Леонид ХОДОВ
ОПЛАТА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Система вознаграждения в Германии научно-педагогических кадров высшего уровня, то есть профессоров вузов, за труд на протяжении своего существования претерпевала неоднократные изменения. До 2006 года в стране действовал "Порядок оплаты профессоров С", в соответствии с которым все они делились на четыре категории. Для каждой категории был установлен основной оклад, к которому полагались доплаты в зависимости от заслуг конкретного профессора и стажа работы. Категория присваивалась при прохождении конкурса на замещение должности. Высшей была С4, низшей - С1.
При привлечении новых специалистов со стороны часто возникали проблемы несоответствия имеющихся в университете штатных должностей и категории конкретного профессора, когда, например, профессор более высокой категории не был готов занять предлагаемую ему единственно свободную ставку, предусмотренную для категории более низкой. Приходилось устанавливать такому профессору заработную плату персонально, обосновывать её и периодически продлевать, что, частично видоизменяя существовавшую систему, создавало логические предпосылки для её реформы.
Новый порядок
В 2006 году такая реформа состоялась. Она предусматривает отмену старой градации и введение трёх категорий В отличие от других новшеств в германской высшей школе, которые широко обсуждались в обществе: установление платы за обучение, нормирование числа студенческих мест по ряду специальностей, на которые наблюдается особый наплыв абитуриентов, изменение системы оплаты профессоров не было вынесено на обсуждение научной и педагогической общественности. Оно было введено в приказном порядке и обосновано задним числом необходимостью повышения эффективности высшей школы и экономией затрат.
© Ходов Леонид Григорьевич - профессор Академии народного хозяйства при
правительстве РФ.
Суть новой системы довольно проста: молодым профессорам W1 устанавливается месячный оклад в 3405 евро, категории W2 - 3890 евро и высшей категории W3 - 4723 евро1. Эти оклады несколько ниже существовавших при старой системе оплаты. Всем категориям прекращается выплата надбавок за выслугу лет.
Указанные фиксированные ставки предназначены для профессоров, имевших соответствующие категории С1, С2, С3 и С4 на момент введения новых градаций и ставок оплаты. Остальные преподаватели должны пройти аттестацию. Для лиц, впервые замещающих профессорские должности в "новых землях", то есть на территории бывшей ГДР, постоянные оклады ниже.
Зарплата профессоров W-2 и W-3 может состоять из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть - это указанный выше фиксированный оклад; дополнительная и стимулирующая часть зависит от эффективности работы педагога, его вклада в успех родного университета. Получит ли конкретный профессор вторую часть возможной зарплаты вообще, а если получит, то в каком размере, однократно, в течение ограниченного срока или будет получать регулярно до истечения контракта или пожизненно - зависит от руководства и финансовых возможностей университета. Особенно желанной является регулярная доплата за эффективность, так как она входит в базу для начисления пенсии, но она не начисляется молодым профессорам категории W-1.
Доплата за эффективность делится на три вида:
Первый вид - за выполнение административных функций. Он предназначен для деканов и замдеканов по учебной работе, директоров институтов2 и самостоятельных лабораторий.
Второй вид - "за преданность университету". Доплата этого вида может быть установлена в случае, если профессор по время работы до истечения срока контракта или при бессрочном контракте получает более привлекательное предложение со стороны, но не спешит им воспользоваться, а сообщает о нём в ректорат своего университета. Такие доплаты чаще всего получают наиболее авторитетные немецкие педагоги и учёные, особенно если они отвергают хорошо оплачиваемые предложения из-за рубежа и остаются в своём высшем учебном заведении. Другой вариант этой доплаты - при приглашении на работу. Если университет заинтересован в конкретном профессоре, работающем в другом вузе, но у него нет свободной должности более высокой категории, ему предлагают имеющуюся в наличии ставку и доплату к ней по согласованию как стимул для перехода на новое место работы.
1 Sueddeutsche Zeitung, 8. Febr. 2008.
2 Институтом в высших учебных заведениях в ФРГ называют учебно-научно-исследовательские подразделения в составе факультетов, состоящие из учебного отдела, соответствующего российской кафедре, лаборатории, библиотеки, иногда экспериментальной мастерской, в которых заняты преподаватели, научные сотрудники, вспомогательный персонал и докторанты.
Последний вид доплат за эффективность - это поощрения за особые достижения. Они, как правило, невелики, их выплачивают однократно или краткосрочно профессорам двух высших категорий: за открытие в своей области исследования, независимо от того, отмечено оно другими премиями, наградами или нет; за выпуск учебника, который успешно продаётся, широко используется в германоговорящих странах, переиздаётся и переводится на иностранные языки; подготовку большого числа молодых докторов наук или успешное выполнение научных проектов по заказам государственных учреждений и частных корпораций. Здесь нет чётких предписаний, что считать особым достижением, а что нет.
За одну и ту же работу профессор может получить дополнительные выплаты из разных источников: за хорошую подготовку молодых специалистов - премию от Германского союза работодателей и краткосрочную доплату к жалованию от своего университета; за успешное выполнение исследовательского проекта - премию от концерна, заказавшего этот проект, медаль или грамоту, поддержанную определённой суммой денег, за вклад в развитие германской науки - от министерства и доплату за особые достижения - от университета. Однако доплаты за особые достижения играют в доходах немецкой профессуры небольшую роль. У значительной части профессоров, особенно категории '1, заработная плата равна официально установленному окладу, если они не работают ещё и по совместительству.
Доплаты за эффективность в разных университетах различны. Они зависят от финансового положения конкретной высшей школы. Финансирование высших учебных заведений в ФРГ осуществляется из бюджетов федеральных земель, на некоторые научные исследования университеты получают заказы от федерального правительства. Поскольку финансовое положение отдельных земель различно, соответственно различаются и возможности земельных бюджетов финансировать расположенные на их территории университеты.
Кроме этого, у университетов и других высших школ есть собственные источники финансирования - это пожертвования фондов в их пользу и взносы спонсоров, главным образом выпускников.
В целом при всей дифференциации оплаты, чистые доходы профессоров в германских университетах можно оценить в диапазоне 4-7 тыс. евро. Этот показатель ниже, чем в США, а также в Западной Европе, но существенно выше, чем в высших учебных заведениях Восточной Европы, бывших республиках СССР и в России. На германском рынке труда, где исторически профессора и генералы были самыми высокооплачиваемыми государственными чиновниками, преподаватели высшей школы давно потеряли своё привилегированное положение. Должностной оклад профессора ' 2 равен ставке преподавателя реального училища (категория А13 системы народного просвещения) и заработной плате учителя гимназии в возрасте 40 лет, получающего установленную ставку с доплатой за стаж. Некоторое снижение заработной платы учебных и научных кадров высшего звена объяснялось, во-первых, острой необходимостью экономии бюджетных средств в связи с опасным бюджетным дефицитом, ограниченностью источников пополнения бюджета и растущими государствен-
ными расходами и, во-вторых, имевшимся в то время определённым избытком кадров, безработицей среди преподавателей и исследователей.
Чем недовольна немецкая профессура
В Германии профессором, прошедшим по конкурсу и заключившим контракт, становятся в среднем в 40 лет. До этого будущий профессор не менее 1617 лет работает на условиях временного контракта по конкурсу в должностях ассистента и старшего ассистента, доцента. Когда молодой человек, приверженный избранной специальности и преподаванию, пройдёт все конкурсы и отборы, напишет и защитит диссертацию и опубликует достаточно работ, когда он станет профессором и проработает им какое-то время по контрактам, а затем достигнет такого уровня, что университет заключит с ним бессрочный договор, освободив его от необходимости регулярно проходить конкурсы, он может оглянуться на своих бывших одноклассников и сравнить свои и их материальные достижения. Сравнение это скорее всего ввергнет его в уныние, так как он придёт к следующим выводам:
- одноклассник профессора, избравший себе карьеру школьного учителя, к 45 годам заработал не меньше и обеспечил себе примерно такую же пенсию (пенсии профессоров несколько лет тому назад были выше);
- одноклассник, сделавший такую же карьеру, как профессор, но вскоре после получения научного звания уехавший работать за границу - в германогово-рящие страны или в США, Канаду, Австралию, - добился, с точки зрения профессора, блестящего материального положения;
- одноклассник, ставший государственным чиновником среднего уровня в министерстве или работающий в государственном концерне, живёт не хуже;
- одноклассники, выучившиеся на юристов и экономистов и ушедшие в частные фирмы или занимающиеся консультированием, по сравнению с ним процветают.
Известный профессор-германист В. Фрювальд, ряд лет возглавлявший "Германское исследовательское общество", выйдя на пенсию, заявил недавно: "До сих пор не могу понять, почему никто из моих коллег не подал в Конституционный суд в связи с переходом на оплату профессуры по системе W"1.
Немецкая профессура недовольна не только размерами и системой оплаты и зависящими от этого размерами пенсий, но и ограниченными возможностями продвижения по служебной лестнице. Нередки случаи, когда признанные заслуженные специалисты годами ожидают, когда освободится ставка. Со ставками положение было значительно легче вскоре после присоединения ГДР. Тогда в восточногерманских высших учебных заведениях была устроена настоящая чистка более по партийно-политическим, чем по профессиональным критериям. В новые земли ФРГ отправилась масса преподавателей из Западной Германии, недовольных своим положением на старых местах работы. Однако ос-
1 БеШзсЬе ишуегекШ^ейи^, Dez. 2008.
вобождение профессорских ставок коснулось в основном гуманитарных специальностей. Оклады работников в высшей школе, как и вообще зарплаты в бывшей ГДР, были ниже, чем в Западной Германии. Освободившиеся в результате увольнений и реорганизации восточногерманских учебных заведений ставки были заполнены и прежнее положение восстановилось.
Одним из важных и далекоидущих последствий сложившегося положения в профессорской среде Федеративной Республики является готовность части специалистов покинуть Германию и уехать работать за границу. На фоне общего роста эмиграции германских граждан (в 2005 году число немцев, уехавших на работу за рубеж, впервые в истории ФРГ превысило число граждан, возвратившихся в страну1) всё больше немецких профессоров уезжает за границу. Уезжают они на время или навсегда, определить трудно. Вначале заключается временный контракт, затем он продлевается.
Молодые профессора часто едут в германоговорящие страны. В Австрии и Швейцарии оклады выше на 30-45%. По сообщению немецкого русскоязычного журнала "Партнёр" около 17% высшего учебно-научного персонала австрийских вузов - выходцы из ФРГ2. Следующими европейскими государствами по числу выехавших немецких профессоров являются Нидерланды, Скандинавские страны и Великобритания. Особое место в приоритетах эмиграции занимают США, Канада и Австралия, где оклады в два раза выше, легче прохождение по служебной лестнице и работа зачастую интереснее, так как в некоторых американских университетах находятся мировые центры научных исследований. Известно, что трое из четырёх ныне живущих нобелевских лауреатов немецкого происхождения работают в США.
Эмиграция учёных и преподавателей оказывает сильнейшее воздействие на научный и преподавательский уровень высших учебных заведений страны. Достаточно вспомнить, что в конце XIX и первой половине ХХ века Германия была признанным мировым центром науки, а диплом об окончании немецкого университета был лучшей рекомендацией для замещения должности в любом университете мира. 2/3 научных работ на земле публиковались на немецком языке.
Началом оттока специалистов из германских вузов были кризис и депрессия 1929-1931 годов. Массовый исход кадров высокой квалификации произошёл после прихода фашистов к власти. Большое число немецких профессоров покинули западные зоны Германии в годы послевоенной разрухи. Фактически всё послевоенное шестидесятилетие США, в меньшей степени Канада и Великобритания, выбирали лучше кадры из германских университетов. Эмиграция то усиливалась, то спадала, но совсем не прекращалась. "Мы не можем более разбазаривать наш интеллектуальный капитал, - заявил газете "Ди Вельт" вице-президент "Германского исследовательского общества" Х. Шварц. - Если мы ничего не предпримем, то Германия станет страной, которую учёные по-кидают"3.
1 Die Welt, 7. Juli 2006.
2 Партнёр, сент. 2007.
3 Die Welt, Juli 2006.
Привлечение специалистов из-за рубежа
С точки зрения прогресса человечества, развития мировой науки и образования совершенно всё равно, в какой стране преподаёт и занимается исследованиями тот или иной специалист. Но с точки зрения уровня подготовки кадров в конкретной стране, её научного и культурного потенциала и национальной конкурентоспособности это совершенно не безразлично.
В связи с этим для компенсации отъезда немецких университетских кадров за рубеж правительство ФРГ и частный капитал в течение многих десятилетий практикуют привлечение педагогических и научных специалистов из-за рубежа. С точки зрения привлечения квалифицированных кадров из государств Восточной Европы, России, ряда развивающихся стран Федеративная Республика поступает примерно также, как США, Канада, Швейцария, Австралия по отношению к остальному миру.
В Германию привлекаются в основном квалифицированные научные работники и в меньшей степени преподаватели. Они делятся на две части: первая -это лучшие из иностранцев, проходивших стажировку, практику, докторантуру в Германии, отмеченные научными руководителями, директорами институтов как особо отличившиеся. Часть из них приглашают на преподавательские должности. Вторая часть - это профессора и научные работники в зарубежных странах, обратившие на себя внимание своими публикациями, выступлениями на международных конференциях или рекомендуемые своими земляками, ранее переехавшими на работу в Германию.
Автор этой статьи, неоднократно работавший по контрактам в германских университетах, был свидетелем факта, иллюстрирующего высказанное выше положение. Одному из институтов физического факультета германского университета был предложен выгодный проект, для выполнения которого собственных кадров было недостаточно. Директор института выяснил, что по требуемой узкой специальности в Западной Европе есть всего несколько специалистов, которые хорошо устроены и переманить которых явно не удастся. Работавший в этом институте сотрудник из России сообщил, что он знает нескольких учёных, работающих над этой темой в российских вузах и НИИ. Ему предложили связаться с ними, сделать им предложения и в случае их заинтересованности пригласить приехать в ознакомительную поездку за счёт германского университета. Если кандидат на замещение должности не владел немецким языком, то от него требовалось как минимум свободное знание английского, чтобы он наряду с исследовательской работой мог прочесть спецкурс или провести спецсеминар для студентов старшего курса и докторантов с целью ориентации будущих выпускников в узкой специализации, по которой в Федеративной Республике собственных кадров недостаточно, но ценность его определялась в первую очередь как научного специалиста.
Мотивация иностранных педагогов и учёных, в частности из стран Восточной Европы и России, поступающих на работу в германские университеты, та же самая, что и у немецких профессоров, уезжающих за рубеж:
- более высокие, чем дома, заработки и возможность получить германскую пенсию в условиях относительной близости от родины;
- возможность работать в мировых центрах исследований на острие мировой науки вместе с авторитетными специалистами, участвовать в международной научной жизни;
- зачастую получать доступ (в естественных науках) к новейшему уникальному оборудованию и технологиям.
Привлечённые в немецкие университеты иностранные профессора обходятся дешевле, чем уезжающие за рубеж немецкие, так как они с самого начала зачисляются на должности ' 1 и, как правило, не занимают административных постов, соответственно не получая должностных доплат.
Таким образом, Германия, отчасти из-за недовольства немецких профессоров системой оплаты их труда, выступает в международной миграции научно-педагогических кадров в двух ипостасях: в качестве поставщика интеллектуального капитала в страны, где материальные условия оплаты и перспективы карьер лучше, чем в ФРГ, а также в качестве активного импортёра педагогов и учёных из-за рубежа для восполнения их недостатка.
В научных дискуссиях и публикациях с некоторых пор обсуждается вопрос о том, есть ли объективные пределы привлечения иностранных специалистов в германские научные и учебные заведения. На первый взгляд ответ совершенно очевиден: по мере потребностей и в меру возможностей, то есть при наличии ставок и самих иностранных квалифицированных кадров нужного профиля. Однако некоторые специалисты по кадровой политике приводят аргументы, противоречащие этому ответу.
Признавая, что переезд на работу иностранных специалистов в Германию -это естественная подпитка немецких университетов и научных центров, и указывая на опыт некоторых европейских и заморских стран, в первую очередь США, а в последнее время и некоторых менее развитых стран, ставящих перед собой амбициозные экономические и военно-политические задачи, специалисты по кадрам отмечают следующие возникающие при этом проблемы:
- для иностранных учёных характерна высокая мобильность. Они легче немецких специалистов меняют место работы, менее привязаны к конкретным университетам и к Германии. Если они однажды покинули свою родину, то при изменении условий оплаты их труда и финансирования исследований в странах их происхождения или каких-либо других государствах эти учёные легко могут покинуть Германию. Среди иностранных учёных и педагогов доля, не продлевающих контракт после его истечения, выше, чем среди немцев. Такая "ненадёжность" иностранцев, дополняемая более высоким уровнем зарплаты в ряде европейских стран, США, Канаде, Австралии, и продолжающейся охоты за умами со стороны американских университетов, часто бывает соблазнительной для высококвалифицированных иностранных специалистов, работающих в ФРГ. Быстро принимаемое такими учёными решение об отъезде иногда болезненно сказывается на разработке долгосрочных научных проектов.
- Следующий аргумент - это ущерб, наносимый бренду "германское высшее образование". Обучение иностранцев в немецких высших школах основывается на распространённом во всём мире авторитете этих школ. Приток иностранных студентов и докторантов стал одной из причин положительного сальдо баланса ФРГ по торговле образовательными услугами и базой отбора одарённых выпускников-иностранцев для работы в Германии1 . Однако многие иностранцы хотят слушать лекции и иметь научными руководителями именно немецких профессоров, часто известных в научном мире.
Представители организаций и родители молодых людей из развивающихся стран, направляющие их на учёбу в Германию, иногда заявляют, что если бы они захотели, чтобы их молодёжь обучали профессора из Турции, Индии или России, то в эти страны её бы и направляли.
Иногда германские концерны, финансирующие подготовку специалистов по конкретным отраслям науки и техники для пополнения своих штатов, настаивают перед руководством соответствующих высших школ, чтобы их будущие сотрудники слушали курсы лекций, занимались в спецсеминарах и писали дипломные работы у известных немецких учёных, а не у иностранцев. Такие же пожелания иногда высказывают и сами студенты.
- Ещё один со временем преодолимый недостаток иностранных специалистов - недостаточное знание немецкого языка. Молодое и среднее поколение иностранных учёных, если они происходят не из европейских стран с традиционными культурными связям с Германией, немецким владеет недостаточно или не владеет совсем. Примерно 90% российских специалистов изучали в жизни один язык - английский да и то поверхностно. Для общения с немецкими профессорами и исследователями, докторантами английского языка достаточно. Но преподавание в германских высших учебных заведениях ведётся всё-таки на немецком.
Исключением являются иностранцы, окончившие германские учебные заведения. Среди них отбор кадров производится особенно активно.
В последнее время в Германии и ряде других стран началась кампания борьбы против иностранного экономического и технического шпионажа. В средствах массовой информации ФРГ появляются высказывания, ранее не публиковавшиеся на страницах печати и экранах телевизоров. В середине мая 2008 года президент ведомства по защите конституции Х. Фромм и федеральный министр внутренних дел В. Шойбле представили доклад, в котором говорится, что интерес зарубежных государств к германской экономике сильно возрастает"2. По оценкам исследователей из Люксембургского университета, ущерб, наносимый экономическим шпионажем народному хозяйству ФРГ, составляет ежегодно 50 млрд евро. "Технологически менее развитые государства, - говорится в докладе, - выкрадывают техническое ноу-хау, чтобы сэкономить на затратах на соб-
1 Иностранные студенты, стажеры, докторанты ежегодно оставляют в ФРГ не менее 4,5 млрд евро. См. об этом: Ходов Л.Г. Обучение иностранцев - выгодный бизнес. Современная Европа, № 2, 2005.
2 Sueddeutche Zeitung, 1/18 Mai 2008.
ственные исследования и разработки или на приобретение лицензий"1. В докладе ясно указано, что наибольшую опасность в области экономического шпионажа представляют Россия и Китай.
Наряду со слабой защищённостью ценной информации немецких фирм авторы доклада называют важным каналом утечки научно-технической информации деятельность иностранных, в первую очередь китайских, научных работников и практикантов, имеющих доступ к внутренней информации германских учреждений и фирм и передающих эту информацию соответствующим службам на родине.
Не исключено, что такие правительственные заявления могут ограничить привлечение иностранных специалистов в германские исследовательские центры.
В поисках альтернатив иностранным специалистам
Поиски альтернатив замещения уходящих на пенсию и уезжающих за границу немецких специалистов и массового привлечения квалифицированных иностранцев идут по трём направлениям. Первое - это попытки возвратить профессоров и научных работников, покинувших Германию и работающих за рубежом, назад, на родину. Для этого в зарубежных странах регулярно проводятся встречи с представителями немецкой интеллигенции, работающими там. Перед концертами и выступлениями немецких артистов, политиков, "круглыми столами" и встречами с политическими деятелями, проводимыми для немецких землячеств за рубежом, до сведения собравшихся доводится информация об открытии в ФРГ новых научных центров, высших учебных заведений, кафедр, о выделении средств для финансирования новых научных проектов, вакансиях. Несмотря на то, что Германия далеко не всегда может удивить специалистов высокой квалификации особыми заработками, некоторые учёные соглашаются вернуться, чтобы закончить свою научную карьеру на высокой должности в известном всему миру университете у себя на родине.
Второе - это стремление путём участия в финансировании, формировании профессорского корпуса и научной специализации включить в германскую научно-педагогическую систему высшие школы соседних развитых германогово-рящих стран: Австрии, Швейцарии, Люксембурга, французского Эльзаса, итальянского Южного Тироля, Нидерландов с тем, чтобы они готовили специалистов и занимались исследованиями, ориентируясь на потребности германской науки и экономики, филиалов германских компаний. В этом случае квалифицированный персонал из Швейцарии или Голландии не сманивают в ФРГ, тем более что сделать это при существующем уровне оплаты профессоров очень трудно, а совместно с местными учёными выполняют финансируемые из Германии исследовательские проекты и готовят германоговорящих специалистов. Таким образом, исследования и подготовка кадров для германской науки и экономики перекладываются частично на иностранные высшие школы, где они осуществляются местными и немецкими профессорами при финансировании ряда проектов и программ со стороны заказчиков из ФРГ.
1 Там же.
Третье альтернативное направление заслуживает особого рассмотрения.
Одной из границ полного использования потенциала германских преподавателей и исследователей является чётко соблюдавшийся в ФРГ до недавнего времени возрастной пенсионный ценз, по достижении которого учёные должны уходить на пенсию. Во многих других странах такого ценза нет. Представители научной интеллигенции неоднократно ставили вопрос о необходимости дифференцированного подхода к учёным старшего поколения, которые, достигнув пенсионного возраста, находятся в расцвете творческих сил.
Первый шаг к продлению срока работы научных специалистов в возрасте старше 65 лет был сделан в 2005 году, когда немецкому физику Т. Хэншу была присуждена Нобелевская премия. Оказалось, что нобелевский лауреат в скором времени достигнет пенсионного возраста и по действующим правилам должен будет покинуть университет Людвига-Максимилиана в Мюнхене, закончив свою научную деятельность. Т. Хэнш заявил представителям печати, что он намерен вместе с группой своих учеников перебраться для продолжения работы в США, где для научных работников нет возрастных ограничений. Удержать звезду первой величины в области физики в Германии помогло правительство земли Бавария. Не нарушая предписаний о возрастном ограничении для профессоров, находящихся на государственных ставках, оно за счёт средств фонда К. Ф. фон Сименса создало новую ставку президента института, которую предложили, естественно, нобелевскому лауреату.
Сегодня, чтобы продолжить научную и педагогическую работу за пределами пенсионного возраста, немецким высококвалифицированным специалистам не обязательно быть лауреатами Нобелевской премии и собираться за границу. Германская общественность, в первую очередь представленная некоммерческими фондами, финансируемыми частными фирмами, а также правительства земель, на которые возложена ответственность за высшее образование и поощрение научных исследований, пытаются частично решить проблему обеспечения страны квалифицированными научно-педагогическими кадрами путём ослабления возрастных ограничений для профессоров и научных работников, достигших пенсионного возраста.
Фонд Фольксвагена объявил о финансировании восьми ставок "профессорам-сеньорам", работающим в области естественных наук, а также о покрытии их расходов на оплату помещений, лабораторного оборудования, инструментов, сотрудников, командировок.
Инициатива частных фондов и отдельных корпораций в начале 2008 года была поддержана правительствами земель. В марте 2008 года министр научных исследований земли Нижняя Саксония Л. Штратманн заявил, что одной из важных задач его министерства является "лучшее использование многолетнего опыта наших лучших учёных".
Особенно актуальным становится использование немецких профессоров более чем 65-летнего возраста в германских университетах. Сенатор по вопросам высшего образования федеральной столицы - Берлина Ю. Целльмер заметил, что начавшееся недавно заметное увеличение численности студентов в городе может быть обеспечено преподавательским составом путём привлечения дос-
тигших пенсионного возраста профессоров вновь к преподаванию. Правительство Берлина готово по рекомендациям учёных советов высших школ пригласить к преподавательской деятельности до 2011 года 55 таких профессоров на условиях выплаты им разницы между профессорским окладом и получаемой пенсией. Желающих продолжить свою научно-педагогическую деятельность на этих условиях среди профессоров-пенсионеров, по мнению президента Союза
германских высших учебных заведений Б. Кемпена, вполне достаточно1.
* * *
Опыт Нижней Саксонии и Берлина, дополненный спонсорской деятельностью фирм и фондов, вероятно, получит в ближайшее время распространение по всей Германии. Юридических оснований для этого имеется достаточно. Недавно принятый закон о статусе чиновничества, а профессора в ФРГ считаются государственными чиновниками, предусматривает установление предельного возраста находящегося на службе чиновника исключительно компетенцией земельных правительств. В связи с этим Союз германских высших учебных заведений предлагает по рекомендациям учёных советов факультетов, опирающихся на мнение коллег-профессоров и материалы опросов студентов и докторантов, продлевать контракты с профессорами пенсионного возраста при условии их отказа от административных должностей и согласия на получение доплаты в размере разницы между пенсией и профессорским окладом.
Если это предложение станет юридической нормой на всей территории Германии, то эмиграция немецких учёных будет частично восполнена, сотни квалифицированных специалистов старшего возраста, способные заниматься научной работой и преподаванием, будут продолжать работать, освободив при этом места для карьерного роста молодых учёных, сократится дефицит научно-педагогических кадров и потребность в их привлечении из-за рубежа.
Сокращению дефицита высококвалифицированных специалистов некоторым образом может способствовать и наметившаяся тенденция облегчения карьерного роста иностранных специалистов, ряд лет проработавших в ФРГ и проявивших намерение надолго остаться в Германии. В немецкой печати, особенно за последние несколько лет, когда недостаток специалистов стал очевидным фактом, появились высказывания о нездоровых ограничениях в продвижении по службе и оплате труда иностранных научных и педагогических кадров, хорошо зарекомендовавших себя. Если в первые один-два года работы им мешало недостаточное знание немецкого языка и практических сторон жизни германской высшей школы, то по прошествии ряда лет они вполне достойны повышения по службе и занятия более высоких должностей, если это не противоречит интересам национальной экономической безопасности. Такой карьерный успех удержал бы необходимых Германии иностранных специалистов от отъезда из страны.
1 Stiddeutsche 2еЬипд. 31. Магс 2008.