Научная статья на тему 'Психологические особенности профессионально-востребованной личности'

Психологические особенности профессионально-востребованной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1000
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ДРУГИХ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / АДАПТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Евгения Владимировна

Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей профессионально-востребованной личности. Показано, что с ростом уровня профессиональной востребованности растет осмысленность жизни, выраженность базовых убеждений, параметров жизнестойкости и самоотношения. Для востребованной личности, по сравнению с невостребованной, характерен более высокий уровень саморегуляции поведения, преодоления стрессовых ситуаций и адаптационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харитонова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессионально-востребованной личности»

УДК 159.923.2 ББК 88.4 Х 20

Е.В. Харитонова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОВОСТРЕБОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей профессионально-востребованной личности. Показано, что с ростом уровня профессиональной востребованности растет осмысленность жизни, выраженность базовых убеждений, параметров жизнестойкости и самоотношения. Для востребованной личности, по сравнению с невостребованной, характерен более высокий уровень саморегуляции поведения, преодоления стрессовых ситуаций и адаптационного потенциала.

Ключевые слова: профессиональная востребованность личности, значимость для других, осмысленность жизни, базовые убеждения, жизнестойкость, самоотношение, саморегуляция, копинг-поведение, адаптивность.

E.V. Kharitonova PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PROFESSIONAL-CLAIMED PERSON

Abstract. The paper presents the results of empirical research of psychological features of the professional-claimed person. It is shown that with increasing level of a professional demand, intelligence of a life, expressiveness of base beliefs and parametres of life steadfastness and selfattitude grow. The higher level of self-control of behaviour, overcoming stressful situations and adaptable potential is characteristic of the demanded person, compared to the unclaimed one.

Keywords: a professional demand of the person, the importance for others, intelligence of a life, base beliefs, life steadfastness, the self-attitude, self-control, coping-behaviour, adaptability.

Социально-экономические глобализационные процессы, происходящие в нашей стране и в мире в целом, обусловили выраженный интерес со стороны многих исследователей к феномену профессиональной востребованности личности. Так рядом авторов отмечается невостребованность в современной России наиболее образованной и высококвалифицированной части общества на фоне выключения из сферы материального и социокультурного производства значительной части человеческого потенциала, роста социального неравенства, усиливающейся маргинализации целых социальных групп [7]. При этом важно отметить, что даже ожидание профессиональной невостребованности чревато негативными последствиями для специалиста и организации в целом. Так было показано, что угроза сокращения кадров вследствие предшествовавшего сокращения персонала в 86 % случаях сопровождается понижением лояльности и трудовой морали оставшихся работников. Угроза сокращения сопровождается ухудшением психологического климата, разрушением корпоративной солидарности, ростом отчужденности в организациях. Исследователи подчеркивают, что невостребованные кадры, годами не работающие, теряют свою квалификацию, становятся не способными к труду и деградируют как личности [4]. Положение дел отягощается еще тем, что в современных социокультурных и экономических условиях востребованность

профессионала уже не регулируется обществом, государством, и человек может положиться в основном только на себя [3]. Глобальность наблюдаемого явления обусловила выраженный интерес к феномену со стороны социологов [13, 14 и др.] и экономистов [2, 10, 11 и др.], однако в психологических исследованиях данный феномен изучен фрагментарно [1, 5, 15 и др.]. Востребованность стала главной темой ряда научных конференций [6], но до сих пор как проблема и объект психологического исследования она не нашла своего определения. Феномен востребованности не операционализирован, не определены психологические факторы формирования востребованности в процессе персоно- и профессиогенеза; не разработаны психологические условия преодоления кризиса востребованности, не изучены психологические особенности профессиональновостребованной личности. Сказанное обусловливает очевидность противоречия между растущей практико-ориентированной, социальной востребованностью научно обоснованных концепций профессиональной востребованности личности, с одной стороны, и отсутствием системного научного подхода к психологической интерпретации данного феномена - с другой, что констатирует наличие научной проблемы и актуальность ее исследования.

Анализ теоретических источников и результаты проводимых эмпирических исследований (2002-2009 гг.), позволили разработать концепцию профессиональной востребованности личности. Для верификации концепции был осуществлен цикл исследований, посвященных различным ее аспектам. В рамках одного из циклов был разработан и стандартизирован опросник «Профессиональная востребованность личности», целью последующих циклов был анализ результатов исследования психологии профессиональной востребованности личности. В рамках данной публикации будут представлены некоторые результаты этого исследования.

Психология востребованности личности может быть представлена со стороны двух блоков качеств: инициативно-притязательных и результативных. В связи с этим мы предположили, что для профессионально востребованной личности, по сравнению с невостребованной, будут характерны:

1) со стороны инициативно-притязательных качеств - более высокие значения осмысленности жизни, выраженности базовых убеждений, параметров жизнестойкости и самоотношения; а также преобладание в ценностно-мотивационном профиле ценности доброты, социальной полезности, стремления к достижению социального статуса и рабочей направленности;

2) со стороны результативных качеств - более высокий адаптационный ресурс и уровень саморегуляции поведения, а также конструктивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций.

Уровень профессиональной востребованности выявлялся с применением специально разработанного для этих целей опросника «ПВЛ». Остальные использованные методики были условно разделены на две группы. Первую группу составили тесты, позволяющие выявить инициативно-притязательные характеристики личности. Это методики: «Обзор ценностей» и «Профиль личности» (Ш. Шварц); тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман, в обработке М.А. Падун, А.В. Котельниковой); русскоязычная версия теста жизнестойкости (С. Мадди); опросник «Диагностика мотивационной структуры личности (Э. Мильман). Во вторую группу включены методики, вскрывающие психологическую результативность личности: опросник «Стиль саморегуляции поведения (В.И. Моросанова), методика «допинг-поведение в стрессовых ситуациях» (в адаптации Т.Л. Крюковой), а также многоуровневый личностный опросник (МЛО).

Для получения аналитических данных проведена статистическая обработка первичных результатов. Для оценки нормальности распределения были использованы статистические критерии Колмогорова-Смирнова и Ливена, сравнение мужской и

женской подвыборок осуществлялось с помощью параметрического ^критерия Стьюдента, сравнение трех подвыборорок с разным уровнем профессиональной востребованности - с помощью дисперсионного анализа (ANOVA).

В исследовании прияли участие 378 работающих специалистов в возрасте от 21 до 60 лет, из них 119 мужчин и 259 женщин. Средний возраст респондентов составил 35,4 года. На первом этапе исследования проведена оценка выраженности параметров профессиональной востребованности в мужской и женской подвыборках. Тест Ливена показал отсутствие статистически достоверных различий между дисперсиями, что свидетельствует о нормальности распределения данных. Для мужчин, по сравнению с женщинами, характерны: более высокий уровень оценки результатов профессиональной деятельности (р < 0,01); более высокий уровень самоотношения, обусловленного значимостью как профессионала для близких (р<0,05); более высокий уровень общего уровня профессиональной востребованности личности (р<0,05). Далее с помощью дисперсионного анализа (ANOVA) была проведена оценка выраженности анализируемых параметров в трех подвыборках, разделенных по уровню профессиональной востребованности отдельно в мужской и женской выборках. В целом полученные нами результаты можно представить в виде следующих положений.

Для большинства респондентов как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне поведения ценны безопасность, доброта, самостоятельность и достижения, не ценны - традиции, стимуляция и власть. При этом с ростом выраженности востребованности отмечен более высокий уровень ценности доброты - важности для человека сохранения и повышения благополучия близких людей как на уровне нормативных идеалов (р<0,05), так и на уровне поведения (р<0,001). На уровне поведения рост востребованности сопровождается более высоким уровнем выраженности стимуляции - стремления к волнению и новизне (в мужской подвыборке - р<0,05, в женской - р<0,01), в женской выборке - еще и стремления к конформизму (р<0,01).

Анализ смысложизненных ориентаций [8] показал, что, вне зависимости от пола, чем выше уровень востребованности, тем выше выраженность осмысленности жизни в прошлом, настоящем и будущем, а также интернальность локусов контроля Я и Жизнь (р<0,001). Причем для «невостребованной» личности характерны низкие значения смысложизненных ориентаций. Для личности со средним уровнем выраженности востребованности показательны средние, а для «востребованной» - высокие значения параметров СЖО. Профессионально-востребованной личности свойственны цели, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Она воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный, оценивая и жизнь в настоящем и в прошлом как продуктивную и осмысленную. Востребованная личность считает себя сильной и обладающей свободой выбора, и убеждена в том, что способна контролировать свою жизнь.

В обеих выборках с ростом уровня востребованности отмечено увеличение выраженности всех параметров жизнестойкости (р<0,001) и базовых убеждений личности (в мужской - р<0,01, в женской - р<0,001). Учитывая тот факт, что компоненты жизнестойкости [9] и базовые убеждения развиваются в детстве, можно предположить, что сформированная в детстве система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром способствует достижению чувства значимости для других сначала через принятие и поддержку, любовь и одобрение со стороны родителей. В дальнейшем эта система убеждений выступает в качестве базы формирования представления о себе как значимом для других профессионале. Очевидна высокая выраженность компонентов жизнестойкости у респондентов, осознающих себя востребованными, обусловлена стойким совладанием со стрессами. Это препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях и в случае любого неблагоприятного изменения профессионального статуса. В случае же сформированности у личности чувства отвергнутости, невовлеченности, ощущения себя «вне» жизни, собственной

беспомощности, непринятия риска будет затруднено формирование системы отношения к себе как значимому для других.

Вне зависимости от пола с ростом востребованности отмечен более высокий уровень выраженности глобального самоотношения и самоотношения, дифференцированного по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемого отношения к самому себе (в мужской подвыборке - р<0,01, в женской - р<0,001), в женской подвыборке еще и более высокий уровень большинства параметров, направленных на измерение выраженности установки на внутренние действия в адрес «Я» (р<0,01). «Востребованные» респонденты, по сравнению с «невостребованными», имеют более высокий уровень глобального самоотношения. Они позитивно относятся к своим способностям, энергии, самостоятельности; положительно оценивают возможности контролировать свою жизнь; доверяют себе; имеют более высокую самооценку. Им свойственны ожидание положительного отношения и уверенность в собственной значимости для других; интерес к собственным мыслям и чувствам.

Анализ мотивационной структуры показал, что, вне зависимости от пола, с ростом востребованности отмечены более высокие значения выраженности стремления личности к достижению социального статуса (р<0,05), социальной полезности (р<0,01), а также «рабочей» направленности личности (р<0,05).

Таким образом, инициативно-притязательные характеристики востребованной личности можно представить следующим образом: высокая осмысленность жизни, выраженность базовых убеждений и параметров жизнестойкости и самоотношения; для нее значимы доброта, социальная полезность, высокий социальный статус, преобладание рабочей направленности над общежитейской.

«Востребованные» респонденты, по сравнению с «невостребованными», более склонны прибегать к поведенческим ориентированным копингам (в мужской подвыборке - р<0,05, в женской - р<0,01) и менее - к эмоционально-ориентированному копингу (р<0,01). Востребованная личность склонна разрешать возникающие трудные ситуации, а невостребованная - уходить в переживания по поводу их наличия.

Анализ особенностей стиля саморегуляции [12] показал вне зависимости от пола, что с ростом востребованности отмечен рост выраженности общего уровня саморегуляции (р<0,01), моделирования (р<0,01) и оценивания результатов (р<0,05) как регуляторных процессов, а также гибкости (р<0,001) - личностного качества, обеспечивающего саморегуляцию поведения. Слабая сформированность процессов моделирования, приводящая к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, неадекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения, неспособность заметить изменение ситуации свидетельствуют о низкой результативности личности невостребованных респондентов. Кризисные явления в обществе, резко возросшие за последние полгода, только лишь усиливают неспособность профессионально невостребованной личности адекватно реагировать на ситуацию. В динамичной, быстро меняющейся обстановке такая личность чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкает к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни, что еще больше способствует возникновению регуляторных сбоев и, как следствие, неудач в выполнении деятельности. Полученные нами данные позволяют «говорить», что повышение уровня сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека будет способствовать преодолению кризиса востребованности и достижению человеком устойчивого положительного отношения к себе как значимому для других. При этом важным направлением коррекции индивидуального стиля саморегуляции должно быть формирование способности выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, адекватности оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности, а также способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.

Оценка адаптационных возможностей респондентов показала, что вне зависимости от пола, с ростом уровня востребованности отмечается расширение адаптационных способностей респондентов, в том числе рост уровня поведенческой регуляции (р<0,01) и коммуникативного потенциала (р<0,01); в женской подвыборке - еще и рост моральной нормативности поведения (р<0,05). Низкий уровень поведенческой регуляции, склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и восприятия действительности, низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, а также низкий уровень социализации препятствуют оптимальной оценке профессионально невостребованной личностью своего места и роли в коллективе, что еще больше может углубляет кризис невостребованности. В целом, полученные нами результаты свидетельствуют о высокой результативности личности востребованных респондентов и низкой - у невостребованных.

Выводы:

1. Профессионально-востребованная личность характеризуется высокой осмысленностью своей жизни. Она считает себя сильной личностью, обладающей свободой выбора, и убеждена в способности свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

2. Выраженность компонентов жизнестойкости, а также базовых убеждений в доброжелательности, справедливости и контролируемости окружающего мира, позитивный образ Я и вера в удачу способствуют совладанию такой личности со стрессами и восприятию их как менее значимых, препятствуют возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях в случае любого неблагоприятного изменения профессионального статуса.

3. В отличие от невостребованной, востребованная личность позитивно относится к своим способностям, доверяет себе и ожидает положительного отношения от других, ей интересны собственные мысли и чувства, и при этом она уверенна в собственном интересе для других.

4. Ценностно-мотивационный профиль профессионально-востребованной личности характеризуется преобладанием ценности доброты, социальной полезности, стремления к достижению социального статуса, превалированием рабочей направленности над общежитейской.

5. Для востребованной личности, по сравнению с невостребованной, характерен более высокий адаптационный ресурс и уровень саморегуляции поведения, а также конструктивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций.

Полученные результаты позволяют утверждать, что выдвинутые нами гипотезы полностью нашли свое подтверждение. В дальнейшем было бы интересным провести анализ вкладов различных социокультурных или индивидуально-личностных факторов в формировании профессиональной востребованности; выявить специфику синдромов кризиса невостребованности у представителей разных профессиональных групп и обосновать пути его профилактики и др. Важно отметить, что фрагментарное понимание профессиональной востребованности либо исключительно в связи с фактом возможного трудоустройства, либо в качестве составляющих представлений о престиже профессии и социальной успешности личности и пр. не исчерпывает данный феномен. Он может быть понят с позиций системного анализа, в контексте жизненных обстоятельств и воздействий.

Примечания:

1. Акидинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.

2. Бурлюкина Е.В. Маркетинговое управление востребованностью специалистов в системе высшего профессионального образования: дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2006.

3. Дикая Л.Г. Актуальные проблемы и перспективы исследований в психологии труда в условиях глобализации // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 3.

4. Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Социальное пространство и потенциал региона. URL: http: //www.pomorsu.ru/_doc/mba/nr/4ch.pdf

5. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.

6. Коррекция системы подготовки компетентного востребованного специалиста:

материалы Интернет-конференции. Волгоград, 2007. URL: www.volsu.ru

7. Кривошеев В.Т. Управление занятостью трудовых ресурсов в системе социального партнерства (теоретико-социологический анализ): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2004.

8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000.

9. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

10. Мельник Т.И. Маркетинговый подход к коррекции системы подготовки

востребованного специалиста // Коррекция системы подготовки компетентного востребованного специалиста: материалы Интернет-конференции. Волгоград, 2007. URL: www.volsu.ru

11. Метлин С.В. Повышение эффективности взаимодействия внешнего и внутреннего рынков труда: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2007.

12. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М., 2004.

13. Обухова Л.А. Профессионализация кадрового обеспечения государственной

гражданской службы Российской Федерации (социологический анализ): автореф. дис. . д-ра

социол. наук. М., 2007.

14. Радаева Е.А. Востребованность кадрового потенциала государственной гражданской службы (Социологический аспект): дис. . канд. социол. наук. М., 2004.

15. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

References:

1. Akidinova I.A. Features of self-actualization of the person in trades of various level of social prestige: Author’s summary of Dissertations of Candidate of Psychology degree. М., 2000.

2. Burlyukina E.V. Marketing management of a demand of experts in system of the higher professional training: Dissertations of Candidate of Economics degree. Penza, 2006.

3. Dikaya L.G. Actual problems and prospects of researches in psychology of work in the conditions of globalization//Psychological journal. 2007. Vol. 28, No. 3.

4. Dregalo A.A., Ulyanovsky V.I. Social space and region potential. URL: http: //www.pomorsu.ru/_doc/mba/nr/4ch.pdf

5. Ismagilova F.S. Professional experience of experts and its use in the conditions of market economy formation: Dissertations of Doctor of Psychology degree. М., 2000.

6. Correction of system of preparation of the competent demanded expert: Internet conference materials. Volgograd, 2007. URL: www.volsu.ru

7. Krivosheev V.T. Control of employment of a manpower in system of social partnership (the theoretical-sociological analysis): Author’s summary of Dissertations of Candidate of Sociology degree. Saratov, 2004.

8. Leont’ev D.A. Test of sense-life orientations (SLO). М., 2000.

9. Leont’ev D.A., Rasskazova E.I. Test of life steadfastness. М., 2006.

10. Melnik T.I. The marketing approach to correction of system of preparation of the demanded expert//Correction of system of preparation of the competent demanded expert: Internet conference materials. Volgograd, 2007. URL: www.volsu.ru

11. Metlin S.V. Efficiency increase of interaction of external and internal labour markets: Author’s summary of Dissertations of Candidate of Economics degree. Samara, 2007.

12. Morosanova V.I. A questionnaire “Style of self-control of behaviour” (SSCB): a manual. М.,

2004.

13. Obukhova L.A. Professionalization of the personnel of the state civil service of the Russian Federation (the sociological analysis): Author’s summary of Dissertations for Doctor of Sociology degree. М., 2007.

14. Radaeva E.A. Demand of personnel potential of the state civil service (Sociological aspect): Dissertations of Candidate of Sociology degree. М., 2004.

15. Rolz J. The justice theory. Novosibirsk, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.