Научная статья на тему 'Студенты в пространстве российских трансформаций'

Студенты в пространстве российских трансформаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенты в пространстве российских трансформаций»

деленную обстановку, положение (3,942). Критериями экстремальной ситуации является следующее:

- напряженность, монотонность;

- стресс;

- внезапность;

- риск, опасность;

- использование необычных приемов и методов вождения;

- нагрузки, которые мгновенно действуют на психику и на физиологические системы организма.

Экстремальную ситуацию определяют ряд факторов.

1. Длительное ожидание возможных резких осложнений обстановки, требующее постоянной бдительности и внутренней готовности.

2. Помехи (шум, метеоусловия, другие отвлекающие факторы).

3. Необычность обстоятельств,отсутствие предупреждения.

4. Высокая ответственность, значимость решаемых задач (риск причинения материального ущерба, вреда здоровью граждан).

5. Объективные трудности на пути решения задач (дорожные условия, техническое состояние транспортных средств, действия других участников дорожного движения).

6. Большая интенсивность деятельности, длительность нагрузки (во время движения в условиях интенсивного движения или на сложных участках дорог).

7. Раздражительность, конфликтность в отношении других участников дорожного движения.

8. Провоцирующие Действия других участников дорожного движения.

9. Растерянность, страх.

10. Неспособность уравновесить сильное возбуждение.

11. Измененные пространственная и временная структуры.

Таким образом, экстремальная ситуация в дорожном движении - это напряженная ситуация, которая может поставить водителя в состояние опасности, стресса, а также резкие и, как правило, неожиданные изменения, усложнения дорожной обстановки. характеризующиеся необходимостью принятия нестандартного решения при дефиците временных показателей.

У водителя автотранспорта в экстремальной ситуации возникают экстремальные психологические проявления, характеризующиеся измененным потоком нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей, так и от внутренних органов, а также социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска.

Если обобщить все определения, факторы и критерии, касающиеся экстремальной ситуации, то можно дать ее краткое определение: "Экстремальная ситуация - это предельно возможная ситуация, связанная с угрозой для жизни человека".

Для успешного преодоления экстремальной ситуации необходимо умение сохранить себя, используя свои знания и умения. В эти минуты должны действовать не эмоции страха, а эмоции ответственности.

Выработку этой ответственности, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, способности предвидеть и заранее предотвратить ДТП нужно взять за основу подготовки водителей. А затем на эти умения, выработанные на психологическом уровне во время занятий, наложить практический опыт вождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудника ГИБДД. - М.: Спартак, 2000.

2. За рулем. - 2003. - №4.

3. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: "АЗЪ", 1993.

СТУДЕНТЫ Б ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Канд. филос. наук, доцент Н.П. Салохин

Омский государственный технический университет

Система образования России вошла в стадию активных преобразований. Необходимость перемен назрела давно, но объективно оценивающие ситуацию граждане, в том числе и студенты стационарных отделений вузов г. Омска, справедливо опасаются: как бы стремление к новизне и позитивным переменам в образовательном пространстве страны не превратилось в самодостаточный процесс реформ ради реформ* .

Школа современной России, в том числе высшая профессиональная, восходит корнями к многовековой традиции гуманизма русского просвещения. Преподаватели и студенты с ответственностью осознают, что и научно-технический прогресс в целом, и информационная стадия развития мировой цивилизации во многом обязаны педагогическим технологиям и приемам обучения, сложившимся в недрах русской и советской школы.

В условиях перехода к информационному обществу и становления культуры экранного типа важность системы высшего профессионального образования и университетского - в особенности необычайно возрастает. Университеты становятся основными субъектами-носителями социальности нового типа, базис которой составляют ценности меритокра-тии. Университеты являются единственным социальным институтом, который одновременно занят поиском, систематизацией и актуализацией знания, подготовкой интеллектуальной и технической элиты и, помимо научных и образовательных функций, обеспечивает занятость молодежи, включая в систему общественно полезного труда более пяти миллионов юношей и девушек, две трети из которых обучаются бесплатно, за счет средств федерального бюджета.

Бесплатное образование - дело дорогое, и высшее профессиональное - в максимальной степени, но образовательная сфера - одна из немногих отраслей экономики, способная обеспечить прибыль в 200% и более на единицу затрат. Естественно, эта сверхприбыль не может быть сиюминутной, но является гарантированной. Россия осуществляет создание экономики рыночного типа, основным регулятором которой, как известно, служит цена. Цена, являясь своеобразным носителем информации и средством сопоставления благ, взаимосвязывает предложение и спрос. С этой точки зрения образование должно выступать как товар, имеющий собственную стоимость. Ценоустановителем стоимости образования должен быть рынок.

В самом общем виде предполагаемая реформа образования преследует две цели: адаптировать традиционную русскую школу к среднемировым нормам обучения и сделать ее содержание для государства максимально облегченным. В этой ситуации государство, оставив на попечении несколько эталонных учебных заведений, могло бы освободить бюджет от необходимости финансирования большей части существующих аккредитованных вузов. Указанная схема не лишена привлекательности, но в условиях общества, переживающего перманентный системный кризис, едва ли является функциональной.

Образование традиционно выполняет в обществе функции приобщения индивида к жизни социума в целом, воспитания личности, формирования основ персональной культуры человека. «Институты образования и воспитания, какую бы

* По состоянию на 1 сентября 2003 г. в имеющих государственную аккредитацию шести университетах, трех академиях, двух институтах и шести филиалах московских вузов в г. Омске на дневном отделении обучалось 78 тыс. студентов, 3% которых стали респондентами исследования, проведенного под руководством автора.

конкретную форму они не обретали, во все времена были средствами вертикальной циркуляции, - писал П.А. Сорокин. - В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов... Б современном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции... Социальное продвижение многих именитых людей в современных демократиях осуществлялось благодаря школьному механизму» (4, 396-397). Сказанное великим социологом удивительно точно характеризует особую роль высшей профессиональной школы. Но практика показывает, что за годы либерально-монетаристских реформ в России не возникли многие необходимые социальные институты, присущие рыночной экономике. В стране не созданы новые стимулы высокопроизводительной эффективной коллективной и индивидуальной трудовой деятельности. Формирование рынка труда также можно считать незавершенным, ибо так и не сложился механизм конкуренции работодателей за обладание квалифицированными специалистами. А главное - не сложился средний класс, являющийся гарантом стабильности и традиционным потребителем платных услуг, в том числе и образовательных.

В ситуации кризиса в стране в третий раз за последние десять лет предпринимается попытка "освободить" федеральный бюджет от необходимости финансировать образовательные учреждения. Планы разгосударствления, демонополизации, приватизации (и т.п.) образовательной сферы ведут к превращению образования из бесплатной услуги в товар, недоступный большинству, что может иметь далеко идущие негативные для общества в целом последствия. Стремясь приспособить образование к предполагаемому пути развития России, власть плохосбалансированными управленческими акциями провоцирует рост протестных настроений студенчества и радикализирует молодежь в целом. Социологические исследования в Омске автора статьи и его коллег в иных университетских центрах Сибири и Урала показывают, что, интуитивно осознавая опасность личным жизненным планам, студенты разрываются чисто идеологическими оппозициями, доводя до предельного выражения едва ли не все мыслимые для преддемократической социальности общества России крайности позиций и оценок, мнений и установок к действию. Для того чтобы реформа системы образования не стала инструментом воплощения чьих-либо амбиций или корыстных интересов, а действительно отвечала объективным потребностям развития общества в целом, следует проанализировать мнение граждан, в том числе и студентов, об основных направлениях трансформаций и выявить их оценку современного состояния системы.

Исследование показало, что большинство студентов удовлетворено обучением в собственных вузах: об этом заявило почти две трети ответивших респондентов - 69,7% (причем уровень удовлетворенности девушек-студенток заметно выше, чем у их коллег: 83,2% против 54,5%). Число неудовлетворенных тоже достаточно велико, но почти половина респондентов этой группы (43,8%) полностью не удовлетворены своей учебой в вузе. Анализируя причины неудовлетворенности, мы пришли к выводу, что она имеет экономические основания: отсутствие перспективы должностного и профессионального роста после окончания вуза (71,2%), рост интенсивности учебного труда (52,9%), рост коммерциализации образования (42,1%), угроза возможности получения специальности и диплома (34,8%) и недостаточная стипендия (92,8%).

"Всякий раз, когда индивид вынужден выбирать из различных объектов-средств, - писал Талкогг Парсонс, - всякий раз, когда ему приходится выбирать, какую именно диспозицию потребностей он будет удовлетворять или насколько он ее будет удовлетворять, - всякий раз, когда он вынужден выбирать что-то из чего-то, - его ценностные ориентации могут обеспечить ему определенные нормы, которые будут руководить им в этом выборе" (3, 469).

Неудовлетворенность студента экономическими основаниями мотивации к обучению четко детерминирует определение меры соответствия уровня обучения в вузе современным требованиям. В целом по массиву лишь незначительная часть респондентов (10,8%) декларировала достаточный уровень обучения в вузах. Дисперсия признака в группах студентов гуманитарных и технических специальностей составила четырехкратную величину (3,6% в ОмГУ при 14,8% в ОмГТУ). Как показал корреляционный анализ, о соответствии уровня обучения современным требованиям заявляли преимущественно студенты, изучающие математику и дисциплины информационного цикла. Как показало изучение оценок студентами возможностей собственного учебного заведения, большинство вузов обладает уровнем обучения, вполне соответствующим современным требованиям, но несколько отстает в обеспечении вычислительной и иной учебно-вспомогательной техникой, новой учебной и учебно-методической литературой: в целом по массиву на это указали свыше половины респондентов (57,6% ответивших). Лишь шестая часть респондентов (16,8%) полагает, что именно в их вузах уровень обучения ниже необходимого.

Анализ первичной социологической информации показал: студенты в целом понимают, что развитие информационных технологий и экранной культуры предъявляют иные требования к организации системы образования. Они ждут позитивных перемен, но опасаются, что реформа образования в России пройдет по либерально-монетаристскому сценарию и ограничится лишь сменой формы собственности и источника финансирования. Мировой опыт реформирования демонстрирует целесообразность создания конкурентных отношений между государственными (муниципальными) образовательными учреждениями и частными. Десятилетие российских реформ показало, что таковые осуществляются исключительно по принципу "вместо".

Респонденты КСИ активно оценивали предстоящую реформу образования. В целом по массиву преобладают противники реформы образования в ее современном варианте: почти две трети ответивших респондентов заявили об этом (59,2%). Несмотря на различие оценок, студентов условно можно разделить на три группы: безоговорочно поддерживающих предстоящую реформу оптимистов, осторожных скептиков и пессимистов, не видящих целесообразности реформирования. Студенты-оптимисты составили по массиву в целом одну восьмую часть (12,7% преимущественно в аграрном и университете физической культуры). Осторожные скептики, полагающие, что реформа нужна, но не следует торопиться, обучаются преимущественно в классическом университете и на гуманитарных специальностях педагогического: эта группа объединила более четверти (28,1%) ответивших. Пессимисты-противники настоящего варианта реформы - составляют большинство и обучаются в технических вузах города (ОмГТУ, СибАДИ и ОмГУ ПС). Три четверти респондентов этой группы уверены, что высшей школе и науке в России нужны не реформы, а достаточное и своевременное финансирование. Каждый седьмой противник реформы обосновывает свою позицию тем, что преобразования последних лет сеют в стране хаос и разрушения. Десятая часть пессимистов (9,8%) в этой группе утверждает, что система высшего образования в России и без всяких реформ -лучшая в мире.

Все группы студентов объединяет лишь мнение о недопустимо низком размере академической стипендии: удовлетворенность размером стипендии выразила четырнадцатая часть ответивших респондентов - 7,2%.

Предстоящая реформа образования ориентирована на внедрение западного, либерального опыта организации этой сферы. Студенты пытаются выяснить, нужен ли он нам, соответствует ли русскому национальному менталитету и традиционным ценностям.

Для большинства стран планеты характерна так называемая демократическая школа, ориентированная на формирование у выпускника практических навыков при минимальном знании теоретических аспектов проблемы. Панорамное видение проблемы такому человеку не свойственно, и он, как правило, является специалистом весьма узкого профиля. Специалист, знающий все о малом, типичен в системе взаимоотношений инструментального характера, имеющей сугубо прагматическую направленность, выраженную в признании приоритета деловых качеств человека в ущерб его индивидуальности. Этот тип социальных отношений усиливает атомиза-цию индивидов, усугубляя отчуждение человека.

В русской культуре, в обществе России извека социальность определял коммуникативный тип отношений: для человека главным были его взаимоотношения с иными людьми, а практическая эффективность этих отношений имела вспомогательное значение. По принципу "один за всех - все за одного" традиционно строилась и система обучения.

Традиционная программа русской высшей школы рассчитана на уровень освоения предметов, предусмотренных государственным образовательным стандартом, успевающими студентами. Индивидуальность - явление противоречивое, и поэтому актуальная вузовская практика ставит жест-кукэ границу между знанием и невежеством. Опыт лучших, элитарных вузов планеты показывает, что освоение их выпускниками во всей полноте богатств культуры человечества становится возможным благодаря царящей в них этике долга и жесткой дисциплины обучения. Посетивший в 2002 г. нашу страну Джордж Буш на встрече со студентами Санкт-Петербурга заявил, обращаясь к собравшимся: "Главный ресурс России - ваши мозги!"

Для многих стран Западной Европы в последние десятилетия проблемой номер 1 стало заметное падение качества подготовки специалистов, особенно в сфере высоких технологий. Зарубежные педагоги возлагают вину на господствующую в мире "демократическую" школу, готовящую малограмотных, по их мнению, но вполне довольных собой людей, без комплексов, но обладающих гипертрофированным чувством собственного достоинства.

В последние годы изменилось содержание науки и объект актуального знания, неизбежно должны измениться содержание и методы обучения. Но эти изменения в нашей стране должны произойти на базе традиций русской, советской школы, доказавшей свое превосходство над либерально-демок-ратической системой обучения.

Внедряемая концепция реформирования системы образования России, предусматривая модернизацию средней и высшей школы, в качестве первоочередных мер назвала переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ), осуществляемому на базе использования контрольно-измеритель-ных материалов (КИМ), выдачу по результатам ЕГЭ государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), изменение механизма финансирования образовательных учреждений и ряд иных управленческих акций. Реформа образования, задуманная как средство устранения уравниловки и усредниловки, подрывает свои возможности, предлагая арсенал средств, отторгнутых мировым сообществом ввиду их антигуманности и несостоятельности.

Первичная социологическая информация дает возможность выявить отношение студентов к основным направлениям реформы образования и ключевым элементам, ее составляющим. Студенты уже знакомы с практикой применения тестов или "контрольно-измерительных материалов", призванных устранить деформации и деперсонализацию при оценке знаний. Противники тестирования несколько преобладают над группой, полюбившей такую форму экзамена: 50,6% респондентов выступают против применения КИМ (при 6% воздержавшихся от ответа и 43,4% сторонников тестирования). Изучение мотивов оценок показало, что и сторонники, и противники тестирования едины во мнении: успешно сданный

тест, как полагают студенты, - это либо результат механического заучивания случайных фактов, либо удачное стечение обстоятельств. Знания и способности, по мнению студентов, тут ни при чем. Студенты убеждены, что "средняя температура по больнице", выявленная в ходе тестирования, не отражает глубины знаний, общей культуры и меры обученности человека: успешно прошедший тестирование студент - это, по мнению респондентов, "середнячок", умеющий выполнять стандартные задания.

Единый государственный экзамен студентам вуза сдавать, естественно, не придется, но проблема оценки ЕГЭ вызвала у респондентов не меньший интерес: в ее обсуждении приняли участие свыше четырех пятых спрошенных (83,7%). Наиболее активны в обсуждении вопроса были девушки-студентки и юноши, обучающиеся на старших курсах вузов.

С точки зрения инициаторов реформы, переход к ЕГЭ не только повысит объективность в оценке знаний учеников и эффективности работы школы, но и положительно скажется на финансовом обеспечении системы высшего профессионального образования, ибо по его результатам выпускники получат государственные именные финансовые обязательства - образовательный "ваучер" особого рода. Эта мера должна уровнять при поступлении в вуз возможности всех абитуриентов.

Сторонники ЕГЭ и ГИФО среди респондентов оказались в явном меньшинстве - 37,2% ответивших (наибольшее число таковых оказалось среди студентов аграрного и педагогического университетов). Противниками указанного нововведения себя декларировали почти две трети ответивших участников КСИ - 62,8%.

Значительная дисперсия контролируемого признака, по мнению исследователей, связана с критическими восприятиями студенческой молодежью не только ЕГЭ и ГИФО как таковых, но и всей концепции реформы: едва ли ГИФО решит проблемы финансовой состоятельности вуза, если даже выпускник первой категории получит разовое вспомоществование в размере тридцати тысяч рублей, чего явно недостаточно для оплаты одного года обучения на престижной специальности. Кроме того, студенты воспринимают ГИФО как средство лишить их стипендии. (Как мы уже говорили, подавляющее большинство респондентов не удовлетворено малым размером таковой и ждет ее увеличения: треть респондентов -36,5% - вполне удовлетворились бы ежемесячным вспомоществованием в одну тысячу рублей, каждый четвертый ждет роста академической стипендии до полутора тысяч, восьмая часть - 12,8% - надеется получать по две тысячи, а каждый двадцатый респондент - 5,7% - непротив получать академическую стипендию размером сто долларов. Но, к сожалению, в государственном бюджете на 2004 г. средства на повышение стипендий не предусмотрены.)

Большинство студентов видит в ГИФО инструмент лишения их родных вузов финансирования из средств федерального бюджета. (Восьмая часть респондентов - преимущественно юноши из технических вузов - называют ЕГЭ и ГИФО аферой и средством разрушения государственной системы высшего образования).

Реформа системы образования, кроме того, предполагает создание попечительских советов учебных заведений, привлечение к управлению образовательными учреждениями негосударственных субъектов и юридических лиц и иные управленческие акции, ведущие к изменению правового статуса вузов. В процессе реформирования может быть реанимирована давняя идея правительства объединения всех вузов системы Минобпрофобра в Омске в единый университет или слияния технических вузов. Прогноз реакции студенчества на подобные акции представляет несомненный интерес для практики управления.

Идеи создания в Омске единого университета посредством слияния всех вузов или объединения технических вузов с ОмГТУ не пользуется популярностью ни среди горожан, ни в кругах преподавателей, ни в студенческой среде.

Менее одной восьмой части ответивших респондентов (12,4%) готовы учиться в едином Омском университете (указанная группировка суммарно совпадает с числом студентов ОмГУ, ставших респондентами КСИ). Несколько более популярна идея создания на базе трех технических вузов Омска единого технического университета, но даже не все студенты самого крупного в городе вуза ОмГТУ - сторонники этого управленческого акта: за слияние с ОмГТУ высказалось менее трети респондентов (29,5% ответивших). Самой непопулярной (и от этого провокационной) управленческой акцией в вузах российской глубинки может стать попытка перемещения образовательных учреждений на содержание из средств местного бюджета. Студенты понимают катастрофичность такого шага и поэтому категорически против: отрицают необходимость этой меры 93% респондентов (контролируемый признак равномерно распределяется по выборке, и разница показателей в группах респондентов различных вузов не превышает допустимой величины статистической погрешности).

Немногим меньше группа противников привлечения к управлению вузами негосударственных правовых субъектов: эту идею поддерживает 11% респондентов. Студенты с одобрением воспринимают идею создания попечительских советов вузов (одобрили эту идею 58% при 14% против и 28% "воздержавшихся"). Как показывает опыт Тюменской и Кемеровской областей, этот акт при надлежащем контроле со стороны вуза способен дать положительный эффект. Значительная фуппа респондентов не видит целесообразности изменения юридического статуса образовательных учреждений, полагая что не только приведет к сужению финансовой базы, но и в значительной мере подорвет возможности молодых оми-чей в получении высшего профессионального образования: эту идею поддерживает не более одной десятой части ответивших участников исследования - 9,6% (при 48% противников; 42,2% респондентов указали, что затрудняются с ответом).

Корреляционный анализ ответов студентов на вопросы этого блока подтверждает вывод о наличии в вузах трех противостоящих группировок - "оптимистов", "скептиков" и консервативно настроенных противников реформы, декларировавших собственное, нередко взаимоисключающее, восприятие управленческих акций, призванных, по представлениям руководства страны, дать новый импульс развитию русской высшей школы.

В функционировании системы образования органично увязаны два уровня социальной действительности: уровень бытия образовательных структур как таковых (от детских садов до учебных академий и университетов) и уровень бытия работников сферы образования (от школьных учителей и преподавателей вузов до чиновников, обеспечивающих эффективное функционирование учебных заведений). Указанные уровни позволяют рассматривать осуществляемые и планируемые трансформации во взаимосвязи и взаимообусловленности с социальными последствиями реформ.

Социальная реальность высшей школы, как показывают практика и данные КСИ, увязывает воедино функционирование и образовательных структур, и работников сферы образования с третьим элементом - студентами, олицетворяя гуманистическую сущность образовательного процесса, имеющую место в конкретный момент времени: вуз, преподаватели и студенты включаются в массовые многосубьектные трансформационные потоки. Через образцы трансформационного поведения, будь то социо-инновационная деятельность или реактивно-адаптационное общение, и их связь с социальными институтами общества, его социально-экономической и социокультурной средой, студенты и преподаватели включаются в социальную реальность как активный элемент. Поскольку трансформационный процесс - результат действия многих активных субъектов, обладающих собственной волей и особыми интересами, то реформу системы образования необходимость рассматривать как совокупность действий субъектов, инициирующих социальную трансформацию об-

щества в целом. Содержание этих действий, а также их влияние на массовые процессы может вызвать сдвиги в институциональной и социальной структурах общества (2). Поскольку реформа системы образования - трансформационный процесс, испытывающий воздействие множества переменных, доминирующее место среди которых занимают социально-культурные факторы, целесообразно рассмотреть мироощущение студентов в контексте основных направлений развития общества России.

Анализ первичной социологической информации показал, что при оценке элементов трансформации высшей профессиональной школы студенты руководствовались необходимостью разрешения противоречия должного и сущего, что нашло выражение в консервативном, в целом, неприятии либерально-монетаристской концепции реформы.

В реальной жизни человек повседневно взаимодействует с индивидами и социальными группами, находясь под непрерывным воздействием социально-политических и социально-психологических механизмов влияния. Быстрый темп и информационная насыщенность жизни способствуют распространению "неразмышляющей податливости индивидов" (5,14), являющейся, как показали события последних месяцев, основным субъективным препятствием утверждения основ гражданского общества в России. Особенностью современной ситуации, о чем свидетельствуют практика и социологические исследования, является агрессивное включение индивида в систему правовых и неправовых взаимодействий. В рамках последних законные права человека нередко реализуются в искаженной социальной форме. В результате многие элементы повседневности, особенно из числа повлиявших на изменения содержания значимых социально-экономических прав и гарантий, воспринимаются гражданами как неправовые. Противоречие права и свободы ярко проявляется в оценке студентами реалий современного общества.

Респондентам КСИ предлагалось из обширного списка обыденных проблем назвать самые серьезные. В иерархии предпочтений по-прежнему доминировали проблемы экономического характера, связанные с обретением личного благополучия и благополучия своих близких. Педагогически важная проблема реализации индивидуальных качеств в профессиональном труде студентам не представляется актуальной. Важнее для них рост коммерциализации образования.

Недостаточный уровень качества жизни большинства омских студентов и отсутствие в обозримом будущем возможности исправления деформаций социального положения законными средствами порождают внешние проявления ограничения экономической свободы, сужая для студента пространство выбора в сфере профессионального труда. Этот вывод иллюстрируется ответами респондентов на традиционный вопрос о планах на будущее: четыре пятых ответивших (80,3%) планируют работать по полученной в вузе специальности (исключение здесь составляют студенты педагогического и аграрного университетов, составившие по квоте группы в 37,0% и 16,3%). Но, несмотря на "любовь" к избранной профессии, почти две трети респондентов положительно относятся к экономической эмиграции (указанное настроение характерно для 63,6% респондентов исследования). Половина потенциальных эмигрантов планируют уехать из России при первом же удобном случае (38,6% по массиву в целом).

Особый интерес представляет изучение мотивов поступков студентов, ориентированных на эмиграцию. Анализ первичной социологической информации показал, что среди таковых не присутствуют причины политического, конфессионального или социокультурного характера. Как заявили респонденты, все 100% причин, побуждающих представителей студенческой молодежи Омска рассматривать возможность выезда из России, имеют экономический или экономико-бытовой характер. Каждый третий респондент в качестве причины назвал низкий уровень жизни в стране (34%). Седьмая часть ответивших полагает за рубежом "повысить заработок"

(14,9%), каждый пятый юноша-студент (17,6%) и каждая двадцатая студентка (5,2%) собираются за границу "на заработки"'. По карьерным соображениям желают покинуть Россию 5,3% ответивших по массиву в целом. В равном объеме (5,3%) представлена группа, стремящаяся "убежать" от экономической нестабильности. Каждый десятый юноша-студент (11,7% и 4,2% по массиву в целом) о причине заявил просто: "Здесь нет будущего!", 3,2% респондентов убеждены, что в России нет условий для самореализации молодежи.

Мы воздержимся от обширных комментариев первичной социологической информации, ибо таковая свидетельствует о неблагоприятной обстановке в регионе, побуждающей молодежь искать лучшей доли за пределами страны. Германия. Франция, Канада и США наиболее привлекательны для студентов, намеревающихся покинуть Россию. Перечень "земель обетованных" замыкают Объединенные арабские эмираты (в эту страну готов ехать на заработки каждый десятый омский студент) и Казахстан (4,1% респондентов назвали эту республику: корреляционный анализ показал, что это студенты-казахи, приезжавшие в Омск учиться).

Россия нуждается в переходе к социальным отношениям, присущим демократии информационного общества, в которой доминируют ценности нематериального характера: знания, квалификация, образование, опыт и персональная культура человека. В складывающейся системе социальных отношений на передний план выходит деятельность учреждений и высшего профессионального образования, прежде всего -как наиболее отвечающая магистральной линии прогресса, ибо система образования не только дает старт человеку для плодотворного участия в жизни общества, но и определяет его истинную функциональную пригодность.

Россия запаздывает к переходу на стадию информационного общества. Ее социальная структура по-прежнему формируется на основе "принципа приписывания", существенно ограничивающего возможности самореализации личности. Противоречие объективно определяющей роли государства в эффективном управлении трансформационными процессами в обществе и попыток самоограничения федеральной власти исключительно до действий по правовому обеспечению реформ порождает новые группы противоречий всех уровней, ежедневно грозящих перерасти в социальные конфликты. Процесс отчуждения личности грозит перейти на стадию самоотчуждения.

Инерция мышления, пассивность в самореализации, в том числе и в будущем профессиональном труде, следование ложным ценностным ориентирам, недостоверная информация, мистификация и самомистификация индивидуального и общественного сознания создают совокупность факторов, тормозящих социальный прогресс в обществе. Омские студенты, как показывают материалы исследования, не стоят особняком. Показательной здесь является иерархия самых престижных, по мнению студентов, профессий. Таблицу предпочтений в течение последних пяти лет неизменно возглавляют юрист, экономист и менеджер. Быть юристом "мечтает" фактически каждый третий респондент (31,1%), свыше четверти ответивших, вне зависимости от вуза или специальности (27,4%), мечтают о профессии экономиста, а каждый седьмой (13.8%) не отказался бы быть менеджером. (Популярные у столичных студентов профессии кризисного управляющего, дипломата и консультанта по обучению за рубежом в Омске неизвестны. Исследователей порадовало, что из списка престижа исчезли "киллер", "бандит" и "драгдиллер", нередко попадавшие в десятку "призеров".) Список самых престижных профессий продолжили программист (12,1%), врач и инженер (по 4,9% в равной доле), банкир (4,6%), предприниматель (4,1 %), переводчик (3,6%), дизайнер (3,1%), маркетолог (2,9%), психолог (2,7%) и стоматолог (2,5%).

Несмотря на значительную дисперсию контролируемого признака, мы имеем основания говорить о том, что выбор

предпочтений в различных группах респондентов не отличался существенным разнообразием. (Исключение составили профессии юриста и инженера: группа предпочитающих первую среди девушек-студенток практически вдвое превосходит аналогичную у студентов-юношей - 37,8% против 19,4% соответственно. В "мужском" списке инженер занимает четвертую позицию с 8,3%, у девушек инженеры менее популярны - одиннадцатая позиция с 3% предпочтений).

Осуществляемые в России реформы прокламировали в качестве цели свободное и процветающее общество. Свобода и процветание требуют независимых и инициативных действий самого индивида. Но как только мы пытаемся оценить с точки зрения свободы деятельности индивида трансформационный процесс как таковой, сразу же возникает вопрос: в контексте какой свободы общество России в целом и отдельно взятый гражданин обретут благополучие и процветание? Реформаторы уверены, что эта свобода не может быть никакой иной кроме либеральной, которая в сферу экономики войдет в форме рынка, а в неэкономические сферы - в виде демократических институтов гражданского общества.

Общественность России, в том числе и студенчество, не принимает безусловную универсальность либерализма, ставя во главу угла особенности русского общества и православия. национальной культуры, социальной памяти и державного опыта.

Классик социологической мысли Ричард Даль в работе "Демократия и ее критики" писал: "...В рамках демократического строя свобода является, прежде всего, свободой самоопределения при принятии обязательных коллективных решений. Это - самоопределение людей, которые должны участвовать в качестве политически равных субъектов в процессе принятия правил и законов, каковыми им надлежит руководствоваться... Демократическое общество будет... перераспределять ресурсы с целью оптимизации политического равенства. а следовательно, и первичной свободы коллективного самоопределения..." (1, 455).

Студенты обладают качествами политической и иной субъектности, в мере не уступающей ни вице-премьеру правительства, ни депутату Государственной Думы, ни какому-либо иному гражданину России. Самоопределяясь в восприятии реформы образования, провинциальный студент протестует против тестов, как испытания, не соответствующего уровню обучения в университете, но готов приветствовать письменные экзамены, как это практикуется в элитарных вузах планеты. Студент скептически воспринимает ЕГЭ и ГИФО как средства искоренить хроническое безденежье вузов на периферии, но пока ожидает, что правительство вспомнит о нем и увеличит норму вспомоществования до приличного уровня. Студент хочет учиться, получить квалификацию, профессию и занять достойное место в жизни.

Материалы КСИ, проводимых автором в 1992-2003 гг., показывают, что омские студенты, как, впрочем, и большинство студентов России, скептически воспринимают результаты реформ и критически настроены по отношению к реформе образования. Но юноши и девушки открыты для восприятия позитивного нового, способного создать результат, функциональный для большинства граждан России; нового, учитывающего национальную традицию, ценности и цели малоимущего большинства. Эта желанная форма свободы создает студенту больше возможностей для развития и саморазвития по привычным законам жизнедеятельности, для увеличения уровня необходимых трансформаций в том смысле, в каком ее необходимость понимают сами питомцы вузов.

ЛИТЕРАТУРА

I. Лаяь Р. Демократия и ее критики. - М: Российская политическая энциклопедия: (РОССПЭН), 2003.

2 Заславская Т.И. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал. - 1995. -№ 3. - С. 5-21.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.

4. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

5. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: ПитерКом, 1999.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

А.З. Садыков, зам. начальника НИиРИО

СКВКИ ВВ МВД России, г. Владикавказ

В современных условиях изменения основ социальной организации российского общества, переходного периода развития экономических отношений изменяется и роль военной службы в государстве. Внутренние войска МВД России выполняют специфические задачи в государстве и обществе. Как военная организация, они специфичны по своему статусу, функциям и полномочиям; как социальный институт, они воплощают в себе все противоречия и трудности, переживаемые российским социумом.

В настоящее время во внутренних войсках происходят серьезные процессы реформирования, опробования новых форм организационного строения, воспитательной работы, изменения содержания взаимных обязательств военнослужащих и государства по поводу прохождения военной службы. Серьезной корректировке подвергаются сами внутренние, морально-нравственные, социально-психологические основы подготовки военных специалистов - будущих офицеров. Военная служба для них - источник основных ценностно-нормативных эталонов и сфера личностного самоопределения. От военнослужащих внутренних войск зависят охрана правопорядка, защита конституционных прав граждан. Соответственно, внимание к личности военного специалиста внутренних войск, системе его ценностных ориентации на общесоциальном и институциональном уровнях закономерно занимает важное место.

Ценностные ориентации военного специалиста-важнейшие элементы внутренней структуры личности военнослужащего, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Совокупность сложившихся устоявшихся ценностных ориентации образуют ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации военного специалиста выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности.

Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотива-ционной сфере личности военнослужащего. В наиболее общей форме этот механизм выражается в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка, между выполнением нормативных требований и творческой деятельностью.

Ценностные ориентации военного специалиста могут не совпадать со структурой ценностей, функционирующей в общественном сознании. Для военнослужащего может быть важно и значимо вовсе не то, что является важным и значимым с точки зрения общественных и служебных интересов и утвердившихся норм и ценностей военной организации. Важно проводить различие между ценностными ориентациями личности военного специалиста и ори-ентациями личности на ценности, распространяемые или

господствующие в данном обществе, военной организации. Ориентация на ценности есть определенное отношение личности к внешним установлениям, нормам и обычаям. Ценностная ориентация - внутренний компонент сознания и самосознания личности, сложный психологический и объективно социальный феномен. Это фиксированная в психике индивида социально обусловленная общая направленность на цели и на средства деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации военного специалиста-это система зафиксированных в сознании социальных установок относительно тех элементов действительности, которые обладают высокой значимостью для данного субъекта, в качестве целей жизни или средств их достижения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностные ориентации военного специалиста можно классифицировать следующим образом:

По носителям:

- общечеловеческие;

- этнические;

- групповые;

- межличностные;

- индивидуально-личностные.

По природе существования:

-материальные;

- духовные.

По предметному содержанию:

- социальные;

- политические;

- нравственные;

- экономические;

- профессиональные.

В соответствии с потребностями индивидов:

- витальные;

- интеракционистские;

- социализационные;

- смысложизненные.

В соответствии с типом цивилизации:

- традиционные;

- современные.

По функциональному основанию:

- интегрирующие;

- дифференцирующие.

По месту в статусно-иерархической структуре:

- высшего статуса;

- среднего;

- низшего статуса.

С точки зрения социокультурного смысла:

-терминальные (личностные и социальные);

- инструментальные (нормы поведения и способности).

Ценностные ориентации могут формироваться как в процессе деятельности, так и с помощью моральной интуиции, на сугубо авторитарной основе (комфортности). Молодой человек, поступив в военный институт, попадает в новую социальную среду (в процессе адаптации к ней), принимает определенные ценности данной среды и на их основе мотивирует свою образовательную деятельность. Систему ценностей нужно рассматривать как минимум на двух уровнях - уровне общества (военной организации) и уровне личности, поскольку формирование ценностных ориентаций представляет собой итог присвоения индивидом общественно-исторического опыта, и осуществляется в соответствии с законами развития и функционирования психики, с учетом общественных, служебных и нравственных отношений.

В 2000 г. на базе Северо-Кавказского военного краснознаменного института внутренних войск МВД России было начато социально-педагогическое исследование, которое позволило определить систему ценностных ориентаций военных специалистов, подготавливаемых в вузах внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.