Научная статья на тему 'Экономическое состояние и проблемы Великого герцогства Люксембург'

Экономическое состояние и проблемы Великого герцогства Люксембург Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4876
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОЕ ГЕРЦОГСТВО ЛЮКСЕМБУРГ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходов Л. Г.

Состояние и трудности народного хозяйства стран, играющих существенную роль в мировой экономике; факторы, определяющие перспективы их развития, постоянно исследуются экономистами, обсуждаются в средствах массовой информации. Меньше внимания уделяется средним по размерам ресурсам и государствам. Совсем редко в отечественной экономической печати встречаются публикации о малых государствах. Между тем некоторые малые страны представляют собой интереснейшие хозяйственные феномены, успешно использующие свои ограниченные ресурсы и добившиеся заметных хозяйственных успехов на фоне ведущих мировых держав. Факторы, определяющие их развитие и благосостояние, часто несвойственные другим странам. Пути их участия в мирохозяйственной глобализации часто специфические, но обычно эффективные. Одним из таких государств является Люксембург.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое состояние и проблемы Великого герцогства Люксембург»

Экономическое состояние и проблемы Великого герцогства Люксембург

Л.Г. Ходов

Профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

При согласии и малые государства растут, при раздорах и великие разрушаются.

Латинская пословица

Состояние и трудности народного хозяйства стран, играющих существенную роль в мировой экономике; факторы, определяющие перспективы их развития, постоянно исследуются экономистами, обсуждаются в средствах массовой информации. Меньше внимания уделяется средним по размерам ресурсам и государствам. Совсем редко в отечественной экономической печати встречаются публикации о малых государствах.

Между тем некоторые малые страны представляют собой интереснейшие хозяйственные феномены, успешно использующие свои ограниченные ресурсы и добившиеся заметных хозяйственных успехов на фоне ведущих мировых держав. Факторы, определяющие их развитие и благосостояние, часто несвойственные другим странам. Пути их участия в мирохозяйственной глобализации часто специфические, но обычно эффективные.

Одним из таких государств является Люксембург.

ж

*

*

Великое герцогство Люксембург является малым европейским государством по территории - 2,6 тыс. кв. км, и по населению

- примерно 460 тысяч человек в начале 2006 года, но отнюдь не малой страной, особенно по душевым экономическим показателям. Валовый внутренний продукт приблизился в

2005 году к 25 миллиардам долларов, так что по ВВП на душу населения Герцогство в те-

чение длительного времени занимает первое место в мире (более 64 тыс. долл. США на одного жителя).

Все жители страны говорят по-немецки и по-французски, третьим государственным языком, широко используемым в быту, является летцебургиш - местный диалект немецкого. Сами люксембуржцы, являясь германоговорящим народом, живут по сосед-

ству с Францией и франкоговорящей бельгийской Валлонией, Германией и германоговорящей частью Бельгии и совсем недалеко от них расположена говорящая по-нидерландски фламандская часть Бельгии и Нидерланды. Наличие массы приезжающих на заработки иностранцев, толп туристов и тысяч работников международных организаций, иностранных банков, концернов превратили герцогство в действительно многоязычный Вавилон. По числу языков, которыми владеет средний взрослый люксембуржец, этот показатель составляет 3,4 - Люксембург занимает первое место в Европе.

Государственный строй - конституционная монархия. Одна из самых старых династий в Европе - графов, затем герцогов Люксембургских, неоднократно занимавших престол императоров Священной римской империи германской нации, пресеклась и сейчас страной управляет династия из германского герцогского дома Нассау. Через этот герцогский дом правители Люксембурга состоят в родстве со всеми королевскими семьями в Европе, в том числе и с русской династией Романовых.

Ресурсы

Главная сырьевая база страны - залежи высококачественной железной руды в районе города Эш, являющиеся продолжением Лотарингского железорудного бассейна. На базе этой железной руды сформировался горнометаллургический комплекс, представленный в настоящее время крупной по мировым масштабам сталелитейной монополией «Арбед». В 2001 году эта монополия объединилась с крупным французским производителем стали - концерном «Юзинор-Саси-лор», в результате чего возник крупнейший в Европе и один из ведущих в мире производитель стали и проката1. Металлургическая монополия - крупнейший работодатель в промышленности Люксембурга. Она развивается в двух направлениях: одно из них -производство все более качественных сталей в соответствии с потребностями западноевропейского машиностроения; второе - переход от производства черных металлов к деталям из них для поставки на предприятия транспортного, строительного машиностроения, судостроения.

Другими природными ресурсами для развития экономики Люксембурга являются строительный камень, сырье для производства цемента, флюсов, необходимых для металлургической промышленности. Несомненно, важными ресурсами являются прекрасные почвы, благоприятный климат, способствующие развитию интенсивного сельского хозяйства, в первую очередь, производству кормов, животноводства, ячменя, овощей и виноградорства по долине реки Мозель.

Природные ресурсы не являются раз и навсегда ниспосланным благом. Они могут быть частично или полностью исчерпанными или созданными искусственно. Так, сельскохозяйственные земли в Люксембурге настолько обустроены, на них поддерживается такой уровень грунтовых вод, содержание питательных веществ для растений, что они обеспечивают высочайшие по европейским масштабам урожаи независимо от колебаний погоды. В сельском хозяйстве занят 1% самодеятельного населения, но оно в основном обеспечивает потребности страны в продуктах питания и частично в сельскохозяйственном сырье (ячмене, сахарной свекле, льне, винограде, продукции животноводства).

Примером искусственного создания и эффективного использования ресурса является создание в отрогах невысоких гор огромного водохранилища, куда ночью, когда тарифы на электроэнергию низкие, закачивается вода, а днем, когда электроэнергия дорога, эта вода спускается на лопасти турбин гидроэлектростанции. Объект рентабелен и решает проблемы выравнивания баланса производства и потребления электроэнергии в герцогстве.

Созданные человеком ресурсы, привлекающие огромное количество иностранных туристов, - это национальные парки, пешеходные и велосипедные дорожки в живописных лесах и отрогах гор, смотровые площадки, ухоженные замки с размещенными в них музеями и гостиницами. В самом городе Люксембург, насчитывающем немногим более 100 тысяч человек, находятся десятки памятников европейской истории и культуры: руины римской дозорной башни, вырубленная в скале часовня Сен-Кирен, церковь Сен-Мишель и собор Нотр-Дам, старинные укрепления и дома XVI - XIX веков, герцогский дворец, ратуша и дворец правосудия.

Достопримечательности Люксембурга, также как и его хозяйственные объекты находятся в самом центре Западной Европы, в непосредственной близости от густонаселенных районов наиболее благосостоятельных стран Европы. Если на карте Европы описать круг радиусом в 300 километров с центром в городе Страсбург, то окажется, что в этом круге сосредоточено 2/3 промышленных мощностей Европейского Союза, около 70% банковского капитала и почти 80% научноисследовательских центров и обучающихся студентов. Здесь же проживают немногим меньше половины населения Европейского Союза, относящихся к «золотому миллиарду» жителей земли. Люксембург входит в этот круг.

Сложившееся в течение веков разделение труда между хозяйственными объектами развитых европейских стран само по себе является ценным ресурсом, обеспечивающим благоприятные условия хозяйственного развития.

Одной из основных предпосылок процветания экономики служит наличие достаточной по численности и квалификации рабочей силы.

Во-первых, следует отметить высокие темпы прироста населения в стране. С 1970 по начало 2005 г. численность жителей возросла почти на 35,5%. По числу детей, рожденных одной женщиной, Люксембург превзошел в 2004 году все страны Европейского Союза, кроме Финляндии, Ирландии и Кипра. Вместе со Скандинавскими странами и Швейцарией Люксембург лидирует по средней ожидаемой продолжительности жизни младенцев, родившихся в 2004 году2.

Герцогство является одним из европейских центров притяжения иностранного самодеятельного населения. В стране проживало в 2005 году около 1 80 тысяч иностранцев - почти 40% населения. В отличие от Франции, Германии, Швейцарии структура занятости иностранцев иная. Среди иностранцев необычно высока доля служащих, занятых в люксембургских и иностранных банках, правлениях фирм, международных организаций и относительно невелика доля неквалифицированных рабочих.

Приток иностранцев на работу в Люксембург объясняется тремя причинами:

Первая - высокий уровень жизни, оплаты труда и социального обеспечения.

Вторая - низкий уровень безработицы. В 2004 году доля безработных в самодеятельном населении герцогства составляла 4,2% - в 2-2,5 раза ниже, чем в соседних Германии, Франции, Бельгии.3

Третья - отсутствие языковых барьеров в связи с тем, что граждане соседних стран могут найти работу на своем родном языке. Именно они и приезжают в значительной степени на заработки, так как достаточно шансов в стране на устройство на работу для лиц с высшим образованием. Среди этой категории населения безработных в герцогстве

- менее 2%.

Четвертая - в стране находится много различных международных некоммерческих организаций, штаб-квартир иностранных корпораций и банков, их представительств. Образованные и высокооплачиваемые иностранцы находятся в Люксембурге в долгосрочных командировках или проживают постоянно, обеспечивая на внутреннем рынке платежеспособный спрос на товары, услуги, жилье.

Состояние экономики.

Как было сказано выше, в Люксембурге самый высокий ВВП на душу населения в мире. В развитой Западной Европе отрыв этого показателя от среднего дохода на одного жителя особенно впечатляющий. ВВП на душу в Великом герцогстве в 2005 году превосходил более чем в два раза соответствующие показатели Германии, Франции, Италии; он составил 202,8% от среднего уровня Европейского сообщества в старом составе из пятнадцати стран и 216,4% от среднего показателя для 25 государств Европейского Союза.4

Несмотря на депрессию, охватившую Западную Европу в конце прошлого - начале текущего столетия, темпы роста экономики страны были выше, чем у развитых европейских стран.

Таблица

Темпы роста ВВП крупнейших стран Европейского Союза и Люксембурга в 1970-2005 годах

в процентах.

Примечания к таблице:

* До 1990 года в границах Западной Германии

* *Оценка

Источник: Industrie - und Handelskammer. Luxemburg, Informationsblatt, 2005.

Как видно из таблицы, разрыв в темпах роста ВВП между крупнейшими странами Европейского Союза и Люксембургом по-существу сохраняется в течение 25 лет, поэтому разница в валовом продукте на душу населения продолжает увеличиваться.

Причин успешного экономического развития страны несколько:

1. Высокие темпы роста производительности труда и совершенный менеджмент.

Затраты на оплату одного часа труда в Люксембурге ниже, чем в Бельгии, Германии, Дании, Финляндии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Интересно отметить, что непосредственная оплата без учета различных социальных доплат в герцогстве выше, чем во всех перечисленных странах, кроме Дании и Норвегии, но на 30-45% ниже различные доплаты. В стране непосредственно оплачивается проделанная работа.

Зарплата растет медленнее, чем производительность труда. Затраты предпринимателей на зарплату за единицу произведенных товаров и услуг за 25 лет с 1 980 по 2005 года немного сократилась.

2. В стране высокая степень использования трудового потенциала: невысокий процент безработицы, относительно молодое коренное население, обязательное двенадцатилетнее образование и привлечение квалифицированных иностранцев. Более 50% женщин работают. Почти 25% населения в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее об-разование.5

3. Высокий уровень ВВП на душу населения, незначительные военные расходы и небольшая доля населения, занятого в государственном управлении (около 5% самодеятельного населения, занятого в Люксембурге, 7,2% в Германии, 7,3% в Италии и 8,5% во Франции) позволяют государству собирать умеренные налоги.6 Подоходный налог, налоги на нераспределенную прибыль компаний и на добавленную стоимость в Люксембурге заметно ниже, чем во всех государствах - старых членах Европейского Союза. Ниже также налоги на бензин и дизельное топливо, в результате чего в пограничных районах Люксембурга наблюдается обычная картина: очереди на автозаправочных станциях машин с французскими, немецкими, бельгийскими и нидерландскими номерами.

Низкие налоги на горючее способствуют снижению издержек на товары и услуги и усиление национальной конкурентоспособности, притоку туристов.

4. Низкие налоги при высоком внутреннем валовом продукте на душу населения, стабильных издержках и устойчивой международной валюте евро имеют следующие народнохозяйственные последствия:

- во-первых, значительную долю инвестиций в ВВП в Великом герцогстве: она не опускается ниже 20%;

- во-вторых, высокую конкурентоспособность производимых товаров и услуг на внутреннем и международном рынке;

- в-третьих, привлекательность страны как сферы помещения иностранного капитала.

Последнее из названных последствий сыграло решающую роль в изменении народнохозяйственной структуры страны. В начале второй половины XX века Люксембург был преимущественно индустриальной страной, специализировавшейся на добыче и экспорте железной руды, производстве продукции черной металлургии, тяжелого машиностроения, химии. Экономический подъем в Западной Европе в сочетании с низким налоговым бременем и социально-политической устойчивостью превратили его в налоговое убежище. В короткий срок возникли десятки люксембургских и иностранных банков и страховых компаний, которые зарегистрировались в герцогстве.

Были сделаны вложения в промышленность, но недостаток ресурсов и узость внутреннего рынка даже после создания экономических союзов Бенилюкс и ЕЭС, а также относительно высокие затраты на рабочую силу ограничивали виды производств, которые можно было бы развивать в Люксембурге. Возможности же для финансовых операций в стране были безграничны.

Западная Европа, а позднее и развивающиеся страны, и Восточная Европа, и Китай нуждались в свободном капитале. Свободный капитал стекался в Люксембург, так же как и еще в несколько налоговых убежищ

и, уплатив налоги по минимальным ставкам, включался в международный оборот.7 Разра-

ботанная система офшорного законодательства завершила создание «налогового рая» для иностранного капитала в герцогстве.

Народнохозяйственная структура страны быстро изменилась. В настоящее время в сельском хозяйстве создается около 1% ВВП, в промышленности 23-24% и все остальное - в сфере услуг. На финансовые услуги приходится такая же доля ВВП, как на промышленность.8

Такая значительная доля финансовых услуг в национальной экономике стала одним из стабилизирующих факторов хозяйственного развития.

Налоговые поступления от иностранного капитала вообще и от офшорного, в частности, помогают правительству поддерживать низкий уровень налогов в целом, финансировать инфраструктурные, научно-образовательные и социальные программы, сводить бюджет без дефицита.

Государственные бюджеты стран -старых членов европейского интеграционного объединения (15) в среднем за 20022005 годы сводились с дефицитом от 2,2% до 2,6% ВВП, в странах расширенного ЕС (25) дефицит в эти годы составлял от 2,3% до 2,9%.

У Люксембурга за последние четыре года в среднем наблюдался профицит государственного бюджета ежегодно примерно в 2% от ВВП и самая низкая наряду с Эстонией государственная задолженность в 7,5% от того же показателя. В то же время задолженность всех крупных государств ЕС в начале

2006 года превысила их ВВП.9

Социальные государственные расходы очень высоки. По этому показателю Люксембург занимает первое место в Европе, примерно вдвое превосходя средний уровень. В настоящее время в стране за год тратится на эти цели на одного жителя от 11000 до 12000 евро в пересчете по коэффициенту покупательной способности. Герцогство лидирует не только в Европе, но и в мире (по сравнению с США, Японией, Канадой, Австралией) по государственным расходам на здравоохранение на одного жителя и по числу больничных коек на 1 000 населения.

В стране тратится немногим меньше 2% ВВП на научные исследования и разработки. Численность ученых-исследователей на 1000 занятых ниже, чем в Германии или во Франции, но примерно на уровне Великобритании.

Внешнеэкономические связи.

Как известно, чем более развита страна и чем меньше она, тем более интенсивно она участвует во внешнеэкономических связях. Внешнеторговый оборот Люксембурга превышает 20 миллиардов долларов, то есть больше, чем у Латвии и Литвы, вместе взятых, или Белоруссии. Более 85% экспорта и импорта приходится на страны-партнеры по ЕС. Торговый баланс дефицитен, но платежный баланс сводится с положительным сальдо за счет поступления иностранного капитала, доходов от инвестиций за рубежом, туризма.

С 1921 года Люксембург состоит в экономическом союзе с Бельгией. В связи с этим возникают определенные трудности со сбором материалов по внешнеэкономическим связям Люксембурга, так как целый ряд показателей в европейской статистике дается в целом по Бельгийско-Люксембургскому Союзу. Так, существуют критерии участия отдельных стран в глобализации мировой экономики. Их всего три: доля страны в мировом товарообороте, в мировой торговле услугами и в прямых инвестициях за рубежом. Эти критерии приводятся по Бельгийско-Люксембургскому Союзу и выглядят они так: в мировом товарообороте Союз двух стран занимает десятое место после Италии, Канады и Нидерландов. На него приходится 2,7% мирового товарооборота. В торговле услугами - одиннадцатое место после Китая и Канады, доля - 2,4%. И в инвестициях за рубежом четвертое место - 4,9%.

После Второй мировой войны к Бельгийско-Люксембургскому Союзу присоединились Нидерланды, возник Бенилюкс - прообраз будущей объединенной Европы. Люксембург с самого начала принимал самое активное участие в западноевропейской интеграции, начиная с Европейского объедине-

ния угля и стали вплоть до настоящего времени. Он всегда был глубоко заинтересован в развитии интеграции вглубь и вширь. В 2005 году во время замещения главой правительства Люксембурга должности председателя Комиссии ЕС, премьер-министр герцогства г-н Юбер выступил горячим сторонником доработки и принятия Европейской конституции. Наряду с Брюсселем и Страсбургом город Люксембург является одним из мест нахождения организаций Европейского Союза.

Правительство Люксембурга проводит либеральную внешнеторговую политику. Наряду с отменой всех ограничений в передвижении товаров, услуг, рабочей силы, капитала, по отношению к странам - старым участницам Европейского Союза - 15, правительство смягчило торгово-политический режим к остальным государствам. По отношению к недавно вступившим странам некоторые ограничения еще остаются.

Лицензированию подлежат некоторые товары из определенных государств, в первую очередь текстильные изделия из развивающихся стран. Лицензии выдает «Office des Ысепсев», оно же высылает информацию о необходимости и порядке оформления лицензий. Адрес названного учреждения: 6, Rue de la Congregation, Luxembourg. Эту информацию также можно получить в зарубежных представительствах Люксембурга и Бельгии. Если же товар не подлежит лицензированию, то импортер - физическое или юридическое лицо, обязательно зарегистрированное в Люксембурге или в Бельгии - заполняет специальный бланк -заявление об импорте.10

Импортируемые товары подвергаются обложению налогом на добавленную стоимость по нормальной (15%) или пониженной (3%) ставке и налогом на потребительские товары, в первую очередь на нефть и нефтепродукты, напитки, табачные изделия, сахар и сладости.

Более подробную информацию по налогообложению ввозимых в Люксембург товаров можно получить в Bureau d' Imposition X de l'Administration de l'Enregistrement et des Domaines по адресу 9B, Boulevard Prince Henri, 1724 Luxemburg-Stadt.11

Расцвет и угасание налогового убежища.

В течение многих лет главная роль Люксембурга в мировой экономике - была роль чрезвычайно удобной офшорной зоны. К тому же в целях привлечения иностранных капиталов в свои банки ряд государств, в том числе Люксембург, установил высокий уровень необлагаемого налогом дохода с этих вкладов и низкие налоговые ставки на начисляемые вкладчикам проценты. То же самое относится к доходам на депонированные в банках ценные бумаги, переданное в доверительное управление имущество.

Естественное желание собственников максимизировать чистый доход привело к тому, что вложения капитала в налоговых убежищах расцвело пышным цветом. Традиционно убежищем иностранного капитала была Швейцария. В 60-х годах на этот путь вступили Австрия, Бельгия, заморские территории стран - участниц Европейского Союза: нидерландские Антильские острова, французские департаменты в Карибском море, британские острова Мэн, Джерси и Гернси, а также Сингапур и некоторые другие территории. Одной из самых привлекательных из них был Люксембург.

Льготы по налогам в Великом герцогстве были предоставлены по всем видам финансовых операций иностранных компаний, и началось финансовое процветание страны. В условиях свободы перемещения капитала внутри Европейского Союза средства можно легко перевести на счет в банк Великого герцогства.

Крупным преимуществом Люксембурга как налоговой зоны было удобное расположение - близость от центров накопления свободного капитала - наиболее экономически развитых районов Франции и Германии. В случае необходимости из крупных хозяйственных центров Франции или городов земли Северный Рейн - Вестфалия в люксембургский банк можно приехать на машине в течение 2-3 часов. При этом, чтобы избежать излишнего контроля, даже необязательно переводить деньги, их можно было просто перевезти наличными.

Приток капиталов в Люксембург происходил одновременно с нарастанием сумм,

которые правительства европейских стран недополучали в виде невыплаченных налогов на доходы с капиталов, помещенных в налоговых убежищах, в частности, в Люксембурге. Бесконечно это продолжаться не могло.

В связи с низкими темпами роста экономики большинства государств еврозоны, возникновению устойчивых бюджетных дефицитов и необходимости дополнительного финансирования мер по оживлению хозяйства, правительства ряда стран Европейского Союза по инициативе министра финансов ФРГ провели серию переговоров по вопросам налогообложения доходов на иностранный капитал в странах - налоговых убежищах. Представители ведущих стран Европейского Союза: ФРГ, Франции, Великобритании и Италии заняли единую позицию и провели решение о том, что с начала 2004 года доходы с капитала, в какой бы стране Европейского Союза он ни был помещен, должны быть известны налоговым органам государств, резидентами которого являются вкладчики.

Всеобщий контроль и налоговое принуждение над помещенным за границей капиталом физических и юридических лиц стран Европейского Союза теперь достигается двумя способами:

1. Все правительства стран Европейского Союза обязывают свои банки сообщать информацию о находящихся у них капиталах в любой форме и помещенных на любых условиях, а также доходах на них налоговым органам государств объединенной Европы, резидентами которых являются владельцы помещенных капиталов. Располагая информацией об имеющейся за границей у граждан и фирм собственности и доходах, налоговые органы принимают меры по их налогообложению.

2. Страны - участницы объединенной Европы, сильнее других сопротивлявшиеся обязательной передаче информации о вкладах и депонированных ценных бумагах иностранцев и доходов по ним на их территории налоговым органам других государств Европейского Союза, в первую очередь Люксембург, Бельгия и Австрия, под давлением своих могущественных партнеров - ФРГ, Великобритании, Франции, и Италии - пошли на компромисс. Суть его в том, что европейские

налоговые оазисы соглашались взимать с процентов и дивидендов на капиталы иностранных лиц из государств Европейского Союза с начала 2004 года налог в 15%. С первого января 2007 года он повышается до двадцати процентов, а с 2010 года - до 35%.12

Четверть собранных сумм достанется налоговым органам страны размещения иностранного капитала, остальная часть - переводится в бюджет родины-владельца капитала.

Правительства нескольких западноевропейских государств нанесли мощный удар по налоговым убежищам сначала внутри Европейского Союза, при этом Люксембург пострадал больше всего. Аналогичное наступление позднее было предпринято и на другие офшорные зоны.

Экономические проблемы Люксембурга.

Главной экономической проблемой Великого герцогства является изложенное выше наступление государств, которым налоговые убежища наносят серьезный финансовый ущерб, на эти налоговые убежища в рамках Европейского Союза - это в первую очередь Люксембург.

В борьбе между налоговыми органами государств объединенной Европы, стремящимися вернуть сбежавшие за границу капиталы под свою юрисдикцию или, по крайней мере, обложить их возрастающими налогами, и люксембургскими банками, не желающими упустить миллиарды евро со своих счетов, Люксембург потерпел серьезное поражение.

Оно имеет долгосрочные последствия еще и потому, что в Европейском Союзе идет процесс постепенного выравнивания ставок налогообложения. И хотя уровень налоговых ставок в настоящее время в Великом герцогстве, как было сказано выше, более низкий, чем в государствах-партнерах по интеграционному блоку, этот разрыв сокращается, а доходы иностранных вкладчиков подвергаются дополнительному обложению.

Было бы неправильным говорить о приближающемся крахе люксембургской экономики. Финансовые институты герцог-

ства ищут и находят пути удержания части помещенного в них иностранного капитала. Банковский бизнес- не единственная опора национальной экономики; есть еще развитая промышленность, туризм, поступления от многочисленных международных некоммерческих организаций, размещенных в стране. Однако очевидно обмеление потока иностранного капитала, способствовавшего процветанию люксембургской экономики. Косвенные показатели этого:

- в 2004 году впервые за многие годы государственный бюджет был сведен с дефицитом в 1,1% ВВП;

- в этом же году доля государственных расходов, финансируемых за счет налогов и сборов, в ВВП возросла до 45,3% по сравнению с 38,7% в 2000 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая проблема - вялая конъюнктура в Западной Европе -непосредственно отражается на экономике Люксембурга. Темпы роста, хотя и остаются выше, чем в соседних странах, за последние пять лет снизились в 2,5 раза; а безработица, хотя и ниже, чем в странах-партнерах, но увеличилась в два

раза.13

Третья проблема - энергетический баланс страны.

Во-первых, в герцогстве нет собственных энергоресурсов (кроме гидроресурсов). В отличие от Германии, Великобритании и Бельгии, где есть уголь; Великобритании, Норвегии, Нидерландов и Дании, где добывают газ и нефть; Франции, где более 85% производства электроэнергии приходится на атомные электростанции; стран, расположенных на берегах Северного и Балтийского моря, где построены ветроэнергетические установки, - у Люксембурга нет ни ископаемого топлива, ни атомных электростанций, ни перспектив использования энергии ветра и солнца.

В 2005 году в стране было потреблено примерно 4,5 миллиона тонн условного топлива в нефтяных единицах. Несмотря на экономию, потребление по сравнению с 1995 годом возросло на 1/3. Все топливо импортное. Цены на него неуклонно растут.

Во-вторых, энергобаланс долгие годы базировался на бельгийском и германском каменном угле и, только в 80-е годы прошло-

го века произошла переориентация на нефть и нефтепродукты, цены на которые сильно увеличились и, видимо, будут возрастать. Доля относительно дешевого и экологически чистого газа составляет около 30% потребляемых энергоносителей, растет импорт электроэнергии с французских атомных электростанций, что вызывает протесты «зеленых».

Пока доходы бюджета от банковского бизнеса с иностранным капиталом были высокими и продолжали возрастать, государство могло проводить политику сдерживания цен на энергоносители. Возможный рост внутренних цен на углеводородное сырье и топливо в соответствии с их увеличением на мировом рынке может лишить люксембургскую промышленность и сферу услуг преимуществ в издержках, а само герцогство - привлекательности для потенциальных туристов из соседних стран.

Названные проблемы отнюдь не означают приближения серьезного кризиса в экономике страны, но их надо принимать во внимание, чтобы представить себе объективно состояние народного хозяйства. В целом Люксембург остается островом благополучия в Западной Европе, одним из ее финансовых центров.

Ужесточение налогообложения доходов на капиталы физических и юридических лиц из стран Европейского Союза, помещенных в Великом герцогстве, могло бы коснуться и российского капитала, нелегально вывезенного в Люксембург. России следовало

бы попытаться присоединиться к рассмотренному выше соглашению государств Европейского Союза и таким образом вернуть в нашу страну часть вывезенных капиталов или получать определенную долю налоговых сборов с них.

Примечания:

1 Wer gehoert zu wem. Frankfurt/M. Commerzbank, 2005.

2 Данные Eurostat, 2005.

3 Там же.

4 EG im internationalen Vergleich, Koeln, 2005.

5 Deutschland in Zahlen 2005, Institut der deutschen Wirtschaft. Koeln, 2005.

6 Там же.

7 См. о налоговых гаванях в Западной Европе. Л. Г. Ходов. Конец банковских офшоров в Европе, «Современная Европа», №2, 2004; Л. Г. Ходов. Сингапур - налоговое убежище для европейских банковских вкладов», «Проблемы Дальнего Востока, №2, 2004; Л. Г. Ходов. Лихтенштейн - секрет процветания, «Современная Европа», №4, 2005.

8 Данные Eurostat. 2005.

9 Weltam Sonatag. 7 Aug. 2005.

10 Ratschlaege fuer die Arsfuhr, Commerzbank,

2005.

11 Там же.

12 Л.Г. Ходов. Конец банковских офшоров в Европе. «Современная Европа», №2, 2004.

13 Информация FAZ-Institut.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.