Научная статья на тему 'Трансформация финансового обеспечения модернизации экономики Республики Беларусь'

Трансформация финансового обеспечения модернизации экономики Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Н. Л., Сплошное С. В.

The strategy of economic modernization in the Republic of Belarus is grounded in the article, priorities in the field of investment and financial provision of modernization are defined and the directions of transformation of financing and state support of science and innovations are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF FINANCIAL PROVISION OF ECONOMIC MODERNIZATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The strategy of economic modernization in the Republic of Belarus is grounded in the article, priorities in the field of investment and financial provision of modernization are defined and the directions of transformation of financing and state support of science and innovations are offered.

Текст научной работы на тему «Трансформация финансового обеспечения модернизации экономики Республики Беларусь»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 330.341:330.322(476)

Н.Л. Давыдова, С.В. Сплошное *

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ**

В статье обосновывается стратегия модернизации экономики Республики Беларусь, определяются приоритеты в области инвестиционно-финансового обеспечения модернизации, предлагаются направления трансформации финансирования и государственной поддержки науки и инноваций.

Ключевые слова: модернизация экономики, наука, инновации, инновационное развитие, техническое обновление, конкурентоспособность, финансовое обеспечение, источники финансирования.

Сущность модернизации экономики конституируется системой инновационных преобразований, целью которых выступают качественные изменения. Инновации выступают в качестве инструмента для достижения основной цели модернизации — формирования современной модели экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. В качестве текущих задач модернизации могут рассматриваться техническое обновление материальной базы реального сектора экономики, перестройка структуры экономики, приоритетное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей, формирование эффективной модели взаимодействия государства и бизнеса, трансформация системы государственного управления и др.

Процессы модернизации в развитых странах исторически носят имманентный характер, обусловлены не только экономическими, но и социокультурными, политическими и иными факторами внутреннего развития. В отличие от промышленно развитых стран, фактически завершающих эволюционный переход к постиндустриальному обществу и к «конкуренции на основе инноваций», Республика Беларусь в конце 90-х — начале 2000-х гг. объективно стояла на пути «догоняющей» модернизации или имитации. Жизнеспособ-

ность национальной экономики обеспечивалась на основе заимствования (копирования) иностранных технологий, методов организации производства и стимулирования труда, происходил постепенный переход от «конкуренции на основе факторов» к «конкуренции на основе инвестиций» (в терминологии М. Портера). Такая модернизация, являясь ответом на внешние вызовы, в то же время не сопровождалась в Республике Беларусь активной адаптацией зарубежного опыта в сфере государственного строительства, социальной сфере, не определяла приоритетность массовой приватизации, как произошло в ряде других стран с развивающимися рынками. Белорусское общество подтвердило тезис Ш. Эйзенштадта и дало свой «ответ» в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в достижениях его длительного развития [1, с. 261], выработало собственную социально ориентированную модель экономического развития. В условиях обязательных технологических заимствований сохранена национальная специфика, приобретающая в условиях глобализации роль важнейшего конкурентного преимущества.

Необходимо констатировать, что в ряде исследований проблема модернизации часто умышленно ограничивается аспектами индустриализации,

* © Давыдова Н.Л., Сплошнов С.В., 2013

Давыдова Наталья Леонтьевна (davydova_nl@mail.ru), Сплошное Сергей Витальевич (sespl@tut.by), кафедра банковского дела Полесского государственного университета, 225710, Республика Беларусь, г. Пинск, ул. Днепровской флотилии, 23.

** Исследования выполнялись при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, договор № Г13—029.

выхода на новый уровень развития промышленности, достижением «выбранного технологического уровня на основе коммерчески распространяемых технологий», возможности модернизации рассматриваются в качестве альтернативы разработке и внедрению передовых инноваций [2; 3]. Действительно, можно согласиться с мнением экспертов, утверждающих, что странам, уступающим в показателе производительности труда технологически развитым государствам, выгоднее покупать (копировать) современные технологии. Данный тезис подтверждает и опыт становления белорусской экономической модели. Однако генезис задач, объективно стоящих перед экономикой и обществом, позволяет утверждать, что в современных условиях скопированные технологии уже не дают какого-либо усиления конкурентоспособности, временные и финансовые затраты на их освоение отдаляют страну от передового научнотехнологического уровня. Доминирование закупки технических средств и технологий, как правило, не имеющих «прорывного» характера, может в принципе не позволять перейти на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, либо спрос на эту продукцию будет ограничен тем кратким периодом, в течение которого зарубежные инноваторы, безусловно, обеспечат новый технологический скачок.

Поэтому представляется, что в современных условиях понимание модернизации исключительно как способа преодоления экономического отставания Республики Беларусь от промышленно развитых стран либо ограничение проблемы модернизации экономики только аспектами ее индустриализации не вполне корректно, определяет исключительно «догоняющий» характер проводимых преобразований, низкий приоритет собственных научно-технических разработок.

Следует отметить, что модернизация экономики страны не может быть ограничена «догоняющей» модернизаций физического капитала, связана с преобразованием в соответствии с современными требованиями и национальными приоритетами, организационными и ресурсными возможностями всей системы экономических отношений, распространяется на институциональную структуру экономики Республики Беларусь. Именно такой подход позволяет говорить о приобретении стратегией модернизации экономики характерных черт и элементов стратегии инновационного развития, обеспечивает приоритет качественных факторов, то есть новых технологий, моделей управления, тотальной информатизации.

Современный этап модернизации экономики страны можно назвать этапом смешанной эндогенно-экзогенной стратегии модернизации. Исходя из ресурсных и финансовых возможностей экономики в одних сферах целесообразно по-пре-

жнему придерживаться стратегии догоняющего развития при безусловном обеспечении высокой инновационности приобретаемого оборудования и технологий, в других — стратегии национальной (эндогенной) модернизации с максимальным использованием собственных передовых научных разработок и массовой коммерциализацией новшеств. Необходимыми условиями результативности эндогенно-экзогенной стратегии являются:

— институциональная модернизация наряду с инфраструктурными преобразованиями, направленная на стимулирование инвестиционных процессов, организационную и финансовую поддержку научно-технической и инновационной деятельности, повышение предпринимательской активности за счет формирования благоприятной бизнес-среды, мотивации ведения бизнеса;

— модернизация производственного потенциала и структурная перестройка экономики на основе ускорения инвестиционных и инновационных процессов; формирование крупных интегрированных структур, определяющих концентрацию капитала и человеческих ресурсов, способных обеспечить инновационный прорыв;

— развитие кредитной системы страны и фондового рынка, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики, привлечение зарубежных и внутренних инвесторов;

— изменение экономических отношений в направлении ускорения развития рыночных институтов и мотивационных механизмов, дальнейшего повышения качества человеческого капитала; приоритетная бюджетная поддержка развития науки и инновационной сферы; развитие инновационного предпринимательства.

Объем решаемых задач в области модернизации экономики определяется финансовыми ограничениями в части привлечения внешнего финансирования, возможностями бюджетной поддержки, ресурсной базы банковской системы страны. Необходимо учитывать критерии экономической безопасности, состояние валового внешнего долга, целесообразность ограничения технологического и инвестиционного импорта в случае возникновения угрожающей динамики по внешнеторговому сальдо и усилению напряженности на валютном рынке.

Важнейшим аспектом, определяющим результативность проводимых мероприятий, является выбор источников финансирования модернизации национальной экономики. Использование различных источников финансирования, их комбинирование тесно связано с типологией предпринимаемых модернизационных мер. Ориентация на инструментарий догоняющей модернизации, предусматривающей преимущественно заимствование технологий, предполагает источники финансиро-

вания, отличные от используемых в случае перманентной национальной модернизации, в значительной мере проводимой собственными силами с выраженным приоритетом для собственных разработок и технологий.

Таким образом, решение задачи массовой модернизации экономики предполагает формирование достаточных финансовых ресурсов, состав и структура которых предопределяет доминирование определенного типа модернизации:

— монетаристский подход предполагает меры жесткой бюджетной экономии, позволяющей обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность, устойчивость курса национальной валюты. Модернизация экономики в части обновления основного капитала, открытых инноваций (приобретение патентов, лицензий и др.) может осуществляться преимущественно за счет собственных средств субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в рамках активизации процесса привлечения прямых и портфельных инвестиций. Эмиссионная поддержка экономики практически исключена;

— инвестиционный подход допускает возможность существенной (массовой) бюджетной и эмиссионной кредитной поддержки отраслей реального сектора экономики и ориентирован на обеспечение эффективности реализуемых проектов, в рамках которых создается новая стоимость. Доминирование данного подхода в Республике Беларусь в период 2008—2010 гг. при ощутимом недостатке эффективных проектов, завышении их стоимости, а также в связи с влиянием внешних шоков определило нарастание кризисных факторов, послужило катализатором девальвационной волны марта-октября 2011 г.;

— сбалансированный подход, предусматривающий исключительно «точечную» бюджетную и эмиссионную кредитную поддержку эффективных проектов, реализуемых в валообразующих сферах реального сектора экономики, при условии активного поиска и использования субъектами предпринимательской деятельности иных источников финансирования в целях технического и технологического обновления. Представляется, что разрабатываемые на уровне отдельных предприятий и местных органов власти программы модернизации должны обязательно проходить профессиональную экспертизу, затем обобщаться на более высоких уровнях государственного управления в целях недопущения возникновения избыточных либо ненужных издержек, дублирования и конкурентной борьбы однопрофильных производств, но, прежде всего, для формирования крупных региональных кластеров, обеспечивающих связь

обновления производства, инфраструктуры, управления и достижение «массовых» эффектов. Важнейшим элементом проводимых экспертиз проектов, критерием потенциала их реализации во всех случаях должна являться оценка рынка сбыта продукции, возможность влияния на создание системы потребления данной продукции, а в случае приоритета выхода на внешний рынок — интерпретация возможных шоков мировой экономики в части конкретных товарных групп.

Приоритетность эндогенных элементов в стратегии национальной модернизации должна находить выражение в формировании потребности отраслей национальной экономики в прорывных научных разработках. Именно результаты собственных научных исследований являются необходимой основой реализации проектов, предполагающих радикальные инновации.

В Республике Беларусь в период 2004—2012 гг. показатель наукоемкости ВВП, исчисляемый на основе внутренних затрат на научные исследования и разработки, составляет 0,6—0,8 % (в 2011 г. —

2081,9 млрд руб., или 0,70 % к ВВП, в 2012 г. — 3537,8 млрд руб., или 0,67 % к ВВП1, что существенно меньше показателей развитых стран, где значительная доля затрат приходится на компании частного сектора (в США — 2,7 %, Германии — 2,6 %, Японии — 3,4 %, Швеции — 3,7 %).

Для отечественной практики государственного управления и регулирования характерна значительная бюджетная поддержка проводимых научных исследований и опытно-конструкторских работ, осуществляемая в рамках государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук, государственных отраслевых научно-технических (бюджетных) программ. Доля бюджетных средств (средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета Союзного государства, в том числе средств инновационных фондов) как источника финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки в последние годы достаточно постоянна и составляет 45—50 % (в 2011 г. — 936,4 млрд руб., или 45 %). Фактические расходы республиканского бюджета, выделенные для финансирования научных исследований и разработок, составили 814,1 млрд руб., или 0,27 % ВВП. В то же время на основе сравнения со статистикой, отражающей объем государственной поддержки науки в европейских странах, можно заключить, что данной величины недостаточно для быстрого развития научно-технического потенциала страны. В странах Евросоюза

1 Статистическая информация приводится по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь; за 2012 г. — по предварительным данным).

средний уровень бюджетных расходов на поддержку науки составляет около 0,7 % к ВВП.

Кроме бюджетных средств, для финансирования текущих и капитальных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ преимущественно используются: собственные средства организаций, самостоятельно выполняющих научные исследования (в 2011 г. объем финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет данного источника составил 573,9 млрд руб., или 27,6 % ко всему объему финансирования); средства организаций, заказывающих выполнение поисковых исследований у других лиц, научных коллективов, иных организаций (374,5 млрд руб., или 18 %); средства иностранных инвесторов (182,1 млрд руб., или 8,7 %).

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. в качестве одного из основных механизмов реализации задачи создания целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других финансовых источников, улучшения их координации для устранения разрывов в цепи «наука — технология — производство — рынок» определяет увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5—2,9 % к ВВП в 2015 г., из них за счет средств республиканского бюджета — не менее чем до 1,2—1,35 % к ВВП [4]. Данная задача представляется выполнимой лишь при условии преодоления комплекса негативных тенденций развития предприятий в государственном секторе, в том числе за счет привлечения прямых и портфельных инвестиций, а также на основе формирования эффективного механизма мотивации организаций (предприятий) негосударственного сектора к финансированию научных исследований и разработок. Без выполнения этих условий трудно в обозримом будущем говорить о приоритете перманентной национальной модернизации.

Низкий показатель наукоемкости, тем не менее, не является определяющим фактором для продуцирования экономического роста, однако оказывает существенное влияние на обеспечение его устойчивости на длительную перспективу. В период относительной макроэкономической стабилизации начала 2000-х гг. темпы экономического роста в Республике Беларусь опережали показатели многих развитых зарубежных стран. Основным источником такого роста являлась ориентация на мировые достижения в сфере науки и техники, кредитные вложения в уже реализованные в зарубежной практике технологии, машины, производственное оборудование, то есть преобладала стратегия догоняющего развития. Аналогичной стратегии иногда и с более значимыми макроэкономическими результатами придерживались

и другие страны с развивающимися рынками (например, Китай и Индия, с показателями наукоемкости ВВП соответственно в 1,5 % и 0,8 %, — за счет более низкой стоимости труда, внешнеторговой специфики и иных факторов).

Финансирование инвестиций в основной капитал может предусматривать инновационную составляющую (коммерциализация полезных новшеств, покупка новой инновационной техники, технологий, патентов и др.) либо безинновацион-ное обновление оборудования, эффект от использования которого не приведет к росту конкурентоспособности. Наличие взаимосвязи источников финансирования инвестиций [5, с. 16] позволяет в качестве важных составляющих увеличения инвестиционного потенциала национальной экономики выделить эмиссионные ресурсы банковской системы и иностранные инвестиции и, следовательно, говорить о необходимости сочетания монетаристского (прямые и портфельные инвестиции) и инвестиционного (эмиссионная поддержка) подхода к модернизации.

В Республике Беларусь в качестве основных источников финансирования инвестиций в основной капитал выступают:

— собственные средства организаций (предприятий) — являются наиболее гибким источником финансирования с точки зрения самостоятельного определения способов развития (покупка реализованных технологий, патентов, лицензий, интеллектуальных продуктов и др.), выбора поставщиков машин и оборудования, производственных технологий и систем, не связаны с приобретением каких-либо обязательств. В составе источников финансирования инвестиций собственные средства за 2011 г. составили 37 254,9 млрд руб., или 37,8 %, за 2012 г. — 62 451,4 млрд руб., или 41,1 %. При этом за период 2004—2012 гг. доля самофинансирования в структуре инвестиций понижалась с 45,2 % до минимального значения в

32,9 % в 2010 г., что объективно свидетельствует как о достаточно низкой рентабельности отечественных предприятий, так и о повышении доступности в этот период заемных средств. Дальнейшее наращивание собственных средств предприятий реального сектора экономики возможно лишь при условии успешной реализации действующих инвестиционных проектов и выходе на устойчивую прибыльную работу, а также за счет использования инструментов фондового рынка (эмиссия облигаций для организаций и частных лиц, в том числе нерезидентов; проведение IPO), привлечения прямых иностранных инвестиций;

— бюджетные источники, доля которых до кризисного 2009 г. стабильно составляла около 26 % в структуре инвестиций в основной капитал. Влияние внешних шоков при неизменности государственной политики в области содействия инвес-

тиционной деятельности предприятий, создания новых производств в секторе государственных предприятий стимулировало выход на первый план варианта квазибюджетного финансирования, то есть развития «льготного» банковского кредитования за счет эмиссионных («целевых») кредитов Национального банка страны. Поэтому в 2010 г. объем прямого бюджетного финансирования резко снизился и составил 18,9 %, в 2011 г. — только 12,4 % в структуре источников финансирования инвестиций. В 2012 г. в связи с резким уменьшением финансирования государственных программ через косвенные инструменты доля средств консолидированного бюджета в составе источников финансирования инвестиций вновь возросла и составила 16,1 %, или 24 463,9 млрд руб.

Основная проблема использования бюджетного финансирования для решения задач модернизации экономики состоит в том, что данный инструмент используется, прежде всего, на приоритетных валообразующих предприятиях государственного сектора, функционирующих в режиме мягких бюджетных ограничений и формирующих приоритетные цели на создание расходов. Такие предприятия работают в условиях постоянного недостатка денежных поступлений, имеют объективно не обусловленный и не насыщаемый спрос на ресурсы [6], то есть в рассматриваемом контексте постоянно ощущают потребность в инвестиционных ресурсах без возможности использовать их достаточно эффективно. Данный тезис подтверждает ситуация с разработкой в начале 2013 г. государственными предприятиями в Республике Беларусь программ модернизации (предусматривающих покупку оборудования и создание новых производств), часто недостаточно обоснованных, предусматривающих завышение затрат.

Оценивая перспективы бюджетной поддержки реализации крупных проектов, следует принимать во внимание активно реализуемый в последние годы инструмент, предусматривающий частичное возмещение из средств бюджета процентов по кредитам, выданным для реализации проектов, прошедших государственную экспертизу, входящих в инновационные программы Правительства Республики Беларусь. Представляется, что данный инструмент, в отличие от эмиссионной «накачки» экономики в условиях ограниченного внешнего спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей, является значительно более гибким способом государственной поддержки, широта применения которого определяется возможностями бюджета.

В целом можно положительно оценить создание в Республике Беларусь вне рамок банковского сектора специализированной финансовой организации — Банка развития, основной целью которого является финансирование государственных

программ, и передачу ему для обслуживания активов и пассивов банков, связанных с квазибюд-жетным финансированием. Однако представляется, что дальнейшее увеличение ресурсной базы Банка развития за счет эмиссии облигаций и их реализации банкам Республики Беларусь на не вполне рыночных условиях с последующим включением данных облигаций в ломбардный список Национального банка есть, по существу, новый вариант квазибюджетного финансирования, определяющий эмиссионную поддержку проводимой модернизации. Поэтому объем эмиссии облигаций Банка развития для финансирования новых государственных программ должен быть ограничен и определяться на один финансовый год исходя из полученного коммерческого эффекта по ранее завершенным программам:

— иностранные инвестиции в структуре источников финансирования не превышают 2—3 % (в 2011 г. — 2914,3 млрд руб., или 3 % в условиях резкой активизации девальвационных процессов, в 2012 г. — 4406,5 млрд руб., или 2,9 %), что связано со значительными сроками окупаемости инвестиций в основной капитал, низкой прибыльностью производств в реальном секторе экономики, функционированием ряда валообразующих отечественных предприятий в условиях мягких бюджетных ограничений, нередко провоцирующих инфляционные и девальвационные процессы, оценкой международными рейтинговыми агентствами страновых рисков Республики Беларусь на высоком уровне. Представляется, что значительный приток иностранных инвестиций возможен лишь в случае ориентации преимущественно на монетаристский подход к модернизации, полного отказа от использования косвенных инструментов денежно-кредитного и бюджетно-финансового регулирования экономики;

— доля кредитов банков в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал за период 2004—2011 гг. существенно возросла (с 14,3 % до 35,8 %, или 35 332,8 млрд руб. за 2011 г.). С одной стороны, произошло объективное замещение бюджетного финансирования (прежде всего, за счет эмиссионной кредитной поддержки), с другой — существенно возросла доля кредитов иностранных банков, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности через банки Республики Беларусь, в том числе под страховое покрытие иностранных агентств по страхованию экспортных кредитов и под гарантии органов государственного управления (доля кредитов иностранных банков в 2011 г. составила 6,7 %). В 2012 г. в условиях резкого сокращения эмиссионной поддержки экономики доля банковских кредитов резко снизилась и составила 26,1 %, или 39 658,9 млрд руб. (из них 6,3 % — кредиты ино-

странных банков, в том числе по иностранным кредитным линиям);

— средства населения являются самостоятельным источником финансирования инвестиций в жилищном строительстве. Их доля в структуре инвестиций в основной капитал достаточно постоянна и составляет 6—8 % в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры на рынке жилой недвижимости, динамики доходов населения (в 2012 г. — 6,9 %, или 10484,5 млрд руб.). Значительный интерес для активизации процессов национальной модернизации представляет вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс на основе развития банковских и небанковских инструментов сбережения (инвестирования).

Представляется, что основа устойчивого инновационного развития Республики Беларусь состоит в максимальном укреплении собственного научно-технического потенциала, разработке конкурентоспособных интеллектуальных продуктов как с возможностью их использования в сферах производственно-хозяйственной деятельности внутри страны, так и для реализации на внешних рынках. В этом контексте предложены следующие взаимосвязанные направления:

а) государственная поддержка процессов модернизации не должна ограничиваться финансированием инвестиций в основной капитал; долгосрочные эффекты определяет финансовая поддержка инфраструктуры инновационной деятельности, расширение системы грантов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, выделяемых на конкурсной основе, как на республиканском, так и на региональном уровне, приоритетное финансирование университетской науки и научных организаций;

б) доминирование эндогенных элементов модернизации определяется проведением субъектами предпринимательской деятельности собственных научных исследований и коммерциализацией научно-технических разработок. Стимулирование этих процессов со стороны государства возможно на основе применения финансовых инструментов (например, налоговых льгот для инновационно-активных организаций на основе льготирования затрат на научные исследования). Важным направлением также представляется создание венчурных фондов с участием органов государственного управления в качестве учредителей и экспертов, обеспечивающих за счет средств ин-

весторов финансирование рисковых проектов, связанных с научным обоснованием, разработкой и производством новой высокотехнологичной продукции. Венчурное финансирование имеет выраженный целевой ориентир на поддержку инновационного предпринимательства, может охватывать все стадии инновационного цикла, позволяет аккумулировать капитал из различных источников (доходы от приватизации, средства банков, инновационных фондов, нерезидентов, в том числе бизнес- ангелов);

в) в качестве обязательного условия привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов в ключевые отрасли реального сектора экономики Республики Беларусь целесообразно предусматривать их участие в финансировании профильных поисковых исследовательских работ, направленных на постепенное вытеснение зарубежных технологий более эффективными отечественными аналогами, в течение 5—10 лет, а также финансовую поддержку профильной университетской науки на основе грантов, выделяемых на конкурсной основе. Создание новых предприятий за счет частных инвестиций может предусматривать и некоторое финансовое участие государства.

Библиографический список

1. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Модернизация как вызов времени // Народная газета. № 94. 02.04.2013. ИЯЬ: http://ng.by/ru/ 1$8ие8?а11_1ё=74244 (дата обращения: 10.05.2013).

3. Корнеевец И.С. Модернизация экономики как необходимое условие эффективного инновационного развития Беларуси // Экономика и управление. 2011. № 3. С.84-90.

4. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.: утв. Пост. Совета министров РБ 26.05.2011 г. № 669. ИЯЬ: http://www.mpt.gov.by/upload/Inov_1.pdf (дата обращения: 10.05.2013).

5. Давыдова Н.Л., Сплошнов С.В. Формирование механизма содействия инновационному развитию в банковском секторе экономики Республики Беларусь: монография. Пинск: ПолесГУ, 2011.

6. Усоский В.Н. Актуальные проблемы экономики Беларуси, или О пользе знания экономической теории // Экономика.БУ — Белорусский экономический портал. иЯЬ: http://ekonomika.by/sovetuem-prochitat/aktualnie-problemi-ekonomiki-belarusi-ili-o-polze-znaniya-ekonomicheskoy-teorii (дата обращения: 10.05.2013).

N.L. Davydova, S.V. Sploshnov*

TRANSFORMATION OF FINANCIAL PROVISION OF ECONOMIC MODERNIZATION

OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The strategy of economic modernization in the Republic of Belarus is grounded in the article, priorities in the field of investment and financial provision of modernization are defined and the directions of transformation of financing and state support of science and innovations are offered.

Key words: economic modernization, science, innovations, innovation development, technical re-equipment, competitiveness, financial provision, financial sources.

* Davydova Natalia Leontievna (davydova_nl@mail.ru), Sploshnov Sergey Vitalievich (sespl@tut.by), the Dept. of Banking, Polessky State University, Pinsk, 225710, Republic of Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.