ния унификации высшего образования в мире, используя экономические трудности отдельных стран, загребает сливки интеллектуалов в свои ненасытные закрома, а мы охотно поддаемся на эту провокационную удочку. Как заявил в 1998 г. председатель совета ректоров РФ, академик В.А. Садовничий, Россию уже покинуло около 80 % математиков и 50 % физиков-теоретиков высшей квалификации. Согласно разным прогнозам, к 2000 г. страна потеряет до 1,5 млн. ученых и специалистов. «Причем, - подчеркнул именитый ученый, - сейчас уезжают не одиночки. Россию покидают целые кафедры, лаборатории, сложившиеся коллективы» (Бюл-
летень Министерства общего и профессионального образования РФ. 1998. N8 8. С. 13).
Таково положение российской системы вузовского образования, системы, которая нуждается в срочном внимании правительства, законодательных органов. Завтра будет поздно. Без современной системы образования не может быть конкурентной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики.
ПОЛКАНОВ Владимир Данилович - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент СО АН ВШ, заведующий кафедрой отечественной истории.
Н. П. САЛОХИН
Омский государственный техническим университет
УДК 378.37
ОПЫТ МОНИТОРИНГА ОРИЕНТАЦИИ ОМСКИХ СТУДЕНТОВ
ПРИВОДИТСЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСОВ (1993-ГО И 1998 ГОДА) СТУДЕНТОВ ОБ ИХ ОТНОШЕНИИ К ПРИВАТИЗАЦИИ В СТРАНЕ И РЕФОРМАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДАЕТСЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ И ВЛАСТНЫМ ОРГАНАМ УЧИТЫВАТЬ В ОПОРЕ НА ЭЛЕКТОРАТ НАСТРОЕНИЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА.
Омск может быть отнесен к числу университетских центров регионального значения: здесь в пяти университетах и десяти иных учебных заведениях высшего профессионального образования обучается около пятидесяти тысяч человек, из которых две трети - студенты стационарных отделений госбюджетного обучения. Основные социально-демографические параметры студенчества в Омске существенно не отличаются от аналогичных показателей по России в целом: около 54% контингента составляют девушки, 46% - юноши. Около половины студентов дневного отделения проживает совместно с родителями, каждый четвертый - обитатель студенческого общежития, каждый пятый живет в квартире мужа или жены, которые не являются студентами, около 6,3% обучающихся в вузах снимают жилье у частников. Две трети студентов омских вузов -выпускники школ города, каждый пятый окончил сельскую школу, десятая часть студентов - выходцы из русских областей Казахстана и иных регионов России и бывшего СССР. Численность студентов двух последних групп с 1992 года неуклонно сокращается.
В общей структуре жителей Омска студенты составляют группу объемом около 4,1%. К числу факторов, определяющих особенности самореализации студенческой молодежи Омска, следует отнести отсутствие традиций неформального студенческого движения, равно как и протестной деятельности, незначительное социально-имущественное расслоение сообщества горожан, относительно высокий уровень жизни и продовольственного обеспечения и пограничный статус региона.
Под руководством автора статьи среди студентов стационарного отделения вузов города проводятся с 1992 года регулярные конкретные социологические исследования проблем политической активности и изучение состояния общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизнедеятельности города, региона и страны в целом.
«Крайние позиции сменяются не более умеренными, а опять же крайними, но обратными. Поэтому вера в абсолютную имморальность природы, в бесцельность и бессмысленность - психологически необходимый эффект, наступающий когда утрачивается вера в Бога и нравственные основы миропорядка. Нигилизм возникает не потому, что отвращение к жизни теперь сильнее, чем было раньше, но потому, что вообще есть сомне-
ние в том, чтобы зло или даже жизнь могли иметь какой-либо «смысл». Одна интерпретация погибла, но так как она считалась единственной интерпретацией, то нам и кажется ныне, будто нет никакого смысла в жизни вообще, будто все напрасно»,1-писал в знаменитой «Воле к власти» Фридрих Ницше.
Первый опыт изучения мнений студентов, осуществленный в 1993 г., когда респондентами исследования стали более тысячи студентов пяти вузов города, определенных квотной репрезентативной выборкой, показал, что питомец вуза внимательно следит за событиями социально-политической и экономической жизни страны, имея на реалии реформируемой страны собственный взгляд, нередко отличный от официально прокламируемого.
Опросный лист исследования предполагал выявить отношение студентов к активно разворачивавшейся в стране приватизации. В процессе анализа первичного социологического материала определилось, что в большей массе студенты положительно восприняли это направление реформ (свыше трети респондентов оценили приватизацию положительно - 39,5%; противников приватизации было явно меньше -14,5%, но около половины ответивших не смогли определиться с оценкой - 46%).
Корреляционный анализ показал, что в вузах технического профиля студенты были более точны в оценках: при явном преобладании сторонников реформирования экономики по монетаристскому методу над противниками, студенты, не имеющие выраженного мнения, здесь были в меньшинстве. Наибольшее число сторонников приватизации из общей квоты респондентов пришлось на педагогический университет, равно как и наибольшее число лиц, не имеющих выраженного мнения.
Но при положительной в целом оценке приватизации как реформаторского действа, санкционированного государством, студенчество дает совершенно иную оценку реализации процесса в конкретных жизненно важных сферах. Респонденты заявили об отрицательном отношении к приватизации градообразующих промышленных предприятий: на это указали свыше двух третей ответивших респондентов - 68,6% (положительно это оценила лишь пятая часть участников КСИ - 20,2%). Студенты не одобряли деятельности по приватизации объектов культуры: к этому отрицательно относится 59,8%
ответивших (одобряет эти действия каждый четвертый респондент - 23,7% ответивших соответственно). Но студенты ничего не имеют против приватизации сферы торговли и службы быта - свыше двух третей респондентов относятся к этому положительно - 69,4%.
Корреляционный анализ ответов респондентов показал, что студенты более внимательны к происходящей приватизации именно в той сфере, с которой им предстоит быть связанными профессионально.
Студенты были единодушны к планам приватизации образовательной сферы, заявленной и.о. председателя правительства страны Е. Т. Гайдаром в проекте закона «О разгосударствлении и демонополизации образовательной сферы». Поддерживающих заведомо губительную для народного образования страны идею было в шесть раз меньше, чем отрицающих таковую: 13,5% против 82,2% отвергающих даже идею перехода сферы профессионального и общего образования в частные руки.
Даже выраженные сторонники приватизации промышленности, культуры, торговли и бытового обслуживания - студенты педагогического университета - заявили об отказе от поддержки этой акции в образовательной сфере 91,4% против 0,8% поддерживающих предложения реформаторов соответственно.
Четыре пятых общего массива респондентов КСИ заявили о недопустимости осуществления приватизации государственной образовательной системы.
Экспресс-опрос 1993 г. показал, что студенты потенциально готовы к участию в акциях протеста против изменения государственного режима профессиональной и общей школы. Свыше четырех пятых ответивших респондентов заявили о готовности участия в протест-ных действиях в случае возникновения угрозы конституционному праву личности на получение бесплатного образования. Корреляционный анализ ответов показал, что о готовности к протестным действиям заявили даже те, кто разделял планы приватизации школ и вузов или не имел выраженного мнения по проблеме.
Изучение мотивировок готовности студентов к протестным действиям показало, что подавляющее большинство видело в этих планах власть придержащих угрозу личным жизненным планам на получение достойного образования и профессии. Практически три четверти студентов омских вузов были бы вынуждены покинуть университетские аудитории по причинам экономического характера: ни они сами, ни их родители не смогли бы оплатить окончание учебы. (Плата за год обучения в 1993 г. в Омске колебалась от 0,65 млн. руб. до 4,5 млн. руб. в зависимости от престижности специальности и вуза).
Подавляющее большинство респондентов заявило, что они считают необходимым сохранение государственного финансирования высшей школы: на это указали четыре пятых опрошенных - 89,1%. Финансирование из средств местного бюджета две трети студентов рассматривали лишь как дополнительный источник поддержки высшей школы.
Данные исследования показали, что омичи ни морально, ни материально не были готовы к принятию приватизации образовательной сферы.
В виду того, что реализация указанного выше законопроекта неизбежно привела бы к обострению социально-политической и социально-кадровой ситуации в стране и дальнейшему росту социальной напряженности, власти России отказались от введения его в жизнь. Система общего и профессионального образования на время была освобождена от попыток реформирования в духе рекомендаций Международного валютного фонда.
Система высшего профессионального образования, опирающаяся на многовековую традицию русской государственной бесплатной высшей школы, показала
свою высокую эффективность и надежность работы даже в условиях системного кризиса общества и экономики. Вузы страны продолжают решать вопросы занятости молодежи и подготовки высокопрофессиональных кадров, выпуская из своих стен ежегодно не менее миллиона специалистов по всей номенклатуре специальностей, необходимых для динамичного развития общества и государства.
В условиях перманентного электорального марафона 1993 - 1996 гг. реформаторы оставили вузы в покое, остерегаясь навлечь на себя гнев студентов и преподавателей. Руководство страны в эти годы, наоборот, стремилось привлечь на свою сторону вузовские массы, проводя по отношению высшей школы достаточно комплиментарную политику.
В России завершалась эпоха дикой многопартийности и наметились тенденции к становлению двухпартийной системы.
«Если принять во внимание структурные изменения общественной системы, то прежде всего бросается в глаза сильная дифференцированность, собственная динамика и взаимозависимость большого числа функциональных систем, - пишет Никлас Луман - Наряду с политической системой, это, видимо, - хозяйство, наука, право, воспитание,., религия и семья в современном смысле. Это развитие затрудняет описание общества по-прежнему как общества, интегрированного посредством морали. Недостаточно предусматривать в этих функциональных системах анклавы или ситуации исключения, где действует известная аморальность, то есть, допустим, ориентация на прибыль в хозяйстве или неискренность в политике... Напротив, сегодня мы можем видеть и должны признать, что ценности функциональных систем не суть моральные ценности. Мы бы не видели смысла в том, чтобы морально квалифицировать собственность и отсутствие собственности по типу: одно морально хорошо, другое плохо... Двузначное кодирование функциональных систем ни в коем случае нельзя совместить с моральным кодом «хорошо/плохо», а тем самым и вся самоорганизация этих функциональных систем выходит из-под морального контроля. Уход морали из этих сфер даже требуется и покрывается самой моралью».2
Перманентное реформирование экономической, политической и социальной сфер общества России, на наш взгляд, представляет процесс не только формирования ценностей новых функциональных систем, но одновременно и становления функциональных систем новой социальности как таковых. Практика бытия общества посттоталитарной России показывает, что вне новой социальности оказываются не только традиционные моральные нормы, но и их субъекты-носители, в том числе и высшая профессиональная школа.
Неоднократные попытки осуществить реформирование высшей школы в соответствии с рекомендациями из-за рубежа, которые объективно противоречат национальным и государственным интересам, вызывало и вызывает в обществе резкий протест.
Акции студенческого протеста в Москве, Твери, Воронеже, Иркутске в 1994 -1995 гг. по известным причинам не стали достоянием русской общественности и всей России.
События 14 апреля 1998 г. в Екатеринбурге, когда массовая студенческая демонстрация, требовавшая гарантий бесплатного образования и иных конституционных прав, была безжалостно разогнана милицией и ОМОНом, потрясли страну.
В рамках всероссийского экспресс-опроса, имевшего целью выяснить реакцию студентов на екатерин-буржские события и спрогнозировать реальное поведение студентов в условиях декларированной правительством С. В. Кириенко реформы высшей профессиональной школы, в пяти вузах Омска было в соответ-
1: 1
СЦ
I
0
1
I
0
1
§ о
ствии с квотой опрошено 200 студентов.
Как показал анализ первичной социологической информации, подавляющее большинство студентов было возмущено действиями властей в столице Урала: свыше четырех пятых респондентов заявили о поддержке действий уральских коллег, осуждения милицейской насильственной акции и о солидарности со студентами Екатеринбурга (девушки-студентки были настроены решительнее - почти девять десятых общей массы респонденток заявили о своем возмущении - 87,5%, протестующих среди парней было несколько меньше -78,3% соответственно). Лишь сотая часть ответивших респондентов положительно оценила действия администрации Э. Э. Росселя против студентов Екатеринбурга-1,4%.
Как и в 1993 г., наибольшую активность по защите собственных конституционных прав декларировали студенты технических вузов. В целом по массиву число готовых принять участие в протестных действиях несколько снизилось, но, тем не менее, в акциях протеста намеревались принять участие почти две трети ответивших респондентов - 60% (лишь десятая часть студентов заявила о том, что в акциях социальной защиты прав студентов участия не примет -11%; около четверти респондентов не смогли определиться с ответом).
Опрос предполагал выявить возможные формы протестных действий студентов. Анализ ответов респондентов показал, что студенты предпочитают ненасильственные действия - 86%. Среди них как наиболее эффективные респондентами были названы: забастовка - 24%, демонстрации - 16%, митинги - 11,5%, пикетирование учреждений власти - 10,3%, массовые голодовки - 7%, погромы приватизированных вузов -6%, студенческая революция - 4,5%.
О возможности совместных протестных действий преподавателей и студентов «вспомнил» 1% ответивших. Как показал анализ первичной социологической информации, политические методы борьбы студентам в Омске неизвестны вовсе.
Корреляционный анализ ответов респондентов показал, что девушки-студентки настроены решительнее и агрессивнее: одна студентка Омской государственной медицинской академии в качестве эффективной меры социальной защиты назвала даже избиение ректора.
Практика протестных действий студентов и преподавателей показывает, что ожидаемый результат может быть достигнут только в совместных действиях по защите конституционных прав и свобод. Так, в вузовских митингах 20 мая приняло участие более четырех тысяч студентов и преподавателей (из них две трети - в техническом университете). Сепаратные демонстрации студентов более трехсот участников собрать не смогли.
Студенты Омска в подавляющем большинстве отвергают либерально-монетаристские планы реформирования системы высшего профессионального образования. Против планов изменения характера собственности учебных заведений высказались девять десятых опрошенных (сторонников приватизации вузов в тридцать раз меньше - 2,9%). Омские студенты выступают против передачи вузов на содержание из средств местного бюджета - об этом заявило свыше двух третей ответивших - 70,4% (эффективной мерой поддержки вузов её считает лишь ка>едый десятый респондент 11,4%, каждый пятый студент не определился с персональной позицией).
За пять лет среди омских студентов существенно изменилось соотношение сторонников и противников политики приватизации: в 1998 г. противники этой управленческой меры оказались в явном большинстве -о неприятии приватизации в целом заявило свыше половины ответивших студентов - 55,7%. Число сторонников приватизации сократилось в шесть раз - 7% ответивших обозначили себя в качестве таковых.
По-прежнему свыше половины студентов отрицательно относится к попыткам передачи градообразующих предприятий в частные руки и не одобряет приватизацию учреждений и объектов культуры. Студенты, как повелось, положительно оценивают лишь частную инициативу в сфере торговли и бытового обслуживания - на это указали три четверти опрошенных.
Две трети студентов Омска заявили о неприятии планов введения земельных участков в сферу товарно-денежных частнособственнических отношений.
Среди студентов стационарного отделения омских вузов по-прежнему преобладают лица, обучающиеся на бесплатных госбюджетных местах. Эта масса серьезно опасается утверждения рыночных отношений в сфере высшей школы. Представители этой группы студентов заявили, что в случае перехода вузов к обучению на условиях полной компенсации затрат им придется прервать учебу. О невозможности оплатить завершение обучения заявили почти две трети опрошенных -61,1%. «Состоятельные» студенты, по-прежнему, в общей массе образуют незначительное меньшинство: лишь 25% ответивших указали, что они сами и их родители в состоянии полностью оплатить обучение.
Практика привлечения вузами города внебюджетных средств за счет приема студентов на обучение с полной компенсацией затрат себя не оправдала, показав, что в городе не сформировался платежеспособный спрос на образовательные услуги. Студенты, полностью оплачивающие свое обучение, составляют около 5% общего массива студентов стационарных отделений. Еще около 1200 студентов обучаются в пяти частных вузах города.
Анализ источников средств, поступающих в вузы в счет оплаты образовательных услуг, проведенный автором статьи в 1995 г., показал, что в подавляющем большинстве это те же самые бюджетные средства, поступающие в вузы либо из-за пределов области, либо с иных расходных статей федерального или местного бюджета.
Эти факты еще раз подтверждают вывод о том, что в реформируемой России до сих пор не сформировался «средний класс», традиционно являющийся потребителем платных образовательных услуг.
В условиях отсутствия стабильного финансирования и платежеспособного спроса на образовательные услуги со стороны населения реформирование системы высшего профессионального образования по методикам МВФ приведет к существенному сокращению контингента студентов, числа самих вузов и общего объема образовательных услуг и научных исследований по стране в целом. Результатом этого будет подрыв возможности скорого выхода общества России из полосы перманентного системного кризиса, приобретающего необратимый характер.
Реакция студентов вузов в случае проведения реформы заведомо разрушающего характера будет, вне сомнения, отрицательной. Более половины нынешних студентов будут вынуждены оставить обучение. В этой ситуации студенчество будет вынуждено принять меры социальной защиты, которые могут приобрести крайние формы. Реально мыслящие руководители обязаны в своей деятельности учитывать настроения и потенциал активности студентов - самой образованной и сплоченной части молодежи страны.
1 Ницше Ф. Избр. произв. в 3 томах: т. I, с. 62. - М: РЕФЛ-
бук., 1994.
2 Луман Никлас. Честность политиков и высшая аморальность
политики.// Вопросы социологии/, т. I, Москва, 1992, с. 7172.
САЛОХИН Николай Павлович - кандидат философских наук, доцент кафедры «Основы политической теории и социологии».