Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В НАУЧНОМ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В НАУЧНОМ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ОЦЕНОЧНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аксенова Татьяна Викторовна

Введение . В настоящее время все больше людей получает широкий доступ к знаниям ввиду развития информационно-коммуникационных технологий. Однако восприятие собственно-научного текста может быть затруднено из-за использования большого количества терминов и особенностей синтаксиса. В этом случае читатель может обратиться к научно-публицистической статье, которая информирует аудиторию о научных открытиях и исследованиях в более доступной форме. Целью данной работы является изучение специфики выражения субъективной модальности в собственно-научных и научно-публицистических текстах, посвященных одному и тому же объекту исследования. Материалы и методы. Cобственно-научные и научно-публицистические статьи прошли качественный анализ с целью выявления примеров реализации субъективной модальности. Далее отобранные примеры подвергались контекстуальному и сравнительно-сопоставительному анализу. Результаты исследования, обсуждения. Были проанализированы примеры использования субъективной модальности в обоих типах текстов. Выявлены виды модальности, типичные для собственно-научного и научно-публицистического дискурса. Описана прагматическая функция модальности в зависимости от контекста ее реализации. Сделан вывод о специфике употребления средств выражения субъективной модальности соответственно функциональному стилю и интенциям автора. Заключение . Научно-публицистический текст занимает промежуточное положение между собственно-научным текстом, предназначенным узкому кругу ученых, и публицистическим текстом, целью которого является привлечение и информирование широкой аудитории. В основном и собственно-научные, и научно-публицистические статьи обращаются к эпистемологической, гипотетической и оценочной модальности. В то же время научно-публицистический текст за счет своей принадлежности к публицистическому стилю характеризуется использованием средств выражения эмотивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE MODALITY IN SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC PUBLICISTIC DISCOURSE

Introduction . Currently, more and more people gain wide access to knowledge due to the development of information and communications technologies. However, the perception of a scientific text can be difficult due to the use of a large number of terms and features of syntax. In this case, the reader can refer to a scientific publicistic article that informs the audience about scientific discoveries and research in a more accessible form. The purpose of this article is to study the specifics of subjective modality in scientific and scientific publicistic texts devoted to the same object of research. Materials and methods . Scientific and scientific publicistic articles have undergone a qualitative analysis in order to identify examples of subjective modality. Then, the selected examples were subjected to contextual and comparative analysis. Results, discussion. Examples of the use of subjective modality in both types of texts were analyzed. The types of modality, typical for scientific and scientific publicistic discourse, are revealed. The pragmatic function of modality is described depending on the context of its implementation. The conclusion is made about the specificity of subjective modality in accordance with the functional style and the author’s intentions. Conclusion . The scientific publicistic text occupies an intermediate position between the scientific text intended for a narrow circle of scientists, and the publicistic text, which aims at attracting and informing a wide audience. Basically, both scientific and scientific publicistic articles refer to epistemological, hypothetical and evaluative modality. At the same time, the scientific publicistic text is characterized by expressing emotiveness as it belongs to the publicistic style.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В НАУЧНОМ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 15. № 3. 2021 Vestnik of the Mari State University. Vol. 15, no. 3. 2021

Филологические науки

Philology

УДК 81'42

DOI 10.30914/2072-6783-2021-15-3-335-341

Субъективная модальность в научном и научно-публицистическом дискурсе

Т. В. Аксенова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,

г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В настоящее время все больше людей получает широкий доступ к знаниям ввиду развития информационно-коммуникационных технологий. Однако восприятие собственно-научного текста может быть затруднено из-за использования большого количества терминов и особенностей синтаксиса. В этом случае читатель может обратиться к научно-публицистической статье, которая информирует аудиторию о научных открытиях и исследованиях в более доступной форме. Целью данной работы является изучение специфики выражения субъективной модальности в собственно-научных и научно-публицистических текстах, посвященных одному и тому же объекту исследования. Материалы и методы. Собственно-научные и научно-публицистические статьи прошли качественный анализ с целью выявления примеров реализации субъективной модальности. Далее отобранные примеры подвергались контекстуальному и сравнительно-сопоставительному анализу. Результаты исследования, обсуждения. Были проанализированы примеры использования субъективной модальности в обоих типах текстов. Выявлены виды модальности, типичные для собственно-научного и научно-публицистического дискурса. Описана прагматическая функция модальности в зависимости от контекста ее реализации. Сделан вывод о специфике употребления средств выражения субъективной модальности соответственно функциональному стилю и интенциям автора. Заключение. Научно-публицистический текст занимает промежуточное положение между собственно-научным текстом, предназначенным узкому кругу ученых, и публицистическим текстом, целью которого является привлечение и информирование широкой аудитории. В основном и собственно-научные, и научно-публицистические статьи обращаются к эпистемологической, гипотетической и оценочной модальности. В то же время научно-публицистический текст за счет своей принадлежности к публицистическому стилю характеризуется использованием средств выражения эмотивности.

Ключевые слова: собственно-научный дискурс, научно-публицистический дискурс, субъективная модальность, эпистемологическая модальность, гипотетическая модальность, оценочная модальность

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Аксенова Т.В. Субъективная модальность в научном и научно-публицистическом дискурсе // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 335-341. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-335-341

Subjective modality in scientific and scientific publicistic discourse

T. V. Aksenova

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation

Abstract. Introduction. Currently, more and more people gain wide access to knowledge due to the development of information and communications technologies. However, the perception of a scientific text can be difficult due to the use of a large number of terms and features of syntax. In this case, the reader can refer to a scientific publicistic article that informs the audience about scientific discoveries and research in a more accessible form.

© Аксенова Т.В., 2021

The purpose of this article is to study the specifics of subjective modality in scientific and scientific publicistic texts devoted to the same object of research. Materials and methods. Scientific and scientific publicistic articles have undergone a qualitative analysis in order to identify examples of subjective modality. Then, the selected examples were subjected to contextual and comparative analysis. Results, discussion. Examples of the use of subjective modality in both types of texts were analyzed. The types of modality, typical for scientific and scientific publicistic discourse, are revealed. The pragmatic function of modality is described depending on the context of its implementation. The conclusion is made about the specificity of subjective modality in accordance with the functional style and the author's intentions. Conclusion. The scientific publicistic text occupies an intermediate position between the scientific text intended for a narrow circle of scientists, and the publicistic text, which aims at attracting and informing a wide audience. Basically, both scientific and scientific publicistic articles refer to epistemological, hypothetical and evaluative modality. At the same time, the scientific publicistic text is characterized by expressing emotiveness as it belongs to the publicistic style.

Keywords: scientific discourse, scientific publicistic discourse, subjective modality, epistemological modality, hypothetical modality, evaluative modality

The author declares no conflict of interests.

For citation: Aksenova T.V. Subjective modality in scientific and scientific publicistic discourse. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 3, pp. 335-341. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-335-341

Введение

Современное общество характеризуется стремительной информатизацией. Все большее количество людей получает доступ к образовательным ресурсам и научным изданиям и стремится получить новые знания. Вместе с этим, неспециалисту в определенной области достаточно сложно воспринимать информацию, написанную в собственно-научном стиле. Научные термины, деноти-рующие фоновые знания, как правило, не сопровождаются дефинициями, поскольку подразумевается, что ученые уже владеют определенным запасом знаний в данной области. В свою очередь, дефиниции новых терминов в собственно-научном контексте также опираются на знания специалистов, что представляет сложность для восприятия неподготовленной публикой. Ввиду вышесказанного, необходимо отметить, что последние научные открытия и изобретения описываются не только в научных публикациях и монографиях, но и в газетных статьях, стиль которых характеризуется как научно-публицистический.

Научные и научно-публицистические тексты имеют ряд характерных особенностей. Так, собственно-научному стилю свойственно использование большого количества терминов и сложных синтаксических конструкций. Научные тексты стремятся к объективному изложению знаний, логичности и ясности. В то же время научно-публицистический дискурс, обладая элементами

научности, в первую очередь, акцентирует внимание на оперативности, лапидарности и понятности [9, с. 29]. Ему свойственна экспрессивность, которая находит выражение в использовании громких заголовков, художественно-выразительных средств, визуальности и так далее.

Кроме того, для публицистического дискурса в целом и научно-публицистического дискурса в частности свойственно обращение к языковым средствам, подчеркивающим авторское отношение к освещаемому материалу, т.е. к авторской, или субъективной, модальности [2; 4].

Цель исследования

В рамках данного исследования ставится цель провести сравнительно-сопоставительный анализ собственно-научных и научно-публицистических текстов с целью поиска их сходств и отличий. Основной акцент исследования делается на изучение специфики выражения авторской модальности в текстах, посвященных одному и тому же объекту, но принадлежащих разным функциональным стилям. В область наших задач входит как количественный анализ подобных примеров, так и их качественная оценка с целью выявления особенностей модальности в обоих типах дискурса.

Материалы и методы

В качестве материала исследования были выбраны собственно-научные статьи различной

тематики, написанные за последний год, и освещение того же научного материала в медиатек-сте. Статьи подвергались качественному анализу, в результате которого были отобраны примеры, иллюстрирующие специфику употребления авторской модальности в данных текстах. Затем примеры обрабатывались при помощи контекстуального метода, для того чтобы точнее определить специфику их функционирования в тексте. Помимо этого, проводился сравнительно-сопоставительный анализ с целью выявления схожих и отличительных признаков использования авторской модальности в текстах, написанных в разных функциональных стилях.

Результаты, обсуждение

В первую очередь необходимо отметить, что исследователи выделяют различные виды субъективной модальности. Так, по мнению Р.П. Миль-руда и И.В. Антипова, к наиболее распространенным разновидностям в научном тексте относятся эпистемологическая (эпистемическая), деонтоло-гическая (деонтическая), гипотетическая, желательная (оптативная) и декларативная модальность [5]. Согласно проведенному нами ранее исследованию [1], декларативная модальность в рассматриваемом сегменте научных текстов не была выявлена, поскольку она обладает некоторой степенью категоричности.

Согласно Р.П. Мильруду и И.В. Антипову, эпистемологическая модальность трактуется как указание на степень достоверности высказывания. Гипотетическая модальность выражает вероятность чего-то в будущем. Желательная модальность в научном тексте означает сожаление, пожелание или нереальность осуществления задуманного в настоящее время [5]. Деонтологиче-ская модальность представляет собой побуждение реципиента текста к определенным действиям и поступкам [7].

Публицистический дискурс, в свою очередь, традиционно характеризуется использованием средств оценочной и эмотивной модальности [10]. Оценочная модальность в наиболее общем смысле означает отношение автора к объектам реальной действительности [6]. Эмотивность же рассматривается как экспрессивность и использование средств выразительности, делающих речь более яркой [3]. В то же время на сегодняшний день исследователи признают категорию оценочности и эмотивности за научным текстом,

традиционно характеризовавшийся выбором нейтральных лексических средств [8, с. 48].

Поскольку на сегодняшний день работы по изучению авторской модальности в научно-публицистическом дискурсе отсутствуют, мы исследуем его на наличие средств выражения модальности, характерных как для научного, так и для публицистического текста.

При сравнении собственно-научных и научно-публицистических статей аналогичной тематики по параметру использования средств авторской модальности можно утверждать, что авторы прибегают к разным типам модальности вне зависимости от принадлежности статьи к определенному функциональному стилю. К примеру, в научной статье A double quantum dot spin valve1 автор преимущественно обращается к оценочной модальности, используя широкий диапазон прилагательных и наречий (fundamental (фундаментальный), significant (значительный), reliable (надежный), crucial (ключевой), highly efficient (высокоэффективный), particularly challenging (представляющий особый интерес) и т. д.), к примеру:

Such experiments require highly efficient and gate-tunable spin injectors and detectors in situ of an active device.

All these effects are particularly challenging in sub-micrometer-scaled electronic devices.

В контексте научной статьи прилагательные, модифицированные оценочными наречиями, подчеркивают как значимость проводимого исследования, так и его влияние на развитие научного знания в данной области.

В то же время научно-публицистическая статья Efficient valves for electron spins2, посвященная тому же феномену, часто оперирует средствами эпистемологической и гипотетической модальности, свойственными собственно-научному стилю:

This technique should therefore allow us to study the spin properties of new phenomena...

Spintronics promises numerous applications in information storage and processing, and could improve the energy efficiency of electronic devices.

В первом примере модальный глагол should (следует) указывает на достоверность излагаемых

1 Bordoloi A., Zannier V., Sorba L. et al. A double quantum dot spin valve. Commun Phys, 2020, no. 3, p. 135. https://doi.org/ 10.1038/s42005-020-00405-2

2 University of Basel. Efficient valves for electron spins. Sci-enceDaily, 12 August 2020. URL: www.sciencedaily.com/releases/ 2020/08/200812115332.htm (дата обращения: 25.04.2021).

фактов, представляя собой актуализацию эпистемологической модальности. Второй пример представляет собой научную гипотезу, выраженную при помощи таких средств гипотетической модальности, как модальный глагол could (мочь) и глагол promise (обещать).

Кроме того, научно-публицистическая статья может характеризоваться использованием художественно-выразительных средств, которые относятся к эмотивной модальности. Это, в свою очередь, сближает научно-публицистический текст непосредственно с публицистическим дискурсом. Так, в рассматриваемой нами статье Efficient valves for electron spins 1 автор использует неформальную лексику (buzzword (модное словечко)), идиому (a hard nut to crack (крепкий орешек)) и метафору (shed new light (пролить новый свет)). Данные лексические средства позволяют привлечь внимание читателя к излагаемому материалу за счет усиления эмоционального воздействия текста.

Следующая научная статья, рассматриваемая нами в рамках сравнительно-сопоставительного анализа, Photocatalytic Nanowires-Based Air Filter: Towards Reusable Protective Masks2, насыщена различными средствами авторской модальности. Наиболее часто ее автор обращается к оценочной модальности, что делает эту научную работу схожей со статьей, анализируемой выше. Преимущественно автор использует оценочные прилагательные (unprecedented (беспрецедентный), fundamental (фундаментальный), massive (массивный), devastating (опустошительный), sinister (зловещий), promising (многообещающий) и т. д.), а также наречия (highly (высоко), very (очень), unfortunately (к сожалению), greatly (значительно), clearly (очевидно)):

The current Covid-19 outbreak represents an unprecedented crisis. In stopping the virus' spread, it is fundamental to have personal protective equipment and disinfected surfaces.

В приведенном примере оценочные прилагательные подчеркивают сложное положение, сложившееся в мире во время пандемии, и помогают

1 University of Basel. Efficient valves for electron spins. Sci-enceDaily, 12 August 2020. URL: www.sciencedaily.com/releases/ 2020/08/200812115332.htm (дата обращения: 25.04.2021).

2 Horvath E., Rossi L., Mercier C. et al. Photocatalytic Nan-

owires-Based Air Filter: Towards Reusable Protective Masks. Advanced Functional Materials, vol. 30, issue 40, 07 August 2020. URL: https://www.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/adfm. 202004615 (дата обращения: 25.04.2021).

акцентировать внимание на необходимости проводимого научного исследования.

На втором месте по частотности употребления в статье встречаются примеры гипотетической модальности:

...the development of a TiO2 nanowires (TiO2NWs) based filter is reported, which it is believed will work extremely well for personal protective equipment.

Filters [...] could not only efficiently inactivate airborne pathogens, but would also offer the benefits of reusability.

На наш взгляд, средства гипотетической модальности позволяют автору подчеркнуть значимость своего открытия, указывая на его потенциальные возможности и перспективы его применения.

Кроме того, в статье используются средства выражения эпистемологической модальности:

The filter pore sizes can be tuned by processing TiO2NWs into filter paper.

.it should also reduce the environmental and public health issues...

В данном случае эпистемологическая модальность служит для описания действующих характеристик объекта исследований. Причем интересно отметить, что автор в основном акцентирует внимание на перспективах своего открытия, нежели на существующем положении дел.

Научно-публицистический аналог рассмотренной собственно-научной статьи A titanate nanowire mask that can eliminate pathogens3 в основном характеризуется использованием гипотетической модальности, что сближает статью с оригинальной собственно-научной работой:

This discovery by an EPFL laboratory could be put to use in personal protective equipment.

Their article also states that manufacturing such membranes would be feasible on a large scale.

В тексте рассматриваемой научно-публицистической статьи модальные глаголы, выражающие гипотетическую модальность, указывают на то, что в будущем описываемое открытие сможет послужить основой широкого производства средств индивидуальной защиты населения.

Кроме того, в тексте статьи также прослеживается оценочная модальность, выраженная

3 Ecole Polytechnique Fédérale de Lausanne. A titanate nanowire mask that can eliminate pathogens. ScienceDaily, 7 August 2020. URL: www.sciencedaily.com/releases/2020/08/20080709 3800.htm (дата обращения: 25.04.2021).

оценочными прилагательными и наречиями (promising (многообещающий), exceptionally good (исключительно хороший), equally successful (равнозначно успешный)), хотя и в значительно меньшем количестве, чем в аналогичной собственно-научной статье:

Since our filter is exceptionally good at absorbing moisture, it can trap droplets that carry viruses and bacteria.

Несмотря на то, что подавляющее большинство проанализированных статей соответствует модели, рассмотренной выше, встречаются примеры, в которых распределение средств выражения авторской модальности происходит иным образом. К примеру, собственно-научная статья Self-Assembly of mechanoplasmonic bacterial cellulose-metal nanopar-ticle composites1 характеризуется лишь несколькими примерами употребления оценочной модальности (of great interest (представляющий значительный интерес), promising (многообещающий), unique (уникальный)), в то время как иная модальность вообще не представлена в работе. В научно-публицистическом аналоге статьи From nano-cellulose to gold2 представлены примеры эпистемологической модальности:

They may be antibacterial, change colour under pressure, or convert light to heat.

This property can be used for both energy-based applications and in medicine.

Использование модальных глаголов позволяет автору статьи обратить внимание читателя на

1 Eskilson O., Lindstrom S.B., Sepulveda B. et al. Self-assembly of mechanoplasmonic bacterial cellulose-metal nanopar-ticle composites. Advanced Functional Materials, vol. 30, issue 40, 09 August 2020. https://doi.org/10.1002/adfm.202004766.

2 Linkoping University. "From nanocellulose to gold: Self-assembly of mechanoplasmonic bacterial cellulose-metal nanoparti-cle composites." ScienceDaily. ScienceDaily, 10 August 2020. URL: www.sciencedaily.com/releases/2020/08/200810103231.htm (дата обращения: 25.04.2021).

вариативность свойств исследуемого объекта. Модальный глагол may описывает существующие характеристики объекта, в то время как глагол can указывает на возможность применения результатов исследования в разных индустриях.

В целом и собственно-научные, и научно-публицистические статьи характеризуются достаточно широким обращением к средствам выражения авторской модальности, причем они преимущественно варьируются ввиду интенций автора, а не согласно функциональному стилю.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к следующим выводам. Научно-публицистический дискурс выступает в качестве проводника между научным текстом и широкой аудиторией. Целью его является донести научное знание до читателя в доступной форме. Так, авторы подобных статей используют заголовки, привлекающие внимание; избегают чрезмерного усложнения текста научными терминами; цитируют устные высказывания ученых, которые сами пытаются понятно объяснить суть своих научных изысканий.

Говоря о специфике обращения к авторской модальности, следует подчеркнуть, что и собственно-научные, и научно-публицистические статьи в основном апеллируют к эпистемологической, гипотетической и оценочной модальности. Причем, как правило, насыщенность научно-публицистического текста, являющегося вторичным по отношению к собственно-научной статье, средствами авторской модальности коррелирует с использованием авторской модальности в первичном тексте. Основным отличием научно-публицистического текста можно назвать обращение к эмотивной модальности, примеры которой не были выявлены в собственно-научном тексте.

1. Аксенова Т.В. Субъективная модальность в англоязычном нанотехнологическом дискурсе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 25-27. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/subektivnaya-modalnost-v-angloyazychnom-nanotehnologicheskom-diskurse (дата обращения: 30.04.2021).

2. Климченко М.Е., Хабибулина Э.А. Авторская модальность как текстовая категория // Актуальные вопросы филологии и переводоведения в свете современных исследований. Сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 183-187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32267820 (дата обращения: 11.05.2021).

3. Копаева Е.В. Эмотивные средства языка как способ вербализации критического отношения к действительности (на материале англоязычных текстов жанра эссе) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 650. С. 108-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18353604 (дата обращения: 30.04.2021).

4. Кременецкая И.В. Воспроизводство, комбинаторность и уникальность лингвистических единиц // Калужский экономический вестник. 2018. № 1. С. 60-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35440729 (дата обращения: 11.05.2021).

5. Мильруд Р.П., Антипов И.В. Типологические характеристики модальности в научно-исследовательском письменном тексте // Язык и культура. 2009. № 1 (5). С. 29-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-harakteristiki-modalnosti-v-nauchno-issledovatelskom-pismennom-tekste (дата обращения: 11.05.2021).

6. Пономаренко И.Н., Мосьпан С.А. Современный медиатекст в аспекте формирования аксиологической модальности // Русский язык в поликультурном мире: Сборник научных статей III Международного симпозиума, в 2-х томах (г. Ялта, 08-12 июня 2019 г.). 2019. С. 182-186. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38308505 (дата обращения: 12.05.2021).

7. Сытько А.В. К вопросу о семантическом содержании деонтической модальности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2018. № 10. С. 170-173. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36351001 (дата обращения: 11.05.2021).

8. Фаткуллина Ф.Г, Казанцева Е.А. Эмотивность и эмоциогенность различных жанров дискурса: история и перспективы исследования // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 47-49. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=28130050 (дата обращения: 11.05.2021).

9. Хорольский В.В. Научно-публицистический дискурс в современных западных СМИ: идеалы и реальность // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2015. № 7-8 (134-135). С. 28-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25893820 (дата обращения: 15.04.2021).

10. Шакурова А.Р., Артюшков И.В. Текстовая модальность и ее выражение в публицистическом стиле // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 4. С. 1396-1401. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23006440 (дата обращения: 20.04.2021).

Статья поступила в редакцию 15.07.2021 г.; одобрена после рецензирования 10.08.2021 г.; принята к публикации 26.08.2021 г.

Об авторе

Аксенова Татьяна Викторовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (430005, Российская

Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1515-1712,

tatiana. aksenova88@mail. ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aksenova T.V. Sub"yektivnaya modal'nost' v angloyazychnom nanotekhnologicheskom diskurse [Subjective modality in English nanotechnological discourse]. Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal = Baltic humanitarian journal, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 25-27. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnaya-modalnost-v-angloyazychnom-nanotehnologicheskom-diskurse (accessed 30.04.2021). (In Russ.).

2. Klimchenko M.E., Khabibulina E.A. Avtorskaya modal'nost' kak tekstovaya kategoriya [Author's modality as a text category]. Aktual'nye voprosy filologii i perevodovedeniya v svete sovremennykh issledovanii. Sbornik nauchnykh statei po materialam XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Topical issues of Philology and Translation Studies in terms of modern research. Collection of scientific articles based on the materials of the XIV International Scientific and Practical Conference, 2017, pp. 183-187. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32267820 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

3. Kopaeva E.V. Emotivnye sredstva yazyka kak sposob verbalizatsii kriticheskogo otnosheniya k deistvitel'nosti (na materiale angloyazychnykh tekstov zhanra esse) [Emotive means of language as a way of verbalizing a critical attitude to reality (based on English essays)]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta = Vestnik of Moscow State Linguistic University, 2012, no. 650, pp. 108-130. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18353604 (accessed 30.04.2021). (In Russ.).

4. Kremenetskaya I.V. Vosproizvodstvo, kombinatornost' I unikal'nost' lingvisticheskikh edinits [Reproduction, combinatoriali-ty and uniqueness of linguistic units]. Sub"yektivnaya modal'nost' [Subjective modality]. Kaluzhskii ekonomicheskii vestnik = Kaluga Economic Bulletin, 2018, no. 1, pp. 60-63. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35440729 https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35440729 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

5. Millrood R.P., Antipov I.V. Tipologicheskie kharakteristiki modal'nosti v nauchno-issledovatel'skom pis'mennom tekste [Types of modality in a scientific text]. Yazyk i kul'tura = Language and Culture, 2009, no. 1 (5), pp. 29-38. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-harakteristiki-modalnosti-v-nauchno-issledovatelskom-pismennom-tekste (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

6. Ponomarenko I.N., Mospan S.A. Sovremennyi mediatekst v aspekte formirovaniya aksiologicheskoi modal'nosti [Modern media text in the aspect of axiological modality]. Russkiiyazyk vpolikul'turnom mire: Sbornik nauchnykh statei IIIMezhdunarodnogo simpoziuma, v 2-kh tomakh, Yalta, 08-12 iyunya 2019 goda = Russian language in a multicultural world: Collection of scientific articles of the III International Symposium, in 2 volumes, Yalta, June 08-12, 2019, 2019, pp. 182-186. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38308505 (accessed 12.05.2021). (In Russ.).

7. Sytko A.V. K voprosu o semanticheskom soderzhanii deonticheskoi modal'nosti [On the question of the semantic content of deontic modality]. VestnikPolotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya A. Gumanitarnye nauki = Vestnik of Polotsk State University. Part A. Humanities, 2018, no. 10, pp. 170-173. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36351001 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

8. Fatkullina F.G, Kazantseva E.A. Emotivnost' i emotsiogennost' razlichnykh zhanrov diskursa: istoriya i perspektivy issledo-vaniya [Emotiveness and emotiogenicity of various genres of discourse: history and research prospects]. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniya = Modern Science and Education Success, 2017, vol. 3, no. 1, pp. 47-49. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=28130050 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

9. Khorolskiy V.V. Nauchno-publitsisticheskii diskurs v sovremennykh zapadnykh SMI: idealy i real'nost' [Scientific and journalistic discourse in modern Western media: ideals and reality]. Aktsenty. Novoe v massovoi kommunikatsii = Accents. New in Mass Communication, 2015, no. 7-8 (134-135), pp. 28-35. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25893820 (accessed 15.04.2021). (In Russ.).

10. Shakurova A.R., Artyushkov I.V. Tekstovaya modal'nost' i ee vyrazhenie v publitsisticheskom stile [Text modality and its expression in publicistic texts]. VestnikBashkirskogo universiteta = Bulletin of Bashkir University, 2014, vol. 19, no. 4, pp. 1396-1401. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23006440 (accessed 20.04.2021). (In Russ.).

The article was submitted 15.07.2021; approved after reviewing 10.08.2021; accepted for publication 26.08.2021.

About the author Tatiana V. Aksenova

Ph. D. (Philology), Associate Professor, English Philology Chair, National Research Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1515-1712, tatiana.aksenova88@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.