Научная статья на тему 'Субъективная картина жизненного пути у людей с разным статусом психического здоровья'

Субъективная картина жизненного пути у людей с разным статусом психического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
763
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ / КОНЦЕПТ СУДЬБЫ / ВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SUBJECTIVE LIFE PICTURE / AUTOBIOGRAPHICAL MEMORIES / PERCEPTION OF PRESENT AND FUTURE / DESTINY CONCEPT / TIME ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Золотова Мария Александровна, Сапоровская Мария Вячеславовна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути у психически здоровых и больных шизофренией людей, базирующейся на автобиографических воспоминаниях, представлениях о личном настоящем и будущем, а также концептуализации своей судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Золотова Мария Александровна, Сапоровская Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective image of life path in people of different mental health status

The article presents results of the empirical study of the subjective life picture of mentally healthy people and this of schizophrenics, based on autobiographical memories, perception of the own present and future, as well as based on conceptualisation of own destiny.

Текст научной работы на тему «Субъективная картина жизненного пути у людей с разным статусом психического здоровья»

УДК 159.9:316.6

Золотова Мария Александровна Сапоровская Мария Вячеславовна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

В статье приводятся результаты эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути у психически здоровых и больных шизофренией людей, базирующейся на автобиографических воспоминаниях, представлениях о личном настоящем и будущем, а также концептуализации своей судьбы.

Ключевые слова: субъективная картина жизненного пути, автобиографическая память, представления о настоящем и будущем, концепт судьбы, временные ориентации.

Теоретические основы

Интерес исследователей к проблеме субъективной картины жизненного пути личности связан с очевидной зависимостью формирования его структурных компонентов от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. Особенно обостряется это влияние в периоды социальных и экономических кризисов, переломных периодов в жизни общества и отдельной личности.

Современная психология рассматривает каждого человека как живущего в окружающем его мире, который он воспринимает, в котором он во взаимодействии с другими людьми и окружающей природой осуществляет свою жизнедеятельность. Каждый человек может познавать лишь некоторую часть окружающего мира Его отображение в сознании человека в соответствии с его индивидуальными особенностями восприятия и мышления, как показано в работах С.Л. Рубинштейна, принадлежит сознанию субъекта, является основой его мировоззрения и важнейшей психологической предпосылкой деятельности [7]. Представления личности о мире лежат в основе формирования картины мира (или образа мира), изучение которой в отечественной психологии начато в трудах А.Н. Леонтьева. «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [4, с. 125].

Объективно существующий мир предоставляет жизненное пространство, наполненное определенным содержанием, в котором трудные жизненные ситуации и возможности совладания занимают важное место. Индивидуальная картина мира развивается, выстраивается человеком из разрозненных образов, сложившихся, в том числе в детстве, и характеризуется той или иной степенью соответствия объективной картине мира. По мнению А.Н. Леонтьева, каждая индивидуальная картина мира, является продуктом мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь, и является динамическим образованием. А, следовательно, каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является предпосылкой изменения инди-

видуальной картины мира в целом и жизненного пути, в частности [4]. Таким образом, субъективная картина жизненного пути является психическим образом, опираясь на который личность самостоятельно управляет собственной жизнью [3].

Особую роль в построении субъективной картины жизненного пути играет автобиографическая память, которая является важнейшим источником представления личности о себе, обогащает самосознание и позволяет субъекту определить собственное место в системе человеческих отношений [5]. Автобиографическая память определяется как высшая мнемическая функция, организованная по смысловому принципу, оперирующая с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории жизни и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути [5].

Интеграция отдельных воспоминаний о жизненных событиях в целостную систему автобиографической памяти и появление систематизированной истории собственной жизни - развивающийся процесс, результирующей которого являются представления человека о своем «жизненном пути». Высшим уровнем интеграции «субъективной картины жизненного пути личности» является индивидуальный концепт судьбы. Представление о своей жизни и судьбе - это обобщение личностью значимых для нее событий прожитой части жизни, в котором интуитивно представленный ценностно-смысловой компонент служит системообразующим фактором [1; 5].

Характеристиками психологического времени личности являются ее временные установки и временные ориентации. Как показано в работах Ф. Зимбардо и Д. Бойд, временная ориентация -это довольно стабильная индивидуальная тенденция акцентировать ту или иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное «пристрастие» (1999) [2]. Временная установка -это более или менее позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему [6; 10; 11].

Таким образом, анализ источников по проблеме позволяет нам в качестве компонентов субъектив-

ной картины жизненного пути личности рассматривать автобиографические воспоминания, представления о настоящем и будущем, концептуализацию собственной судьбы. Теоретико-методологическим основанием данного исследования являются: подходы к изучению жизненного пути личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова и др.), событийный подход к изучению временной перспективы (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р.А. Ах-меров и др.), исследования автобиографической памяти (В.В. Нуркова, К.Н. Василевская, Д. Робинсон, К. Свансон, Д. МакАдамс и др.), подходы к изучению психологического времени и временных перспектив (К.А. Абульханова, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо и др.), исследования патопсихологических особенностей памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер при психической патологии (Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.М. Блейхер, А.Р. Лурия и др.).

Изучение субъективной картины жизненного пути и ее компонентов традиционно осуществляется на психически здоровых людях. Между тем, при шизофрении, как хроническом психическом эндогенном прогредиентном заболевании, существуют характерные изменения в эмоционально-волевой и эмоционально-личностной сферах, что не может не оказывать влияния на субъективную картину жизненного пути больного. Сопоставление компонентов субъективной картины жизни у психически здоровых и больных людей позволит определить характер и направленность зависимости изучаемых переменных от состояния психического здоровья и специфики заболевания. Однако исследовательский интерес в данной предметной области носит не только теоретический характер.

Современная психотерапевтическая практика, опирающаяся на психодинамические представления о структуре и развитии личности, развивает психокоррекционные стратегии и техники, направленные на развитие у пациента способности самостоятельно и активно принимать решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Эти ситуации, носящие порой характер кризиса привычных жизненных стереотипов и способов осознания себя, своего жизненного пути в целом, системы межличностных связей, нередко становятся «центром фиксации» пациента, что препятствует возможности выработки более широкого взгляда на свою жизнь, формированию новых конструктивных целей. Психотерапевтические системы, зачастую, связаны с реконструкцией и коррекцией процесса самопознания в контексте реальных жизненных ситуаций. Методики изучения субъективной картины жизненного пути являются не только психодиагностическими, но в известной степени и психокоррекционными, поскольку, будучи направленными на восстановление и развитие ин-трапсихической целостности пациента, допускают

анализ результатов в ходе психотерапевтического диалога [9].

Коррекция определенных аспектов субъективной картины жизненного пути может оказать терапевтический эффект за счет изменений в моти-вационной и эмоциональной сферах пациента. На наш взгляд, интересным является изучение роли патологических изменений мотивационной и эмоционально-волевой сфер в функционировании автобиографической памяти и их «отпечатка» на субъективной картине жизненного пути. Это позволит определить роль состояния данных сфер психической структуры личности в конструировании субъективной картины жизненного пути.

Дизайн исследования

Цель - изучение компонентов субъективной картины жизни у людей с разным статусом психического здоровья (на примере больных шизофренией).

Объект исследования - субъективная картина жизненного пути.

Предмет - специфика компонентов субъективной картины жизни (автобиографических воспоминаний, представлений о настоящем и будущем, временных ориентаций, концептуализации судьбы) у психически здоровых и больных шизофренией людей.

Основная гипотеза исследования - существуют различия в специфике компонентов субъективной картины жизни (автобиографических воспоминаниях, представлениях о настоящем и будущем, временных ориентациях, концептуализации судьбы) у психически здоровых и больных шизофренией людей.

Совокупность выборки составила 80 человек: 30 мужчин и женщин - пациенты диспансерного отделения ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница», имеющие диагноз параноидная шизофрения с непрерывным типом течения (возрастной диапазон - от 39 до 57 лет, средний возраст - 46 лет) - 2 группа; 50 психически здоровых мужчин и женщин (возрастной диапазон от 33 до 48 лет, средний возраст - 40 лет) - 1 группа.

Метод. Методический комплекс исследования составили: опросник временной перспективы (2ТР1) Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой; шкала временных установок для измерения отношения к личному прошлому, настоящему и будущему (Ж. Нюттен); методика В.В. Нурковой «Метафора судьбы», модификация М.А. Золото-вой, представляющая собой незаконченные предложения, касающиеся воспоминаний об особо значимом периоде личного прошлого, представлений о настоящем периоде жизни, о возможном будущем и собственной судьбе [2; 8; 9]. Использовались следующие методы статистической обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, критерий Фишера ф*, и-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования

В 1 группе испытуемых обнаружена прямая взаимосвязь временной ориентации на Негативное прошлое и ориентации на Будущее (г=-0,31 при />=0,05), что может быть связано с проявлением механизма компенсации субъективно-негативного прошлого положительным образом будущего, целями и планами в будущем и направленностью на их реализацию. Также в этой группе обнаружена отрицательная взаимосвязь временной ориентации на Позитивное прошлое, положительной оценки личного прошлого с ориентацией на Будущее (г=-0,27, при р=0,05), что может быть связано с отсутствием субъективной необходимости в улучшении образа своей судьбы, а также с нежеланием признавать период прошлого завершенным.

Во 2 группе выявлены особенности взаимосвязи временных модусов: временная ориентация на Негативное прошлое отрицательно связана с ориентацией на Будущее (г=-0,49, при р=0,02). Временная ориентация на Негативное прошлое положительно связана с ориентациями на Гедонистическое настоящее (г=0,67, при р=0,00) и Фаталистическое настоящее (г=0,49, прир=0,02).

Выявлены различия временных ориентаций у здоровых испытуемых и больных шизофренией. В группе испытуемых больных шизофренией значимо более выражена ориентация на Негативное

прошлое в сравнении с группой психически здоровых испытуемых (Ц=163 при р=0,01), которые, напротив, значимо более ориентированы на Позитивное прошлое (и=142 прир=0,00).

Также выявлены значимые различия между группами по параметрам осмысленности жизни: Общая осмысленность жизни, Цели, Процесс, Результативность жизни, Локус контроля - Я, Ло-кус контроля - Жизнь (Ц=139 прир=0,00).

Выявлены различия особенностей автобиографических воспоминаний и представлений о настоящем и будущем у здоровых испытуемых и больных шизофренией (табл. 1).

В 1 группе значимо чаще наблюдаются положительные эмоции и оценки по отношению ко всем временным модусам собственной жизни и судьбе в целом. Типичное переживание по отношению к значимому событию прошлого - чувство собственной силы, уверенности (^=1,62 при р=0,05). Значимый период прошлого оценивается как Неповторимый, Уникальный (^=2,03 при р=0,02). Настоящий период жизни оценивается как Захватывающий, волнующий (^=1,85 при р=0,03); переживание относительно будущего периода жизни - Надежда (^=1,62 при р=0,05). Период жизни в будущем оценивается, как Свободный (^=1,61 при р=0,05); эмоции по отношению к своей судьбе - надежда, положительные ожидания (^=1,61

Таблица 1

Различия в воспоминаниях о значимом периоде прошлого, представлениях о настоящем и представлениях о судьбе в группах здоровых (1 группа) и больных шизофренией (2 группа) людей

Критерий сравнения 1 группа 2 группа Значимость различий по критерию Фишера ф*

Эмоции по отношению к значимому событию прошлого Чувство собственной силы, уверенности 0,05

Амбивалентные эмоции (боль и благодарность; счастье и грусть...) 0,00

Значимый период прошлого оценивается Неповторимым, уникальным 0,02

Противоречиво (полезным, но несправедливым...) 0,00

Эмоции по отношению к настоящему периоду жизни Неуверенность 0,05

Противоречивые эмоции (страх и воодушевление...) 0,00

Настоящий период жизни оценивается Захватывающий, волнующий 0,03

Эмоции по отношению к периоду жизни в будущем Надежда 0,05

Период жизни в будущем оценивается Свободный 0,05

Эмоции по отношению к своей судьбе Надежда, положительные ожидания 0,05

Безразличие 0,00

Амбивалентные (радость и сожаление) 0,00

Собственная судьба осознается как Особенная, неповторимая 0,02

Не зависит от меня, предопределена 0,05

при />=0,05). Собственная судьба осознается, как

Особенная, уникальная, неповторимая (^=2,03 при /=0,02).

Воспоминания и представления о настоящем и будущем больных шизофренией, а также представление о собственной судьбе (их эмоциональное наполнение и осознанная оценка) отличаются амбивалентностью и противоречивостью. Так, в этой группе значимо чаще, чем в 1 группе по отношению к событию прошлого испытывались противоречивые эмоции (например, Боль и Благодарность, Счастье и Грусть) (^=2,55 при/>=0,00). Значимый период прошлого также оценивался противоречиво (Р=2,62 при />=0,00). Противоречивые эмоции испытуемые 2 группы переживали значимо чаще, чем испытуемые 1 группы и по отношению к настоящему периоду жизни (например, Страх и Воодушевление) (^=2,55 при/>=0,00), и по отношению к судьбе в целом (например, Радость и Сожаление) (^=2,55 при/=0,00).

Больные шизофренией значимо чаще, чем психически здоровые люди, испытывали по отношению к собственной судьбе эмоции Безразличия и Равнодушия (Р=2,81 при /=0,00) и осознавали ее как Не зависящую от них, Предопределенную внешними силами (^= 1,75 при/=0,04).

Испытуемые 1 группы значимо чаще, чем больные шизофренией, использовали в качестве метафоры своей судьбы образы, отличающиеся витальностью (^=2,62 при /=0,00), динамичностью (^=1,72 при /=0,04) и внутренним локус-контро-лем (Б=2,55 при р=0,00), что свидетельствует о более активном, произвольном, творческом отношении к собственной жизни.

Обсуждение результатов

На наш взгляд, в группе психически здоровых людей наиболее интересной и неочевидной является прямая взаимосвязь восприятия личного прошлого, его негативной оценки и ориентацией на позитивное будущее, а также отрицательная связь ориентации на будущее с фактором «Позитивное прошлое». Основываясь на том, что концепция судьбы является высоко значимым образом в жизни личности, ответом на экзистенциальные потребности в осмыслении и придании значимости собственной индивидуальной жизни, можно предположить, что человек стремится к созданию наиболее субъективно положительного образа личной судьбы. Согласно концепции автобиографической памяти, концепция судьбы является результатом интеграции отдельных воспоминаний о жизненных событиях. Логично предположить, что представления о событиях субъективного настоящего и предвосхищаемого будущего, как минимум, гармонично (для конкретной личности) встраиваются в обобщенный образ судьбы, адекватны ему, а эти представления оказывают влияние, трансформи-

руют образ судьбы. Возможно, если события прошлого оцениваются отрицательно, но при этом значимы для личности, то ресурсом для создания благоприятного образа собственной судьбы становится область субъективного будущего: перспектива будущего становится более значимой в жизни личности, связывается с положительными ожиданиями. Так, субъективно негативное личное прошлое приводит к увеличению значимости психологического будущего. Можно предположить, что здесь проявляется компенсаторная связь между субъективным прошлым и будущим. В этом случае ориентация на будущее может интерпретироваться как попытка компенсировать, «исправить» субъективно негативное прошлое, создать более благоприятный образ судьбы за счет акцентирования желаемых представлений о будущем. Мы считаем, нужно говорить о связи большей значимости негативных воспоминаний, субъективно оцениваемого негативного прошлого с ориентацией на будущее, а не о фиксации на травматических событиях

При ориентации на Позитивное прошлое, прошедшие события жизни (воспоминания о них) создают условия для построения положительного образа судьбы, и не ощущается такой настойчивой необходимости в изменении (улучшении) своей жизни, поэтому будущее не является столь значимым. Субъективно счастливое прошлое повышает удовлетворенность жизнью, уверенность в завтрашнем дне, поэтому будущее не вызывает особо беспокойства, не тревожит и является менее значимым. Иллюстрацией к пониманию отрицательной взаимосвязи Позитивного прошлого и ориентации на Будущее являются высказывания испытуемых.

Жен. В., 37 лет, вспоминая счастливый и яркий период своего прошлого, при ответе на вопрос о его значении говорит о том, что он «мешает отпустить прошлое и стремиться к новому».

Нежелание расставаться с прошлым, желание вернуть, ностальгия, может приводить к снижению интереса к будущему. Человек как бы «смотрит» в прошлое. Это яркий, неповторимый, счастливый опыт прошлого, в сравнении с которым будущее потенциально менее значимо.

Иную закономерность мы видим в группе испытуемых больных шизофренией. Оказалось, что временная ориентация на Негативное прошлое отрицательно связана с ориентацией на Будущее. При ориентации на негативное прошлое личное прошлое видится неприятным, неудачным, вызывающим отрицательные эмоции, негативно оцениваемые события прошлого продолжают занимать мысли. Данная связь свидетельствует о том, что чем более выражена негативная оценка человеком своего прошлого, тем меньше он склонен к построению планов и ориентации на цели и задачи будущего, тем менее образы будущего значимы в его жизни и поведении. Вместе с тем, временная

ориентация на Негативное прошлое положительно связана с ориентациями на Гедонистическое настоящее и Фаталистическое настоящее. Чем более негативно оценивается личное прошлое, тем более пациенты с диагнозом шизофрения ориентированы на настоящий период жизни - склонность наслаждаться настоящим моментом без учета дальнейших последствий. Они уверены в подконтрольности собственной жизни внешним силам и обстоятельствам (а соответственно, и бессмысленности проектирования будущего).

Таким образом, для здоровых людей негативное восприятия своего прошлого является побудительной силой для проектирования собственного будущего, а для больных шизофренией, напротив, негативное восприятие своего прошлого связано с тенденцией «плыть по течению», вверяя управление своей судьбой внешним силам, уменьшением интереса к личному будущему.

Об этом свидетельствуют и результаты контент-анализа анкет, когда значимо чаще испытуемые, больные шизофренией, испытывали по отношению к собственной судьбе эмоции безразличия и равнодушия, осознавали ее, как независящую от них, предопределенную внешними силами. В противоположность этому, здоровые испытуемые, значимо чаще, чем больные шизофренией, оценивали свою судьбу, как особенную, уникальную, неповторимую, что свидетельствует о высокой значимости данного образа в сознании личности. Кроме того, здоровые испытуемые значимо чаще, чем больные шизофренией использовали в качестве метафоры своей судьбы образы, отличающиеся витальностью, динамичностью и внутренним локусом контроля. По данным исследований В.В. Нурковой, для тех, у кого сложилась динамичная метафора жизни, характерна ориентация на преобразование своего прошлого, склонность к многократной переинтерпретации (переосмыслению). Динамичность метафоры «моя судьба» отражает готовность не только «плыть по течению, определять его будущее русло, но и менять то, которое уже миновал» [5]. Динамичность образа судьбы во взаимосвязи с внутренним локус-контролем говорит о более активном, произвольном, творческом отношении к собственной жизни.

Выводы

В заключение можно наметить некоторые очертания специфичности субъективной картины жизненного пути у психически здоровых и больных шизофренией людей.

1. В группе психически здоровых людей преобладают временные ориентации на Будущее и на Позитивное прошлое. Направленность на будущее связана с тенденцией к более негативному восприятию своего прошлого, что обусловлено стремлением создать более благоприятный образ

собственной судьбы (формирующийся на основе содержаний автобиографической памяти и включающий представления о настоящем и будущем) за счет усиления значимости перспективы будущего.

2. Значимость позитивных воспоминаний во внутреннем мире личности связана с меньшей значимостью субъективного будущего, что связано с отсутствием субъективной необходимости в улучшении образа своей судьбы, а также с нежеланием признавать период прошлого завершенным.

3. Для больных шизофренией субъективно более негативно окрашенные автобиографические воспоминания (ориентация на Негативное прошлое). Усиление ориентированности на негативное прошлое связано с уменьшением направленности в будущее, отражает обедненность мотивационно-го и эмоционально-личностного отношения к собственной жизни.

4. Отношения к отдельным воспоминаниям или образам настоящего и будущего неопределенно, противоречиво, амбивалентно. Эта особенность обусловлена спецификой заболевания.

5. Для здоровых собственная судьба предстает как нечто уникальное и ценное. Здоровые люди чувствуют большую, по сравнению с больными шизофренией, осмысленность и наполненность собственной жизни, ставят перед собой личност-но значимые цели, которые придают жизни направленность и временную перспективу. Больные шизофренией ощущают меньшую наполненность собственной жизни смыслом, не склонны ставить личностно-значимые цели и стремиться к их достижению, не управляют собственной жизнью, не испытывают удовлетворенности прошлым, а настоящий период жизни представляется не интересным и эмоционально не насыщенным, подконтрольным внешним силам, мало зависящей от их собственной воли.

Библиографический список

1. Булыгина В.Г., Альфарнес С.А., Дубин-ский А.А. Автобиографическая память как новый предмет исследования в судебной психиатрии (на примере больных шизофренией, совершивших ООД). - М.: ФГБУ ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздрава России, 2012.

2. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. -СПб.: Речь, 2010.

3. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности. - Гродно: ГрГУ 2002.

4. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

5. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004.

Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

8. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 41-54.

9. Новые методы психологии жизненного пути / под ред. А.А. Кроника. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1993.

10. Zimbardo P.G. Whose time it is, I think

I know - Research on time perspectives. In: R.C. Silver (Chair), Temporal perspectives - A topic whose time has come - Again. Proceedings of the American Psychological Association Annual Convention, Los Angeles, CA, 1994.

11. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-difference metric // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - № 77(6). - P. 1271-1288.

УДК 159.9:355

Кротова Мария Николаевна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

[email protected]

АДАПТИРОВАННОСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО И МЕТОДИКА ЕЕ ДИАГНОСТИКИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Представлен анализ основных особенностей современного состояния проблемы адаптации и перспективного направления ее дальнейшей разработки - адаптации курсантов военных вузов. Предложена и обоснована авторская психометрическая методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства адаптированности у курсантов военного вуза. Объективность использованной для данного исследования психодиагностической методики подтверждена результатами психометрической проверки.

Ключевые слова: адаптированность, адаптация, методика диагностики адаптированности.

Теоретические предпосылки методики определения уровня развития адаптированности у курсантов

В условиях объективного возрастания научного интереса к процессу адаптации возникает необходимость анализа этого феномена применительно к курсантской среде в рамках военного института. Адаптация курсанта представляет собой одну из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста. Чем эффективнее пройдет процесс адаптации, тем выше будет подготовка военнослужащего к выполнению профессиональных обязанностей.

Многие авторы и исследователи проблемы адаптации дают различные определения, соотносимые с теми или иными научными направлениями.

В монографии А.В. Карпова, В.Е. Орла, В.Я. Тернопола адаптация рассматривается с позиций включенности личности в совместную деятельность и определяется общностью целей и ценностных ориентаций коллектива. Опираясь на это положение, мы можем сделать вывод о том, что адаптация - динамический процесс, включающий активность со стороны личности, сопровождаемый также определенными сдвигами в ее структуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на очевидную практическую значимость, проблема изучения особенностей адаптации военнослужащих до сих пор является далеко не изученной. Исследователи отмечают, что адаптация начинается еще при поступлении, когда курсанты являются абитуриентами [1]. В это время начинается выстраивание межличностных отношений, «зарабатывание авторитета», к чему многие абитуриенты еще не готовы. Например, после

поступления курсанты первого курса вынуждены проживать со своими товарищами в казарме, что часто вызывает дискомфорт. Наряды также являются источником негативных эмоций, при этом возникают проблемы, связанные с нарушением сна, с накоплением утомления, сонливостью, что часто приводит к засыпанию курсантов во время учебного процесса. Все это происходит потому, что они не готовы к военной службе, часто не имеют необходимых личностных принципов, определяющих важность для будущего военного специалиста такой деятельности. Попадая в новые условия жизни, курсанты показывают низкий уровень подготовки, даже имея хорошие оценки за курс средней школы. В процессе адаптации происходит снижение познавательных процессов личности.

Резкое изменение условий жизни, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся жизненных привычек, перестройке всего динамического стереотипа. Неудачи переживаются, как правило, глубоко, начинает пропадать интерес к избранной профессии. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию курсантов и в определенной мере способствуют снижению мотивации к службе, подрывают стремление повышать свой профессиональный уровень, а иногда и желание обучаться в вузе дальше. Затягивание процесса психологической адаптации нередко обусловливает нарушение курсантами воинской дисциплины, безынициативность и равнодушие к изучаемым предметам и даже ухудшение состояния здоровья. В свою очередь, это вызывает недоброжелательное отношение к ним у сослуживцев, ведет к межличностным конфликтам и другим негативным последствиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.