Научная статья на тему 'Значимость языковых навыков для развития личности в рамках обновления образования'

Значимость языковых навыков для развития личности в рамках обновления образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / НАВЫК / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаммаджонова Нилуфар Иброхимовна

В статье говорится о том, что сегодня преподавание иностранного языка приобрело важный характер. Весьма значимыми в развитии личности и овладении иностранным языком стали языковые навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость языковых навыков для развития личности в рамках обновления образования»

Основные методы, приемы и средства, используемые в обозначенных лекциях: объявление, информация, сообщение; чтение, изложение, рассказ, пересказ; акцентуация, выделение главного, существенного; обсуждение, разъяснение, комментирование; убеждение, доказательство; запись, конспектирование, тезисирование (основного, лекции в целом), составление плана, схемы (лекции); запоминание, повторение; выделение или запись главного, существенного; наглядность, иллюстративность; доказательность; кластерный метод (например, функций английского языка как коммуникативного средства во многих странах мира); смелое, творческое мышление, суждение, собственное мнение и убеждение, их защита; повторение, закрепление, запоминание; выводы, заключение.

Успешная результативность данных занятий со студентами обусловлена, прежде всего, мотивационным контекстом с современным социально-педагогическим акцентом.

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: Шарк, 1997.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года // Народное слово. Т., 2012. 11 декабря. С. 1-2.

ЗНАЧИМОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Мухаммаджонова Н.И.

Мухаммаджонова Нилуфар Иброхимовна - преподаватель, кафедра интенсивного преподавания второго иностранного языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о том, что сегодня преподавание иностранного языка приобрело важный характер. Весьма значимыми в развитии личности и овладении иностранным языком стали языковые навыки.

Ключевые слова: вуз, студент, преподаватель, английский язык, навык, система обучения и воспитания.

Для повышения конкурентоспособности образования и науки, необходимо развивать человеческий капитал. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии. В ХХ1 веке успешный человек должен обладать различными видами знаний и умений. К тому же это должна быть инициативная и уверенная в себе личность, имеющая навыки работы в группе, способная занимать лидирующие позиции, достигающая успеха в любой деятельности. Для заложения основы познавательного и интеллектуального развития немаловажную роль играет речевое развитие, которое влияет не только на успешную деятельность студентов, но и помогает становлению личности. Поэтому руководство нашей страны поставило значительную планку перед отечественным образованием, которое должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники образовательных учреждений могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.

Основная стратегическая задача образования - сохранение оптимальных образовательных традиций, обеспечение выпускников учебных заведений международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания. В современном образовании происходит поиск новых путей эффективного обучения и преподавания.

Одна из направлений гуманизации образования - это коммуникативная направленность процесса обучения, предполагающая овладение совокупностью знаний, умений и навыков в

64

области вербальных и невербальных средств адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. И поэтому целью образования должно стать совершенствование таких умений как слушание, говорение, чтение, письмо, особенно при изучении второго иностранного языка. Поскольку коммуникативная компетенция и свободная речевая деятельность предполагают овладение речевыми навыками и умениями во всех видах деятельности. Перед вузовской методикой обучения иностранного языка стоит задача - расширить возможности обучения с учетом коммуникативной направленности, так как развитие речи - это развитие мышления студента.

Речь невозможна без мыслей, без опережающего внутреннего процесса. Развивая коммуникативные навыки, мы развиваем и личность в целом. Проведенные научные исследования доказали, что успех человека во многом зависит от навыка общения и коммуникации. Поэтому коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, позволяют самовыражаться и самоутверждаться через творчество. Однако практика показывает, что на нынешнем этапе доминирующим является рецептивное двуязычие («понимаю, но говорю плохо или вообще не говорю»).

Возникает необходимость комплексной разработки ключевых проблем формирования полиязычия и совершенствования языковых навыков. Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Традиционная методика преподавания иностранного языка особое внимание уделяла формированию таких речевых умений, как письмо, говорение, чтение. Неотъемлемая часть речевой деятельности студента - слушание очень важно для каждого человека.

Извлечение полезной информации в условиях устного общения предполагает умение эффективного слушания, а ведь для установления контакта роль слушателя очень важна. Между тем, навык слушания способствует возможности реализовать все цели учебного процесса, он является способом приобретения знаний по всем предметам учебного цикла, средством формирования духовного мира студента. Известный французский лексикограф П. Буаст говорил: «Кто говорит - тот сеет; кто слушает - тот собирает жатву» [1]. И в этом лаконичном высказывании заключен секрет успеха общения, который помогает развитию языковых навыков у студенческой молодёжи в условиях обновления содержания образования.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberiemnka.m/artide/n/znacЫmost-

yazykovyh-navykov-dlya-razvitiya-lichnosti/ (дата обращения: 31.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.