Научная статья на тему 'Опыт разработки психодиагностической методики «Профессиональная востребованность личности»'

Опыт разработки психодиагностической методики «Профессиональная востребованность личности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1711
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ДРУГИХ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ясько Белла Аслановна, Харитонова Евгения Владимировна

Представлен опыт разработки методики психодиагностики профессиональной востребованности личности. Обоснована целесообразность применения в исследовательской и практико-ориентированной работе психолога. Приведены результаты психометрической проверки методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки психодиагностической методики «Профессиональная востребованность личности»»

УДК 159.923.3 ББК 88.411.9 Я 86

Б.А. Ясько, Е.В. Харитонова

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Представлен опыт разработки методики психодиагностики профессиональной востребованности личности. Обоснована целесообразность применения в исследовательской и практико-ориентированной работе психолога. Приведены результаты психометрической проверки методики.

Ключевые слова: профессиональная востребованность личности, значимость для других, психометрические характеристики теста.

B.A. Yasko, E.V. Kharitonova

EXPERIENCE IN WORKING OUT A PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUE “A PROFESSIONAL DEMAND OF THE PERSON”

Abstract. The paper discusses the experience of working out a technique of psychodiagnostics of a professional demand of the person. The author proves the expediency of its application in the research and in practice-focused work of the psychologist and gives results of psychometric check of the technique.

Keywords: a professional demand of the person, the importance for others, psychometric characteristics of the test.

В последнее время термин «востребованность» практически не сходит со страниц публицистической и научной литературы. Наибольшее внимание данному феномену, а точнее, лишь одному из его видов - профессиональной востребованности, было уделено в социологических и экономических исследованиях. Многие авторы, говоря о востребованности личности, прежде всего, имеют в виду востребованность специалиста. Так, приоритетным направлением исследования в отечественной социологии является изучение востребованности кадрового потенциала [5, 15]. В экономике в качестве основных направлений исследования востребованности выступают маркетинг востребованности выпускников вуза [11, 12]; маркетинг образовательных услуг [4], а также оценка профессиональной востребованности на внутреннем и внешнем рынках труда [13]. В психологических исследованиях востребованность личности рассматривается, прежде всего, как неотъемлемая составляющая часть современного рынка труда. При этом феноменологически не определяя содержание этого понятия, исследователи используют его как показатель конкурентоспособности специалиста [2], необходимости реорганизации профессионального опыта специалиста [9] «рыночной» оценке значимости профессии. Так, Н.С. Пряжников рассматривает востребованность результатов труда со стороны большинства покупателей как «рыночную» оценку значимости профессии, что, с нашей точки зрения, подменяет психологический смысл данного феномена. В то же время автор детально анализирует феномен человеческого достоинства, определяя его как чувство (или ощущение) собственной значимости, возникающее у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, что близко нашему пониманию востребованности. По мнению министра образования и науки РФ А. Фурсенко, понятие «профессиональная востребованность»

можно трактовать и с точки зрения адаптации в социуме, и с точки зрения повышения интеллектуального уровня, и с точки зрения успешного устройства на работу, причем последнее, по его мнению, является наиболее существенным. При этом А. Фурсенко подчеркивает, что проблема невостребованности - это проблема безопасности не только конкретной личности, но и общества в целом, так как невостребованный специалист по определению становится неудачником, выброшенным из жизни, а неудачники - большой социальный риск для социума. Представленная точка зрения перекликается с пониманием невостребованности рядом западных социологов. Таким образом, различие трактовок, а также разнообразие признаков и критериев востребованности, предлагаемых различными авторами, с одной стороны, и отсутствие четкого определения данного понятия - с другой, свидетельствуют об актуальности его феноменологического анализа и операционализации.

Научное познание феномена востребованности во всех его проявлениях возможно лишь при использовании системного и метасистемного подходов. Мы понимаем под востребованностью личности многоуровневую, строящуюся иерархически, имеющую связи с другими психологическими образованиями (активность, смысл, ценность, внешняя среда, общение, профессиональная деятельность и др.) метасистему субъективных отношений личности к себе как к «Значимому для других» профессионалу. Востребованной, значимой для других мы считаем личность, оценивающую себя и/или оцениваемую другими как необходимую, полезную, ценную, производительную. Признавая специфичность системы отношений человека к окружающему миру и к самому себе, В.Н. Мясищев подчеркивал, что система общественных отношений, в которую включен каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности [14]. Во взаимодействии с рассматриваемой системой реальное отношение к личности других людей и ее собственное самоотношение приобретают новые качественные характеристики, измерения и параметры, образующие в совокупности высший (метасистемный) уровень.

Анализ теоретических источников и результатов многолетних эмпирических исследований (2002-2009 гг.) позволил нам разработать опросник «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ). Методологической и теоретической базой для разработки данного опросника выступили представления: о метаиндивидуальности как феномене продолжения жизни человека в делах, поступках других людей [3, 6, 7 и др.], в том числе об отраженном Я как идеальной представленности и продолженности человека в людях; экспектациях как идеальном представлении личности об отношениях к ней окружающих [1]; самоутверждении как убежденности человека в том, что он обладает определенной ценностью - собственным Я, идентичностью; самоуважении как отношению к своей значимости для других, исходя из своего идеала [8]; стремлении к личностной значимости; предвосхищении общественно-ценного продукта [10]; об утверждении своего достоинства как важнейшем смысле для трудящегося человека, в том числе о «чувстве (или ощущении) собственной значимости», возникающем у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, «чувстве собственного достоинства», кризисах профессионального развития и др.

Утверждения опросника построены на принципе стандартизованного самоотчета и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной деятельности. Цель методики - диагностика уровня профессиональной востребованности личности и ее индивидуального профиля. Индивидуальный профиль востребованности включает показатели удовлетворенности степенью реализации профессионального потенциала; принадлежности к профессиональному сообществу; профессиональной компетентности и референтности; профессиональной аттракции, включающей, прежде всего, показатели особенностей эмоционального восприятия отношения коллег и руководства; самоотношения, обусловленного восприятием своей значимости как профессионала для близких, а также уровня выраженности переживания

профессиональной востребованности и оценки результатов профессиональной деятельности.

За основу утверждений были взяты концепты профессиональной востребованности личности, описанные в литературе, а также полученные нами в ходе эмпирического исследования социальных представлений об этом феномене. Все пункты опросника обсуждались с экспертами-психологами.

Практическое испытание методики «Профессиональная востребованность личности» осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе на основе теоретического анализа и результатов эмпирического исследования социальных представлений о профессиональной востребованности личности (#=382), а также данных пилотажного исследования с использованием процедуры контент-анализа (N=950) было уточнено концептуальное содержание шкал. С целью оценки очевидной валидности и степени понимания полученного текста был осуществлен экспертный анализ пунктов опросника. Исходная версия опросника, состоящая из 60 вопросов, была предложена для ознакомления экспертам-психологам, преподавателям КубГУ (N=9). Для устранения категоричности, неопределенности, двусмысленности часть утверждений была переформулирована.

На втором этапе было проведено пилотажное исследование с целью первичной психометрической оценки опросника ПВЛ (N=120). Для обеспечения репрезентативности опросника каждый пункт проверялся на дискриминативность с использованием коэффициента Дельта Фергюсона. Пункты с низкой различительной силой, ответы на которые были одинаковыми более чем в 80,0 % случаев, были исключены или отредактированы.

Конструктная валидность опросника ПВЛ в целом была обеспечена соответствием смысла понятия «Профессиональная востребованность личности» и процедуры получения пунктов теста. Содержание измерений профессиональной востребованности личности выделялось нами на протяжении 2002-2009 гг. в ходе теоретического анализа и эмпирических исследований. Утверждения для опросника собирались в течение 20042008 гг. Признав результаты пилотажного исследования в целом удовлетворительными, на третьем этапе исследования мы увеличили объем выборки на 422 человека (студенты и специалисты Краснодара, Краснодарского края и Воронежа). Общая численность выборки составила 642 человека (219 мужчин и 423 женщины), что отвечает психометрическим требованиям надежности и валидности. Возраст испытуемых - от 18 до 74 лет. Массив данных, полученный на выборке из 642 респондентов, был подвергнут процедуре эксплораторного (разведывательного), а затем - конфирматорного (подтверждающего) факторного анализа. Некоторые из пунктов по итогам факторного анализа были исключены из опросника в связи одинаковой неинформативностью нагрузки по всем выделенным факторам. Окончательный вариант опросника состоит из 47 утверждений и работает как единая шкала. Подробные результаты психометрической экспертизы, а также текст опросника, ключи и интерпретация шкал представлены в руководстве по его применению.

Правомерность выделения в опроснике 8 шкал и содержательная валидность его утверждений подтверждена с использованием факторного анализа по методу главных компонент с Varimax-вращением (N=642).

В процессе факторного анализа полученных результатов было выделено 8 факторов (57,81% дисперсии результатов). В качестве критерия уровня значимости был использован факторный вес 0,25. С учетом этого критерия пункты опросника объединились в факторы и в дальнейшем в шкалы следующим образом (некоторые пункты вошли в несколько факторов). Для удобства интерпретации полученных результатов вопросы, относящиеся к факторам 3, 4 и 8, были подвергнуты инверсии.

Фактор 1 (11 пунктов, наибольший вес или информативность 23,03%) условно обозначен как «Удовлетворенность степенью реализации профессионального

потенциала». Его образуют показатели удовлетворенности степенью реализации профессионального потенциала, достигнутым профессиональным статусом и уровнем профессиональной компетентности, а также удовлетворенности степенью

востребованности профессионального опыта и оценкой другими результатов профессиональной деятельности личности. Самый высокий факторный вес имеет переменная «Я удовлетворен степенью реализации моего профессионального потенциала» (0,798%).

Фактор 2 (11 пунктов, информативность 7,15%) условно обозначен

«Принадлежность к профессиональному сообществу». Его образуют показатели гордости из-за принадлежности к профессиональному сообществу, важности осознавания себя представителем определенного профессионального сообщества, удовлетворенности, что результаты деятельности приносят пользу обществу, а профессиональный опыт интересен и полезен для других и др. Самый высокий факторный вес имеет переменная «Я горжусь принадлежностью к профессиональному сообществу» (0,809%).

Фактор 3 (11 пунктов, информативность 6,46%) условно обозначен «Переживание профессиональной востребованности». Его образуют показатели болезненного переживания невозможности максимальной реализации в профессиональной деятельности, невозможности нахождения применения профессиональным навыкам и умениям, болезненного переживания невостребованности, ненужности результатов профессиональной деятельности для других, переживания по поводу возможного изменения профессионального статуса, отсутствия позитивного отношения со стороны руководства, а также негативной оценки своего профессионального Я. Самый высокий факторный вес имеет переменная «Я болезненно переживаю то, что не могу максимально реализовать себя в профессиональной деятельности» (0,627%).

Фактор 4 (11 пунктов, информативность 5,23%) условно обозначен

«Профессиональная компетентность». Его образуют показатели уверенности или сомнения человека в своей профессиональной компетентности, в том числе уверенности в достаточности знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности, владения средствами деятельности, достаточности уровня квалификации и опыта для осуществления сложных профессиональных задач. Самый высокий факторный вес имеет переменная «Мне не хватает профессиональных знаний, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения» (0,611%).

Фактор 5 (10 пунктов, информативность 4,59%) условно обозначен

«Профессиональная референтность». Его образуют показатели уверенности человека в своей авторитетности как профессионала для других, удовлетворенности, от того, что коллеги часто обращаются за помощью и советом, полагаются на его мнение при принятии важного решения и др. Самый высокий факторный вес имеет переменная «В профессиональном плане я определенно могу назвать себя авторитетом для других» (0,718%).

Фактор 6 (11 пунктов, информативность 4,21%) условно обозначен «Оценка результатов профессиональной деятельности». Его образуют показатели уверенности человека в своей ценности и значимости для других как профессионала, а также ценности результатов профессиональной деятельности как для себя, так и для других. Самый высокий факторный вес имеет переменная «Я не вижу ценности ни моей профессиональной деятельности, ни ее результатов» (0,498%).

Фактор 7 (9 пунктов, информативность 3,66%) условно обозначен

«Профессиональная аттракция». Образован показателями: удовлетворенность личности отношением к ней других людей; уверенность в своей авторитетности как профессионала для других; удовлетворенность тем, что коллеги часто обращаются за помощью и советом, полагаются на её мнение при принятии важного решения и др. Самый высокий факторный вес имеет переменная «Я удовлетворен отношением ко мне коллег» (0,658%).

Фактор 8 (8 пунктов, информативность 3,48%) условно обозначен

«Самоотношение». Его образуют показатели отношения человека к себе как к профессионалу, уверенности в том, что он своим трудом приносит пользу другим людям. Самый высокий факторный вес имеет переменная «Я не испытываю чувство собственного достоинства и самоуважения в профессиональной деятельности» (0,444%).

Согласно выделенным факторам были сформированы шкалы: «Удовлетворенность реализацией профессионального потенциала» (УРПП) - 9 вопросов; «Принадлежность к профессиональному сообществу» (ППС) - 9 вопросов; «Переживание профессиональной востребованности» (1111В) - 9 вопросов; «Профессиональная компетентность» (ПК) - 9 вопросов; «Профессиональный авторитет» (ПА) - 8 вопросов; «Оценка результатов профессиональной деятельности» (ОРПД) - 9 вопросов; «Отношение других» (ОД) - 9 вопросов; «Самоотношение» (СО) - 8 вопросов.

Оценка нормальности распределения с помощью критерия Ливена показала отсутствие статистически достоверных различий между дисперсиями, что свидетельствует о нормальности распределения данных. Далее был проведен сравнительный анализ с помощью параметрического ^критерия Стьюдента выраженности параметров профессиональной востребованности в мужской ^ = 219 чел.) и женской ^ = 423 чел.) подвыборках. По ряду параметров были выявлены достоверные различия. Для мужчин, по сравнению с женщинами, характерны: более высокий уровень оценки результатов профессиональной деятельности (г = 3,63, р < 0,001); более высокий уровень самоотношения, обусловленного значимостью как профессионала для близких (г = 2,14, р < 0,05); более высокий уровень общего уровня профессиональной востребованности личности (г = 2,18, р < 0,05).

Заключение экспертизы данных, полученных с помощью метода контрастных групп, позволяет сделать вывод о достаточной критериальной валидности. В зависимости от нормальности распределения признака с помощью параметрического ^критерия Стьюдента и непараметрического и-критерия Манна - Уитни были выявлены различия показателей в контрастных группах. Различия в мужской подвыборке между выраженностью параметров ПВЛ у работающих специалистов (Ы = 162) и безработных граждан (Ы =57) были выявлены по параметрам: «Удовлетворенность реализацией профессионального потенциала» (г = 2,47; р = 0,014), «Профессиональная

компетентность» (г = 2,72; р = 0,007) и «Профессиональный авторитет» (г = 2,39; р = 0,018). Для работающих мужчин, по сравнению с безработными, характерны более высокие значения указанных параметров. В женской подвыборке различий не выявлено. Еще более значительные различия были выявлены между подвыборками работающих специалистов (162 мужчины и 261 женщина) и госпитализированных алкоголиков 1-2 степени и наркоманов (40 мужчин и 12 женщин). Вне зависимости от пола для работающих специалистов, по сравнению с госпитализированными алкоголиками 1-2 степени и наркоманами, характерен более высокий уровень принадлежности к профессиональному сообществу (г = 4,82; р = 0,00; г = 3,06; р = 0,002 соответственно для мужской и женской подвыборок), переживания профессиональньой востребованности (и = 1250,00; р = 0,00; г = 5,40; р = 0,00), оценки результатов профессиональной

деятельности (и = 788,00; р = 0,00; г = 4,74; р = 0,00), отношения других (и = 1443,00; р = 0,00; г = 4,52; р = 0,00), самоотношения (г = 5,87; р = 0,00; t = 2,66; р = 0,00), а также более высокие значения общего уровня профессиональной востребованности (и = 1234,00; р = 0,00; г = 5,87; р = 0,00).

Критериальная валидность также исследовалась путем соотнесения полученных данных-характеристик профессиональной востребованности личности с показателями теста-опросника самоотношения (В.В. Столин - С.Р. Пантелеев), шкалой базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман, в обработке М.А. Падун, А.В. Котельниковой). Поскольку профессиональную востребованность личности мы представляем в виде системы субъективных отношений к себе как значимому для других профессионалу,

сформулировано предположение, что параметры опросника ПВЛ должны иметь положительные взаимосвязи с выраженностью параметров самоотношения. Результаты корреляционного анализа с помощью r-коэффициента Пирсона свидетельствуют о тесной взаимосвязи изучаемых параметров (подавляющее большинство корреляций было выявлено на уровне значимостир < 0,001).

Согласно взглядам Р. Янофф-Бульман, когнитивная модель мира включает в себя набор имплицитных представлений индивида об окружающем мире, собственном Я, а также способах взаимодействия между Я и миром. При этом убеждение о ценности и значимости собственного Я является одним из базисных. М.А. Падун и А.В. Котельниковой было показано, что базовые убеждения тесно связаны друг с другом. Ими же был апробирован пересмотренный вариант методики «Шкала базовых убеждений». С целью проверки наличия положительной взаимосвязи шкал ПВЛ и субшкал опросника базовых убеждений был проведен корреляционный анализ с использованием r-коэффициента Пирсона. Подавляющее большинство корреляций было выявлено на уровне значимости р < 0,001, что свидетельствует о тесной взаимосвязи изучаемых параметров.

На четвертом этапе разработки опросника была осуществлена проверка его надежности как измерительного инструмента с использованием коэффициента синхронной надежности а Кронбаха (N=642), формулы Спирмена-Брауна. Тест-ретестовая форма надежности проверялась с помощью ть-коэффициента Кендалла (N=44). Значение коэффициента одномерной надежности а-Кронбаха составляет 0,99, что позволяет говорить о высокой внутренней согласованности методики. Значения коэффициента Га Спирмена-Брауна были получены в диапазоне 0,75-0,89, что также свидетельствует о надежности шкал опросника. Для изучения ретестовой надежности 44 респондентам с временным интервалом в три недели опросник ПВЛ был предложен дважды. Обязательным условием отбора респондентов было сохранение их профессионального статуса в течение этого периода времени. Все показатели ть-коэффициента Кендалла были выявлены на уровне значимости р < 0,001, что свидетельствует о высокой устойчивости результатов измерения.

Для изучения внутренней однородности были подсчитаны коэффициенты интеркорреляций шкал теста. Значения коэффициента rs были выявлены в пределах от

0,379 до 0,798 (р < 0,001), что свидетельствует о высокой внутренней однородности опросника. Подсчет коэффициентов корреляции каждого из пунктов с общим показателем для изучения синхронной надежности пунктов теста показал, что все шкалы коррелируют с общим показателем на значимом уровне (rs от 0,735до 0,798).

Подводя итог проведенному исследованию, мы можем констатировать, что предлагаемый нами опросник ПВЛ полностью отражает концептуальную структуру феномена профессиональной востребованности личности, который далеко не исчерпывается только лишь трудоустройством специалиста или созданием благоприятных условий, предполагающих рациональное использование его профессиональных способностей. Важным компонентом профессиональной востребованности является, прежде всего, отношение личности к себе, реализовавшей свой профессиональный потенциал для других. Тесная взаимосвязь отдельных шкал, а также работа опросника в целом как единой шкалы свидетельствует, в свою очередь, о тесной взаимодействии отдельных компонентов профессиональной востребованности друг с другом. При этом важно отметить, что профессиональная самореализация важна для личности, прежде всего, в контексте значимости ее результатов для других, будь то коллеги по работе или руководство, близкие или даже незнакомые люди. Учет каждого из выявленных параметров в случае переживания личностью профессиональной невостребованности поможет ей справиться с кризисом и обрести свою нужность, значимость для других. В целом, проведенная работа по созданию и психометрической экспертизе психодиагностического опросника «Профессиональная востребованность личности»

свидетельствует о его достаточной валидности и надежности. С помощью факторного анализа выявлена его восьмифакторная структура. Предлагаемый опросник обладает широким спектром применения и может быть рекомендован как для практической, так и для исследовательской деятельности.

Примечания:

1. Абульханова К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 5.

2. Акидинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.

3. Андреева Н.Е. Метаиндивидуальность и её развитие в процессе профессионального становления специалиста: автореф. ... дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2004.

4. Васильченко Н.Г., Бурлюкина Е.В., Секерин В.Д. Стратегические маркетинговые исследования рынка образовательных услуг // Маркетинг. 2002. № 6.

5. Воронкова Н.В. Социальный потенциал организации (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

6. Вяткин Б.А. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 3.

7. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.

8. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности. URL: http://www.i-

u.ru/biblio/archive/ivanova_common_questions.

9. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.

10. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

11. Ковалева О.П. Формирование лояльности как фактора повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг: автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб., 2009.

12. Мельник Т.И. Маркетинговый подход к коррекции системы подготовки востребованного специалиста // Коррекция системы подготовки компетентного востребованного специалиста: материалы Интернет-конференции. Волгоград, 2007. URL: www.volsu.ru.

13. Метлин С.В. Повышение эффективности взаимодействия внешнего и внутреннего рынков труда: автореф. дис. . канд. экон. наук. Самара, 2007.

14. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

15. Обухова Л.А. Профессионализация кадрового обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации (социологический анализ): автореф. дис. . д-ра социол. наук. М., 2007.

References:

1. Abulkhanova K.A., Gordienko E.V. Views of the person about the attitude to him of significant others//Psychological journal. 2001. Vol. 22, No. 5.

2. Akidinova I.A. Features of self-actualization of the person in trades of various level of social prestige: Author’ summary of Dissertation for Candidate of Psychology degree. М., 2000.

3. Andreeva N.E. Metaindividuality and its development in the course of professional formation of the expert: Author’ summary of Dissertation for Candidate of Psychology degree. Tambov, 2004.

4. Vasilchenko N.G., Burlyukina E.V., Sekerin V.D. Strategic marketing researches of the market of educational services//Marketing. 2002. No. 6.

5. Voronkova N.V. Social organization potential (sociological analysis): Author’ summary of Dissertation for Candidate of Sociology degree. М., 2007.

6. Vyatkin B.A. Development of the doctrine about integrated individuality: problems, results, prospects//Psychological journal. 1997. Vol. 18, No. 3.

7. Dorfman L.Ya. The metaindividual world: methodological and theoretical problems. М., 1993.

8. Ivanova V.V. General questions of consciousness of the person. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ivanova_common_questions.

9. Ismagilova F.S. Professional experience of experts and its control in the conditions of market economy formation: Dissertation for Doctor of Psychology degree. М., 2000.

10. Klimov E.A. Introduction in work psychology. М., 1988.

11. Kovaleva O.P. Formation of loyalty as factor of increase of competitiveness of a higher educational institution in the market of educational services: Author’ summary of Dissertation for Candidate of Economic degree. SPb., 2009.

12. Melnik T.I. The marketing approach to correction of system of preparation of the demanded expert//Correction of system of preparation of the competent demanded expert: Internet conference materials. Volgograd, 2007. URL: www.volsu.ru.

13. Metlin S.V. Efficiency increase of interaction of external and internal labour markets: Author’ summary of Dissertation for Candidate of Economic degree. Samara, 2007.

14. Myasishchev V.N. The person and neurosises. L., 1960.

15. Obukhova L.A. Professionalization of the personnel of the state civil service of the Russian Federation (sociological analysis): Author’ summary of Dissertation for Doctor of Sociology degree. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.