Научная статья на тему 'Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции'

Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА / СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / SUBJECT’S QUALITIES / SUBJECTIVITY / SUBJECT OF LIFE PATH / SELF-REGULATION / LIFE MEANINGFULNESS / THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прима Амина Константиновна

Статья посвящена проблеме поиска взаимосвязей между такими проявлениями субъектности, как саморегуляция, смысложизненные ориентации и представления о жизненном пути у студентов, обучающихся в рамках технических направлений подготовки. Суть проблемы заключается в вопросе наличия содержательных особенностей в представлениях о жизненном пути, уровне его осмысленности у субъектов, обладающих различным уровнем саморегуляции. В статье приведены результаты исследования, основанные на сравнительном статистическом анализе, позволившие отметить различия в уровне осмысленности жизни, целеполагании, рефлексии времени жизни и общей согласованности и непротиворечивости представлений у студентов с различной способностью к саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTIONS OF THE LIFE PATH OF STUDENTS WITH DIFFERENT SELF-REGULATION LEVEL

The article reveals the problem of searching the conjunction between subject’s qualities of a person as self-regulation, the purpose of life orientation and notions about the life path among the students who study the university engineering courses. The problem lies in the issue of the special characteristics of notions about the life path, the level of its value among the persons, who regulate their activity differently. The results of the study, based on a comparative statistical analysis, let us note the differences in life meaningfulness, goal orientation, reflection of life time and the general coherence and consistency of life presentations among students with different ability of self-regulation.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции»

УДК 159.9.072.43

А.К. Прима

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Статья посвящена проблеме поиска взаимосвязей между такими проявлениями субъ-ектности, как саморегуляция, смысложизненные ориентации и представления о жизненном пути у студентов, обучающихся в рамках технических направлений подготовки. Суть проблемы заключается в вопросе наличия содержательных особенностей в представлениях о жизненном пути, уровне его осмысленности у субъектов, обладающих различным уровнем саморегуляции. В статье приведены результаты исследования, основанные на сравнительном статистическом анализе, позволившие отметить различия в уровне осмысленности жизни, целеполагании, рефлексии времени жизни и общей согласованности и непротиворечивости представлений у студентов с различной способностью к саморегуляции.

Субъектность; субъектные качества; субъект жизненного пути; саморегуляция; осмысленность жизни; студенческий возраст.

A.K. Prima

NOTIONS OF THE LIFE PATH OF STUDENTS WITH DIFFERENT SELF-REGULATION LEVEL

The article reveals the problem of searching the conjunction between subject’s qualities of a person as self-regulation, the purpose of life orientation and notions about the life path among the students who study the university engineering courses. The problem lies in the issue of the special characteristics of notions about the life path, the level of its value among the persons, who regulate their activity differently. The results of the study, based on a comparative statistical analysis, let us note the differences in life meaningfulness, goal orientation, reflection of life time and the general coherence and consistency of life presentations among students with different ability of self-regulation.

Subjectivity; subject’s qualities; subject of life path; self-regulation; life meaningfulness; the students.

Психология субъекта является одной из интенсивно развивающихся отраслей психологии. В работах представителей субъектного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, С.Л. Рубинштейн и др.) субъект раскрывается как психологическая категория и отождествляется с определенным качеством активности человека, его способностью к самоопределению, саморазвитию, способностью создавать, развивать, реализовывать свои новые возможности.

Основополагающие принципы, которые во многом дали развитие рассматриваемой категории, были положены С.Л. Рубинштейном, отметившим в качестве наиболее важных сознательность субъекта, наличие определенной субъективной реальности, выполнение роли «центра перестройки бытия», наличие ответственности как высшего уровня активности, рефлексивность как способность к выработке особого отношения к своему бытию, а также способность к самодетерминации и саморегуляции [7]. Такое понимание субъекта предполагает наличие позиции, при которой данный субъект будет выступать в роли организатора личностных событий и времени жизни - созидателя индивидуальной биографии в целом [1]. Одним из атрибутов субъекта наряду с другими качествами является наличие у него четких представлений о жизненном пути и целостный, осмысленный образ жизни.

Предметом настоящего исследования выступают такие элементы субъектно-сти, как саморегуляция и смысложизненные ориентации, а также представления о жизненном пути, как одна их важных характеристик субъекта [6].

Особенности саморегуляции субъекта проявляются в его способности так связать и осуществить дела, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались на главном, придать им желательный ход. Разные люди в меру своей субъектности в различной мере стремятся и реально могут организовать свою жизнь как целое, соединить ее отдельные планы, выделить главное направление. По мнению К.А. Абульхановой, субъективная регуляция жизненного пути является прерогативой личности как субъекта жизни [1].

Смысложизненные ориентации с точки зрения субъектного подхода предполагают наличие у субъекта такой позиции, при которой он в каждой жизненной ситуации будет действовать в соответствии с необходимостью реализации смысла жизни, что требует от него большой сознательности и ответственности [7].

Под представлениями о жизненном пути будем понимать присутствующее в сознании человека, порождаемое определенным пониманием себя в мире, субъективное отражение собственного прошлого, настоящего и перспективы будущего, представленное в целостном образе взаимосвязанных событий жизни, собственных изменений и жизненных планов, пронизанных смысложизненными ориентациями и стремлениями субъекта [3].

Субъективные представления о жизненном пути отражают наиболее важные моменты и события, характеризующие направленность личности, смысл и цели ее жизни [2]. В свою очередь представления о жизненных событиях, отношение к ним, способность принять решение, прогнозировать и моделировать события, то есть социальная зрелость и самостоятельность личности, связаны с уровнем саморегуляции, которой обладает человек. Недостаточная изученность вопросов взаимосвязи данных качеств обусловила постановку проблемы исследования: каковы особенности представлений о жизненном пути у субъектов с различным уровнем саморегуляции?

Объектом настоящего исследования были выбраны студенты вуза. Выбор объекта исследования обусловлен, с одной стороны, интересом к студенческому возрасту, как одному из наиболее важных этапов в осознании себя субъектом собственного жизненного пути, и, с другой стороны, недостаточной изученностью вопросов, связанных с личностным становлением специалистов инженерных специальностей в процессе обучения [4, 6].

Эмпирическую базу исследования составили 65 студентов 2-го курса факультета автоматики и вычислительной техники Южного Федерального Университета.

Выбор диагностического инструментария для изучения представлений о жизненном пути осуществлялся на основе теоретического анализа. В структуре представлений было выделено два измерения - временное (прошлое, настоящее, будущее) и покомпонентное (с выделением когнитивного, эмоционального и смыслового компонентов) [3].

Диагностика компонентов представлений осуществлялась при помощи специально разработанной анкеты на изучение когнитивной и смысловой составляющей, а также метода мотивационной индукции Ж. Нюттена и теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Для выявления уровня и стилевых характеристик саморегуляции студентов была использована многошкальная опросная методика «Стиль саморегуляции поведения», разработанная В.И. Моросановой.

В изучении особенностей содержания когнитивного и смыслового компонентов представлений о жизненном пути у лиц с разным уровнем саморегуляции, использовался метод контрастных групп. Исходная выборка была поделена на две

подвыборки - лиц с высоким и низким уровнем саморегуляции (по шкале общего уровня). Респонденты с высокими показателями общего уровня саморегуляции как правило отличаются самостоятельностью, гибкостью и адекватностью реакций на изменение условий, осознанным выбором целей и средств, способов для их достижения. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности [5]. У респондентов с низкими показателями по уровню саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения либо не сформирована, либо сформирована в малой степени, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, освоение новых видов деятельности детерминируется соответствием стилевых особенностей регуляции и требованиями осваиваемого вида активности [5].

Данное разделение дает основание для проведения сравнительного анализа между указанными подвыборками для определения особенностей представлений о жизненном пути у студентов с разным уровнем саморегуляции.

На основе первичных данных определялись следующие показатели для анализа представлений с позиции проявления субъекта жизни: осознание значимых жизненных достижений прошлого, усмотрение себя, своих действий как причины происходящих событий/достижений, протяженность перспективы будущего, согласованность жизненных планов и предполагаемых действий (детальность представлений), наличие определенного замысла - смысла жизни и осмысленность действий по его реализации (действенность представлений), согласованность жизненных планов с доминирующими сферами жизнедеятельности (гармоничность представлений), уровень сформированности когнитивного компонента представлений. Содержание смыслового компонента было дополнено шкалами методики смысложизненных ориентаций, включающими ориентации человека на цель, процесс, результат, а также локус контроля «Я», локус контроля «Жизнь» и общий уровень осмысленности жизни.

Результаты исследования смысложизненных ориентаций позволяют отметить, что для большинства респондентов подгрупп с высоким и низким уровнем саморегуляции характерны средние значения (норма) во всех изучаемых показателях (ориентации на цель, процесс, результат, локус контроля «Я», локус контроля «Жизнь»).

Анализ различий между высокими и низкими показателями смысложизненных ориентаций в подвыборках лиц с разным уровнем саморегуляции позволил отметить следующее.

1) Студенты с высоким уровнем саморегуляции придают больше значимости целевым ориентирам, нежели представители контрастной группы (относительное количество студентов с высоким уровнем ориентаций на цели преобладает в под-выборке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=2,39, р<0,01); относительное количество студентов с низким уровнем ориентаций на цели больше в подвыборке с низким уровнем саморегуляции (ф*=2,6, р<0,01)).

2) Отмечена более высокая удовлетворенность собственным настоящим и рефлексия происходящего в данный момент у студентов с высоким уровнем саморегуляции (относительное количество студентов с высоким уровнем ориентаций на процесс преобладает в подвыборке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=2,34, р<0,01); относительное количество студентов с низким уровнем ориентаций на процесс больше в подвыборке с низким уровнем саморегуляции (ф*=1,76, Р<0,05)).

3) У студентов с высоким уровнем саморегуляции по сравнению с контрастной группой присутствует более сильное стремление координировать собственное развитие, управлять событиями и занимать авторскую позицию по отношению ко всему происходящему в жизни. В свою очередь, студенты с низким уровнем саморегуляции в меньшей степени имеют представления о себе, как о личности, способной управлять собой и жизненными обстоятельствами (относительное количество студентов с высоким уровнем локус контроля «Я» преобладает в подвыборке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=2,35, p<0,01); относительное количество студентов с низким уровнем локус контроля «Я» преобладает в подвыборке с низким уровнем саморегуляции (ф*=2,77, p<0,01); относительное количество студентов с высоким уровнем локус контроля «Жизнь» преобладает в подвыборке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=2,41, p<0,01)).

4) Относительное количество студентов с высокими значениями по общему уровню осмысленности жизни преобладает в подвыборке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=2,63, p<0,01); относительное количество студентов с низкими значениями по общему уровню осмысленности жизни преобладает в подвыборке с низким уровнем саморегуляции (ф*=1,79, p<0,05). Этот факт, обобщающий полученные выше результаты статистического анализа, в совокупности с ними позволяет дать определенную характеристику исследуемым подвыборкам.

Данные показывают, что у студентов с высоким уровнем саморегуляции жизнь в большей степени осмысленна. Это проявляется в более высокой, по сравнению с контрастной группой, целеустремленности и обдуманности будущих намерений, удовлетворенности жизнью в настоящем, убежденности в том, что собственная жизнь подвластна сознательному контролю и управлению. Студенты с низким уровнем саморегуляции чаще имеют противоположные характеристики, а именно менее высокую целеустремленность и удовлетворенность жизнью в текущий момент, неуверенность в обладании достаточной свободой выбора и в своих способностях управлять своей жизнью, как следствие имеют менее высокий уровень осмысленности жизни.

Сравнительный анализ показателей представлений о жизненном пути среди студентов с разным уровнем саморегуляции показал невысокий уровень сформи-рованности когнитивного компонента представлений у обеих подвыборок (гипотеза о сходстве распределений подтверждена при помощи t-критерия Стьюдента ^эмп=0,4, p<0,05)), то есть уровень понимания своей жизни, событий, происходящих в ней, взаимосвязей между ними и т.д. является одинаково невысоким для респондентов обеих подгрупп.

Оценка различий других показателей представлений студентов с разным уровнем саморегуляции позволила выявить следующее.

1) Восприятие себя как главной детерминанты происходящего в жизни, собственных изменений и достижений преобладает у студентов с высоким уровнем саморегуляции над студентами, чья саморегуляция находится на невысоком уровне (относительное число студентов с высокими значениями по показателю представлений о себе как факторе влияния на жизненные события преобладает в под-выборке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=1,88, p<0,05)). Это может говорить о том, что люди, способные к осознанному и целенаправленному управлению собственной активностью, в большей степени осознают собственное авторство над происходящим.

2) Студенты с высоким уровнем саморегуляции по сравнению с контрастной группой характеризуются большей согласованностью жизненных планов и предполагаемых действий для их реализации (относительное количество студентов с высокими значениями по критерию детальности представлений преобладает в

подвыборке студентов с высоким уровнем саморегуляции (ф*=2,8, p<0,01); относительное количество студентов с низкими значениями по критерию детальности представлений преобладает в подвыборке студентов с низким уровнем саморегуляции (ф*=2,81, p<0,01)). Данный факт, говорящий о том, что у студентов с низким уровнем саморегуляции желаемые цели и планы по построению будущего имеют различное содержание, в отличие от студентов с высоким уровнем, подчеркивает недостаточную осмысленность их жизни, что согласуется с результатами изучения смысложизненных ориентаций.

4) Относительное количество студентов с высокими значениями по критерию действенности представлений преобладает в подвыборке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=2,18, p<0,05); относительное количество студентов с низкими значениями по упомянутому критерию преобладает в подвыборке с низким уровнем саморегуляции (ф*=2,19, p<0,05). Данный факт является содержательным дополнением к указанным выше различиям в уровне осмысленности жизни: студенты, чей уровень саморегуляции в достаточной мере высок, в большинстве своем имеют определенный замысел (смысл) жизни, действия по осуществлению которого также достаточно осмысленны, студенты контрастной группы, напротив, в меньшей степени отличаются действенностью представлений в отношении собственного смысла жизни и его реализации.

5) Для студентов, склонных к моделированию и регулированию своей активности, в отличие от студентов, чья саморегуляция не достигает оптимально высокого уровня, в большей степени характерно планировать не только ближайшее будущее, но и строить планы на годы вперед, задавая свой собственный, управляемый вектор развития (относительное количество студентов с высокими значениями по критерию протяженности перспективы будущего преобладает в подвы-борке с высоким уровнем саморегуляции (ф*=1,91, p<0,05); относительное количество студентов с низкими значениями по рассматриваемому критерию преобладает в подвыборке с низким уровнем саморегуляции (ф*=2,21, p<0,05).

Проведенный сравнительный анализ показывает, таким образом, что студенты с высоким и низким уровнем саморегуляции имеют как сходства, так и различия в отношении уровня осмысленности жизни, а также сформированности представлений о жизненном пути. Сходство в смысложизненных ориентациях респондентов выявлено по шкале ориентаций на результативность жизни, отражающей степень удовлетворенности человека прожитой частью жизни и оценку пройденных этапов. Сходство в представлениях студентов было отмечено в таких критериях, как количество личных достижений, гармоничность представлений (согласованность жизненных планов и доминирующих сфер жизни), а также сформирован-ность когнитивного компонента. В отношении последнего критерия можно отметить, что около трети респондентов обеих подвыборок (36,4 % и 40,6 % соответственно) имеют низкий уровень сформированности. Из этого следует, что независимо от уровня саморегуляции, уровень понимания своей жизни, событий, происходящих в ней, взаимосвязей между ними, является одинаково невысоким как для первой, так и для второй подвыборки.

Проведенный статистический анализ позволил отметить основные особенности представлений о жизненном пути студентов с высоким и низким уровнем саморегуляции. Выявлено, что студенты с высоким уровнем саморегуляции имеют более высокую осмысленность жизни по сравнению со студентами контрастной группы: для них имеют большую значимость будущие перспективы, которые основываются на продуманном и наделенном смыслом настоящем; факт их достаточно высокой осмысленности жизни дополняется убежденностью в потенциальной управляемости жизни и ее событий, взятии на себя ведущей роли в принятии

решений. Осмысленное отношение к жизни студентов с высоким уровнем саморегуляции подкрепляется также действенностью и детальностью представлений о ней. Имея определенный замысел жизни, они в большей степени, чем студенты с низким уровнем саморегуляции и произвольной активности, склонны строить будущие планы сообразно этому замыслу. Таким образом, согласованность представлений у студентов с высоким уровнем саморегуляции достигается за счет единства целей, их смыслов в рамках перспективы будущего.

Относительно особенностей представлений о жизненном пути студентов с высоким уровнем саморегуляции также необходимо отметить, что респонденты этой группы в большей степени склонны воспринимать себя как главную детерминанту происходящего в жизни, собственных изменений и достижений.

Полученные результаты дают основание полагать, что уровень саморегуляции человека, готовности сознательно управлять собственной активностью, потребностями и целевыми приоритетами, состоит во взаимосвязи с формированием его представлений о жизни и ее смысловых ориентиров - наличием осознанных жизненных целей, продуманностью перспективы будущего, принятием внутренней ответственности за происходящее в жизни. Возможно, формирование у человека заинтересованной, осознанной позиции по отношению к жизненному пути способствует и более осознанному планированию собственной деятельности, развитию способностей моделировать и программировать ситуацию будущего, гибко реагировать на изменения перспективы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Изд-во «Мысль», 1991. - 299 с.

2. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 280 с.

3. Лызь Н.А., Прима А.К. К проблеме изучения представлений о жизненном пути как характеристики субъекта жизни. Психология человека в современном мире. Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - С. 248-255.

4. Лызь Н.А., Прима А.К., Лабынцева И.С. Субъектный подход к обеспечению безопасности студентов технического вуза // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 4 (129). - С. 134-139.

5. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. - 1991. - № 1. - C. 121-127.

6. Прима А.К. Представления о жизненном пути в структуре субъектности студентов вуза // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - 2011. - № 4. - С. 122-130.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 678 с.

Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор Г.Ф. Гребенщиков.

Прима Амина Константиновна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: amina.prima@gmail.com; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; ассистент.

Prima Amina Konstantinovna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: amina.prima@gmail.com; 2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; assistant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.