Научная статья на тему 'STYLE PARAMETERS OF LEARNING AS A RESOURCE FORMING STUDENTS' RESISTANCE TO INTERNET ADDICTION'

STYLE PARAMETERS OF LEARNING AS A RESOURCE FORMING STUDENTS' RESISTANCE TO INTERNET ADDICTION Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
internet addiction / students / excessive Internet use / psychological stability / learning styles / style parameters of learning. / интернет-зависимость / студенты / психологическая устойчивость к интернет-зависимости / стиль обучения / стилевые параметры обучения.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Kuznetsova Lyudmila Borisovna

the problem of Internet addiction has become increasingly relevant. The aim of the study is to analyze the socio-psychological factors that help to prevent Internet addiction at youth age. The article discusses the results of an empirical study of stylistic parameters of learning as a prerequisite for the formation of students' resistance to the emergence of Internet addiction. The study was conducted at the Belgorod State National Research University. It was attended by first-year students. The number of subjects was 72 people. The results obtained allow us to describe the style parameters of learning that contribute to the formation of resistance to Internet addiction. In particular, the parameters contributing to the prevention of Internet-dependent behavior of students are: active interaction in the educational process, as well as reliance on practical activities with the subjects and phenomena being studied, which allows you to get a specific sensory experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СТИЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

проблема интернет-зависимости приобретет все большую актуальность. Целью проведенного исследования является анализ социально-психологических факторов предупреждения склонности к интернет-зависимости в студенческом возрасте. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования стилевых параметров обучения как предпосылки формирования устойчивости студентов к возникновению интернет-зависимости. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В нем приняли участие студенты первого курса. Общее число испытуемых составило 72 человека. Полученные результаты позволяют описать стилевые параметры обучения, способствующие формированию устойчивости к интернет-зависимости. В частности, параметрами, способствующими предупреждению интернет-зависимого поведения студентов, являются: активное взаимодействие в учебном процессе, а также опора на практическую деятельность с изучаемыми предметами и явлениями, позволяющую получить конкретный чувственный опыт.

Текст научной работы на тему «STYLE PARAMETERS OF LEARNING AS A RESOURCE FORMING STUDENTS' RESISTANCE TO INTERNET ADDICTION»

STYLE PARAMETERS OF LEARNING AS A RESOURCE FORMING STUDENTS' RESISTANCE TO INTERNET ADDICTION Kuznetsova L.B. (Russian Federation)

Kuznetsova Lyudmila Borisovna - PhD in Psychology, Associate Professor, PSYCHOLOGYCAL DEPARTMENT, BELGOROD NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: the problem of Internet addiction has become increasingly relevant. The aim of the study is to analyze the socio-psychological factors that help to prevent Internet addiction at youth age. The article discusses the results of an empirical study of stylistic parameters of learning as a prerequisite for the formation of students' resistance to the emergence of Internet addiction. The study was conducted at the Belgorod State National Research University. It was attended by first-year students. The number of subjects was 72 people. The results obtained allow us to describe the style parameters of learning that contribute to the formation of resistance to Internet addiction. In particular, the parameters contributing to the prevention of Internet-dependent behavior of students are: active interaction in the educational process, as well as reliance on practical activities with the subjects and phenomena being studied, which allows you to get a specific sensory experience. Keywords: internet addiction, students, excessive Internet use, psychological stability, learning styles; style parameters of learning.

СТИЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ Кузнецова Л.Б. (Российская Федерация)

Кузнецова Людмила Борисовна - кандидат психологических наук, доцент,

кафедра психологии,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: проблема интернет-зависимости приобретет все большую актуальность. Целью проведенного исследования является анализ социально-психологических факторов предупреждения склонности к интернет-зависимости в студенческом возрасте. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования стилевых параметров обучения как предпосылки формирования устойчивости студентов к возникновению интернет-зависимости. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В нем приняли участие студенты первого курса. Общее число испытуемых составило 72 человека. Полученные результаты позволяют описать стилевые параметры обучения, способствующие формированию устойчивости к интернет-зависимости. В частности, параметрами, способствующими предупреждению интернет-зависимого поведения студентов, являются: активное взаимодействие в учебном процессе, а также опора на практическую деятельность с изучаемыми предметами и явлениями, позволяющую получить конкретный чувственный опыт.

Ключевые слова: интернет-зависимость, студенты, психологическая устойчивость к интернет-зависимости, стиль обучения, стилевые параметры обучения.

Информационные технологии все более прочно входят в жизнь современного человека, как её неотъемлемые элементы. Использование компьютера и сети интернет существенно расширяет возможности профессионального развития и самосовершенствования представителей самых различных профессий, что особенно важно на этапе профессионального становления [3;5;10]. В связи компьютеризацией и информатизацией, решение многих повседневных житейских задач (коммуникация, оформление документов, финансовые, юридические и др. вопросы) так же предполагает использование интернет-технологий. Все это делает интернет жизненно-необходимым и эмоционально-притягательным.

В то же время с возрастанием компьютеризации все актуальней становится проблема патологического использования интернета, и, в частности, возникновение у его субъектов проблем психологического характера [5]. К ним относятся нарушения эмоциональной сферы, снижение волевого самоконтроля, уменьшение социальной активности и интереса к жизни. Стремительное развитие интернет-технологий в современном мире выдвигает перед психологией новые прикладные задачи. Среди них и задача психологической помощи людям склонным к зависимости от интернета и средств доступа к нему.

Особенно актуальна проблема возникновения интернет-зависимого поведения в возрастных группах наиболее активно использующих интернет, как средство коммуникации и получения информации. Это,

прежде всего, подростковый и юношеский возраст [1;2;4;6;8]. Как отмечают А.Ю. Гуреева и С.В. Сизов, ссылаясь на данные многочисленных социологических опросов, основными пользователями интернета в России на сегодняшний день являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты [4, С. 127]. Для студентов интернет является не только средством общения, местом самопрезентации, реализации своих увлечений, получения удовольствия, но и важным каналом получения информации и, в том числе, связанной с профессиональным обучением и развитием.

Интернет-зависимость определяется в современной психологической литературе как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [12].

Одним из важных направлений исследования интернет-зависимости является анализ факторов возникновения интернет-зависимого поведения [9]. Современные ученые анализируют в своих исследованиях как внутренние (психологические), так и внешние (социальные) факторы интернет-зависимости. В контексте решения задач нашего исследования наибольший интерес представляет анализ последних данных, касающихся проявления социально-психологических факторов интернет-зависимого поведения.

Проводимые исследования убедительно доказывают, что одним из значимых психологических факторов, связанных с уровнем интернет-зависимости является дефицит общения и субъективное ощущение одиночества. По данным К.А. Джагарян, повышение у студентов уровня интернет-зависимости сопровождается возникновением у них признаков нарушения психологической безопасности их личности - они ощущают себя одинокими, неуверенными в себе, понижается их самооценка и силы воли [5, С.22]. Как отмечают А.Ю. Гуреева, С.А. Сизов, молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, зачастую, не способны строить отношения со сверстниками и противоположным полом, недостаточно хорошо адаптируются в коллективе, что и является причиной ухода от жизненных трудностей в виртуальный мир и постепенного формирования компьютерной зависимости [4]. По данным К. Янг, исследовавшей особенности интернет-зависимых пользователей сети интернет, большая часть из них пользуется сервисами интернет, связанными с общением [12]. К. Янг пришла к выводу, что интернет-зависимые используют интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе, участия в чатах), возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получая их признание [4, С. 128]. Таким образом, неудовлетворенность одной из базовых потребностей личности в контакте с другими людьми, ощущении себя причастным к какому-либо сообществу, а также недостаточное развитие соответсвующих коммуникативных умений и навыков, можно рассматривать как предпосылку возникновения интернет-зависимого поведения.

Интересным представляется подход ряда авторов, предлагающих в качестве перспективного направления изучения проблемы оптимального уровня включения личности в интернет-простанство рассматривать составление образа «идеального» интернет-пользователя и образа патологического пользователя Интернетом [11, С. 75]. Мы так же полагаем, что целесообразен перенос фокуса анализа с психологических факторов, способствующих возникновению интернет-зависимости, на изучение психологических ресурсов устойчивости личности к зависимости от интернета и средств доступа к нему.

В качестве одного из таких факторов можно выделить стиль обучения. Существуют различные подходы к данного понятия. Оно трактуется в современной психологической литературе как: «отношение и поведение, определяющие предпочтительный способ обучения либо как общие подходы, которые используются учащимися при освоении нового языка или при изучении любого другого предмета» [13]; как «характерное когнитивное, аффективное, социальное и физиологическое поведение, которое служит относительно стабильным индикатором того, как учащиеся воспринимают, взаимодействуют и реагируют на среду обучения» [14], как «доступную идентификации и взаимообусловленную совокупность психолого-педагогических воздействий и правил» [7].

Формирование стиля обучения субъекта образовательного процесса происходит с одной стороны на основе определенных индивидуально-типологическими и функциональными особенностями человека, а с другой - обусловлено также влиянием внешних факторов, возможностей обучения, которые предоставляет среда. Таким образом, факторы образовательного пространства можно рассматривать в качестве одной из предпосылок оптимизации индивидуального стиля обучения, придания ему развивающего потенциала, в том числе и как средства профилактики склонности к интернет-зависимому поведению.

Предметом нашего исследования является анализ социально-психологических предпосылок формирования устойчивости личности к возникновению интернет-зависимости. Мы считаем, что, проанализировав стилевые особенности учебной деятельности студентов с различным уровнем склонности к интернет-зависимости, можно выявить некий условный психологический портрет молодого человека, устойчивого к возникновению зависимости от интернета. Разработанная впоследствии, по итогам данного исследования, программа профилактики интернет зависимости могла бы быть

направлена на развитие у студентов соответствующих стилевых параметров обучения посредством формирования оптимального образовательного пространства.

Целью проведенного нами эмпирического исследования является анализ психологических предпосылок формирования устойчивости личности к возникновению интернет-зависимости. Нами была выдвинута гипотеза о том, что студенты с низким уровнем склонности к интернет-зависимому поведению имеют ряд стилевых особенностей деятельности, которые можно рассматривать как социально-психологические предпосылки формирования устойчивости к возникновению интернет-зависимости.

Мы использовали следующие психодиагностические методики: «Тест интернет-зависимости» (С. Чен), с целью диагностики склонности студентов к интернет-зависимому поведению, «Методика диагностики стилевых параметров» (А. Саломон, Р. Фелдер), с целью диагностики стилевых особенностей учебной деятельности испытуемых.

Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В нем приняли участие студенты первого курса факультета математики и естественнонаучного образования (направление подготовки: «Педагогическое образование с дополнительным профилем подготовки»). Общее число испытуемых составило 72 человека. Статистический анализ полученных данных осуществлялся нами с помощью критерия корреляции г-Пирсона.

Перейдем к рассмотрению полученных результатов, их интерпретации и анализу. На рисунке 1 представлено распределение выборки испытуемых по уровню склонности к интернет-зависимому поведению.

Рис. 1. Соотношение студентов с разным уровнем склонности к интернет-зависимому поведению (%).

Анализ полученных данных показывает, что в выборке испытуемых наиболее представлены группы студентов с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения (45,8%) и студентов склонных к возникновению интернет-зависимого поведения (45,8%). Группа студентов, демонстрирующих устойчивые черты интернет-зависимого поведения представлена незначительно (8,3%). Таким образом, можно сделать вывод, что склонности испытуемых к интернет-зависимости находится в основном в пределах низкого и среднего уровня, признаков выраженной интернет-зависимости у большинства опрошенных не выявлено.

Перейдем к анализу стилевых параметров студентов, а затем рассмотрим их взаимосвязи со склонностью к интернет-зависимому поведению. На рисунке 2 представлена диаграмма соотношения различных стилей учебной деятельности в выборке испытуемых.

■ минимальным риск возникновения интернезависимого поведения

■ склонность к возникновению интернет-зависимого поведения

устоичивыи паттерн

интернет-зависимого

поведения

7,29

3,6

5,1

7,1

3,5 3,81

1 1 1 1

3,95

Л? >

<ъ* оР ^ ^ ^ л4*

> Л» ^ ^ У Л? А* -Л*

Ж *

Рис. 2. Соотношение стилей обучения в выборке испытуемых (ср. знач.)

Можно заметить, что различные стили обучения неравномерно представлены в выборке испытуемых. Так, наиболее востребованными у студентов стилями учебной деятельности являются такие, как: «активность», «чувства», «визуальный» и «аналитический». Интерпретируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что большинство студентов отдают предпочтение групповой работе, когда новый материал активно обсуждается, а также есть возможность сразу же применить полученные знания на практике. Они более склонны к познанию конкретных фактов и соотношений между ними, нежели возможностей и абстрактных закономерностей. И ещё одной их отличительной особенностью является повышение эффективности усвоения при наглядной репрезентации информации и учебного материала.

Основной задачей нашего исследования было выявление стилевых параметров обучения как предпосылок устойчивости личности к интернет-зависимому поведению. Для её решения мы осуществили анализ корреляционных связей стилевых особенностей обучения испытуемых и уровня их интернет-зависимости (Таблица 1).

Таблица 1. Коэффициенты корреляции г-Пирсона склонности к интернет-зависимому поведению и стилевых

параметров обучения студентов.

Интернет-зависимость Активность Рефлекси вность Чувства Интуици я Визуальн ый Вербальн ый Аналити ческий Синтетич еский

-0,35** 0,38** -0,36** 0,35** -0,27* 0,13 0,05 -0,20

Примечание:

* - уровень значимости р<0,05 ** - уровень значимости р<0,01

Корреляционный анализ показал, что по ряду параметров существуют значимые корреляционные связи между уровнем склонности к интернет-зависимому поведению и стилевыми параметрами учебной деятельности студентов. Рассмотрим их более подробно.

Для студентов склонных к возникновению интернет-зависимости в большей мере характерны такие стилевые особенности обучения, как: рефлексивность (г=0,38, р<0,01) и интуитивность (г=0,35, р<0,01) в процессе познания. Таким образом, для них большее значение имеет процесс тщательного обдумывания и мысленной категоризации информации перед тем, как она будет применена на практике, а также ориентация в процессе познания на интуицию, которая выражается в склонности к познанию возможностей и абстрактных закономерностей, тяготении к неопределенности.

Для студентов, демонстрирующих низкий уровень склонности к интернет-зависимому поведению более характерны такие стили обучения, как активность (г=-0,35, р<0,01) и ориентация на чувственное познание (г=-0,36, р<0,01). Таким образом, студенты не склонные к интернет-зависимому поведению в процессе усвоения учебного материала активно взаимодействуют с одногруппниками по поводу

изучаемых предметов и явлений, а также осуществляют всевозможные действия с ним (рассмотреть, потрогать и пр.). Также обнаружена обратная корреляционная связь склонности к интернет-зависимому повелению и визуального стиля обучения (r=-0,27, p<0,05). Этот факт свидетельствует о том, что студенты устойчивые к возникновению интернет-зависимого поведения предпочитают наглядное представление информации и учебного материала в процессе обучения.

Таком образом, полученные нами результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу: взаимосвязь между склонностью к интернет-зависимому поведению и стилевыми параметрами обучения студентов существует. Так, стилевые особенности учебной деятельности студентов не склонных к интернет-зависимости отличаются более высоким уровнем активности, взаимодействия с другими участниками учебного процесса, а также предпочтением возможности чувственного познания изучаемых предметов и явлений.

В целом мы можем сделать следующие основные выводы по итогам проведенного исследования. Полученные результаты позволяют более четко описать социально-психологические предпосылки формирования устойчивости студентов к возникновению интернет-зависимости. Исходя из выявленных стилевых особенностей учебной деятельности студента не склонного к интернет-зависимому поведению, мы можем говорить о возможности формирования устойчивости личности к возникновению интернет-зависимости в рамках образовательного процесса современного вуза посредством создания условий для развития определенных стилевых параметров. Так, одним из первостепенных факторов является включение молодых людей в активное взаимодействие в учебном процессе (как личное, так и профессиональное). Также необходима такая организация образовательного пространства современного вуза, которая расширяла бы возможность чувственного познания, за счет практического действия с изучаемыми предметами и явлениями и обеспечивала широкие возможности визуального восприятия учебного материала.

Список литературы /References

1. Атаскевич Н.О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости // Современная психология: материалы II Международная научная конференция (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5875/ (дата обращения: 26.12.2022).

2. Белякова Н.А. Особенности копинг-стратегий у студентов с предпосылками к формированию интернет-зависимости //Молодежь и медицинская наука: Материалы II межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. 2014. С. 39-42.

3. Горохова Ю.А., Иродова И.А. Формирование информационно-компьютерной готовности студентов экономических специальностей // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 3. С. 119.

4. Гуреева А.Ю., Сизов С.В. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы / Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 2. С. 127-129.

5. Джагарян К.А. Индивидуально-психологические особенности студентов техникума с интернет-зависимостью / Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 110-123.

6. Иванова Т.В. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 24. С. 49-53.

7. ЛефрансуаГ. Прикладная педагогическая психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 416 с.

8. Самойлик А.А. Интернет-зависимость и факторы ее профилактики в юношеском возрасте // Актуальные проблемы психологии профессиональной деятельности в системе транспорта: Труды Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 40-летию начала строительства БАМа и 20-летнему юбилею организации Психологической службы ДвостЖД. Дальневосточный государственный университет путей сообщения; Под редакцией М.В. Сокольской. 2014. С. 196-201.

9. Титова В.В. Киберпатология: результаты исследования и пути профилактики // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2017. № 4.- URL: www.evestnik-mgou.ru.

10. Толыпина Ю.А. Модель формирования информационной готовности специалистов аграрной сферы // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 2. С. 157-160.

11. Хатагова Е.Р., Цалиева Н.С., Саркисова Л.М. Сравнительное исследование интернет-зависимости у студентов гуманитарной и технической специальностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 24. С. 70-76.

12. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // МирИнтернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

13. Celce-Murcia M. Teaching English as a second or foreign language. NY: Dewey Publishing Services, 2001.

14.MacKeracher D. Making sense of adult learning. University of Toronto Press Incorporated, 2004. 263 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.