Научная статья на тему 'Особенности автобиографической памяти ВИЧ-инфицированных осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях строгого режима'

Особенности автобиографической памяти ВИЧ-инфицированных осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях строгого режима Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболев Николай Гургенович, Михайлов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности автобиографической памяти ВИЧ-инфицированных осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях строгого режима»

ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СТРОГОГО РЕЖИМА

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей автобиографической памяти ВИЧ-инфицированных осужденных с учетом времени нахождения человека в условиях социальной изоляции и тяжести совершенного преступления, а также рекомендации, направленные на психологическое сопровождение данной категории преступников в ИУ.

Ключевые слова: автобиографическая память; ВИЧ-инфицированные осужденные; кризисная жизненная ситуация, событие; психологическое сопровождение.

Summary: the article presents results of empirical research of psychological features of autobiographical memory HIV-infected prisoners to the time of finding a person in conditions of social exclusion and the severity of the crime, and recommendations for the psychological support of this category of offenders in correctional institutions.

Keywords: autobiographical memory; the HIV-infected prisoners; crisis situation in life, the event; psychological support.

В настоящее время проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) с ВИЧ-инфицированными осужденными приобретает первостепенное значение для

Н. Г. Соболев, А. Н. Михайлов

решения многих практических задач, например, для профилактики деструктивных форм поведения инфицированных осужденных, в том числе намеренного распространения ВИЧ среди остальной части осужденных, а также коррекции склонности к агрессивному поведению и суициду [8].

По состоянию на январь 2012 г. общее количество ВИЧ-инфицированных осужденных, содержащихся в УИС, составляет более 55 тыс. человек. По данным ведомственной статистики, начиная с 2004 г., отмечается прогрессивное нарастание числа ВИЧ-инфицированных лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Так, если в указанном году насчитывалось 12 164 таких лиц, то к 2011 г. их численность составляла уже 55 527 человек, из них 39 130 содержится в исправительных учреждениях, что составляет порядка 70,5 % от общего числа ВИЧ-инфицированных осужденных [7, с. 257].

Интерес к отдельным феноменам автобиографической памяти является ровесником психологии. Как в зарубежной (А. Адлер, А. Бергсон, К. Левин, А. Фрейд, З. Фрейд и др.), так и в отечественной (К.Н. Василевская, Е.Н. Исполатова, А.А. Кроник, Т.П. Николаева, В.В. Нур-кова и др.) психологии обосновываются попытки изучения автобиографической памяти с позиций различных подходов: феноменологического, психоана-

литического, генетического, социокультурного и когнитивного. Каждый из подходов предлагает теоретические постулаты и методические процедуры, но ни один из них не дает возможности построения теории, адекватно отражающей богатство феноменологии автобиографической памяти в ее специфике и сложности [9, с. 141-142].

Диагноз «ВИЧ-инфекция» создает дополнительные нервно-психические нагрузки на осужденных к лишению свободы. У большинства осужденных, живущих с ВИЧ-положительным диагнозом, достаточно часто встречаются тяжелые эмоциональные периоды, когда они испытывают такие симптомы, как депрессия, тревога, страх, нарушения сна, ночные кошмары, трудности концентрации внимания, чувство вины или беспомощности, безнадежность, мысли о смерти. Эмоциональные кризисы оказывают негативное воздействие, направленное на психологическую коррекцию и адаптацию ВИЧ-инфицированных осужденных [6, с. 54].

Переживание трудной жизненной ситуации ориентирует личность на осознание необходимости работы с субъективным настоящим, о чем свидетельствует достаточно большое количество воспоминаний, связанных с психотрав-мирующим событием — болезнью или заключением, локализованным в настоящем; прошлое и будущее становятся несколько менее значимыми, то есть наблюдается сужение временной трансспективы личности. Преобразование прошлого — преобладание позитивных событий или же, наоборот, усечение прошлого, которое проявляется в феноменах утраты воспоминаний, обеднения прошлого, может быть попыткой

совладания с трудной жизненной ситуацией [5, с. 14-15].

Итак, с учетом позиций, представленных в публикациях современных зарубежных и отечественных психологов, под автобиографической памятью понимается память как психологическое образование, которое несет на себе основное бремя организации временной трансспективы личности. Лишенный памяти об уникальном индивидуальном прошлом, человек существовал бы в постоянно неуловимо обновляющемся настоящем и не был бы способен выстроить сколько-нибудь адекватный образ будущего с осознанием специфических особенностей трудной жизненной ситуации, в которой он оказался.

В отечественной психологии достаточно широко представлена тематика кризисных жизненных ситуаций: ситуация социальной нестабильности, стрес-согенная, кризисная, критическая, переломная, экстремальная и невозможная ситуации и т. д.

Отличительные особенности перечисленных типов трудных для личности ситуаций можно описать на основе комплексного взаимодействия пяти факторов:

1) фактора вероятностного прогнозирования, исходя из анализа своего прошлого опыта, человек оценивал вероятность наступления этого события как нулевую либо минимальную;

2) витального фактора, который выражается в субъективном ощущении невозможности жить, существовать в навязанной ситуации, человеку кажется, что он не перенесет этих условий, не сможет с ними смириться;

3) когнитивного фактора, то есть отсутствия необходимых знаний, умений и

навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость имеющихся когнитивных схем;

4) поведенческого фактора, то есть отсутствия сформированных моделей поведения;

5) экзистенциального фактора, или ощущения смыслоутраты, «экзистенциального вакуума». На более высоком уровне обобщения эти ситуации объединяет в первую очередь симптоматика деформации временной трансспек-тивы личности, когда будущее утрачивает позитивную валентность, настоящее хаотично, а прошлое перестает быть ресурсом для продуктивного жизнетворче-ства.

С учетом изложенного было проведено исследование особенностей автобиографической памяти ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях строгого режима УФСИН России по Архангельской области.

Анализ материала, представленного в личном деле осужденного, позволил получить сведения о времени его пребывания в учреждении, имеющихся заболеваниях, а также статьи, по которым лицо было осуждено к лишению свободы.

Согласимся с позицией, представленной в работе Е.П. Молчановой, о том, что одной из наиболее сложно адаптируемых категорий осужденных к условиям отбывания наказания являются ВИЧ-инфицированные осужденные [4, с. 48-52]. При этом, по ее мнению, первоначальный этап отбывания наказания в исправительном учреждении (длительностью от 2-3 месяцев до года) является наиболее психотравмирующим для ВИЧ-инфицированных осужденных и выражается в конфликтах с другими

осужденными и представителями администрации, нарушениях режима содержания, суицидальных попытках или актах членовредительства.

В связи с этим в экспериментальную группу нами было отобрано 46 респондентов, осужденных за корыстные и насильственные преступления, находящиеся в учреждении не более одного года, являющихся ВИЧ-инфицированными.

В контрольную группу мы также включили 45 осужденных, отбывающих наказание в учреждении не более одного года и не зараженных ВИЧ-инфекцией.

Автобиографическая память как крайне интенсивно функционально нагруженное психологическое образование играет значительную роль в преодолении кризисных ситуаций различного рода.

В качестве инструмента, позволяющего, с одной стороны, исследовать особенности автобиографической памяти осужденных, а с другой — выделить особый механизм совладающего поведения, ориентированный на ресурсный потенциал автобиографической памяти, нами была выбран метод каузометрии, разработанный А. Кроником и Р. Ахме-товым [3]. Каузометрический опрос состоит из следующих блоков:

Биографическая разминка. Процедура предназначена для введения человека в ситуацию целостного осмысления своего жизненного пути. Включает в себя определение даты рождения, ожидаемой продолжительности жизни и методики «Оценивание пятилетних интервалов».

Формирование списка событий. Процедура предназначена для формирования опрашиваемым списка наиболее важных событий прошлого, настояще-

го и возможно будущего в любой удобной для него формулировке. Всего предстоит назвать 15 событий.

Датировка событий. Опрашиваемый указывает год, месяц (или время года), число (или начало/середину/конец) месяца, когда произошло или произойдет каждое из названных событий.

Ранжировка событий по важности «для себя». Процедура предназначена для определения личной значимости событий. Измеряется с помощью прямой ранжировки опрашиваемым событий по их важности для себя.

Обозначение сфер принадлежности. Процедура предназначена для определения того, к каким сферам жизни принадлежит то или иное событие (перемены в обществе, природе, деловой и семейной жизни, проведении досуга, внутреннем мире, состоянии здоровья).

Анализ событий по шкале «приятное — безразличное — неприятное». Процедура направлена на выявление осознанного эмоционального отношения к событиям (эмоционального знака событий).

Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим.

На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что автобиографическая память здоровых осужденных содержит большее количество событий, чем автобиографическая память ВИЧ-инфицированных осужденных.

У осужденных, включенных в экспериментальную группу, наблюдалось существенное сокращение ^<0,01) обще-

го количества событий, представленных в блоке «Формирование списка событий», а также уменьшение количества жизненных тем, к которым можно было отнести упомянутые события. Группы значимо различались по тематическому составу событий.

Можно предположить, что ВИЧ-инфекция приводит к внезапному блокированию всех потенциалов трудоспособности и одаренности осужденного. За этим следует переоценка своих достижений в прошлом и возможностей в будущем. Болезнь «сковывает» человека в настоящем, будущее становится неопределенным. Это обстоятельство позволяет отметить наличие у данной категории респондентов кризисной жизненной ситуации, выражающейся в эмоциональной опустошенности и бесперспективности в оценках своего существования. Подтверждение указанного вывода мы находим в ответах испытуемых. Так, для ВИЧ-инфицированных осужденных самыми значимыми темами явились следующие: «как я попал в места лишения свободы» — 80 %; «почему я оказался здесь» — 78 %; «если бы начать жизнь заново» — 69 %. Наименее значимыми явились темы: «мои достижения в жизни» — 9,6 %; «школьные годы» — 8,4 %; «мои дети» — 5,8 %.

Респондентам, включенным в контрольную группу, свойственен феномен идеализации и осмысления прошлого, что служит своеобразным защитным механизмом. Для них особенно значимыми и ценными становятся межличностные отношения, для ВИЧ-инфицированных осужденных же межличностные отношения чаще сопряжены с болезненными воспоминаниями («разрыв» — p<0,01). Высокозначимым собы-

тием для ВИЧ-инфицированных также оказалась смерть близких людей.

В трудной жизненной ситуации у ВИЧ-инфицированных осужденных происходит активизация работы с субъективным настоящим; прошлое и будущее становятся менее значимыми, то есть наблюдается сужение временной трансспективы личности. В то же время исключение прошлого из психологического обихода личности, которое проявляется в описанных нами феноменах утраты детства, обеднения прошлого и онтологизации настоящего, на наш взгляд, не может рассматриваться в качестве оптимальной стратегии совла-дания с трудной жизненной ситуацией. В исследовании,проведенном К.Н. Василевской, также указывается на необходимость включения более широкого перечня значимых событий, направленных на расширение временной трансспекти-вы при проведении коррекционных мероприятий с данной категорией испытуемых [1, с. 93-102].

Культурные жизненные сценарии ВИЧ-инфицированных осужденных могут рассматриваться в качестве интери-оризованных идеальных средств, формирующих автобиографическую память как высшую психическую функцию, детерминируя ее организацию в содержательном и временном аспектах. Наиболее доступные для воспроизведения автобиографические воспоминания группируются вокруг воспоминаний о переломных событиях. Функция, описывающая возрастание доступности воспоминаний из периодов, окружающих переломные события, носит степенной характер.

Выраженность обнаруженных эффектов у ВИЧ-инфицированных осуж-

денных может служить критерием для диагностики личности и основой разработки процедур воздействия, направленных на оживление событий детства, повышение тематического и фактологического разнообразия прошлого и переоценку жизненного пути в целом, которые помогут человеку, находящемуся даже в самой негативной ситуации, в частности в местах лишения свободы, переживая тяжелое заболевание, сохранить себя как целостную личность, обладающую уникальной историей.

При организации психологического сопровождения ВИЧ-инфицированных осужденных сотрудникам психологической службы необходимо учитывать следующие психологические особенности этой категории осужденных:

1. Психологической особенностью ВИЧ-инфицированных осужденных является тенденция к объединению, солидарности в виде противопоставления себя администрации, поэтому очень важно отношения с ВИЧ-инфицированными строить с позиции права. Доброжелательное обращение обязательно. На первом этапе работы персоналу следует изменить их социальную установку.

2. Стремление к саморазрушению, соединенное с преобладанием групповых ценностей, можно обозначить как «счастье принести себя в жертву ради интересов группы». Если администрация исправительного учреждения не идет на уступки — совершают членовредительство, считая, что тем самым группа, с которой они себя отождествляют, сможет отстоять свои интересы.

3. Восприимчивость к негативному влиянию неформальных лидеров и соблюдению «традиций» своей среды. Часто в их микрогруппах происхо-

дит психологическое заражение: реакции (позитивные, негативные) одного осужденного начинают переживать находящиеся рядом с ним. В связи с тем что в большинстве случаев ВИЧ-инфицированные осужденные бывшие наркоманы (это подтверждается результатами нашего исследования по методике полуструктурированного интервью: ВИЧ-инфицированные — 13,2 %, здоровые осужденные — 3,1 %), волевые процессы у них нарушены. У этой категории осужденных также часто возникают аффективные состояния, реализация которых нередко перерастает в агрессивные и аутоагрессивные действия.

Важнейшая задача психолога состоит в том, чтобы помочь ВИЧ-инфицированным осужденным в адаптации к условиям исправительного учреждения, преодолеть подозрительность к основной здоровой части осужденных, представителям администрации учреждения.

Диагноз ВИЧ-инфекция дает толчок неуверенности во всех аспектах жизни человека, включая качество и продолжительность жизни, эффективность лечения и реакцию общества, поэтому ВИЧ-инфицированные и отличаются от других осужденных глубоким психологическим переживанием своего психического состояния.

В качестве подтверждения продуктивности работы с автобиографической памятью выступают методики, применяемые в психотерапевтических практиках, базирующихся на представлении о том, что направленная трансформация автобиографических содержаний ведет за собой устойчивые или ситуативные изменения личности. Формирование позитивно-ориентированной автобио-

графической памяти зарекомендовало себя в качестве эффективного инструмента улучшения психологического статуса пациентов с различной нозологией: хронических больных шизофренией различных возрастов, больных депрессией, подростков — носителей вируса СПИДа, лиц с высоким уровнем тревожности. Появились рекомендации использования терапии, основанной на модификации содержаний автобиографической памяти, в качестве основания системы ухода за стационарными больными. При этом предложенные техники предоставляют пациенту возможность переживания «альтернативного жизненного опыта», который не заменяет реальный, а лишь «расшатывает» его негативность, расширяя потенциал прошлого опыта субъекта [2].

Иными словами, оживление воспоминаний о детстве в качестве психо-коррекционной процедуры будет способствовать нормализации психологического состояния испытуемых и, как следствие, оптимизировать их контакты с окружающей действительностью.

Таким образом, учет автобиографической памяти при психологическом сопровождении ВИЧ-инфицированных осужденных будет способствовать нормализации психического состояния, а также исправлению и ресоциализации лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Литература

1. Василевская К.Н. Автобиографическая память и перелом судьбы: формирование или разрушение? // Материалы IX Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоно-сов-2002». — М., 2002.

2. ВИЧ-инфекция и СПИД — ассоциируемые заболевания / А.Я. Лысенко [и др.]. — М., 1996.

3. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, самодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М., 2008.

4. Молчанова Е.П. Проблемы сопровождения психологом ВИЧ-позитивных осужденных в условиях исправительной колонии строго режима // Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика). — М., 2004.

5. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. — М., 2000.

6. Оказание психологической помощи ВИЧ-инфицированным осужденным. — М., 2006.

7. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2011 года: информ.-аналит. сб. — Тверь, 2011.

8. Рекомендации ВОЗ по ВИЧ-инфекции и СПИДу в тюрьмах (Женева, март 1993 г.); Рекомендация № R (93) в отношении тюремных и криминологических аспектов контроля над инфекционными заболеваниями, включая СПИД и проблемы охраны здоровья в тюрьмах: принята Комитетом Министров 18 октября 1993 г. на 500-м собрании заместителей министров; Рекомендация № R (98) 7 по этическим и организационным аспектам здравоохранения в тюрьмах: принята Комитетом Министров Евросоюза 8 апреля 1998 г. на 627-ом собрании заместителей министров.

9. Стрелков Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий // Психолог. журн. — 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 141-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.