Научная статья на тему 'СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / субъект-субъектное взаимодействие / личностноразвивающая среда / непрерывное образование / сотрудник органов внутренних дел / communication / subject-subject interaction / personality development environment / lifelong learning / employee of internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвин Д.В.

В статье рассматривается педагогическая проблема развития личности взрослых сотрудников органов внутренних дел в контексте проектирования личностно-развивающей среды в непрерывном образовании посредством создания условий для субъект-субъектного взаимодействия. Субъект-субъектное взаимодействие исключает непосредственное воздействие на мотивационно-потребностную сферу обучающихся. В случае положительного результата педагогического процесса такое взаимодействие опосредуется взаимно-развивающей средой для личности обучающегося и педагога. Среда в этом смысле выступает нетрадиционным педагогическим средством, поскольку личностно-развивающее средовое содействие не предполагает наличие частных признаков идеально-проектируемого образа личности, ее редуцированных типических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-SUBJECT INTERACTION IN A PERSONALITY-DEVELOPING ENVIRONMENT OF LIFELONG LEARNING FOR EMPLOYEES INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article examines the pedagogical problem of the development of the personality of adult employees of the internal affairs bodies in the context of creating a personality developing environment in lifelong education, creating conditions for subject-subject interaction. Subject-subject interaction excludes a direct impact on the motivational-needs sphere of adult learners. With a positive result of the pedagogical process, such interaction is mediated by a developing environment for the personality of the student and teacher. The environment acts as an unconventional pedagogical tool, since personality-developing environmental assistance does not imply the presence of particular signs of an ideally-projected personality image, its reduced typical characteristics.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕНЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Литвин Д.В. (Москва, АУ МВД РФ) d_litvin@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается педагогическая проблема развития личности взрослых сотрудников органов внутренних дел в контексте проектирования личностно-развивающей среды в непрерывном образовании посредством создания условий для субъект-субъектного взаимодействия. Субъект-субъектное взаимодействие исключает непосредственное воздействие на мотивационно-потребностную сферу обучающихся. В случае положительного результата педагогического процесса такое взаимодействие опосредуется взаимноразвивающей средой для личности обучающегося и педагога. Среда в этом смысле выступает нетрадиционным педагогическим средством, поскольку личностно-развивающее средовое содействие не предполагает наличие частных признаков идеально-проектируемого образа личности, ее редуцированных типических характеристик.

Ключевые слова: общение, субъект-субъектное взаимодействие, личностно-развивающая среда, непрерывное образование, сотрудник органов внутренних дел.

SUBJECT-SUBJECT INTERACTION IN A PERSONALITY-DEVELOPING ENVIRONMENT OF LIFELONG LEARNING FOR EMPLOYEES INTERNAL

AFFAIRS BODIES Litvin D.V. (Moscow, AMMIA) d_litvin@mail.ru

Abstract. The article examines the pedagogical problem of the development of the personality of adult employees of the internal affairs bodies in the context of creating a personality-developing environment in lifelong education, creating conditions for subject-subject interaction. Subject-subject interaction excludes a direct impact on the motivational-needs sphere of adult learners. With a positive result of the pedagogical process, such interaction is mediated by a developing environment for the personality of the student and teacher. The environment acts as an unconventional pedagogical tool, since personality-developing environmental assistance does not imply the presence of particular signs of an ideally-projected personality image, its reduced typical characteristics.

Keywords: communication, subject-subject interaction, personality development environment, lifelong learning, employee of internal affairs bodies.

На современном этапе общественно-исторического развития в гражданском обществе происходят неоднозначные социально-культурные трансформации, затрагивающие индивидуальное и общественное сознание, настроения и отношения к себе и окружающим, своей стране и ее истории. Непрекращающиеся процессы формирования гражданского общества в новейшей истории страны получают новые импульсы вследствие осуществляющихся политических процессов, социально-экономических реформ. Как указывает В.И. Слободчиков: «в обществе происходят сложные процессы, с которыми наша страна прежде не сталкивалась. Общество меняет свои качественные характеристики... в условиях перемен XXI века меняются исторические оценки значимых событий и действующих лиц, происходит обновление ведущих институциональных дискурсов, появляются новейшие глобальные, региональные риски и пути их преодоления, пересматриваются прогнозные сценарии будущего.» [1]. Проблема педагогического сопровождения процессов формирования системы основополагающих социально-культурных ценностей

человека актуальна не только на этапах становления личности, но и на этапах ее дальнейшего развития посредством широко представленных в настоящее время форм непрерывного образования. Риск гуманитарного кризиса в современных конкретно-исторических реалиях предопределяет необходимость рассматривать непрерывную социализацию взрослого как актуальную педагогическую практику и актуальное направление научных исследований в сфере общественных наук.

В этих условиях органы внутренних дел, в том числе полиция, выполняя возложенные правоохранительные задачи, должны соответствовать социальным ожиданиям от их деятельности. Нормативно установлено, что последняя направлена на возникновение общественного доверия к органам внутренних дел и поддержки граждан, осуществляется на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, имеет социально-ориентированный, открытый характер. Несмотря на нормативно установленные принципы деятельности полиции, сама возможность функционирования жизнеспособных принципов, эффективность их реализации определяется деятельностью конкретного сотрудника. Расставленные акценты здесь имеют решающее значение, поскольку реализация социально-направленных гуманистически ориентированных концепций и моделей развития органов внутренних дел в конечном итоге детерминирована личностным потенциалом сотрудников как основной движущей силой этих стратегий.

Современные исследователи приходят к однозначному, и, казалось бы, не требующему доказательств выводу, что профессионализм оказывается производным феноменом, зависящим от уровня личностного развития сотрудника [2, с.4]. Вместе с тем, пристальное внимание к профессиональной составляющей выпускника образовательной организации, объяснимое с позиции потенциального источника социально-экономического и правового благополучия государства, оставляет личность обучающегося без должного педагогического внимания. Личность как особое качество и социальная характеристика человека, приобретаемая им в социокультурной среде в результате совместной деятельности и взаимного общения, характеризуется устойчивостью мировоззрения, нравственных идеалов, норм поведения [3, с.320-323]. Несомненно, что развитие личности в течение всей жизни предполагает профессионализацию человеческой деятельности. Профессионализация, вероятно, выступает атрибутом непрерывного развития личности в течение жизни. Но противопоставление профессионализации и гуманизации образования не является естественным положением, лежащим в основе проектирования процессов развития личности. Л.М. Митина называет это противопоставление «подчас искусственно созданными позициями -«образование для жизни» и «образование для человека» [4]. Такое положение в современном образовании имеет исторические основания, оно возникло не случайно и не сразу. Так, для М.Я. Басова (1926 г.), период вступления в профессию представляется вступлением в подлинную жизнь, с профессией связывают возникновение «социального индивида», занявшего свое место в структуре общества. Профессиональное самоопределение -второе и окончательное рождение человека [5, с.3-4]. Иными словами, социализация личности осуществляется, в том числе и ее профессионализацией.

В тоже время, становится очевидным, что личностно-ориентированных характер образования отличается некой интимностью и противоречивостью (по В.В. Серикову), основывается на не до конца определенных закономерностях. Личностно-ориентированное образование исключает непосредственное и безапелляционное воздействие на ценностно-смысловые установки обучающегося. Противоречивый характер лич-ностно-ориентированного обретения ценностей посредством образования устремлен к культивированию субъектно-личностного образовательного опыта, изменению смыслового пространства обучения посредством событийного механизма воспитания, суперпозиции воспитательных сред (по В.В. Серикову [6]). Проектирование личностно-развивающей среды в непрерывном образовании сотрудников органов внутренних дел предстает таким образом, приоритетным способом педагогической поддержки взрослых обучающихся, в процессе реализации которой происходит поощрение субъект-

обусловленной критической рефлексии сложившихся смысложизненных установок. Эта позиция в проектировании личностно-развивающей среды является значимой в силу специфики служебной деятельности, которую не в полной мере можно отождествлять с «обычной» профессиональной деятельностью. Личностный «отпечаток» службы в органах внутренних дел следует интерпретировать с учетом закономерного «внешнего» влияния императивных установлений к поведению государственных служащих.

Внешне заданные формы поведения сотрудников обусловлены притязаниями профессиональной среды на нормативную регуляцию и формализацию поведения сотрудника как в служебной, так и в повседневной деятельности. Фактически, сотрудник органов внутренних дел 24 часа в сутки остается сотрудником. Заметим также, что служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел опосредована социальными отношениями, переплетением правовых норм, морально-нравственных ценностных ориентаций, социально-культурных традиций [7, 8, 9], противоречивое влияние которых на конкретного сотрудника со временем может только усиливаться, проявляясь в профессиональной деформации и деструктивных поступках. При этом соотношение и удельная значимость указанных факторов в контексте динамики становления направленности личности и последующего ее развития недостаточно исследована.

Решение проблемы современного развития органов внутренних дел представляется сопряженным с созданием личностно-развивающей среды в непрерывном образовании -среды с особыми свойствами, позволяющими обнаруживать потенциальные источники личностного становления и создавать условия для личностного развития сотрудника посредством образовательных сред на протяжении всего периода активной служебной деятельности, а также после нее. Поощрение субъект-обусловленной критической рефлексии сложившихся смысложизненных установок взрослого обучающегося связано с формированием нетипичной для традиционной образовательной среды образовательных организаций МВД России условий субъект-субъектного взаимодействия. Под субъект-субъектным взаимодействием нами понимается такое взаимодействие между субъектами образовательного процесса (обучающимися, педагогом), осуществляемое «с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц» [10], которое снимает непосредственное однонаправленное воздействие, характерное для субординационно-иерархичного пространства служебной среды в органах внутренних дел. Субъект-субъектное взаимодействие не интерпретируется нами как непосредственное. Напротив, тезис о снятии непосредственности представляется важным, поскольку определяет необходимость введения в педагогический проект субъект-субъектного взаимодействия понятия среды, обладающей особыми свойствами. Значение слова «непосредственный» предполагает отсутствие посредника. Среда в этом смысле выступает достаточно нетрадиционным педагогическим средством, поскольку личностно-развивающее средовое воздействие не предполагает наличие конкретных признаков идеально-проектируемого образа личности, ее типических характеристик. В результате не личность формируется по образцу, она созидается в созидаемой среде. В таком педагогическом процессе невозможно занять позицию сугубо субъекта или сугубо объекта, следовательно, как такого субъект-объектного взаимодействия нет по причине того, что рефлексирующий субъект (обучающийся, как и сам педагог) сам значимо меняется в процессе педагогического общения. Позиция субъекта здесь, как и позиция объекта педагогического воздействия условна и относительна. Подобное взаимодействие не отличается строгой линейностью прогрессивного роста искомых образовательных результатов, поскольку педагог не выступает носителем истины и «сакрального» языка. Такое общение в процессе реализации личностно-развивающей среды в непрерывном образовании нетипично для служебных взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, нормативность службы в органах внутренних дел, отражающая требования к личностным качествам сотрудников, предполагает строгую регламентацию

их деятельности, этических норм и правил поведения. Роль регламентов личностных качеств традиционно выполняли уставы для служащих. Уставы, помимо того, что являлись сводами правил, определяющими особенности функционирования военизированных сил, содержали основы служебной дисциплины и отношения между чинами в соответствии со служебной иерархией, положения поощрительно-карательной системы. Вместе с тем, проектирование и реализация образовательной среды с использованием педагогического инструментария субъект-субъектного взаимодействия способствует формированию субъектного, жизнетворческого и самообразующего начала в человеке.

Литература

1. Слободчиков В.И. Общественно-гуманитарные науки современной России: между прошлым и будущим (вместо введения) // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности». Саратов: Саратовск.гос. юрид. акад., 2019. С. 8-12.

2. Андрианов А.С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2020. 206 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.:Прайм-Еврознак, 2008. 868 с.

4. Митина Л.М. Система «образование-личность-профессия» как предмет психологиче-

ского исследования // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Образование - личность - профессия». М.: ФГБНУ «ПИ РАО», 2013. С. 1216.

5. Басов М.Я. Личность и профессия: к научному обоснованию выбора профессии. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926. 68 с.

6. Серикова В.В. Педагогическое знание и педагогическая деятельность: взаимосвязь, коллизии, развитие: доклад на заседании Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики 30 мая 2017 года [Электронный ресурс] / Институт стратегии развития образования РАО. 2017. Режим доступа: https://www.instrao.ru/index.php/content-page/275-priglashaem-k-obsuzhdeniyu/2301-doklad-serikova-vladislava-vladislavovicha-na-temu-pedagogicheskoe-znanie-i-pedagogicheskaya-deyatelnost-vzaimosvyaz-kollizii-razvitie.

7. Сухинин А.В. Общая характеристика конфликтов во внешней сфере управления полиции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1(28). С. 192-196.

8. Гирвиц А.В. Полицейское усмотрение в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2017. 31 с.

9. Басинский А.М. Формирование готовности сотрудников органов внутренних дел к осуществлению охранной функции в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2017. 202 с.

10. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 122-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.