ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 330.341:[330.322:336.717](476)
Н.Л. Давыдова, С.В. Сплошное* СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ **
В статье представлено теоретико-методологическое обоснование совокупности функциональных элементов и механизмов в их взаимосвязи в системе кредитного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов для условий Республики Беларусь; разработаны рекомендации по совершенствованию институциональных взаимодействий в системе кредитного обеспечения, связанные с механизмами аккумулирования внутристрановых ресурсов, привлечения средств нерезидентов, эмиссионным механизмом.
Ключевые слова: модернизация экономики, инвестиции, инновации, кредит, кредитное обеспечение, кредитная инфраструктура, эмиссия, банковские ресурсы.
Технологическая перестройка производств, приобретение нового высокотехнологичного оборудования требуют соответствующего финансирования. Особая роль принадлежит как государству, формирующему стратегию модернизации национальной экономики и преимущественно финансирующему начальные стадии инновационного цикла (фундаментальные и прикладные исследования и разработки), так и банковскому сектору, обеспечивающему аккумуляцию временно свободных денежных средств экономических субъектов и перераспределение капитала из сферы накопления в сферу использования, а также достижение эффекта антиципации за счет создания новых кредитных средств.
Как отмечает профессор О.И. Лаврушин, развитый кредитный рынок определяет способность общества повысить свою конкурентоспособность, «перераспределение свободных капиталов на кредитной основе позволяет ему в лице производителей постепенно обновлять техническую базу производства, улучшать методы управления им, совершенствовать технологию сбыта своих товаров»
[1, с. 14]. В то же время кредитная экспансия, как и кредитная рестрикция, может оказывать существенное влияние на макроэкономическую конъюнктуру, провоцировать или сдерживать эффекты подверженности страны внешним шокам.
В Республике Беларусь банковское инвестиционное кредитование является хорошо апробированным способом финансового обеспечения технического и технологического перевооружения отраслей национальной экономики. Обеспечивается полноценный отбор проектов с учетом уровня их инновационности, предпроектный анализ (в необходимых случаях проводится государственная экспертиза), осуществляется контроль реализации проектов. В то же время существующие элементы системы кредитования должны быть подвергнуты определенным преобразованиям. Актуальным становится решение проблем ресурсного обеспечения инвестиционных кредитных операций, координации действий государственных органов, предпринимательского сектора и банков для обеспечения их общей заинтересованности в успешной реализации проектов.
* © Давыдова Н.Л., Сплошнов С.В., 2013.
Давыдова Наталья Леонтьевна ([email protected]), Сплошное Сергей Витальевич ([email protected]), кафедра банковского дела Полесского государственного университета, 225710, Республика Беларусь, г. Пинск, ул. Днепровской флотилии, 23.
** Исследования выполнены при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ), договор № Г13—029.
Представляется, что используемый в экономической литературе термин «система кредитования» в значении «совокупность элементов, обеспечивающих рациональное использование ссудных ресурсов...», имеющих «связь с деятельностью по предоставлению ссудных ресурсов со стороны кредитора», либо трактуемый как «совокупность, обеспечивающая целостность процесса взаимоотношений между кредитором ... (прежде всего, банком) ... и заемщиком» [2, с. 13—14] недостаточно полно определяет сферу экономических отношений, в которых главными, но не единственными субъектами выступают банки и предприятия. «Деятельность кредитора по предоставлению и возврату денежных ссуд» — суть лишь процедура кредитования, но не целостная многоэлементная система, особенно если речь идет о системе кредитования в контексте содействия активизации инвестиционно-инновационного процесса. В рассматриваемом издании О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко определяют некоторые элементы системы, но фактически рассматривают кредитный процесс лишь в контексте надежности и прибыльности кредитной сделки для банка, сводят аспекты его совершенствования исключительно к вопросам оценки кредитоспособности и построению рейтинговых систем.
Определено, что формирование системы кредитного обеспечения модернизации экономики обусловлено целенаправленной, взаимоувязанной, ориентированной на получение конкретных социально-экономических эффектов деятельностью банков, иных финансовых посредников, банка развития, центрального банка, органов государственного управления, организаций нефинансового сектора экономики, реализующих инвестиционные проекты. Основными элементами системы кредитного обеспечения в условиях Республики Беларусь являются:
а) объекты. Мероприятия по модернизации в отраслях реального сектора экономики связаны с обеспечением расширенного воспроизводства долгосрочных активов предприятий, их технологическим обновлением, обеспечивающим переход на выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Экономические отношения, возникающие между банками и предприятиями, реализующими данные инвестиционные проекты, — отношения инвестиционного кредитования, характеризующиеся предоставлением денежных средств на цели создания (увеличения) внеоборотных активов в рамках реализуемого инвестиционного проекта, которым предусматривается возврат кредита за счет совокупности денежных потоков от его осуществления.
В условиях планово-централизованной экономики, когда кредит выполнял распределительную функцию (в отношении средств общегосударствен-
ного ссудного фонда), банковское кредитование, связанное с созданием новых производств и модернизацией действующих мощностей, по срокам могло охватывать весь проект, от стадии его разработки, проведения проектно-изыскательских работ, до момента возврата авансированных средств [3, с. 46, 52]. В условиях рыночной экономики период, на который предоставляется инвестиционный кредит, несопоставим с продолжительностью жизненного цикла разрабатываемого (внедряемого) новшества. Банки в общем случае не могут кредитовать (на принципах возвратности, срочности и платности) проведение научных исследований, поскольку на этапах становления и развития технологической идеи не представляется возможным оценить будущие результаты (в продуктах и технологиях) с точки зрения техниковнедренческих коммерческих перспектив.
Поэтому в качестве объектов кредитования могут выступать уже сформировавшиеся нововведения (оборудование, машины, инструменты, технические средства, технологические линии, а также такие нефинансовые активы, как лицензии, права, технологии производства, ноу-хау и др.), по которым возможна объективная оценка уровня риска и прогноз экономического эффекта от использования новшества. Следует учитывать, что кредитование может осуществляться и на срок менее одного года; в этом случае погашение кредита в большей степени связано с текущей деятельностью предприятия;
б) виды кредитной поддержки. Инвестиционные кредиты банков — прежде всего непосредственный обеспечивающий компонент в инновационном процессе (инвестиционные инновационные кредиты). В то же время кредитование инвестиций с низким уровнем инновационности либо без инноваций, кредитование создания объектов жилой и коммерческой недвижимости, кредитование развития бизнеса могут способствовать усилению потребности отечественных предприятий в разработке и внедрении улучшающих новшеств;
в) субъекты. В качестве субъектов системы выступают:
— предприятия, реализующие инвестиционные проекты, испытывающие недостаток собственных источников и привлекающие кредитные средства;
— банки, обеспечивающие перераспределение национальных сбережений и привлеченных ресурсов нерезидентов и предоставляющие инвестиционные кредиты предприятиям на рыночных условиях с обеспечением реализации принципов возвратности, срочности и платности;
— Национальный банк, выполняющий функцию кредитора последней инстанции для банков, обеспечивающий их рефинансирование;
— Банк развития Республики Беларусь, действующий вне банковского сектора экономики,
перераспределяющий средства бюджета и финансирующий реализацию предприятиями инвестиционных проектов в рамках реализации государственных программ, как правило, на нерыночной ценовой основе, за счет предоставления кредитов на условиях срочности, платности и возвратности, либо за счет приобретения облигаций юридических лиц, участвующих в реализации государственных программ и мероприятий. Банк развития является банком-агентом Правительства страны по обслуживанию и погашению внешних государственных займов, а также привлечению, обслуживанию и погашению внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства для финансирования государственных программ и мероприятий [4].
Банк развития может рассматриваться как непосредственный субъект системы кредитной поддержки, существенно влияющий на конъюнктуру кредитного рынка страны, поскольку часть его пассивов уже сформирована за счет передачи пассивов системообразующих банков (задолженность перед Национальным банком). Кроме того, в настоящее время ресурсы Банка развития могут формироваться за счет эмиссионных средств Национального банка либо на основе проведения операций с банками (получение кредитов и займов, а также приобретения Национальным банком и банками Республики Беларусь облигаций Банка развития с их включением в ломбардный список Национального банка).
Косвенными участниками системы кредитной поддержки модернизации экономики являются министерство финансов, реализующее функции передачи средств бюджета в ресурсы Банка развития, а также частичной компенсации за счет бюджета процентов по инвестиционным кредитам (механизм бюджетной компенсации процентов); иные органы государственного управления, в необходимых случаях участвующие в проведении государственной экспертизы инвестиционных проектов, а также правительство, предоставляющее гарантийные обязательства государства, в том числе в пользу иностранных контрагентов, по кредитам, выданным банками Республики Беларусь предприятиям, реализующим инвестиционные проекты (механизм предоставления государствен-ньх гарантий).
Особенности институционального взаимодействия субъектов системы кредитной поддержки в условиях Республики Беларусь определяют возможность эмиссионной кредитной поддержки модернизации с использованием преимущественно двух каналов (эмиссионный механизм кредитной поддержки): краткосрочное рефинансирование банков Национальным банком с использованием совокупности стандартных инструментов в целях регулирования текущей ликвидности банковской
системы и эмиссионная поддержка кредитных операций Банка развития на основе приобретения Национальным банком его облигаций.
В 2009—2011 гг. (до создания Банка развития) значительные объемы эмиссионных («целевых») кредитов Национального банка Республики Беларусь направлялись системообразующим банкам на финансирование мероприятий в рамках государственных программ, в том числе и для выполнения индикативных планов роста производства продукции (в настоящее время осуществляется эмиссионная кредитная поддержка только по уже реализуемым проектам). В рамках данной схемы осуществлялось стимулирование внутреннего спроса и поддержка часто неэффективных предприятий государственного сектора в приоритетных отраслях (промышленность, сельское хозяйство, жилищное строительство), функционирующих вне конкурентных рыночных условий и ограничений. Фактически данная практика деформировала базовые принципы банковского кредитования, вынуждала государство использовать механизм трансформации задолженности системообразующих банков перед Национальным банком во вклад государства в их уставные капиталы (квазирекапитализация банков).
Представляется, что эмиссия резервных денег в современных условиях должна осуществляться Национальным банком исключительно для поддержания краткосрочной ликвидности банков, а не для целевого кредитования предприятий государственного сектора экономики. Только в случае последовательного перевода предприятий государственного сектора экономики на работу в условиях жестких бюджетных ограничений и формирования их производственных программ исходя из возможностей реализации продукции целесообразно будет рассматривать вопрос о развитии системы предоставления средне- и долгосрочных эмиссионных ресурсов экономике через банки и, в частности, развивать такие элементы селективной денежно-кредитной политики, как кредитование под залог кредитных требований банков, переучет векселей организаций нефинансового сектора и др.
Также необходимо определить, что увеличение ресурсной базы Банка развития за счет эмиссии облигаций и их приобретения Национальным банком — вариант квазибюджетного финансирования, предусматривающий эмиссионную поддержку проводимой модернизации, способный продуцировать усиление инфляционных и девальвацион-ных процессов в случае неэффективного использования средств;
г) ресурсы инвестиционного кредитования, то есть часть пассивов банков, которые по совокупности качественных свойств (срок привлечения, стоимость, устойчивость) могут быть исполь-
зованы для кредитования инвестиционных проектов. Ранее выполненные исследования отражают недостаточность объемов формируемых банками Республики Беларусь устойчивых пассивов для решения задачи модернизации национальной экономики [5, с. 47—48].
В части совершенствования действующего механизма аккумулирования внутристрановыхресурсов подготовлены следующие рекомендации.
1) Для обеспечения стабильности остатков вкладов, исключения избыточного давления на валютный рынок страны в связи с их досрочным изъятием, а также с учетом зарубежной банковской практики представляется целесообразным внесение изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь в части определения невозможности досрочного прекращения договора срочного банковского вклада. Вклады до востребования и срочные банковские вклады должны принципиально различаться возможностью снятия средств по первому требованию клиента. Одновременно представляется, что банки Республики Беларусь должны значительно диверсифицировать по срокам и процентным ставкам предлагаемые розничные депозитные продукты, в том числе в условиях негативных экономических ожиданий населения — разрабатывать продукты на короткие и сверхкороткие сроки (от 7 дней).
В то же время для обеспечения равных конкурентных условий для всех субъектов представляется необходимым исключить возможность для банков устанавливать «плавающие» процентные ставки, которые могут быть пересмотрены в любой момент с уведомлением клиента за один месяц до изменения и невозможностью для клиента в этом случае расторгнуть договор в связи с изменением его существенных условий. Процентная ставка как цена кредитных ресурсов (денег), определяется исходя из текущей конъюнктуры рынка, рисков ее флуктуации с учетом сроков привлечения средств. При пересмотре банком «фиксированной» ставки в случае изменений на кредитном рынке будет безусловно соблюдено право клиента расторгнуть договор срочного банковского вклада.
2) Устойчивость привлеченных банками средств может быть также обеспечена в случае расширения практики средне- и долгосрочных облигационных заимствований (облигации без обеспечения; объем эмиссии до 80 % нормативного капитала) у юридических и физических лиц. При этом представляется более перспективным инструментарий дисконтных облигаций, предусматривающий возможность изменения их курса при доразмещениях в зависимости от складывающейся конъюн-
ктуры на кредитном рынке, а также возможность возникновения вторичного рынка банковских облигаций. Развитие банками облигационных заимствований на основе обеспечения единых для всех кредитных организаций требований позволит сформировать эффективный механизм перераспределения свободных денежных средств инвесторов.
3) Для вовлечения населения в инвестиционный процесс с учетом критериев удобства для клиента, минимизации расходов на обслуживание частных лиц, сложившейся банковской сети предлагается расширить возможность оказания РУП «БелПочта» почтово-банковских услуг в качестве полноправной кредитно-финансовой организации на основе выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности (в части привлечения средств населения во вклады).
В части совершенствования действующего механизма аккумулирования средств нерезидентов следует преимущественно отказаться от традиционных форм кредитования «догоняющей» модернизации — связанных кредитов и иностранных кредитных линий в рамках торгового финансирования, тем более что поставляемое по таким схемам оборудование далеко не всегда является технологически новым, обеспечивающим рост конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. По официальным статистическим данным, на начало 2013 года более 16 % пассивов банков (6,1 млрд долл.) было сформировано за счет средств нерезидентов (на 1 июля 2013 г. — 6,8 млрд долл.). Из них кредиты нерезидентов составляли соответственно 5,2 и 5,8 млрд долл.
Представляется целесообразным расширение участия нерезидентов в совокупном капитале банковской системы страны1, а также при продаже крупных пакетов акций банков с государственным участием стратегическим инвесторам — обеспечение вхождения в транснациональные банковские группы, что, в свою очередь обеспечит удобный доступ к мировому кредитному рынку через головные банки группы. Получение кредитных ресурсов под конкретные инвестиционные проекты в этом случае может быть обусловлено проведением дополнительной экспертизы в соответствии с международными стандартами и унификациями, обеспечит необходимость реального бизнес-планирования с интерпретацией всех возможных рисков реализации проекта, прежде всего обеспечения высоких характеристик по сбыту продукции.
В то же время следует препятствовать появлению на отечественном рынке банковских услуг новых иностранных (дочерних) розничных бан-
1 На 01.07.2013 г. доля государственной собственности в банковской системе Республики Беларусь составляет 78,95 %; нерезидентов — 19,6 % при ограничении 50 %.
ков, фактически предоставляющих стимулы для расширения потребительского импорта и косвенно влияющих на результаты деятельности отечественных товаропроизводителей, реализующих программы модернизации (легкая, пищевая промышленность, приборостроение и др.);
д) принципы организации инвестиционной кредитной поддержки модернизации экономики как основа для совершенствования механизмов кредитного менеджмента и риск-менеджмента. Следует определить специфические принципы организации кредитной поддержки модернизации экономики:
— принцип институциональных взаимодействий. В части взаимоотношений банков и субъектов предпринимательской деятельности данный принцип может быть реализован за счет усиления роли банков в поиске, отборе, анализе, финансировании и содействии в реализации перспективных проектов; во взаимоотношениях государства и предприятий — в рамках определения приоритетов инвестиционной и инновационной политики, включения проектов в государственные программы модернизации экономики, в формировании стимулов повышения инновационной активности предпринимательских структур, в совершенствовании механизма компенсации части процентов по банковским кредитам, в предоставлении гарантийных обязательств государственных органов по банковским кредитам; во взаимоотношениях государства и банков — в развитии эмиссионного механизма кредитной поддержки, финансовом участии в банковском капитале, нефинансовых формах государственной поддержки. В рамках трансформации системы кредитной поддержки в систему инвестиционно-кредитного обеспечения модернизации экономики институциональные взаимодействия необходимо рассматривать и в части совместного участия государственных органов, банков, бизнес-сообщества, частных инвесторов в создании проектных компаний, фондов венчурного и мезонинного финансирования;
— принцип эффективности кредитной поддержки, реализуемый на основе согласования интересов и равной заинтересованности сторон кредитной сделки в успешной реализации проекта, их обоюдной зависимости от результатов его реализации. Ресурсное обеспечение технического и технологического обновления экономики для банков — основа их будущей эффективной и устойчивой деятельности. Данный принцип следует рассматривать и с точки зрения макропроблематики, поскольку успешная реализация программ модернизации определяет системные социально-экономические эффекты для экономики страны, регионов, отраслей, производственных комплексов;
— принцип унификации кредитного процесса, обеспечения единства требований к предприятиям, реализующим проекты, формирования четких критериев, определяющих возможность кредитования. Представляется, что процедуры предоставления, сопровождения и погашения инвестиционных кредитов должны быть единообразны во всех банках Республики Беларусь, что может быть обеспечено за счет принятия единых инструктивных требований Национального банка, регламентирующих порядок инвестиционного кредитования.
В качестве общих требований к оценке потенциальных кредитополучателей следует установить:
— приоритет эндогенных элементов модернизации в кредитуемых проектах, что может быть реализовано в рамках интерпретации уровня инновационности при оценке кредитоспособности, а также при определении условий кредитования (срок, процентная ставка). Данный приоритет сформирует дополнительный стимул для инновационно активных организаций;
— критерий системности анализа инвестиционной кредитоспособности, то есть оценки с точки зрения как возможности эффективной реализации проекта, генерирования денежного притока, так и оценки текущего финансового состояния и перспектив сохранения финансовой устойчивости кредитополучателя при реализации инвестиционного проекта. Комплексный анализ совокупности денежных потоков предприятия и прогнозных показателей бизнес-плана позволит обеспечить погашение кредита и процентов за счет денежных потоков от реализации проекта, а при их недостатке в случае изменения макроэкономических, правовых и иных условий и от текущей деятельности.
Следует определить, что при кредитовании инвестиционных проектов, предусматривающих закупку зарубежных технических средств и технологий, в качестве обязательного условия должны выступать критерий валютоокупаемости проекта и (или) критерий импортозамещения, что обеспечит необходимый баланс на валютном рынке страны за счет притока экспортной выручки от реализации конкурентоспособной продукции, произведенной на новом оборудовании, либо за счет снижения импортных закупок;
е) кредитная инфраструктура. Следует определить, что инфраструктура кредитной поддержки модернизации включает совокупность законодательно установленных норм, правил, объективно сложившихся условий кредитования, методов, инструментов и технологий организации эффективного взаимодействия банков, предприятий, органов государственного управления в рамках докредитного периода подготовки, оформления, экспертизы инвестиционного проекта, а также в
рамках всех этапов кредитного процесса, в том числе администрирования задолженности и погашения кредита. В кредитную инфраструктуру следует включить деятельность ряда обеспечивающих организаций, предоставляющих предприятиям, осуществляющим подготовку, документальное оформление и реализующим инвестиционные проекты, и банкам, в том числе на условиях аутсорсинга, справочные, консультационные, информационно-аналитические и методические услуги (организации и эксперты в области бизнес-планирования, оценки недвижимости, бухгалтерского учета и аудита, консалтинговые фирмы, кредитные бюро, коллекторские организации, компании — разработчики программного обеспечения и систем поддержки принятия решений).
Совершенствование инфраструктуры кредитной поддержки модернизации национальной экономики должно быть направлено на содействие национальным инновациям, надлежащее документальное оформление проектных заявок для предоставления в банк, предоставление широкого спектра услуг инвестиционного консалтинга. Вместе с тем необходима полноценная экспертиза проектов, как в кредитных организациях, так и независимыми экспертами.
Представляется, что значительное влияние на формирование благоприятной среды инвестиционного кредитования, снижение рисков, могут оказать внутренние преобразования в банковском секторе, связанные с внедрением в кредитный процесс процедуры внутреннего контроля и риск-менеджмента организационно-управленческих и технологических инноваций.
Благоприятную макросреду, активное вовлечение предприятий в инвестиционно-инновационный процесс, формирование методического базиса для принятия решений о возможности использования различных форм финансирования (кре-
дитования) проектов в реальном секторе экономики может обеспечить создание национального рейтингового агентства на базе Национального банка Республики Беларусь и действующего Кредитного бюро. Сформированная таким образом единая информационная база, содержащая данные о финансовом состоянии отечественный: предприятий, официальная периодическая публикация рейтингов окажут влияние на активизацию инвестиционного процесса с использованием долевыгх, долговых и производныгх инструментов рынка ценныж бумаг, обеспечат необходимые условия для участия банков в реализации инвестиционных проектов на основе схем проектного и венчурного финансирования.
Библиографический список
1. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2013. 272 с.
2. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2007. 264 с.
3. Кравцова Г.И. Кредит и повышение эффективности промышленного производства. Минск: Беларусь, 1986. 144 с.
4. О создании Открытого акционерного общества
«Банк развития Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 24.01.2013 № 45 // ОАО «Банк развития Республики Беларусь». URL: http://brrb.by/assets/upload/documents/
ukaz%20261% 20new.pdf (дата обращения: 10.10.2013).
5. Давыдова Н.Л., Сплошнов С.В. Банковские ресурсы для модернизации экономики Республики Беларусь // Основы экономики, управления и права. 2013. № 3. С. 45-49.
N.L. Davydova, S.V. Sploshnov* IMPROVING OF CREDIT SUPPORT SYSTEM OF INVESTMENT AND INNOVATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Theoretical and methodological substantiation of all functional elements and mechanisms in their connection in the credit support system of investment and innovation processes for the conditions of the Republic of Belarus are presented in the article, recommendations on improving of institutional cooperation in the credit support system that are connected with the mechanisms of accumulation of country resources, attraction of funds of non-residents, emissive mechanisms are given.
Key words: modernization of economics, investments, innovations, loan, credit support, credit infrastructure, emission, bank resources.
* Davydova Natalia Leontievna ([email protected]), Sploshnov Sergey Vitalievich ([email protected]), the Dept. of Banking, Polessky State University, Pinsk, 225710, Republic of Belarus.