Научная статья на тему 'Представления о жизненном пути студентов со сложившейся системой саморазвития'

Представления о жизненном пути студентов со сложившейся системой саморазвития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ / СУБЪЕКТ ЖИЗНИ / СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / SUBJECT’S QUALITIES / SELF-DEVELOPMENT / LIFE PATH / REPRESENTATIONS OF THE LIFE PATH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прима Амина Константиновна

Статья посвящена проблеме соотношения представлений о жизненном пути и проявлений активности в саморазвитии в студенческом возрасте. Произведен сравнительный анализ представлений о жизненном пути у студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием, итогом которого стал вывод о наличии взаимообусловленной связи между саморазвитием и рассматриваемой субъектной характеристикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problem of correspondence of representations of the life path and the activity in self-development at student age. Then a comparative analysis of representations of the life path of students is carried out for two groups of subjects with a focused and with a spontaneous self-development. The correspondence between both test objects self-development and representations of the life path is shown.

Текст научной работы на тему «Представления о жизненном пути студентов со сложившейся системой саморазвития»

УДК 159.9:37.015-057.875

А. К. Прима

Представления о жизненном пути студентов со сложившейся системой саморазвития

Статья посвящена проблеме соотношения представлений о жизненном пути и проявлений активности в саморазвитии в студенческом возрасте. Произведен сравнительный анализ представлений о жизненном пути у студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием, итогом которого стал вывод о наличии взаимообусловленной связи между саморазвитием и рассматриваемой субъектной характеристикой.

The article reveals the problem of correspondence of representations of the life path and the activity in self-development at student age. Then a comparative analysis of representations of the life path of students is carried out for two groups of subjects - with a focused and with a spontaneous self-development. The correspondence between both test objects - self-development and representations of the life path is shown.

Ключевые слова: саморазвитие, представления о жизненном пути, субъект жизни, субъект саморазвития, субъектные качества, студенты.

Key words: self-development, life path, representations of the life path, subject’s qualities, students.

Воспитание будущего специалиста как личности, способной управлять профессиональной деятельностью и жизнедеятельностью в целом, выступать субъектом жизненного пути и саморазвития, является одной из основополагающих задач высшей школы. Подготовка специалиста должна опираться на понимание возрастных особенностей развития студентов. Именно в период юности для человека, как правило, начинают становиться актуальными вопросы, связанные с определением жизненной позиции, рефлексией жизненного пути - осмыслением прошлого опыта, удовлетворенностью жизнью в настоящем, постановкой жизненных целей, а также перспектив и направлений своего саморазвития и самосовершенствования [2, 3].

Под процессом саморазвития мы понимаем внутренне детерминированный вид целенаправленной деятельности человека по преобразованию самого себя, предполагающий наличие активной жизненной позиции, жизненных целей и стремления к расширению собственных возможностей, самоизменению и самосовершенствованию [4]. В свою очередь субъект саморазвития - это носитель особого качества личности, актуализирующегося в юношеском возрасте и проявляющегося в наличии специфической внутренне де-

© Прима А. К., 2012

терминированной деятельности человека по непрерывному мотивированному самоизменению, самосовершенствованию, управлению своим развитием [5].

Условия, которые способствуют саморазвитию, называют его факторами; они обуславливают личностный рост, а также определяют характер и направление развития человека. Среди факторов, влияющих на саморазвитие, выделяют внешние (которые отражают связь человека со средой) и внутренние (относящиеся к внутреннему миру человека, его намерениям, мотивам, личностным особенностям). Одним из внутренних факторов, оказывающих влияние на саморазвитие человека, являются его представления о жизненном пути.

Под представлениями о жизненном пути будем понимать присутствующее в сознании человека, порождаемое определенным пониманием себя в мире субъективное отражение собственного прошлого, настоящего и перспективы будущего, представленное в целостном образе взаимосвязанных событий жизни, собственных изменений и жизненных планов, пронизанных смысложизненными ориентациями и стремлениями субъекта.

Внутренняя работа человека над собственными представлениями о жизненном пути способствует развитию в нем субъектно-сти, которая также достигается путем активного и целенаправленного саморазвития. Однако связь между данными линиями развития недостаточно проработана как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, что обуславливает постановку проблемы настоящего исследования: каким образом такая характеристика субъекта, как представления о жизненном пути, будет способствовать проявлению его активности в саморазвитии и становлению субъекта саморазвития?

Целью настоящего исследования является изучение особенностей представлений о жизненном пути студентов со сложившейся системой саморазвития. Объектом исследования выступили студенты технического вуза. Выбор объекта исследования обусловлен недостаточной изученностью вопросов, связанных со становлением специалистов инженерных специальностей в процессе обучения, а также результатами исследований, показывающих возможность деформации субъектного развития студентов, обучающихся в технизированной образовательной среде [1]. Предметом исследования выступают представления о жизненном пути у студентов со сложившейся системой саморазвития.

Эмпирическую базу исследования составили 126 студентов 2-го курса факультета автоматики и вычислительной техники ТТИ ЮФУ.

Выбор диагностического инструментария для изучения представлений о жизненном пути осуществлялся на основе теоретического анализа. Так в структуре представлений было выделено два

измерения - временное (прошлое, настоящее, будущее) и покомпонентное (с выделением когнитивного, эмоционального и смыслового компонентов). В рамках данной статьи будут рассматриваться два компонента представлений - когнитивный и смысловой. К сущности содержания смыслового компонента представлений можно отнести смысложизненные ориентации, а также рассмотрение событий жизни и жизненных планов в качестве некоего мотивационного образа, создающего условия для наполненности жизни человека определенным смыслом. Совокупность наличных знаний и понимания происходящих событий, взаимосвязей между ними, предвосхищение и планирование собственного будущего содержится в когнитивном компоненте представлений.

Диагностика компонентов представлений осуществлялась при помощи специально разработанной анкеты на изучение когнитивной и смысловой составляющей (представления о наиболее важных достижениях, представления о факторах, являющихся причиной достижений, представления о действиях, предпринимаемых для реализации жизненных целей, общий образ будущего, жизненные планы и прогноз будущих событий, временная локализация планов и стремлений), а также метода мотивационной индукции Ж. Нюттена и теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Диагностика характеристик саморазвития, к которым относятся мотивационная значимость саморазвития, направления активности, а также содержательная сторона, включающая ценностно-смысловой аспект, осуществлялась при помощи опросников реализации потребности в саморазвитии, побуждений к нему и специально разработанной анкеты, выявляющей направления и трудности саморазвития.

Чтобы изучить особенности содержания когнитивного и смыслового компонентов представлений о жизненном пути у лиц со сложившейся системой саморазвития, использовался метод контрастных групп. Исходная выборка была поделена на две подвыборки -лиц с целенаправленным и стихийным саморазвитием. Респонденты с целенаправленным саморазвитием - это лица со сложившейся системой саморазвития, характеризующиеся высокой личностной значимостью развития, высоким уровнем активного начала в саморазвитии: развивающей деятельности, рефлексии, высоким уровнем мотивационно-смысловой значимости и внутренней мотивации саморазвития; респонденты со стихийным саморазвитием обладают несформированной системой саморазвития, характеризуются низкой личностной значимостью саморазвития, низким уровнем активного начала в саморазвитии и внешней мотивацией саморазвития. Это деление дало основания для проведения сравнительного анализа между подвыборками с целенаправленным и стихийным саморазвитием для определения особенностей представлений о жизненном пути.

На основе первичных данных определялись следующие показатели для анализа представлений с позиции проявления субъекта жизни: осознание значимых жизненных достижений прошлого, усмотрение себя, своих действий как причины происходящих событий/достижений, протяженность перспективы будущего, согласованность жизненных планов и предполагаемых действий (детальность представлений), наличие определенного замысла - смысла жизни -и осмысленность действий по его реализации (действенность представлений), согласованность жизненных планов с доминирующими сферами жизнедеятельности (гармоничность представлений), уровень сформированности когнитивного компонента представлений. Содержание смыслового компонента было дополнено шкалами методики смысложизненных ориентаций, включающими ориентации человека на цель, процесс, результат, а также локус контроля «Я», локус контроля «Жизнь» и общий уровень осмысленности жизни.

Разделение выборки на группы студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием статистически обосновано достоверностью различий по всем исследуемым показателям саморазвития.

Результаты исследования смысложизненных ориентаций позволяют отметить следующее.

Таблица 1

Смысложизненные ориентации у студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием

Ориентация (%) Цель Процесс Результат

выс. норма низ. выс. норма низ. выс. норма низ.

Целенаправленное саморазвитие 32,5 57,5 10 47,5 42,5 10 32,5 55 12,5

Стихийное саморазвитие 5,4 56,7 37,8 21,6 43,3 35,1 18,9 67,5 13,5

Ориентация (%) ЛК-«Я» ЛК-«Жизнь» Уровень ОЖ

выс. норма низ. выс. норма низ. выс. норма низ.

Целенаправленное саморазвитие 40 50 10 47,5 42,5 10 40 50 10

Стихийное саморазвитие 29,7 54,1 16,2 21,6 67,5 10,8 16,2 56,8 27,02

Как видно из таблицы, для большинства респондентов обеих подгрупп в показателях ориентаций на цель, процесс, результат, локус контроля «Я», локус контроля «Жизнь» характерны средние значения (норма). Статистический анализ подтвердил отсутствие значимых различий в распределениях баллов нормы, что может говорить о том, что у большинства представителей обеих подгрупп ориентации на жизненные цели, жизненный процесс и результативность жизни выражены на уровне «среднего» человека.

Оценка различий между высокими и низкими показателями в подвыборках лиц с целенаправленным и стихийным саморазвитием позволила отметить следующее:

1. Относительное количество студентов с высоким уровнем ориентаций на цели преобладает в подвыборке с целенаправленным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); ф*=3,262); относительное количество студентов с низким уровнем ориентаций на цели больше в подвыборке со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); ф*=2,981). Данные различия могут свидетельствовать о более высокой значимости целевых ориентиров для студентов с целенаправленным саморазвитием, это характеризует их будущие намерения как высоко значимые и более осмысленные.

2. Относительное количество студентов с высоким уровнем ориентаций на процесс преобладает в подвыборке с целенаправленным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); ф*=2,429); относительное количество студентов с низким уровнем ориентаций на процесс больше в подвыборке со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); ф*=2,736). То есть удовлетворенность настоящим, тем, что происходит в текущий момент, у студентов с целенаправленным саморазвитием выше, нежели у студентов со стихийным, следовательно, значимость и рефлексия происходящего у первых выше.

3. Относительное количество студентов с низким уровнем локу-са контроля «Я» преобладает в подвыборке со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); ф*=2,736); относительное количество студентов с высоким уровнем локус контроля «Жизнь» преобладает в подвыборке с целенаправленным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); ф*=2,429). Таким образом обнаруживается, что студенты с несформированной системой саморазвития в меньшей степени имеют представления о себе как о личности, способной управлять собой, нежели студенты контрастной группы, по большей части убежденные в потенциальной управляемости жизни и ее событий.

4. Относительное количество студентов с высокими значениями по общему уровню осмысленности жизни преобладает в подвыбор-ке с целенаправленным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,968); относительное количество студентов с низкими значениями по общему уровню осмысленности жизни преобладает в подвыборке со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,968). Данный факт, обобщающий полученные выше результаты статистического анализа, в совокупности с ними позволяет дать определенную характеристику исследуемым подвыборкам. Данные свидетельствуют, что студенты со сформированной системой саморазвития больше осмысливают свою жизнь, их отличает более высокая, по сравнению с контрастной группой, целеустремленность и

100

осмысленность намерений, удовлетворенность жизнью в настоящем, убежденность в том, что собственная жизнь подвластна сознательному контролю и управлению. Студенты со стихийным саморазвитием (несформированной системой) чаще имеют противоположные характеристики, а именно менее высокую целеустремленность и удовлетворенность жизнью в текущий момент, неуверенность в обладании достаточной свободой выбора и в своих способностях управлять своей жизнью, как следствие - менее высокий уровень осмысленности жизни.

Результаты исследования различий в представлениях о жизненном пути позволили отметить следующие особенности.

Таблица 2

Характеристики представлений о жизненном пути студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием

Критерий Студенты с целенаправленным саморазвитием Студенты со стихийным саморазвитием

с± о .0 Ой Ср.ур. (%) Низ.ур. (%) СІ о .0 Ой Ср.ур. (%) Низ.ур. (%)

1. Когнитивный компонент 25 - 75 16,2 - 83,7

2. Количество личных достижений 32,5 - 67,5 59,5 - 40,5

3. «Я» как фактор влияния на жизненные события 42,5 27,5 30 32,4 24,4 43,2

4. Согласованность жизненных планов и действий 47,5 17,5 35 35,1 10,8 54,1

5. Протяженность перспективы будущего 10 55 35 18,9 40,6 40,5

6. Наличие замысла жизни и осмысленности действий по реализации 70 - 30 51,4 - 48,6

7. Согласованность жизненных планов и домин.сфер 60 - 40 40,5 - 59,5

Сравнительный анализ показателей представлений о жизненном пути среди студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием показал общую несформированность когнитивного компонента представлений у обеих подвыборок. Это проявляется в том, что большинство студентов и в той, и в другой подгруппе имеют низкий уровень сформированности данного показателя (гипотеза о сходстве распределений подтверждена при помощи критерия Стьюдента ^эмп=0,94, tэмп>tкр (р<0,05)), то есть уровень понимания своей жизни, событий, происходящих в ней, взаимосвязей между ними и т.д. является одинаково низким для респондентов обеих подгрупп.

Оценка различий других показателей представлений студентов с целенаправленным и стихийным саморазвитием позволила выявить следующее:

1. Относительное число студентов с высокими значениями по количеству указываемых личных достижений преобладает в подвы-борке со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); Ф*=2,407); относительное число студентов с низкими значениями по количеству указываемых личных достижений преобладает в подвы-борке с целенаправленным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,01); Ф*=2,403). Тот факт, что непосредственная значимость достижений преобладает у тех студентов, система саморазвития которых еще не определена, может говорить о том, что люди этой категории, высоко оценивая свои прошлые заслуги, еще не готовы к постановке новых задач, и наоборот, у людей, целенаправленно стремящихся к успеху и развитию в будущем, проявляется тенденция в обесценивании своих прошлых заслуг за счет запланированных будущих.

2. Относительное количество студентов с низкими значениями по критерию детальности представлений преобладает в подвыборке со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,697). Таким образом, характеристика студентов со стихийным саморазвитием дополняется также общей несогласованностью имеющихся жизненных планов с предполагаемыми действиями по их реализации в будущем. Тот факт, что у этих студентов желаемые цели и планы по построению будущего имеют различное содержание, подчеркивает недостаточную осмысленность жизни, что согласуется с результатами изучения смысложизненных ориентаций.

3. Относительное количество студентов с высокими значениями по критерию действенности представлений преобладает в подвыборке с целенаправленным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,679); относительное количество студентов с низкими значениями по упомянутому критерию преобладает в подвыборке со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,684). Данный факт является содержательным дополнением к указанным выше различиям в уровне осмысленности жизни: студенты, чья система саморазвития сформирована, в большинстве своем имеют определенный замысел (смысл) жизни, действия по осуществлению которого также достаточно осмысленны, студенты контрастной группы, со стихийно протекающим саморазвитием, напротив, в меньшей степени отличаются действенностью представлений в отношении смысла жизни и его реализации.

4. Относительное количество студентов с высокими значениями по критерию гармоничности представлений преобладает в подвыборке с целенаправленным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*= 1,719); относительное количество студентов с низкими значениями по рассматриваемому критерию преобладает в подвыборке

со стихийным саморазвитием (ф*эмп>ф*кр (р < 0,05); ф*=1,723). Таким образом, следует отметить, что гармоничность представлений, а именно согласованность жизненных планов и наиболее значимых, доминирующих сфер жизнедеятельности, в большей степени характерна для студентов, саморазвивающихся целенаправленно, нежели стихийно, то есть первые в большей степени, чем вторые, выстраивают линии своего развития соответственно своим жизненным стремлениям, потребностям, намерениям.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ показывает, что студенты с целенаправленным и стихийным саморазвитием в отношении сформированности и согласованности представлений о жизненном пути имеют как сходства, так и различия. Сходство в представлениях респондентов было отмечено в таких критериях, как протяженность перспективы будущего и восприятие себя, как фактора влияния на жизнь, а также сформированность когнитивного компонента. При этом большинство респондентов обеих подвыбо-рок (75 % и 83,7 % соответственно) в отношении последнего критерия имеют низкий уровень сформированности, из чего был сделан вывод, что уровень понимания своей жизни, событий, происходящих в ней, взаимосвязей между ними, является одинаково низким как для стихийно, так и для целенаправленно развивающихся студентов).

Проведенный статистический анализ позволил отметить основные особенности представлений о жизненном пути студентов со сложившейся системой саморазвития. Имеют выраженные, статистически значимые различия обе составляющие представлений, рассматриваемые в рамках данной статьи - смысловая и когнитивная. Выявлено, что студенты с целенаправленным саморазвитием (сформировавшейся системой) имеют более высокую осмысленность жизни по сравнению со студентами, чье саморазвитие протекает стихийно: будущие перспективы принимают для них большую значимость и основываются на продуманном и наделенном смыслом настоящем; факт достаточно высокой осмысленности жизни подтверждается еще одной характеристикой студентов со сформировавшейся системой - большинство из них убеждены в потенциальной управляемости жизни и ее событий, то есть ведущую роль в развитии и принятии решений они признают за собой. Осмысленное отношение к жизни у респондентов с целенаправленным саморазвитием подкрепляется также внутренней согласованностью представлений о ней. Это означает, что, имея определенный замысел жизни, они в большей степени, чем студенты со стихийным саморазвитием, склонны строить будущие планы сообразно этому замыслу. Сферы приложения их активности также в основном соответствуют поставленным жизненным целям. Таким образом, согласованность представлений у студентов со сформировавшейся системой саморазвития достигается за счет единства целей, их смыслов и выбора сфер жизнедеятельности.

Относительно особенностей представлений о жизненном пути студентов с целенаправленным саморазвитием также необходимо отметить, что респонденты этой группы в большей степени склонны обесценивать свои прошлые заслуги - собственные достижения прошлого в основном не воспринимаются ими как значимые события. Данный факт нашел свое отражение и в сравнительно невысоких ориентациях данных студентов на результативность жизни. Возможно, подобное отношение к прошлым заслугам и событиям имеет место по причине более сильных ориентаций на будущие перспективы и направления. У большинства студентов с целенаправленным саморазвитием также была отмечена общая несфор-мированность когнитивного компонента представлений о жизненном пути, что, вероятно, свидетельствует в целом о недостаточном уровне понимания и рефлексии студентами своей жизни, событий, происходящих в ней, взаимосвязей между ними. Низкая рефлексивность студентов, обучающихся по техническим специальностям, отмечалась и другими исследователями [1].

Полученные результаты дают основание полагать, что уровень саморазвития человека, активности и желания двигаться в этом направлении состоит во взаимосвязи с формированием его представлений о жизни и ее смысловых ориентиров. Понимание, осмысленность собственной жизни, наличие осознанных жизненных целей, продуманность перспективы будущего способствуют формированию субъекта саморазвития и, возможно, внутреннее стремление человека развиваться способствует формированию у него более заинтересованной, осознанной позиции по отношению к жизненному пути.

Настоящее исследование не претендует на полное решение проблемы, однако оно позволяет обозначить перспективные направления в изучении вопросов, касающихся становления субъекта саморазвития, особенностей протекания данного процесса в юношеском возрасте, а также влияния субъектных качеств на характер и особенности саморазвития человека.

Список литературы

1. Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде: Коллективная монография / под ред. Н.А. Лызь. - М.: КРЕДО, 2009. - 210 с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 456 с.

3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

4. Прима А.К. К вопросу о субъекте саморазвития: сб. науч. тр. ТТИ ЮФУ «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - С. 139-147.

5. Прима А.К. Студент технического вуза как субъект саморазвития. Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Педагогика и психология». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. - №10 (123). - С. 246-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.