Научная статья на тему 'Особенности автобиографической памяти осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в иу'

Особенности автобиографической памяти осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в иу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / AUTOBIOGRAPHIC MEMORY / КРИЗИСНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / CRISIS LIFE SITUATION / СОБЫТИЕ / EVENT / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ПРИЗНАННЫЕ ЗЛОСТНЫМИ НАРУШИТЕЛЯМИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / FIND TO BE PERSISTENT VIOLATORS OF THE ESTABLISHED ORDER OF SERVING SENTENCE / ПРОДУКТИВНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / PRODUCTIVITY OF LIFE-LINE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболев Николай Гургенович, Михайлов Алексей Николаевич

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей автобиографической памяти осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в ИУ с учетом времени нахождения человека в условиях социальной изоляции и тяжести совершенного преступлении. Анализ особенностей автобиографической памяти осужденных позволяет приблизиться не только к пониманию организации форм автобиографической памяти и, одновременно, отражает содержание стрессовых состояний в фокусе индивидуальной памяти, фиксирующей травматические эпизоды жизни (вытесненные или трансформированные психологической защитой). Обсуждаются общие характеристики автобиографической памяти, выступающие в качестве базиса личности. Осуществлена попытка понимания особенностей развития пенитенциарного стресса в экзистенциальном контексте целостной жизни осужденных, благодаря выделению наиболее травматических эпизодов и закономерностям отражения личностью «хроники своей жизни» и «своей судьбы». Доказывается, что оценка тематики автобиографической памяти важна и для получения представлений об источниках и механизмах самодетерминации осужденных и структур их самосознания, которые определяются разнообразием феноменологических форм самопрезентации личности. В частности, у злостных нарушителей обнаружены значительные искажения автобиографической памяти. Настоящее и будущее становится менее актуальным и значимым, что находит свое отражение в сужении объема воспоминаний этих периодов памяти, которые у данной категории осужденных практически отсутствуют. Утверждается, что подобные деформации автобиографической памяти вполне сопоставимы с эффектами депрессивных состояний и расстройств, протекающих в форме актуальных негативных переживаний. Выраженность обнаруженных особенностей автобиографической памяти у злостных нарушителей может служить критерием для диагностики личности и основой разработки процедур воздействия, направленных на оживление событий детства, повышение тематического разнообразия прошлого и переоценку жизненного пути в целом, активизации настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболев Николай Гургенович, Михайлов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of empiric research of psychological peculiarities of autobiographic memory of convicts who are persistent violators of the established order of serving sentence in penal institutions subject to period of confinement and seriousness of crime are presented in the article. The analysis of peculiarities of autobiographic memory of convicts makes it possible not only to understand the organization of forms of autobiographic memory but, at the same time, reflects the content of stress states in the focus of individual memory in which traumatic life episodes are fixed (displaced or transformed by psychological defense). General characteristics of autobiographic memory that lay a basis for personality are discussed. The attempt to understand peculiarities of development of penal stress in the existential context of convicts’ holistic life due to selection of the most traumatic episodes and patterns of person’s reflection of “chronicle of own life” and “own fate” has been made. It is proved that assessment of autobiographic memory’s subject is of importance for knowing sources and mechanisms of convicts’ self-determination and structures of self-consciousness which are determined by the variety of phenomenological forms of person’s self-presentation. For example, significant distortions of autobiographic memory have been revealed in persistent violators. The present and the future become less topical and significant and this is reflected in narrowing of volume of reminiscences of these memory periods that are practically absent in this category of convicts. It is contended that such deformations of autobiographic memory are comparable with the effects of depressive states and disorders that are progressing in the form of actual negative experiences. The intensity of the revealed peculiarities of autobiographic memory in persistent violators may be a criterion for person’s diagnostic and the basis for development of influence procedures aimed at revival of childhood events, increasing of thematic diversity of the past and reevaluation of life-line in the whole, activation of the present.

Текст научной работы на тему «Особенности автобиографической памяти осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в иу»

УДК 159.953:343.8

ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ОСУЖДЕННЫХ, ПРИЗНАННЫХ ЗЛОСТНЫМИ НАРУШИТЕЛЯМИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИУ

Реферат: в статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей автобиографической памяти осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в ИУ с учетом времени нахождения человека в условиях социальной изоляции и тяжести совершенного преступлении. Анализ особенностей автобиографической памяти осужденных позволяет приблизиться не только к пониманию организации форм автобиографической памяти и, одновременно, отражает содержание стрессовых состояний в фокусе индивидуальной памяти, фиксирующей травматические эпизоды жизни (вытесненные или трансформированные психологической защитой). Обсуждаются общие характеристики автобиографической памяти, выступающие в качестве базиса личности. Осуществлена попытка понимания особенностей развития пенитенциарного стресса в экзистенциальном контексте целостной жизни осужденных, благодаря выделению наиболее травматических эпизодов и закономерностям отражения личностью «хроники своей жизни» и «своей судьбы». Доказывается, что оценка тематики автобиографической памяти важна и для получения представлений об источниках и механизмах самоде-

© Соболев Н. Г, Михайлов А. Н., 2017

Н. Г. Соболев, А. Н. Михайлов

терминации осужденных и структур их самосознания, которые определяются разнообразием феноменологических форм самопрезентации личности. В частности, у злостных нарушителей обнаружены значительные искажения автобиографической памяти. Настоящее и будущее становится менее актуальным и значимым, что находит свое отражение в сужении объема воспоминаний этих периодов памяти, которые у данной категории осужденных практически отсутствуют. Утверждается, что подобные деформации автобиографической памяти вполне сопоставимы с эффектами депрессивных состояний и расстройств, протекающих в форме актуальных негативных переживаний. Выраженность обнаруженных особенностей автобиографической памяти у злостных нарушителей может служить критерием для диагностики личности и основой разработки процедур воздействия, направленных на оживление событий детства, повышение тематического разнообразия прошлого и переоценку жизненного пути в целом, активизации настоящего.

Ключевые слова: автобиографическая память, кризисная жизненная ситуация, событие, осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, продуктивность жизненного пути.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников с осужденными, признанными злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, приобретает первостепенное значение для решения многих практических задач [7]. При этом для коррекции активной установки на совершение правонарушений в ИУ, профилактики криминальной зараженности, общей ориентации на пренебрежительное отношение к человеку и обществу, а также повышенной конфликтности и совершению аутоагрес-сивных действий [2, с. 125-129].

Трансформация уголовной и уголовно-исполнительной политики России от парадигмы устрашения и наказания в работе с преступниками к превенции и профилактике преступности обусловила возникновение и развитие комплекса мероприятий по психологическому сопровождению лиц, осужденных отбывающих наказания в иУ [6, с. 316-319].

Анализ состояния и прогноз динамики противоправных действий, совершенных осужденными мужского пола в 2014-2016 гг. в ИУ, позволяет отметить тенденцию к устойчивому росту числа преступлений разной степени тяжести [4]. Таким образом, актуальность разработки научного сопровождения исполнения наказания в отношении осужденных, склонных к совершению противоправных действий и признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в ИУ, не вызывает сомнений.

Уголовное наказание, безусловно, является значимым и кризисным событием для осужденных, так как требует полной перестройки организма и психики человека для продуктивной адаптации к условиям исправительного

учреждения. Далеко не все осужденные принимают правила и нормы нахождения в исправительном учреждении и допускают нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Представляется, что ориентация осужденного на путь исправления возможно за счет адекватного самоопределения и самоидентификации, формирования позиции зрелого человека, активизации внутренних ресурсов, проработки прошлого, анализа настоящего и построения перспектив на будущее, то есть за счет активной работы внутренних психических процессов, в том числе автобиографической памяти как подсистемы памяти [3, с. 97].

В настоящее время установлено, что критические события в жизни человека (стрессовые, переломные, критические, экстремальные и кризисные ситуации, ситуации социальной нестабильности), приводящие к «разлому» жизненного пути, сопровождаются искажением личностной ретроспективы. И деформация временной трансспективы в ее различных проявлениях (симптомах) при этом дает возможность обобщить проявления указанных стрессовых (экстремальных) состояний на интегральном уровне организации внутреннего мира человека, то есть на уровне его сознания. Согласно закону иерархии (иерархического управления), сознание с его слоями развития внутреннего мира (структуры личности) человека является вершиной (основанием уникальности) субъективного пространства его психики.

Эмпирическое исследование особенностей автобиографической памяти осужденных, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания, проводилось на базе ФКУ ИК-8 ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области в пери-

од с 11 января по 16 февраля 2016 г. С помощью изучения личных дел осужденных нами были сформированы две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная по 25 человек в каждой. В экспериментальную группу нами были отобраны осужденные, признанные в учреждении злостными нарушителями режима отбывания наказания, контрольную группу составили осужденные, положительно характеризующиеся, не имеющие взысканий и взаимодействующие с администрацией.

Перед непосредственным проведением психодиагностического исследования с участниками была проведена ознакомительная беседа с целью информирования о целях и задачах проводимой работы и установления психологического контакта. В качестве инструмента, который по-

зволяет выявить и изучить особенности автобиографической памяти осужденных, в нашем исследовании использовалась методика «Life-line» (А. Кроник) [1].

В качестве гипотезы настоящего исследования выступило предположение о том, что автобиографическая память осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, имеет меньший общий объем и содержит большее количество негативных воспоминаний, чем у осужденных, характеризующихся положительно.

В приведенной ниже таблице рассматриваются устойчивые количественные показатели работы автобиографической памяти осужденных, являющихся злостными нарушителями режима.

Таблица 1

Средние значения устойчивых количественных показателей работы автобиографической памяти в экспериментальной группе по результатам методики «Life-line» (А. А. Кроник)

Показатель Среднее значение Стандартное отклонение

1. Общее количество воспоминаний 4,8 0,9

2. Плотность воспоминаний 0,2 0,03

3. Количество позитивных воспоминаний 2,2 0,6

4. Количество негативных воспоминаний 2,7 0,6

5. Индекс эмоциональности 0,9 0,2

6. Возраст первого воспоминания 15,0 1,7

7. Количество тем 2,3 0,3

Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 1,позволяет нам отметить высокие, средние и низкие значения по показателям работы автобиографической памяти у членов экспериментальной группы.Наиболее высокие значения были получены по шкалам «общее количество воспоминаний» (4,8) и «возраст первого воспоминания» (15,0). Эти факты указывают на низкую

продуктивность восприятия респондентами своего жизненного пути. Мы распределили испытуемых в зависимости от количества указанных ими значимых событий и пришли к выводу, что большая часть испытуемых указало менее 5 значимых событий (76 %).

Вероятностная причина низкой продуктивности восприятия жизненного пути испытуемыми экспериментальной

группы, заключается в том, что граница возраста первого воспоминания, доступного для воспроизведения, сдвинута в сторону более старшего возраста. Исходя из этого, нам представляется возможным утверждать о «частичной утрате» детства, одного из главных периодов формирования личности. Вероятно, это привело к отсутствию четко сформированных жизненных стратегий поведения, нарушению самоидентификации, нарушениям социальной адаптации и другим нарушениям и дефектам личности, что, послужило возможной причиной попадания в места лишения свободы.

Следует предположить, что воспоминания о событиях детства у членов экспериментальной группы не просто «исчезают» из памяти, а становятся менее значимыми и не являются ресурсными для формирования новых жизненных смыслов, соответственно, они не указываются, за счет чего сокращается объем автобиографической памяти.

Таким образом, низкая продуктивность восприятия респондентами экспериментальной группы связана с частичной утратой детства, то есть сдвига границы первого воспоминания.

Также о низкой продуктивности восприятия жизненного пути свидетельствует низкое значение показателя «плотность воспоминаний» (0,2), то есть относительно возраста испытуемого им указано малое количество значимых событий. Вероятно, это связано с указанной выше особенностью: сдвиг границы детского воспоминания.

Низкие средние значения также были получены по показателю «индекс эмоциональности» (0,9). Этот факт указывает на преобладание количества негативных (55,8 %) воспоминаний над позитивными (44,2 %). Следует обра-

тить внимание на то, что среднее значение по показателю «позитивные воспоминания» (2,2) значительно ниже среднего значение по показателю «количество негативных воспоминаний» (2,7). Вероятно, что причина этого факта заключается в том, что, в связи с частичной утратой детства, у респондентов не были сформированы позиция зрелого человека, стратегии поведения, нарушен процесс социальной адаптации, не усвоены нормы социальной среды, что спровоцировало приобретение негативного социального опыта и способствовало возникновению негативных установок к обществу, миру и собственной жизни [5].

Таким образом, в автобиографической памяти испытуемых экспериментальной группы преобладают события негативного характера.

Следует также обратить внимание на показатель «количество тем» (2,3). Мы распределили все указанные респондентами значимые события по темам: «Семья» (рождение детей, смерть родителей), «Здоровье» (травмы, заболевания, выздоровление), «Работа» (поиск работы, увольнения, доходы), «Отдых» (развлечения, хобби, поиск интересов), «Межличностное общение» (встречи с друзьями, расставания с любимыми), «События личностного значения» (проба алкоголя, наркотиков, первый срок, первое освобождение, свое рождение), «Духовность» (обретение веры в Бога).

Теперь рассмотрим распределение событий по хронологической шкале «прошлое-настоящее-будущее».

Анализ эмпирических данных, представленных на рисунке 1, позволяет нам отметить, что у респондентов экспериментальной группы наиболее продуктивным является период прошлой жизни (109). Интересным представ-

109

во

40

прошлое настоящее 1 1 будущее

5 S 1 1

Рис. 1. Количество событий, отнесенных испытуемыми экспериментальной группы к субъективному прошлому, настоящему и будущему по результатам методики методике «Life-line» (А. А. Кроник)

ляется тот факт, что у членов данной группы практически отсутствуют события, относимые к настоящему (5) и будущему (8).

Следует отметить, что наряду с «выпадением» настоящего, практически отсутствуют события будущей жизни. Это указывает на то, что у испытуемых экспериментальной группы отсутствуют четко сформированные планы и цели на будущую жизнь, отсутствует видение перспектив. Мы позволили себе предположить связь этого факта с тем, что при отбывании срока осужденные, постоянно находясь в кризисном состоянии, «вычеркивают» этот этап из своей жизни, не включаются в ход текущих событий, живут «на черновик» и ждут окончания срока отбывания наказания и, вероятно, считают, что только на свободе можно жить полноценной жизнью.

Анализ эмпирических данных, представленных на рисунке 1, позволяет нам утверждать о том, что респонденты экспериментальной группы практически не имеют планов на будущее и испытывают чувство опустошенности и бесперспективности. Мы сравнили средние значения количественных показателей работы автобиографической

памяти в контрольной и экспериментальной группах между собой.

Анализ представленных в таблице 2 результатов позволяет нам отметить наличие значимых различий по показателям между экспериментальной и контрольной группами. Наибольшие различия были получены по показателям «общее количество воспоминаний» (р<0,01), «количество позитивных воспоминаний» (р 0,01), «индекс эмоциональности» (р<0,01), «возраст первого воспоминания» (р<0,01), «количество тем» (р<0,01).

Полученные данные позволяют на указать на то, что у респондентов, включенных в экспериментальную группу, общий объем автобиографической памяти ниже (4,8), чем у контрольной (6,6). Вероятно, причина этого в выявленной нами и указанной выше частичной утрате детства испытуемыми экспериментальной группы.

Данные по показателю «количество позитивных воспоминаний» позволяют сделать вывод о том, что у испытуемых экспериментальной группы преобладают негативно окрашенные события (2,7), а у испытуемых контрольной - позитивные (4,2). Этот факт подтверж-

дает значительное различие по показателю «индекс эмоциональности» в экспериментальной (0,9) и контрольной (2,3) группах.

Анализ эмпирических данных таблицы 2 по показателю «количество тем» указывает на то, что в экспериментальной группе указано меньше тем (2,3), чем в контрольной (3,4). Интересным представляется тот факт, что только в контрольной группе имеют место быть события, отнесенные к теме

«Духовность». Эти особенности позволяют нам предположить, что испытуемые экспериментальной группы в меньшей степени, чем испытуемые контрольной группы приобщаются к церкви, Богу, вере, так как имеют в целом отрицательную направленность.

Следует также сравнить распределение событий по прошлому, настоящему и будущему между в экспериментальной и контрольной группе между собой.

Таблица 2

Сводная таблица средних значений устойчивых количественных показателей работы автобиографической памяти испытуемых контрольной и экспериментальной групп по результатам методики «Life-line» (А. А. Кроник)

Показатель ЭК КГ Значимость различия по U-критерию Манна-Уитни

Среднее значение Стандарт. отклонение Среднее значение Стандарт. отклонение

1. Общее количество воспоминаний 4,8 0,9 6,6 0,9 p 0,01

2. Плотность воспоминаний 0,2 0,03 0,2 0,02 p 0,05

3.Количесвто позитивных воспоминаний 2,2 0,6 4,2 0,6 p 0,01

4. Количество негативных воспоминаний 2,7 0,6 2,3 0,4 -

5. Индекс эмоциональности 0,9 0,2 2,3 0,4 р 0,01

6. Возраст первого воспоминания 15,0 0,6 10,1 1,3 р 0,01

7. Количество тем, к которым можно отнести указанные события 2,3 0,3 3,4 0,3 р 0,01

Анализ эмпирических данных, представленных на рисунке 2, позволяет нам отметить низкое число значимых событий как в прошлом, так и в настоящем и будущем у испытуемых экспериментальной группы (122), по сравнению с испытуемыми контрольной группы (164). Анализ полученных

нами эмпирических данных позволяет нам сделать выводы о том, что объем автобиографической памяти респондентов, включенных в экспериментальную группу ниже, чем у респондентов контрольной, члены экспериментальной группы менее включены в процесс настоящего и в меньшей степени ори-

120 109 120

110 100 3 90 ю 80

° 70 I "прошлое

я 60 ,-,

¡3 50 | □ настоящее

£ 40 * 30 £ 20 10 0

ЭГ КГ Группы

Рис. 2. Сравнение количества событий, относящихся к субъективному прошлому, настоящему и будущему в автобиографической памяти между экспериментальной и контрольной группой по данным методики «Life-line» (А. А. Кроник)

будущее

ентированы на будущее, чем члены контрольной группы.

Таким образом, изучение автобиографической памяти с помощью методики «Life-line» (А. А. Кроника) позволило нам выявить отличительные особенности в ее работе у испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с испытуемыми контрольной. Так, наблюдается снижение количества событий, составляющих общий объем автобиографической памяти, а также событий, относимых к прошлому, настоящему и будущему, что указывает на низкую продуктивность восприятия своего жизненного пути сдвиг границ детства в сторону более старшего возраста, преобладании негативных воспоминаний над позитивными, набольшую значимость событий, связанных с собственным благополучием и комфортом, по сравнению с респондентами контрольной группы. Проведенное нами исследование, посвященное изучению особенностей автобиографической памяти осужденных, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, свидетельствует о значимых различиях в функционировании данного феномена у злостных нарушителей и положительно характеризующихся осужденных. Таким

образом, гипотеза, выдвинутая в нашей работе, полностью подтвердились в ходе исследования. Изучение особенностей автобиографической памяти осужденных является важной предпосылкой в продуктивной работе психологической службы, нормализации автобиографической памяти осужденных, и как следствие, снижение уровня конфликтности, коррекции ценностей и установок злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания.

Список литературы

1. Кроник А. А. Life-line и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993.

2. Михайлов А. Н., Соболев Н. Г. Организация психологической службы в УИС. Вологда, 2013.

3. Нуркова В. В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 2003. № 5. - С. 97.

4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2016 года. Тверь, 2016.

5. Соболев Н. Г, Рогач В. Г. Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая характеристика // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 65-71.

6. Соболев Н. Г. К вопросу о формировании психологической готовности лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, к условно-досрочному освобождению // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : в 8 т. Рязань, 2016. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.