УДК 159.9:316.6
Золотова Мария Александровна Сапоровская Мария Вячеславовна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@ksu.edu.ru
СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
В статье приводятся результаты эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути у психически здоровых и больных шизофренией людей, базирующейся на автобиографических воспоминаниях, представлениях о личном настоящем и будущем, а также концептуализации своей судьбы.
Ключевые слова: субъективная картина жизненного пути, автобиографическая память, представления о настоящем и будущем, концепт судьбы, временные ориентации.
Теоретические основы
Интерес исследователей к проблеме субъективной картины жизненного пути личности связан с очевидной зависимостью формирования его структурных компонентов от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. Особенно обостряется это влияние в периоды социальных и экономических кризисов, переломных периодов в жизни общества и отдельной личности.
Современная психология рассматривает каждого человека как живущего в окружающем его мире, который он воспринимает, в котором он во взаимодействии с другими людьми и окружающей природой осуществляет свою жизнедеятельность. Каждый человек может познавать лишь некоторую часть окружающего мира Его отображение в сознании человека в соответствии с его индивидуальными особенностями восприятия и мышления, как показано в работах С.Л. Рубинштейна, принадлежит сознанию субъекта, является основой его мировоззрения и важнейшей психологической предпосылкой деятельности [7]. Представления личности о мире лежат в основе формирования картины мира (или образа мира), изучение которой в отечественной психологии начато в трудах А.Н. Леонтьева. «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [4, с. 125].
Объективно существующий мир предоставляет жизненное пространство, наполненное определенным содержанием, в котором трудные жизненные ситуации и возможности совладания занимают важное место. Индивидуальная картина мира развивается, выстраивается человеком из разрозненных образов, сложившихся, в том числе в детстве, и характеризуется той или иной степенью соответствия объективной картине мира. По мнению А.Н. Леонтьева, каждая индивидуальная картина мира, является продуктом мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь, и является динамическим образованием. А, следовательно, каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является предпосылкой изменения инди-
видуальной картины мира в целом и жизненного пути, в частности [4]. Таким образом, субъективная картина жизненного пути является психическим образом, опираясь на который личность самостоятельно управляет собственной жизнью [3].
Особую роль в построении субъективной картины жизненного пути играет автобиографическая память, которая является важнейшим источником представления личности о себе, обогащает самосознание и позволяет субъекту определить собственное место в системе человеческих отношений [5]. Автобиографическая память определяется как высшая мнемическая функция, организованная по смысловому принципу, оперирующая с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории жизни и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути [5].
Интеграция отдельных воспоминаний о жизненных событиях в целостную систему автобиографической памяти и появление систематизированной истории собственной жизни - развивающийся процесс, результирующей которого являются представления человека о своем «жизненном пути». Высшим уровнем интеграции «субъективной картины жизненного пути личности» является индивидуальный концепт судьбы. Представление о своей жизни и судьбе - это обобщение личностью значимых для нее событий прожитой части жизни, в котором интуитивно представленный ценностно-смысловой компонент служит системообразующим фактором [1; 5].
Характеристиками психологического времени личности являются ее временные установки и временные ориентации. Как показано в работах Ф. Зимбардо и Д. Бойд, временная ориентация -это довольно стабильная индивидуальная тенденция акцентировать ту или иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное «пристрастие» (1999) [2]. Временная установка -это более или менее позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему [6; 10; 11].
Таким образом, анализ источников по проблеме позволяет нам в качестве компонентов субъектив-
ной картины жизненного пути личности рассматривать автобиографические воспоминания, представления о настоящем и будущем, концептуализацию собственной судьбы. Теоретико-методологическим основанием данного исследования являются: подходы к изучению жизненного пути личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова и др.), событийный подход к изучению временной перспективы (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р.А. Ах-меров и др.), исследования автобиографической памяти (В.В. Нуркова, К.Н. Василевская, Д. Робинсон, К. Свансон, Д. МакАдамс и др.), подходы к изучению психологического времени и временных перспектив (К.А. Абульханова, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо и др.), исследования патопсихологических особенностей памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер при психической патологии (Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.М. Блейхер, А.Р. Лурия и др.).
Изучение субъективной картины жизненного пути и ее компонентов традиционно осуществляется на психически здоровых людях. Между тем, при шизофрении, как хроническом психическом эндогенном прогредиентном заболевании, существуют характерные изменения в эмоционально-волевой и эмоционально-личностной сферах, что не может не оказывать влияния на субъективную картину жизненного пути больного. Сопоставление компонентов субъективной картины жизни у психически здоровых и больных людей позволит определить характер и направленность зависимости изучаемых переменных от состояния психического здоровья и специфики заболевания. Однако исследовательский интерес в данной предметной области носит не только теоретический характер.
Современная психотерапевтическая практика, опирающаяся на психодинамические представления о структуре и развитии личности, развивает психокоррекционные стратегии и техники, направленные на развитие у пациента способности самостоятельно и активно принимать решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Эти ситуации, носящие порой характер кризиса привычных жизненных стереотипов и способов осознания себя, своего жизненного пути в целом, системы межличностных связей, нередко становятся «центром фиксации» пациента, что препятствует возможности выработки более широкого взгляда на свою жизнь, формированию новых конструктивных целей. Психотерапевтические системы, зачастую, связаны с реконструкцией и коррекцией процесса самопознания в контексте реальных жизненных ситуаций. Методики изучения субъективной картины жизненного пути являются не только психодиагностическими, но в известной степени и психокоррекционными, поскольку, будучи направленными на восстановление и развитие ин-трапсихической целостности пациента, допускают
анализ результатов в ходе психотерапевтического диалога [9].
Коррекция определенных аспектов субъективной картины жизненного пути может оказать терапевтический эффект за счет изменений в моти-вационной и эмоциональной сферах пациента. На наш взгляд, интересным является изучение роли патологических изменений мотивационной и эмоционально-волевой сфер в функционировании автобиографической памяти и их «отпечатка» на субъективной картине жизненного пути. Это позволит определить роль состояния данных сфер психической структуры личности в конструировании субъективной картины жизненного пути.
Дизайн исследования
Цель - изучение компонентов субъективной картины жизни у людей с разным статусом психического здоровья (на примере больных шизофренией).
Объект исследования - субъективная картина жизненного пути.
Предмет - специфика компонентов субъективной картины жизни (автобиографических воспоминаний, представлений о настоящем и будущем, временных ориентаций, концептуализации судьбы) у психически здоровых и больных шизофренией людей.
Основная гипотеза исследования - существуют различия в специфике компонентов субъективной картины жизни (автобиографических воспоминаниях, представлениях о настоящем и будущем, временных ориентациях, концептуализации судьбы) у психически здоровых и больных шизофренией людей.
Совокупность выборки составила 80 человек: 30 мужчин и женщин - пациенты диспансерного отделения ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница», имеющие диагноз параноидная шизофрения с непрерывным типом течения (возрастной диапазон - от 39 до 57 лет, средний возраст - 46 лет) - 2 группа; 50 психически здоровых мужчин и женщин (возрастной диапазон от 33 до 48 лет, средний возраст - 40 лет) - 1 группа.
Метод. Методический комплекс исследования составили: опросник временной перспективы (2ТР1) Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой; шкала временных установок для измерения отношения к личному прошлому, настоящему и будущему (Ж. Нюттен); методика В.В. Нурковой «Метафора судьбы», модификация М.А. Золото-вой, представляющая собой незаконченные предложения, касающиеся воспоминаний об особо значимом периоде личного прошлого, представлений о настоящем периоде жизни, о возможном будущем и собственной судьбе [2; 8; 9]. Использовались следующие методы статистической обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, критерий Фишера ф*, и-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования
В 1 группе испытуемых обнаружена прямая взаимосвязь временной ориентации на Негативное прошлое и ориентации на Будущее (г=-0,31 при />=0,05), что может быть связано с проявлением механизма компенсации субъективно-негативного прошлого положительным образом будущего, целями и планами в будущем и направленностью на их реализацию. Также в этой группе обнаружена отрицательная взаимосвязь временной ориентации на Позитивное прошлое, положительной оценки личного прошлого с ориентацией на Будущее (г=-0,27, при р=0,05), что может быть связано с отсутствием субъективной необходимости в улучшении образа своей судьбы, а также с нежеланием признавать период прошлого завершенным.
Во 2 группе выявлены особенности взаимосвязи временных модусов: временная ориентация на Негативное прошлое отрицательно связана с ориентацией на Будущее (г=-0,49, при р=0,02). Временная ориентация на Негативное прошлое положительно связана с ориентациями на Гедонистическое настоящее (г=0,67, при р=0,00) и Фаталистическое настоящее (г=0,49, прир=0,02).
Выявлены различия временных ориентаций у здоровых испытуемых и больных шизофренией. В группе испытуемых больных шизофренией значимо более выражена ориентация на Негативное
прошлое в сравнении с группой психически здоровых испытуемых (Ц=163 при р=0,01), которые, напротив, значимо более ориентированы на Позитивное прошлое (и=142 прир=0,00).
Также выявлены значимые различия между группами по параметрам осмысленности жизни: Общая осмысленность жизни, Цели, Процесс, Результативность жизни, Локус контроля - Я, Ло-кус контроля - Жизнь (Ц=139 прир=0,00).
Выявлены различия особенностей автобиографических воспоминаний и представлений о настоящем и будущем у здоровых испытуемых и больных шизофренией (табл. 1).
В 1 группе значимо чаще наблюдаются положительные эмоции и оценки по отношению ко всем временным модусам собственной жизни и судьбе в целом. Типичное переживание по отношению к значимому событию прошлого - чувство собственной силы, уверенности (^=1,62 при р=0,05). Значимый период прошлого оценивается как Неповторимый, Уникальный (^=2,03 при р=0,02). Настоящий период жизни оценивается как Захватывающий, волнующий (^=1,85 при р=0,03); переживание относительно будущего периода жизни - Надежда (^=1,62 при р=0,05). Период жизни в будущем оценивается, как Свободный (^=1,61 при р=0,05); эмоции по отношению к своей судьбе - надежда, положительные ожидания (^=1,61
Таблица 1
Различия в воспоминаниях о значимом периоде прошлого, представлениях о настоящем и представлениях о судьбе в группах здоровых (1 группа) и больных шизофренией (2 группа) людей
Критерий сравнения 1 группа 2 группа Значимость различий по критерию Фишера ф*
Эмоции по отношению к значимому событию прошлого Чувство собственной силы, уверенности 0,05
Амбивалентные эмоции (боль и благодарность; счастье и грусть...) 0,00
Значимый период прошлого оценивается Неповторимым, уникальным 0,02
Противоречиво (полезным, но несправедливым...) 0,00
Эмоции по отношению к настоящему периоду жизни Неуверенность 0,05
Противоречивые эмоции (страх и воодушевление...) 0,00
Настоящий период жизни оценивается Захватывающий, волнующий 0,03
Эмоции по отношению к периоду жизни в будущем Надежда 0,05
Период жизни в будущем оценивается Свободный 0,05
Эмоции по отношению к своей судьбе Надежда, положительные ожидания 0,05
Безразличие 0,00
Амбивалентные (радость и сожаление) 0,00
Собственная судьба осознается как Особенная, неповторимая 0,02
Не зависит от меня, предопределена 0,05
при />=0,05). Собственная судьба осознается, как
Особенная, уникальная, неповторимая (^=2,03 при /=0,02).
Воспоминания и представления о настоящем и будущем больных шизофренией, а также представление о собственной судьбе (их эмоциональное наполнение и осознанная оценка) отличаются амбивалентностью и противоречивостью. Так, в этой группе значимо чаще, чем в 1 группе по отношению к событию прошлого испытывались противоречивые эмоции (например, Боль и Благодарность, Счастье и Грусть) (^=2,55 при/>=0,00). Значимый период прошлого также оценивался противоречиво (Р=2,62 при />=0,00). Противоречивые эмоции испытуемые 2 группы переживали значимо чаще, чем испытуемые 1 группы и по отношению к настоящему периоду жизни (например, Страх и Воодушевление) (^=2,55 при/>=0,00), и по отношению к судьбе в целом (например, Радость и Сожаление) (^=2,55 при/=0,00).
Больные шизофренией значимо чаще, чем психически здоровые люди, испытывали по отношению к собственной судьбе эмоции Безразличия и Равнодушия (Р=2,81 при /=0,00) и осознавали ее как Не зависящую от них, Предопределенную внешними силами (^= 1,75 при/=0,04).
Испытуемые 1 группы значимо чаще, чем больные шизофренией, использовали в качестве метафоры своей судьбы образы, отличающиеся витальностью (^=2,62 при /=0,00), динамичностью (^=1,72 при /=0,04) и внутренним локус-контро-лем (Б=2,55 при р=0,00), что свидетельствует о более активном, произвольном, творческом отношении к собственной жизни.
Обсуждение результатов
На наш взгляд, в группе психически здоровых людей наиболее интересной и неочевидной является прямая взаимосвязь восприятия личного прошлого, его негативной оценки и ориентацией на позитивное будущее, а также отрицательная связь ориентации на будущее с фактором «Позитивное прошлое». Основываясь на том, что концепция судьбы является высоко значимым образом в жизни личности, ответом на экзистенциальные потребности в осмыслении и придании значимости собственной индивидуальной жизни, можно предположить, что человек стремится к созданию наиболее субъективно положительного образа личной судьбы. Согласно концепции автобиографической памяти, концепция судьбы является результатом интеграции отдельных воспоминаний о жизненных событиях. Логично предположить, что представления о событиях субъективного настоящего и предвосхищаемого будущего, как минимум, гармонично (для конкретной личности) встраиваются в обобщенный образ судьбы, адекватны ему, а эти представления оказывают влияние, трансформи-
руют образ судьбы. Возможно, если события прошлого оцениваются отрицательно, но при этом значимы для личности, то ресурсом для создания благоприятного образа собственной судьбы становится область субъективного будущего: перспектива будущего становится более значимой в жизни личности, связывается с положительными ожиданиями. Так, субъективно негативное личное прошлое приводит к увеличению значимости психологического будущего. Можно предположить, что здесь проявляется компенсаторная связь между субъективным прошлым и будущим. В этом случае ориентация на будущее может интерпретироваться как попытка компенсировать, «исправить» субъективно негативное прошлое, создать более благоприятный образ судьбы за счет акцентирования желаемых представлений о будущем. Мы считаем, нужно говорить о связи большей значимости негативных воспоминаний, субъективно оцениваемого негативного прошлого с ориентацией на будущее, а не о фиксации на травматических событиях
При ориентации на Позитивное прошлое, прошедшие события жизни (воспоминания о них) создают условия для построения положительного образа судьбы, и не ощущается такой настойчивой необходимости в изменении (улучшении) своей жизни, поэтому будущее не является столь значимым. Субъективно счастливое прошлое повышает удовлетворенность жизнью, уверенность в завтрашнем дне, поэтому будущее не вызывает особо беспокойства, не тревожит и является менее значимым. Иллюстрацией к пониманию отрицательной взаимосвязи Позитивного прошлого и ориентации на Будущее являются высказывания испытуемых.
Жен. В., 37 лет, вспоминая счастливый и яркий период своего прошлого, при ответе на вопрос о его значении говорит о том, что он «мешает отпустить прошлое и стремиться к новому».
Нежелание расставаться с прошлым, желание вернуть, ностальгия, может приводить к снижению интереса к будущему. Человек как бы «смотрит» в прошлое. Это яркий, неповторимый, счастливый опыт прошлого, в сравнении с которым будущее потенциально менее значимо.
Иную закономерность мы видим в группе испытуемых больных шизофренией. Оказалось, что временная ориентация на Негативное прошлое отрицательно связана с ориентацией на Будущее. При ориентации на негативное прошлое личное прошлое видится неприятным, неудачным, вызывающим отрицательные эмоции, негативно оцениваемые события прошлого продолжают занимать мысли. Данная связь свидетельствует о том, что чем более выражена негативная оценка человеком своего прошлого, тем меньше он склонен к построению планов и ориентации на цели и задачи будущего, тем менее образы будущего значимы в его жизни и поведении. Вместе с тем, временная
ориентация на Негативное прошлое положительно связана с ориентациями на Гедонистическое настоящее и Фаталистическое настоящее. Чем более негативно оценивается личное прошлое, тем более пациенты с диагнозом шизофрения ориентированы на настоящий период жизни - склонность наслаждаться настоящим моментом без учета дальнейших последствий. Они уверены в подконтрольности собственной жизни внешним силам и обстоятельствам (а соответственно, и бессмысленности проектирования будущего).
Таким образом, для здоровых людей негативное восприятия своего прошлого является побудительной силой для проектирования собственного будущего, а для больных шизофренией, напротив, негативное восприятие своего прошлого связано с тенденцией «плыть по течению», вверяя управление своей судьбой внешним силам, уменьшением интереса к личному будущему.
Об этом свидетельствуют и результаты контент-анализа анкет, когда значимо чаще испытуемые, больные шизофренией, испытывали по отношению к собственной судьбе эмоции безразличия и равнодушия, осознавали ее, как независящую от них, предопределенную внешними силами. В противоположность этому, здоровые испытуемые, значимо чаще, чем больные шизофренией, оценивали свою судьбу, как особенную, уникальную, неповторимую, что свидетельствует о высокой значимости данного образа в сознании личности. Кроме того, здоровые испытуемые значимо чаще, чем больные шизофренией использовали в качестве метафоры своей судьбы образы, отличающиеся витальностью, динамичностью и внутренним локусом контроля. По данным исследований В.В. Нурковой, для тех, у кого сложилась динамичная метафора жизни, характерна ориентация на преобразование своего прошлого, склонность к многократной переинтерпретации (переосмыслению). Динамичность метафоры «моя судьба» отражает готовность не только «плыть по течению, определять его будущее русло, но и менять то, которое уже миновал» [5]. Динамичность образа судьбы во взаимосвязи с внутренним локус-контролем говорит о более активном, произвольном, творческом отношении к собственной жизни.
Выводы
В заключение можно наметить некоторые очертания специфичности субъективной картины жизненного пути у психически здоровых и больных шизофренией людей.
1. В группе психически здоровых людей преобладают временные ориентации на Будущее и на Позитивное прошлое. Направленность на будущее связана с тенденцией к более негативному восприятию своего прошлого, что обусловлено стремлением создать более благоприятный образ
собственной судьбы (формирующийся на основе содержаний автобиографической памяти и включающий представления о настоящем и будущем) за счет усиления значимости перспективы будущего.
2. Значимость позитивных воспоминаний во внутреннем мире личности связана с меньшей значимостью субъективного будущего, что связано с отсутствием субъективной необходимости в улучшении образа своей судьбы, а также с нежеланием признавать период прошлого завершенным.
3. Для больных шизофренией субъективно более негативно окрашенные автобиографические воспоминания (ориентация на Негативное прошлое). Усиление ориентированности на негативное прошлое связано с уменьшением направленности в будущее, отражает обедненность мотивационно-го и эмоционально-личностного отношения к собственной жизни.
4. Отношения к отдельным воспоминаниям или образам настоящего и будущего неопределенно, противоречиво, амбивалентно. Эта особенность обусловлена спецификой заболевания.
5. Для здоровых собственная судьба предстает как нечто уникальное и ценное. Здоровые люди чувствуют большую, по сравнению с больными шизофренией, осмысленность и наполненность собственной жизни, ставят перед собой личност-но значимые цели, которые придают жизни направленность и временную перспективу. Больные шизофренией ощущают меньшую наполненность собственной жизни смыслом, не склонны ставить личностно-значимые цели и стремиться к их достижению, не управляют собственной жизнью, не испытывают удовлетворенности прошлым, а настоящий период жизни представляется не интересным и эмоционально не насыщенным, подконтрольным внешним силам, мало зависящей от их собственной воли.
Библиографический список
1. Булыгина В.Г., Альфарнес С.А., Дубин-ский А.А. Автобиографическая память как новый предмет исследования в судебной психиатрии (на примере больных шизофренией, совершивших ООД). - М.: ФГБУ ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздрава России, 2012.
2. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. -СПб.: Речь, 2010.
3. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности. - Гродно: ГрГУ 2002.
4. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
5. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000.
6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004.
Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.
8. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 41-54.
9. Новые методы психологии жизненного пути / под ред. А.А. Кроника. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1993.
10. Zimbardo P.G. Whose time it is, I think
I know - Research on time perspectives. In: R.C. Silver (Chair), Temporal perspectives - A topic whose time has come - Again. Proceedings of the American Psychological Association Annual Convention, Los Angeles, CA, 1994.
11. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-difference metric // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - № 77(6). - P. 1271-1288.
УДК 159.9:355
Кротова Мария Николаевна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
gribok-masha@mail.ru
АДАПТИРОВАННОСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО И МЕТОДИКА ЕЕ ДИАГНОСТИКИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Представлен анализ основных особенностей современного состояния проблемы адаптации и перспективного направления ее дальнейшей разработки - адаптации курсантов военных вузов. Предложена и обоснована авторская психометрическая методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства адаптированности у курсантов военного вуза. Объективность использованной для данного исследования психодиагностической методики подтверждена результатами психометрической проверки.
Ключевые слова: адаптированность, адаптация, методика диагностики адаптированности.
Теоретические предпосылки методики определения уровня развития адаптированности у курсантов
В условиях объективного возрастания научного интереса к процессу адаптации возникает необходимость анализа этого феномена применительно к курсантской среде в рамках военного института. Адаптация курсанта представляет собой одну из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста. Чем эффективнее пройдет процесс адаптации, тем выше будет подготовка военнослужащего к выполнению профессиональных обязанностей.
Многие авторы и исследователи проблемы адаптации дают различные определения, соотносимые с теми или иными научными направлениями.
В монографии А.В. Карпова, В.Е. Орла, В.Я. Тернопола адаптация рассматривается с позиций включенности личности в совместную деятельность и определяется общностью целей и ценностных ориентаций коллектива. Опираясь на это положение, мы можем сделать вывод о том, что адаптация - динамический процесс, включающий активность со стороны личности, сопровождаемый также определенными сдвигами в ее структуре.
Несмотря на очевидную практическую значимость, проблема изучения особенностей адаптации военнослужащих до сих пор является далеко не изученной. Исследователи отмечают, что адаптация начинается еще при поступлении, когда курсанты являются абитуриентами [1]. В это время начинается выстраивание межличностных отношений, «зарабатывание авторитета», к чему многие абитуриенты еще не готовы. Например, после
поступления курсанты первого курса вынуждены проживать со своими товарищами в казарме, что часто вызывает дискомфорт. Наряды также являются источником негативных эмоций, при этом возникают проблемы, связанные с нарушением сна, с накоплением утомления, сонливостью, что часто приводит к засыпанию курсантов во время учебного процесса. Все это происходит потому, что они не готовы к военной службе, часто не имеют необходимых личностных принципов, определяющих важность для будущего военного специалиста такой деятельности. Попадая в новые условия жизни, курсанты показывают низкий уровень подготовки, даже имея хорошие оценки за курс средней школы. В процессе адаптации происходит снижение познавательных процессов личности.
Резкое изменение условий жизни, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся жизненных привычек, перестройке всего динамического стереотипа. Неудачи переживаются, как правило, глубоко, начинает пропадать интерес к избранной профессии. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию курсантов и в определенной мере способствуют снижению мотивации к службе, подрывают стремление повышать свой профессиональный уровень, а иногда и желание обучаться в вузе дальше. Затягивание процесса психологической адаптации нередко обусловливает нарушение курсантами воинской дисциплины, безынициативность и равнодушие к изучаемым предметам и даже ухудшение состояния здоровья. В свою очередь, это вызывает недоброжелательное отношение к ним у сослуживцев, ведет к межличностным конфликтам и другим негативным последствиям.