Научная статья на тему 'Высшее образование в России: испытание временем'

Высшее образование в России: испытание временем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полканов Владимир Данилович

Анализируется современное положение российской системы высшего образования с учетом сравнения официальных данных развития высшего образования в США и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в России: испытание временем»

9 ■

ОБЩЕСТВО ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

В.Д.полканов ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Омскии государственный я» ^

технический университет В РОССИИ: ИСПЫТАНИЕ

удк378 ВРЕМЕНЕМ

АНАЛИЗИРУЕТСЯ СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СРАВНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И РОССИИ.

Высшее образование является барометром социального здоровья любой политической конструкции власти. В современной концепции постиндустриального общества, являющейся основным ориентиром в становлении цивилизованности развитых капстран, образование выдвигается на передний план. Придерживаясь этой парадигмы, в США, к примеру, расходы на образование возросли с 24 млрд. долларов в 1960 г. до 353 млрд. в 1990 г., или в 14, 7 раза, а на высшее образование - с 7,1 млрд. до 142 млрд. долларов, или в 20 раз. И подтолкнул их к этому, как ни странно, СССР. Всем известен тот факт, что запуск нашей страной спутника в 1958 г. ошеломил США. Была создана специальная комиссия по расследованию столь дерзкого вызова. Вывод оказался простым, как дождевая капля: щедрое финансирование высшего образования. И это так. В 1950 г. мы тратили на нужды образования 10 % национального дохода, США - лишь 4 %. С тех пор упомянутая пропорция начала резко меняться не в нашу пользу. Образование в США стало делом большой политики. Американцы поняли, что именно в этой сфере закладываются основы стратегии развития страны, да и человечества в целом. И как результат: через 30 лет доля расходов на образование в национальном бюджете США составила (1993 г.) 13,7 %, мы же к этому году скатились до 2,5 % ...

Безусловно, развитие образования, в том числе и высшего, во многом зависит от состояния экономики. Однако не во всем. Решающее значение, пожалуй, играет человеческий фактор, то есть понимание полити-

ческим руководством важности указанной сферы. Пример этому - бывший СССР.

Так, в не менее тяжелое для страны время (в период после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны) у правительства большевиков находились деньги, чтобы не только материально подпитывать высшее образование, но и открывать новые вузы. В этом отношении весьма показательный пример - наш вуз. Его история началась в суровом 1942 году (16 ноября). В это время шла великая Сталинградская битва, и стрелка судьбы еще неизвестно куда могла повернуться. Однако советское правительство не только приближало победу как могло, спасая мир от коричневой чумы, но и пристально всматривалось в перспективу своего будущего, находя в высшем образовании спасительный движок вперед. И, как ни странно, именно в самое тягостное время неудержимо росло в СССР число вузов. Так, их ряды увеличились с 1922-го по 1941 г. с 248 до 817. Сегодня же, в мирный период, число государственных вузов неумолимо сокращается. И если бы не «коммунистическая» Государственная дума, то, пожалуй, могла бы реализоваться бесовско-чубайсовская затея о приватизации высших учебных заведений (проект указа президента уже был подготовлен), по которой предполагалось оставить в Сибири не более 10-15 государственных вузов. Смело можно предположить, что в Омске наверняка не осталось бы ни одного!

За короткий срок (70 лет - это миг в истории государства) СССР по уровню образования, численности специалистов, контингенту студентов, их доле в соста-

ве населения устойчиво занял четвертое место в мире. И это произошло в стране, где по переписи 1897 г. было всего 4010 русских инженеров и технологов; грамотные составляли 28,4 %. Около 4/5 детей и подростков не могли посещать даже начальную школу. В 1913 г. численность населения, имеющего высшее и среднее (полное и неполное) образование составляла около 290 тысяч, число студентов на 10 тыс. чел. населения не превышало 8 чел. Перед Великой Октябрьской социалистической революцией в Российской империи насчитывалось всего 65 государственных высших учебных заведений, из них 11 университетов, 15 инженерно-промышленных вузов. И это не пропагандистские, коммунистические измышления - официальная статистика царской России.

Такова была стартовая отметка, с которой СССР начал свой стремительный рывок в развитие системы образования. С 1934 г. стало обязательным начальное образование, с 1976 г. - среднее (кстати, царское правительство планировало ввести обязательное начальное образование лишь к 2000 году). Всеми видами обучения в 1988 г. было охвачено 105 млн. чел. Из 1000 работающих 921 чел. имел высшее или среднее образование, в вузах страны (их насчитывалось 898) училось более 5 млн. студентов, или 1/12 всех студентов в мире. На 10 тыс. чел. населения приходилось уже 174 студента, по Омской области - 219. В г. Омске число вузов с 1932-го по 1980 г. возросло с 9 до 13, студентов - с 9 тыс. до 51,1 тыс. чел. Причем вся эта громада обучающихся грызла гранит науки бесплатно. Безусловно, в таком гигантском просветительском котле не все было благополучно, но, по-видимому, не зря ЮНЕСКО за заслуги в развитии образования в СССР в период апогея столь поразительного просветительского советского чуда учредило в области образования международную награду - медаль имени Н.К. Крупской.

Сегодня же, по оценкам экспертов, система образования в России скатилась на презренное 46 место, заняв строку рядом с Нигерией и Зимбабве. И это не спроста. Нынешним правителям образование не нужно. Их дети учатся за границей. Так, внук Б. Ельцина -Борис Акулов набирается знаний в Англии, ежегодно отстегивая из кошелька родителей (?) 16 тысяч фунтов стерлингов. В той же школе протирают штанишки еще семь детей новых русских. Не нужно им и очеловечивание человека, поскольку Человек, по-настоящему образованный, не допустит произвола над собой, не будет лебезить перед начальством, вертеть своим носом, словно флюгером, при каждом дуновении политического ветра. Не хочу параллелей, но в этом отношении любопытен документ, подписанный рукой Гитлера: «Для не немецкого населения восточных областей, - напутствовал фюрер, выталкивая своих вояк на территорию СССР, - не должно быть высших школ. Для них достаточно четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам... Кроме школы этого типа, в восточных областях не должно быть больше никаких школ» (Военно-исторический журнал. 1960. № 1. С.88-89). Что ж, наши правители на сто процентов выполнили заветы дяди Сэма, начисто развалив экономику. Сегодня, по-видимому, во весь свой предательский рост встает захватывающая работа по выполнению заповеди бесноватого фюрера.

Однако главной удавкой высшего образования избран не тупой, примитивный метод силового прихлопы-вания вузов, а интеллигентный (рыночный) - последовательное, методическое сокращение их финансирования. Сегодня на высшую школу государство тратит ме-

нее двух процентов (в 1988 г. -1,76 %) расходной части бюджета. В то время как в Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1966 г.) заложена строгая запись о выделении на эти нужды «не менее трех процентов расходов федерального бюджета».

Раньше мы все сокрушались насчет остаточного принципа финансирования высшего образования. Да, денег не хватало. Хотя за последние 30 лет существования советской власти расходы на образование в стране возросли с 8,5 млрд. до 47 млрд. рублей, то есть более чем в 5 раз, на высшее образование - в 4,3 раза. Покажется невероятным, но в первые послевоенные годы (например, в 1949 г.) размер государственных ассигнований на просвещение в Омской области составил почти половину областного бюджета, (Омская область за 50 лет. 1985. С. 190).

За годы же ельцинского президентства финансирование отечественной науки и высшей школы сократилось в 20 раз: вузы, профессорско-преподавательский состав выброшены, по сути дела, на задворки выживания. Зарплата институтского профессора в России сократилась с 219 % от зарплаты в промышленности в 1987 г. до 62 % - в 1993-м. За истекший период разрыв еще более увеличился. С1995 г. учредители - соответствующие министерства и ведомства - не перечисляют своим учебным заведениям ни рубля, кроме денег на заработную плату и стипендию, да и то не сполна. Уже к концу 1996 г. задолженность высших государственных учебных заведений лишь по коммунальным платежам зашкалила за 20 млрд. неденоминированных рублей. В зимнее время за неуплату долгов институты отключаются от электричества, воды, тепла, превращаясь в некий захудалый вокзал. Студенты и преподаватели, не снимают с себя пальто и шапки; мерзнут ноги, из окоченевших студенческих пальцев выскальзывают ручки. Где уж тут говорить о глубокой проработке предмета, о культуре. Чтобы выжить, институтское руководство вынуждено идти на различные поборы, что не может не вызывать тревоги. И главным провокационным детонатором этого выступает Конституция РФ, в первую очередь 43 статья. Не берусь судить, что двигало пером авторов этой статьи - полная профессиональная непригодность или холодный цинизм, но очевидно: право на бесплатное образование при менее чем 30-процентном финансировании государственных вузов -не просто обман, а бомба, способная взорвать всю систему государственного образования.

Однако сегодня происходит не только свертывание высшего образования, но и идет усиленное навязывание чуждой нам американской (многоуровневой) модели подготовки специалистов. Ныне, пожалуй, мало кто разбирается, кто же такие бакалавры или магистры, и чем они отличаются от техника или инженера. Главное же, внедрение в некоторых странах Африки, Латинской Америки подобной системы обучения повлекло за собой разрушение традиционных систем образования, подрыв национального менталитета, спровоцировав (в результате приближения дипломов к единому стандарту; в этом, пожалуй, главный замысел наших заграничных радетелей) стремительную утечку мозгов. Получив бесплатное высшее образование, к примеру, в России, почему бы высококвалифицированному специалисту радостно не шмытуть в злачные врата зарубежного рая. В Аргентине, к слову, введение такой системы привело не к повышению уровня образования, а к еще большей нехватке специалистов из-за эмиграции их в США. И это характерно не только для развивающихся стран. В 1986 г. в Англии даже началось движение «Спасти британскую науку», которое потребовало от правительства принять экстренные меры в приос-тавновке миграции ученых. Так, США путем навязыва-

Й Й I

Со О со

§ аз

3

I

5?

I

Сч

I

I I I

ния унификации высшего образования в мире, используя экономические трудности отдельных стран, загребает сливки интеллектуалов в свои ненасытные закрома, а мы охотно поддаемся на эту провокационную удочку. Как заявил в 1998 г. председатель совета ректоров РФ, академик В.А. Садовничий, Россию уже покинуло около 80 % математиков и 50 % физиков-теоретиков высшей квалификации. Согласно разным прогнозам, к 2000 г. страна потеряет до 1,5 млн. ученых и специалистов. «Причем, - подчеркнул именитый ученый, - сейчас уезжают не одиночки. Россию покидают целые кафедры, лаборатории, сложившиеся коллективы» (Бюл-

летень Министерства общего и профессионального образования РФ. 1998. N8 8. С. 13).

Таково положение российской системы вузовского образования, системы, которая нуждается в срочном внимании правительства, законодательных органов. Завтра будет поздно. Без современной системы образования не может быть конкурентной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики.

ПОЛКАНОВ Владимир Данилович - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент СО АН ВШ, заведующий кафедрой отечественной истории.

Н. П. САЛОХИН

Омский государственный техническим университет

УДК 378.37

ОПЫТ МОНИТОРИНГА ОРИЕНТАЦИИ ОМСКИХ СТУДЕНТОВ

ПРИВОДИТСЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСОВ (1993-ГО И 1998 ГОДА) СТУДЕНТОВ ОБ ИХ ОТНОШЕНИИ К ПРИВАТИЗАЦИИ В СТРАНЕ И РЕФОРМАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДАЕТСЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ И ВЛАСТНЫМ ОРГАНАМ УЧИТЫВАТЬ В ОПОРЕ НА ЭЛЕКТОРАТ НАСТРОЕНИЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА.

Омск может быть отнесен к числу университетских центров регионального значения: здесь в пяти университетах и десяти иных учебных заведениях высшего профессионального образования обучается около пятидесяти тысяч человек, из которых две трети - студенты стационарных отделений госбюджетного обучения. Основные социально-демографические параметры студенчества в Омске существенно не отличаются от аналогичных показателей по России в целом: около 54% контингента составляют девушки, 46% - юноши. Около половины студентов дневного отделения проживает совместно с родителями, каждый четвертый - обитатель студенческого общежития, каждый пятый живет в квартире мужа или жены, которые не являются студентами, около 6,3% обучающихся в вузах снимают жилье у частников. Две трети студентов омских вузов -выпускники школ города, каждый пятый окончил сельскую школу, десятая часть студентов - выходцы из русских областей Казахстана и иных регионов России и бывшего СССР. Численность студентов двух последних групп с 1992 года неуклонно сокращается.

В общей структуре жителей Омска студенты составляют группу объемом около 4,1%. К числу факторов, определяющих особенности самореализации студенческой молодежи Омска, следует отнести отсутствие традиций неформального студенческого движения, равно как и протестной деятельности, незначительное социально-имущественное расслоение сообщества горожан, относительно высокий уровень жизни и продовольственного обеспечения и пограничный статус региона.

Под руководством автора статьи среди студентов стационарного отделения вузов города проводятся с 1992 года регулярные конкретные социологические исследования проблем политической активности и изучение состояния общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизнедеятельности города, региона и страны в целом.

«Крайние позиции сменяются не более умеренными, а опять же крайними, но обратными. Поэтому вера в абсолютную имморальность природы, в бесцельность и бессмысленность - психологически необходимый эффект, наступающий когда утрачивается вера в Бога и нравственные основы миропорядка. Нигилизм возникает не потому, что отвращение к жизни теперь сильнее, чем было раньше, но потому, что вообще есть сомне-

ние в том, чтобы зло или даже жизнь могли иметь какой-либо «смысл». Одна интерпретация погибла, но так как она считалась единственной интерпретацией, то нам и кажется ныне, будто нет никакого смысла в жизни вообще, будто все напрасно»,1-писал в знаменитой «Воле к власти» Фридрих Ницше.

Первый опыт изучения мнений студентов, осуществленный в 1993 г., когда респондентами исследования стали более тысячи студентов пяти вузов города, определенных квотной репрезентативной выборкой, показал, что питомец вуза внимательно следит за событиями социально-политической и экономической жизни страны, имея на реалии реформируемой страны собственный взгляд, нередко отличный от официально прокламируемого.

Опросный лист исследования предполагал выявить отношение студентов к активно разворачивавшейся в стране приватизации. В процессе анализа первичного социологического материала определилось, что в большей массе студенты положительно восприняли это направление реформ (свыше трети респондентов оценили приватизацию положительно - 39,5%; противников приватизации было явно меньше -14,5%, но около половины ответивших не смогли определиться с оценкой - 46%).

Корреляционный анализ показал, что в вузах технического профиля студенты были более точны в оценках: при явном преобладании сторонников реформирования экономики по монетаристскому методу над противниками, студенты, не имеющие выраженного мнения, здесь были в меньшинстве. Наибольшее число сторонников приватизации из общей квоты респондентов пришлось на педагогический университет, равно как и наибольшее число лиц, не имеющих выраженного мнения.

Но при положительной в целом оценке приватизации как реформаторского действа, санкционированного государством, студенчество дает совершенно иную оценку реализации процесса в конкретных жизненно важных сферах. Респонденты заявили об отрицательном отношении к приватизации градообразующих промышленных предприятий: на это указали свыше двух третей ответивших респондентов - 68,6% (положительно это оценила лишь пятая часть участников КСИ - 20,2%). Студенты не одобряли деятельности по приватизации объектов культуры: к этому отрицательно относится 59,8%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.