Labyntseva Irina Sergeevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: labyirina@yandex.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.
The Department of Psychology and Safety of Existence; Postgraduate Student.
УДК 159.9:37.015-057.875
А.К. Прима СТУДЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ
Рассмотрена проблема поиска взаимосвязей между процессом саморазвития (его направленностью и мотивами) и субъектными качествами студентов технического вуза. Предлагается авторское определение саморазвития как внутренне детерминированного вида целенаправленной деятельности человека по преобразованию самого себя, предполагающего наличие активной жизненной позиции, жизненных целей и стремления к расширению собственных возможностей, самоизменению и самосовершенствованию. Приведены результаты исследования, итогом которого стал корреляционный анализ искомых взаимосвязей.
Саморазвитие; субъект жизни; субъект саморазвития; студенты.
A.K. Prima TECHNOLOGY INSTITUTE STUDENT AS A SUBJECT OF SELF-DEVELOPMENT
The article reveals the problem of searching the correlation between the process of selfdevelopment (its directions and motivation) and subjective qualities of technology institute students. According to the author’s definition of self development we understand it as an inherently determinate form ofpurposeful activity of man to transform himself, which assumes the existence of an active life position, life goals and aspirations for extensions of their own capabilities, selftransformation and self-improvement. The results of experimental part which summarized the information about mathematic analysis of searched correlation are also shown.
Self-development; subject of life path; subject of self-development; students.
В современной психологии субъектность трактуется как особое качество личности, позволяющее человеку творить себя и собственную жизнь. Наряду с активностью и способностями к саморегуляции, самодетерминации, интеграции, характеристикой, отличающей человека как субъекта, является способность к саморазвитию [4]. Проявляя авторскую созидательную позицию по отношению к жизни, субъект творит, развивает и совершенствует самого себя, достигая тех вершин развития, которые он сам для себя выбрал.
Наибольшую актуальность проблема саморазвития приобретает в юности, а именно в период студенчества [1]. Как правило, именно к этому возрасту у юношей и девушек сформированы соответствующие психические процессы и механизмы, внутренние предпосылки (мировоззрение, самосознание, умения саморегуляции и др.), обеспечивающие саморазвитие: проявляется тенденция к переосмыслению реальности, себя и своей жизни, определению своего места и роли в различных системах (вплоть до системы «человечество»), являющаяся основой построения жизненных перспектив.
Под процессом саморазвития мы понимаем внутренне детерминированный вид целенаправленной деятельности человека по преобразованию самого себя, предполагающий наличие активной жизненной позиции, жизненных целей и стремления к расширению собственных возможностей, самоизменению и самосовершенствованию. В свою очередь субъект саморазвития - это носитель особого качества личности, актуализирующегося в юношеском возрасте и проявляющегося в наличии специфической внутренне детерминированной деятельности человека, по непрерывному мотивированному самоизменению, самосовершенствованию, управлению своим развитием.
Недостаточная проработанность внутренних факторов саморазвития в структуре субъектности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, обусловила постановку проблемы исследования: существует ли взаимосвязь между устойчивыми личностными характеристиками и процессом саморазвития, его направлениями и мотивами.
Объектом данного исследования выступили студенты, обучающиеся по направлениям, связанным с вычислительной техникой. Выбор объекта обусловлен, в первую очередь, недостаточной изученностью вопросов, связанных со становлением специалистов технических вузов в процессе обучения, а также результатами исследований [2, 3], показывающих возможность деформации субъектного развития студентов, обучающихся в технизированной образовательной среде.
Предмет исследования - мотивационная значимость, направления активности саморазвития, а также его содержательные характеристики во взаимосвязи с осмысленностью жизни как ключевой характеристикой субъекта.
Целью исследования является эмпирическое изучение особенностей саморазвития студентов во взаимосвязи с осмысленным отношением к жизненному пути. Для данного исследования в качестве ключевых особенностей саморазвития как процесса и деятельности рассматриваются мотивационная значимость человека, направление активности, а также содержательная сторона, включающая ценностно-смысловой аспект.
Эмпирическая база настоящего исследования состоит из 81 студента 2-го курса факультета автоматики и вычислительной техники ТТИ ЮФУ. Диагностика указанных характеристик саморазвития и смысложизненных ориентаций осуществлялась при помощи теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, метода мотивационной индукции Ж. Нюттена и анкеты на изучение реализации потребности в саморазвитии, побуждений к саморазвитию, а также его направлений и основных трудностей.
Корреляционный анализ, основанный на полученных данных, показал следующее. Ориентации на жизненные цели, отражающие смысложизненные ориентации личности в отношении перспективы будущего, оказались связанными с такими проявлениями реализации потребности в саморазвитии, как вера в свои возможности (r=0,472, p<0,01), отношение к возникающим препятствиям как стимуляторам активности (r=0,341, p<0,01), рефлексия деятельности (r=0,229, p<0,05), а также с общим суммарным показателем реализации потребности в саморазвитии (r=0,372, p<0,01). Полученные взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что потребность и осознание человеком необходимости развиваться, верить в свои способности и проявлять активность в вопросах самосовершенствования будет тем больше, чем выше целеустремленность человека и ориентация на свои перспективы в будущем.
Ориентации на жизненные цели также обнаружили взаимосвязи с показателями побуждений к саморазвитию, такими как внутренняя (внутриличностно -обусловленная) мотивация саморазвития (r=0,361, p<0,01) - удовлетворение соб-
ственным развитием (г=0,326, р<0,01), интерес к своей будущей профессии (г=0,256, p<0,05); ориентации на развитие в коллективе (г=0,288, р<0,01) - стремление завоевать авторитет в коллективе (г=0,261, р<0,05), стремление быть не хуже других (г=0,222, р<0,05), желание первенствовать среди одногрупников (г=0,240, р<0,05). Из этого может следовать предположение о том, что желание первенствовать и выделяться среди окружающих, а также удовлетворенность собственным развитием в определенном направлении взаимосвязано с четкостью оценки жизненных перспектив и целей человека.
Шкала ориентаций на процесс, указывающая на меру насыщенности жизни и удовлетворенность ею личностью, оказалась связанной с различными показателями реализации потребности в саморазвитии, а именно с такими ее проявлениями, как вера в свои возможности (г=0,571, р<0,01), стремление широко дискутировать по интерсующим вопросам (г=0,327, р<0,01), отношение к возникающим препятствиям как стимуляторам активности (г=0,299, р<0,01), самостоятельное управление развитием и его результатами (г=0,266, р<0,05), а также общим суммарным показателем реализации потребности в саморазвитии (г=0,315, р<0,01). Таким образом, личность в своих ориентациях на настоящее, текущее положение дел в отношении собственного развития более всего испытывает потребность в обсуждениях, поиске решений возникающих проблемных ситуаций, самостоятельном контроле за процессом саморазвития и его результатами, а также в вере в свои возможности в будущем (тем самым устанавливая связь между периодами своего текущего развития и грядущими перспективами).
Помимо взаимосвязей с различными потребностями в саморазвитии, ориентации на процесс обнаружили достаточно большое количество значимых взаимосвязей и с побуждениями к саморазвитию. Так, процесс и насыщенность жизни коррелирует со стремлениями к саморазвитию, относящимися к ориентациям на развитие в коллективе (г=0,488, р<0,01), а именно со стремлением завоевать авторитет в коллективе (г=0,49, р<0,01), желанием первенствовать среди одногруппников (г=0,405, р<0,01), стремлением личности быть не хуже других (г=0,333, р<0,01). Также корреляции по шкале ориентаций на процесс проявились в отношении внутренней мотивации к саморазвитию (г=0,417, р<0,01) - удовлетворении собственным развитием (г=0,352, р<0,01), стремлении к духовному и физическому совершенству (г=0,343, р<0,01). Таким образом, можно сказать, что жизненные ориентации человека на период настоящего имеют взаимосвязи с различными побуждениями к саморазвитию. Это проявляется в том, что чем выше смысловая нацеленность текущего процесса жизни, тем больше у личности будет проявляться направленность и ориентированность на коллектив и место в коллективе, а также на оценку своей деятельности окружающими, стремление быть удовлетворенной полученным результатом в развитии и дальнейшем совершенствовании.
Ориентации личности на результативность жизни в аспекте саморазвития обнаружили большое количество положительных взаимосвязей как с показателями реализации потребностей в саморазвитии, так и с побуждениями к данному процессу. В отношении реализации потребностей в саморазвитии шкала ориентаций на результат коррелирует с такими показателями, как вера в свои возможности (г=0,550, р<0,01), управление собственным развитием и его результатами (г=0,375, р<0,01), рефлексия личностью своей деятельности (г=0,252, р<0,05), осознание влияния, которое оказывают окружающие люди (г=0,240, р<0,05), а также общий суммарный показатель реализации потребности в саморазвитии (г=0,382, р<0,01). Из этого следует, что чем выше удовлетворенность личности результатом жизненных преобразований, тем в большей степени ей свойственно проявлять рефлексию по отношению к своим действиям и влиянию окружающих людей, управлять собственным развитием, нацеливаясь на положительный исход, а также в целом испытывать необходимость в собственном развитии.
Взаимосвязь жизненных ориентаций на результат (показателя удовлетворенности самореализацией) и стремлений к саморазвитию отразилась в корреляциях с показателями направленности развития личности на развитие в коллективе (r=0,299, p<0,01): стремлением завоевать авторитет в коллективе (r=0,383, p<0,01), желанием первенствовать среди одногрупников (r=0,334, p<0,01), а также показателями внешней и внутренней мотивации к саморазвитию: стремлением получить вознаграждение (r=0,297, p<0,01), удовлетворенностью собственным развитием (r=0,332, p<0,01), интересом к будущей профессии (r=0,257, p<0,05). Таким образом, чем в большей степени личность ощущает продуктивность прожитого в прошлом и его смысловую наделенность, тем выше ее стремления и намерения развиваться в настоящем и будущем, а именно: проявлять себя в коллективе, удовлетворять свои потребности в оценке окружающими, развиваться в профессиональном плане и стремиться к желаемому результату в саморазвитии.
Исходя из общности показателей, с которыми коррелируют шкалы ориентаций на цель, процесс и результат, можно сделать вывод о том, что на стремления человека к саморазвитию оказывает наиболее высокое влияние целостное и осмысленное отношение к жизни.
Помимо указанных корреляционных взаимосвязей, связь смысложизненных ориентаций с потребностями и побуждениями к саморазвитию была обнаружена также и с показателями интернальности (локус контроля) и общим уровнем осмысленности жизни. Так, локус контроля-Я (характеристика представлений личности о самой себе как способной и готовой контролировать события собственной жизни и себя в частности) взаимосвязан с такими показателями реализации потребности в саморазвитии, как вера в свои возможности (r=0,634, p<0,01), управление собственным развитием и его результатами (r=0,347, p<0,01), отношение к возникающим препятствиям как регуляторам активности (r=0,313, p<0,01) и общий суммарный показатель реализации потребности в саморазвитии (r=0,344, p<0,01). Из этого следует, что чем в большей мере человек признает свою главенствующую роль в организации и построении собственной жизни, тем более вероятно, что его потребности самостоятельно развиваться, достигать желаемого, преодолевать возникающие на пути трудности будут также велики.
Во взаимосвязи с побуждениями к саморазвитию локус контроля-Я обнаружил корреляции с такими показателями, как стремление завоевать авторитет в коллективе (r=0,455, p<0,01) и желание первенствовать среди одногруппников (r=0,411, p<0,01), желание стать высококлассным специалистом (r=0,291, p<0,01), а также общим показателем стремления к саморазвитию (r=0,362, p<0,01), показателем ориентаций на развитие в коллективе (r=0,418, p<0,01) и внутренней мотивации к саморазвитию (r=0,290, p<0,01). Указанные взаимосвязи являются свидетельством того, что уровень проявленности у человека интернального локус контроля собственного «Я» является не только индикатором его будущих (или настоящих) стремлений к развитию в профессиональной сфере, но и отражает стремление человека проявить свои лидерские качества, а также его зависимость от места, занимаемого им среди сверстников в коллективе и мнения близких людей, чьи ожидания он реализует. По всей видимости, уровень ответственности за себя самого, свои помыслы, поступки и ответственности перед значимыми близкими взаимосвязан с таким качеством человека, как стремление быть лучше, проявляющимся в амбициозном, активном взгляде на свою роль в окружающем мире.
Второй показатель уровня ответственности личности - локус контроля-Жизнь, - отражающий убежденность человека в том, что ему дано сознательно и самостоятельно контролировать собственный жизненный путь, имеет следующие корреляционные связи с показателями саморазвития. Так, локус контроля-Жизнь взаимосвязан с верой человека в свои возможности (r=0,444, p<0,01), рефлексией
своей деятельности (г=0,289, р<0,01), а также большим количеством побуждений, к которым относятся: ориентации на развитие в коллективе (г=0,408, р<0,01) -стремление завоевать авторитет в коллективе (г=0,461, р<0,01), желание первенствовать среди одногруппников (г=0,348, р<0,01); внутренняя мотивация саморазвития (г=0,350, р<0,01) - удовлетворение собственным развитием (г=0,325, р<0,01), интерес к своей будущей профессии (г=0,242, р<0,05). Из указанного следует, что осознание личностью управляемости жизни «изнутри», ответственности за ее течение и возникающие события оказывается тесно взаимосвязанным с тем, как человек стремится и реализует свое желание развиваться. Чем выше убеждение в том, что жизнь подвластна контролю, тем больше он нуждается в рефлексии собственной деятельности, вере в свои возможности, открытости окружающим, тем более велико его стремление проявить свои лучшие качества в коллективе, профессиональной деятельности и достичь определенного результата (к примеру, в виде удовлетворенности своим развитием).
При общем уровне осмысленности жизни, итогового показателя, отражающего уровень смысложизненных ориентаций и мировоззренческих убеждений личности. Во взаимосвязи с показателями реализации потребностей в саморазвитии уровень осмысленности жизни человека связан с верой в свои возможности (г=0,638, р<0,01), отношением к препятствиям как стимуляторам активности (г=0,444, р<0,01), управлением собственным развитием и получением положительных результатов (г=0,3, р<0,01), рефлексией собственной деятельности (г=0,298, р<0,01), стремлением дискутировать по интересующим вопросам (г=0,293, р<0,01), а также общим показателем реализации потребности в саморазвитии (г=0,455, р<0,01). Данные связи свидетельствуют о том, что с повышением осмысленности жизни и удовлетворенности отдельными ее этапами увеличивается и потребность человека в развитии и продвижении. В связи с этим, растет важность веры в собственные силы, желание самостоятельно управлять своей деятельностью и преодолевать препятствия, помогающие в развитии.
Побуждения к саморазвитию, также обнаружившие большое количество взаимосвязей с общим уровнем осмысленности жизни, включают ориентации личности на развитие в коллективе (г=0,443, р<0,01): стремление завоевать авторитет в коллективе (г=0,480, р<0,01), желание первенствовать среди одногруппников (г=0,436, р<0,01),; внутреннюю мотивацию саморазвития (г=0,445, р<0,01): удовлетворение собственным развитием(г=0,378, р<0,01), интерес к своей будущей профессии (г=0,302, р<0,01), стремление к духовному и физическому совершенству (г=0,255, р<0,05). Таким образом, смысловая наделенность и осознанность жиз-неных процессов взаимосвязана со стремлением человека совершенствоваться в различных направлениях: как во внешнем плане - развитие своих лидерских качеств среди сверстников, в коллективе, так и во внутреннем плане - развитие, которое приносит удовлетворение своими результатами, позволяет проявлять рефлексивную позицию по отношению к происходящему и воспитывать уверенность в себе и своих силах.
В заключение можно отметить, что стать субъектом своего жизненного пути
- одна из важнейших задач личностного развития человека на всем протяжении его жизни. Проведенное исследование, указавшее на то, что существуют взаимосвязи между устойчивыми характеристиками личности и процессом саморазвития (включая его направления и мотивы), подтвердило: авторское отношение к жизни предполагает и авторское отношение в вопросе собственного совершенствования и развития. Пока человек не осмыслит свою жизнь, не осознает свои приоритеты и не поставит цели, у него не появится смысл развития себя, он не сможет активно саморазвиваться.
Учитывая выявленные взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и саморазвитием, можно говорить о том, что формирование субъекта саморазвития будет сопровождаться развитием таких качеств, как вера в свои возможности, удовлетворение собственным развитием, самостоятельное управление им и его результатами, постоянная рефлексия деятельности, отношение к возникающим препятствиям, как источникам новых направлений активности, осознанное отношение к влиянию, которое оказывают окружающие люди, ответственность за свое развитие перед близкими, стремление к духовному и физическому совершенству, интерес к будущей профессии и желание стать высококлассным специалистом, стремление завоевать авторитет в коллективе, первенствовать среди одногруппников и быть не хуже других. Основой формирования этих качеств в субъекте саморазвития будут такие характеристики субъекта жизни, как осмысленность жизненного пути, интернальность (локус контроля, характеризующий представления человека о себе, как способном и готовым контролировать события собственной жизни и себя в частности), нацеленность на будущие перспективы, ориентация на насыщенность жизни в настоящем, а также удовлетворенность результатом пройденных этапов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
2. Лызь Н.А. Изучение структуры субъектных качеств будущих специалистов ИТ-сферы // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы Девятой Международной конференции. - Тамбов: ИД ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 165-170.
3. Познина Н.А. К проблеме профессиональных представлений в структуре самосознания студентов технических вузов // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы Девятой Международной конференции. - Тамбов: ИД ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.
- С. 181-186.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 678 с.
Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков. Прима Амина Константиновна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: am_mystery@hotmail.com.
347928, Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634312016.
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант Prima Amina Konstantinovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: am_mystery@hotmail.com.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.
The Department of Psychology and Safety of Existence; Postgraduate Student.