Научная статья на тему 'Study of modernization libiya''s economy using methodological approaches Marshall plan'

Study of modernization libiya''s economy using methodological approaches Marshall plan Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / МНОГОФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЛАН МАРШАЛЛА / COMPLEX MODERNIZATION / MULTIFACTORIAL STUDY / ALGORITHM RESEARCH / RENOVATION OF THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Mahmod Ahmad Yusf Elseada

The paper investigated the essence of modernization and the role of innovation in achieving global competitiveness of national economies. It was found that the comprehensive modernization of the country suggests that the success of the modernization is due not only to the promotion of innovation activity of enterprises, but also affects the mental and cultural, and institutional and historical sphere. The author's approach and developed an algorithm for multivariate study of space (for example, Libya) in the system of international economic relations in the modernization of the national economy and achieve global competitiveness have been proposed. For objective analysis and variegated places Libya in international economic relations and prospects of modernization of its economy suggested two stages: to define of the determinants of economic development of Libya, to evaluate prospects of economic recovery with multivariate methods. The determinants of development priorities and modernize the economy of Latvia have been identified. The top priorities of reconstruction and modernization of the economy of Latvia, the implementation of which can significantly improve the global competitiveness of the country, are: modernization of the financial market of Libya; holding a package of priority reforms for the institutionalization of the European Neighbourhood Policy Libya; modernization of oil and gas and transportation industries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Study of modernization libiya''s economy using methodological approaches Marshall plan»

УДК 323(620)+303 (612)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЛИВИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПЛАНА МАРШАЛЛА

Махмод Ахмед Юсф Елсеада, аспирант (ХНУ имени В.Н. Каразина)

В статье проведено исследование сущности модернизации и роли инноваций в достижении глобальной конкурентоспособности национальных экономик. Предложен авторский подход и разработан алгоритм многофакторного исследования места стран (на примере Ливии) в системе международных экономических отношений в условиях модернизации национальной экономики и достижения глобальной конкурентоспособности. Определены детерминанты развития и приоритеты модернизации экономики Ливии.

Ключевые слова: комплексная модернизация, многофакторное исследование, алгоритм исследования, План Маршалла.

ДОСЛ1ДЖЕННЯ ПРОЦЕСУ МОДЕРН1ЗАЩ1 ЕКОНОМ1КИ Л1В11 З ВИКОРИСТАННЯМ МЕТОДИЧНИХ П1ДХОД1В ПЛАНУ МАРШАЛЛА

Махмод Ахмед Юсф Елсеада, астрант (ХНУ 1мет В.Н. Каразта)

У статтi проведено до^дження сутностi модертзаци та ролi iнновацiй в досягненш глобальноi конкурентоспроможностi нацiональних економiк Запропоновано авторський пiдхiд та розроблено алгоритм багатофакторного до^дження мкця краш (на прикладi ЛШ'0 в системi мiжнародних економiчних вiдносин в умовах модернгзаци на^онально'1' економки та досягнення глобально'1' конкурентоспроможностi. Визначено детермiнанти розвитку та прiоритети модернгзаци економiки Лiвii.

Ключов1 слова: комплексна модертзацш, багатофакторне дослгдження, алгоритм дослгдження, План Маршалла.

STUDY OF MODERNIZATION LIBIYA'S ECONOMY USING METHODOLOGICAL APPROACHES MARSHALL PLAN

Mahmod Ahmad Yusf Elseada, graduate (VN Karazin Kharkiv National University )

The paper investigated the essence of modernization and the role of innovation in achieving global competitiveness of national economies. It was found that the comprehensive modernization of the country suggests that the success of the modernization is due not only to the promotion of innovation activity of enterprises, but also affects the mental and cultural, and institutional and historical sphere.

The author's approach and developed an algorithm for multivariate study of space (for example, Libya) in the system of international economic relations in the modernization of the national economy and achieve global competitiveness have been proposed. For objective analysis and variegated places Libya in international economic relations and prospects of modernization of its economy suggested two stages: to define of the determinants of economic development of Libya, to evaluate prospects of economic recovery with multivariate methods.

The determinants of development priorities and modernize the economy of Latvia have been identified.

The top priorities of reconstruction and modernization of the economy of Latvia, the implementation of which can significantly improve the global competitiveness of the country, are: modernization of the financial market of Libya; holding a package of priority reforms for the institutionalization of the European Neighbourhood Policy - Libya; modernization of oil and gas and transportation industries.

Keywords: complex modernization, multifactorial study, algorithm research, renovation of the national economy

Постановка проблемы. Сегодня на всем и до Индийского океана на востоке по сей день пространстве от Афганистана на севере и до продолжается процесс национального и Центральной Африки на юге, от Босфора на западе государственного формирования. При этом

© Махмод Ахмед Юсф Елсеада

каждый из лидеров устройство мира видит очень по-разному. Сегодня ситуация в Ливии напоминает ту, которая была в послевоенной Европе - такая же макроэкономическая и финансовая

нестабильность, разрушенная экономика и промышленность, глубокое падение производства вследствие военных действий, значительные внешние долги и т.д. В связи с этим становится актуальным решение вопроса выбора эффективной стратегии экономического развития для модернизации послевоенных стран в условиях достижения их глобальной

конкурентоспособности.

План Маршалла, с помощью которого послевоенной Европе удалось достаточно быстро возродить свой производственный потенциал, является примером действенной и успешной программы, воплощенной в реальные действия. Как следствие, актуальной становится проблема исследования процесса модернизации экономики Ливии на основе методических подходов, предложенных Планом Маршалла.

Анализ последних исследований и публикаций. Среди последних публикаций ученых, которые занимались рассмотрением моделей развития развивающихся стран на основе модернизации их экономики и достижении глобальной конкурентоспособности, необходимо выделить работы: о состоянии модернизации в странах мира Хе Чуаньци [14], о направлениях догоняющего развития - Л. Антоненко [3], Л. Евстегнеевой [9], В. Полтеровича [17; 18], об инновационно-технологическом прорыве - А. Акаева [1; 2], Т. Заславской [11], Б. Кузыка и Ю. Яковца [20], об опережающем развитии - С. Глазьева [7], о системной комплексной модернизации - Г. Клейнер [12].

Изучением различных вопросов влияния Плана Маршалла на восстановление экономик европейских стран занимались: предоставлением иностранной помощи пострадавшим от кризиса и военных действий странам - С. Браун [4]; последствиями Плана Маршалла для европейских стран и перспективы его применения для условий России - Ю. Бураков [5], В. Дементьев [8], С. Мочерный [10], А. Подлуцкий [15], Н. Ратников [19]; опытом реализации указанного плана и основные уроки для Украины - В. Геец и В. Горбулин [16], исследованием экономических, реформаторских внешнеполитических аспекты Плана Маршалла по отношению к Украине - О. Власюк [6].

Выделение нерешенных частей общей проблемы. В то же время, особенности развития Ливии на современном этапе вызывают необходимость изучения специфических особенностей стратегии модернизации экономики на основе имеющейся ресурсной базы с учетом общих методических подходов Плана Маршалла и

потенциала достижения глобальной

конкурентоспособности.

Целью статьи является составление алгоритма исследования процесса модернизации экономики Ливии с использованием методического подхода Плана Маршалла в целях повышения ее глобальной конкурентоспособности.

Изложение основного материала исследования. Если сравнить стратегии успешных стран и всех остальных, то можно выделить те элементы, которые действительно позволяют сделать «рывок» и обеспечить быстрое развитие на протяжении примерно 20 лет. Опыт государств, которые быстро развились за последние годы, показывает, что сначала им потребовалось определенное время, чтобы догнать передовые страны, были, главным образом, годами заимствований на основе приобретенных патентов или прав на использование в целях модернизации технологической базы экономики и повышение производительности труда. И только на втором этапе страны постепенно переходили к фазе инновационного роста [13, с.75].

Существует различная типология модернизации. В самом общем виде специалисты различают две основные разновидности модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизация относится к тем странам, где модернизация происходила в силу эндогенных факторов. В отличие от этого, вторичная, неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран и совершается путем заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: меняется система управления, вводятся новые социальные институты, меняется система ценностей и т.д. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, если органическая модернизация происходит «снизу», то неорганическая -«сверху». Неорганическая модернизация также характеризуется как «догоняющая» или «запаздывающая» модернизация [13].

Соотношение категорий «модернизация» и «инновация» всегда рождало вопросы в среде ученых-экономистов: является ли процесс модернизации (особенно в технико-экономическом направлении - инструментальная модернизация) процессом «догоняющего» или «опережающего» развития, может ли он носить прорывной или мобилизационный характер? Поскольку модернизация предполагает наличие

определенного ориентира - образца использования опыта передовых стран, то она всегда «догоняющая», как считает ряд авторов [3» 9]. Другие авторы понятие «догоняющего развития» рассматривают как процесс выравнивания уровней

экономического развития стран посредством повторения исторического пути, пройденного зрелыми странами [17; 18]. Однако повторение опыта передовых стран заведомо обрекает догоняющих на перманентное отставание, ибо пока копируется опыт стран-лидеров, они вновь уходят вперед и эта гонка аутсайдеров за лидерами всегда безуспешна.

В то же время, идея немедленно строить инновационную экономику, для чего необходима концентрация на тех направлениях, в которых определенная страна «сохраняет конкурентные преимущества», как правило, связана с практикой примитивной имитации. Эта логика приводит к очень затратным попыткам трансплантировать институты, которые работоспособны только в ведущих экономиках. Но, как показывает практика, простая имитация западных механизмов и процедур с целью достичь аналогичных результатов, никогда не была успешной [13].

Прорывная модернизация представляет собой по сути развитие той части социально-экономического пространства страны, которая базируется на прорывных технологиях.

Противоположным к понятию прорывной модернизации, ориентирующей на развитие передовых технологий и связанных с ними социальных групп, выступает подталкивающая модернизация, ориентирующаяся на ускорение развития отстающих, «замыкающих» фрагментов странового социально-экономического

пространства. Альтернативой к обоим типам модернизации является консолидирующая модернизация, ориентированная на

инновационное развитие всего социально-экономического пространства при сохранении и укреплении межгрупповых и межобъектных связей. Именно такая модернизация имеет наибольшие шансы на долговременное сохранение ее позитивных результатов.

Если рассматривать страновую модернизацию как систему, эту структуру необходимо специфицировать, уточнив свойственные именно для такой системы элементы ее внутренней структуры и, входы и выходы функциональных подсистем. Результаты представлены на рис. 1.

В Н Е Ш Н Я Я

С Р

Е

Д

А

С И С Т Е М Ы

Рис. 1. Функциональная структура комплексной модернизации [12]

В Н Е Ш Н Я Я

С Р

Е Д

А

С И С Т Е М Ы

Приведенная на рис. 1. схема функционирования и взаимодействия внутренних подсистем комплексной модернизации и использования результатов функционирования модернизационных подсистем дает ключ к организации мониторинга и поддержки модернизации в целом. Успешное проведение модернизации связано не только со стимулированием инновационной активности предприятий, но затрагивает и ментальную, и культурную, и институциональную и историческую сферу.

Все эти сферы должны быть задействованы в проведении системной модернизации экономики страны.

Сегодня вопросы конкурентоспособности являются одними из определяющих при составлении правительственных программ стран мира. Именно поэтому необходимы механизмы подтверждения и определения достижений в области конкурентоспособности. Одним из таких механизмов являются международные рейтинги, наиболее авторитетными из которых является Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index). Безусловным преимуществом рейтинга является то, что он формирует многогранный срез сложившихся экономических условий, что создает возможность в сопоставимой форме учитывать опыт стран мира. Соответственно, изучение составляющих рейтинга в контексте стран и регионов дает возможность объективно оценить конкурентоспособность страны и при помощи методов экономико-математического моделирования выделить «точки роста» конкурентоспособности страны.

За основу исследования перспектив модернизации экономики Ливии в условиях повышения ее конкурентоспособности был выбран глобальный индекс конкурентоспособности, который оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан. При этом он показывает, насколько эффективно страна использует свои ресурсы для поддержания уровня жизни в условиях свободного рынка за счет повышения производительности труда и качества товаров/услуг.

Автором была выдвинута концепция, что именно конкурентоспособность страны в глобальном измерении является определяющим фактором уровня развития экономики и вовлеченности страны в международное разделение труда. Алгоритм исследования представлен на рис. 2.

Как видно из рис. 2, алгоритм предполагает два этапа исследования: определение детерминант развития экономики Ливии и определение перспектив восстановления экономики.

В качестве математического

инструментария было предложено использование многофакторных методов исследования, а именно:

кластерного анализа (для группировки ряда стран по множеству признаков по уровню глобальной конкурентоспособности); факторный анализ (для выделения основных факторов, определяющих глобальную конкурентоспособность стран мира); корреляционно-регрессионный анализ (для выделения приоритетных направлений

восстановления экономики Ливии).

Результаты анализа по определению детерминант развития экономики Ливии и перспектив восстановления экономики

представлены на рис. 3.

Как видно на рис. 3, основными задачами привлечения и использования международной финансовой помощи в рамках нового Плана Маршалла для Ливии является:

1) содействие международных доноров в создании Грантового фонда развития Ливии для привлечения внешней помощи в государственный сектор преимущественно в форме грантов, а не кредитов;

2) направленность привлеченных от международных организаций средств на кредитование самоокупаемых инвестиционных проектов;

3) обоснование потребности Ливии во внешнем финансировании от международных кредиторов и доноров с учетом того, что проекты, которые будут финансировать доноры, будут полезны не только Ливии, но и мировому сообществу в целом;

4) целесообразность увязки предоставления донорами технической помощи и финансовых ресурсов для учреждения миссий по повышению продуктивности для ключевых отраслей экономики и ведущих предприятий Ливии;

5) включение в план внешней помощи программ льготного кредитования (на 4-10 лет под низкие проценты) и обновления основных фондов для предприятий - экспортеров нефти и нефтепродуктов, а также предприятий транспортной отрасли.

В качестве наиболее перспективных, по мнению автора, направлений восстановления и модернизации экономики Ливии, реализация которых способна существенно повысить глобальную конкурентоспособность страны, можно назвать кредитование и инвестирование: внедрения технологий глубокой переработки сырья, экологизации производства; внедрения энергоэффективных технологий; восстановление транзитного транспортного узла «Африка-Европа».

Выводы. Таким образом, комплексная модернизация предполагает, что успешное проведение модернизации связано не только со стимулированием инновационной активности предприятий, но затрагивает и ментальную, и культурную, и институциональную и историческую сферу. Все эти сферы должны быть

задействованы в проведении системной модернизации экономики страны.

Г

ВВП

: Товарооборот :

Гос. долг

: Инвестирование

2. Выделение ресурсной составляющей функционирования экономики

Доказано отсутствие взаимосвязи между наличием энергоресурсов и глобальной конкурентоспособностью |

3. Многофакторный анализ конкурентоспособности страны в контексте регионального

образования MENA

Кластерный анализ

I

Группировка стран Ближнего Востока и Северной Африки в группы по уровню глобальной конкурентоспособности

I

Факторный анализ

Выделение основных факторов формирования

глобальной конкурентоспособности стран: фактор рынка и фактор технологии и инноваций

Анализ основных факторов

Компаративный анализ Ливии и Саудовской Аравии по двум наиболее весомым факторам влияния на глобальную конкурентоспособность

J.

Перспективы восстановления экономики Ливии

1. Макроэкономическое моделирование глобальной конкурентоспособности стран

i

Корреляционно-регрессионный анализ

Выделение инвестирования, дифференциации ^ экспорта и использование инновационных | возможностей в качестве основных направлений восстановления экономики

2. Выделение приоритетных направлений восстановления экономики страны

Формирование Грантового фонда развития Ливии

Инвестирование и льготное : кредитование перспективных ! отраслей экономики I

Г

- технологии глубокой переработки сырья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экологизация производства;

- внедрение энергоэффективных технологий;

- восстановление транспортной системы в контексте формирования транзитного транспортного узла «Африка - Европа»

I__________________________________________________________________J

Рис. 2. Алгоритм многофакторного исследования места Ливии в системе международных экономических отношений в условиях модернизации национальной экономики и достижения глобальной

конкурентоспособности. [Составлено автором]

Детерминанты развития экономики Ливии

_______________i_________________

Выделение основных факторов формирования глобальной конкурентоспособности стран: фактор рынка и фактор технологии и инноваций

Выделение инвестирования, дифференциации экспорта и использование инновационных возможностей в качестве основных направлений восстановления экономики

Формулирование основных мер гос. политики

Основные задачи привлечения и использования международной финансовой помощи

- быстро и на другом технологическом уровне возродить производство;

- модернизировать реальный сектор как основу экономики,

- направить средства международной финансовой помощи на возрождение промышленности, нефтедобывающей отрасли и транспортной инфраструктуры.

Г'

Т.

1) Необходимо убедить международных доноров в создании Грантового фонда развития Ливии

2) Кредитование самоокупаемых инвестиционных проектов

3) Проекты, которые будут финансировать доноры, будут полезны не только Ливии, но и мировому сообществу в целом;

4) Учреждение миссий по повышению продуктивности для ключевых отраслей экономики и ведущих предприятий Ливии;

5) Программы льготного кредитования (на 4-10 лет под низкие проценты) и обновления основных фондов для средних и больших ливийских предприятий

Приоритетные направления реновации экономики Ливии

Модернизация финансового рынка Ливии

1) Создать условия для появления и развития более качественных инструментов, которые повысят доверие к инструментам финансовых рынков

2) Обеспечить качественные изменения в развитии национальных финансовых институтов и инфраструктуры рынка Ливии

3) Обеспечить справедливое налогообложение и адекватность валютного регулирования на финансовом рынке

4) Повысить качество регулирования финансового рынка

В сфере реформирования '

1) Институциональное обеспечение процесса реализации политики соседства Ливии и ЕС

2) Интенсификация Ливией работы по сближению и адаптации ее национального законодательства, норм и стандартов в соответствии с нормами ЕС.

3) Обеспечение в Ливии процесса сближения с европейскими стандартами управления

В нефтегазовой промышленности

1) Развитие технологий глубокой переработки сырья

2) Реализация совместных с ЕС проектов по экологизации производства

3) Реализация совместных с ЕС проектов по адаптации ливийской национальной системы стандартизации

4) Внедрение энергоэффективных технологий и сберегающего потребления энергоресурсов

1) Внедрение «интеллектуальных» (Intelligent Transport System (ITS)) Систем

2) Совершенствование технологий перевозок путем развития мультимодальных перевозок и формирования международных транспортно-логистических систем в Средиземноморском регионе

3) Обновление подвижного состава транспортной отрасли Ливии на новой технологической основе в соответствии со стандартами ЕС

Рис. 3. Детерминанты развития и приоритеты модернизации экономики Ливии [Составлено автором]

Вкник економжи транспорту i промисловост № 49, 2015

Для объективного и разнопланового анализа места Ливии в системе международных экономических отношений и перспектив модернизации ее экономики предложено два этапа исследования: определение детерминант развития экономики Ливии и определение перспектив восстановления экономики с использованием многофакторных методов исследования.

Наиболее приоритетными направлениями восстановления и модернизации экономики Ливии, реализация которых способна существенно повысить глобальную конкурентоспособность страны, являются: модернизация финансового рынка Ливии; проведение пакета первоочередных реформ для институционализации политики соседства ЕС - Ливия; модернизация нефтегазовой и транспортной отраслей экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акаев А. А. О стратегии инновационно-модернизационного развития российской экономики / А. А. Акаев, И. Е. Ануфриев, Д. И. Кузнецов // Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - С. 178-209.

2. Акаев А. А. Технологическая модернизация промышленности и инновационное развитие - ключ к экономическому возрождению России в XXI веке / А. А. Акаев, И. Е. Ануфриев, Г. И. Попов // Инновации, 2010. - № 11. - С. 15-28.

3. Антоненко Л. А. Общее и особенное в национальных моделях экономической трансформации / Л. А. Антоненко, С. Н. Нескородев, К. А. Опритова // Экономическая теория на пороге XXI века. В 2-х кн. Кн.1 / Под ред. Ю. М. Осипова, В. В. Чекмарева, Е. С. Зотовой. - М.: Юристъ, 2002. - С. 455-461.

4. Браун С. 1ноземна допомога на практищ / Спвен Браун. - К.: Основи, 1994. - 185 с.

5. Бураков Ю. В. Всемирная история: новейшее время. 1939-2001 : учебник / Ю. В. Бураков, Г. Н. Кипаренко, С. П. Мовчан. - К. : Генеза, 2001. - 384 с.

6. Власюк О. С. План Маршалла для Укра!ни: економiчнi, реформаторсьш та зовшшньополгтичш аспекти / О. С. Власюк // Стратепчш прюритети, 2014. - № 3 (32). - С. 5-13.

7. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С. Ю. Глазьев. - М.: Экономика, 2010. - 255 с.

8. Дементьев В. План Маршалла. Взгляд из сегодняшней России / В. Дементьев, Е. Олевская. -

Российский экономический журнал, 1993. - № 8. -С. 73-89.

9. Евстигнеева Л. Тайна догоняющего развития / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики, 2013. - №1.

10. Економiчна енциклопедiя: В 2-х т. - Том 2. / За ред. Мочерного С.В. - К. : Академiя, 2001. -346 с.

11. Заславская Т. И. Инновационный потенциал и проблема его реализации / Т. И. Заславская, М. А. Шабанова // Общественные науки и современность, 2012. - №5.

12. Клейнер Г. Б. Системный ресурс экономики / Г. Б. Клейнер // Вопросы экономики, 2011. - № 1.

13. Матюшенко I. Ю. Взаемозв'язок напрямiв модершзаци з глобальними i специфiчними проблемами Украши / I. Ю. Матюшенко // Модершзащя як фактор розвитку. Матерiали Всеукрашсько! науково-практично! конференцп 18 кштня 2013 р. - X.: ХНУ iменi В.Н. Каразша, 2013. - С. 70-86.

14. Общий доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / Под ред. Хэ Чуаньци; пер. с англ. под общ. ред. Н. И. Лапина. - М.: Издательство «Весь Мир», 2011. - 256 с.

15. Шдлуцький О. Джордж Маршалл -реставратор £вропи / О. Шдлуцький // Дзеркало тижня. Укра!на, 2013. - 19 ачня, №2. - С. 14.

16. План Маршалла: досвщ та уроки для Укра!ни / Матерiали круглого столу ДУ «1нституту економiки та прогнозування НАН Укра!ни» та Нацюнального шституту стратепчних дослщжень при Президентовi Укра!ни, 25 вересня 2014 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://ief.org.ua/wp-content/uploads/2014/09/Marshal.pdf.

17. Полтерович В. М. Стратегии модернизации, институты и коалиции / В. М. Полтерович // Вопросы экономики, 2008. - № 4. -С. 4-24.

18. Полтерович В. М. О стратегии догоняющего развития для России / В. М. Полтерович // Экономическая наука современной России, 2007. - №3. - С. 17-23.

19. Ратников Н. Маршалла план / Н. Ратников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob /1947та^а1^р.

20. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 624 с.

Рецензент д.э.н., профессор УкрГАЖТ Кирдина Е.Г. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.