Научная статья на тему 'Вузы Германии: к чему приводит плата за обучение?'

Вузы Германии: к чему приводит плата за обучение? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ДОСТУПНОСТЬ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходов Леонид Григорьевич

Развитие высшего образования в Германии один из основополагающих аспектов судьбы страны. Но всё здесь не так благополучно, как кажется на первый взгляд. Проблемам доступности высшего образования в ФРГ, финансового обеспечения вузов государственными ассигнованиями и поступлениями из других источников посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузы Германии: к чему приводит плата за обучение?»

Леонид ХОДОВ

ВУЗЫ ГЕРМАНИИ: К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ?

XXI век ознаменовался новым этапом научно-технической революции в мире. Для германской экономики с её промышленной, в отличие от многих других стран, структурой эта революция имеет особое значение.

Во-первых, экономика ФРГ, основу которой составляют машиностроение, автомобильная, электротехническая, химическая промышленность, достигла пределов своего количественного роста. Внутренний рынок насыщен современным оборудованием, и небольшой рост производства в важнейших отраслях в предкризисные годы достигался в основном за счёт экспорта, по размерам которого Германия лидирует в мире.

Научно-технические достижения и усиливающаяся конкуренции со стороны быстроразвивающихся стран сделали очевидной необходимость массового внедрения в основных отраслях новейших открытий: энергосберегающих технологий, производства двигателей (работающих на принципиально новой основе), изменений в системах обработки информации, связи, транспорта.

Во-вторых, экономике необходима структурная перестройка, свёртывание бесперспективных для Германии отраслей, базирующихся на массовом потреблении топлива и сырья, а также использовании значительных ресурсов дешёвой и обладающей относительно невысокой квалификацией рабочей силы. Одновременно перед страной встала задача развивать новые отрасли: производство оборудования для использования возобновляемых источников энергии, для фармацевтической промышленности, медицины, информатики, генной инженерии, авиакосмических приборов.

Подтверждением необходимости научно-технической перестройки народного хозяйства Германии стал нынешний кризис. За время кризиса безработица в стране возросла примерно на 1/3, в то же время заметно увеличилось число незанятых рабочих мест, в первую очередь квалифицированных специалистов в ряде новейших отраслей. Институт германской экономики, исследовательский

© Ходов Леонид Григорьевич - профессор Международного университета (Москва).

E-mail: europe@ieras.ru Ключевые слова: образование, особенности, доступность, источники финансирования, проблемы студентов.

орган Союза немецких предпринимателей, подготовил и опубликовал летом 2009 года "Обзор состояния и перспектив обеспечения ФРГ квалифицированными кадрами"1. Выводы обзора пессимистические: дефицит дипломированных инженеров, математиков, специалистов в области информатики и естественных наук, несмотря на кризис, растёт и будет ежегодно увеличиваться в течение ближайших 12 лет. Главной проблемой экономики Германии в предстоящее десятилетие, по мнению авторов обзора, будут не колебания курсов валют, цены на топливо и сырьё и конкуренция на мировых рынках, а недостаток квалифицированных специалистов внутри страны. Единственный выход - превращение Bundesrepublik в Bildunqsrepublik2.

О нехватке квалифицированных кадров в сентябре 2009 года опубликован подробный обзор Организации экономического сотрудничества и развития, где приводятся сравнительные данные по обеспеченности инженерно-техническими кадрами в 30 странах - участниках ОЭСР3 и отмечается дефицит специалистов во многих странах. В абсолютных показателях неудовлетворенная потребность в квалифицированных кадрах в Германии - одна из самых больших среди стран, входящих в организацию.

Особенности высшей школы Германии

Специфика немецкой высшей школы состоит в том, что в отличие от многих других стран, основная часть фундаментальных научных исследований, почти все научные разработки, финансируемые государством, выполняются в университетах и учебных институтах. Поэтому их финансовое обеспечение, осуществляемое из бюджетов федеральных земель, направлено и на высшее образование, и на научные исследования. Провести чёткое разграничение расходов на эти две цели зачастую невозможно, так как преподаватели в массе своей занимаются ещё и научной деятельностью, а научные сотрудники - преподают, многие студенты обеспечивают свою учёбу дополнительными заработками в качестве лаборантов, техников, работников библиотек и мастерских.

Вопрос о введении платы за обучение в немецкой высшей школе важен не только для подготовки кадров высокой квалификации, в которых нуждается Германия, но и для развития её научного потенциала, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, главной опорой развития которой является экспорт товаров и технологий.

Аргументы за и против

С летнего семестра 2007 года шесть федеральных земель Германии ввели плату за обучение в высших учебных заведениях. Обоснование этого экономико-политического акта - дополнительное финансирование высшего образования и повышение ответственности студентов за время, проведённое в стенах учеб-

1 Handelsbatt, 20. Juli, 2009.

2 Игра слов по-немецки: - Bundesrepublik - Федеративная республика, Bildunqsrepublik - Республика образования.

3 Handelsbatt, 9 Sept., 2009.

ного заведения. В конечном счёте, власти аргументировали введение платы необходимостью повышения народнохозяйственной эффективности этой социально-экономической сферы и придания механизму её функционирования более рыночного характера. В пользу введения платы за обучение были выдвинуты и другие аргументы.

Считается, что для достижения жизненного успеха человек должен не только прилагать усилия, то есть учиться с полной отдачей сил, но и нести определённые материальные затраты, частично отказываясь от текущего потребления во имя будущего. В аргументации идеологов рыночного механизма эта мысль выражена тезисом: то, что достаётся даром, не ценится. Этот тезис подкрепляется фактами, свидетельствующими о чрезмерной длительности пребывания студентов в стенах высшей школы, о том, что часть студентов вообще не доучивается до защиты дипломов, что низка посещаемость лекций и практических занятий и что лишь немногие германские высшие учебные заведения относятся к лучшим в мире. Приводимые факты сопровождаются сравнением сегодняшней ситуации в высшем образовании ФРГ с авторитетом германских университетов в XIX и начале ХХ века. Как известно, вплоть до 1960-х годов многие учёные с мировым именем были выпускниками германских университетов, особенно Гёттингентского, Марбургского, Гейдельбергского, Тюбингенского1.

Спор между сторонниками и противниками введения платы за обучение был решён при помощи главного аргумента: текущего и перспективного состояния государственных финансов. А их состояние всегда тесно связано с хозяйственной конъюнктурой.

Экономическая ситуация в стране постоянно менялась. Годы экономического чуда прошли, темпы роста хозяйства становились всё ниже, а бюджетные расходы на перестройку экономики бывшей ГДР, поддержание огромной армии безработных и выполнение внешнеполитических обязательств росли. Дефицит государственного бюджета неоднократно превышал планку в 3% ВВП, установленную для участников зоны евро.

Правительство ФРГ вначале обратилось к традиционному источнику стабилизации бюджета - повышению налогов и займам, потом стало экономить на государственных социальных расходах - на выплате безработным, доплатах на строительство и приобретение жилья, медицинских расходах, по существу прекратило индексацию пенсий. С началом кризиса оно перешло к жёсткой экономии на бюджетных расходах. Очередь дошла и до немецкого студенчества. Вначале плата за учёбу в высшей школе была введена, как отмечено выше, в шести землях, бюджеты которых были в особенно тяжёлом состоянии. Два года по всей стране шли дискуссии по этому поводу. С начала 2009/2010 учебного года Федеральное правительство рекомендовало взимать со студентов взносы примерно в 500 евро за семестр занятий. Но окончательное решение об оплате образования находится в компетенции ландстагов - земельных парламентов, зависит оно и от самих университетов, которые могут объявить, что в сборах со студентов не нуждаются. Так что в стране до сих пор есть университеты, осо-

1 У А. С. Пушкина в "Евгении Онегине" один из героев - Ленский был "поэт с душою гёттингентской".

бенно в землях с социал-демократами у власти, где высшее образование бесплатное. В связи с продолжающейся депрессией, огромным бюджетным дефицитом и ростом государственного долга количество вузов, где образование бесплатное, становится всё меньше.

Введение платы за обучение в ФРГ имело многообразные и противоречивые последствия. Противники введения платы доказывали, что массовая подготовка квалифицированных кадров, научные успехи и престиж германской высшей школы оказались возможными в значительной степени благодаря бесплатному в течение длительного времени доступу к учёбе всех желающих. Бесплатное образование в ФРГ было образцом для подражания в странах, где у власти стояли социал-демократические партии, и одним из главных пропагандируемых достоинств социального характера германского государства. В документах социалистического интернационала германо-скандинавская модель общедоступного и поддерживаемого государственными, общественными и частными стипендиями обучения в высшей школе считалась элементом социальной справедливости, которому принадлежит будущее.

Действительно за 60 лет существования Федеративной республики немецкой высшей школе удалось добиться значительных успехов как в подготовке кадров, так и в научных исследованиях, в обеспечении высококвалифицированными специалистами потребностей страны и гигантской сети дочерних фирм, принадлежащих германскому капиталу за рубежом. Выпускники из ФРГ составляют значительную часть научных, педагогических и административных кадров США, государств Западной Европы, работают советниками и экспертами в странах Азии, Африки. Они широко представлены в госаппарате и частных компаниях бывших социалистических государств. Сотни тысяч иностранцев учатся, проходят стажировку, практику, докторантуру, повышение квалификации в высших школах ФРГ. Для многих молодых людей во всём мире учёба в германском университете, высшей технической школе или академии искусств является надеждой и целью1.

Необходимость увеличения финансирования

Нынешнее финансовое положение германской высшей школы действительно тяжёлое, задачи же, которые нужно решить, большие.

В ближайшее время вузы должны заметно увеличить выпуск дипломированных специалистов, чтобы восполнить в ФРГ огромный неудовлетворённый спрос в квалифицированных кадрах. В начале 2008 года в стране было вакантно 35 тыс. инженерных должностей. Если число выпускников будет расти такими же темпами, как это происходило в 2001-2007 годах, то в 2020 году дефицит специалистов с высшим образованием достигнет 240 тыс. человек, а это, по подсчётам Германского института экономики и Союза инженеров ФРГ, приведёт к ежегодному недополучению народным хозяйством страны от 18,5 до 23 млрд евро2.

1 О подготовке иностранных специалистов в высших учебных заведениях ФРГ (см.: Л.Г. Ходов. Обучение иностранцев - выгодный бизнес. Современная Европа, № 2, 2005).

2 № 34, 2008.

Федеральные земли, которые ответственны в ФРГ за высшее образование, не в состоянии покрывать возрастающие потребности университетов и других вузов, нужны вложения из федерального бюджета или других источников.

Так, ректоры и канцлеры берлинских университетов заявили в печати, что 15 тыс. студенческих мест в этих университетах окажутся под угрозой, если установленные Берлинским сенатом до 2010 года ассигнования для них не будут повышены на 157 млн евро. Руководство университетов представило калькуляцию, свидетельствующую о быстром росте расходов на содержание персонала, строительство и ремонт, пенсионные выплаты. Для того чтобы уложиться в выделяемые сенатом средства, университеты с 1992 по 2007 год сократили число сотрудников с 13 тыс. до 8150, то есть на 36%\ Дальнейшее сокращение возможно только путём закрытия отдельных кафедр и лабораторий.

В результате недофинансирования снижается эффективность научных исследований, особенно фундаментальных. Всё меньше Нобелевских премий достаётся немецким учёным. Всё больше ведущих научных специалистов из германских университетов предпочитают работать за границей. В 2006 году, впервые за последние 50 лет, из ФРГ выехало на длительную или постоянную работу за рубеж больше высококвалифицированных научных работников и педагогов с немецкими паспортами, чем возвратилось на родину. Известно, что из четырёх ныне живущих германских лауреатов Нобелевской премии трое постоянно работают в США.

В 2007 году из страны на работу за границу выехало 160 тыс. немецких граждан. Статс-секретарь Министерства экономики назвал их "сливками наших учёных, инженеров и администраторов". 83% из них имели высшее образование. По заказу Министерства экономики сотрудники Института прогнозирования опросили 1410 выехавших специалистов. 53% из них назвали причиной отъезда недостаточный уровень оплаты труда в Германии, 48% высказали недовольство высоким уровнем налогов и социальных отчислений, 31% - бюрократией, 25% - недостаточными возможностями карьерного роста, доступа к новейшему научному оборудованию2.

Отъезд авторитетных и востребованных специалистов из Германии происходит не только по материальным соображениям - более высокой оплате труда в университетах США, Канады и некоторых стран Западной Европы, хотя и это обстоятельство свидетельствует о недостаточном финансировании высшей школы в ФРГ. Как показывают опросы уехавших на работу за границу, важным аргументом в принятии такого решения является высокий уровень оснащённости исследований, меньшая учебная нагрузка на профессоров, предоставление длительных оплачиваемых отпусков для научных исследований, относительно лёгкое финансирование участия учёных в семинарах, конференциях за рубежом. Эти аргументы, кстати, играют значительную роль и в отъезде российских учёных и педагогов высшей квалификации на работу за рубеж.

1 Süddeutsche Zietung, № 22, 2008.

2 Die Welt. 25. Juni 2008.

Разница в финансовом положении вузов в землях ФРГ

Одной из причин введения платы за высшее образование в Германии является несоответствие затрат отдельных земель на эти цели и реальных потребностей федеральных земель в молодых специалистах-выпускниках. Это несоответствие имеет чётко выраженные финансовые последствия. Ежегодная численность выпускников вузов в отдельных землях зависит от количества и размеров университетов и институтов, устройство выпускников на работу связано со спросом на кадры, то есть от экономического потенциала земли, структуры её хозяйства и конъюнктуры. Земельные правительства рассматривают расходы на высшее образование как своеобразный кредит студентам, который они вернут в земельный бюджет в виде налогов на доходы, когда получат дипломы и начнут работать. Однако если выпускники, подготовку которых финансировало правительство одной земли, уезжают работать в другую землю, то они и налоги платят в этой другой земле.

Поясним это на примере. Подготовка дипломированного инженера в Берлине продолжается в среднем 11 семестров и обходится бюджету города минимум в 38500 евро при затрате 3500 евро в семестр. После получения диплома в Берлине остаётся не более половины выпускников. Уехавшие устраиваются на работу главным образом в процветающих южных землях, где хорошая хозяйственная конъюнктура и конкурентоспособные машиностроительные, автомобильные, электротехнические и электронные заводы. Средний годовой доход инженера через два года после начала работы - 45 тыс. евро. Из них он платит примерно 10 тыс. евро налогов, из которых 4400 евро поступают в доходную часть местного земельного бюджета. В земельный бюджет Берлина не перепадает от этого выпускника ни цента.

Такое несоответствие расходов и доходов особенно характерно для Берлина, самой маленькой земли Бремен, а также восточных земель - на территории бывшей ГДР. Эти земли финансируют выполнение национальной задачи по подготовке специалистов на своей территории, не получая соответствующей компенсации. В этом одна из причин дефицитности бюджетов в одних землях и их сбалансированности в других. Конечно, главная причина бюджетных проблем земель - в состоянии конъюнктуры, сокращении налоговых поступлений и росте государственных расходов, стремлении правительства перераспределить госдоходы в пользу федерального бюджета, особенно в условиях кризиса.

Несоответствия и противоречивость интересов земель по поводу финансирования высшего образования, возможно, были бы меньше, если бы поддержание и развитие вузов было не в компетенции земельных органов власти, а федерального правительства. Однако в соответствии с принципами разделения прав и обязанностей, а также межбюджетными отношениями, зафиксированными в Федеральной конституции, это не так.

Принятие закона о введении платы за обучение вызвало бурные протесты в ФРГ. Пожалуй, нет ни одного города, где расположены вузы, чтобы в нём не прошли выступления студентов против этого закона. Закон вступил в силу в семи из пятнадцати федеральных земель. Однако летом 2008 года правительство земли Гессен отменило на своей территории оплату студентами высшего образования по инициативе социал-демократов.

В землях, где оплата за учёбу окончательно закреплена, каждый студент должен вносить в университетскую кассу до 500 евро за семестр. Только элитные университеты сами определяют размеры оплаты. Особыми правами в этой области пользуются вузы земли Северный Рейн-Вестфалия, где действует закон, позволяющий им самим решать, платить студентам или не платить вообще, а также определять размер оплаты. Все вузы могут предоставлять льготы отдельным студентам и некоторым их категориям в зависимости от успеваемости и социального положения.

Допускаемые различия в оплате объясняются тремя причинами.

Во-первых, финансовое положение вуза в значительной степени зависит от его профиля. Специализация в области физики, химии, медицины требует существенно больше затрат на каждого студента, чем подготовка философов, филологов или юристов.

Во-вторых, одним из источников финансирования являются добровольные взносы и пожертвования выпускников. В старых известных во всём мире университетах, выпускники которых занимают высокие посты в экономике, политике и науке, пожертвования от выпускников выше. В непрестижных и малоизвестных высших школах они едва заметны.

В-третьих, различия в оплате зависят от финансового положения земель. Есть процветающие земли, например, Бавария, Баден-Вюртемберг, бюджеты которых сводятся с профицитом; есть земли с большими долгами и бюджетными дефицитами. Естественно, у первых больше возможностей поддерживать свои высшие школы. Поддержка правительством земли престижного исследовательского проекта, выделение именных стипендий, проведение авторитетных международных конференций - это политический успех партии, сформировавшей земельное правительство.

Шаг назад в социальной политике?

Идея введения платы за обучение официально обосновывается необходимостью внедрения принципов рыночной экономики во все сферы не только хозяйственной, но и общественной жизни. Представители государственной власти неоднократно заявляли, что германская высшая школа должна быть организована по принципу коммерческих структур. Однако та же власть скромно умалчивает о последствиях такого шага. А они более чем серьёзны.

Введение платы за высшее образование ограничивает возможности получения его представителям менее обеспеченных слоёв населения. Конечно, 1 тыс. евро в год - не запретительно-непреодолимый порог для желающих учиться. Эта сумма соответствует средней месячной пенсии. Однако она дополняет и без того растущую стоимость жизни. Чем дороже становится обучение, тем меньше молодых людей смогут позволить себе финансировать его в течение пяти-шести лет. Больше времени будет уходить на работу, меньше останется на учёбу, посещение дополнительных курсов и семинаров, на участие в общественной и научной студенческой жизни. В результате одни будут дольше учиться, некоторые прекратят учёбу совсем. Может ухудшиться и уровень знаний выпускников. Недостаточная материальная обеспеченность студентов и так является од-

ной из главных причин затягивания сроков сдачи экзаменов и защиты дипломов. Из-за необходимости дополнительных заработков они просто не успевают выполнить учебный план в установленные сроки. Более 1/3 студентов числятся в университетах и институтах дольше официального срока обучения.

Настоящим бичом германской высшей школы является большой отсев студентов также в основном из-за недостатка средств. Учёбу в вузах начинают 36% молодых людей, имеющих аттестат о среднем образовании, 61% из числа поступивших получают диплом о высшем образовании1. Если бы этот показатель удалось поднять до 70-80%, проблема нехватки кадров с высшим образованием была бы частично решена. О желательности сокращения отсева студентов в процессе учёбы в немецкой печати время от времени появляются статьи, выступления на базе расчётов возможного эффекта. Ответы на такие публикации, как правило, содержат утверждения, что сокращение отсева возможно только за счёт снижения уровня подготовки, ориентации преподавания на самых ленивых или наименее способных и подготовленных, расшатывания дисциплины.

Газета "Ди Вельт", ссылаясь на материалы ежегодной конференции профсоюза работников образования и науки, провела интересный анализ финансовых возможностей молодых немцев получить высшее образование в зависимости от их социального происхождения и воздействие введения платы за обучение на эти возможности. Газета сообщает, что в 2006 году, когда было объявлено о введении платы за высшее образование, доля молодых людей, желающих поступить в университеты и институты, среди всех выпускников с аттестатом зрелости составила 68% по сравнению с 73% в 2002 году. Каждый четвёртый из отказавшихся от намерений стать студентом назвал главной причиной своего решения недостаточную материальную обеспеченность и боязнь из-за этого и из-за платы за учёбу оказаться надолго в долгах. Особенно часто эти причины в качестве аргумента приводили девушки. В анализе отмечено, что половина студентов, кто-либо из родителей которых имеет высшее образование, оплачивают взносы за учёбу за счёт родителей. Более % студентов из менее образованных и, вероятно, менее обеспеченных семей сами зарабатывают на уплату взносов или максимально используют возможности получения кредитов2.

Одним из отрицательных последствий введения платы за обучение является начавшаяся миграция студентов из земель, где введена плата за обучение, в университеты земель, где такой платы нет. Пока эта миграция невелика.

Многие германские университеты расположены в маленьких городах: Мар-бург, Тюбинген, Гёттинген, которые столетиями определяли жизнь этих городов. От 40-50 тыс. студентов зависит в них занятость, спрос на товары и услуги, уровень квартирной платы. Перемещение тысяч студентов из города в город, из университета в университет по материальным соображениям не разрушит региональную структуру германской экономики, но добавит нерешённых проблем земельным и местным властям.

Введение платы за получение высшего образования имеет ещё одно побочное следствие: появился дополнительный стимул служить по контракту в бун-

1 Wirtschaftswoсhe, № 34, 2008.

2 Die Welt, 29 Аид. 2008.

десвере. По условиям контракта молодой человек или девушка, отслужившие в армии, имеют право бесплатно учиться в любом высшем учебном заведении страны и получать государственную стипендию. Им также предоставляется преимущественное право на получение комнаты в университетском общежитии. Эти комнаты, как правило, дефицитны, так как ежемесячная плата за них ниже, чем за арендуемое частное жильё.

Таким образом, если в России некоторые молодые люди поступают в вузы, чтобы не служить в армии, то в Германии молодежь иногда идёт служить по контракту, чтобы, отслужив, стать студентами, учиться бесплатно, получить стипендию и дешёвую комнату в университетском кампусе.

Вероятно, введение платы за обучение может сыграть некоторую положительную роль, заставляя студентов ценить оплаченное время учёбы и своевременно выполнять учебные планы, так как до недавнего времени пребывание многих молодых людей в качестве студентов сверх рекомендованного для получения диплома срока было слабым местом в системе германского и в целом западноевропейского высшего образования.

Есть ли альтернативы?

Введение платы за высшее образование затрагивает интересы более чем миллиона студентов, правительств земель и сотен вузов, поэтому оно стало объектом политической борьбы между партиями и отдельными личностями за политические симпатии, а значит, за голоса избирателей. В принципе весь левый фланг германского электората и значительная часть центра с оговорками или без них выступают против такой оплаты.

Подлинной альтернативой здесь стала бы полная её отмена по всей стране, но для этого необходимы две обязательные предпосылки: победа социал-демократов на выборах в федеральный и все земельные парламенты и появление свободных денег в бюджетах, которые можно было бы расходовать по статье "наука и высшее образование". Возникновение таких двух предпосылок в ближайшее время нереально, особенно в связи с серьёзным финансовым кризисом, охватившим Германию, поэтому рассуждать можно только о частичных альтернативах, о чём нередко пишут германские средства массовой информации. Рассматриваются такие варианты:

- доведение расходов на науку и высшее образования до 3% от ВВП. Хотя доходы консолидированного бюджета растут, а с ними и расходы на науку и образование, однако эти расходы увеличиваются очень медленно, особенно в условиях затянувшегося кризиса и бюджетного дефицита. Их прирост по этой статье идёт на финансирование престижных проектов в области исследований климата, космоса, информатики и медицины, финансирование элитных университетов, конкурирующих с американскими. Поэтому основной массе вузов от роста традиционного бюджетного финансирования достаются крохи или не достаётся ничего;

- более широкое использование добровольных пожертвований выпускников, спонсорских взносов фирм, к чему часто призывает печать. Они и сейчас поступают на счета учебных заведений через специальные фонды поддержки вузов. Высшие школы в Германии с завистью смотрят на американские универ-

ситеты, ставшие реальными миллиардерами в результате пожертвований фирм, выпускников, завещаний наследств. Так, фонд поддержки Гарвардского университета в США располагает 35 млрд долл., Йельского - 23 млрд, Стэнфорд-ского - 17 млрд и Принстонского - 16 млрд долл.. По размерам фондов поддержки за американскими следуют университеты нефтедобывающих монархий Персидского залива - Саудовской Аравии и ОАЭ. Например, саудовский университет КАУСТ располагает фондом, превышающим активы многих международных корпораций - 20 млрд долл1.

Пожертвования германских юридических и физических лиц в пользу вузов не идут ни в какое сравнение с американскими. Когда в феврале 2007 года вдова франкфуртского банкира пожертвовала Франкфуртскому университету 32 млн евро, сообщения об этом появились во всех немецких газетах. Это было самое большое пожертвование за всю 96-летнюю историю университета. Его президент заявил, что ставит своей целью создать такой фонд пожертвований, чтобы проценты и дивиденды с него ежегодно составляли 100 млн. евро, для чего в фонде должно быть минимум 2 млрд евро. В фонде Гамбургского университета накоплено 18 млн евро. Католический университет Айхштетта - Ин-гольштадта надеется развернуть активную деятельность по мобилизации пожертвований и собрать в течение ближайших 5 лет 100 млн евро2. Как видно из приведённых цифр, этот источник финансирования совершенно недостаточен для решения проблем высших учебных заведений Германии, кроме того, он и не прогнозируем. Размеры взносов зависят от состояния конъюнктуры, от характера и масштабов налоговых льгот, предоставляемых спонсорам со стороны государства, а также от традиций и престижности благотворительной деятельности;

- увеличение масштабов выполнения университетами и учебными институтами заказов на научные разработки со стороны частных фирм и отдельных государственных учреждений, к чему призывает федеральное министерство науки и высшего образования. Однако спрос на такие разработки невелик (они соответствуют хоздоговорным работам в российских высших школах), потому что у ведущих германских концернов автомобильной, электронной, машиностроительной и химической промышленности есть собственные научно-исследовательские институты, а заказы на прикладные разработки со стороны средних по размерам фирм часто не совпадают с ориентацией многих германских университетов на фундаментальные исследования;

- расширение дополнительного источника финансирования высшей школы, называемого в ФРГ "китайскими деньгами". Этим термином обозначают средства, поступающие или от иностранных государств, или международных организаций, или немецких благотворительных фондов, а также от родителей иностранных студентов за обучение в немецких вузах. Число таких студентов непрерывно растёт, сейчас оно составляет почти четверть миллиона человек, среди них больше всего граждан КНР , далее по численности следуют поляки и выходцы из России.

Обучение иностранцев в вузах ФРГ не требует значительных дополнительных расходов. Часть затрат здесь вообще носит постоянный характер и не зависит от числа учащихся. Профессор, читающий лекцию, получает фиксирован-

1 Wirtschaftswoche № 30, 2008.

2 Там же.

ную зарплату, независимо от того, сидит в аудитории 50 или 150 студентов. Постоянны расходы и на поддержание в рабочем состоянии помещений, на библиотеки, техническое оснащение, администрацию.

Позиция властей и бизнеса

Массовые протесты студентов против введения платы за учёбу, публикация в печати материалов о серьёзных проблемах высшей школы, нехватке выпускников и отставании Германии по ряду показателей университетского образования от некоторых европейских стран, США, Канады и Австралии привлекли внимание общественности и правительства. Канцлер А. Меркель несколько раз выступала по этим вопросам. Была выделена однократная сумма дополнительного финансирования вузов в 4 млрд евро, федеральное правительство также согласовало с отдельными землями дополнительное финансирование с их стороны научных исследований в вузах.

В конце июля 2008 года на конференции земельных министров по делам науки и высшего образования под председательством федерального министра и с участием А. Меркель были обсуждены необходимые меры по созданию так называемых элитных университетов, разработке нового "пакета мер стимулирования исследований и инноваций", специальной поддержке самых передовых научных разработок, созданию новых студенческих мест с перспективой до 2020 года. В октябре 2008 года на так называемом совещании по вопросам образования в верхах, проведённом под руководством федерального канцлера с участием земельных министров, лидеров партий и представителей вузов, были сформированы предложения для законодательных органов ФРГ. Совещание сопровождалось широкой пропагандистской компанией под лозунгами: "Превратим Германию в мировую научную лабораторию", "Германия - всемирный университет".

В решениях федерального правительства следует обратить внимание на неизменность его позиции по вопросу о плате за обучение, а также на учреждение специальных стипендий для особо отличившихся студентов. Стоит отметить также призывы к союзам предпринимателей, банковских учреждений, профсоюзам, общественным и религиозным фондам оказывать более широкую спонсорскую поддержку высшей школе Германии по образцу США, Великобритании и Канады.

Правительство рекомендовало соответствующим земельным властям ввести стипендию для студентов, проявляющих особые способности и усердие в учёбе. Она будет предоставляться наряду с выплачиваемой в настоящее время социальной стипендией, получаемой студентами, семьи которых имеют низкий средний доход. Стипендии отличникам будут выплачиваться из бюджетов земель, так что число стипендиатов-отличников на 1 тыс. студентов будет различаться в зависимости от финансовых возможностей земель. Размеры стипендии -300 евро в месяц. В земле Северный Рейн-Вестфалия такую стипендию получат 3% студентов. К 2012 году доля стипендиатов-отличников поднимется до предусмотренного максимума - 10%1. Всё это сопровождается лозунгом: "Хочешь бесплатно учиться - учись отлично!".

1 Die Welt, 17 Juli, 2008.

Студенты в ФРГ имеют право претендовать на социальную стипендию (БА-фоеГ), выплачиваемую выходцам из семей с особенно низкими доходами. Она существенно ниже прожиточного минимума, и доля её получателей в немецком студенчестве не возрастает.

Представители правительства неоднократно призывали фирмы шире практиковать представление договорных стипендий. По существу речь идёт о кредитовании предпринимателями своих будущих сотрудников. Однако эти призывы не получали должного отклика, кроме введения таких стипендий по нескольким дефицитным специальностям. Чтобы кредитовать студента в течение 2,5-3 лет, фирма должна быть уверена в особой ценности будущего специалиста. Предоставление стипендии предполагает расходование значительных средств, которое не стимулируется какими-либо налоговыми льготами. Фирма вынуждена взять своего стипендиата после завершения им учёбы к себе на работу и держать его независимо от изменений конъюнктуры и реорганизаций, пока выпускник не оправдает затраченных на него средств. Хотя по многим специальностям, в частности по всем гуманитарным, предложение на рынке труда превышает спрос, так что найти опытного дипломированного работника чаще всего не представляет трудностей.

В целом, несмотря на сложности с финансированием, определённый положительный сдвиг в материальном обеспечении студентов всё-таки произошёл.

Союз банковских учреждений Германии откликнулся на призыв властей и рекомендовал своим членам предложить студентам систему льготного кредитования оплаты учёбы и прочих расходов. Инициатором выступил банк земли Северный Рейн-Вестфалия, установив изменяющийся в зависимости от колебания учётной ставки процент на этот кредит, но не более 5,9%. Студент обязан возвратить его только после завершения учёбы и устройства на работу, когда его годовой доход превысит 32 тыс. евро.

Правительство со своей стороны усилило меры банков и вскоре ввело льготы по погашению стипендиальных кредитов. Чтобы молодой специалист после окончания вуза не вступал в жизнь отягощенный непомерными долгами, предусмотрено, что общая сумма выплат по задолженности выпускника вуза не может превышать 10 тыс. евро. Если она выше, то избыток её берёт на себя государство1.

Студент, прервавший учёбу в вузе без уважительной причины, например, из-за неуспеваемости, обязан выплатить стипендиальный кредит с процентами целиком без каких-либо льгот.

Проблемная ситуация в германской высшей школе во многом схожа с тем, что происходит в России с высшим образованием. Поэтому думается, что вполне уместным будет назвать вкратце российские болевые точки. Это недостаточное государственное финансирование, необходимость изменения структуры подготовки дипломированных кадров по специальностям в соответствии со структурными сдвигами в народном хозяйстве и наступившим новым этапом научно-технической революции, неуклонное увеличение доли платных студенческих мест в вузах (с уровнем оплаты за эти места, существенно большим, чем в ФРГ); наличие значительного числа негосударственных учебных за-

1 Lie Welt, 20. Juni 2008.

ведений, далеко не всегда отвечающих кадровым потребностям страны по уровню и специализации выпускников, в результате чего происходит массовый избыточный выпуск недостаточно квалифицированных менеджеров и юристов при нехватке кадров по другим специальностям; использование вузов как места укрытия от службы в армии (специфически российское явление), что приводит в высшие учебные заведения совершенно незаинтересованных в учёбе молодых людей; низкий рейтинг российских вузов в международном сравнении, отказ ряда стран признавать российские дипломы о высшем образовании (что является ещё одним проявлением серьёзной угрозы будущему российской науки и уровню квалификации дипломированных специалистов) и ряд других

При стольких проблемах необходимость реформирования, изменения структуры специализации и качественного улучшения российской высшей школы не менее очевидна, чем университетов и учебных институтов ФРГ.

* * *

В конечном счёте, несмотря на отдельные позитивные шаги властей в системе высшей школы Германии, по-прежнему сохраняются серьёзные проблемы, которые не позволяют ей в полной мере соответствовать новому этапу научно-технической революции и которые ей не преодолеть без необходимых структурных изменений в экономике. Хотя принятые правительством меры и облегчают несколько трудности вузов - улучшают государственное финансирование фундаментальных исследований, ведут к созданию ряда элитных университетов, пользующихся льготными условиями, вводят материальное стимулирование студентов-отличников. Однако считать их решением важнейших проблем было бы неправильно. Они совершенно недостаточны для более чем миллионного германского студенчества и даже в малой степени не компенсируют их расходы на учёбу.

Очевидно, что введение платы за получение высшего образования означает, что государство не в состоянии (или не хочет) за счёт собственных средств обеспечить безвозмездное предоставление гражданам этой общественной услуги. До сих пор высшее образование было в соответствии с социально-экономической концепцией социал-демократических партий так называемым "мериторным благом",1 то есть общественно доступным, таким же, как безопасность внешняя и внутренняя, просвещение, охрана окружающей среды. Отказ от бесплатного высшего образования, экономия на пособиях безработным и инвалидам, сокращение государственного финансирования приобретения жилья, также как и строительство платных автомобильных дорог наносит невосполнимый урон социал-демократической идее улучшения качества жизни, сформулированной несколько десятков лет тому назад лидером социал-демократического движения В. Брандтом, и существенно ослабляет социальную составляющую рыночной экономики. А ведь развитие высшего образования -один из основополагающих аспектов судьбы страны.

1 Подробнее о мериторных, или общественно доступных благах см.: учебник "Экономика культуры". М., Слово, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.