5. Пичугин В. Как повысить свой авторитет в глазах подчиненных? // Управление персоналом. 2006. № 5. С. 34.
6. Кобелева С.В., Конова О.Ю. Современные проблемы образования в ракурсе повышения конкурентоспособности бакалавров профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»// Адаптация молодежи на рынке труда: матер. Национальной науч.-метод. конф.. - Воронеж: ВГУИТ, 2017. С. 15-17.
Козырькова Е.В., Бизина А.С.
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы дальнейшего развития российской экономики, раскрываются факторы, препятствующие ее развитию, определяются условия, способствующие ее модернизации. Наибольшее внимание сконцентрировано на формировании инновационных кластеров и специфических партнерских отношений между государством, частным бизнесом и научно-исследовательскими институтами, которые в комплексе могли бы обеспечить дальнейший экономический рост и устойчивое развитие экономики государства.
Abstract: The article dwells on problems of further development of the Russian economy, discloses the factors hampering its progress and defines the conditions facilitating its modernization. The author places emphasis on the formation of innovative clusters and specific relations of partnership between the state, the private business and research and development institutions, that all in complex could ensure further economic growth and the sustainable development of the state economy.
Ключевые слова: экономика, модернизация, инновации, инновационные кластеры, государственно-частное партнерство
Key words: economy; modernization, innovation, innovative clusters, public-private partnership.
Выбранную тему считаем актуальной т.к. российская промышленность продолжает развиваться как сырьевая экономика. Начиная с 2002 года доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 17% до 15%, в то время как добывающая промышленность увеличила свою долю с 7% до 11%. Следовательно, ресурсная зависимость экономики государства растет последние 16 лет
(по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, www.gks.ru).
Структура российской экономики характеризуется следующими показателями: сельское хозяйство-4-6%, материальное производство (кроме сельского хозяйства) - 30-35%, сфера услуг-63-68%. При этом в развитых странах доля сельского хозяйства составляет 2-4%, материального производства - 30-33%, сферы услуг - 6467%. Таким образом, структура российской экономики не сильно отличается от структуры развитых стран, но, тем не менее, существуют различия в структурах экспорта (высокая доля сырьевых товаров) и импорта (высокая доля высокотехнологичной продукции).
Динамика роста ВВП свидетельствует о замедлении экономического роста России (см. рис. 1).
По оценке Росстата, темпы роста ВВП России в2017 г. составили 1,55%. Согласно планам российских властей темпы роста национальной экономики к 2020 г. должны выйти на уровень выше среднемировых. Прогноз МВФ по темпам роста экономики РФ составляет 1,7% на2018 г. и 1,5% на 2019 г. Действующий сценарный прогноз Минэкономразвития России предполагает выход к 2020 г. на темпы роста в 1,5-3,1%.
По мнению большинства российских экономистов, в будущем рост за счет добывающей отрасли невозможен.
Более того, ресурсы для стимулирования потребительского спроса исчерпаны, о чем свидетельствуют статистические данные по розничным продажам, по кредитной зависимости клиентов. Реальные доходы населения растут медленно, даже несмотря на увеличение выплат в военном и государственном секторе.
Таким образом, существующая экономическая модель не способствует быстрому экономическому росту. Российская экономика
нуждается в модернизации.
Модернизация может касаться не только сферы экономики. Например, выделяют три аспекта модернизации: социокультурный, экономический и политический. Модернизация-это переход от превалирующей модели социально-политических и экономических отношений к изменяющейся, более дифференцированной и эффективной. Применительно к современному обществу модернизация рассматривается как процесс продвижения к социально-экономической структуре, которая включает:
- открытая политическая система, основанная на социальных и политических свободах;
- динамичная рыночная экономика;
- передовой научно-исследовательский комплекс в условиях приобретения инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов в области науки и техники.
Модернизация означает переход к новому этапу цивилизационного развития, требующему кардинального обновления всех составляющих экономического роста. Признание необходимости модернизации означает признание заторможенности в развитии и необходимости изменений для перехода на новый этап развития. В случае России, как было показано выше, замедление темпов роста связано с сохранением ресурсоориентированной экономики, а необходимость изменений обусловлена падением темпов и качества экономического роста.
Модернизация в современной России-это переход от ресурсоориентированной модели экономического развития к инновационной. Это не только высокотехнологичные отрасли, но и развитие добывающей и традиционной промышленности.
Переход к инновационной модели экономики должен стать конечной точкой модернизации в России. Путь трансформации институтов и экономической политики от фактического состояния экономики к конечной точке - стратегия модернизации.
Существует две стратегии модернизации: «институциональная модернизация» и «разработанная модемизация».
Приверженцы "институциональной модернизации" считают необходимым проведение институциональных реформ
направлены на совершенствование государственного управления и судебной системы, подавление коррупции, устранение административных барьеров, совершенствование человеческого капитала и т. д. Если все эти проблемы будут решены хотя бы частично, рынок будет расти самостоятельно.
Приверженцы "проектной модернизации" полагают, что
необходимо интенсифицировать инвестиции в наиболее перспективные отрасли экономики. Обе стратегии модернизации предполагают активную роль государства. Тем не менее, модернизация предполагает партнерство государства, частного бизнеса и общества.
Несмотря на то, что экономический рост напрямую зависит от уровня развития институтов, мы вынуждены согласиться с мнением В. Полтеровича о неэффективности стратегии институциональной модернизации в случае так называемых «догоняющих стран». Институты в таких странах должны развиваться в процессе экономического роста. В. Полтерович опирается на модернизацию, основанную на западных технологиях.
Однако многие экономисты находят возможным модернизировать российскую экономику за счет инноваций. В частности, исследование, проведенное К. гончаром, позволило сделать вывод о том, что технологическое развитие российской экономики неоднородно, «ни один из брашей не может быть назван технически устаревшим или передовым».
По статистике и данным опросов, проведенных среди топ-менеджеров предприятий обрабатывающей промышленности, становится очевидным наличие групп компаний с относительно высоким уровнем производства, способных выпускать принципиально новую продукцию.
На первый взгляд, в рамках модернизации экономики необходимо использовать индивидуальный инновационный потенциал с одновременным внедрением западных технологий. Модернизация, основанная только на внедрении технологий, приведет к экономическому росту, но не к технологическому превосходству. Для подъема конкурентоспособных отраслей промышленности необходимо быть конкурентоспособными не только в эффективности труда, но и в инновациях. Кластеры могут служить основной платформой для формирования и распространения инноваций.
Географическая группировка является основной характеристикой кластеров и обусловливает передачу знаний, формирование целевой рабочей силы, установление прочных подчиненных и координированных отношений между организациями. Наличие конкретной рабочей силе для хранения знаний и предстоящих инноваций, близкое расположение организаций, способствует распространению инноваций внутри сети.
Все это приводит к росту инновационной активности всех предприятий - кластер композитов. Кроме того, " растущий кластер
начинает привлекать прямые иностранные инвестиции в виде производства или оказания услуг, а также поставки, то есть кластеры работают над привлечением иностранных инвестиций, связанных с новыми зарубежными технологиями.
Стоит отметить, что развитие кластеров способствует улучшению инфраструктуры и законодательной власти, корректировке подготовки кадров, что обуславливает развитие институтов. Следовательно, развитие территориальных кластеров стимулирует модернизацию экономики в целом.
Необходимо обратить внимание на все виды кластеров как на региональном, так и федеральном уровнях. Даже в сельской экономике кластеры способны вносить свой вклад в производительность труда региона, в котором они расположены, и других регионов через кластерную сеть.
Консервативный подход следует использовать в развитии существующих и зарождающихся кластеров, а не в процессе формирования новых кластеров. Новые ветки и новые кластеры, по его мнению, лучше появляются из уже существующих. Важно выбрать специализацию, чтобы не
Конкурировать напрямую с соседними производителями. Меры поддержки могут заключаться в косвенной поддержке региональных определителей конкурентных преимуществ (конкурентное соотношение, факторные условия, параметры спроса, поддержка со стороны поддерживающих организаций).
Многие считают политику администрации «кластер», лучшим политической поддержки. Управление кластером предполагает, что роль государства сводится к устранению барьеров, препятствующих развитию кластеров, и созданию условий путем улучшения бизнес-среды и инфраструктуры для обеспечения дальнейшего независимого развития кластера.
Сложность применения кластерной политики заключается в невозможности тиражирования положительного опыта формирования кластеров в других регионах. При формировании кластеров необходимо учитывать местные географические, инфраструктурные и социокультурные факторы.
Кластерная политика более эффективна, когда она применяется на региональном уровне. Малые страны успешно используют кластерный подход в качестве основы государственной политики. Большие страны, особенно федеральные по структуре, используют кластерный подход в рамках обширной промышленной политики. При этом прослеживается четкая тенденция: чем «ближе» зона ответственности
конкретных органов власти к региональному или местному кластеру, тем более интенсивную кластерную политику они проводят.
Можно предложить следующую классификацию кластерных политик. Подразделяя кластерные политики в политики первого поколения, что включает в себя комплекс мероприятий по идентификации кластера, Спецификация профиля компаний, образующих кластер и реализации генерального кластера поддержки политики, и политики второго поколения на основе четкого представления о кластерах, существующих в регионе и по всей стране и предполагает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности.
В зависимости от инициатора кластерной политики выделяются два типа политик: «сверху вниз» и «снизу вверх». Инициаторами «нисходящей политики» являются в основном федеральные или региональные органы власти. Такая политика проводилась в Финляндии, Нидерландах и Дании. В случае «восходящей политики» инициаторами выступают местные бизнес-ассоциации. Программы такого типа получили название «кластерные инновации».
Отправной точкой формирования инновационного кластера может стать региональная или Федеральная программа, объединяющая производственные и сервисные компании, научные институты. При этом рост инновационного потенциала достигается за счет того, что на рынке высокотехнологичных инноваций появятся конкурирующие научно-производственные комплексы (а не отдельные предприятия), что за счет сотрудничества между их участниками обеспечит снижение внутри и межсекторальных трансакционных издержек.
Существуют 5 факторов эффективной роли государства:
1) государство реагирует на потребности кластера в отношении предпринимателя, географическом и историческом контекстах;
2) государство может влияние основных факторов, даже роль случайности (которая по модели Портера может быть непредсказуема) здесь может быть эффективно использован при условии концентрации государственных ресурсов и сил;
3) роль государства должна варьироваться в зависимости от стадии жизненного цикла кластера, т.е. государственные методы регулирования не могут быть ориентированы только на один единый подход;
4) государство должно обеспечить необходимую инфраструктуру для развития кластера, более того, пытаясь предвидеть потребности бизнес-структур, а не просто удовлетворять их текущие потребности;
5) поддержка государства должна быть ориентирована на ведущую
компанию, ядро кластера.
По роли государства выделяются:
* Каталитический, когда государство объединяет заинтересованные стороны, например, частные компании или научно-исследовательские организации, и так как оно стоит для "катализатора" взаимодействия и обеспечивает лимитированное финансирование проектов.
* Поддержка, когда власти в дополнение к политике каталитического кластера выделяют средства для развития региональной инфраструктуры, образования и обучения и принимают меры по стимулированию развития кластера.
* Директивы, когда правительство формирует и реализует программы, направленные на изменение специализации региона через развитие кластеров.
* Интервенционист, когда правительство наряду с директивными мерами принимает на себя ответственность за принятие решений по направлениям дальнейшего развития кластера, определяя его специализацию путем предоставления грантов и трансфертов, устанавливая законодательные ограничения и осуществляя активный контроль над компаниями кластера.
Подводя итог рассмотрения теоретических аспектов категории «модернизация» и возможностей её проведения в условиях российской экономики, хотелось бы отметить что, модернизация - это не одномоментный шаг, а комплексная задача, которая требует скоординированных действий по широкому кругу вопросов. Поэтому должна быть разработана стратегия с чёткой программой мероприятий, что позволит обеспечить мобилизацию и концентрацию всех ресурсов страны на модернизации.
Таким образом, при разработке стратегии необходимо принимать во внимание, что модернизация проводится в конкретной стране и предполагает в полной мере учёт историко-культурных традиций населения, которые должны органично вписываться в модернизационные процессы, повышая их внутренний потенциал. Причём государство в данном случае берёт на себя функции определения приоритетов и формирования условий для дальнейшего развития всего народного хозяйства, а предпринимательский сектор при активном участии науки осуществляет воспроизводственную деятельность заданной направленности.
Список литературы
1. Добрышина Л.Н. Государственная промышленная политика в теории и практике модернизации российской экономики // ЭПОС.
2012. № 2. С. 15-20.
2. Жилина И.Ю. Модернизация российской экономики: пути и перспективы // Экономические и социальные проблемы России. 2011. №1. С. 8-40.
3. Ковалев А. и др. Методологические аспекты создания экономических кластеров в наноиндустрии // Маркетинг. 2012. № 1. С. 3-25.
4. Антипьев А.Г. О путях модернизации экономики и современного российского общества // Труд и социальные отношения. 2011. № 1. С. 3-11.
5. Борисова И. Растущая российская экономика на фоне растущей внешней напряженности // Вопросы экономики. 2012. №6. С. 4-33.
6. Васильева И.А. Институциональные проблемы функционирования предприятий в условиях модернизации экономики региона // Экономика, статистика и информатика. 2012. № 1. С. 9-13.
7. Кудрин А.П. Бюджет модернизации экономики России // Финансы. 2011. № 1. С. 3-10.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.
Полозова А.Н., Нуждин Р.В.
МЕТОДИКА БИЗНЕС-АНАЛИЗА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Аннотация. В статье раскрыта сущность и обоснована необходимость бизнес-анализа уровня конкурентоустойчивого развития перерабатывающих организаций; изложено содержание процедурных модулей алгоритма бизнес-анализа, учитывающих особенности бизнес-поведения перерабатывающих организаций; предложена система относительных показателей, основанных на использовании аналитических приемов предпринимательской доходности.
Abstract. In article the essence is disclosed and need of the business analysis of level of konkurentoustoychivy development of the overworking organizations is proved; the maintenance of the procedural modules of an algorithm of the business analysis considering features business - behavior