Научная статья на тему 'СтудентыJмедики и работа в «красной зоне» во время пандемии COVID-19: имеет ли религия значение?'

СтудентыJмедики и работа в «красной зоне» во время пандемии COVID-19: имеет ли религия значение? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
студенты'медики / религия / пандемия COVID'19 / волонтерство / во' лонтерское движение медиков / социальное служение / медицинское образование / рели' гиозная идентичность / medical students / religion / COVID/19 pandemic / volunteering / medical volunteering / social service / medical education / religious identity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гузельбаева Гузель Яхиевна

Несколько лет пандемии COVID'19 внесли значительные изменения в сферу здравоохранения многих стран мира, а также в приоритетные представления о работе врача у населения и самих медицинских работников. На основе данных массового опро' са и серии интервью, проведенных в 2022 г. на медицинских факультетах г. Москвы и г. Казани, данная статья демонстрирует, что некоторые ранее периферийные темы в научных исследованиях, касающихся работы врачей и среднего медицинского персо' нала, требуют научного анализа и осмысления. Речь идет о возросшей роли религиозно' го фактора не только в модели взаимоотношений «врач — пациент», но и на примере во' лонтерской работы и участия в деятельности «красных зон» для борьбы с COVID'19 как серьезной мотивации к профессии у студентов'медиков в целом. Исследование продемонстрировало, что в мотивации поступления на медицинскую специальность студенты различаются в зависимости от их отношения к религии и вере. При том что подавляющее большинство студентов вне зависимости от религиозности видят цель своей работы прежде всего в желании помогать и лечить людей (77%), атеи' сты в большей степени, чем верующие, мотивированы такими целями в профессии, как зарабатывание медициной денег и карьерные устремления. Также религиозный фактор играет решающую роль для участия студентов'медиков в волонтерской работе — в ней задействованы 30% верующих и 18% атеистов. В практической деятельности на первый план выходит медицинский профессионализм и наличие навыков реальной работы с па' циентами. Это было подтверждено положительным откликом на призыв государства по' могать системе здравоохранения в периоды пика заболевания — участвовали в работе «красной зоны» в равной степени и верующие, и атеисты (по 24%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гузельбаева Гузель Яхиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL STUDENTS AND WORK IN THE “RED ZONE” DURING THE COVID-19 PANDEMIC: DOES RELIGION MATTER?

Several years of the COVID/19 pandemic have made significant changes in the healthcare sector in many countries of the world as well as in the priority ideas about the work of a doctor among the population and medical workers themselves. The paper focuses on the increased role of the religious factor in the doctor/patient relationship model as well as in medical students’ motivation for the profession using the example of volunteering and working for “red zones” during the COVID/19 pandemic. The paper is based on the data of a representative survey and a series of interviews con/ ducted in 2022 at the medical faculties of Moscow and Kazan and it demonstrates that several pre/ viously peripheral topics in scientific research related to the work of doctors and paramedical per/ sonnel require scientific analysis and thought. The study shows that students differ in the motivation to choose a medical career depending on their attitude to religion and faith. The vast majority of students (77%) see the purpose of their work primarily in the desire to help and treat people regardless of their religion. Nevertheless, atheists are motivated by professional goals such as earning money from medicine and career aspi/ rations more than believers are. The religious factor is also crucial for the participation of medical students in volunteering including 30% of believers and 18% of atheists. In the practice medical pro/ fessionalism and skills of working with patients come to the fore. This was confirmed by a positive response to the state’s call to help the healthcare system during the peak of the pandemic. Believers and atheists were equally involved in help for “red zone”, 24% each.

Текст научной работы на тему «СтудентыJмедики и работа в «красной зоне» во время пандемии COVID-19: имеет ли религия значение?»

Рассолова Елена Николаевна — младший научный сотрудник Социологического института РАН — филиала ФНИСЦ РАН. Адрес: 19005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25. Тел: +7 (812) 316-24-96. Эл. адрес: [email protected]

Галкин Константин Александрович — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Социологического института РАН — филиала ФНИСЦ РАН. Адрес: 19005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25. Тел: +7 (812) 316-24-96. Эл. адрес: Kgalkin [email protected]

Rassolova Elena Nikolayevna, Junior Researcher, Sociological Institute, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences. Postal address: 25, 7th Kras-noarmeyskaya St., Saint-Petersburg, Russian Federation, 190005. Tel.: +7 (812) 316-24-96. E-mail: [email protected]

Galkin Konstantin Aleksandrovich, Candidate of Sociology, Senior Researcher, Sociological Institute, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences. Postal address: 25, 7th Krasnoarmeyskaya St., Saint-Petersburg, Russian Federation, 190005. Tel.: +7 (812) 316-24-96. E mail: [email protected]

РО!: 10.17805^ри.2023.4.1 1

Студенты-медики и работа в «красной зоне» во время пандемии COVID-19: имеет ли религия значение?

Г. Я. ГУЗЕЛЬБАЕВА Казанский федеральный университет

Несколько лет пандемии COVID-19 внесли значительные изменения в сферу здравоохранения многих стран мира, а также в приоритетные представления о работе врача у населения и самих медицинских работников. На основе данных массового опроса и серии интервью, проведенных в 2022 г. на медицинских факультетах г. Москвы и г. Казани, данная статья демонстрирует, что некоторые ранее периферийные темы в научных исследованиях, касающихся работы врачей и среднего медицинского персонала, требуют научного анализа и осмысления. Речь идет о возросшей роли религиозного фактора не только в модели взаимоотношений «врач — пациент», но и на примере волонтерской работы и участия в деятельности «красных зон» для борьбы с cOVID-19 как серьезной мотивации к профессии у студентов-медиков в целом.

Исследование продемонстрировало, что в мотивации поступления на медицинскую специальность студенты различаются в зависимости от их отношения к религии и вере. При том что подавляющее большинство студентов вне зависимости от религиозности видят цель своей работы прежде всего в желании помогать и лечить людей (77%), атеисты в большей степени, чем верующие, мотивированы такими целями в профессии, как зарабатывание медициной денег и карьерные устремления. Также религиозный фактор играет решающую роль для участия студентов-медиков в волонтерской работе — в ней задействованы 30% верующих и 18% атеистов. В практической деятельности на первый план выходит медицинский профессионализм и наличие навыков реальной работы с пациентами. Это было подтверждено положительным откликом на призыв государства помогать системе здравоохранения в периоды пика заболевания — участвовали в работе «красной зоны» в равной степени и верующие, и атеисты (по 24%).

Ключевые слова: студенты-медики; религия; пандемия COVID-19; волонтерство; волонтерское движение медиков; социальное служение; медицинское образование; религиозная идентичность

ВВЕДЕНИЕ

Пандемия COVID-19 обострила проблемы в здравоохранении практически всех стран. Востребованность медицинских работников в последние несколько лет увеличилась и достигла пика в мировом масштабе. Врачи ощутили на себе огромное напряжение и стресс от борьбы с неизвестным заболеванием. В работе с ковид-пациентами с марта 2020 г. в нашей стране оказались задействованы учащиеся медицинских вузов. На фоне сложностей лечения и отсутствия надежных препаратов в первые годы пандемии для части населения это заболевание сделало актуальной надежду на помощь иррационального свойства — от Бога, молитв, духов, счастливого случая и пр. Данная статья сфокусирована на вопросе о роли религиозного фактора в работе медицинских работников и их отношений с пациентами, а также на мотивации студентов-медиков к волонтерской деятельности и работе в «красной зоне» во время пандемии.

Научное сообщество стремительно откликнулось на вызов пандемии корона-вирусной инфекции. В частности, с 2020 г. ряд исследований посвящены анализу отношения врачей и студентов-медиков к работе в медицинских учреждениях, безвозмездной помощи волонтеров во время пика заболевания, трансформации отношения общества к медицине как отдельной социальной сфере. Особую актуальность получил анализ волонтерской деятельности, в которую вовлекались студенты медицинских факультетов во многих странах. Отечественные и зарубежные исследования показали, что участие в волонтерской работе студентов во время пандемии соотносится с представлениями о врачебном долге (Головко, Шмакова, Салтанова, 2020; COVIDReady2 study protocol ... , 2021; Student Volunteering ... , 2021; Kim E., Kim H., Kim B., 2022). Ряд работ обращают внимание на большое значение безвозмездной помощи пациентам для приобретения медицинского опыта, профессиональных компетенций и развития навыка помощи пациентам в кризисных ситуациях (Шкрумяк, Ананчикова, 2020; Medical students' participation ... , 2022). Исследовательский интерес авторов различных стран также сосредоточен на типах мотивации к профессии медицинского работника, которые могут влиять на успеваемость и благополучие учащихся, их последующее трудоустройство и профессиональное выгорание (Психическое здоровье и профессиональное выгорание ... , 2021; Keshmiri, Raadabadi, 2022; Decline of medical students idealism ... , 2013; Social and psychological impact ... , 2022; Lebanese students' motivation ... , 2020). Особый интерес вызывает роль нравственных качеств будущих медицинских работников на фоне таких явлений современной медицины, как трансгуманизм, рост узкой врачебной специализации, коммерциализация (Станиславова, Соловьева, 2022; Формирование и развитие профессионального мышления ... , 2022).

Религиозный фактор исследуется как дополнительный признак, влияющей на модель взаимодействия врача и пациента (Блажевский, Цацановска, Джорджев-ски, 2021: Электронный ресурс; Борисова, 2020; Религия в современной России ... , 2021; Schmidt, Nauta, Dang, 2021), мотивацию к профессии, критические состояния студентов-медиков во время борьбы с COVID-19 (Мчедлова, Гузельбаева, 2022; Fear of Death in Medical Students ... , 2022) и пр. Однако наблюдается недостаток ис-

следований, которые касались бы влияния религиозности и веры на осознание мотивации к профессии у студентов-медиков, готовность помогать в работе «красных зон», а также отношение врачей к роли молитвы в процессе лечения. Еще не было работ о влиянии религиозного фактора на понятие профессионального долга у тех, кто работал в «красной зоне», степени вовлеченности в волонтерскую работу и участия в лечении ковид-пациентов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТАТЬИ

Цель статьи — выявить роль религиозного фактора для практической медицинской работы студентов медицинских факультетов и их отношение к профессиональным обязанностям во время пандемии СОУГО-19. В круг исследовательских задач входят:

— выяснение значения религиозности студентов-медиков для мотивации выбора своей профессии и представления о приоритетных качествах врача и медсестер;

— анализ влияния отношения к религии на участие в волонтерской работе;

— выявление отношения будущих медработников к нравственному содержанию медицинской работы;

— выяснение стимулов работы в «красной зоне» во время пандемии.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выяснения влияния веры и религиозности на профессиональное поведение студентов медицинских специальностей, на их отношение к профессии и востребованным профессиональным качествам в 2022 г. было проведено социологическое исследование среди студентов медицинских вузов и колледжа г. Казани и г. Москвы. Был использован смешанный дизайн исследования: 1) массовый репрезентативный опрос среди студентов медицинских факультетов г. Казани и г. Москвы, N = 2084 чел., метод онлайн-анкетирования, время проведения — с 15 мая по 6 июня 2022 г.; 2) 12 экспертных интервью с ординаторами, преподавателями и врачами (г. Москва и г. Казань), две фокус-группы — со студентами и с ординаторами, время проведения — февраль — май и сентябрь 2022 г.

Опрос проводился с использованием полуформализованной анкеты, состоящей из 38 вопросов, 11 из которых были открытыми или полузакрытыми. Основным способом формирования выборки был выбран гнездовой метод (рандомно отбирались группы из нескольких направлений/факультетов, шести курсов и двух лет ординатуры) с последующим сплошным опросом в каждой группе. Выборка состояла из студентов шести направлений медицинской подготовки в вузах и четырех направлений в колледже. Заявленная погрешность — 2,5%. Данные таблиц сопряженности проверены критерием хи-квадрата Пирсона.

Всего в исследовании приняли участие три вуза и один медицинский колледж: Медицинский институт РУДН, г. Москва (604 чел.), Казанский государственный медицинский университет (677 чел.), Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета (423 чел.), Казанский медицинский колледж (380 чел.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты и выводы основываются на данных массового опроса и интервью с будущими врачами и средним медицинским персоналом — студентами медицин-

ских вузов и колледжа. Статистические показатели иллюстрируются данными индивидуальных и групповых интервью. Одна из основных гипотез исследования состояла в том, что на отношение к работе медика и мотивацию участия в деятельности «красных зон» во время пандемии влияют система нравственных ценностей и степень религиозности. Наши данные подтвердили, что в некоторых вопросах отношение к Богу и вера в силу молитвы имеют значение.

В выборке нашего опроса оказалось 50% верующих студентов-медиков и 15% атеистов. Оставшиеся 35% состоят из тех, кто верит в некие «высшие силы», и тех, кто колеблется между мировоззренческими позициями. Конфессиональный состав участников исследования представлен православными, мусульманами, а также протестантами и представителями других религий. Несмотря на значительную долю тех, кто прямо не идентифицирует себя с верующими (50%), лишь 25% не отождествляют себя ни с одной из конфессий. Различий в ответах по конфессиональной принадлежности не обнаружено.

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ: ПРИОРИТЕТНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДРАБОТНИКА Отношение к вере и степень религиозности разделяют молодых людей в их мотивах поступления на медицинский факультет. Статистически значимая разница прослеживается в том, что верующие студенты-медики в большей степени ориентированы на помощь пациентам и потребность участвовать в излечении (83%). Для атеистов помощь людям также является определяющей в выборе профессии (60%). Но по сравнению с верующими сокурсниками они гораздо большее значение придают зарабатыванию медициной денег (31% атеистов против 20% верующих), проведению медицинских исследований и развитию медицины как науки (28% атеистов и 17% верующих). При этом для всех студентов вне зависимости от отношения к религии основной мотивацией выступает гуманистическая и альтруистическая причина — желание помогать людям (78% опрошенных). Во всех анализируемых группах именно стремление лечить и помогать названо первоочередной целью.

В вопросе о приоритетных и желательных характеристиках врача верующие студенты-медики также показали себя с более гуманистической стороны: ими в гораздо большей степени движет любовь к людям (50% против 26%) и в определенном смысле даже готовность к самопожертвованию (17% против 11%). Атеисты большее внимание по сравнению с верующими придают стремлению развивать медицинскую науку и практику (38% против 27%) и получать достойную оплату своего труда (30% против 20%). Также они в большей степени считают правильным думать о своем здоровье, а не только о здоровье пациента (38% против 26%). Оговоримся, что в обеих группах самым главным качеством медицинского работника с большим отрывом от других характеристик выступает высокий врачебный профессионализм (около 90%).

УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Значимое воздействие религиозного фактора на профессиональное поведение будущих медиков наблюдается в отношении к волонтерской деятельности и практике участия в движении «Волонтеры-медики».

Участие в волонтерском движении сегодня является распространенной практикой в российских медицинских учебных заведениях. Добровольная помощь нужда-

ющимся в медицинской помощи и заботе была начата за несколько лет до начала пандемии СОУГО-19. Самое распространенное и крупное движение в России — «Волонтеры-медики»1. Оно основано в 2015 г., и на сегодняшний день по стране открыто 85 региональных отделений, объединяющих более 100 тыс. чел. Студенты всех учебный заведений, принявшие участие в нашем исследовании, задействованы в волонтерской работе. В 2020 г. благодаря опыту участия в движении «Волонтеры-медики» в короткие сроки была организована масштабная добровольческая работа. Студенты-волонтеры из медицинских учебных заведений заняли должности среднего и младшего персонала, работая в поликлиниках и стационарах на термометрии, приеме больных, на доставке лекарств и продуктов, в колл-центрах, оказывали транспортную помощь врачам, рисковали жизнью в «красных зонах». Одним из лидеров волонтерского движения в стране стал Татарстан. С 2015 г. на базе Казанского государственного медицинского университета было создано Та-тарстанское отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» (Гордеева, 2021: Электронный ресурс). В этом же движении приняли активное участие студенты-медики из РУДН2 и КФУ (Положительные эмоции и тепло сердец ... : Электронный ресурс), Казанского медицинского колледжа (Студенты казанского медколледжа ... , 2021: Электронный ресурс). Студенты-волонтеры участвовали в акции взаимопомощи #Мы вместе, направленной на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии СОУГО-19, помогали в больницах, в «зеленой зоне» и «красной зоне».

Более трети студентов, принявших участие в нашем опросе (33,5%), задействованы в волонтерской деятельности как медики. Помимо гуманистической помощи людям, что было отмечено подавляющим большинством волонтеров, другими стимулами являются получение опыта практической медицинской работы и навыков, стремление получить добавочные баллы по учебе и другие преференции. Студенты медицинского колледжа являются самыми активными волонтерами: более 55% из них задействованы в добровольной работе, при этом основным побуждающим мотивом волонтерства, с серьезным отрывом от вузов, они называют желание проявить милосердие и помочь тем, кто нуждается в медицинской помощи.

Как подтвердило наше исследование, милосердие — один из важнейших стимулов для волонтерской работы медиков, особенно среднего медицинского персонала. Религиозный формат этой работы находит выражение в явлении сестричества. В этой активности будущие медсестры и медбратья проявляют милосердие, которое называется ими в качестве одного из важнейших качеств их профессии, а также нравственным ориентиром, посредством которого находят пересечение медицина и религия. Значительная часть будущих медсестер несут понимание востребованности чистосердечного желания помочь в излечении, несмотря на мировой тренд перевода медицины и медицинской работы из «помощи» в «услуги». Данные фокус-групп и анализ ответов на открытые вопросы анкеты позволили сделать вывод, что более гуманистическому отношению к профессии способствует сам характер работы среднего медицинского персонала, который подразумевает сосредоточенность на ежедневном общении с пациентами, а также их родственниками.

Одновременно с благородными мотивами помощи пациентам другим актуальным и распространенным среди студентов стимулом участия в волонтерской деятельности выступает прагматика. Помимо искреннего желания участвовать в без-

возмездной деятельности (72%), существенная часть студентов включаются в эту работу в надежде получить дополнительные профессиональные навыки (56%), а также в ожидании дополнительных баллов по учебе и других преференций от преподавателей и администрации вуза (38%).

Существенным показателем значимости религиозного параметра являются различия в готовности участвовать в добровольческой деятельности. В волонтерском движении участвуют более 30% верующих и лишь 18% атеистов. В причинах участия в добровольческой работе с пациентами также показательны различия — у верующих доминирует желание оказать содействие тем, кто оказался в безвыходном положении и нуждается в медицинской помощи (80% против 48%), атеистами же прежде всего движет мотив получения дополнительных профессиональных навыков (72% против 49%).

ОТНОШЕНИЕ К РОЛИ ВЕРЫ И СИЛЕ МОЛИТВЫ В ПРОЦЕССЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Хотя более 50% будущих медиков уверенно говорят о своей вере в Бога, и еще 18,5% верят в высшие силы, и параллельно с этим более 75% идентифицируют себя с конкретной конфессией, большинство студентов остаются достаточно рациональными людьми. Так, лишь 27% всех опрошенных убеждены, что вера может помочь пациенту выздороветь. Большинство (60%) придерживается позиции, что религиозность и надежда на Бога никак не соотносятся с процессом выздоровления, а порой могут даже мешать. К молитве молодые люди высказывают на первый взгляд более лояльное отношение — почти 75% готовы согласиться с ее пользой. Однако эта доля складывается их двух частей: только 14% всех студентов сами убеждены, что она может иметь терапевтический эффект, а около 61% лишь допускают, что если пациент верит в силу молитвы, то она может ему помочь, хотя бы морально.

Любопытное влияние на восприятие коллег-врачей оказал опыт работы в «красной зоне». Среди тех, кто был задействован в помощи врачам в периоды пика заболевания, около 44% отметили, что врачи в своей практике используют приметы или суеверия. Только 30% студентов без такого опыта экстремальной работы считают, что медицинские работники прибегают к религиозным или иным ритуалам.

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА РАБОТУ В «КРАСНОЙ ЗОНЕ»

Верующие восприняли призыв работать в «красной зоне» на порядок более оптимистично, чем атеисты (64% верующих и 46% атеистов отнеслись к этому как к своему долгу). При этом реально пошли в «красную зону» одинаковые доли, поровну и верующих, и атеистов — по 24%. Таким образом, религиозность отразилась на эмоциональной реакции, но никак не на практических шагах. Атеисты в такой же степени включались в работу «красных зон», как и верующие.

Многие из верующих студентов выразили желание помочь, их не остановил страх заразиться ковидом, у них не возникали претензии по отношению к государству. Тем не менее отсутствие практических навыков работы с больными людьми и неуверенность в осуществлении правильных действий остановили их искренний порыв. Страх за свою жизнь и за жизнь пациента в ситуации невозможности оказать помощь и ошибиться с лечением перевесил духовные устрем-

ления и врачебный долг, и те студенты, у которых оказались недостаточно развиты профессиональные компетенции и было мало клинического опыта работы с пациентами, не приняли участия в работе «красных зон» (Мчедлова, Гузельбае-ва, 2022: 187, 189).

Таким образом, для медиков основной характеристикой, востребованной и высоко оцениваемой как внутри профессионального сообщества, так и извне — со стороны пациентов и государства, является высокий врачебный профессионализм. Признание этого параметра в качестве важнейшего свойства медика не зависит ни от отношения к религии и вере, ни от врачебной специализации, ни от опыта работы.

Примечательно, что работа в экстремальных условиях вывела на первое место главное качество врача — профессионализм и собранность ради выздоровления пациента. В сознании будущих медиков сугубо рациональные установки — владение профессиональными навыками — сочетаются с нравственными устремлениями, которым тоже придается огромное значение. Именно для врачей в большей степени, чем для среднего медицинского персонала, первоочередными являются технические навыки. Очевидно, в этом и состоит особенность медицинской профессии — разделение функций врача и медсестры. Врач видит свой важнейший долг в самосовершенствовании в диагностике и лечении, в то время как на долю среднего персонала ложится не только процедурная поддержка медицинских процедур, но и психологическая помощь и личная эмоциональная включенность в этот процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиозный фактор показал свою состоятельность при анализе восприятий смысла профессии врача будущими медиками. Верующие студенты-медики в большей степени ориентированы на помощь пациентам и потребность участвовать в излечении, большая их доля участвует в волонтерском движении и позитивно относятся к призыву работать в «красной зоне», они менее прагматичны в своей работе и в отношении к пациентам, чем их неверующие сокурсники. Для атеистов помощь людям также является главным ориентиром, но параллельно с этим большое значение они придают желаниям финансово зарабатывать медициной, проводить медицинские исследования и строить свою карьеру.

Милосердие, искреннее желание оказать помощь и массовое участие в волонтерском движении студентов-медиков свидетельствуют о преодолении тотальной прагматизации и коммерциализации медицины в целом. Совмещение нравственной и профессиональной мотивации проявляется в волонтерских программах, в которых верующие студенты принимают заметно большую активность, чем атеисты. Волонтерство позволяет оказывать помощь людям и предоставляет студентам возможность развить компетенции, необходимые для их роли в качестве будущих медицинских работников. Это оказалось востребованным в период пандемии, что продемонстрировано данными нашего исследования: в «красные зоны» оказались вовлечены прежде всего те студенты-медики, кто был задействован в деятельности волонтерского движения. Важно отметить, что работа в критической ситуации, в которой оказалась медицина в периоды пика заболевания СОУГО-19, делает актуальным не только милосердие, но и медицинские навыки практической работы, что проявилось в том, что приняли участие в работе «красной зоны» в равной степени верующие и неверующие студенты-медики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Всероссийское общественное движение добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики». Официальный сайт. URL: Ьйр8://волонтеры-медики.рф

2 Волонтерский центр МИ РУДН. URL: https://vk.eom/@mi_rudn-volmi2020

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Блажевский, И., Цацановска, Р., Джорджевски, Д. (2021) Позиция религиозных общин во время пандемии коронавируса и отражение на общественном мнении в Македонии // Научный результат. Социология и управление. Т. 7. №3. С. 152-163. D01:10.18413/2408-9338-2021-7-3-1-3. URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2534/ (дата обращения: 10.09.2023).

Борисова, А. О. (2022) Эпоха коронавируса и новая религиозность: актуализация патерналистской модели отношений врача и пациента // Ментальное здоровье — интеграция подходов : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (8-9 декабря 2022 г., г. Нижний Новгород). Нижний Новгород : Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета. 140 с. С. 134-138.

Головко, О. В., Шмакова, О. В., Салтанова, Е. В. (2020) Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Вестник общественных и гуманитарных наук. Т. 1. №2. С. 54-58.

Гордеева, Н. (2021) Фарид Мухаметшин: «Татарстан стал пионером медицинского волон-терства в России» [Электронный ресурс] // Татар-информ. 3 сентября. URL: https:// www.tatar-inform.ru/news/farid-muxametsin-tatarstan-stal-pionerom-medicinskogo-volonterst-va-v-rossii-5834946 (дата обращения: 10.09.2023).

Мчедлова, М. М., Гузельбаева, Г. Я. (2022) Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. №6. С. 173-194. DOI: 10.14515/moni-toring.2022.6.2286

Положительные эмоции и тепло сердец излечит даже самые тяжелые недуги [Электронный ресурс] // Казанский федеральный университет. URL: https://kpfu.ru/biology-medicine/struktura-instituta/ifmib-kfu-v-soobschestve/volontjory-ifmib (дата обращения: 10.09.2023).

Психическое здоровье и профессиональное выгорание врачей-ординаторов во время пандемии C0VID-19: ситуационные и психологические факторы (2021) / А. Б. Холмогорова, А. А. Рахманина, А. Ю. Суроегина [и др.] // Консультативная психология и психотерапия. Т. 29. № 2. С. 9-47. DOI: 10.17759/cpp.2021290202

Религия в современной России: события и дискурсы пандемии (2021) / М. М. Мчедлова, О. А. Букин, Г. Я. Гузельбаева [и др.] / под ред. М. М. Мчедловой. М. : РУДН. 352 с.

Станиславова, И. Л., Соловьева, Г. В. (2022) Проблема воспитания личности специалиста-медика в свете вызовов современности // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 51-57. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.4

Студенты казанского медколледжа стали лучшими среди волонтеров ссузов (2021) // Татар-информ. 16 декабря. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/studenty-kazanskogo-medkolledza-stali-lucsimi-sredi-volonterov-suzov-5847091 (дата обращения: 10.09.2023).

Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования (2022) / Н. С. Тимченко, А. Ю. Бендрикова, С. И. Дегтярев [и др.] // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 29-41. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.3

Шкрумяк, А. Р., Ананченкова, П. И. (2020) Медицинское волонтерство в социально-ориентированной практике студентов-медиков в период пандемии COVID-19 // Проблемы стандартизации в здравоохранении. №11-12. С. 73-78. DOI: 10.26347/1607-2502202011-12073-078

COVIDReady2 study protocol: Cross-Sectional Survey of Medical Student Volunteering and Education During COVID19 Pandemic in the United Kingdom (2021) / Byrne M. H. V., Ashcroft J.,

Alexander L. [et al] // BMC Medical Education. Vol. 21. Article number: 211. DOI: 10.1186/ s12909-021-02629-4

Decline of medical students idealism in the first and second year of medical school: a survey of pre-clinical medical students at one institution (2013) / C. P. Morley, C. Roseamelia, J. A. Smith and A. L. Villarreal // Medical Education Online. Vol. 18. №1. DOI: 10.3402/meo.v18i0.21194

Fear of Death in Medical Students from a Peruvian University during the COVID-19 pandemic (2022) / B. Miranda-Chavez, C. Copaja-Corzo, M. Rivarola-Hidalgo and A. Taype-Rondan // Behavioral Sciences. Vol. 12. №5. Article number: 142. DOI: 10.3390/bs12050142

Keshmiri, F. and Raadabadi, M. (2022) Assessment of safety attitudes, professionalism and exploration of medical students' experiences // BMC Medical Education. Vol. 22. Article number: 321.

Kim, E. A., Kim, H. R. and Kim, B. (2022) Factors influencing medical and nursing students' willingness to care for COVID-19 patients in South Korea: a cross-sectional study // BMC Medical Education. Vol. 22. Article number: 161. DOI: 10.1186/s12909-022-03229-6

Lebanese students' motivation in medical school: does it change throughout the years? A cross-sectional study (2020) / A.-S. Sarkis, S. Hallit, A. Hajj [et al.] // BMC Medical Education. Vol. 20. Article number: 94. DOI: 10.1186/s12909-020-02011-w

Medical students' participation in the volunteering program during the COVID-19 pandemic: a qualitative study about motivation and the development of new competencies (2022) / M. A. M. Si-queira, M. B. Torsani, G. R. Gameiro [et al.] // BMC Medical Education. Vol. 22. Article number: 11. DOI: 10.1186/s12909-022-03147-7

Schmidt, C., Nauta, L. and Dang, A. (2021) Physician disengagement and spiritual dissonance in medical students // Family Medicine. Vol. 53. №1. P. 58-60. DOI: 10.22454/FamMed. 2021.194514

Social and psychological impact of the COVID-19 pandemic on UK medical and nursing students: protocol for a national medical and nursing student survey (2022) / G. E. Richardson, C. S. Gillespie, O. Mantle [et al.] // BMJ Open. Vol. 12. №5. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-057467 Student Volunteering as a Solution for Undergraduate Health Professions Education: Lessons from the COVID19 Pandemic (2021) / E. Chawlowska, R. Staszewski, A. Lipiak [et al.] // Frontiers in Public Health. Vol. 8. DOI: 10.3389/fpubh.2020.633888

Дата поступления: 11.09.2023 г.

MEDICAL STUDENTS AND WORK IN THE "RED ZONE" DURING THE COVID-19 PANDEMIC: DOES RELIGION MATTER?

G. Ya. Guzelbaeva Kazan Federal University

Several years of the COVID-19 pandemic have made significant changes in the healthcare sector in many countries of the world as well as in the priority ideas about the work of a doctor among the population and medical workers themselves. The paper focuses on the increased role of the religious factor in the doctor-patient relationship model as well as in medical students' motivation for the profession using the example of volunteering and working for "red zones" during the COVID-19 pandemic. The paper is based on the data of a representative survey and a series of interviews conducted in 2022 at the medical faculties of Moscow and Kazan and it demonstrates that several previously peripheral topics in scientific research related to the work of doctors and paramedical personnel require scientific analysis and thought.

The study shows that students differ in the motivation to choose a medical career depending on their attitude to religion and faith. The vast majority of students (77%) see the purpose of their work primarily in the desire to help and treat people regardless of their religion. Nevertheless, atheists are motivated by professional goals such as earning money from medicine and career aspirations more than believers are. The religious factor is also crucial for the participation of medical

students in volunteering including 30% of believers and 18% ofatheists. In the practice medical professionalism and skills of working with patients come to the fore. This was confirmed by a positive response to the state's call to help the healthcare system during the peak of the pandemic. Believers and atheists were equally involved in help for "red zone", 24% each.

Keywords: medical students; religion; COVID-19 pandemic; volunteering; medical volunteering; social service; medical education; religious identity

REFERENCES

Blazhevskij, I., Cacanovska, R. and Dzhordzhevski, D. (2021) Poziciya religioznyh obshchin vo vremya pandemii koronavirusa i otrazhenie na obshchestvennom mnenii v Makedonii. Nauchnyj re-zul'tat. Sociologiya i upravlenie, vol. 7, no. 3, pp. 152-163. DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-1-3. (In Russ.).

Borisova, A. O. (2022) Jepoha koronavirusa i novaja religioznost': aktualizacija paternalistskoj modeli otnoshenij vracha i pacienta. In: Mental'noe zdorov'e — integracija podhodov: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (8-9 December 2022, Nizhnij Novgorod). Nizhnij Novgorod, Volga Research Medical University. Pp. 134-138. (In Russ.).

Golovko, O. V., Shmakova, O. V. and Saltanova, E.V. (2020) Gotovnost' studentov medicinsko-go vuza rabotat' v medicinskih uchrezhdenijah v uslovijah pandemii koronavirusnoj infekcii. Vest-nik obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk, vol. 1, no. 2, pp. 54-58. (In Russ.).

Gordeeva, N. (2021) Farid Muhametshin: «Tatarstan stal pionerom medicinskogo volonterstva v Rossii». Tatar-inform, 3 September [online] Available at: https://www.tatar-inform.ru/news/ farid-muxametsin-tatarstan-stal-pionerom-medicinskogo-volonterstva-v-rossii-5834946 (accessed: 10.09.2023). (In Russ.).

Mchedlova, M. M. and Guzelbaeva, G. Ya. (2022) Vlijanie pandemii na predstavlenija o profes-sional'noj roli vracha u studentov medicinskih special'nostej. Monitoring obshhestvennogo mne-nija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, no. 6, pp. 173-194. DOI: 10.14515/monitoring. 2022.6.2286 (In Russ.).

Polozhitel'nye jemocii i teplo serdec izlechit dazhe samye tjazhelye nedugi. Kazanskii Federal'nyi Universitet [online] Available at: https://kpfu.ru/biology-medicine/struktura-insti-tuta/ifmib-kfu-v-soobschestve/volontjory-ifmib (accessed 10.09.2023). (In Russ.).

Psihicheskoe zdorov'e i professional'noe vygoranie vrachej-ordinatorov vo vremja pandemii covid-19: situacionnye i psihologicheskie factory (2021) / A. B. Kholmogorova, A. A. Rakhmanina, A. Yu. Syroegina [et al.]. Konsul'tativnaja psihologija i psihoterapija, vol. 29, no. 2, pp. 9-47. DOI: 10.17759/cpp.2021290202 (In Russ.).

Religija v sovremennoj Rossii: sobytija i diskursy pandemii (2021) / M. M. Mchedlova, O. A. Bukin, G. Ya. Guzelbaeva [et al.]. Moscow, RUDN, 352 p. (In Russ.).

Stanislavova, I. L. and Solovyova, G. V. (2022) Problema vospitanija lichnosti specialista-medi-ka v svete vyzovov sovremennosti. Znanie, Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 51-57. DOI: 10.17805/ zpu.2022.1.4 (In Russ.).

Studenty kazanskogo medkolledzha stali luchshimi sredi volonterov ssuzov (2021) TATARINFORM, 16 December [online] Available at: https://www.tatar-inform.ru/news/studenty-kazanskogo-medkolledza-stali-lucsimi-sredi-volonterov-suzov-5847091 (accessed: 10.09.2023). (In Russ.).

Formirovanie i razvitie professional'nogo myshlenija studentov medicinskogo vuza v kontekste gumanitarnogo obrazovanija (2022) / N. S. Timchenko, A. Ju. Bendrikova, S. I. Degtyarev and N. S. Loginova. Znanie. Ponimanie. Umenmie, no. 4, pp. 29-41. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.3 (In Russ.).

Shkrumjak, A. R. and Ananchenkova, P. I. (2020) Medicinskoe volonterstvo v social'no-orien-tirovannoj praktike studentov-medikov v period pandemii COVID-19. Problemy standartizacii v zdravoohranenii, no. 11-12, pp. 73-78. DOI: 10.26347/1607-2502202011-12073-078 (In Russ.).

COVIDReady2 study protocol: Cross-Sectional Survey of Medical Student Volunteering and Education During COVID19 Pandemic in the United Kingdom (2021) / M. H. V. Byrne, J. Ashcroft, L. Alexander [et al.]. BMC Medical Education, vol. 21, 211, pp. 1-7. DOI: 10.1186/s12909-021-02629-4

Decline of medical students idealism in the first and second year of medical school: a survey of pre-clinical medical students at one institution (2013) / C. P. Morley, C. Roseamelia, J. A. Smith and A. L. Villarreal. Medical Education Online, vol. 18, 1, pp. 1-10. DOI: 10.3402/meo. v18i0.21194

Fear of Death in Medical Students from a Peruvian University during the COVID-19 pandemic (2022) / B. Miranda-Chavez, C. Copaja-Corzo, M. Rivarola-Hidalgo and A. Taype-Rondan. Behavioral Sciences, vol. 12, no. 5, 142. DOI: 10.3390/bs12050142

Keshmiri, F. and Raadabadi, M. (2022) Assessment of safety attitudes, professionalism and exploration ofmedical students' experiences. BMC Medical Education, vol. 22, 321. DOI: 10.1186/ s12909-022-03387-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kim, E. A., Kim, H. R. and Kim, B. (2022) Factors influencing medical and nursing students' willingness to care for COVID-19 patients in South Korea: a cross-sectional study. BMC Medical Education, vol. 22, 161. DOI: 10.1186/s12909-022-03229-6

Lebanese students' motivation in medical school: does it change throughout the years? A cross-sectional study (2020) / A.-S. Sarkis, S. Hallit, A. Hajj [et al.] BMC Medical Education, vol. 20, 94, pp. 1-10. DOI: 10.1186/s12909-020-02011-w

Medical students' participation in the volunteering program during the COVID-19 pandemic: a qualitative study about motivation and the development of new competencies (2022) / M. A. M. Siqueira, M. B. Torsani, G. R. Gameiro [et al.]. BMC Medical Education, vol. 22, 11, pp. 1-15. DOI: 10.1186/s12909-022-03147-7

Schmidt, C., Nauta, L. and Dang, A. (2021) Physician disengagement and spiritual dissonance in medical students. Family Medicine, vol. 53, no. 1, pp. 58-60. DOI: 10.22454/FamMed. 2021.194514

Social and psychological impact of the COVID-19 pandemic on UK medical and nursing students: protocol for a national medical and nursing student survey (2022) / G. E. Richardson, C. S. Gillespie, O. Mantle [et al.]. BMJ Open, vol. 12, no. 5. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-057467

Student Volunteering as a Solution for Undergraduate Health Professions Education: Lessons from the COVID19 Pandemic (2021) / E. Chawlowska, R. Staszewski, A. Lipiak. Frontiers in Public Health, vol. 8. DOI: 10.3389/fpubh.2020.633888

Submission date: 11.09.2023.

Гузельбаева Гузель Яхиевна — кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Digital Media Lab, Институт информационных технологий и интеллектуальных систем, Казанский федеральный университет. Адрес: 420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, 18; доцент кафедры истории, философии и социологии, Казанский государственный медицинский университет. Адрес: 420012, Российская Федерация, г. Казань, ул. Бутлерова, 49. Тел.: +7 (965) 592-79-97. Эл. адрес: Guzel. [email protected]

Guzelbaeva Guzel Yakhievna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Senior Researcher, Research Laboratory Digital Media Lab, Institute of Information Technology and Intelligent Systems, Kazan Federal University. Postal address: 18, Kremlevskaia St., Kazan, Russian Federation, 420008; Associate Professor, Department of History, Philosophy and Sociology, Kazan State Medicial University. Postal address: 39, Butlerova St., Kazan, Russian Federation, 420012. Tel.: +7 (965) 592-79-97. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.