребенку достаточно времени и внимания 66,4 ± 0,87 из 100 матерей (табл. 2). Указали, что иногда врачи уделяли недостаточно времени и внимания, хотелось бы больше — 16,5 ± 0,68 из 100 респонденток. Среди женщин, оценивавших работу организаций родовспоможения 1,2 ± 0,21, из 100 матерей считали, что врачебный персонал совсем не уделял внимания новорожденным. Установлено, что, по мнению матерей, чаще всего всегда спешили и уделяли недостаточно времени и внимания врачи перинатальных центров (14,6 ± 0,97 из 100). В родильных домах на это указали на 17,8% респонденток меньше (12,0 ± 0,81 из 100), что подтверждается наличием статистически достоверной разницы между показателями (1 > 2) (табл. 2).

Доля матерей, считавших, что врачи всегда уделяли ребенку достаточно времени и внимания и иногда уделяли недостаточно времени и внимания, как в целом в организациях родовспоможения (82,9%), так и в перинатальных центрах (81,0%) и родильных домах (89,4%), находилась в диапазоне 75—100%, что соответствует высокому уровню удовлетворенности по оценочной шкале ФФОМС.

Интегральный показатель уровня удовлетворенности матерей отношением врачей в организациях родовспоможения показал, что в целом в организациях родовспоможения он был равен 88,6%, в перинатальных центрах — 87,5%, в родильных домах — 89,4%. То есть уровень удов -летворенности по оценочной шкале ФФОМС соответствует «высокому» во всех организациях родовспоможения вне зависимости от уровня оказания медицинской помощи новорожденному.

Таблица 1

Оценка матерями человеческих качеств врачей организаций родовспоможения

Характеристика Перинатальные центры Родильные дома t В целом

абс. P ± m (на 100) абс. P ± m (на 100) абс. P ± m (на 100)

С вниманием и участием 1052 79,3 ± 1,11 1273 78,5 ± 1,02 <2 2325 78,8 ± 0,75

Не очень внимательно 195 14,7 ± 0,97 258 15,9 ± 0,91 <2 453 15,4 ± 0,66

С безразличием 40 3,0 ± 0,46 37 2,3 ± 0,37 <2 77 2,6 ± 0,29

Затруднились ответить 29 2,2 ± 0,40 39 2,4 ± 0,38 <2 68 2,3 ± 0,28

С раздражением и грубостью 11 0,8 ± 0,24 15 0,9 ± 0,23 <2 26 0,9 ± 0,17

В ходе исследования матерям было предложено оценить в целом работу медицинского персонала с новорожденными в баллах. Установлено, что большая часть респонденток оценили работу врачей на «отлично» (55,8 ± 0,91 из 100) и «хорошо» (33,0 ± 0,87 из 100). Только 11,0 ± 0,58 из 100 женщин поставили оценку «удовлетворительно», а 0,2 ± 0,08 из 100 — «неудовлетворительно». В перинатальных центрах, матери чаще, по сравнению с родильными домами, ставили оценку «удовлетворительно» (12,5 ± 0,91 против 9,9 ± 0,74; г > 2) и реже — «хорошо» (30,3 ± 1,26 против 35,2 ± 1,19; г > 2) (табл. 3).

При оценке работы врачей перинатальных центров средний балл составил 4,41 ± 0,11 балла, а родильных домов — 4,47 ± 0,09 балла. Статистически достоверная разница между полученными показателями отсутствует (г < 2).

Врач — это одна из самых древних и важных для человечества профессий. Безграничное желание помогать людям, высокий профессионализм, сострадание и порядочность — лишь немногие качества, которые необходимы для этой работы [14]. Как в родильных домах, так и в перинатальных центрах, основной объем медицинской помощи новорожденным оказывается в

отделениях новорожденных акушерского физиологического и акушерского обсервационного отделений врачами-неонатологами.

Корректные взаимоотношения между врачом и пациентами создают атмосферу психологического комфорта, конфиденциальности, взаимного уважения и доверия, что способствует формированию позитивной установки пациентов на проводимое лечение [9, 15]. Профессия врача, работающего с новорожденными, требует огромной силы воли и стрессоустойчивости [16]. Так как она в большей мере связана с поиском контакта не только с ребенком, но и с его матерью. Поэтому оценку работы врачей целесообразно начинать именно с изучения удовлетворенности человеческими качествами врачебного персонала. Исследование показало высокий уровень удов -летворенности матерей вниманием и участием врачей при работе с детьми вне зависимости от уровня организации родовспоможения. Несмотря на то что между оценками человеческих качеств врачей перинатальных центров и родильных домов статистически достоверная разница отсутствовала, доля матерей указавших на безразличное отношение со стороны врачей была на 23,3% выше в перинатальных центрах, а доля

Таблица 2

Оценка матерями количества времени и внимания, уделяемого врачами новорожденным

Характеристика Перинатальные центры Родильные дома t В целом

абс. Р ± т (на 100) абс. Р ± т (на 100) абс. Р ± т (на 100)

Всегда уделяют ребенку достаточно 868 65,4 ± 1,31 1090 67,2 ± 1,17 <2 1958 66,4 ± 0,87

времени и внимания

Иногда уделяют недостаточно време- 207 15,6 ± 0,10 279 17,2 ± 0,94 <2 486 16,5 ± 0,68

ни и внимания, хотелось бы больше

Часто спешат, уделяют недостаточно 194 14,6 ± 0,97 195 12,0 ± 0,81 >2 389 13,2 ± 0,62

времени и внимания

Затруднились ответить 41 3,1 ± 0,48 39 2,4 ± 0,38 <2 80 2,7 ± 0,30

Совсем не уделяют внимания 17 1,3 ± 0,29 19 1,2 ± 0,27 <2 36 1,2 ± 0,21

Характеристика Перинатальные центры Родильные дома г В целом

абс. Р ± т (на 100) абс. Р ± т (на 100) абс. Р ± т (на 100)

Отлично 756 57,0 ± 1,36 889 54,8 ± 1,24 <2 1645 55,8 ± 0,91

Хорошо 402 30,3 ± 1,26 571 35,2 ± 1,19 >2 973 33,0 ± 0,87

Удовлетворительно 166 12,5 ± 0,91 160 9,9 ± 0,74 >2 326 11,0 ± 0,58

Неудовлетворительно 3 0,2 ± 0,12 2 0,1 ± 0,08 <2 5 0,2 ± 0,08

Средний балл (М ± т) — 4,41 ± 0,11 — 4,47 ± 0,09 <2 — 4,44 ± 0,08

Таблица 3

Оценка матерями работы врачей с новорожденными в целом в организациях родовспоможения

по пятибалльной системе

респонденток, которые сталкивались с проявлением грубости и раздражения, была на 11,1% выше в родильных домах.

Однако, изучая отношение медицинского персонала к пациентам, нельзя оценивать его только с позиции человеческих качеств медицинских работников. Поскольку даже при должном уровне тактичности и доброжелательности со стороны врачей, огромное значение имеет то количество времени и внимания, которое они уделяют своим пациентам [10, 14]. Важным фактором, влияющим на возможность врачебного персонала уделять пациентам достаточное как с точки зрения врачей, так и пациентов, количество времени и внимания, являются условия работы медицинского работника, а также ее интенсивность. На интенсивность работы врачебного персонала оказывают влияние степень занятости в течение дня, напряженность, количество обслуживаемых пациентов, оборудование рабочего места, число занимаемых ставок и др. Учитывая, что 78,8 ± 0,75 из 100 матерей были полностью удовлетворены вниманием и участием врачебного персонала, то только 66,4 ± 0,87 из 100 матерей считали, что врачи всегда уделяли ребенку достаточно времени и внимания. При этом, по мнению матерей, врачи перинатальных центров, в сравнении с врачами родильных домов, уделяли новорожденным меньшее количество времени и внимания. На частую спешку и недостаточность уделяемого времени указали на 17,8% большее количество матерей, а на отсутствие внимание — на 7,7%. Это подтверждается исследованием, которое проводилось среди врачей-неонатологов организаций родовспоможения мегаполиса, в ходе которого было установлено, что неонатологи имели высокую интенсивность труда, которая была выше у врачей перинатальных центров, чем родильных домов [17, 18].

Межличностные взаимоотношения пациента с медицинским персоналом учреждения здравоохранения являются одной из основных характеристик качества медицинской помощи [19, 20]. Результаты анкетирования позволили рассчитать интегральный показатель удовлетворенности матерей отношением врачебного персонала к новорожденным. Установлено, что вне зависимости от уровня оказания медицинской помощи новорожденным он имеет «высокий уровень» по оценочной шкале ФФОМС во всех организациях

родовспоможения мегаполиса (88,2%). Однако, несмотря на высокое значение интегрального показателя, было выявлено, что в перинатальных центрах уровень удовлетворенности был ниже на 2,2%.

Учитывая, что женщины проявляют высокую активность при оценке качества и более требовательны к условиям и качеству медицинских услуг [21, 22], то в целом работа врачей учреждений родовспоможения с новорожденными получила довольно высокую оценку (в среднем на 4,44 ± 0,08 балла), так как 55,8% матерей оценили ее на «отлично» и 33,0% — на «хорошо». Тем не менее в перинатальных центрах, матери на 20,8% более часто в сравнении с родильными домами ставили оценку «удовлетворительно» и на 13,9% более редко — оценку «хорошо».

ВЫВОДЫ

1. Организации родовспоможения Санкт-Петербурга имеют высокий уровень интегрального показателя удовлетворенности отношением врачебного персонала при оказании медицинской помощи новорожденным (88,6%) вне зависимости от уровня учреждения (в родильных домах — 89,4%; в перинатальных центрах — 87,5%). 55,8% матерей оценили работу врачей учреждений родовспоможения с новорожденными на «отлично» (в среднем на 4,44 ± 0,08 балла).

2. Как в перинатальных центрах, так и в родильных домах, матери в большей степени удов -летворены человеческими качествами врачей, работающих с новорожденными, в меньшей — количеством времени и внимания, которое врачебный персонал уделял детям.

3. В перинатальных центрах число матерей, указавших на частую спешку и недостаточность уделяемого времени врачами, была выше на 17,8%, а указавших на отсутствие внимания на 7,7%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то что результаты исследования показали высокую удовлетворенность матерей отношением врачей к новорожденным в организациях родовспоможения мегаполиса вне зависимости от уровня оказания им медицинской помощи, отношение врачей в родильных домах получило более высокую оценку, чем в перинатальных центрах.

Для повышения оценки качества оказания медицинской помощи как в перинатальных центрах, так и в родильных домах мегаполиса, необходимо устранять негативные аспекты взаимодействия пациентов с медицинскими работниками, которые в большей мере связаны с более низкой оценкой матерями количества времени и внимания, уделяемого врачами их детям вследствие высокой интенсивности труда работающих в них врачей.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Доступно по https:// base.garant.ru/77687089/. Ссылка активна на 18.05.2020. [Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 «On protecting the health of citizens in the Russian Federation»]. Accessed 18.05.2020. https://base.garant.ru/77687089/ Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Доступно по https://www.garant.ru/news/1167207/. Ссылка активна на 18.05.2020. [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1640 of 26.12.2017 «On the approval of the state program of the Russian Federation «Healthcare development»]. Accessed 18.05.2020. https://www.garant.ru/news/1167207/ Russian.

3. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Доступно по http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41954. Ссылка активна на 18.05.2020. [Decree of the President of the Russian Federation No. 240 of 29.12.2017 «On the Childhood Decade in the Russian Federation»]. Accessed 18.05.2020. http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41954 Russian.

4. Иванов Д.О. Руководство по перинатологии. Санкт-Петербург: Информнавигатор. 2019; 1519. Ivanov DO. [Guide to perinatology]. St. Petersburg: Information Navigator. 2019; 1519 p. Russian.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)». Доступно по https:// base.garant.ru/70352632/. Ссылка активна на 18.05.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation the N 572n of 01.11.2012 «On the approval of the Procedure for the provision of «Obstetrics and gynecology» medical care (except for the use of assisted reproductive technologies)»]. https://base.garant.ru/70352632/ Accessed 18.05.2020. Russian.

6. Moiseeva KE, Ivanov DO, Yurev VK, Alekseeva AV, Glushchenko VA, Kharbediya ShD. Some assessment results of the medical care for newborns. Archivos Venezolanos de Farmacologiay Terapeutica. 2019; 38(3): 192—195.

7. Артемьева М.А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления. Наука молодых — Eruditio Juvenium. 2017; (3): 389—399. Artemyeva MA. [Patient satisfaction with medical assistance provided in different conditions]. Eruditio Juvenium. 2017; (3): 389—399. Russian.

8. Бразовская Н.Г., Деев И.А., Кобякова О.С., Богай-чук П.М., Яровой Н.Д., Шнайдер Г.В., Бойков В.А., Барановская С.В. Пациентоориентированный подход: анализ взаимосвязи оценки пациентами результативности медицинской помощи и условий ее оказания. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(5). Доступно по: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1097/30/ lang,ru/. Ссылка активна на 18.05.2020. https://doi.org/ 10.21045/2071-5021-2019-65-5-1. Brazovskaya NG, Deyev IA, Kobyakova OS, Bogaychuk PM, Yarovoy ND, Shnayder GV, Boykov VA, Baranovskaya SV. [Patient-centered approach: analysis of relationship between effectiveness of medical care and conditions of its provision as estimated by patients]. Social Aspects of Population Health. 2020; 65(5). Accessed 18.05.2020. https://doi.org/ 10.21045/2071-5021-2019-65-5-1 Russian.

9. Садовой М.А., Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Табакаев Н.А., Тюфилин Д.С., Воробьева О.О. Удовлетворенность качеством медицинской помощи: «всем не угодишь» или «пациент всегда прав»? Бюллетень сибирской медицины. 2017; 16(1): 152—161. Sadovoy MA, Kobyakova OS, Deyev IA, Kulikov YeS, Tabakayev NA, Tyufilin DS, Vorobyeva OO. [Patient satisfaction with medical care]. Bulletin of Siberian Medicine. 2017; 16(1): 152—161. Russian.

10. Стародубов В.И., Ступак В.С., Филькина О.М., Сеньке-вич О.А., Воробьева Е.А. Социологические исследования как индикатор качества медицинской помощи в системе непрерывной профилактики перинатальной патологии. Социальные аспекты здоровья населения 2012; 4 (26). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/ 414/30/lang,ru/. Ссылка активна на 18.05.2020. Staro-dubov VI, Stupak VS, Filykina OM, Senykevich OA, Vorobyeva YeA. [Sociological researches as healthcare quality indicator in constant preventive surveillance of perinatal pathology]. Social Aspects of Population Health. 2012; 4(26). Accessed 18.05.2020. http://vestnik.mednet.ru/con-tent/view/414/30/lang,ru/ Russian.

11. Рыбкина Н.Л. Методологические проблемы качества оказания медицинской помощи новорожденным. Вопросы современной педиатрии. 2006; S: 502—503. Ryb-kina NL. [Methodological problems of the quality of medical care for newborns]. Questions of Modern Pediatrics. 2006; S: 502—503. Russian.

12. Приказ ФФОМС от 29 мая 2009 года N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования» (с изменениями на 26.04.2012). Доступно по https://base.garant.ru/ 4188975/. Ссылка активна на 18.05.2020. [Order of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund No. 118 of 29.05.2009 «On the approval of the Methodological recommendations «Organization of conducting a sociological survey (questionnaire) of the population on satisfaction with the availability and quality of medical care in the im-

plementation of compulsory health insurance» (as amended on 26.04.2012)»]. Accessed 18.05.2020. https://base.ga-rant.ru/4188975/ Russian.

13. Приказ ФФОМС от 11 июня 2015 года N 103 «Об утверждении Методических указаний по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования». Доступно по http://docs.cntd.ru/document/ 420293573. Ссылка активна на 18.05.2020. [Order of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund No. 103 of 11.06.2015 «On the approval of the Methodological guidelines for conducting sociological surveys (questioning) of insured persons in the field of compulsory medical insurance»]. Accessed 18.05.2020. http://docs.cntd.ru/docu-ment/420293573 Russian.

14. Гатауллин И.Г., Забирова Л.М., Гатауллин И.И. Социологическое исследование мотивации врачей. Вестник экономики, права и социологии. 2015; (4): 284—288. Ga-taullin IG, Zabirova LM, Gataullin II. [Social Research of Doctors' Motivation]. The Review of Economy, the Law and Sociology. 2015; (4): 284—288. Russian.

15. Алексеева А.В. Некоторые аспекты доступности медицинской помощи детскому населению. Детская медицина Северо-Запада. 2018; 7 (1): 18—19. Alekseeva AV. [Some aspects of access to medical care for children]. Children's Medicine of the North-West. 2018; 7(1): 18. Russia.

16. Литвинцева С.А. Выбор профессии врача в системе детерминирующих факторов. Власть и управление на Востоке России. 2018; (2): 72—80. DOI: 10.22394/18184049-2018-83-2-72-80. Litvintseva SA. [Choice of profession of the doctor in the system of the determining factors]. Power and Administration in the East of Russia. 2018; (2): 72—80. DOI: 10.22394/1818-4049-2018-83-2-72-80. Russian.

17. Моисеева К. Е. Основные проблемы в профессиональной деятельности врачей неонатологов мегаполиса. Со-

циальные аспекты здоровья населения. 2020; 66(1). https://doi.org/10.21045/2071-5021-2020-66-1-9. Moiseye-va KYe. [Key problems in the professional activity of ne-onatologists of a megapolis]. Social Aspects of Population Health. 2020;66(1). https://doi.org/10.21045/2071-5021-2020-66-1-9 Russian.

18. Моисеева К.Е. Результаты субъективной оценки профессиональной деятельности врачей неонатологов мегаполиса. Казанский медицинский журнал. 2020; 101(1): 91—96. DOI: 10.17816/KMJ2020-91. Moiseyeva KYe. [The results of the subjective professional activities assessment of neonatologists in a metropolis]. Kazan Medical Journal. 2020; 101(1): 91—96. https://doi.org/10.17816/ KMJ2020-91. Russian.

19. Харбедия Ш.Д. Стандартизация и статистический учет в здравоохранении. СПб.: Сотис-Мед. 2018; 228. Khar-bediya Sh.D. [Health standardization and statistics]. SPb.: Sotis-Med. 2018; 228 p. Russian.

20. Калашников К.Н., Калачикова О.Н. Доступность и качество медицинской помощи в контексте модернизации здравоохранения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014; (2): 130—142. Kalashnikov KN, Kalachikova ON. [Accessibility and quality of medical service in the context of health care modernization]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2014; (2): 130—142. Russian.

21. Zarei E, Daneshkohan A, Pouragha B, Marzban S, Arab M. An empirical study of the impact of service quality on patient satisfaction in private hospitals, Iran. Global Journal of Health Science. 2015; 7(1): 1—9.

22. Otani K, Buchanan PR, Desai SP, Herrmann PA. Different combining process between male and female patients to reach their overall satisfaction Journal of Patient Experience. 2016; 3(4): 145—150.

Поступила / Received: 21.05.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 10.07.2020

Сведения об авторах:

Моисеева Карина Евгеньевна — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2. Тел.: +7 (812) 295-06-46. E-mail: karina-moiseeva@yan-dex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3476-5971.

Юрьев Вадим Кузьмич — д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2. Тел.: 8 (812) 295-06-46. E-mail: yuryev@inbox.ru. http://orcid.org/0000-0001-6832-2426.

About the authors:

Karina E. Moiseeva — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, St. Petersburg State Pediatric Medical University. E-mail: karina-moiseeva@yandex.ru. http://orcid.org/0000-0002-3476-5971.

Prof. Vadim K. Yuriev — Sc.D. in Medicine, Head of the Department of Public Health and Health Care, St. Petersburg State Pediatric Medical University. Tel.: 8 (812) 295-06-06. E-mail: yuryev@inbox.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6832-2426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.