Научная статья на тему 'СТУДЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА ЧИТАЮТ ЛЕКЦИИ В ЛАБОРАТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ'

СТУДЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА ЧИТАЮТ ЛЕКЦИИ В ЛАБОРАТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / АНСАМБЛЬ "OMNIBUS" / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ / СТУДЕНТ-ЛЕКТОР / ИНСТРУМЕНТ / АНСАМБЛЬ / МИНИМАЛИЗМ / ДУДУК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акрамов Ф.И.

статья посвящена лаборатории современной музыки, где студенты Государственной консерватории Узбекистана читают лекции о музыке различных современных композиторов и разбирают те темы, какие являются актуальными. Такого рода занятия развивают самостоятельность и аналитический ум у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS OF THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN GIVE LECTURES IN THE LABORATORY OF CONTEMPORARY MUSIC

the article is devoted to the laboratory of modern music, where students of the State Conservatory of Uzbekistan read lectures on the music of various contemporary composers, and analyze those topics that are relevant. These kinds of activities develop the independence and analytical mind of the students.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА ЧИТАЮТ ЛЕКЦИИ В ЛАБОРАТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

СТУДЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА ЧИТАЮТ ЛЕКЦИИ В ЛАБОРАТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

Акрамов Ф.И.

Акрамов Фаррух Исомидинович - преподаватель, кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена лаборатории современной музыки, где студенты Государственной консерватории Узбекистана читают лекции о музыке различных современных композиторов и разбирают те темы, какие являются актуальными. Такого рода занятия развивают самостоятельность и аналитический ум у студентов.

Ключевые слова: композитор, ансамбль "Omnibus", произведение, лаборатория современной музыки, студент-лектор, инструмент, ансамбль, минимализм, дудук.

STUDENTS OF THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN GIVE LECTURES IN THE LABORATORY OF CONTEMPORARY MUSIC

Akramov F.I.

Akramov Farrukh Isomidinovich - Teacher, DEPARTMENT COMPOSITION AND INSTRUMENTATION, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the laboratory of modern music, where students of the State Conservatory of Uzbekistan read lectures on the music of various contemporary composers, and analyze those topics that are relevant. These kinds of activities develop the independence and analytical mind of the students.

Keywords: composer, ensemble "Omnibus", piece, laboratory of contemporary music, student lecturer, instrument, ensemble, minimalism, duduk.

УДК 78.06

Завоевавший признание не только в Узбекистане, но и во всём мире ансамбль "Omnibus" - единственный такого рода ансамбль, существует с 2004 года в нашей стране. Данный ансамбль создавался рядом молодых музыкантов-единомышленников. Привлечённые талантливые молодые музыканты нашей страны объединились идеей исполнения произведений, которые не были исполнены раньше в Узбекистане и в Средней Азии1. Руководитель и дирижёр этого ансамбля, композитор Артём Ким, не боялся никаких преград в своих начинаниях. Охотно брался за любую музыку композиторов любой эпохи, вплоть до современных композиторов XX и XXI веков. Разбирал и анализировал различные партитуры и дирижировал их на концертах, фестивалях и конкурсах, как в Узбекистане, так и за его пределами. Таким образом, он создал для себя круг единомышленников и слушателей. Однако нужно вспомнить то, что педагог Артёма композитор Дмитрий Янов-Яновский в 1995 году организовал международный фестиваль современной музыки «Ильхом-XX», который проводился ежегодно за несколько лет до создания ансамбля "Omnibus"2. Иначе говоря Артём Ким последовал по стопам своего выдающегося педагога и начал организовывать свои проекты.

Начиная с 2005 года в рамках проектов данного ансамбля, был проект мастер-класс для молодых композиторов Средней Азии. Участвуя в данном проекте, молодые композиторы посещали мастер-классы передовых педагогов Узбекистана и зарубежных стран, где должны были предоставить музыку для заключительного концерта, написанную специально для этого ансамбля. За всю свою творческую деятельность ансамбль "Omnibus" создал множество проектов, как в Узбекистане, так и за его пределами. В наши дни, а точнее в 2020 году ансамбль был приглашен в Государственную консерваторию Узбекистана ректором Уринбаевым Камолиддином Турдимуратовичем для того, чтобы создать лабораторию современной музыки уже непосредственно для самих студентов консерватории, в частности - для студентов композиторов. В 2020-2021 учебном году "Omnibus" провёл конкурс среди студентов композиторов, где обладателем первого места стал тогда ещё студент 3 курса Асадбек Тургунов за сочинение «Культ цветов». На новый 2021-2022 учебный год руководители ансамбля создали новый проект для композиторов студентов «Чтение лекций студентами композиторами для других студентов и педагогов».

Возникновение идеи основывается на любопытстве некоторых студентов, то есть их желании узнать о тех или иных сочинениях (технике письма, оркестровке, современной нотной записи, идее использования немузыкальных бытовых предметов в музыке и т.д.) некоторых современных композиторов. Первым из таких

1 Шукуров Ж.Ж. Международная деятельность узбекского ансамбля «Omnibus» // Научно-методический журнал Musiqa, 2019, № 3 (7), с. 38-39.

2 Матякубов О. Додекаграмма. Т., 2005. С. 100.

любопытных студентов, который заинтересовался струнным квартетом американского композитора Джоржа Крама «Чёрные ангелы», стал тот же студент, который уже является студентом 4 курса, Асадбек Тургунов. Асадбек объяснил общую идею произведения, проанализировал некоторые моменты всех частей и дал послушать эти части присутствующим. Например, первая часть называется «Ночь электронных насекомых» и в этой части автор передал шум вертолётов, пролетающих над землями Вьетнама. Асадбек также объяснил, каким образом композитор добился такого результата от струнных смычковых инструментов.

Вторым студентом-лектором является студент первого курса Азизбек Эркабоев, которого заинтересовала тема «Использование немузыкальных бытовых инструментов в музыке», то есть он искал материалы, где музыканты находят различные немузыкальные предметы и стараются извлекать из них какие-нибудь музыкальные звуки и тем самым используют их в музыке. Студентом были найдены такие музыканты и коллективы, как Марк Стюарт из американского ансамбля современной музыки «Bang on a can», американский танцевально-музыкальный коллектив «STOPM» и многие другие. Например, данный коллектив использует такие предметы, как швабры, тазы, крышки от больших мусорных бочек, различные запчасти автомобилей, баскетбольные мячи и так далее. Почему коллектив называется танцевальным, потому что они, стуча мячами, крышками или же швабрами сами демонстрируют танец, прокомментировал Азиз. А вот Марк Стюарт, замечательный гитарист из ансамбля «Bang on a can all stars», и он не остановился только на инструменте гитаре, он пошёл дальше и заинтересовался создавать новые интересные звуки, извлекая их из бытовых не музыкальных предметов. Например, он использует в качестве духовых инструментов такие предметы, как канализационные трубы, шланги, гофры, надевая срезанные шарики на них, или же создаёт своеобразные инструменты, используя фонендоскопы в качестве наушников для струн, которые натянутые на деревянной палке. Подпевает напевы на фоне шума дождя и работающего мотора стиральной машины. Про всё это рассказал и показал видео материалы нам Азиз Эркабоев.

Третьим студентом-лектором стал студент четвёртого курса Бехзодбек Турсунбоев который прочитал лекцию о направлении в композиторском творчестве XX века минимализме. В своей лекции студент показал несколько очень интересных произведений разных композиторов. Например, первое произведение было произведение американского композитора, одного из отцов минимализма Стива Райха "Clapping music". Затем он показал произведение Голландского композитора Луи Андриесенна «Профсоюз рабочих», произведение другого американского композитора, отца минимализма Том Джонсона «Расколотые тростники - корова Нараяны» и произведение узбекского композитора Шерзода Собирова «Фантазия» написанная для ансамбля «Омнибус». Бехзодбек рассказал, как разнообразно пишут произведения различные композиторы в направлении минимализма.

И последним студентом-лектором, был студент третьего курса Даниил Сергеев, который читал лекцию об одном уникальном армянском духовом инструменте дудук. Он рассказал о происхождении, строении, изготовлении, видах, использовании данного инструмента в фольклоре, в разных жанрах, стилях и наконец, об использовании дудука в современном композиторском творчестве на примере 3-й симфонии армянского композитора Авета Тертеряна. В этой симфонии композитор использует два дудука как солирующие инструменты в сопровождении оркестра, рассказал Данил. Кроме всего этого студент третьего курса показал нотную запись данного духового инструмента и примеры различных исполнений на дудуке.

Создание такого рода возможностей для студентов Государственной консерватории Узбекистана, таких как чтение лекций, способствует росту мышления, творческой самостоятельности, развивает ораторские способности и аналитический ум у студентов. С другой стороны, студенты обмениваются информацией, которую сами собрали из различных источников (книги, интернет, youtube и т. д.). Всё это нацелено на что, чтобы композиторы в дальнейшем не ограничивались написанием музыки и показом её широкой аудитории, но и активно читали лекции о той или иной музыке, стиле, технике письма различных композиторов.

Список литературы /References

1. Шукуров Ж.Ж. Международная деятельность узбекского ансамбля «Omnibus» // Научно-методический

журнал Musiqa, 2019. № 3 (7). С. 38-39.

2. Матякубов О. Додекаграмма. Т., 2005. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.