Научная статья на тему 'Студент как активный субъект познания в высшем образовании'

Студент как активный субъект познания в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / СУБЪЕКТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING STUDENTS / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / NEW APPROACH TO HIGHER EDUCATIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабочкин П. И.

Автор, сравнивая социоцентрический и личностноцентрический подходы к образова нию, делает вывод, что в современном высшем образовании студента необходимо рас сматривать как активного субъекта образовательного процесса. Предлагаются подхо ды к созданию социокультурной среды вуза гуманистической направленности и реали зации субъектно-центрированного подхода к обучению студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student as an active subject in higher education

The author explains the role of a student in contemporary higher education as a subject of the educational process. The author proposes approaches to the creation of social and cultural environment of the university and the implementation of subject-centered approach to teaching the students of the universit

Текст научной работы на тему «Студент как активный субъект познания в высшем образовании»

УДК 371.83

П.И. БАБОЧКИН

СТУДЕНТ КАК АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор, сравнивая социоцентрический и личностноцентрический подходы к образованию, делает вывод, что в современном высшем образовании студента необходимо рассматривать как активного субъекта образовательного процесса. Предлагаются подходы к созданию социокультурной среды вуза гуманистической направленности и реализации субъектно-центрированного подхода к обучению студентов вуза. Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка студентов, социокультурная среда вуза, субъектно-центрированный подход к высшему образованию.

The author explains the role of a student in contemporary higher education as a subject of the educational process. The author proposes approaches to the creation of .social and cultural environment of the university and the implementation of subject-centered approach to teaching the students of the university.

Keywords: higher education, professional training students, socio-cultural environment of the university, new approach to higher education.

Сегодня российское общество находится на переходном этапе своего развития, поэтому оно имеет неустойчивый характер, что особенно проявляется в социально-политической и экономической сферах. Пока еще достаточно четко и однозначно не определена общая стратегия развития Российского государства. В связи с этим требуется особый тип личности молодого специалиста - жизнеспособного в данном обществе, способного к саморазвитию и самореализации, а также социально активного по отношению к развитию социума. При этом специалист должен совмещать высокий уровень своего творческого потенциала и социализации во всех сферах социальной жизнедеятельности, а также иметь социальную ответственность за свое личностное становление и получение высокого качества профессиональ-

© Бабочкин П.И., 2014

ной подготовки. Кроме того, выпускник вуза должен стать полноценным гражданином и быть готов принять на себя ответственность за устойчивое развитие российского общества и государства.

В настоящее время резко возросла роль человеческого фактора в системе образования, а также значимость субъектных качеств личности специалиста, прежде всего, его ответственность за свое саморазвитие и самореализацию.

В педагогике выделяются два основных подхода к образованию:

1) социоцентрический, где главное внимание уделяется социализации, освоению профессии, а затем развитию личности будущего специалиста;

2) личностноцентрический, где основное внимание направлено на выявление специфики личности и развитие творческого потенциала будущего специалиста, а затем на освоение профессии и социализацию.

Социоцентрический подход в системе профессионального образования определяется прежде всего типом общества, где его сохранение и устойчивое развитие обеспечивались за счет совместной деятельности людей, объединенных одной целью, и где проявления индивидуальных особенностей каждого работника в совместной деятельности не требуется.

Общество всегда определяет тип обучения, поскольку оно является субъектом образовательной деятельности и несет ответственность за уровень подготовки специалиста. При этом сам студент в настоящее время в российской образовательной системе практически не несет ответственности перед обществом за качество своего образования, поскольку за уровень качества его образования перед государством более всего отвечают вуз и преподаватели.

Следовательно, по нашему мнению, необходимо разрабатывать и внедрять в систему профессионального образования субъектно-центрический подход к подготовке специалиста, благодаря которому студент становится активным социальным субъектом своего образовательного процесса. Сам социальный субъект, его субъектные качества формируются в процессе деятельности, включая познавательную и предметно-практическую. При этом в числе приоритетных субъектных характеристик социального субъекта выступают не только активная деятельность по преобразованию природы и самого себя, но и его интересы, для реализации которых осуществляется эта деятельность, а также нравственность и осознание самого себя как социального субъекта, т.е. самосознание.

Уровнем субъектной активности специалиста и уровнем качества его

профессионального образования сегодня определяется конкурентоспособность выпускников вузов на современном избыточном рынке труда. Активность личности здесь проявляется как на этапе осознанного выбора профессии, так и на этапе получения профессионального образования и квалификации определенного уровня, востребованного на рынке труда.

Рассматривая становление активной личности студента как процесс, прежде всего следует выделить внутри-личностную, деятельностную активность. Она направлена на формирование внутреннего мира молодого человека, его внутренней активности и развитие социально значимых психологических качеств, которые позволят ему стать жизнеспособным в обществе и реализовать себя как самостоятельного социального субъекта своей собственной жизни.

В структуру субъектности личности следует включать и такой системный элемент, как мировоззрение, определяющий смысложизненные приоритеты и социокультурную направленность саморазвития молодого человека. Кроме того, субъектность в данном аспекте обеспечивает психологическую устойчивость человека, развитие его индивидуальности за счет повышения уровня активной деятельности по отношению к собственному бытию и саморазвитию.

В связи с этим для достижения нового качества образования необходимо использовать субъектный подход в образовательном процессе, который рассматривается как познавательный процесс, где студент выступает полноправным субъектом познания и саморазвития. Приоритетной здесь может быть поставлена цель формирования жиз-

неспособной личности, ее социальной активности и ответственности за качество своего профессионального образования.

Следовательно, необходимо определить модель жизнеспособной личности, которая была бы способной стать активным субъектом в социально-экономической и политической жизни общества. В таком случае, формируя модель личности специалиста, нужно учитывать то, что он не только будет осуществлять свою жизнедеятельность в имеющихся социальных и экономических условиях, но и должен быть готов к профессиональной деятельности в новых, пока еще не определенных условиях. В таком случае необходимо формировать у студентов новый тип менталитета, который можно обозначить как вероятностный тип, благодаря которому будущий специалист может достаточно адекватно ориентироваться в поле вероятностного пространства жизни общества и эффективно действовать в этом поле.

В таком случае модель специалиста будет включать личностные социальные качества, систему ценностей и профессиональные способности. Одной из приоритетных целей здесь будет формирование социальной субъ-ектности специалиста, включая социальную активность и ответственность, социальные способности, интерес, лидерство и др. Сюда будет включена ролевая социализация по сферам жизнедеятельности специалиста в обществе: гражданская, семейно-бытовая, правовая, экономическая и др.

Субъектный активный подход к профессиональному образованию будет ориентировать учебный процесс на формирование у будущего специалиста соответствующих способностей:

технологических, творческих, организаторских и других, необходимых специалисту для эффективного выполнения всех видов профессиональной деятельности, определенных должностными обязанностями по данной специальности.

Рассматривая студента в системе образовательной деятельности, можно видеть, что в процессе обучения он выступает в качестве субъекта познания, где элементами познавательной ситуации будут:

• субъект познания - студент;

• объект познания - содержание всех дисциплин, включенных в ГОС;

• средства познания - различные носители и трансляторы информации, в том числе преподаватели и образовательные технологии;

• условия познания - материальные ресурсы, информационное обеспечение, а также социально-психологическая среда вуза и внешняя социальная среда.

В данном случае студент как активный субъект познания прежде всего должен обладать субъектными качествами как врожденными, так и приобретенными в процессе воспитания в системе образования, среди которых:

• познавательная активность;

• академические способности;

• профессиональные задатки и склонности;

• положительная мотивация на обучение и саморазвитие;

• система ценностей, ориентированная на освоение профессии.

Эти качества личности должны быть сформированы у абитуриента еще в средней школе, особенно академические способности. Кроме того, необходимо выявить профессиональные задатки и склонности учащихся старших классов в процессе профориентацион-

ной работы, которая должна целенаправленно проводиться в общеобразовательном учебном заведении. Однако в образовательном процессе высшего учебного заведения у студента также необходимо целенаправленно развивать познавательную активность и академические способности, поднимая их на новый качественный уровень, формируя тем самым личностную основу творческого потенциала будущего специалиста.

Важным элементом познавательной ситуации выступают условия познания, которые можно подразделить на три вида: объективные, субъективные и социальные.

Объективные условия выступают одним из определяющих факторов в обеспечении качества образования, и их перечень нормативно закреплен в лицензионных показателях. Объективные и субъективные условия в значительной степени зависят от деятельности самого вуза, его образовательной, экономической и кадровой политики. Социальные условия должны определяться миссией данного вуза в обществе и его влиянием на социальную среду.

Степень соответствия качественных характеристик реального выпускника и его идеальной модели, заложенной в образовательном стандарте, обусловливаются эффективностью образовательного процесса в данном вузе и зависят от качественных и количественных параметров всех элементов, определяющих учебно-воспитательный процесс, в том числе и социокультурной среды вуза, которая также входит в состав условий познания и оказывает большое влияние на познавательную и социальную активность студента. Социокультурная среда вуза - это часть

социальной микросреды, включающей условия, необходимые для получения высшего образования в соответствии с заданными требованиями. Она представляет собой часть вузовской среды, элементы которой ориентированы на формирование потребностей, интересов и ценностей личности, а также ее способностей и личностных качеств в соответствии с общечеловеческими и национальными целями развития.

При этом социокультурная среда вуза выступает как совокупность всех элементов, воздействующих на процесс гуманитарного образования и социокультурного формирования личности студента, включая материальный и духовный компоненты социальной микросреды вуза. Она является той неповторимой средой, присущей каждому конкретному вузу, где происходит социальное и профессиональное становление личности, и которая определяет направленность будущей профессиональной и гражданской деятельности специалиста.

В процессе получения высшего образования влияние социокультурной среды вуза проявляется в следующих аспектах:

• мировоззренческом: для формирования гуманистического отношения к окружающему миру и к самому себе, освоения гуманистических нравственных ценностей и норм, художественно-эстетических взглядов;

• социализации личности: для освоения социально значимой информации и навыков деятельности в различных сферах социокультурной жизни общества (культурно-досуговой, семейно-бытовой и т.п.);

• становлении гражданских качеств, развитии способностей и реализации творческого потенциала личности;

• мотивационном: для создания положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы, выявления и развития способностей и освоения различных форм социокультурного опыта.

Следовательно, для реализации задач повышения качества образования необходимо формировать социокультурную среду гуманистической направленности, определив при этом систему показателей, отражающих параметры элементов данной среды, обеспечивающих благоприятные условия и социально-психологическую комфортность для удовлетворения учебно-научных, культурно-досуговых и бы-

товых потребностей студентов и преподавателей.

Реализация субъектно-центрирован-ного подхода в системе высшего профессионального образования позволит поднять на более высокий уровень качество подготовки специалистов, ответственных за свое обучение и личностное саморазвитие. Кроме того, становится возможным реальное развитие демократического общества в России за счет социально активных специалистов, которые могут выступать как организаторы и лидеры в реализации различных социальных инноваций, направленных на возрождение России как великой мировой державы.

1. Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М, 1998.

2. Роджерс К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. 1993. № 5-6.

3. Подлиняев О.Л. Личностно-центриро-ванный подход как альтернатива технологи-

зации современного образования // «Magister Dixit». Научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2012. № 2.

4. Махотин Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 1. С. 11-21.

УДК 377:392.7 Е.В. СУББОТИНА, В.М. ИЩЕНКО

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Авторы рассматривают особенности перехода высшего образования на новую концепцию стандартизации высшего образования и соответствующие изменения в разработке основных профессиональных образовательных программ. Рассматриваемые изменения направлены на повышение качества профессионального образования и подготовку выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, ФГОС высшего образования, основные образовательные программы, качество профессиональной подготовки, комплекс оценочных средств.

In this article the authors examine the features of the transition of higher education on the new concept of standardization of higher education and the changes in the development of basic professional educational programs.

Keywords: higher education, standards of higher education, basic education programs, the quality of training, complex assessment tools.

Генезис образовательного стандарта представляет собой эволюцию способов нормирования образования и образованности. Новая культура проектирования образования стала складываться в середине прошлого века, тогда же проблема стандартизации приобрела международный характер. В настоящее время нет ни одного государства с развитой системой профессионального образования, которое бы в какой-либо форме не предъявляло определенных требований к качеству ее функционирования. Как правило, эти требования закрепляются в документах, имеющих основное значение для деятельности образовательной системы, и поэтому воспринимаются ею как социально заданные нормы. Для педагогической науки проблема стандартизации имеет особое значение, поскольку образовательный стандарт выступа-

© Субботина Е.В., Ищенко В.М., 2014

ет системообразующей моделью образования, в которой целостно отражены все аспекты образования: целевые, ценностные, смысловые, деятельност-ные, содержательные, процессуальные и организационные.

В рамках действующей образовательной системы понимание стандарта соотносится с эталоном, а именно с условиями, которые могут быть созданы образовательной системой для обеспечения нормального развития (обучения, воспитания) человека в соответствии с его природой. Объяснение стандарта с таких позиций предполагает, что это не только перечень знаний, навыков и умений, которые должен обязательно приобрести обучаемый к определенному моменту времени, но и общий ориентир для самооценки возможностей вхождения в ту или иную социально-образовательную среду. Обязательными функциями стандарта являются обеспечение един-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.