Научная статья на тему 'ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧАСТИЮ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)'

ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧАСТИЮ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ВОЛОНТЕРЫ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В.

Введение. Молодежное волонтерское движение становится одним из доступных способов снижения распространения инфекции COVID-19 и практической поддержки медицинских работников. Основные направления работы волонтеров: участие в работе медицинских организаций, медицинское сопровождение мероприятий, содействие благотворительным организациям, санитарно-просветительная работа, в том числе обучение населения оказанию первой помощи, пропаганда донорства. Добровольческая деятельность формирует компетентные качества у будущих выпускников, воспитывает в них активную гражданскую позицию, снижает отток из медицины, увеличивает безопасность медицинской помощи. Цель исследования: изучить отношение студентов медицинского вуза к занятию волонтерской деятельностью. Материалы и методы. Использовали метод социологического опроса по авторской анкете с применением Google Формы, оценочную шкалу стрессовых событий Холмса - Рея (Holmes and Rahe Life Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS), шкалу тревоги А. Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI), валидизированную на российской выборке Н.В. Тарабриной (2001). Исследование проводили осенью 2021 года, в анонимном порядке опросили 202 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. Полученная информация была обработана посредством пакета программ SPSS 12.0 с расчетом относительных величин (экстенсивных и интенсивных показателей), коэффициента корреляции Спирмена. Результаты. Выяснено отношение молодых людей к возможности заниматься волонтерской деятельностью. Установлены привлекательные стороны волонтерской деятельности для студентов, причины отказа от занятия волонтерством, личностные качества идеального волонтера. Подтвердилась выдвинутая гипотеза о непосредственном влиянии волонтерской деятельности на степень выраженности тревожности и стрессоустойчивости опрошенных студентов. Изучили отношение студентов к занятию волонтерством, чтобы определить дальнейшие направления для расширения волонтерского движения и привлечения к нему будущих врачей. Заключение. Привлекательность волонтерского движения для студентов преимущественно обусловлена прагматическими мотивами. Для создания кадрового резерва сотрудников, обладающих практическим представлением о профессиональной деятельности, необходимо разработать адресные формы поддержки студентов-волонтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION OF MEDICAL STUDENTS ON VOLUNTEERING: ONLINE SURVEY RESULTS

Introduction: The youth volunteer movement is becoming one of the available ways of reducing the spread of COVID-19 and providing practical support to healthcare workers. The main activities of volunteers include participation in the work of healthcare institutions, medical support for mass events, assistance to charitable organizations, health and blood donation promotion, and first aid training. Volunteering develops competent qualities in future graduates, educates them in an active citizenship, reduces medical staff outflow, and increases safety of health care. Objective: To establish the attitude of medical university students towards volunteering. те» sociology Materials and methods: In autumn 2021, we conducted an anonymous online survey of 202 medical university students aged 17-25 years using a specially developed questionnaire created on Google Forms based on the Holmes and Rahe Life Stress Inventory (Social Readjustment Rating Scale, SRRS) and the Beck Anxiety Inventory (BAI) validated by Tarabrina (2001) on a Russian sample. The answers were then analyzed using the SPSS 12.0 statistical software with the calculation of relative values (extensive and intensive indicators) and the Spearman correlation coefficient. Results: We established the attitude of young people towards volunteering and specified its attractive aspects for students, the reasons for refusing to volunteer, and perceived personal qualities of an ideal volunteer. We also confirmed the hypothesis that volunteering has a direct impact on anxiety and stress resistance of students. Our findings will contribute to determining further directions for expanding the volunteer movement and involving future healthcare professionals. Conclusion: The attractiveness of the volunteer movement for students is mainly due to pragmatic motives. To create a personnel reserve of employees with a practical understanding of professional activity, it is necessary to develop targeted forms of support for student volunteers.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧАСТИЮ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)»

Оригинальная исследовательская статья

© Коллектив авторов, 2022 УДК 614.253.4

N Check for updates

Позиция студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении (по результатам социологического опроса)

О.А. Денисова1, А.П. Денисов1'2, В.В. Дробышев3

1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Ленина, д. 12, г. Омск, 644099, Российская Федерация 2 ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Минобрнауки России, ул. Кутузова, д. 23, г. Новокузнецк, 654041, Российская Федерация 3 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Минпросвещения России, наб. им. Тухачевского, д. 14, г. Омск, 644099, Российская Федерация

Резюме

Введение. Молодежное волонтерское движение становится одним из доступных способов снижения распространения инфекции COVID-19 и практической поддержки медицинских работников. Основные направления работы волонтеров: участие в работе медицинских организаций, медицинское сопровождение мероприятий, содействие благотворительным организациям, санитарно-просветительная работа, в том числе обучение населения оказанию первой помощи, пропаганда донорства. Добровольческая деятельность формирует компетентные качества у будущих выпускников, воспитывает в них активную гражданскую позицию, снижает отток из медицины, увеличивает безопасность медицинской помощи.

Цель исследования: изучить отношение студентов медицинского вуза к занятию волонтерской деятельностью. Материалы и методы. Использовали метод социологического опроса по авторской анкете с применением Google Формы, оценочную шкалу стрессовых событий Холмса - Рея (Holmes and Rahe Life Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS), шкалу тревоги А. Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI), валидизированную на российской выборке Н.В. Тарабриной (2001). Исследование проводили осенью 2021 года, в анонимном порядке опросили 202 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. Полученная информация была обработана посредством пакета программ SPSS 12.0 с расчетом относительных величин (экстенсивных и интенсивных показателей), коэффициента корреляции Спирмена. Результаты. Выяснено отношение молодых людей к возможности заниматься волонтерской деятельностью. Установлены привлекательные стороны волонтерской деятельности для студентов, причины отказа от занятия волон-терством, личностные качества идеального волонтера. Подтвердилась выдвинутая гипотеза о непосредственном влиянии волонтерской деятельности на степень выраженности тревожности и стрессоустойчивости опрошенных студентов. Изучили отношение студентов к занятию волонтерством, чтобы определить дальнейшие направления для расширения волонтерского движения и привлечения к нему будущих врачей.

Заключение. Привлекательность волонтерского движения для студентов преимущественно обусловлена прагматическими мотивами. Для создания кадрового резерва сотрудников, обладающих практическим представлением о профессиональной деятельности, необходимо разработать адресные формы поддержки студентов-волонтеров. Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты-волонтеры, волонтерское движение. Для цитирования: Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Позиция студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении (по результатам социологического опроса) // Здоровье населения и среда обитания. 2022. Т. 30. № 12. С. 24-29. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29 Сведения об авторах:

И Денисова Ольга Александровна - к.м.н., ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России; е-mail: olgad571@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8812- 6593.

Денисов Александр Павлович - д.м.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России; ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Минобрнауки России; е-mail: denap144@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-001-7782-1622.

Дробышев Виктор Васильевич - к.м.н., доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Минпросвещения России; е-mail: v.drobyshev@inbox.ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0003-3826-1962.

Информация о вкладе авторов: концепция и дизайн исследования: Денисова О.А.; сбор данных: Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В.; анализ и интерпретация результатов: Денисова О.А., Денисов А.П.; литературный обзор: Денисова О.А., Дробышев В.В.; подготовка рукописи: Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи.

Соблюдение этических стандартов: данное исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Статья получена: 19.01.22 / Принята к публикации: 05.12.22 / Опубликована: 20.12.22

The Position of Medical Students on Volunteering: Online Survey Results

Olga A. Denisova,1 Aleksandr P. Denisov,12 Victor V. Drobyshev3 1 Omsk State Medical University, 12 Lenin Street, Omsk, 644099, Russian Federation 2 Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, 23 Kutuzov Street, Novokuznetsk, 654041, Russian Federation 3 Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevsky Embankment, Omsk, 644099, Russian Federation

Summary

Introduction: The youth volunteer movement is becoming one of the available ways of reducing the spread of COVID-19 and providing practical support to healthcare workers. The main activities of volunteers include participation in the work of healthcare institutions, medical support for mass events, assistance to charitable organizations, health and blood donation promotion, and first aid training. Volunteering develops competent qualities in future graduates, educates them in an active citizenship, reduces medical staff outflow, and increases safety of health care. Objective: To establish the attitude of medical university students towards volunteering.

25

Original Research Article

Materials and methods: In autumn 2021, we conducted an anonymous online survey of 202 medical university students aged 17-25 years using a specially developed questionnaire created on Google Forms based on the Holmes and Rahe Life Stress Inventory (Social Readjustment Rating Scale, SRRS) and the Beck Anxiety Inventory (BAI) validated by Tarabrina (2001) on a Russian sample. The answers were then analyzed using the SPSS 12.0 statistical software with the calculation of relative values (extensive and intensive indicators) and the Spearman correlation coefficient.

Results: We established the attitude of young people towards volunteering and specified its attractive aspects for students, the reasons for refusing to volunteer, and perceived personal qualities of an ideal volunteer. We also confirmed the hypothesis that volunteering has a direct impact on anxiety and stress resistance of students. Our findings will contribute to determining further directions for expanding the volunteer movement and involving future healthcare professionals. Conclusion: The attractiveness of the volunteer movement for students is mainly due to pragmatic motives. To create a personnel reserve of employees with a practical understanding of professional activity, it is necessary to develop targeted forms of support for student volunteers.

Keywords: volunteering, students, volunteer movement. For citation: Denisova OA, Denisov AP, Drobyshev VV. The position of medical students on volunteering: Online survey results. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2022;30(12):24-29. (In Russ.) doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29 Author information:

H Olga A. Denisova, Cand. Sci. (Med.), Assistant of the Department of Public Health and Health Care, Omsk State Medical University; e-mail: olgad571@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8812-6593.

Aleksandr P. Denisov, Dr. Sci. (Med.), Professor, Department of Public Health and Health Care, Omsk State Medical University; Leading Researcher, Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases; e-mail: denap144@mail.ru; ORClD: https:// orcid.org/0000-0001-7782-1622.

Victor V. Drobyshev, Cand. Sci. (Med.), Assoc. Prof., Department of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University; e-mail: v.drobyshev@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3826-1962.

Author contributions: study conception and design: Denisova O.A.; data collection: Denisova O.A., Denisov A.P., Drobyshev V.V.; analysis and interpretation of results: Denisova O.A., Denisov A.P.; literature review: Denisova O.A., Drobyshev V.V.; draft manuscript preparation: Denisova O.A., Denisov A.P., Drobyshev V.V. All authors reviewed the results and approved the final version of the manuscript. Compliance with ethical standards: Ethics approval was not required for this study.

Funding: The authors received no financial support for the research, authorship, and/or publication of this article. Conflict of interest: The authors declare that there is no conflict of interest.

Received: January 19, 2022 / Accepted: December 5, 2022 / Published: December 20, 2022

Введение. Экстремальные условия работы учреждений здравоохранения, обусловленные напряженной санитарно-эпидемиологической обстановкой в период пандемии СОУГО-19, заставили по-новому взглянуть на вопросы организации медицинской помощи населению [1—3]. В то же время успех решения многочисленных проблем, стоящих перед медицинскими организациями, в значительной степени определяет обеспеченность медицинскими кадрами.

Однако согласно данным регионального Министерства здравоохранения в 2021 году, по сравнению с 2019 годом, в Омской области численность врачей снизилась с 7736 до 7649, среднего медицинского персонала — с 18 317 до 17 844, что обусловило возникший дефицит врачей1.

При этом по наиболее востребованным специальностям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (врачи-терапевты и педиатры участковые), нехватка составила соответственно 163 и 108 человек1.

Более того, данная ситуация усугубляется тем, что в Омской области преобладающую возрастную группу среди врачей составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста. Так, доля лиц в возрасте старше 50 лет составляет 76% от общего числа работающих, что более чем в пять раз превышает долю молодых специалистов1. Поэтому в перспективе следует ожидать дальнейшего усиления сложившегося кадрового дефицита, связанного с перераспределением рабочих нагрузок на имеющихся сотрудников и, как следствие этого, нарастанием эмоционального выгорания данного контингента. В итоге все перечисленное в совокупности будет способствовать вынужденному уходу части медиков из профессии.

1 О состоянии здоровья населения и организации здравоохранения Омской области по итогам деятельности за 2020 год: Государственный доклад. Министерство здравоохранения Омской области, 2021. 160 с.

2 Росстат подсчитал дефицит врачей по регионам: не хватает до 20 процентов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eanews.ru/news/rosstat-podschital-defitsit-vrachey-po-regionam-ne-khvatayet-do-20-protsentov_06-02-2020 (дата обращения: 23.11.2022).

3 Указ Президента Российской Федерации о Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554815875. (дата обращения: 23.11.2022).

Следует отметить, что с данной проблемой столкнулись многие регионы Российской Федерации, особенно остро ситуация коснулась Камчатского края, Смоленской, Псковской, Самарской областей2.

Государственный уровень значимости данной проблемы подтверждается Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года3, согласно которой к основным задачам, стоящим перед здравоохранением, относится в том числе создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи посредством различных направлений, а также через развитие добровольчества (волонтерства). К тому же медицинское волонтерство формирует компетентные качества у будущих выпускников, воспитывает в них активную гражданскую позицию, снижает отток из медицины, увеличивает безопасность медицинской помощи [4—6].

В 2019 году стартовала общероссийская акция взаимопомощи «МыВместе» с созданием волонтерских штабов в регионах [7], не осталась в стороне от добровольческого движения и Омская область. В своей деятельности студенты-волонтеры Омского медицинского университета активно участвуют в выполнении задач, поставленных президентом Путиным В.В. в национальном проекте «Здравоохранение» и «Демография». К основным направлениям работы волонтеров относятся: участие в работе медицинских организаций, медицинское сопровождение мероприятий различного профиля, содействие благотворительным организациям, санитарно-просветительная работа, в том числе обучение населения оказанию первой помощи, пропаганда донорства.

Исходя из вышесказанного, тема данного исследования является достаточно актуальной

26

и востребованной. Имеющиеся научные работы, как правило, отражают исторический аспект возникновения и развития волонтерской деятельности4 [8—11] либо анализируют вовлеченность студентов-медиков в волонтерство со стороны воспитательной направленности [7, 12—16]. Исследований, рассматривающих студенческое волонтерское движение с позиции организации здравоохранения, не так много [17—20].

Цель исследования — изучить отношение студентов медицинского вуза к занятию волонтерской деятельностью.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить мнение будущих врачей о возможности участия в волонтерском движении, уточнить факторы мотивации волонтерства и факторы, ему препятствующие, выяснить влияние волонтерской деятельности на уровень стрессоустойчивости, тревожности студентов, узнать мнение респондентов о качествах, необходимых идеальному волонтеру.

Согласно дизайну исследования использовался метод социологического опроса по авторской анкете, состоящей из 22 вопросов различных типов (открытого, закрытого и полузакрытого) с применением GoogleForm. На часть вопросов имелась возможность выбора из нескольких предложенных ответов.

Поскольку волонтерская деятельность в сочетании с учебным процессом сопровождается уменьшением свободного времени, нарушением привычного режима сна и питания, ростом личной ответственности, а также увеличением психоэмоционального напряжения, была выдвинута гипотеза о ее непосредственном влиянии на уровень тревожности и стрессоустойчивости студентов.

С целью проверки статистической значимости данного утверждения применялась шкала тревоги А. Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI) (BAI), валидизированная на российской выборке Н.В. Тарабриной (2001) [22], и оценочная шкала стрессовых событий Холмса — Раге (Holmes and Rahe Life Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS)5 (SRRS) [23].

Исследование проводилось осенью 2021 года, в анонимном порядке добровольно было опрошено 202 студента в возрасте от 17 до 25 лет. Во всех

Оригинальная исследовательская статья

возрастных группах по численности преобладали лица женского пола от 59,2 до 69,4 %, что в целом является типичным для данного университета.

Полученная информация была обработана с помощью соответствующих статистических методов, рекомендованных авторами методических пособий, посредством пакета программ SPSS 12.0 с расчетом относительных величин (экстенсивных и интенсивных показателей) и их сравнительным изучением6. Для определения закономерностей между анализируемыми переменными применялся коэффициент корреляции Спирмена, где (p) < 0,05 — показатель статистической значимости.

Результаты исследования. Волонтерское движение среди современных молодых людей становится достаточно востребованным явлением, студенты медицинского университета не являются исключением. Многие из них желают испытать себя в новом качестве, и вуз предоставляет им такую возможность. Более половины опрошенных студентов (51,6 %) данной возможностью воспользовались. Добровольцы привлекаются к помощи практическому здравоохранению на безвозмездной основе согласно приобретенным практическим навыкам. Они участвуют в проведении термометрии, при составлении маршрутизации пациентов, их информировании в кол-центрах, оказывают соответствующую помощь на доврачебном и врачебном приеме. В табл. 1 представлены варианты ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к возможности заниматься волонтерской деятельностью?» Результаты опроса показали, наиболее активную позицию в этом вопросе занимали девушки в возрасте 22—23 лет с развитой коммуникабельностью (ГУ = 0,347; p < 0,01; f* = 0,223; p < 0,01; f® = 0,229; p < 0,01), уже накопившие ряд полученных знаний и навыков, необходимых для медицинской профессии.

Часть студентов (22,2 %) затруднились с ответом на данный вопрос. Большинство таких неопределившихся респондентов относились к возрастным группам 17 и 19 лет обучавшихся с первого по третий курс, в период, когда происходит еще только формирование соответствующих профессиональных качеств будущего врача как специалиста.

Таблица 1. Отношение студентов медицинского университета к занятию волонтерской деятельностью по возрастам (%) Table 1. Age-related attitude of medical university students towards volunteering (%)

Отношение к волонтерской деятельности / Attitude towards volunteering Возраст, лет / Age, years Итого / Total

17 18 19 20 21 22 23 24 25

Занимался, продолжу / Did and will continue - 9,1 12,3 19,3 26,9 73,3 84,4 - - 31,1

Занимался, не продолжу / Did but will not continue 40,5 55,2 30,7 21,6 13,6 7,7 2,3 97,3 50,0 20,3

Не пробовал, планирую попробовать / Never done but plan to try - 6,3 10,0 7,9 10,6 4,9 - - - 7,1

Не занимался, не планирую / Never done and don't plan to try 14,5 7,6 2,1 28,7 25,8 3,8 13,3 2,7 50,0 19,3

Затрудняюсь ответить / No answer 45,0 21,8 44,9 22,5 23,1 10,4 - - - 22,2

Всего / Total 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

4 Антонович И.В., Калинина Ю.А. Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. 196 с.

5 Оценочная шкала стрессовых событий Холмса — Раге, БККБ. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы±р$://р$у1е$1$. о^/рзу81а1е/Ьо1тезгаЬе.Мт1 (дата обращения: 10.08.2022).

6 Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. Омск, 2016. 192 с.

27

Original Research Article

В качестве причин отказа от занятия волонтерской деятельностью в порядке убывания студенты перечислили следующие. Наиболее частая причина — нехватка свободного времени (84,7 на 100 опрошенных) как результат больших объемов и значительной сложности заданий для подготовки (75,5 на 100), далее — высокая ответственность и трудоемкость (71,3 на 100), устройство на оплачиваемую работу (70,4 на 100). Лица в возрасте 18—19 лет (62,6 на 100 опрошенных) в качестве основного мотива упомянули несоответствие своих представлений настоящей волонтерской деятельности (объем работы, степень ответственности). Напротив, для студентов в возрасте 24—25 лет наиболее частой причиной отказа от участия в волонтерском движении являлось трудное материальное положение, вынуждающее к устройству на работу, — 75,2 на 100.

Наиболее часто молодые люди относили к самым значимым факторам мотивации волон-терства преимущества при трудоустройстве (57,5 на 100 опрошенных), профессиональный рост (55,3 на 100), полезное знакомство с новыми людьми (43,9 на 100) и дополнительные баллы для зачисления в ординатуру (30,9 на 100). Предложенный вариант «приносить пользу обществу» выбрало меньшинство респондентов (10,3 на 100).

По мнению опрошенных студентов, идеальный волонтер должен обладать следующими личностными качествами в порядке убывания. Наиболее важное по степени значимости — ответственность (87,9 на 100 опрошенных), далее — коммуникативность (83,9 на 100), затем — внимательность (81,7 на 100), последнее — сопереживание (61,9 на 100).

По результатам опроса действующих волонтеров по шкале тревоги А. Бека (BAI), валидизированной на российской выборке Н.В. Тарабриной (2001) [22], было установлено, что подавляющая часть студентов не испытывала чувства тревоги — 77,2 % (табл. 2). Юноши оказались более эмоционально устойчивыми, чем девушки (rxy = 0,354; p < 0,05). К симптомам тревоги относятся переживания страха, дрожь в руках и ногах, усиленная потливость, не связанная с жарой, ощущение учащенного сердцебиения, расстройства со стороны желудка и кишечника.

При оценке по шкале стрессовых событий Холмса — Рея установлена низкая степень сопротивляемости стрессу более чем у половины (59,5 %) опрошенных студентов [23].

Обсуждение. Значительная часть опрошенных студентов (51,6 %) за время учебы имела опыт волонтерской деятельности, что подтверждает их активную, заинтересованную позицию в этом вопросе.

Привлекательность волонтерского движения для студентов преимущественно обусловлена прагматическими мотивами, связанными с по-

следующим трудоустройством, приобретением полезного опыта для будущей трудовой деятельности. Полученные данные не противоречат исследованию Eurovol-Studie, согласно которому наиболее важным стимулом для волонтеров (39 % опрошенных) было удовлетворение «личных причин — собственных потребностей», знакомство с новыми людьми (15 %) [24]. Данная позиция укладывается в рационально-эгоистический подход к работе добровольца, когда рациональные внутренние убеждения становятся наиболее значимыми движущими мотивами [25].

По представлению студентов, наиболее важное качество для идеального волонтера — ответственность (87,9 на 100 опрошенных), что подтверждает социальную значимость волонтерства для респондентов. Однако 22,2 % студентов на момент опроса так и не определились по отношению к участию в волонтерском движении, данные респонденты представляют собой значительный резерв потенциальных добровольцев.

При анализе причин отказа от занятия волон-терством обращает на себя внимание серьезное осознанное отношение студентов к волонтерской деятельности. Одной из наиболее веских причин для респондентов являлась нехватка времени, связанная с насыщенным учебным процессом, поскольку на освоение профессиональной программы обучения требуется значительное количество времени и затрат.

Подтвердилась выдвинутая гипотеза о непосредственном влиянии волонтерской деятельности на степень выраженности тревожности и стрессоустойчивости опрошенных студентов (гху = 0,363, р < 0,01; гху = 0,374, р < 0,01). У 22,8 % студентов-волонтеров отмечались признаки легкой и умеренной тревоги, у 59,5 % респондентов — пониженной стрессоустойчивости. Полученные данные в связи с их значимостью нуждаются в дальнейшем изучении для уточнения степени влияния волонтерской деятельности как самостоятельного стрессового фактора на психоэмоциональное состояние добровольцев и выработки соответствующих профилактических мер.

Ограничением данного исследования являлись особенности его дизайна. Поскольку исследование было поперечным, оно не оценивало динамику отношения респондентов к волонтерской деятельности в сравнительном аспекте до наступления пандемии и во время ее.

Заключение. Практический интерес к данному исследованию обусловлен острым дефицитом кадрового обеспечения в здравоохранении. Выделенные в результате социологического опроса факторы мотивации позволяют обобщить полученные данные, определить дальнейшие направления развития волонтерского движения, а также в перспективе разработать адресные формы поддержки волонтеров для создания кадрового

Таблица 2. Степень выраженности тревоги у студентов-волонтеров (по шкале тревоги А. Бека) Table 2. Severity of anxiety among student volunteers (according to the Beck Anxiety Inventory)

Степень выраженности тревоги / Severity of anxiety Баллы по шкале тревоги / Anxiety scale scores %

Легкая тревога / Mild anxiety 5-13 19,7

Умеренная тревога / Moderate anxiety 14-18 3,1

Сильная тревога / Severe anxiety 19 и более / > 19 -

Отсутствие тревоги / Lack of anxiety 0-4 77,2

28

резерва сотрудников, обладающих практическим

представлением о профессиональной медицинской

деятельности.

Список литературы

1. Беляков С.А., Степина И.О., Эйрих В.Е. Влияние пандемии СОУГО-19 на рынок труда: социально-экономические изменения, цифровизация // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 5 (46). С. 4-8. ёок 10.24153/2079-5912-2020-115-4-8

2. Бударин С.С. Устойчивость функционирования мировых систем здравоохранения в период пандемии КОВИД-19 // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 8 (104). С. 105-114. аок 10.34684^.^^^.2020.08.03.013

3. Иванов В.Н. Суворов А.В. Современные проблемы развития российского здравоохранения. Часть 2 // Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 45-54. аок 10.47711/0868-6351-190-45-54

4. Кузнецова Е.В., Любезнова О.Н. Волонтерская деятельность студентов как фактор определения будущей врачебной специальности // Медицинское образование сегодня. 2019. № 2 (6). С. 33-42.

5. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. М., 2019. 237 с.

6. Рябкова Н.И. Волонтерская деятельность как компонент образовательного процесса // Волонтер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019. № 4 (32). С. 21-39

7. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Педагогические аспекты развития волонтерской деятельности в регионах Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 192-196. аок 10.24412/1991-5497-2021-590-192-196

8. Старовойтова Л.И. Институт волонтерства в России: страницы истории и современные тенденции развития // Наследие веков. 2019. № 3 (19). С. 142146.

9. Затолокина М.А. Волонтерская деятельность в условиях режима самоизоляции // Региональный вестник. 2020. № 9 (48). С. 58-60.

10. Неделько П.С. Генезис российского волонтерства: социально-исторические предпосылки // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 1 (84). С. 102-117.

11. Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2019. 290 с.

12. Потупчик Т.В., Белых И.Л., Лебедева П.Ю. Во-лонтерство как фактор формирования социаль ной ответственности будущих медицинских работников // Медицинская сестра. 2020. Т. 22. № 3. С. 6-11. аок 10.29296/25879979-2020-03-02

13. Федулова И.В. Трансформации молодежного волонтерства в эпоху пандемии // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 9-3 (111). С. 78-81. аок 10.23670/1Ю.2021.9.111.087

14. Семенова О.А. Волонтерство в профессии врача: обязательное или желаемое // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 64-4. С. 150-153. ёок 10.18411/11-08-2020-156

15. Омельченко А.С. Социальное медицинское добровольчество как средство формирования культуры личности студента-медика в современных условиях // Общество: философия, история, культура.

2020. № 6 (74). С. 168-174. ёок 10.24158/йк.2020.6.32

16. Полянская П.Г., Недуруева Т.В. Возможности студентов медицинского университета в реализации направлений волонтерской деятельности по работе с детьми из неблагополучных семей // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 2 (31). С. 63-69. аок 10.21626/]-СЬГ/2022-2(31)/9

17. Чуйков О.Е., Бровкина И.Л., Свечников В.А., Ку-бикова Н.В., Рудакова Э.Ю. Деятельность волонтеров-медиков в период пандемии СОУГО-19

Оригинальная исследовательская статья

(на примере работы штаба добровольческих отрядов курского государственного медицинского университета) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № S1. С. 662-666. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-662-666

18. Миронова А.А., Савчук П.О., Наркевич А.Н., Евминенко С.А. Итоги деятельности программы медицинского добровольчества в Красноярском крае (2014-2019 гг.) // Социальные аспекты здоровья населения. 2020. Т. 66. № 6. С. 5. doi: 10.21045/20715021-2020-66-6-5

19. Зборовский Г.Е., Певная М.В., Ведерников А.А. Волонтерство в пространстве регионального управления (кейс Свердловской области) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № (4). С. 10-25. doi: 10.15593/2224-9354/2018.4.1

20. Тихонова Р.З., Николаева А.Ф., Миянова А.Р. Деятельность волонтерского центра ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России в период пандемии COVID-19 // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2022. № 2. С. 34-37.

21. Денисова О.А., Денисов А.П. Некоторые характеристики студентов-медиков, участвующих в волонтерской деятельности // Вестник Ивановской медицинской академии. 2021. Т. 26. № 2. С. 47-48. doi: 10.52246/1606-8157_2021_26_2_47

22. Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рой А.П., Рахманина А.А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2(108). С. 8-45. doi: 10.17759/cpp.2020280202

23. Смирнова Т.П., Ханелия Н.В. Роль трансгенерационного фактора в психологическом благополучии и тревожности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 1 (57). С. 47-53. doi: 10.24158/spp.2019.1.8

24. Angermann A, Sittermann B. Volunteering in the Member States of the European Union — Evaluation and Summary of Current Studies. Working Paper No. 5 of the Observatory for Sociopolitical Developments in Europe, November 2010. Accessed December 7, 2022. https:// www.sociopolitical-observatory.eu/uploads/tx_aebgppu-blications/Workmg_Paper_no_5_Observatory_Volun-teering_in_the_EU_Evaluation_Current_Studies.pdf

25. Сухарькова М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. С. 12-16. doi: 10.24158/tipor.2017.9.2

References

1. Belyakov SA, Stepina IO, Eirich VE. Influence of the COVID-19 pandemic on the labor market: socio-economic changes, digitalization. Kazanskiy Social'no-Gu-manitarnyy Vestnik. 2020;(5(46)):4-8. (In Russ.) doi: 10.24153/2079-5912-2020-11-5-4-8

2. Budarin SS. Sustainability of global health systems during the COVID-19 pandemic. Ekonomika i Upra-vlenie: Problemy, Resheniya. 2020;3(8(104)):105-114. (In Russ.) doi: 10.34684/ek.up.p.r.2020.08.03.013

3. Ivanov VN, Suvorov AV. Modern development problems of Russian healthcare: Part 2. Studies on Russian Economic Development. 2022;33(1):29-35. doi: 10.1134/ S1075700722010087

4. Kuznetsova EV, Lyubeznova ON. Student volunteering as adetermining factor for future medical specialty choice. Meditsinskoe Obrazovanie Segodnya. 2019;(2(6)):33-42. (In Russ.)

5. Nevolina VV, Belonovskaya ID. [Conceptual Model of Professional Self-Development of a Medical Student..] Moscow: Pero Publ.; 2019. (In Russ.) Accessed December 7, 2022. http://elib.osu.ru/bitstre

am/123456789/12582/1/115448_20191220.pdf

Original Research Article

6. Ryabkova NI. Volunteer activity as a component of educational process. Volonter. 2019;(4(32)):21-39. (In Russ.)

7. Bokova OA, Melnikova YuA. Pedagogical aspects for the development of volunteer activities in regions of the Russian Federation. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2021;(5(90)):192-196. (In Russ.) doi: 10.24412/19915497-2021-590-192-196

8. Starovoitova LI. Volunteering in Russia: Pages of history and current trends of development. Nasledie Vekov. 2019;(3(19)):142-146. (In Russ.)

9. Zatolokina MA. [Volunteering during the lockdown.] Regional'nyy Vestnik. 2020;(9(48)):58-60. (In Russ.)

10. Nedelko PS. The genesis of Russian volunteering: socio -historical background. POISK: Politika. Obshchestvove-denie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 2021;(1(84)):102-117. (In Russ.)

11. Gorlova NI. [Formation and Development of the Institute of Volunteering in Russia: History and Modernity.] Moscow: Heritage Institute Publ.; 2019. (In Russ.) Accessed December 7, 2022. https://heritage-institute. ru/wp-content/uploads/2019/05/Razvitie_volonterst-va_23-03-2019.pdf

12. Potupchik TV, Belykh IL, Lebedeva PY. Volunteering as a key factor of developing social responsibility for future medical workers. Meditsinskaya Sestra. 2020;22(3):6-11. (In Russ.) doi: 10.29296/25879979-2020-03-02

13. Fedulova IV. Transformations in youth volunteering during a pandemic. Mezhdunarodnyy Nauchno-Issle-dovatel'skiy Zhurnal. 2021;(9-3(111)):78-81. (In Russ.) doi: 10.23670/IRJ.2021.9.111.087

14. Semenova OA. [Volunteering in the profession of a doctor: compulsory or desirable.] Tendentsii Razvitiya Nauki i Obrazovaniya. 2020;(64-4):150-153. (In Russ.) doi: 10.18411/lj-08-2020-156

15. Omelchenko AS. Social medical volunteering as a means of developing a personality culture of a medical student in modern conditions. Obshchestvo: Filosofiya, Istoriya, Kul'tura. 2020;(6(74)):168-174. (In Russ.) doi: 10.24158/fik.2020.6.32

16. Polyanskaya PG, Nedurueva TV. Opportunities for students of the Medical University in the implementation of volunteer activities for working with children from disadvantaged families. Kollektsiya Gumanitar-nykh Issledovaniy. 2022;(2(31)):63-69. (In Russ.) doi: 10.21626/j-chr/2022-2(31)/9

17. Chuikov OE, Brovkina IL, Svechnikov VA, Kubikova NV, Rudakova EYu. Activities of medical volunteers during the reporting period pandemics COVID-19 (on the

example of the work of the headquarters of the volunteer detachments of the Kursk State Medical University). Problemy Sotsial'noy Gigieny, Zdravookhraneniya i Istorii Meditsiny. 2021;29(S1):662-666. (In Russ.) doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-662-666

18. Mironova AA, Savchuk PO, Narkevich AN, Evminen-ko SA. Results of medical volunteer program in the Krasnoyarsk region (2014—2019). Sotsial'nye Aspekty Zdorov'ya Naseleniya. 2020;66(6):5. (In Russ.) doi: 10.21045/2071-5021-2020-66-6-5

19. Zborovsky GE, Pevnaya MV, Vedernikov AA. Volunteering in the field of regional management (the case of Sverdlovsk region). Vestnik Permskogo Natsional'nogo Issledovatelskogo Politekhnicheskogo Universiteta. Sotsi-al'no-Ekonomicheskie Nauki. 2018;(4):10-25. (In Russ.) doi: 10.15593/2224-9354/2018.4.1

20. Tikhonova RZ, Nikolaeva AF, Miyanova AR. Volunteer activities of the BSMU Volunteer Center during the COVID-19 pandemic. Vestnik Bashkirskogo Gosudar-stvennogo Meditsinskogo Universiteta. 2022;(2):34-37. (In Russ.)

21. Denisova OA, Denisov AP. Some features of medical students-volunteers. Vestnik Ivanovskoy Meditsinskoy Akademii. 2021;26(2):47-48. (In Russ.) doi: 10.52246/1606-8157_2021_26_2_47

22. Petrikov SS, Kholmogorova AB, Suroegina AYu, Mikita OYu, Roy AP, Rachmanina AA. Professional burnout, symptoms of emotional disorders and distress among healthcare professionals during the COVID-19 epidemic. Konsul'tativnaya Psikhologiya i Psikhotera-piya. 2020;28(2(108)):8-45. (In Russ.) doi: 10.17759/ cpp.2020280202

23. Smirnova TP, Hanelia NV. The role of a transgenera-tional factor in psychological well-being and personal anxiety levels. Obshchestvo: Sotsiologiya, Psikhologiya, Pedagogika. 2019;(1(57)):47-53. (In Russ.) doi: 10.24158/ spp.2019.1.8

24. Angermann A, Sittermann B. Volunteering in the Member States of the European Union — Evaluation and Summary of Current Studies. Working Paper No. 5 of the Observatory for Sociopolitical Developments in Europe, November 2010. Accessed December 7, 2022. https:// www.sociopolitical-observatory.eu/uploads/tx_aebgppu-blications/Working_Paper_no_5_Observatory_Volun-teering_in_the_EU_Evaluation_Current_Studies.pdf

25. Sukharkova MP. Approaches to studying motivation to participate in volunteer practices. Teoriya i Praktika Obshchestvennogo Razvitiya. 2017;(9):12-16. (In Russ.) doi: 10.24158/tipor.2017.9.2

öö ö

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.