ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 330.341:330.322(476)
Н.Л. Давыдова, С.В. Сплошное * БАНКОВСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ**
В статье рассмотрены перспективы кредитной поддержки модернизации экономики Республики Беларусь, предложен метод оценки банковских ресурсов инвестиционного кредитования, определены направления трансформации банковских пассивов.
Ключевые слова: модернизация экономики, инновации, инвестиции, финансовое обеспечение, инвестиционное кредитование, ресурсы банка.
Формирование и реализацию стратегии модернизации экономики Республики Беларусь следует рассматривать в качестве важнейшего приоритета внутренней экономической политики, фактором обеспечения макроэкономической стабильности, конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, решения социальных задач.
Активное заимствование иностранных технологий в рамках господства стратегии догоняющей модернизации конца 90-х — начала 2000-х гг., несколько смягченное реализацией Республикой Беларусь собственной политико-экономической модели, тем не менее объективно вовлекло страну в систему центро-периферической иерархии, как в общемировом глобальном контексте, так и в контексте региональном, обусловленном историческими и политико-экономическими факторами взаимодействия постсоветских стран. Следует учитывать, что, не имея собственного существенного сырьевого потенциала (за исключением калийдо-бывающего производственного комплекса), Республика Беларусь должна постоянно считаться с необходимостью загрузки имеющихся в стране «перерабатывающих» мощностей, реализации продукции с учетом нестабильной ценовой конъюнктуры на традиционных рынках, решать проблему отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса, главным образом за счет привлечения
внешнего финансирования. Развитие промышленности (индустриализация) и промышленный экспорт всегда являлись и являются условиями выживания национальной экономики.
Поэтому если, согласно результатам исследований экономиста Ж.К. Хамнаева, модернизация применительно к экономике Российской Федерации — процесс перехода от экспортно-сырьевого развития к инновационному с помощью формирования новой технологической основы экономики и институциональных преобразований, способствующих перетоку капитала из добывающих отраслей в обрабатывающие [1, с. 9], то для условий Республики Беларусь подобная постановка задачи модернизации принципиально невозможна.
Также представляется неоднозначным и опыт азиатских стран, которые на основе реализации стратегии технологических заимствований показывают значительные темпы роста (например, Китай, Республика Корея, Индия и др.). В частности, исследования американского экономиста Д. Родрика в качестве драйверов роста азиатских экономик определяют специализацию стран, обеспечивающую приток товаров и капитала, а также способность правительств устранить ограничения и способствовать передвижению работников из устаревших отраслей промышленности в современные, что позволяет преодолеть отставание в
* © Давыдова Н.Л., Сплошнов С.В., 2013
Давыдова Наталья Леонтьевна (davydova_nl@mail.ru), Сплошное Сергей Валерьевич (sespl@tut.by), кафедра банковского дела Полесского государственного университета, 225710, Республика Беларусь, г. Пинск, ул. Днепровской флотилии, 23.
** Исследования выполнялись при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ), договор № Г13—029.
производительности труда. По мнению американского эксперта, «когда экономика становится богаче, она обычно становится более диверсифицированной» [2]. Действительно, с этим тезисом нельзя не согласиться. Однако остается открытым вопрос, целесообразно ли диверсифицированным экономикам идти по пути умышленной деградации целых отраслей и параллельно решать комплекс острых социальных проблем. Негативный опыт прибалтийских и ряда других постсоветских стран с очевидностью показывает правильность избранного в Республике Беларусь вектора экономического развития, определяет понимание задачи национальной модернизации как проведения «структурно-инвестиционного маневра».
Комплексная трактовка такой модернизации, или системы инновационных преобразований, представлена в работах академика Л.И. Абалкина и заключается в «системно-взаимосвязанном развитии научно-инновационной, инвестиционнофинансовой, социальной, институциональной и других сфер экономики... при обеспечении государственной поддержки инвестиционных и инновационных процессов» [3, с. 282]. При этом технологическое переоснащение национальных производств, их ориентация на экспорт, обеспечение эффективности их работы могут быть достигнуты на основе комбинации эндогенных и экзогенных элементов модернизации, должны предусматривать как точечную бюджетную и эмиссионную кредитную поддержку крупных проектов, так и широкое использование субъектами предпринимательской деятельности иных источников финансирования [4].
В то же время в условиях недостатка собственных источников финансирования у отечественных товаропроизводителей дальнейшая ориентация на традиционный финансово-кредитный инструментарий догоняющей модернизации (торговое финансирование, связанные иностранные кредиты, коммерческие кредиты и др.) существенно углубляет зависимость экономических субъектов и страны в целом от иностранных доноров. Тем более что посткризисное развитие крупнейших мировых экономик проходит под знаком существенного смягчения политики их монетарных властей, преобладания значительных эмиссионных стимулов восстановления внутреннего спроса.
В условиях практически неограниченного денежного предложения в развитых странах, как справедливо отмечает академик РАН С.Ю. Глазьев, «проводимая макроэкономическая политика ставит российские предприятия в неконкурентоспособное положение, влечет неэквивалентный внешнеэкономический обмен и обрекает экономику на колонизацию иностранным капиталом». Поэтому «для формирования внутренних источников долгосрочного кредитования модернизации
и развития экономики необходим переход к принципиально иной политике денежного предложения, обеспеченной... внутренним спросом на деньги со стороны реального сектора экономики и государства, а также национальныши сбережениями, как это делается в развитыгх и успешно развивающихся странах» [5].
Действительно, для и условий Российской Федерации, и Республики Беларусь характерна недостаточность бюджетный: средств одновременно для решения задач поддержания текущей социально-экономической стабильности и структурнотехнологической модернизации, и в связи с этим фактором, определяющим успешное решение задачи модернизации становится широкое использование банковского кредита. Однако механизм кредитной поддержки в наших странах, безусловно, должен иметь существенные различия, тем более что для России как исторически сформировавшегося регионального лидера проблема поглощения избыточного денежного предложения может решаться за счет стран региональной периферии.
Следует учитытать, что в Республике Беларусь значительную долю в экономике занимает сектор государственных предприятий, работающих в условиях мягких бюджетных ограничений. По дан-ныш Европейского банка реконструкции и развития, показатель участия частного сектора в производстве ВВП за 2010 г. для Республики Беларусь составлял не более 30 %, что являлось самым низким показателем среди всех европейских экономик. Именно неэффективность работы предприятий государственного сектора по-прежнему во многом определяет негативную общеэкономическую и финансовую динамику. Так, по последним официальным данным Национального статистического комитета за январь-май 2013 г., в Республике Беларусь работают 854 убыточные организации, их удельный вес в общем количестве организаций — более 10 % (в январе-мае 2012 г. — 645 организаций; удельный вес — 7,7 %). Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг в организациях Республики Беларусь за этот же период составляет 9 %, рентабельность продаж — 7,2 % (в январе—мае 2012 г. — соответственно 13,6 и 10,6 %) [6].
Предприятия государственного сектора в наибольшей степени нуждаются в финансовыгх ресурсах для технологического перевооружения, однако в то же время имеют «объективно не обусловленный и не насыщаемый спрос на ресурсы», не могут эффективно использовать полученные бюджетные или эмиссионные кредитные средства. В целом в экономике страны, как показытает практика 2009—2011 г., возникает проблема перекредитования за счет эмиссионных денежных фондов, образуется непоглощаемый «денежный навес», который неминуемо запускает инфляцион-
но-девальвационную спираль. Поэтому решать проблему белорусской модернизации за счет существенного смягчения монетарной политики невозможно.
Представляется, что данная проблема может быть решена, с одной стороны, за счет активного привлечения иностранных инвестиционных ресурсов, с другой — за счет расширения возможностей государственных заимствований и ресурсных возможностей банковской системы, повышения роли внутренних источников денежного предложения и существенной трансформации банковских пассивов. Вместе с тем содействие возникновению и развитию эндогенных элементов в стратегии национальной модернизации, финансирование национальных проектов, связанных с использованием собственных передовых научных разработок и массовой коммерциализацией новшеств, может быть обеспечено в том числе и на основе использования процедур целевого рефинансирования коммерческих банков.
На наш взгляд, первоочередное значение для решения задач национальной модернизации приобретает оценка состояния ресурсной базы банков с точки зрения возможностей ее использования для кредитования экономики.
Оценка банковских ресурсов инвестиционного кредитования включает прежде всего выделение части пассивов банков, которые по совокупности качественных свойств (сроки привлечения, стоимость, устойчивость) могут быть использованы или уже используются для кредитования инвестиционных проектов. В составе ресурсов инвестиционного кредитования предлагается выделять внутристрановые и иностранные средства с учетом цели их поступления в банковскую систему (целевые и нецелевые ресурсы). Предлагаемый состав показателей для расчета представлен в таблице 1.
В рамках настоящего исследования предложен метод расчета внутристрановых нецелевых ресурсов инвестиционного кредитования, представляющих наибольший интерес для решения задач
кредитования технологического перевооружения в реальном секторе экономики. Суть метода состоит в выделении пассивов банков, которые имеют преимущественно устойчивый характер и могут быть использованы для инвестиционного кредитования (банковский капитал за минусом долгосрочных финансовых вложений, а также скорректированные по критерию устойчивости срочные депозиты юридических и физических лиц и выпущенные банком ценные бумаги):
РИК вн = БК - ДФВ + £ (1 - а,) X СРД , + £ (1 - Р;) х ЦБ , ,
где РИКвн — внутристрановые неце'левые ресурсы инвестиционного кредитования;
БК — банковский капитал;
ДФВ — долгосрочные финансовые вложения банка в виде основных средств и инвестиционной деятельности (покупка ценных бумаг органов государственного управления, субъектов хозяйствования, банков Республики Беларусь);
п — количество балансовых счетов четвертого порядка для учета срочных депозитов;
а — доля депозитов до 1 месяца (или до 3, 6 или 9 месяцев в зависимости от цели расчета) по группе депозитов (по балансовому счету);
СРД — срочные депозиты физических и юридических лиц;
к — количество балансовых счетов четвертого порядка для учета выпущенных банком ценных бумаг;
в — доля средств, привлеченных путем эмиссии ценных бумаг на срок до 1 месяца (или до 3, 6 или 9 месяцев в зависимости от цели расчета);
ЦБ — средства, привлеченные банком путем выпуска ценных бумаг (кроме акций).
На основании данных официальной банковской статистики проведен анализ объемов внутристрановых нецелевых ресурсов инвестиционного кредитования банков Республики Беларусь по данным за 2009—2013 гг.
Принимаемый в расчет объем срочных депозитов юридических и физических лиц скорректирован с использованием поправочного коэффици-
Таблица 1
Составляющие расчета ресурсов инвестиционного кредитования
Ресурсы инвестиционного кредитования В нутристрано вые (внутриреспубликанские) Иностранные
Нецелевые - банковский капитал за минусом долгосрочных финансовых вложений; - часть срочных депозитов юридических и физических лиц; - средства, привлеченные путем выпуска долгосрочных ценных бумаг - синдицированные (межбанковские) кредиты; - срочные депозиты нерезидентов
Целевые - кредиты Национального банка Республики Беларусь - связанные иностранные кредиты
Таблица 2
Ресурсы инвестиционного кредитования (внутристрановые нецелевые) в 2009—2013 гг., млрд руб.
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Ресурсы инвестиционного кредитования (внутристрановые, нецелевые) 11878,1 17271,5 30463,8 45897,8 60370,0
Ресурсная база банков 63379,8 83275,4 127537,2 259406,4 321240,2
Удельный вес ресурсов инвестиционного кредитовании в ресурсной базе, % 18,7 20,7 23,9 17,6 18,8
ента, отражающего долю средств, привлеченных на срок до 1 месяца в общей сумме вновь привлеченных депозитов юридических и физических лиц. С точки зрения портфельного подхода к управлению ресурсами депозиты до востребования (в части условно-постоянного остатка) и до 1 месяца преимущественно участвуют в краткосрочных активных операциях (резервы ликвидности, краткосрочное кредитование, краткосрочные облигации центрального банка и др.).
В результате расчетов выявлено, что удельный вес внутристрановых ресурсов инвестиционного кредитования в ресурсной базе банков за рассматриваемый период был достаточно стабилен и составлял 17—24 % (табл. 2).
За рассматриваемый период объем задолженности по долгосрочным кредитам, выданным банками Республики Беларусь секторам экономики (без учета небанковских финансовых организаций и физических лиц), составлял на 1 января 2009 г. 19975,2 млрд руб. (168,2 % от расчетной величины ресурсов инвестиционного кредитования), на 1 января 2010 г. — 29626,8 млрд (171,5 %), на 1 января 2011 г. — 43288,4 млрд (142,1 %), на 1 января
2012 г. — 77829,1 млрд (169,6 %), на 1 января
2013 г. - 105044,5 млрд (174,0 %).
Таким образом, можно констатировать наличие значительного превышения объемов задолженности по долгосрочным кредитам величин внутристрановых нецелевых ресурсов инвестиционного кредитования. Данная динамика свидетельствует об использовании для финансирования модерни-зационных процессов широкого перечня кредитных источников, в том числе связанных иностранных кредитов либо эмиссионных кредитных средств центрального банка.
По нашему мннию, объемы привлекаемых банками устойчивых пассивов являются недостаточными для решения задачи комплексной модернизации, необходимо расширять ресурсную базу инвестиционного кредитования за счет увеличения капитальной базы банков, обеспечить значительное расширение предложения депозитных продуктов для корпоративных и частных клиентов.
Считаем целесообразным для стимулирования притока денежныгх средств вкладчиков развитие смежныгх услуг и в первую очереды способов «мно-гоканалыного» обслуживания на основе исполызо-вания новых технических средств и технологий, развитие сети терминалов cash-in. Перспективной также является активизация взаимодействия банков с УП «БелПочта» как особыш каналом доставки розничных банковских услуг, вытолняющим агентские функции по продвижению депозитных и кредитныгх услуг банков.
Развитие банками облигационных заимствований (у юридических и физических лиц) на основе обеспечения единых для всех кредитных организаций требований (ставка налога на доходы инвесторов, лыготы по регистрации эмиссии и т. д.) позволит сформироваты эффективный внутристра-новой механизм перераспределения свободный; денежных средств инвесторов, вовлечы предприятия и организации в инвестиционный процесс.
Кроме того, расширение объемов устойчивых пассивов стимулирует привлечение средств инсти-туционалыных и частных инвесторов, в том числе с исполызованием инструментов мирового финансового рынка (IPO, размещение облигаций). Участие в капиталах белорусских банков иностранных инвесторов может способствоваты также повышению рентабелыности банковского бизнеса за счет оптимизации организационных структур, внедрения инновационных управленческих технологий.
Библиографический список
1. Хамнаев Ж.К. Модернизация экономики: условия и этапы перехода к инновационному развитию: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / С.-Петерб. гос. экон. ун-т. СПб., 2013. 22 с.
2. Рецепты догоняющего развития: забудьте про институты, развивайте промышленность // Информационное агентство «Финмаркет». URL: http:// f”mmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3386225 (дата обращения: 26.06.2013).
3. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Л.И. Абалкин [и др.]; под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. 605 с.
4. Давыдова Н.Л., Сплошнов С.В. Трансформация финансового обеспечения модернизации экономики Республики Беларусь // Основы экономики, управления и права. 2013. № 2. С. 35—41.
5. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции: науч-
ный доклад. URL: http:||www.glazev.iu|econom_polit| 305| (дата обращения: 10.05.2013).
6. Основные финансовые результаты работы организаций Республики Беларусь. Национальный статистический комитет Республики Беларусь URL: http: || belstat.gov.by|homep|гu|indicatoгs|pгessгel| finance_oгganisations.php (дата обращения: 28.07.2013).
N.L. Davydova, S.V. Sploshnov* BANK RESOURCES FOR THE MODERNIZATION OF ECONOMICS OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Perspectives of credit support of modernization of economics of the Republic of Belarus are considered in the article, the method of assessment of bank resources for the investment crediting is suggested, the directions of transformation of bank passives are defined.
Key words: modernization of economics, innovations, investments, financial provision, investment crediting, bank resources.
* Davydova Natalia Leontievna (davydova_nl@mail.ru), Sploshnov Sergey Valerievich (sespl@tut.by), the Dept. of Banking, Polessky State University, Pinsk, 225710, Republic of Belarus.