Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как школа гражданской активности'

Студенческое самоуправление как школа гражданской активности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC ACTIVISM / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / CIVIC CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова Светлана Михайловна

В статье приведены результаты социологического исследования, анализирующего влияние участия в студенческом самоуправлении на формирование гражданской культуры российской молодежи. Рассмотрены мотивы участия молодых людей в студенческом самоуправлении. Проанализирована оценка социальной роли студенческого самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the results of sociological research that analyzes the impact of participation in the students’ self-government activities on the formation of Russian youth’s civil culture. The article describes motives of taking part in the students’ selfgovernment activities. Besides this article analyses the students’ self-government social role according to the participants of this activity.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как школа гражданской активности»

- Вып. VI. - С.21.

4. Дикусарова М.Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда Режим доступа: http:// vvsu.ru/activities/development-program/results/conference (дата обращения: 18.01.2015).

5. Звоновский В.Б., Белоусова Р. Молодежь на рынке вторичной занятости // Вестн. обществ. мнения. - 2006. -№2. - С. 62-72.

6. Клопов Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности // Социологические исследования. - 1997. - № 4. - С. 29-45.

7. Кузнецов В. И. Методологические проблемы статистических исследований занятости. М., 1999. - С. 14.

8. Луков В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С. 27-35.

9. Малева Т.М. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы // Государственная и корпоративная политика занятости. М., 1998. - С. 22.

10. Перова И. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1999. - №4. - С. 31.

11. Ромашов О. В. Социология труда. М.: Гардарики, 2001. - 320 с.

12. Современный экономический словарь. М.: ИН-ФРА-М, 2006. - 495 с.

13. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312с.

14. Стародубцева Е.К. Современный экономический словарь. М., 2000. - 479с.

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ШКОЛА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

Павлова Светлана Михайловна

Аспирант каф. «Государственное управление и социология региона»,

Пензенский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты социологического исследования, анализирующего влияние участия в студенческом самоуправлении на формирование гражданской культуры российской молодежи. Рассмотрены мотивы участия молодых людей в студенческом самоуправлении. Проанализирована оценка социальной роли студенческого самоуправления.

ABSTRACT

The article contains the results of sociological research that analyzes the impact of participation in the students' self-government activities on the formation of Russian youth's civil culture. The article describes motives of taking part in the students' self-government activities. Besides this article analyses the students' self-government social role according to the participants of this activity.

Ключевые слова: студенчество, студенческое самоуправление, гражданское общество, гражданская активность, гражданская культура.

Keywords: students, student self-government, civil society, civic activism, civic culture.

Индивидуализм, как основная характеристика мотива-ционного поведения и основа формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи, подчеркивается в социологических исследованиях отечественных ученых. Данный факт был подтвержден в масштабном исследовании, проводимом российскими учеными под руководством Н.И. Лапина, результатом которого, кроме всего прочего, стало появление термина, характеризующего общероссийское мировоззрение - как «потребительский индивидуализм» [4, с. 202]. Похожие результаты были получены в авторском исследовании Г.Д. Гриценко, в котором было выявлено, что среди основных инструментальных ценностей молодежи преобладают индивидуалистические [2, с. 375].

Молодежь, как социальная группа общества, впитывающая все изменения, естественно подвергается воздействию внешней среды, пропитанной духом капиталистической экономики, глобализации и других мировых тенденций, что отражается на ее ценностных ориентациях. В то же время современные социокультурные тенденции не предполагают обязательного господства тотального эгоцентризма в сознании и поведении молодежи: правильным гражданским воспитанием можно сформировать у российской молодежи тот необходимый уровень гражданского участия и активности,

который позволит развить общую гражданскую культуру [4, с. 202].

Молодежь, особенно студенческая, во все времена была одной из самых активных социальных групп России. В деятельности молодых людей, желающих изменить существующую реальность к лучшему, жертвующих своими интересами ради общего дела, ради идеи, постоянно трудящихся, совершенствующихся, развивающихся, виделись зачатки гражданской культуры. В царской России молодые представители интеллигенции объединялись в кружки и собрания с целью реализации и продвижения общих идей, замыслов, накопления опыта и просто общения. Так на базе Московского университета в 1781 году появилась первая студенческая организация «Собрание университетских питомцев» под покровительством куратора и ректора Московского Университета М.М. Хераскова. В студенческих организациях (таких, как «Собрание университетских питомцев»), литературных обществах («Зеленая лампа» и др.) состояли известные в будущем поэты, общественные деятели, писатели (А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Островский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, А.П. Чехов). Молодежь во все времена мечтала о лучшем будущем, поэтому нередки были случаи, когда ее потенциал был использован

радикальными организациями. Так, в конце XIX века часть молодежи была охвачена борьбой с самодержавием, неоднократно покушалась на царскую династию.

В годы советской власти уделялось большое внимание общественной деятельности студенческой молодёжи: молодые люди строили дороги (например, участвовали в знаменитом проекте «БАМ») и целые города (например, наукограды), трудились в стройотрядах, осваивали целину, продвигали науку, участвовали в общественной жизни государства.

С распадом Советского Союза молодежь, будучи также активной частью населения, по сути, осталась без пристального внимания государства, попадала под влияние различных политических сил, участвовала в акциях протеста, демонстрациях, митингах и т.д. В 90-е гг. часть молодежи начинала сложный путь предпринимательства, отдельные ее представители были втянуты в деятельность различных бандитских группировок, каждым годом росло количество представителей неформальной культуры.

В хаосе перестроечных и постперестроечных лет необходима была продуманная государственная молодежная политика, активный диалог власти с представителями молодого поколения. Между тем проект Закона о молодежи в СССР так и не был принят, и молодежь оказалась предоставлена сама себе. Самая главная организация, занимающаяся вопросами молодежи - Комсомол - прекратила свое существование, на смену ей приходили новые молодежные общественные организации и объединения, главным образом - на базе вузов: студенческие клубы, советы, союзы и т.д. Сохранили свою активную роль в этом процессе и студенческие профсоюзы. Однако единого видения и направления развития молодежных объединений и организаций долгое время не было. Ситуация поменялась только к началу 2000-х годов.

Сегодня институт студенческого самоуправления переживает новый виток развития. С одной стороны, в реализации данного направления студенческой активности было достигнуто много задач, с другой стороны, отчасти он нуждается в пересмотре и модернизации, в наделении новыми смыслами, целями, задачами.

В основах государственной молодежной политики до 2025 года сказано, что «...общественная деятельность и студенческое самоуправление, как институты, связанные с социализацией молодежи и формированием (развитием) гражданственности должны способствовать воспитанию патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.» [1].

В этой связи особенно интересным на наш взгляд, является вопрос о взаимосвязи между институтом студенческого самоуправления и развитием активистской культуры и гражданского общества в целом. Представляет огромный интерес вопрос о том, какие же мотивы движут участниками студенческого самоуправления, есть ли в мотивах данной деятельности зачатки внутренней гражданской культуры или же они носят сугубо индивидуалистический характер.

В 2015 году среди студентов вузов и представителей работающей молодежи Пензенской области нами было проведено социологическое исследование, имеющее своей целью изучение связи между развитием студенческого самоуправления и формированием гражданского общества. Всего в исследовании приняло участие 502 человека (41% - мужчины, 59% - женщины).

Почти 90% респондентов отмечали, что когда-либо слышали о студенческом самоуправлении, 76,4% всех участвующих в опросе отметили наличие у себя качеств лидера или активиста, и около половины опрошенных когда-либо реально принимали участие в деятельности студенческого самоуправления. Особое внимание в ходе анализа результатов исследования нами было уделено установкам молодых людей, участвующих в деятельности студенческого самоуправления либо имеющих опыт такого участия (п=278).

Часть вопросов была посвящена мотивам участия в деятельности студенческого самоуправления, его роли в жизни вуза. Были выявлены основные мотивы, побуждающие молодежь заниматься студенческим самоуправлением. Результаты представлены на рисунке 1.

Мотивы участия в студенческом самоуправлении

Затрудняюсь ответить | 1% Свой вариант ответа | 2,50% Чисто случайна, там бьши мои друзья __ 7,60% Возможность отточить навыки менеджмента 16,60%

Возможность в дальнейшем получить доступ в органы власти ^ 4%

Возможность заработать авторитет 15,50%

Возможность раскрытия собственных возможностей и потенциала |

Возможностьиспользоватьсоциальные блага, сопряженные с..14%

Возможность проявить свою гражданскую позицию 31,30%

Желание сделать мир лучше ^^^^^^^^^^^^^^^^ 40% Наличие свободного времени 18%

71.60%

0%

20%

40%

60%

80%

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Что Вас побудило к участию в студенческом самоуправлении?»

Как видим, респонденты, имеющие опыт участия в студенческом самоуправлении, главным мотивом начала данного вида деятельности считают возможность раскрытия личностного потенциала, желание сделать мир лучше, и возможность проявить свою гражданскую позицию. Данные результаты позволяют сделать вывод, что у современных активистов преобладает желание самореализации, которое, как известно присуще молодежи в целом.

Внутри выборки нами была выделена группа лиц, которые занимают (занимали) официальные должности в орга-

нах студенческого самоуправления. В ответах на указанный выше вопрос представители данной подгруппы не продемонстрировали серьезных отличий от точки зрения всей выборки. Единственный вариант ответа, где «официальные» активисты выделяются - «Возможность отточить навыки менеджмента» (24 % против 16,6% в целом по выборке).

Не выделено серьезных различий в ответах на данный вопрос и в зависимости от сферы студенческого самоуправления, в которой специализируются либо специализировались члены студенческого самоуправления (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Мотивы участия в студенческом самоуправлении, среди лиц, имеющих опыт в данной деятельности, в зависимости от

сферы участия.

Мотивы участия в ССУ Члены студенческого совета Представители Профсоюза Тьюторы (наставники) Члены СНО (студенческого научного общества) Представители спорт и в н ы х клубов Представители куль-турно-мас-совой сферы Волонтеры Члены пе-дагогиче-ских отрядов

Наличие свободного времени 17,30% 16,30% 14,50% 25,00% 12,70% 14,00% 15,40% 8,30%

Желание сделать мир лучше 42,90% 46,50% 43,50% 45,80% 36,50% 40,30% 47,30% 47,90%

Возможность проявить свою гражданскую позицию 32,50% 27,90% 27,50% 33,30% 30,20% 29,50% 32,00% 29,00%

Продолжение таблицы

Возможность использовать социальные блага, сопряженные с участием в студенческом самоуправлении 15,70% 19,80% 18,80% 14,60% 17,50% 14,00% 14,00% 18,80%

В о з м о ж -ность рас-к р ы т и я собственных возможностей и потенциала 73,80% 70,90% 71,00% 70,80% 66,70% 75,80% 74,40% 77,00%

В о з м о ж -ность заработать авторитет 16,20% 16,30% 20,30% 8,30% 17,50% 17,50% 15,40% 12,50%

В о з м о ж -ность в дальнейшем получить доступ в органы власти 4,70% 3,50% 2,90% 2,00% 1,60% 4,00% 5,00% 4,20%

Возможность отточить навыки менеджмента 19,90% 22,00% 24,60% 18,75% 17,50% 18,00% 20,50% 14,60%

Чисто случайно, там были мои друзья 4,70% 3,50% 7,50% 4,20% 14,30% 6,00% 3,80% 6,30%

Свой вариант ответа 3,70% 2,30% 5,70% 4,20% 3,20% 4,00% 3,80% 4,20%

Затрудняюсь ответить 0,00% 1,10% 2,80% 0,00% 1,60% 0,00% 0,00% 0,00%

Интересно также посмотреть, как активисты оценивают социальную роль студенческого самоуправлении. Чаще всего активисты отвечали, что студенческое самоуправление -это площадка для реализации всех инициатив студенческой молодежи. На втором месте - вариант «Способ наработки

гражданских социальных навыков и навыков общественной жизни». Крайне редко выбирались варианты «Возможность приятно провести время», «Возможность получить популярность и известность в университете» (см. рисунок 2)

Основная функция студенческого самоуправления в

Вузе

Свой вариант

Возможность получить популярность и известность в университете, но не более.

Возможность приятно провести время.

Это способ наработать гражданские, социальные навыки, навыки общественнойжизни.

Это площадка для реализации всех инициатив студенческой молодежи.

1 2,50% | 3,60%

1 26,30%

59,70%

70,50%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00%

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Какова, по-вашему, основная функция студенческого самоуправления» среди лиц, имеющих опыт в студенческом самоуправлении

Вряд ли стоит упрекать студенческих активистов в том, что они воспринимают самоуправление, прежде всего, с точки зрения своих актуальных потребностей. В то же время весьма обнадеживает то, что респонденты достаточно высоко оценивают потенциал студенческого самоуправления как школы гражданской активности - в том числе после окончания вуза.

С давних времен общественная деятельность и самоуправление в молодежной, особенно студенческой среде, служили площадкой для реализации инициатив, для развития гражданских навыков и качеств и формой досуга у молодежи. Несмотря на то, что в разные периоды российской истории провозглашались разные мотивы и ценности в данном виде деятельности, развитие института самоуправления означало создание условий для воспитания грамотного, патриотичного, успешного, целеустремленного молодого поколения, отсутствие внимание к данной деятельности -потерю молодежи для общества. Современная молодежь отличается от молодежи прошлого: в большинстве своем ее представители имеет высокую степень мотивации к самореализации, к успеху и получению благосостояния, что также отражается на основных мотивах участия в студенческом самоуправлении. С другой стороны, итоги нашего исследования показывают, что среди молодых людей, имеющих опыт участия в студенческом самоуправлении, так же, как и много лет назад, господствуют не только мотивы реализации собственного потенциала и возможностей, но и желание сделать мир лучше и проявить свою гражданскую позицию. Участники студенческого самоуправления отмечают, что данный институт - это хорошая площадка для реализации всех инициатив молодежи и возможность получения опыта гражданского участия, опыта общественной деятельности. Участие в данном виде деятельности может способствовать как личному, так и общественному успеху.

Одной из фундаментальных проблем современной Рос-

сии является слабость гражданского общества. Как известно, гражданская культура вполне способна интегрировать т.н. подданнические установки, характеризующиеся сочетанием интереса к общим (в том числе - государственным) делам с индивидуальной пассивностью в этих делах. Но такая интеграция может быть осуществлена лишь при наличии в социуме более-менее значительного слоя носителей активистской культуры, которая в данном случае является своеобразным гарантом от «сползания» общества к господству государственного патернализма. В этой связи и ученым, и политикам следует обратить внимание на потенциальные возможности института студенческого самоуправления как школы общественного активизма.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р Основы государственной молодежной политики до 2025 года // СПС «Консультант» 2016.

2. Гриценко Г.Д. Динамика ценностей молодежи как проявление цивилизационного развития современной России // Российское общество в современных цивилизацион-ных процессах / Под ред. В.В. Козловского, Р. Г. Браславско-го. СПб.: Интерсоцис, 2010. - С. 373-376.

3. Дависенко К.С. Трансформация ценностей молодежи на рубеже веков (на материалах биографических текстов) // Социология вчера, сегодня, завтра. Вторые социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / Под редакций О.Б. Божкова - СПб.: Бильбо, 2008. - С. 76-88.

4. Давыдова М.А. Ценности коллективизма и индивидуализма в молодежной среде (опыт эмпирического исследования) // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX - начала XXI вв. : Материалы всероссийской научной конференции / Под ред. В.В. Козловского. СПб.: Интерсоцис, 2008. - С. 202-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.