Научная статья на тему 'Студент: возможности личностного роста'

Студент: возможности личностного роста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студент: возможности личностного роста»

ґ

\

ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ

)

Ю. АЗАРОВ, профессор Московский университет культуры и искусств

Студент: возможности личностного роста

А о конца минувшего столетия высшее образование в нашей стране успешно развивалось по двум направлениям: университеты и специализированные вузы. По опыту зарубежных стран, а также с учетом традиций российского образования в последние годы сформировались функциональные университетские структуры, включающие в себя как профессиональную, так и гуманитарную подготовку студентов. Содержание программ общенаучных и гуманитарных дисциплин на первых двух курсах любого типа университета, в том числе и технического, построено таким образом, что обеспечивает широкопрофильную, фундаментальную подготовку, позволяющую продолжить обучение по инженернотехническому, социально-экономическому и гуманитарному направлениям.

Однако и эта инновация оказалась сегодня недостаточной. Современное общество и современное производство достигли такого уровня развития, при котором возникает необходимость создания системы подготовки специалистов, позволяющей поднять не только уровень общего и профессионального развития, но и выйти на более высокую ступень формирования специалиста -мастера своего дела, организатора производства, исследователя, человека высокой профессиональной культуры, духовно-творческого потенциала.

Такого рода целевая установка выд-

винула проблему создания нового типа высшего образовательного учреждения

- исследовательского университета. Как показывает современная практика высшей школы, подобные вузы могут развиваться на базе существующих университетов, где уже накоплен определенный опыт подготовки специалиста широкого профиля не только на основе технических знаний и умений, но и на базе гуманитаризации и гуманизации образования, формирования общей и профессиональной культуры.

В этой связи возникают принципиально новые задачи, диктуемые необходимостью преодолевать образовавшийся мировоззренческий вакуум, последствия духовного и социально-экономического кризиса, поразившего многие сферы жизнедеятельности народа. Для их решения нужны не просто высококвалифицированные специалисты, но люди творческие, своего рода подвижники, реформаторы, способные к продуктивной деятельности.

Словом, модель специалиста, выпускника исследовательского университета, основывается на уже имеющихся в вузовской практике достижениях и поиске качественно нового соотношения общего, профессионального и гражданского развития.

Общее развитие мы связываем с духовностью и творчеством. При этом духовность рассматривается как совокупное проявление нравственно-волевых,

интеллектуально-эстетических, физических качеств личности. Она предполагает исключительно мощную нравственную силу вторжения в деятельностный мир специализации, которая расширяет сферу воображения, фантазии, веры в свою одаренность, в свои способности, стимулирует интуитивно-познавательные устремления личности, где интуиция является одной из «основ познавательной деятельности, источником развития мыслительных процессов, открытий, исследовательских намерений и побуждений» (Н.О. Лосский).

В этой связи следует особо сказать о таком компоненте модели исследовательской подготовки специалистов, как установленное в законодательном порядке право студентов на участие в научной исследовательской деятельности, начиная с первого курса, когда педагоги предлагают учащимся найти самостоятельное решение сверхзадач. Они могут быть решены как в индивидуальном, так и в групповом, коллективном творчестве.

Когда две силы - духовность и самодеятельность, основанные на общем и профессиональном развитии, - объединяются третьей силой - волей, «помноженной» на воображение, тогда-то и начинает продуктивно работать предлагаемая модель формирования творческого специалиста высокой общей и профессиональной культуры.

Применительно к специализациям университетского исследовательского образования культура выступает как бы в двух ракурсах - духовно-творческом и технологическом, - то есть выражает единство объективных и субъективных факторов, единство всех технологических компонентов и духовно-личностных свойств творческого специалиста: волю, воображение, искусство видения, ум, интуицию, веру и т.д.

В исследовательских университетах будет, видимо, изучаться и содержание приоритетных общечеловеческих цен-

ностей, определяющих и смысл жизни, и смысл профессиональной деятельности, а также способы преодоления таких негативных явлений, как лень, тоска, отчаяние, подверженность дурным соблазнам, расточительство по отношению к своей молодости, своим силам. К этим приоритетным ценностям, составляющим основу воспитания студента в вузе, его самоактуализации, относятся любовь и свобода, добро и красота, пра-вопослушность и социальная справедливость, совестливость и смирение.

На последней ценности следует особо остановиться. Смирение или, лучше сказать, - смиренномудрие, основывается на долготерпении, благородстве духа, ответственности и добром отношении к другим, к своему творчеству. Оно способно предостеречь отзарождения негативных свойств, подобных честолюбию, зазнайству, высокомерию, гордыне.

Интереснейшее противоречие замечено в учебной практике, когда педагоги, задавшись целью повысить самооценку студентов («Вы способны! Вы талантливы! Вы одарены!»), сталкиваются с таким психологическим явлением, как отчаяние: студент вдруг чувствует, что он не в состоянии осилить предложенное дело. Прийти в такие минуты на помощь молодым людям, укрепить их дух, вывести на оптимистические рубежи - разве не в этом заключается основной смысл воспитания взрослых людей?

Педагоги исследовательских университетов, начиная уже с первого курса, пытаются показать студентам возможности их личностного роста, предлагая участвовать в специально разработанных тренингах, семинарах, ролевых играх. Так, преподаватели ряда вузов (МГУКИ, МГПУ, МГТУ им. Баумана и др.) на базе Европейского университета права разработали и провели ряд тренингов-семинаров по проблемам ускоренного развития дарований. Здесь «общее развитие» включало та-

кие виды занятий, как создание студентами и педагогами собственных произведений живописи, прозы, поэзии, философии, психологии, педагогики, музыки. Результаты тренингов экспонировались на международных выставках «Образование и карьера», а также международных и межрегиональных вузовских форумах.

Культурологический аспект занятий в названных вузах был неразрывно связан с воспитанием у студентов потребности в творчестве, подвижничестве. В этой связи главенствующую роль сыграли духовно-правовые и социально-психологические факторы становления личности творческого специалиста, выпускника исследовательского университета, о чем будет рассказано далее.

При всех своих значительных достоинствах сложившаяся система кадрового обеспечения в нашей стране не рассматривает, а следовательно, и не учитывает роль синтеза духовных и социально-психологических факторов в ходе становления специалистов с высшим профессиональным образованием для национальной технологической базы.

Между тем в третьем тысячелетии, как показывают выявившиеся тенденции, именно эти факторы будут доминирующими в разносторонней подготовке профессионалов для всех отраслей народного хозяйства, культуры, образования. Чтобы их задействовать, нужно преодолеть явно гипертрофированный уклон в сторону трех направлений развития технологической базы:

• рационализма,когда возводятся в абсолют лишь формализуемые компоненты, подчиненные законам логической вербализации;

• технократизма, ставящего главной целью дать будущему специалисту с высшим образованием жесткую систему знаний, умений и навыков, исключая при этом острую потребность в са-

мореализации, интуицию и творческое воображение;

• сциентизма, абсолютизирующего роль науки в ущерб развитию личностных качеств специалиста с высшим образованием: духовного и правового самосознания, эмоциональной сферы жизнедеятельности, свободы воли, веры в свой талант и в свои интеллектуально-эстетические и профессионально значимые достоинства.

Все это следствия псевдомарксист-ской методологии, перечеркнувшей сферу личностных проявлений человека, в том числе и в его профессиональном становлении, назвав их, как и все духовно-творческие процессы, «идеалистическими», «антинаучными».

Между тем вузовский опыт и исследовательская практика накопили немало ценного в области подготовки творческих специалистов в различных отраслях народного хозяйства как бы вопреки названным методологическим установкам, когда в реальной производственной жизни непременно учитывались и интуитивно-творческие факторы в единстве с технологическими и социально-психологическими, и синтез мечты, фантазии, дерзновенные устремления ставить и решать, казалось бы, нерешаемые проблемы.

Мы также располагаем бесконечно важным мировоззренческим знанием, разработанным великими отечественными мыслителями: к ним следует отнести в первую очередь Н.А. Бердяева, создавшего оригинальную теорию творчества, Н.О. Лосского, детально разработавшего учение об интуитивнотворческих процессах в любой деятельности, И.А. Ильина и С.Н. Булгакова, сумевших соединить в своих произведениях право и духовность, доминантные общечеловеческие ценности и творческое созидание, подвижничество и мессианскую роль интеллигенции России.

Многим и по сей день кажется неясной фундаментальная мысль данных философов, что социально-экономические и духовно-правовые кризисы в России могут быть преодолены с помощью трех китов: любви, свободы и предметности, т.е. созидательной деятельности, подвижнического труда.

Рассматривая духовно-творческие потенции личности специалиста с высшим техническим образованием как главенствующие, во многом определяющие уровень его профессионального мастерства, педагоги технических вузов сталкиваются с необходимостью разработки и реализации основных принципов гуманитаризации и гуманизации высшего образования.

К ним относятся:

• создание условий для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личности;

• глубокая методологическая подготовка специалистов в сфере творческого становления личности, гуманитарного знания, духовной жизни человека и общества;

• освоение студентами методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;

• создание предпосылок для органичного включения выпускников университета в экономические, социальные и культурные процессы;

• освоение студентами будущей профессиональной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей, оценка полезности создаваемых искусственных сред с позиций историзма, приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма;

• органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью, сферой досуга и отдыха студентов, широкое привлечение к преподаванию в вузе деятелей науки и культуры, искусства и ре-

лигии, политики, права и других сфер общественной жизни;

• освоение студентами основных закономерностей развития правосознания, права, методов защиты прав человека, диалектики прав и обязанностей личности;

• демократизация всей системы образования в техническом университете, самоуправление как принцип жизнедеятельности университета, индивидуализация обучения в соответствии с потребностями личности студента.

Нетрудно заметить, что ведущие вузы страны, разрабатывая эти общие условия гуманитаризации высшего технического образования, ставят своеобразную сверхзадачу - добиться единства естественнонаучной и гуманитарной культур познания и деятельности, что, несомненно, потребует увеличения объема и роли дисциплин общенаучного цикла, введения принципиально новых предметов, таких, как «Основы художественного творчества», «Духовно-правовое становление личности специалиста с высшим образованием» и др. К этим новым дисциплинам следует также отнести: «Освоение студентами интуитивно-творческих методов познания», «Ускоренное развитие дарований», «Трансцендентальный синтез в образовании», «Природа дискурсивного и интуитивного в познании».

Любовь к профессии зарождается в интуитивно-иррациональных сферах личности. А без любви к профессии нет и не может быть действительно творческого специалиста.

Творчество на том или ином поприще, как и любовь к профессии, - это свободный выбор и направленность влечений,выявление задатков(природных данных личности) и стремление молодых людей найти наиболее благоприятную среду для развития своих дарований. Вот мы и назвали четыре главных фактора подвижничества и карье-

ры. Все они отражают духовный мир личности как в ее сознательном, так и подсознательном содержании. Психологи отмечают, что подсознательная духовность содержит источники и корни сознаваемого. Это в первую очередь относится к влечениям, регулируемым иррациональными побуждениями личности.

Развитие влечений, основанных на задатках личности, формирование увлечений, профессионально ориентируемых занятий и опробований себя в сфере будущей своей специализации, -вот первый и важнейший этап подвижничества и развития профессионального творчества.

Жизнь показывает, что важнейшим условием воспитания любви к профессии, а следовательно, и творческого специалиста, является среда, а чаще всего та «малая группа», которая исповедует одни и те же ценности. Вспомним, как формировался талант Пушкина и его друзей - Дельвига, Пущина, Кюхельбекера. Это к ним обращался юный Пушкин: «Отчизне посвятим души прекрасные порывы». И признавался, найдя в них душевный отклик, когда уже стал профессиональным поэтом: «Родному братству верен я».

И другой весьма показательный пример, который смотрится как бы в двух измерениях.

Первое измерение. Великий русский почвовед Василий Докучаев учился в изуверски жестокой бурсе, где учащихся подвергали истязаниям. Решив посвятить себя служению науке, он потянулся к Сеченову, Бутлерову, Пирогову. Идеалы этих великих ученых вошли в душу студента Докучаева. Все свое время он отдавал единственной своей любви - науке, став гордостью отечественного почвоведения.

Второе измерение: Докучаев в роли педагога, открывающего и развивающего таланты тех, с кем его свела судь-

ба. Среди его учеников - Р. Вильямс, В. Вернадский и многие другие.

Обширная переписка между учителем и учеником свидетельствует о том, что Докучаев всячески поощрял Вернадского заниматься только теми научными проблемами, которые всецело захватывали его. Докучаев не привязывал своих питомцев к любимому им почвоведению: он ждал от них новых великих открытий, прямо об этом говорил, и в его словах всегда ощущалась уверенность: «Вы должны внести огромный вклад в науку. Вы станете великими учеными...».

Современная высшая школа должна позаботиться о развитии славных традиций подвижничества в России, создать все необходимые условия для разностороннего воспитания молодых людей, ориентированных на достижение высоких целей в различных сферах деятельности.

В этой связи для всей системы высшего образования крайне интересен опыт творческих вузов (театральных, музыкально-хореографических, культуры и искусств). К сожалению, этот опыт еще тщательно не анализировался. В 2000 году мы сделали попытку организовать своеобразные эксперименты по развитию творческих трансцендентальных начал у студентов Московского университета культуры и искусств, где на двух факультетах (музыкальном и режиссерском) были созданы временные творческие коллективы. Концептуально-методической основой эксперимента стал написанный организаторами опытной работы трансцендентальный роман «Подозреваемый», в котором были отражены реальные пути современного педагогического подвижничества в школе и в вузе. По мотивам романа студенты и аспиранты написали сценарии и музыку, сделали несколько постановок и создали свою «Педагогику откровения», в которой так много

замечательных признаний: «Во мне открылось что-то новое и необыкновенное», «Я ощутил в себе подлинно трансцендентальные начала и намерен развивать их в себе...», «Как же мне легко стало жить, когда я обнаружил и стал развивать свои дарования...».

Альберт Эйнштейн однажды заявил, что Достоевский дал ему как ученому значительно больше, чем Гаусс. Мир един, и все его частные проявления развиваются по одним и тем же общим законам, в том числе и по законам красоты. И успех придет скорее к тому, кто эти законы знает или хоть как-то приобщен к ним.

Вот почему, обращаясь к творческому развитию специалистов, лиц, ориентированных на резкое увеличение научно-технического и культурного потенциала, мы на одно из первых мест ставим гуманитарное образование будущих естествоиспытателей, инженеров и организаторов промышленных производств.

Великий русский ученый К.А. Тимирязев, первый переводчик на русский язык книги об английском художнике Тернере, писал: «Почему именно произведения этого художника приковывают мое внимание? Рассуждая задним числом, я мог бы сказать, что как натуралист я должен, естественно, увлечься им... Очевидно, между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя связь».

Тайна искусства - схватить неуловимое. Апполон Майков говорил об Айвазовском, что тот художник неверной стихии, художник Нептуна: его воды бушуют и распадаются, взбегают на песчаный берег и сливаются обратно. Он будто говорит волне: «Я поймаю тебя, неуловимая, я поставлю тебя на картине так, как ты встаешь и разливаешься передо мной». А разве не с такой же одержимостью устремляются к решению новых технических

задач талантливые инженеры, ученые-естествоиспытатели, выдающиеся организаторы промышленных предприятий?

Без страсти нет творчества, а без творчества любая специализация мертва. И это хорошо понимают руководители вузов И.Б. Федоров, Б.Л. Агранович, Ю.С. Васильев, Г.П. Вяткин и многие другие, увлеченно работающие над проблемами создания гуманитарной среды.

Мы не случайно обратились к сфере искусства. Развитие технического творчества средствами искусства во многих странах стало одним из важнейших направлений в подготовке высококвалифицированных инженеров и других кадров технической специализации. Японцы считают, что они выигрывают в техническом прогрессе за счет введения в начальной школе занятий по искусству до 12 часов в неделю. В США специальным решением конгресса в старших классах школ введено рисование объемом три часа в неделю.

Что же является главным в развитии человеческих способностей, обеспечивающим развитие творческого специалиста?

Анализ многих тысяч судеб, реализовавших себя во всех без исключения сферах созидательной деятельности, показал, что главным условием формирования творческой личности является способность к визуализации, то есть образное видение своей предметной деятельности и своей личности в проекции продукта своего труда и своих достижений в других, смежных сферах техники, культуры.

Умение «видеть» и способность создавать зрительные образы входят в творческий процесс многих гениев и талантливых людей. Для художников, музыкантов, режиссеров, актеров зрительный образ является основой творчества. Чем ярче образ (цвет, свет, ли-

ния, сочетание цветовых рефлексов, бликов, оттенков), тем больше возможностей для создания целостной картины творческого замысла. «Самое трудное в творчестве - увидеть то, что лежит перед тобой», - утверждал Гете.

Использование множественных связей между данными всех органов чувств

- еще одно приоритетное качество личности. В этом смысле наглядным примером, пожалуй, может быть Джойс, в творчестве которого соединялись зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и другие ощущения. Известна способность Моцарта чувствовать, видеть и даже ощущать на вкус свою музыку. Открытие Леонардо звуковых волн родилось из того, что он смог связать кольца, возникшие на поверхности воды от падения камешка, со звуками колокола. Независимо от того, лежала ли способность к визуализации в центре деятельности гениев, они в той или иной степени могли использовать все свои сенсорные репрезентативные системы и создавать «синестезии» между ощущениями.

Далее следует отметить способность быстро переходить на разные позиции восприятия. Выйти за пределы своих убеждений - своеобразное умение «влезать в чужие ботинки». Эйнштейн рассматривал Вселенную - будто летел на световом луче. Тесла создавал новые позиции восприятия, откуда можно наблюдать весь мир.

Способность переходить с одного уровня информации на другой и пользоваться «кусками информации» разного масштаба также следует назвать приоритетной. Известно, что основным методом анализа Фрейда, Менделеева и Тарковского был поиск деталей.

У Леонардо такие категории, как пропорция и красота, выражались в нахождении микродеталей: улыбка Джоконды, Мадонна среди скал. Из множества микродеталей Достоевский созда-

вал ситуации невыносимости, мучительной боли своих героев.

Следует сказать и о способности поддерживать баланс когнитивных функций Мечтателя, Реалиста, Критика. Большинство талантливых людей - мечтатели, обладающие способностью критически относиться к своим созданиям, умением видеть то, как будут восприняты собственные творения другими людьми.

О способности задавать основные вопросы следует сказать особо: гении имеют склонность более думать о вопросах, чем об ответах. Ключевой их характеристикой является неуемное детское любопытство и восхищение объектом своих исследований, спокойное отношение к неудачам: последние для них - всего лишь иные решения проблемы.

Способность использовать метафоры и аналогии - свойство большинства творческих людей. Вспомним Моцарта, который проводил аналогии между созданием музыки и вкусного блюда, в которое кладут аппетитные кусочки продуктов. Эйнштейн использовал такие метафорические конструкции: слепой жук, ползущий по мячику, человек в лифте, перемещающийся в пространстве благодаря некоему мифическому существу.

Общая черта гениев состоит в том, что они воспринимают свою работу как нечто такое, что служит чему-то большему, чем они сами. Леонардо смело заметил: «Я хочу делать чудеса». Эйнштейн: «Я хочу знать мысли Бога, все остальное - детали».

Хотелось бы остановиться на такой способности, как постановка сверхзадач.

Сверхзадачи могут быть самого разного плана: индивидуальные, групповые и коллективные. Индивидуальные сверхзадачи могут уже на первом курсе ставить студентов перед необходимостью сделать свой выбор на самооб-

разовательных проблемах в общем и профессиональном развитии, в своем физическом и узкопрофессиональном становлении. Групповые сверхзадачи широко практикуются вузами, когда совместно с предприятиями разрабатываются те или иные технологии, в создании которых участвуют учащиеся и педагоги вузов.

Одним из важнейших условий становления творческой технической интеллигенции выступает дополнительное образование. Интеллигентность -не профессия. Интеллигентами становятся в процессе освоения духовнотворческого богатства народа, культуры, приоритетных духовных ценностей, обогащения их новым содержанием.

Общую программу в дополнительном образовании как условии становления технической интеллигенции целесообразно сформулировать так: «Духовноправовые основы профессионального мастерства». Это целостная система общего и профессионального развития с ориентацией на успешное решение профессиональных задач с высоким коэффициентом полезности. Она предполагает единство трех взаимосвязанных факторов.

На первое место мы поставим технологию, включающую материально-тех-

нические условия выпуска той или иной промышленной продукции, организацию производственных процессов, систему деятельности всех участников производства, рационализаторские и другие способы совершенствования технологии.

Второй фактор - духовно-личностный - предполагает как вышеперечисленные личностные свойства, так и доведенные до искусства приемы и формы профессионализма.

Третий фактор раскрывает социологические и социально-психологические методы развития межличностных отношений в группе, коллективе, обеспечивающие высокую производительность труда.

Воспитательная практика вузов, развивающая творческие способности студентов, должна постоянно иметь в виду жизнеутверждающие факторы -формирование сильной личности, способной успешно преодолевать любые стрессы, отчаяние и неверие, способной заботиться не только о себе, но и о других.

На основе вышеизложенных характеристик духовно-личностных, социальнопсихологических и технологических процессов можно конструировать целостную психолого-педагогическую систему становления творческих специалистов.

Е. ТЕРЕЩЕНКО, Н. ДРОШНЕВА, cтуденты 5 курса Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

Цельобразования - не столько трансляция определенных навыков и умений, т.е. обучение каким-то конкретным способам и приемам профессиональ-

Журналистика и акт философствования

ной деятельности, сколько становление личности. Это принципиально важно прежде всего для специальностей, в которых субъект деятельности неизбежно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.