Научная статья на тему 'Ступени обучаемости первоклассника в валеологическом сопровождении'

Ступени обучаемости первоклассника в валеологическом сопровождении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализация валеологического сопровождения / квалиметрия качества образования / уровни обучаемости и обученности / комплексная педагогическая диагностика / ступени формирования общих учебных умений / речемыслительная деятельность / образовательное здоровье / individualisation of valeological support / qualimetry of education quality / levels of the learning ability and knowledge / integrated pedagogical diagnostics / levels of general learning skills development / speech and intellectual activity / education health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засорин Кирилл Валентинович

В статье рассматриваются методологические подходы к оцениванию степени общего развития и образовательного здоровья, измерению качества образования младшего школьника. Предложена универсальная квалиметрическая шкала оценки продуктивности обучения первоклассника на основе темпоритмических и информационных показателей речемыслительной деятельности. Обосновывается эффективность комплексной педагогической диагностики в раскрытии индивидуальных особенностей ребенка, что повышает продуктивность валеологического сопровождения в начальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засорин Кирилл Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is the methodological principles of estimating the rate of general intelligence and education health and assessing the quality of education of elementary school children. The author proposes a universal qualimetric scale for evaluation of elementary school children"s education effi ciency based on rhythmic and informative indicators of speech and intellectual activity. The author also justifi es the effi cacy of integrated pedagogical diagnostics in revealing a child"s individual traits, which enhances the effi ciency of valeological support in elementary education.

Текст научной работы на тему «Ступени обучаемости первоклассника в валеологическом сопровождении»

К. В. Засорин

СТУПЕНИ ОБУЧАЕМОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА В ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

Работа представлена кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Г. Татарникова

В статье рассматриваются методологические подходы к оцениванию степени общего развития и образовательного здоровья, измерению качества образования младшего школьника. Предложена универсальная квалиметрическая шкала оценки продуктивности обучения первоклассника на основе темпоритмических и информационных показателей речемыслительной деятельности. Обосновывается эффективность комплексной педагогической диагностики в раскрытии индивидуальных особенностей ребенка, что повышает продуктивность валеологического сопровождения в начальном образовании.

Ключевые слова: индивидуализация валеологического сопровождения, квалиметрия качества образования, уровни обучаемости и обученности, комплексная педагогическая диагностика, ступени формирования общих учебных умений, речемыслительная деятельность, образовательное здоровье.

K. Zasorin

LEVELS OF 1ST-FORM PUPILS’ LEARNING ABILITY IN VALEOLOGICAL SUPPORT

The subject of the article is the methodological principles of estimating the rate of general intelligence and education health and assessing the quality of education of elementary school children. The author proposes a universal qualimetric scale for evaluation of elementary school children’s education efficiency based on rhythmic and informative indicators of speech and intellectual activity. The author also justifies the efficacy of integrated pedagogical diagnostics in revealing a child’s individual traits, which enhances the efficiency of valeological support in elementary education.

Key words: individualisation ofvaleologicalsupport, qualimetry of education quality, levels of the learning ability and knowledge, integrated pedagogical diagnostics, levels of general learning skills development, speech and intellectual activity, education health.

В наш динамичный век с постоянно растущим информационным потоком и скоростью социального переустройства реформирование и модернизация образования обретает все большую значимость. В этих условиях формирование надежной, научно обоснованной системы учета, контроля и оценивания успешности обучения младших школьников приобретает особую актуальность.

Резкое сокращение сферы методического сопровождения (методических отделов РОНО, методических центров и др.) начального образования приводит к «свободе», произвольности в организации и содержании контроля успеваемости и качества. В первых, да уже и во вторых классах принята безоценочная система обучения. Администрация школ вынуждена самостоятельно планировать (бессистемно и несанкционированно) текущий и итоговой «внутренний учет» успеваемости, что еще больше затрудняет анализ учебных результатов.

Способствует ли подобная практика улучшению организации учебного процесса? На самом первом, ответственном шаге вхождения ребенка в учебный процесс проблема педагогического оценивания имеет особое значение.

Современная квалиметрия продуктивности обучения школьника основана на измерении темпоритмических (временных) и информационных показателей его речемыслительной деятельности*. В авторском методе комп-

лексной педагогической диагностики (КПД) используется четыре согласованных между собой методики определения продуктивности умственной работы учащихся: в письменной речи, устном чтении и познавательном чтении (молча), а также в восприятии - воспроизведении числового ряда (метод Шульте). Изучение механизмов речемыслительной деятельности детей разных возрастных периодов позволяет обнаружить устойчивые соотношения между временными и информативными характеристиками письма, чтения и счета. Эти показатели выступают объективными критериями уровня обученности и обучаемости ребенка. Они доступны для прямого наблюдения и оценивания самого ученика, раскрывают динамику роста продуктивности учебной работы.

Обнаружение квалиметрических функций словесной речи имеет методологическую и практическую значимость. Можно утверждать, что речевые навыки, словесно-знаковая деятельность ребенка выполняют также кибернетические функции в самоорганизации субъекта обучении и воспитании, иначе - самообучения и самовоспитания. Осознание этих аспектов психофизиологии речи-мысли значительно углубляет возможности валеоло-гического подхода к начальному образованию.

Лестница умственного развития ребенка, предложенная А. Бине в начале ХХ в., учитывала показатели речевых способностей для детей разных возрастных периодов (5-15 лет),

схематично представляя лишь некоторые ступени развития речи-мысли. В наши дни реперы речевых способностей, предложенные доктором Бине, резко изменились: многократно возросли ритм и плотность передачи информации, темпы и способы речевой коммуникации. Интеллектуализация младших школьников значительно выросла - умственное развитие детей за последний век сдвинулось по меньшей мере на несколько ступеней. При этом становление умений и навыков языкового общения носит характер опережающего развития.

Обратимся к экспериментальным данным оценивания сформированности (зрелости) речемыслительной функции «среднего» младшего школьника, с использованием КПД. Возрастные нормативы уровня развития учащихся на речевых ступенях показаны ниже (табл. 1).

Таблица 1

Ступени речевого развития

Обследования первоклассников, проведенные за последнее десятилетие (представительность выборки - свыше 1000 человек), подтвердили устойчивую закономерность -трехмерную кратность соотношения тем-поритмов трех модальностей речи: устная речь как базовая, системообразующая форма речевой деятельности по своим биоинформа-ционным свойствам занимает центральное, срединное положение относительно письменной и безмолвной (чтение про себя). Такое соотношение сохраняется и далее, на следующих возрастных ступенях обучения. Можно предполагать, что в этом проявляется сорезонанс речевых механизмов, который гармонизирует речемыслительную деятельность человека в целом. Динамика темпоритмических признаков речи на старте и к концу первого класса

оказывается весьма внушительной. В начале учебного года (сентябрь) дети пишут в среднем до 20 букв в минуту (3 слова). К концу учебного года (апрель-май) средняя скорость возрастает до 7-8 слов в минуту. Так же стремительно развиваются и навыки громкого чтения первоклассников. Начинают они со скоростью до 30 слов в минуту в сентябре, а завершают год с увеличением скорости чтения в два раза (до 60 слов в минуту). При этом навыки чтения молча (про себя) в два-три раза превышают темпы устного чтения. Продвижение первоклассника по ступеням лестницы речевого развития демонстрирует учителю, а также родителям и самому ребенку динамику раскрытия его потенциала обучаемости. Уже с первых шагов школы дети могут быть приучены к надежной самооценке продуктивности своего учебного труда.

Умение различать значения и смыслы напрямую связано с информационным творчеством учащегося, воспитанием навыков самонаблюдения и самооценивания своего труда, которые следует активно развивать с первого класса. В этом случае адаптация к школе проходит более гармонично, развитие общих учебных умений и творческих способностей детей ускоряется. Уровень сформированности общих учебных умений, или степень зрелости навыков речемыслительной деятельности, как фактор развития входит в систему социальной адаптации ребенка, обогащая структурные компоненты обучения и воспитания. Биоин-формационный потенциал учащегося определяет характер индивидуального развития и социализации личности, его возможности достижения вершин самореализации.

С позиций целостного, валеологического и биоинформационного подходов к обучению равновеликими следует признать два динамических компонента начального образования: содержание (учебную информацию) и педагогическую коммуникацию (средства и способы передачи учебных знаний). Русский язык в этом процессе занимает приоритетное положение относительно других учебных предметов. В частности и в особенности - в механизмах контроля и общей оценки успеваемости. Речемыслительные навыки являются главны-

Скорость (слов в минуту) Класс

Первый Второй

Возраст

7-8- лет 8-9 лет

Письма 7-8 8-9

Громкого чтения 21-24 24-27

Познавательного чтения про себя 62-72 72-81

ми и объективными показателями не только начальной букварной, но и функциональной грамотности учащихся. Значимость родной речи в развитии интеллектуальных способностей утверждает современная отечественная школа психофизиологии: «Слово выступает не в качестве дополнительного блока активности мозга, но как качественно новая функциональная констелляция центров» [4, с. 60 ].

Успешное овладение родным языком - это жизненная потребность и необходимое условие выживания ребенка в новом мире. «Как читает человек, так и думает, так и пишет, так и говорит, так и учится, так и учит!» [2, с. 7]. К этому следует добавить: такой посыл здоровья он несет себе и другим. По мнению известного педиатра И. М. Воронцова, факторы языковой среды и умственного развития в известной степени «определяют глубинные корни большей части всех значительных изменений здоровья человека в любом возрасте» и в конечном счете приводят к дизонтогении [1, с. 57]. Сохранение и созидание здоровья младшего школьника становится необходимой составляющей процесса качественного образования.

Здоровье учащегося неразрывно связано с его общим развитием, вербальными коммуникативными возможностями и способностями формировать и находить адекватные выражения своих мыслей, чувств, стремлений. Полноценное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической образовательной среды, погружение в которую (в соответствии с законами резонансного взаимодействия) способствует укреплению здоровья ребенка на каждом структурном уровне растущего организма, на каждой ступени его интеллектуального развития.

Современные научные подходы к процессу обучения и педагогике здоровья (акмеоло-гия, валеология) обосновывают постановку универсалии здоровья в один ряд с другими педагогическими целями - общего развития и

духовного развития человека. На наш взгляд, категорию здоровья следует рассматривать одновременно как аксиологическую ценность (один из важнейших психолого-педагогиче-ских продуктов образовательной деятельности) и критерий качества образования.

На наш взгляд, уместно предложить некоторые принципы развивающего образования в качестве органичных составляющих категории образовательного здоровья: «Развитие впереди обучения, Речевое развитие впереди предметного обучения» [3, с. 13].

Обнародованная здесь «лестница» восхождения по ступеням речевого развития закладывает основу возрастной квалиметрии, а универсальность оценивания продуктивности обучения первоклассника обогащает ресурсы валеологии в решении вопросов комплексного мониторинга общего развития ребенка, образовательного здоровья, индивидуализации педагогического сопровождения. Оценивание уровней обученности и градация обучаемости смогут обеспечить объективность ранжирования и надежность качества подготовки младших школьников для перехода на следующую ступень «лестницы» развития. Комплексная педагогическая диагностика открывает возможности эффективной организации природосообразной и ускоренной системы индивидуального сопровождения (интенсивного и опережающего характера) в начальном образовании с целью управляемого стабильного развития и оздоравливания детей.

Имеющиеся результаты позволяют поставить вопрос и выдвинуть инициативу об организации трехлетнего обучения для младших школьников, успешно адаптирующихся к учебе в течение первого года обучения. Начальное образование закладывает основы гармоничного, устойчивого и ускоренного развития учащихся, поэтому его допустимо рассматривать как важнейшую доминанту фундаментального общего образования.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Принципы, методические подходы и система оценивания обученности младших школьников прошли многолетнюю успешную апробацию в начальных школах Санкт-Петербурга. Подробнее см. в сборнике «Образовательный марафон в школе». СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2003. С.70-73.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов И. М. «Педиатрия максима» и составляющие детского здоровья // Образование здоровьесберегающее: материалы научно-практических семинаров 6 ноября 2001 г. и 11 января 2002 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 53-58.

2. ЗасоринаЛ. Н. Развивающее чтение: книга для учителя. СПб.: Сударыня,1998. 67 с.

3. Засорина Л. Н. и др. Устремление - образовательная программа для начальной ступени // Школа высокой обучаемости: материалы по образованиеведению. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С.11-18.

4. Павлова Л. П. Проблема адаптации в концепции Н. Е. Введенского - А. А. Ухтомского / Биоинформаци-онный ресурс человека: резервы образования. Вып. 1. «Астерион». СПб., 2004. С. 59-70.

REFERENCES

1. Vorontsov I. M. «Pediatriya maksima» i sostavlyayushchiye detskogo zdorov’ya // Obrazovaniye zdorov’yesbe regayushcheye: materialy nauchno-prakticheskikh seminarov 6 noyabrya 2001 g. i 11 yanvarya 2002 g. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2002. S. 53-58.

2. Zasorina L. N. Razvivayushcheye chteniye: kniga dlya uchitelya. SPb.: Sudarynya,1998. 67 s.

3. Zasorina L. N. i dr. Ustremleniye - obrazovatel’naya programma dlya nachal’noy stupeni // Shkola vysokoy obuchayemosti: materialy po obrazovaniyevedeniyu. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2002. S. 11-18.

4. Pavlova L. P. Problema adaptatsii v kontseptsii N. E. Vvedenskogo - A. A. Ukhtomskogo / Bioinformatsionny resurs cheloveka: rezervy obrazovaniya. Vyp. 1. «Asterion». SPb., 2004. S. 59-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.