Научная статья на тему 'Современная система образования в европейских странах: проблемы и перспективы'

Современная система образования в европейских странах: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8466
1093
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ГИМНАЗИИ / КОЛЛЕДЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МАГИСТРАТУРА / ДОКТОРАНТУРА / SYSTEM OF EDUCATION / INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / GYMNASIA / COLLEGES / PROFESSIONAL EDUCATION / TRAINING / MASTER / DOCTORATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комлева Наталья Станиславовна, Щербакова Елена Геннадьевна

В статье рассматривается сущность ресурсосбережения, актуальность внедрения ресурсосберегающих технологий в России. Выделены ряд проблем, связанных с необходимостью применения ресурсосберегающих технологий в АПК, а также направления ресурсосберегающего развития. Предложены к реализации разработанные авторами приоритетные высокоэффективные проекты по ресурсосбережению в АПК Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern system of education in european countries: problems and prospects

In the article is dealt with the basic principles, organization, peculiarities and basic tendencies of development of education systems in Germany and Switzerland

Текст научной работы на тему «Современная система образования в европейских странах: проблемы и перспективы»

УДК: 378.1(4) ББК: Ч40

Комлева Н.С., Щербакова Е.Г.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Komleva N. C., Shcherbakova E. G.

THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION IN EUROPEAN COUNTRIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

Ключевые слова: система образования, высшие учебные заведения, гимназии, колледжи, профессиональное образование, повышение квалификации, магистратура, докторантура.

Keywords: the system of education, institutions of higher education, gymnasia, colleges, professional education, training, master, doctorate.

Аннотация: в статье исследуются основные принципы, организация, особенности и базовые тенденции развития систем образования Германии и Швейцарии.

Abstract: in the article is dealt with the basic principles, organization, peculiarities and basic tendencies of development of education systems in Germany and Switzerland

В настоящее время с целью включения в единое образовательное пространство в России осуществляется поэтапный переход на Болонскую систему образования. Поэтому сравнение различных моделей образовательной политики, существующих на сегодняшний день в Европе, представляется крайне важным для выявления наиболее приемлемых механизмов и способов такого перехода. Приоритеты современной образовательной политики во многом определяются тем, что вкладывается сегодня в понятие образования, в чем его ценность и стратегические задачи. Решение этой задачи требует изучения опыта разных стран по развитию и реформированию

образовательной политики.

Система образования Швейцарии является универсальной и включает в себя лучшие черты англо-американской, французской и немецкой школ. Частные школы, колледжи и университеты этой страны приобрели мировую известность благодаря новейшим методикам и техническим средствам обучения, органично сочетающимся с классическими представлениями о роли образования в жизни современного человека.

Организация образования в

Швейцарии имеет ряд особенностей. Данные особенности определяются историческим развитием страны как федерации автономных кантонов. В ней нет единой национальной системы образования, нет и национального министерства образования или какого-либо другого единого центрального органа,

управляющего образованием. Наличие ряда языков в стране и большого количества двуязычного населения привело к существованию в ряде кантонов параллельных образовательных систем. Такое положение явилось следствием специфики исторического развития страны, ее административной организации и особенностей языковой ситуации.

Современная система образования Швейцарии состоит из шести ступеней:

- дошкольное образование;

- начальная школа;

- начальная средняя школа;

- старшая средняя школа;

- профессиональное образование (колледжи);

- высшее образование (университеты, высшие политехнические школы, высшие специализированные школы), (рисунок 1). 1.

1 Система образования Германии и Швейцарии. Аналитический обзор ООО «Агенство INTAMT»,

Дюссельдорф, Германия, 2012. - 27 с.

Рисунок 1 - Система образования в Швейцарии

Профессионально-техническое образование в Швейцарии приобретается путем ученичества, а также в профессиональных школах. Ученичество (на базе обязательного образования) осуществляется на предприятиях и частными лицами на контрактной основе (34 года в зависимости от специальности), но ученик должен также посещать 1-2 раза в неделю среднюю профессиональную школу для получения теоретической подготовки. Обучение завершается сдачей экзамена на федеральное свидетельство о

профессиональной пригодности.

Многочисленные средние

профессиональные школы и училища дают теоретическую и практическую

профессиональную и общеобразовательную подготовку в течение 3-4 лет по широкому кругу специальностей (более 350) в школах ремесел, коммерции, гостиничного дела и туризма, сельского и лесного хозяйства, здравоохранения и социальной работы, искусства и дизайна и т.д. Учебные планы школ разрабатываются в сотрудничестве с соответствующими профессиональными

организациями и ассоциациям [1,2].

В Швейцарии насчитывается около 120 колледжей, которые обычно имеют узкую специализацию и дают хорошее профессиональное образование. Здесь учат секретарскому и гостиничному делу, бухгалтерскому учету и прочим

премудростям, необходимым в деловой жизни. Полный курс обучения в Швейцарии рассчитан на три-четыре года. Выпускники швейцарских колледжей остаются без работы реже, чем те, кто окончил ВУЗ (6,1% против 7,6%). Многие молодые люди отдают предпочтение не фундаментальным университетским курсам, а швейцарским колледжам с их более узкой профессиональной специализацией. В Швейцарии находятся лучшие в мире институты гостиничного менеджмента и туризма. Это частные учебные заведения, самым известным из которых является Ecole Hoteliere de Lausanne. Оно предлагает 4-годичную программу обучения на английском языке. В школе обучается около 800 студентов из 44 стран.

В систему высшего образования Швейцарии входят: 12 университетов (из них, 10 - кантональные университеты и 2 -технические университеты), 8 университетов прикладных наук (из них 7 - государственных и 1 - частный) и 16 педагогических ВУЗов. Кантональные университеты обучают студентов по специальностям: теология, социология, математика и естествознание, право, экономика, медицина и фармакология и др. Технические университеты обучают студентов по специальностям: инженерия, охрана природы, архитектура, прикладная математика, военная наука, спортивная наука и др. Университеты прикладных наук готовят

студентов для работы в следующих отраслях: техника и информационные технологии, архитектура и строительство, химия и фармакология, сельское и лесное хозяйство, экономика и сфера услуг, дизайн, здравоохранение, социальная работа, искусство, музыка, театр, психология, лингвистика и т.д. В настоящее время обучение в ВУЗах Швейцарии проходит более 90 000 студентов.

Качество швейцарского

университетского образования очень высокое. Крупнейшим университетом Швейцарии является в настоящее время Университет Цюриха, где одновременно учатся 25 000 студентов. Университет Цюриха - это огромный комплекс зданий, разделенный на несколько факультетов. Самым большим является факультет философии, на нем учатся около половины студентов университета. Кроме философии, студенты Цюрихского университета изучают право, медицину, ветеринарию, экономику, математику и естественные науки. Однако, наряду с академическим образованием Цюрих является центром образования технологического. Созданная здесь Высшая Техническая школа - самый престижный ВУЗ Швейцарии. Здесь изучают архитектуру, математику, естественные науки, социальные науки и менеджмент и инженерные дисциплины. Всего за годы существования с Высшей Технической школой были связаны имена более 100 лауреатов Нобелевской премии, среди них - Альберт Эйнштейн, Отто Штерн, и многие другие. Кроме того, всемирной известностью пользуются университеты Лозанны, Женевы.

В университете студенты учатся четыре-шесть лет в зависимости от факультета и выбранной специальности. Вступительных экзаменов в университеты, за некоторыми исключениями, не предусмотрено, и соискатели, представившие дипломы доуниверситетского уровня, «записываются» в число студентов. Академический год в швейцарских ВУЗах включает два семестра: зимний (с середины октября до начала марта) и летний (с середины апреля до середины июля). Продолжительность обучения в Швейцарии от 4 до 5 лет в зависимости от курса и 6 лет - для медицинских

специальностей. Привычных

экзаменационных сессий в швейцарских университетах нет. Примерно год спустя после зачисления студент должен сдать свой первый экзамен по основному предмету («первый сертификат»), а еще через год - второй и главный экзамен («второй сертификат»). Затем следуют 3 года углубленной подготовки по специальности, после чего выпускнику присуждается степень лиценциата, которая соответствуют степени магистра. Следующая ступень - докторант - требует еще трех лет обучения. Обучение в университетах платное, но большой процент студентов получает стипендии.

Широко развита в Швейцарии система постуниверситетского образования и повышения квалификации. Многочисленные учебные заведения федерального и кантональных уровней предлагают более 33000 различных программ обучения для взрослых. Одним из таких заведений является бизнес-школа International Institute for Management Development, расположенная в Лозанне. Она традиционно занимает второе после французской INSEAD место в Европе и входит в Тор 15 мировых бизнес-школ. Эта школа ориентируется на производство: 68% выпускников ее программы МВА находят работу именно в этом секторе. Бизнес-школа привлекает более взрослый контингент (средний возраст - 31 год) с большим, чем обычно требуется, опытом работы (средняя цифра - 7,5 лет). Отбирают всего 80 человек в год, что позволяет сделать строгий отбор: конкурс составляет 8-10 претендентов на место [5].

Цель политики Германии в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.

Руководящими органами системы образования в ФРГ являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель Германии и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом

осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе Федерального закона. Система образования в Германии представляет собой классическую многостепенную структуру, куда входят школьное, высшее и профессиональное обучение (рисунок 2)1.

1 Патрик, Э.И. Система образования и опыт внедрения Болонской системы в Германии / INTAMTe.V. Dusseldorf, INTAMTe.V., 2011. 27 с.

Рисунок 2 - Система обучения в Германии

Система высшего образования Германии объединяет 418 (в т.ч. 86 -частных) высших учебных заведений, из которых:

- 105 - классические университеты;

- 211 - университеты прикладных

наук;

- 6 - педагогические ВУЗы;

- 16 - теологические ВУЗы;

- 51 - художественные ВУЗы;

- 29 - высшие учебные заведения для подготовки государственных и муниципальных служащих.

В ВУЗах Германии обучаются более 2,2 млн. студентов. Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является основанный в 1386 г. по

образцу парижской Сорбонны

Гейдельбергский университет. С XIX в. Гейдельберг пользуется репутацией лучшей в Европе школы юриспруденции. Среди преподавателей этого университета были философы Гегель и Ясперс, физик Гельмгольц, восемь лауреатов Нобелевской премии. В рамках Гейдельбергского университета существует 15 факультетов, иностранные студенты составляют около 12% (25 тыс. человек) от общего числа студентов Гейдельбергского университета. Примерно таков же возраст Кельнского университета (основан в 1388 году). Высокое место в рейтинге немецких университетов занимает расположенный в Мюнхене и основанный в XV в.

университет Людвига-Максимиллиана. Этот ВУЗ известен крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Кроме него, университет объединяет 19 факультетов с общей численностью студентов — 44 тыс. человек. Начиная с XIX в., образцом для всей Европы стал Берлинский университет, основанный в 1810 г. Вильгельмом фон Гумбольдтом. К числу старейших классических университетов относят также университеты Фрайбурга, Тюбингена, Марбурга. Наиболее известными техническими университетами являются Технический университет - Горная академия Фрайберга, Дрезденский технический университет, Мюнхенский технический университет, а также приравненные к ним по статусу высшие технические школы в Ахене и Дармштадте

[4].

К числу наиболее известных новых университетов, возникших в последние 3040 лет на пике стремительного развития системы высшего образования в Германии, можно отнести Рурский университет в Бохуме, университеты в Констанце, Регенсбурге, Билефельде. Новые университеты и частные ВУЗы в большинстве своем не могут конкурировать с классическими университетами по разнообразию направлений подготовки, но в них ведутся эксперименты по внедрению современных методов обучения.

Профессиональные высшие школы (университеты прикладных наук) — самый молодой, но пользующийся все большей популярностью тип учебных заведений, где занятия ведутся с большим практическим уклоном — здесь готовят специалистов в области инженерного дела, экономики, сельского хозяйства, дизайна, а также в социальной сфере. Эти ВУЗы отличаются укороченным циклом обучения (включая трехлетнюю теоретическую подготовку и год практической работы), большим профессиональным опытом преподавателей, а также наличием тесных контактов с промышленными фирмами, что привлекает в них все большее количество абитуриентов. В настоящий момент в профессиональных высших школах обучается примерно четверть всех немецких

студентов. Среди наиболее престижных и популярных профессиональных школ можно отметить экономическую школу в Ройтлингене, профессиональные высшие школы в Кельне и Мюнхене.

Сравнительно новый вид высших учебных заведений - Профессиональные академии, где обучение сочетается с практической подготовкой на производстве. По окончании курса обучения студенты получают диплом бакалавра, который требуется для большинства профессий в области бизнеса и промышленности [3]. Здесь студенты обучаются и одновременно работают по изучаемой специальности. Обучение длится 3 года, 6 семестров (2 года

- основное обучение и дополнительно 1 год

- продвинутое обучение).

Почти все немецкие университеты имеют научно-исследовательскую базу, благодаря чему важнейшей особенностью немецкого высшего образования является проектное обучение, предусматривающее передачу знаний от преподавателей студентам в процессе совместного выполнения ими конкретных научно-исследовательских проектов.

В 2011 году завершен переход всех немецких ВУЗов на Болонскую систему. Для получения академической степени бакалавра «стандартный период обучения» составляет минимум три - максимум четыре года. Для получения академической степени мастера или магистра «стандартный период обучения» рассчитан минимум на один год -максимум на четыре года.

Государственный экзамен сдается по тем специальностям, успешное изучение которых дает право работать в Германии в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства (врачи, юристы, фармацевты). Порядок проведения экзаменов

устанавливается государством или соответствующей федеральной землей в «Положении об экзаменационных требованиях».

Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень «доктора», понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Докторская степень возможна только в

университете после получения диплома магистра, свидетельствующего о навыках студента в области теоретических исследований. Желающий иметь степень доктора должен получить научно-академическую поддержку и руководство профессора. Профессор предоставляет тему для научного исследования. Работа над диссертацией - это самостоятельное исследование. Нет аудиторных занятий, однако для молодых ученых часто проводятся коллоквиумы, на которых обсуждаются их последние научные изыскания. Кроме написания

диссертационной работы система высшего образования Германии предусматривает для обучающихся в докторантуре сдачу устных экзаменов по главному предмету изучения и определенному ряду ему сопутствующих.

В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Допуском к обучению в университете является Аттестат зрелости, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе (по программе гимназии) на основе сдачи четырех экзаменов по основным предметам (Abitur) и фиксирует соответствие уровня знаний школьника образовательному стандарту (некий эквивалент единому госэкзамену в России). В связи с этим важно отметить свойственную немецкой системе

образования вариативность школьного образования и преемственность между школьным образованием и высшим образованием, позволяющие человеку уже на уровне школы определить перспективы своего дальнейшего образования, а государству - оптимизировать систему приема в ВУЗы и повысить качество высшего образования на всех уровнях.

В Германии действует трехуровневая система управления высшим образованием, реализуемая на уровне федерального центра, земель и самих учебных заведений. На федеральном уровне основным законом, определяющим общие принципы функционирования системы высшего образования в Германии, является Федеральный Рамочный закон о высшем образовании, принятый в 1998 г. на основании Рамочного закона о высшем

образовании от 1976 г. Федеральный центр осуществляет общее руководство образованием: Министерство образования Германии разрабатывает концепцию образовательной политики, определяет общенациональные юридические рамки функционирования системы образования, выделяет средства на расширение ВУЗов и создание современной инфраструктуры для эффективной деятельности ВУЗов. Текущее управление образованием по Конституции находится в компетенции правительств земель и регулируется соответствующими законами земель о высшем образовании, составленными на основе Федерального Рамочного закона. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляется земельными профильными министерствами и касается, прежде всего, финансовых и административных (кадровых) вопросов. Политика федеральных земель в области высшего образования

координируется и согласовывается (в том числе, в вопросах продолжительности обучения, каникул, содержания учебных программ, взаимного признания дипломов, форм и рамок автономии и самоуправления ВУЗов) основными руководящими органами системы образования:

- Постоянной конференцией министров образования и культуры земель Германии;

- Конференцией ректоров учебных заведений Германии;

- Федеральной земельной комиссией по планированию образования и развитию исследований;

- Советом по науке, который является главным консультативным органом, объединяющим представителей федерального правительства и правительств земель, ученых и представителей общественности.

Организация и планирование научного и учебного процессов традиционно входят в сферу компетенции самих ВУЗов. В настоящее время сфера компетенции учебных заведений существенно

расширяется, что обусловлено стремлением к максимально возможной децентрализации управления, являющейся одной из задач модернизации образования в Германии.

Земельные власти передают ВУЗам решение многих финансовых и административных вопросов, оставляя за собой общую стратегическую

ответственность за сферу высшего образования.

Традиционно ВУЗы в Германии управляются на постоянной основе руководителем - президентом или ректором, или президентским комитетом, состоящим из президента, вице-президента и канцлера (главного администратора). В последнее время все большее внимание уделяется концепции корпоративного управления ВУЗами, в связи с чем, возрастает роль коллегиальных органов управления (сената и ассамблеи на уровне руководства ВУЗа, советов департаментов на уровне подразделений ВУЗов), обладающих правом участия в решении вопросов организации научно-образовательного процесса. В условиях, когда многие научные исследования носят междисциплинарный характер, большое распространение приобретают межфункциональные

структуры ВУЗов и специальные исследовательские зоны. Важнейшие условия и объемы учебной программы определены в Академическом распорядке, установленном общенациональным

законодательством и законами земель.

Большую часть финансовых расходов по обеспечению жизнедеятельности ВУЗов берут на себя Земли. Годовые бюджеты ВУЗов являются частью бюджетов земель, которые принимаются соответствующими парламентами земель. В то же время Совет по науке определяет ряд задач, выполнение которых требует совместного

финансирования со стороны федерального центра и земель. К их числу относят, прежде всего, создание и расширение ВУЗов, совершенствование их

инфраструктуры, поддержку

университетских клиник и

исследовательских работ [6].

Долгое время высшее образование в Германии было бесплатным для немецких граждан и иностранцев. Однако, с 26 января 2005 года Конституционный суд Германии постановил, что каждый регион вправе самостоятельно решать, будет обучение

платным или нет. С октября 2011 года плата за учебу в университетах существует в 3 субъектах: Бавария (100-300 евро в семестр), Баден-Вюртемберг (500 евро в семестр) и Нижняя Саксония (600-800 евро в семестр). Одновременно существует финансовая поддержка студентов, осуществляемая в рамках Федерального закона о стимулировании образования. Она обеспечивается совместно федеральным центром (65%) и землями (35%) в виде денежных дотаций и кредита при условии предоставления документа,

удостоверяющего низкий уровень доходов семьи учащегося. Немецкие ВУЗы не выдают своим студентам стипендии. Этим занимаются негосударственные фонды и другие организации, которых в Германии насчитывается несколько десятков. Стипендии выдаются студентам всех специальностей. Размер стипендий составляет, как правило, 500- 600 евро. Желающих получить стипендии много, поэтому многие фонды выдвигают определенные требования к студентам. Одним из критериев является успешная учеба, а также участие в научных семинарах. Претендовать на стипендию можно, как правило, начиная с 3-го курса. Другим источником финансирования обучения является работа. Многие студенты имеют возможность подработать во время учебы, что нередко поощряется. Как правило, зарплата студентов почасовая и составляет 7-10 евро в час. При этом студенты имеют существенные налоговые льготы. При ВУЗах существуют специальные студенческие биржи труда, которые помогают студентам в получении рабочих мест. По статистике 62% немецких студентов подрабатывают, чтобы самостоятельно финансировать свою учебу.

Почти при всех университетах существуют студенческие резиденции с кухнями общественного пользования, комнатами отдыха. Комната в общежитии стоит в среднем 160 евро в месяц, включая плату за отопление, электричество и воду. Большинство студентов снимают комнату или квартиру у частных домовладельцев. В зависимости от города, местоположения, меблировки ежемесячная плата составляет

от 150 до 350 евро. При каждом ВУЗе существует студенческий социальный фонд, который финансирует студенческие столовые, кафетерии, общежития, спортивные сооружения. За пользование этими услугами студенты каждый месяц платят 20-50 евро.

Традиционное повышение

квалификации в Германии - это получение звания «мастера», которое позволяет руководить предприятием и обучать учеников. Тот, кто хочет стать мастером, должен, обладая определенным стажем работы по профессии, сдать экзамен перед комиссией региональной ремесленной или торгово-промыш-ленной палаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официально утвержденные планы подготовки к такому экзамену содержат, наряду с чисто специальными вопросами, такие темы, как управление предприятием, руководство персоналом, его развитие.

Для осуществления программ повышения квалификации Германский Союз торгово-промышленных палат основал специальную сеть образовательных компаний. Так, например, уже более пятидесяти лет существует такое отраслевое агентство повышения квалификации, как Германская Академия банка Шпаркассе. Сотрудники с опытом практической работы, окончившие эту Академию, пользуются большим спросом, чем выпускники ВУЗов, нередко они поднимаются до высшего уровня руководства средних по размеру банков. Большие фирмы часто заключают договоры о сотрудничестве

непосредственно с ВУЗами, чтобы на их базе повышать квалификацию своих сотрудников. Такое соглашение существует, например, между химическим концерном ВАSF и специализированной Высшей школой в Людвигсхафене. Посещение занятий молодыми специалистами согласовано со «скользящим графиком» их работы на предприятии. Занятия начинаются во второй половине дня.

Для того, чтобы повышать квалификацию в ВУЗе, не обязательно обладать аттестатом зрелости, который можно получить только после окончания гимназии. Его может заменить практический опыт: так, например, опытные

фельдшеры, санитары и другие сотрудники младшего и среднего медицинского персонала изучают «заочный курс повышения квалификации в области прикладной медицины» в ВУЗе города Билефельд, что связано с практическими потребностями общества. Дело в том, что в Германии несколько лет назад ввели обязательное страхование для ухода за немощными пожилыми людьми. В этой сфере требуется много медицинского персонала, а также менеджеров с более высоким уровнем подготовки.

Для некоторых, людей повышение квалификации означает полное

переобучение: в ходе модернизации предприятий их устаревшие рабочие места исчезают, и им приходится учиться новой профессии. Соответствующие курсы финансируют Федеральные и Земельные ведомства по труду, для того чтобы эти люди как можно быстрее снова нашли свое место на рынке труда.

После пяти лет работы на одном предприятии, работник имеет право взять учебный отпуск длительностью до трех месяцев или временно перейти на неполный рабочий график. Расходы на повышение квалификации берет на себя работодатель (трудовое соглашение). Каждые три года работник имеет право на «Образовательный ваучер», по которому работодатель оплачивает ему курсы по повышению квалификации, что, как правило, находит отражение в трудовом соглашении. В стране функционирует широкая сеть учебных заведений для повышения квалификации специалистов.

Важнейшей целью развития образования в ведущих европейских странах на современном этапе является создание предпосылок для того, чтобы образовательная система обеспечивала каждому человеку выход на рынок труда с дипломом профессионала. Такой подход требует, чтобы школьное, начальное и среднее профессиональное и высшее образование были концептуально, методически и организационно увязаны между собой. Одними из наиболее успешных моделей современного образования считается немецкая система,

реализованная в Германии, Австрии и Швейцарии.1 Высокий уровень

образовательной системы этих стран определяется, прежде всего, двумя важнейшими факторами: разработка и внедрение в практику работы учебных заведений инновационных образовательных технологий и активное государственно-частное партнерство в развитии и поддержке образования, основанное на широком участии предприятий и организаций в подготовке

квалифицированных кадров [7].

В целом, проведенный сравнительный анализ моделей образовательных систем Швейцарии и Германии показал, что невозможно выделить преимущества одной модели над другой в силу того, что страны находятся в специфических условиях своего экономического и социокультурного развития, сложившихся традиций и условий. В связи с этим можно выделить большое количество задач, которые встают перед научным сообществом России, и требуют изучения в будущем. Среди них анализ эффективности и адаптивности образовательных систем европейских стран, а также новых форм и моделей, возникающих в результате универсализации европейского образовательного

пространства.

1 Хомерики, Е.А. Европейская система образования в русле глобализации: факторы влияния рыночной экономики / Е.А. Хомерики // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 500-503.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Комлева, Н.С. Постановка стратегических целей и задач, обоснование приоритетов социально-экономического развития региона // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. -Т. 29. - № 1. - С. 29-34.

2. Комлева, Н.С., Щербакова, Е.Г. Исследование современных концепций маркетингового управления промышленной компанией с позиции их клиентоориентированности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2011. - № 24. - С. 309-314.

3. Леоненко, Е.А. Применение концепции экономического потенциала в развитии и формировании конкурентных преимуществ корпорации // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 9 (38). - С. 299-305.

4. Патрик, Э.И. Система образования и опыт внедрения Болонской системы в Германии / INTAMTe.V. Dusseldorf, INTAMTe.V., 2011. 27 с.

5. Система образования Германии и Швейцарии. Аналитический обзор. - ООО «Агенство INTAMT», Дюссельдорф, Германия, 2012. - 27 с.

6. Хомерики, Е.А. Европейская система образования в русле глобализации: факторы влияния рыночной экономики / Е.А. Хомерики // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 500503.

7. Щербакова, Е.Г. Менеджмент и маркетинг: учебное пособие / Е.Г. Щербакова, Н.С. Комлева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева». -Саранск, 2011. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.