Научная статья на тему 'Студентам о необходимости культурологических знаний по стране изучаемого языка'

Студентам о необходимости культурологических знаний по стране изучаемого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирназарова Нигора Амиржон Қизи

В статье говорится о том, что наряду с познанием теории английского языка студентам следует знать и культуру страны. Приведены темы лекций и методы, используемые в обозначенных лекциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студентам о необходимости культурологических знаний по стране изучаемого языка»

СТУДЕНТАМ О НЕОБХОДИМОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО СТРАНЕ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА Ирназарова Н.А.

Ирназарова Нигора Амиржон кизи - преподаватель, кафедра теории аспектов английского языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о том, что наряду с познанием теории английского языка студентам следует знать и культуру страны. Приведены темы лекций и методы, используемые в обозначенных лекциях.

Ключевые слова: вуз, студент, преподаватель, английский язык, метод.

В современной образовательной системе Узбекистана английскому языку уделяется особое внимание, поскольку им пользуются в большинстве стран мира, и он становится универсальным средством общения на всех уровнях - государственном, культурном, профессиональном и личностном. Изучение иностранных языков важно для страны, стремящейся занять достойное место в мировом сообществе, ведь народ наш видит свое великое будущее в согласии, сотрудничестве с иностранными партнерами [1, с. 8-9]. В Постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года [2, с. 1] при изучении иностранных языков, особенно английского, акцентируется внимание культуре страны данного языка, с практикой не только культурологического, но и межличностного общения, в том числе, с зарубежными коллегами. Исходя из этого, наряду с языком важно студентам ознакомиться с культурой народа, язык которой изучается ими.

Провозглашается необходимость определенных культурологических знаний в процессе обучения английскому языку, непременно реализуемых в коммуникативной деятельности обучающихся. Поэтому в процессе приобщения студентов к культуре страны изучаемого языка весьма важным является не только методолого-концептуальный и социально-педагогической, но и структурно-содержательный, технологический, методический, творческо-деятельностный и, безусловно, - социально--коммуникативный подходы к решению проблемы. Как первый шаг к ее решению в методолого-социально-педагогическом подходе акцентируется мотивационно-организационный, социально-педагогический ориентир студентов с необходимостью культурологических знаний по искусству Англии, давшей миру универсальный язык общения. Так, внеаудиторные занятия для студентов по чрезвычайно значительной части культуры Англии, представляющей особенный интерес у них предваряются лекцией-беседой социально-мотивационного содержания.

В лекциях по темам: «Государственная политика о подготовке кадров нового поколения, совершенствовании системы изучения иностранных языков», «Английский язык в Узбекистане, его изучение в контексте английской культуры» предусматриваются следующие группы задач. К первой их них относится акцент внимания студентов в государственной образовательной политике Республики Узбекистан на качественную подготовку кадров нового поколения. Во второй - ознакомление студентов с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года. В третьей - осведомление студентов об английском языке как средстве международного общения. В четвёртой - информация о его изучении в учебных заведениях Узбекистана. В пятой - убеждение студентов в необходимости знания культуры страны, язык которой ими изучается. В шестой - осведомление студентов о состоянии изучения английского языка в контексте английской культуры (в республике и за рубежом). В седьмой - активизация интереса студентов - будущих учителей английского языка к изучению и преподаванию данного языка в культурологическом контексте.

Основные методы, приемы и средства, используемые в обозначенных лекциях: объявление, информация, сообщение; чтение, изложение, рассказ, пересказ; акцентуация, выделение главного, существенного; обсуждение, разъяснение, комментирование; убеждение, доказательство; запись, конспектирование, тезисирование (основного, лекции в целом), составление плана, схемы (лекции); запоминание, повторение; выделение или запись главного, существенного; наглядность, иллюстративность; доказательность; кластерный метод (например, функций английского языка как коммуникативного средства во многих странах мира); смелое, творческое мышление, суждение, собственное мнение и убеждение, их защита; повторение, закрепление, запоминание; выводы, заключение.

Успешная результативность данных занятий со студентами обусловлена, прежде всего, мотивационным контекстом с современным социально-педагогическим акцентом.

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: Шарк, 1997.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года // Народное слово. Т., 2012. 11 декабря. С. 1-2.

ЗНАЧИМОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Мухаммаджонова Н.И.

Мухаммаджонова Нилуфар Иброхимовна - преподаватель, кафедра интенсивного преподавания второго иностранного языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о том, что сегодня преподавание иностранного языка приобрело важный характер. Весьма значимыми в развитии личности и овладении иностранным языком стали языковые навыки.

Ключевые слова: вуз, студент, преподаватель, английский язык, навык, система обучения и воспитания.

Для повышения конкурентоспособности образования и науки, необходимо развивать человеческий капитал. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии. В ХХ1 веке успешный человек должен обладать различными видами знаний и умений. К тому же это должна быть инициативная и уверенная в себе личность, имеющая навыки работы в группе, способная занимать лидирующие позиции, достигающая успеха в любой деятельности. Для заложения основы познавательного и интеллектуального развития немаловажную роль играет речевое развитие, которое влияет не только на успешную деятельность студентов, но и помогает становлению личности. Поэтому руководство нашей страны поставило значительную планку перед отечественным образованием, которое должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники образовательных учреждений могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.

Основная стратегическая задача образования - сохранение оптимальных образовательных традиций, обеспечение выпускников учебных заведений международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания. В современном образовании происходит поиск новых путей эффективного обучения и преподавания.

Одна из направлений гуманизации образования - это коммуникативная направленность процесса обучения, предполагающая овладение совокупностью знаний, умений и навыков в

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.