Научная статья на тему 'ПОВСЕДНЕВНАЯ И АФФЕКТИВНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ: ОТНОШЕНИЕ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ'

ПОВСЕДНЕВНАЯ И АФФЕКТИВНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ: ОТНОШЕНИЕ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / АФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / АФФЕКТИВНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Симакова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются механизмы интернет-зависимости как в повседневной форме, так и в форме глубоких нарушений эмоциональной сферы личности. Опасность аффективной интернет-зависимости онтогенетически возникает раньше повседневной интернет-зависимости, развивается быстрее и имеет более глубокие личностные корни, уходящие в самое начало формирования личности в образовательном процессе. Этот вид зависимости теснее связан именно с дефицитом воспитания. Проведенный анализ психологической литературы показывает, что в настоящее время нет единого подхода к решению проблемы интернет-зависимости. Отсутствие единого понимания феномена на теоретико-прикладном и практическом уровнях существенно затрудняет оказание психологической поддержки и помощи интернет-зависимым, а также подбор адекватных методов психокоррекции и психотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Симакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the mechanisms of Internet addiction both in the everyday form and in the form of deep violations of the emotional sphere of the personality. The danger of affective Internet addiction ontogenetically arises earlier than everyday Internet addiction, develops faster and has deeper personal roots, going back to the very beginning of the formation of personality in the educational process. This type of addiction is more closely related to the lack of education. The analysis of the psychological literature shows that there is currently no single approach to solving the problem of Internet addiction. The lack of a unified understanding of the phenomenon at the theoretical, applied and practical levels significantly complicates the provision of psychological support and assistance to Internet addicts regarding the selection of adequate methods of psychocorrection and psychotherapy.

Текст научной работы на тему «ПОВСЕДНЕВНАЯ И АФФЕКТИВНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ: ОТНОШЕНИЕ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.99

DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).013-018

ПОВСЕДНЕВНАЯ И АФФЕКТИВНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ: ОТНОШЕНИЕ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

Д. В. Сочивко, Т. А. Симакова

Для цитирования

Сочивко, Д. В. Повседневная и аффективная интернет-зависимости: отношение к экзистенциальному развитию личности / Д. В. Сочивко, Т. А. Симакова // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). - С. 13-18. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.1(54).013-018.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы интернет-зависимости как в повседневной форме, так и в форме глубоких нарушений эмоциональной сферы личности. Опасность аффективной интернет-зависимости онтогенетически возникает раньше повседневной интернет-зависимости, развивается быстрее и имеет более глубокие личностные корни, уходящие в самое начало формирования личности в образовательном процессе. Этот вид зависимости теснее связан именно с дефицитом воспитания.

Проведенный анализ психологической литературы показывает, что в настоящее время нет единого подхода к решению проблемы интернет-зависимости. Отсутствие единого понимания феномена на теоретико-прикладном

© Сочивко Д. В., Симакова Т. А., 2021

и практическом уровнях существенно затрудняет оказание психологической поддержки и помощи интернет-зависимым, а также подбор адекватных методов психокоррекции и психотерапии.

Ключевые слова: интернет-личность, интернет-зависимость, аф-фективность общения, личностный рост, повседневная интернет-зависимость, аффективная интернет-зависимость, обучение, воспитание.

В современной психологии нет устоявшегося термина, обозначающего феномен зависимости от Всемирной сети. Понятие «интернет-зависимость» было впервые предложено в конце 90-х психиатром И. Гольд-бергом и использовалось для определения поведенческого расстройства за счет чрезмерного использования

Интернета и компьютера. В результате этого возникало негативное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферу деятельности и психику человека. В настоящее время зависимостью от Интернета принято считать деструктивное поведение личности, характеризующееся постоянным желанием находиться в интернет-пространстве при частичном или полном игнорировании активности в реальной действительности. При возникновении и развитии данного вида аддикции личность испытывает устойчивую потребность(переходящую в навязчивое состояние) в использовании одного или нескольких ресурсов Интернета, что оборачивается дезадаптацией в социуме. В современной психологической литературе встречаются понятия «интернет-аддикция» (Internet Addiction Disorder), «зависимость от Интернета» (Internet Behavior Dependency), «патологическое использование Интернета» (Pathological Internet Use). По медицинским критериям DSM-5 и МКБ-10 интернет-зависимость не относится к числу психических расстройств, с мая 2019 г. МКБ-11 определяет зависимость от азартных онлайн-игр в качестве зависимости.

Основоположником исследования психологических феноменов зависимости от Интернета принято считать американского клинического психолога Кимберли Янг, разработавшую первый опросник, на основе которого были определены признаки зависимости личности от интернет-ресурсов [1, 2]. К. Янг описала стадии возникновения аддиктивного поведения в интернет-пространстве: на первой стадии в ходе знакомства с интернет-

ресурсами возникает заинтересованность (engagement), далее происходит замещение значимых сторон социальной жизни (substitution), а на третьей стадии - уход из социального пространства в интернет-среду (escape). «Вы совершаете бегство из реального мира и из своей жизни, и это бегство не дает вам предпринять попытки что-либо изменить в своем реальном мире. Вы живете где-то в другом месте» [2]. К. С. Янг выявила и описала пять основных видов интернет-зависимости: обсессивное расстройство; компульсивное расстройство; патологическая привязанность к азартным играм, онлайн-аукционам, покупкам в интернет-магазинах; зависимость от социальных контактов в интернет-сети; киберсексуальная зависимость.

В отечественной психологии с 2000 г. проблему интернет-зависимости начинают исследовать А. Е. Вой-скунский [3, 4], М. И. Дрепа [5], В. Л. Малыгин [6], В. А. Плешаков [7] и др.

В. А. Плешаков выделяет основные типы аддикции по аналогии с основными видами деятельности человека: кибераддикцию общения, игровую ки-бераддикцию, кибераддикцию познания и кибераддикцию труда. Кроме указанных основных типов аддикции, связанных с киберпространством, автор пишет о существовании специфических видов кибераддикции, в числе которых указывает киберсексуальную аддикцию, киберфинансовую аддик-цию и аудиовизуальную кибераддикцию [7, с. 41-42].

Анализ психологической литературы показывает, что в настоящее время отсутствует единый подход к пониманию природы интернет-зависимости. Научно-прикладного обоснования требуют отсутствующие на сегодняшний

день объективные критерии для разграничения психиатрической патологии, пограничного состояния как поведенческой аддикции и социально-культурного феномена, представляющего собой не просто уход в интернет-реальность, а расширение традиционной действительности. Различноетол-кование проблемы актуализирует задачу сбора достоверных эмпирических данных относительно связи интернет-зависимости с другими психологическими параметрами личности. Это важно, поскольку отсутствие единого понимания рассматриваемого феномена на теоретико-прикладном и практическом уровнях существенно затрудняет оказание психологической поддержки и помощи интернет-зависимым.

С целью приближения к единому образу интрапсихической структуры компьютерной деятельности личности, как таковой, нами была разработана авторская методика ее диагностики (Методика исследования интернет-личности -МИИЛ), опубликованная на страницах данного жуонала [81. Напомним, мето-

дика предполагает оценку интернет-деятельности по шести шкалам: интернет-власть, интернет-повседневность, интернет-аффективность общения, интернет-рост личности, интернет-контроль общения, интернет-вовлеченность в общение.

Представленное в статье сравнительное исследование заканчивается итоговой кластерной типологией интернет-деятельности личности, где первый тип назван «Инструментальный» (интернет-деятель), а второй -«Зависимый» (интернет-деятель) [8]. Именно второй тип представляет психологическую угрозу для себя и социума (рис.). Характерной чертой для этого типа молодых людей является неопределенность их досуга, наличие избыточного свободного времени и относительно низкая загруженность по основному виду деятельности [8]. Такой дисбаланс досуга и занятости создает дефицит аффективности общения, так как устойчивость круга и регулярности общения предполагает и загруженность досуга. Отсутствие же такового пооожпает песЬииит аф-

0,8 0,6 0,4

0,2 0,0 -0,2 -0,4 -0,6

Рис. Графическое представление кластерной классификации испытуемых по общей выборке (курсантов и курсантов-спортсменов) [8]

фективности общения, который восполняется через Интернет.

Однако анализ корреляций показателей по нашей методике МИИЛ со шкалой интернет-зависимости К. Янг, приведенных в таблице, показывает, что именно корреляция интернет-аф-фективности общения не коррелирует с показателем интернет-зависимости К. Янг. При этом имеют место значимые корреляционные связи интернет-зависимости К. Янг со шкалами: интернет-власть, интернет-повседневность, интернет-рост личности и интернет-вовлеченность в общение.

Таким образом, становится очевидным, что существуют два разных типа интернет-зависимости. Первый тип можно назвать интернет-зависимостью в повседневности. Это интернет-зависимость согласно К. Янг, ее опасность ограничивается указанными выше эффектами. Второй тип - это аффективная интернет-зависимость. Ее механизм гораздо сложнее и эффект, на наш взгляд, гораздо более психологически опасен.

Дефицит аффективности может возникать с самого детства, порождаемый отношением родителей и ближайшего окружения, которое может выражаться как в отсутствии внима-

ния к ребенку, так и в гиперопеке при дефиците нежности и теплоты. Не получая аффективного удовлетворения от общения с близкими, ребенок начинает его активно искать и довольно быстро находит в Интернете суррогаты и того и другого. Получается, что зависимость рождается раньше, чем он находит свой объект.

Эта аффективная интернет-зависимость серьезно нарушает нормальное эмоциональное общение человека с социальным окружением, имея на горизонте развития множество психологических расстройств, криминальный инфантилизм [9], так как человек полностью утрачивает способностьоб-щаться с кем бы то ни было на равных, он привык быть в центре, а окружение будет, как Интернет, исполнять все его запросы.

Очевидно также, что повреждение эмоциональной сферы в целом в результате аффективной интернет-зависимости порождает и серьезные проблемы полового созревания. Отсутствие какого-либо знакомства с высокими чувствами, просмотр некоторых специфических контентов в Интернете может подтолкнуть человека к сексуальному насилию для удовлетворения своих потребностей и т. д.

Таблица

Показатели значений коэффициентов корреляции по шкале методики «Интернет-зависимость» К. Янг и методики МИИЛ Д. Сочивко и Т. Симаковой

Шкалы Интернет-власть Интернет-повседневность Интернет-аффектив-ность общения Интернет- рост личности Интернет-контроль общения Интернет-вовлеченность в общение

Интернет-зависимость (по К. Янг) 0,30 0,46 0,17 0,43 0,03 0,35

Примечание. Жирным курсивом выделены статистически значимые коэффициенты корреляции (р < 0,04) [8].

На наш взгляд, следует в первую очередь отслеживать аффективную составляющую в интернет-зависимости, и с помощью дипломированного терапевта на самых ранних этапах корректировать развитие интернет-личности.

Что же касается комплексного вида интернет-зависимости личности, основанного на факте корреляций шкалы интернет-зависимости К. Янг и указанных шкал методики МИИЛ Д. Сочивко и Т. Симаковой, то здесь прежде всего следует помнить о том, что корреляция является бинарной связью. Таким образом, при высоких значениях показателей по обеим методикам мы будем иметь действительно «привычную, повседневную» зависимость личности от Интернета, что если и не всегда опасно появлением перечисленных К. Янг нарушений личности, то во всяком случае существенно препятствует свободной экзистенции и экзистенциальному личностному росту в целом.

При низких значениях прокоррели-рованных шкал мы, напротив, имеем случай низкой интернет-зависимости, а точнее, ее отсутствия. В этом случае Интернет становится еще одним средством свободного развития личности и роста ее экзистенциальной наполненности [10].

Как мы уже отмечали, ранее нами было показано на основе эмпирического сравнения двух групп испытуемых [8], что возникновение интернет-зависимости такого повседневного типа связано с нарушением баланса досуга и занятости молодого человека. Таким образом, повседневная интернет-зависимость онтогенетически появляется позже в развитии личности и связана, на наш взгляд, с нарушением становления личностного экзистенци-

ала. Происходит это, как нам кажется, вследствие разрыва фундаментальных связей обучения и воспитания человека, что весьма характерно для нашего времени [11].

Обучение все более приобретает характер дистанционного взаимодействия, личный контакт с педагогом утрачивается. Особенно явно это стало происходить в период карантина, связанного с эпидемиологической ситуацией. А простая аксиома гласит о том, что учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. При этом Интернет создает иллюзию такого воспитывающего обучения. Однако он не учит. У него учатся. Когда захотят, и чему захотят. Не хватает только одного: творческого, индивидуализированного подхода к обучению. Это и есть основа принципиальной неразрывности обучения и воспитания. Таким образом, обучающийся как развивающийся субъект утрачивает субъектность, погружаясь в интернет-повседневность и становясь полностью зависимым от него в своем развитии, теряя тем самым возможность обретения экзистенциальной свободы (по В. Франклу, свободы не от... а свободы для...). Главным приобретением образования является экзистенциальная ответственность, ответственность перед самим собой за реализо-ванность себя в качестве индивидуальности, показателем чего не может являться соответствие интернет-культу популярности в социальных сетях, построенной на бихевиоральных подкреплениях в виде полученных либо отсутствующих лайков или «продвину-тости» в популярных интернет-играх.

Библиографический список

1. Young K. S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet

Addiction and a Winning Strategy for Recovery. New York : John Wiley&Sons, 1998. 256 p.

2. Young K. S., Rodgers R. C. Internet addiction: Personality traits associated with its development // Paper presented at the 69 th annual meeting of the Eastern Psychological Association. 1998. URL: http://netaddiction.com/ articles/personalitvcorrelates.htm (дата обращения: 12.03.2019).

3. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. С. 100-131.

4. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // Тез. докл. 2-й Рос. конф. по экологической психологии (г. Москва, 12-14 апр. 2000 г. ). М. : Экопсицентр РОСС, 2000. С. 251-253.

5. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 189-193.

6. Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М. : Мне-мозина, 2010. 134 с.

7. Плешаков В. А. Теория киберсо-циализации человека : монография / под общ. ред. А. В. Мудрика. М. : МГППУ, 2011. 397 с.

8. Сочивко Д. В., Симакова Т. А. Методология и методика исследования личностного интернет-пространства курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Прикладная юридическая психология. 2020. № 4(53). С. 20-31. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.4(53).020-031.

9. Сочивко Д. В. Криминально-правовой инфантилизм. М. ; Рязань, 2015. 151 с.

10. Сочивко Д. В. Экзистенциальная психодинамика. М., 2020. 225 с.

11. Сочивко Д. В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современной России // Мир психологии. 2009. № 3(59). С. 185-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.