Курцев Н. А.
СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА СОСТАВА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
15. РАЗНОЕ
15.1. СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА СОСТАВА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Курцев Никита Александрович, аспирант
Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Аннотация: В статье рассмотрены дискуссионные вопросы установления субъекта и субъективной стороны преступления, предусмотренного статьей 219 УК РФ. Обосновывается авторское представление о том, что субъектами рассматриваемого преступления могут быть как должностные лица, так и граждане, на которых была возложена определенная обязанность по соблюдению противопожарных правил, и они были ознакомлены с этими правилами или имели реальную возможность ознакомиться, но не сделали этого вопреки предписаниям правил. Сделаны вывод о наличии дополнительных признаков субъекта преступления, предусмотренного ст.219 УК РФ, характеризующих его статус, а также определены основные признаки субъективной стороны преступления, которыми следует руководствоваться при установлении факта нарушения требований пожарной безопасности
Ключевые слова: общественная безопасность, пожар, нарушение требований пожарной безопасности, субъект преступления, субъективная сторона, должностное лицо, вина
SUBJECT AND THE SUBJECTIVE ASPECT OF VIOLATIONS OF FIRE SAFETY
Kurtsev Nikita A., graduate student
Study place: the Academy of the General Prosecutor of the Russian Federation
Annotation: The article deals with the problems of establishing the subject of discussion, and the subjective side of a crime under Article 219 of the Criminal Code. Substantiates the author's idea that the subjects of the crime can be both officials and citizens, which has been assigned a specific duty to comply with fire safety regulations, and they were familiar with these rules, or had a real opportunity to learn, but did not, contrary to the requirements of rules. Infer the presence of the additional features of the subject of the crime under the Criminal Code art. 219 describing its status, and the basic features of the offense is to be followed in determining whether a violation of fire safety requirements Keywords: public safety, fire, violation of fire safety, the perpetrator, the subjective side, the official wine
В центре внимания специалистов при анализе субъективной стороны преступлений в сфере пожарной безопасности выступает институт вины. Сама природа неосторожных деяний такова, что эти последствия зачастую не зависят от воли и «качества» поведения причинителя вреда и потому носят во многом случайный характер.
В теории уголовного права все чаще звучит предложение о необходимости учета в вине факта осознания
противоправности совершенного преступления; особенно это имеет актуальное звучание для преступлений, совершаемых по неосторожности. В одних анализируемых ситуациях пренебрежительное отношение к противопожарным правилами может не повлечь причинение уголовно-наказуемого преступления, в других случаях, наоборот, гораздо меньшая неосмотрительность виновного лица может стать основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.
В сфере пожарной безопасности государства действует огромное количество нормативно-правовых актов, в том числе, ведомственных. Требовать от конкретного должностного лица безусловного познания всех их на уровне презумпции, значит - допускать объективное вменение, запрещенное уголовным законом. Положения, содержащиеся в указанных законодательных актах, далеко не всегда формулируют очевидные требования пожарной безопасности, иногда возникают ситуации, в которых чтобы понять конкретное правило поведения, необходимо ознакомиться со всем нормативным актом подробно.
Необходимо отметить еще и тот факт, что многочисленные нормативно-правовые акты в сфере пожарной безопасности содержат большое количество обязательных правовых предписаний, которые не имеют определенных адресатов и поэтому распространяются на всех должностных лиц, независимо от того, связаны ли они работой с пожароопасными веществами. Доведение требований тех или иных противопожарных правил до сведения лиц, не работающих с пожароопасными веществами (предметами) осуществляется различными путями. Требования в области пожарной безопасности становятся известны и посторонним лицах, которые могут находиться в соответствующих зданиях и помещениях. Нарушение соответствующих законодательных требований любым лицом, если это повлекло возникновение пожара и наступление в результате него преступного последствия, образует состав преступления, в случае если лицо знакомо с вышеперечисленными правилами.
С субъективной стороны состав рассматриваемого преступления характеризуется двойной (межотраслевой, смешанной) формой вины. Особенность данного состава преступления заключается в том, что при такой конструкции законодателем предусмотрено сочетание правонарушения и преступления1. Нарушение требований пожарной безопасности представляет собой правонарушение не уголовно-правового характера, поскольку ненаступление преступных последствий исключает уголовную ответственность и влечет административную ответственность по ст. 20.4 КоАП. Последствия же, предусмотренные ч. 1 ст. 219 УК, имеют уголовно-правовой характер и выступают криминообразующим признаком. При этом требования пожарной безопасности могут быть нарушены как умышленно, так и по неосторожности, и данная вина не имеет уголовно-правового характера, последствия же наступа-
1 Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. - Тольятти: ТолПИ, 1998. С. 152 - 154.
205
Бизнес в законе
5’2014
ют по неосторожности, и вина по отношению к последствиям является уголовно-правовой2.
Соответственно, определяющим форму вины в целом в таком случае является психическое отношение к последствиям, выраженное в неосторожной форме вины уголовно-правового характера.
Таким образом, в целом преступление, предусмотренное ст. 219 УК РФ, совершается по неосторожности.
Основная трудность в установлении признаков субъективной стороны рассматриваемого преступления заключается в том, что необходимо устанавливать психическое отношение субъекта не только к деянию в целом, но и к такому его признаку как нарушение требований пожарной безопасности. Как отмечает Н. И. Пикуров нарушение специальных правил, как всякое правонарушение, предполагает единство объективной и субъективной сторон. «Если допустить, что по отношению к нарушению специальных правил у субъекта отсутствует интеллектуальный или волевой моменты вины, то на каком основании ему можно вменить эти нарушения?»3 *. Таким образом, в каждом случае нарушения требований пожарной безопасности необходимо определить психическое отношение субъекта к факту такого нарушения. При этом важное значение имеет вопрос, был ли субъект преступления ознакомлен с соответствующими правилами, а если не знаком, то была ли у него возможность ознакомиться с теми правилами, которые регламентируют меры предосторожности, предупреждающие пожар.
Любое преступление, являясь социальным явлением, выражается в деятельности конкретного человека - субъекта правонарушения. Согласно диспозиции ст. 219 УК РФ ответственность за общественно опасное деяние может по этой норме нести лишь лицо, на котором, лежала обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Уголовный закон не определил, какое лицо необходимо признавать виновным, т.е. на котором лежала обязанность по соблюдению требований, что, в свою очередь приводит к ошибкам, связанным с неправильным определение субъекта преступления, совершённого в результате нарушения требований пожарной безопасности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации установил, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 219 УК РФ, выступает то лицо, на которое была возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности (например, руководители предприятий и организаций всех форм собственности и уполномоченные ими лица, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативно-правовых актов и инструкций непосредственно обязаны выполнять соответствующие правила либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ; собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы и др.) .
2 Закомолдин Р.В. Преступные нарушения специальных правил и требований безопасности: монография. - Тольятти: Филиал РГСУ. 2013. С. 85-86.
3 Пикуров Н.И. Квалификация преступлений с бланкетными признаками состава: Монография,-М.: Российская академия правосудия. М. 2009. 288 С. 225.
4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества
Участниками правоотношений пожарной безопасности являются должностные лица, на которых возложена обязанность по предотвращению пожаров, собственники и пользователи помещений, а так же те лица, которые должны воздерживаться от поведения, которое может нашести ущерб пожарной безопасности. В случае невыполнения соответствующих обязанностей, установленных требованиями пожарной безопасности, анализируемые лица становятся субъектами преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, тем самым субъектом выступает лицо, на котором лежала обязанность исполнять, правила пожарной безопасности5.
Субъектом преступления, связанного с нарушением требований пожарной безопасности, признается лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности законом или иными нормативно-правовыми актами (как государственными, так и актами руководителя конкретного предприятия или организации)6. Для установления круга должностных лиц, которые могут являться субъектами анализируемого деяния, необходимо обратиться к соответствующим правовым актам в области пожарной безопасности.
Но для признания таких лиц субъектами преступления ст. 219 УК РФ необходимо определить был ли ознакомлен тот или иной работник предприятия с соответствующим приказом, согласно которому на него возложена ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, если будет установлено, что лицо не знало о возложенных на него обязанностях, то оно не подлежит уголовной ответственности. Иногда руководство предприятия снимает с подчинённого какую-либо обязанность либо временно перекладывает на себя. Данное обстоятельство также исключает возможность привлечения работника, на которого эта обязанность была первоначально возложена, к уголовной ответственности7.
Необходимо так же установить, что должностное лицо, на которое специальным распоряжение была возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности или контролировать и обеспечивать их выполнение, было осведомлённым в решении вопросов пожарной безопасности, в противном случае лицо не может нести уголовную ответственность.
В этой связи, относительно вопроса, кто должен выступать субъектом данного преступления, необходимо руководствоваться позициями федерального законодательства, а также Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, и согласно ч.1 ст. 38 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим за-
путем поджога либо в результате неосторожного обращения с
огнем».
5 Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник под ред. д.ю.н. проф., Л.Ф. Иногамовой-Хегай, д.ю..н., проф; А.И. Рарога, д.ю.н, проф А.И; Чучаева.-М.: Инфра_М: Контракт, 2009.- С. 385.
6 Курс уголовного уголовного права. Особенная часть/ Под ред. В.Н. Кузнецова, А.В. Наумова.- М.: Спартак, 2002. С. 580. Автор главы Б.В. Яцеленко.
7 Тер-Акопов А. Причинная связь в преступлениях, связанных с нарушением должностных функций. М.- С.5.
206
Курцев Н. А.
СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА СОСТАВА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
конодательством несут собственники имущества, а также наниматели муниципального жилищного фонда.
Позиция Пленума Верховного суда Российской Федерации изложена в постановлении от 05.06.2002 №14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем», согласно которому субъектом преступления, предусмотренного статьей 219 УК РФ, является лицо, на которое была возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности (например, руководители предприятий и организаций всех форм собственности и уполномоченные ими лица, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативноправовых актов и инструкций непосредственно обязаны выполнять соответствующие правила либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ; собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы и др.).
Таким образом, субъектами указанного преступления, по нашему мнению, могут быть как должностные лица, так и граждане, на которых была возложена определенная обязанность по соблюдению противопожарных правил, и они были ознакомлены с этими правилами или имели реальную возможность ознакомиться, но не сделали этого вопреки предписаниям правил.
Можно сделать вывод о том, что помимо общих признаков субъекта преступления, субъект рассматриваемого преступления обладает дополнительными признаками, характеризующими его статус:
- лицо, на котором лежала обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, определенная законом;
- лицо, на которое возлагается обязанность по осуществлению контроля за соблюдением соответствующих требований пожарной безопасности, установленная нормативноправовым актом;
- лицо, на которое по статусу профессиональной деятельности возлагается ответственность по контролю за по соблюдением требований пожарной безопасности;
- лицо, на которое в силу его гражданских обязанностей возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Подводя итог характеристике субъективных признаков исследуемого состава преступления, целесообразно выделить следующее:
- субъектом преступления, связанного с нарушением требований пожарной безопасности признается должностное лицо и граждане, на, которых возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности нормативноправовыми актами;
- обязанность по соблюдению соответствующих требований пожарной безопасности может быть возложена как на должностных лиц, так и на граждан, которые были ознакомлены с указанными правилами.
- нарушение требований пожарной безопасности может быть совершено как в форме преступного легкомыслия, так и небрежности и психическое отношение субъекта к объекту деяний предусматривает единый психологический процесс, который протекает в одной форме вины.
- при установлении конкретной формы вины, требовать от должностного лица безусловного знания всех законов в области пожарной безопасности на уровне презумпции, не обоснованно, так как допускается объективное вменение, запрещенное уголовным законодательством.
Список литературы:
1. Закомолдин Р.В. Преступные нарушения специальных правил и требований безопасности: монография. - Тольятти: Филиал РГСУ. 2013. 202 с.
2. Курс уголовного права. Особенная часть/ Под ред. В.Н. Кузнецова, А.В. Наумова.- М.: Спартак, 2002. С. 580.
3. Пикуров Н.И. Квалификация преступлений с бланкетными признаками состава: Монография,-М.: Российская академия правосудия. М. 2009. 288 c.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем».
5. Тер-Акопов А.А. Причинная связь в преступлениях, связанных с нарушением должностных функций. М. - Советская юстиция. 1984. №22.
6. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник под ред. д.ю.н. проф., Л.Ф. Иногамовой-Хегай, д.ю..н., проф; А.И. Рарога, д.ю.н, проф А.И; Чучаева.-М.: Инфра_М: Контракт, 2009. - 516с.
7. Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. - Тольятти: ТолПИ, 1998. 346 с.
Reference list:
1. R. Zakomoldin. Criminal violations of specific rules and safety requirements: monograph. - Moscow: Branch RSSU. 2013. 202 p.
2. Course criminal criminal law. The special part / Ed. V. Kuznetsov, A.Naumova. - M.: Spartacus, 2002, p. 580.
3. N. Pikurov. Qualification of crimes with a blanket of signs: Monograph, M.: Russian Academy of Justice. M. 2009. 288 p.
4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of June 5, 2002 N 14 "On judicial practice in cases of violation of fire safety rules, destroying or damaging property by arson or due to careless handling of fire."
5. A. Ter-Akopov. Causal connection with crimes related to violation of official duties. M. - Soviet justice. 1984. №22.
6. Criminal Law of the Russian Federation. The special part: Textbook ed. Doctor of Laws prof., L. Inogamova-Khegai, Professor A. Rarog, Prof. A. Chuchaeva. - M.: Infra_M: Contract, 2009 - 516 p.
7. V. Jakushin. Subjective imputation and its importance in the criminal law. - Tolyatti, 1998. 346 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Н.А. Курцева «Субъект и субъективная сторона состава нарушения требований пожарной безопасности» Бланкетный характер состава нарушения требований пожарной безопасности создает немало трудностей для правоприменителя. Нет единства по многим вопросам применения ст. 219 УК РФ и в доктрине уголовного права. Эти обстоятельства указывают на несомненную актуальность публикации, и ее возможную востребованность не только для теории уголовного права, но и для практических работников.
Автор рассматривает сложные, дискуссионные вопросы установления признаков субъекта и субъективной стороны состава нарушения требований пожарной безопасности, предлагает собственные варианты решения указанных проблем.
Учитывая вышеизложенное считаю возможным рекомендовать статью Н.А. Курцева «Субъект и субъективная сторона состава нарушения требований пожарной безопасности» к опубликованию.
Главный научный сотрудник
НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ,
доктор юридических наук, профессор
Н.И. Пикуров
207