Научная статья на тему 'Трансгенерации в семье в русле нарративного подхода: семейные истории выживания/совладания'

Трансгенерации в семье в русле нарративного подхода: семейные истории выживания/совладания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
637
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВОСПОМИНАНИЯ О РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ / ТРАНСГЕНЕРАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY / MEMORIES OF PARENTAL FAMILY / TRANSGENERATION / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапоровская Мария Вячеславовна, Золотова Мария Александровна

В статье обсуждаются методологические, теоретические и эмпирические аспекты изучения трансгенерации (в том числе и совладающего поведения) в семье. Теоретико-методологической основой исследования является концепция автобиографической памяти. Показано, что модальность автобиографических воспоминаний, в структуре которых воспоминания о родительской семье занимают важное место, является условием, обеспечивающим направленность индивидуального развития и межпоколенной трансгенерации опыта совладающего поведения в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transgenerations in the family in line of narrative approach: family stories of survival / coping

Methodological, theoretical and empirical aspects of the study of transgenerations (including coping) in the family are discussed in the article. The concept of autobiographical memory is the theoretical and methodological basis of the study. It is shown that the modality of autobiographical recalls whose structure is the memories of the parental home have an important place, is a condition that provides direction for personal development and intergenerational transgeneration experience of coping in the family.

Текст научной работы на тему «Трансгенерации в семье в русле нарративного подхода: семейные истории выживания/совладания»

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

УДК 159.9:316.6

Сапоровская Мария Вячеславовна

кандидат психологических наук, доцент

Золотова Мария Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@ksu. edu.ru

ТРАНСГЕНЕРАЦИИ В СЕМЬЕ В РУСЛЕ НАРРАТИВНОГО ПОДХОДА: СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ ВЫЖИВАНИЯ/СОВЛАДАНИЯ

В статье обсуждаются методологические, теоретические и эмпирические аспекты изучения трансгенерации (в том числе и совладающего поведения) в семье. Теоретико-методологической основой исследования является концепция автобиографической памяти. Показано, что модальность автобиографических воспоминаний, в структуре которых воспоминания о родительской семье занимают важное место, является условием, обеспечивающим направленность индивидуального развития и межпоколенной трансгенерации опыта совладающего поведения в семье.

Ключевые слова: автобиографическая память, воспоминания о родительской семье, трансгенерация, совлада-ющее поведение.

Изучение трансгенерационных процессов, т.е. передачи и принятия опыта поколе ний в направлении от предков к потомкам, в рамках нарративного подхода позволяет выявить один из психологических механизмов, лежащий в основе этих процессов. Это компенсирует крайний дефицит и фрагментарность научных знаний в данном предметном поле.

Теоретико-методологической основой изучения трансгенерации в русле нарративного подхода является концепция автобиографической памяти (В.В. Нуркова, 2000). Известно, что жизнь человека основана на временных модальностях. В сознании субъекта время отражено, в трех формах - Прошлого, Настоящего, Будущего, т.е., в формах воспоминаний о прошедшей части собственной жизни, представлений о настоящем и будущем. Воспоминания о пройденном отрезке жизненного пути личности являются автобиографическими воспоминаниями, которые определяются как высшая мнемическая функция, организованная по смысловому принципу, связанная с личностно-значимым опытом. Основными условиями отнесения события к системе автобиографической памяти являются его перцептивно-эмоциональная яркость и важность включения в «историю жизни и судьбы» личности, что происходит с помощью приписывания ему автобиографического смысла (В.В. Нуркова, 2000). История жизни - это и история изменений, трансформации самого человека. Перемены не всегда постепенны и гармоничны, иногда изменения могут быть резкими и болезненными. Такие события или периоды в жизни человека называют переломными. Иногда какое-либо событие имеет столь переломное значение в жизни человека, что разделяет временную ось биографии на время «до» и «после» (В.В. Нуркова, К.Н. Василевская, 2003). Это резкие и глубокие перемены, разрушение старой структуры, смена направления развития, время

преобразования и трансформации, разрушения и обновления. Переломные моменты показывают историю изменений личности. Именно личностные изменения становятся маркером для временной локализации переломного события в автобиографической памяти (В.В. Нуркова, 2000).

В целом, функцией автобиографической памяти является формирование субъективной истории жизни и переживание себя как уникального, протяженного во времени субъекта жизненного пути. Семантика (значение и смысл) понятия «судьба» представляется квинтэссенцией содержаний автобиографической памяти и детерминантой ее постоянного развития (В.В. Нуркова, 2000).

Автобиографические воспоминания являются тем базисом, на основе которого выстраиваются представления о будущем и интерпретация настоящего, их соотнесение и соответствие концепции судьбы.

Воспоминания о событиях жизни в родительской семье являются важным компонентом в системе автобиографических воспоминаний, имеют яркую эмоциональную окраску и играют важную роль в организации внутренней картины жизни (М.А. Золотова, М.А. Сапоровская, 2010-2012).

Движущей силой развития личности является необходимость преодоления противоречий, трудностей и кризисов, с которыми сталкивается каждый человек в процессе социализации (Д.Б. Эльконин, 1979). Особенности реагирования, поведения субъекта в этих ситуациях во многом определяет дальнейшее развитие личности, ее жизненный путь. В трудной ситуации, подталкивающей искать выходы, варианты разрешения возникших противоречий, субъект может использовать разные стратегии поведения - от неосознаваемого реагирования и использования психологических защит, приспособления, изменения себя до попыток контроля и изменения ситуации, совладания с ней. Межпо-

коленные отношения входят в структуру экологического фактора совладающего поведения субъекта (Т.Л. Крюкова, 2004).

Эти научные положения позволили нам выдвинуть предположение о том, что модальность и содержание воспоминаний о родительской семье, в том числе о семейном совладании, не только связаны с представлениями субъекта о настоящем и будущем, но и отражаются на трансгенерации совла-дающего поведения в контексте межпоколенных отношений.

Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение связи между воспоминаниями субъекта о родительской семье, о переломных моментах жизни и представлениями о будущем, что является условием трансгенерации паттернов совладающего поведения в семье. Выборку исследования составили юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет - члены полных и неполных; нуклеарных и расширенных семей, представители поколения Детей в семье. Всего 75 человек.

Методический комплекс составили:

- Авторская анкета (М.А. Золотова, М.А. Са-поровская, 2010), включающая три блока. Вопросы первого блока, направленные на изучение воспоминаний о родительской семье (основой являлась анкета В.В. Нурковой «Моя семья», 2000), касались эмоций и чувств, испытываемых субъектом по отношению к семье и ее значимым членам, эмоционального фона, атмосферы семьи и главных проблем родительской семьи, по мнению испытуемого. Вопросы второго блока анкеты актуализировали воспоминания о переломных моментах жизни. Испытуемым предлагалось вспомнить и описать те жизненные перемены, которые стали переломными в их жизни, описать личностные изменения, произошедшие под влиянием этих событий и свои эмоции, переживаемые в этих ситуациях. Вопросы третьего блока анкеты направлены на изучение представлений субъекта о его предполагаемом будущем, а именно о возможных значимых событиях в будущем, жизненных целях и возможных личностных изменениях.

- Анализ продуктов деятельности - анализ эссе на тему: «Как они выживали».

- Контент-анализ

- Критерий ф* Фишера (угловое преобразование Фишера)

Результаты исследования. При обработке результатов авторской анкеты все данные были разделены на две группы по критерию эмоционального фона воспоминаний о родительской семье: преобладание положительных и преобладание отрицательных воспоминаний.

По содержательному критерию положительными чаще всего являются воспоминания:

- о семейных праздниках;

- о семейных традициях;

- о поддержке со стороны родителей;

- о проявлении заботы, любви и внимания со стороны родителей.

Отрицательными чаще всего являются воспоминания:

- о ссорах и конфликтах между родителями;

- о смерти домашнего питомца и отсутствии поддержки со стороны родителей в данной ситуации;

- о недостатке проявлении заботы, любви и внимания со стороны родителей;

- об ощущении одиночества в семье.

В первой группе испытуемых (имеющих преобладание положительных воспоминаний о родительской семье) в качестве переломных моментов чаще оценивались отрицательные события (65%). Во второй группе (с преобладанием отрицательных воспоминаний) испытуемых в качестве переломных моментов чаще были отмечены положительные события (81%). Соответственно и эмоции, связанные с этими событиями, в целом более позитивны во второй группе испытуемых. Мы связываем такие результаты с проявлением механизма компенсации, уравновешивающим образ прошлого, со стремлением к более положительному восприятию и оценке своей судьбы.

Мы сравнивали воспоминания о личностных изменениях, произошедших в результате переломных событий в первой и второй группах.

В результате проведенного сравнительного анализа по критерию ф* Фишера мы обнаружили, что в 1 группе респондентов значимо чаще отмечаются такие личностные изменения как усиление Ответственности, Стабильности.

Во 2 группе испытуемые чаще отмечают: повышение Уверенности в себе и своих возможностях, появление Новых интересов, Умение находить положительное в любых ситуациях, усиление Интереса к жизни (прир=0.00). Остальные выделяемые личностные изменения значимо не различаются в двух группах (Сила характера, Умение справляться с трудностями, Мировоззрение, переоценка ценностей, Отношение к близким людям страх).

Также мы сопоставили представления о возможных личностных изменениях в будущем и значимые жизненные цели для испытуемых двух групп. Статистически значимые различия между представлениями о возможных будущих изменениях обнаружены по частоте встречаемости следующих ответов: Мудрость - чаще встречается в первой группе (прир=0.00), Взгляды на жизнь (переоценка ценностей) (при р=0.00) и Повышение нравственности, очищение (прир=0.00) - преобладают во второй группе. Мудрость основана на прошлом опыте, интеграции жизненных впечатлений. А переоценка ценностей, наоборот, отражает резкое изменение, переосмысление опыта, «очищение» - это тоже избавление от старого, «неправиль-

Таблица 1

Результаты контент-анализа указаний респондентов на свои эмоции и чувства по отношению к предкам

Эмоции и чувства Частотные показатели Процентные доли

Восхищение 7 19

Любовь 5 13

Сострадание 2 6

Гордость 7 19

Симпатия 2 6

Уважение 8 22

Сопереживание 1 3

Жалость 2 6

Раздражение 1 3

Нежность 1 3

Благодарность 2 6

ного». Т.е. испытуемые с более негативными воспоминаниями в родительской семье чаще видят возможность резких изменений, отвержения старого.

В качестве значимых целей испытуемые первой группы чаще выделяют Достижения, реализацию в профессии, а испытуемые второй группы - Жизнь в гармонии с миром и самим собой, самосовершенствование. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого направлено действие, удовлетворяющий актуализированную потребность (А.Г. Маклаков, 2006). Т.е. цель связана с удовлетворением потребностей. Скорее всего, в случае негативных воспоминаний о родительской семье, субъективно негармоничного детства, сформировалась потребность в гармонии, внутреннем благополучии.

Анализ эссе на тему «Как они выживали» позволил выделить те эмоции и чувства, которые сопровождают семейные нарративы о совладании.

Наиболее часто при описании потомком опыта предков в совладании с трудностями, указывались чувства восхищения, гордости и уважения, т.е. чувства, связанные с оценкой. Гордость - это положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную оценку, ценность. Уважение - это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств. Восхищение предполагает чувство удовлетворения, восторженности (Д.Н. Ушаков, Толковый словарь, 1935-1940).

Любовь и симпатия к предку встречались в описаниях заметно реже. Всего было выявлено 18 явных указаний на чувства и эмоции, которые потомок испытывает по отношению к предку (табл. 1).

В целом, необходимо отметить, что 99% описаний встречаются положительные чувства. Однако в 7% нарративов вообще нет ни прямых, ни косвенных указаний на эмоционально-чувственный фон. Такие эссе представляют собой просто констатацию, описание трудных ситуаций и способов совладания предков.

«Над русским народом просто издевались в 90-е годы. Зарплату не выдавали, давали только авансы,

прожить на которые можно было пару дней. Мама готовила из одного окорочка с крахмалом и мукой много мясных лепешек. Еще ходили в лес за грибами и за ягодами. Кормила матушка-природа»

Отрывок из эссе (жен., 22 года)

«Мои родители занимали активную позицию, находили новые ресурсы для выживания, планировали свои действия, поддерживали друг друга, принимали ситуацию как одинаково трудную для многих других людей»

Отрывок из эссе (муж., 24 года)

«Моя бабушка, как могла боролась со стрессом, сознательно снижая их субъективное значение, терпела, приспосабливалась к жизни, ведь ничего другого ей не оставалось, верила в лучшее, ходила в церковь, молилась, общалась с людьми, увлекалась народной медициной»

Отрывок из эссе (жен., 27лет)

Чрезвычайно важным фактом, полученным при анализе нарративов, оказалось то, что во всех работах, где отсутствовало описание эмоциональночувственного фона, так же полностью отсутствуют указания на воссоздание потомками элементов опыта совладания предков. Это приводит нас к заключению о том, что положительные эмоции и чувства предков к потомкам являются важным условием межпоколенной трансгенерации опыта совладаю-щего поведения.

Анализ семейных историй выживания / совладания позволил нам выявить некоторые закономерные тенденции трансгенерации копинга в семье.

Категориями контент-анализа стали следующие вопросы:

- Чьи модели поведения описываются потомками как образец, модель?

- Какие конкретно паттерны совладающего поведения являются для потомков образцами для подражания?

- Какие элементы опыта предка хотел бы воспроизвести потомок в своем опыте?

Анализ результатов показал, что чаще всего описывается модель совладания бабушки, затем

Таблица 2

Результаты контент-анализа упоминаний респондентов о предках

Родственники Частотные показатели (п=21) Процентные доли

Бабушка 7 35%

Мать 5 24%

Отец 3 15%

Дедушка 3 15%

Старшие родственники 2 6%

Сверстник 1 5%

матери, на третьем месте - модели отца и дедушки (табл. 2).

Респонденты часто указывали на особый характер трудностей, которые пришлось пережить женщинам старшего поколения, среди них Великая Отечественная война, бедность и разруха.

«Во время войны в их доме жили немцы, потому что деревня была ими оккупирована. Они забирали всю еду, поэтому семья постоянно голодала. Бабушка заболела, а немцы не позволяли даже придти к ней врачу. Бабушка говорит, что страх, который испытывали в тот период все, она не сможет забыть никогда»

Отрывок из эссе (жен., 21 год)

«Бабушка родила своего первого ребенка, когда ей всего было 19 лет. Второй ребенок родился в 1941 году, в год начала войны. Дедушку призвали на фронт, где попал в плен, но все-таки в 1946 году вернулся домой. В течение всей войны бабушка не только воспитывала детей, вела хозяйство, трудилась в колхозе, надрывая свое здоровье. Восстановительный период после войны был очень трудным, особенно для женщины с двумя маленькими детьми. Да еще и эта мучительная неизвестность с дедушкой... »

Отрывок из эссе (жен., 29 лет)

«Стресс, который пришлось пережить бабушке в годы войны, даже трудно просто представить. Что они думали, чувствовали, когда приходили похоронки, и каждый надеялся, что почтальон идет не к ним. Ожидание, ожидание особенно, когда письма с фронта не было долго... Бабушка говорила, что самой умереть легче, чем ждать, что погибнет кто-то из близких»

Отрывок из эссе (муж., 31год) Сопоставление, сравнение опыта трудных жизненных ситуаций человека в современном мире и далекого, но крайне тяжелого опыта прародителей, часто приводит респондентов к заключению о том, что, если женщины справлялись с такими стрессами, то проблемы сегодняшнего дня пережить намного легче.

«Что говорить о нас, если они смогли пережить такой ужас!»

Отрывок из эссе (жен., 25 лет) При анализе паттернов совладающего поведения предков, которые положительно оцениваются потомков, было установлено, что чаще всего указываются оптимизм, юмор и трудолюбие. Эти стратегии относятся к копингу Позитивный фокус, Положительная переоценка, Работа. Всего было получено 40 указаний на паттерны совладающего

Таблица 3

Паттерны совладания предков, положительно оцениваемые потомками

Паттерны копинга Частотные показатели Процентные доли

Уверенность в том, что всегда есть выход из ситуации 2 5

Вера в свои силы 1 2.5

Ориентация на решение проблемы 3 7.5

Анализ проблемы 1 2.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сила духа, выдержка 1 2.5

Активная позиция 2 5

Поддержка 2 5

Планирование действий 1 2.5

Принятие ситуации как неизбежной 2 5

Поиск новых ресурсов 1 2.5

Целеустремленность в решении проблемы 3 7.5

Умение ценить то, что есть 1 2.5

Самообладание, сдержанность 4 10

Любовь к людям 2 5

Оптимизм, юмор 7 17.5

Трудолюбие 5 12.5

Стремление к новому знанию 1 2.5

Умение забыть прошлое 1 2.5

поведения прародителей и родителей, в которых описывается 18 поведенческих стратегий.

Объединяя стратегии по содержанию, можно сказать, что стратегии проблемно-ориентированного копинга указываются в 25% случаев; контроль эмоций, самообладание - в 20% случаев; позитивный фокус, юмор - в 17%; работа - 12.5 %. В большинстве случаев положительно оценивается потомками опыт проблемно-ориентированного копинга, что сопровождается чувствами гордости, уважения, восхищения предком. Анализ описаний респондентов и их указаний на то, что хотели бы они воссоздать из совладания предков в собственном опыте, показал, что именно стратегии Оптимизм, Юмор воссоздаются потомками чаще, а вот стратегии проблемно-ориентированного копинга предков -нет. Это, безусловно, чрезвычайно важный факт. Копинг предков, который чаще всего вызывает положительную оценку потомком, осознано ими не воссоздается, что, однако, не исключает возможности его бессознательного воспроизводства.

Итак, результаты данного исследования позволяют нам утверждать, что воспоминания, включающие эмоции, чувства, переживания субъектов в контексте

их межпоколенного взаимодействия, и их связь с определением переломных событий жизни, представлениями о будущем и о характеристиках индивидуального и группового копинга, выполняют социализирующую и коммуникативную функции, обеспечивающие не только индивидуальное, но групповое развитие семьи. Однако направленность этого развития, располагающаяся в континууме «деструктивное -конструктивное», определяется эмоциональной модальностью этих воспоминаний и представлений.

Библиографический список

1. Золотова М.А. Взаимосвязь автобиографических воспоминаний с представлениями субъекта о настоящем и будущем: Квалификационная работа. - Кострома, 2012.

2. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.

3. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. -М.: Изд-во ун-та РАО, 2000.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006.

УДК 159.95

Григорова Татьяна Петровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

grigorova.t90@mail.ru

СОВЛАДАНИЕ С ДЕСТРУКТИВНОЙ ПРИВЯЗАННОСТЬЮ В РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ВЗРОСЛЫХ

В статье рассматривается феномен деструктивной привязанности в романтических отношениях взрослых. Предлагаются критерии, определяющие деструктивную привязанность, описываются ее типичные эмоциональные и поведенческие проявления. Приводятся данные, свидетельствующие о наличии стресса, испытываемого субъектами данной привязанности в романтических отношениях. Анализируются стратегии, применяемые взрослыми субъектами деструктивной привязанности в романтических отношениях для совладания с трудностями.

Ключевые слова: привязанность; деструктивная привязанность; эмоциональные и поведенческие проявления; стресс; стратегии совладания.

Каждому человеку с самого раннего детства важно знать, что его любят. Жела-.ние быть любимым - одна из важнейших человеческих потребностей, являющаяся существенным и базовым фактором развития и формирования личности в теориях психологии развития (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Дж. Робертсон), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), а также в психоанализе и клинической психологии (К. Хорни, М. Клейн, З. Фрейд). Потребность в безопасности, психологическом комфорте, близости с другим человеком способствуют возникновению феномена привязанности, изучение которого является одним из фундаментальных направлений в современной психологии.

Как известно, привязанность (англ. -attachment) является необходимым компонентом

любых близких межличностных отношений, начиная с раннего детства [1]. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил каждого человека. Поэтому особую проблему в области межличностных отношений составляют нарушения привязанности, последствия которых способны оказывать негативное воздействие на личность, препятствовать возникновению полноценных, гармоничных отношений с партнером, в том числе, романтических отношений.

К. Хазан и Ф. Шейвер были первыми, кто в конце 80-х годов применили теорию привязанности к взрослым романтическим отношениям [7]. Идея, что романтические отношения могут быть отношениями привязанности, оказала глубокое влияние на современные исследования близких отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.