Научная статья на тему 'Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития'

Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3756
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческое предпринимательство / малый бизнес / бизнес-инкубаторы / Student entrepreneurship / small-scale business / business-incubators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Г. А.

Статья посвящена вопросу вовлечения студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Делается вывод о том, что политика государства должна способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резник Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses student involvement into entrepreneurial activity, stresses that the role of the state should support formation of economically-active behavior of the young people, skills and motives in the development of the small-scale business, as well as formation of the corporate culture and way of thinking.

Текст научной работы на тему «Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития»

системы. 5. Разработка и реализация новых учебных планов на основе введения стандартов 3-го поколения будет способствовать разработке системы образовательных кредитов. 6. Сопоставление с учебным планом будет препятствовать включению в расписание второй дисциплины по выбору.

На выходе процесса «Реализация основных образовательных программ» — специалист, обладающий определенной квалификацией. Документация, которая устанавливает требования к результатам: государственный образовательный стандарт, где определено, что должен знать и уметь специалист; положение об итоговой аттестации студентов; методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы. Результирующие документы: протоколы проведения государственной аттестации студентов; журналы регистрации дипломов; приложение к годовому отчету академии по дипломам, справка региональной службы занятости о наличии или отсутствии выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

Опрос потребителей позволил выявить основные требования к выходам процесса: соблюдение государственного образовательного стандарта; владение выпускниками необходимыми навыками; возможность найти работу по специальности; компенсация затрат, осуществление планов; обеспечение потребностей рынка труда; обеспечение процесса воспроизводства рабочей силы.

Аттестация образовательного учреждения представляет проведение оценки соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Рособрнадзор принимает решение о степени соответствия результатов реализации академии основной образовательной программы, установленным условиям аттестации образовательного учреждения. В процессе проверки основное требование предъявляется к минимуму содержания дисциплин, уровню и качеству их освоения (2, с.86).

В качестве результата, с точки зрения потребителей, академии и государства, можно рассматривать только положительные итоги, кроме того, подтвержденные положительными данными тестирования при государственной аттестационной экспертизе, поскольку они свидетельствуют о выполнении государственного образовательного стандарта и сохранении соответствия качества образования академии.

Уровень качества образования в академии соответствует требованиям, которые установлены государственными образовательными стандартами, что отвечает интересам всех заинтересованных сторон, прежде всего, государства. Соответствие требованиям государственных образовательных стандартов позволило провести аккредитацию НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и продолжить дальнейшее обучение студентов.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. — www.normacs.ru . — 17.04.2009. — 15:47:02. — 46.с.

2. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 2007 году: аналитический отчет. — М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. — 260 с.

3. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. — М.: Центр государственной аккредитации, 2003. — 176 с.

4. Степаненко Д.М. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2009. — №4(32).

5. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 274 с.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Г.А. Резник,

заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Статья посвящена вопросу вовлечения студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Делается вывод о том, что политика государства должна способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, малый бизнес, бизнес-инкубаторы

ББК У24(2)05я73+У9(2)-13(2Р)я73

Современный этап развития России характеризуется масштабностью процессов информатизации, созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Конечным результатом этих изменений, осуществляемых в экономике страны, должно стать формирование инновационной экономики — гибкой, динамичной, кардинально меняющей экономические основы жизнедеятельности людей. Эти изменения в экономике обуславливают приобретение рабочей силой новых качеств, таких, как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, высокая технико-технологическая культура, способность к перемене профессии и вариантному

использованию своей способности к труду. Инновационная экономика требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы является широкое вовлечение студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Молодежная, в том числе, студенческая предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики, ведь

41 1

талантливая молодежь, способная генерировать идеи, всегда являлась источником инноваций.

На решение этой задачи нацеливает подписанный президентом ДА Медведевым и принятый Госдумой закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях (август 2009 г.) [1]

Практика показывает, что развитие предпринимательства для подавляющего большинства вузов в нашей стране пока не стало приоритетной задачей. И для объяснения этого есть целый ряд объективных причин, среди которых чрезмерная загруженность студентов, обязательность посещения занятий, а порой и излишняя опека родителей. Серьезным препятствием является дефицит квалифицированных преподавателей, имеющих наряду с хорошей теоретической подготовкой опыт предпринимательской деятельности. Как правило, преподавательский состав в вузе, в том числе и на выпускающих кафедрах, в своем большинстве формируется из числа выпускников сразу же после окончания вуза, прошедших обучение в аспирантуре и не имеющих достаточного практического опыта работы, в том числе и в сфере бизнеса. Степень кандидата наук порой не свидетельствует о способности преподавателя генерировать инновационные идеи и умении доводить их до практического внедрения, вовлекая в этот процесс одаренную молодежь.

Развитие студенческого предпринимательства зависит не только от роли самого вуза, но и от целого ряда проблем, которые должны решаться государственными структурами. Среди них: несовершенная система налогообложения, отсутствие специальных мер государственной поддержки и административные барьеры, отсутствие эффективных механизмов финансовокредитной поддержки. Нерешенность этих проблем сдерживает инициативу молодых людей, тормозит реализацию их потенциальных предпринимательских способностей.

В то же время во многих зарубежных университетах студенческое предпринимательство — это естественный процесс. В ведущих мировых университетах таких, как Кембридж, Оксфорд или Массачусетский технологический институт этот процесс хорошо отлажен. Там давно сформировано понимание того, что предпринимательство — один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов. Интересный опыт накоплен во Франции. Есть, например, специальные объединения, которые осуществляют трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий: от создания виртуальных проектов до поддержки и сопровождения реальных предприятий.

В некоторых зарубежных странах широко развита практика привлечения специалистов-практиков к разработке учебных программ по востребованным на рынке труда специальностям с ориентацией на формирование необходимых компетенций. К примеру, одна из ведущих европейских бизнес-школ ^Ии1о de Empresa (1Е) основана испанскими бизнесменами и ее программы в первую очередь нацелены на обучение молодежи предпринимательству. Основной блок дисциплин (80%) в школе преподают представители академической среды и 20% — практики, а элективные курсы (например, трейд-маркетинг, между-

народные стандарты бухучета и т.п.) обычно ведут только представители бизнеса [2].

Ассоциации европейских школ бизнеса, по сути, выполняют заказ на подготовку специалистов со стороны бизнеса, во взаимодействии с ассоциациями, занимающимися вопросами качества образования, вырабатывая стандарты, учебные планы, т.д.

Кроме того, в развитых странах Западной Европы вузы стимулируют высокую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, привлекая в магистратуру и аспирантуру лучших выпускников других вузов. Более того, они часто нанимают преподавателей из числа магистрантов и аспирантов других вузов, либо из бизнес-среды, т.е. препода-вателей-практиков. В лучших европейских вузах студенческая мобильность предполагает возможность данных субъектов рынка высшего профессионального образования применять имеющиеся знания и навыки в предпринимательской деятельности, т.е. заниматься малым и средним бизнесом в процессе образовательной деятельности [3.с.23].

Платформой развития практической предпринимательской деятельности среди студентов высших учебных заведений может послужить тенденция, сформировавшаяся в последние годы, когда большинство студентов стремится найти работу уже во время обучения в вузе. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство студентов считают обучение в вузе лишь необходимостью получить диплом о высшем образовании, что, по их мнению, является престижным. Реальную же конкурентоспособность на рынке труда многие студенты связывают с наличием опыта работы в какой-либо сфере. Необходимость поиска работы во время обучения в вузе обусловлена также стремлением студентов самостоятельно зарабатывать на жизнь и приобрести практические навыки для успешного продвижения по карьерной лестнице в будущем (рис.1).

чтобы получить практические навыки по будущей профессии

13%

2% ДРУГОЄ

85%

чтобы зарабатывать на жизнь

Рис. 1. Причины совмещения работы и учебы студентами российских вузов

Значительная часть студентов связывает поиск работы с трудоустройством в преуспевающую компанию, а не с открытием собственного бизнеса, поскольку для этого требуются значительные финансовые вложения, наличие профессиональных

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

42%

32%

12%

□ мало времени остаётся на учёбу

□ что учёба — это главное, а работа от неё отвлекает

□ такая нагрузка вредит здоровью

□ «успеют ещё наработаться»

□ другое

Рис. 2. Причины отрицательного отношения населения к совмещению студентами российских вузов работы и учебы

4 1 2

компетенций и свободного от учебы времени. Такие данные получены в результате проведенного нами исследования в вузах г. Пензы в 2008-2009 гг., целью которого было изучение отношения студенчества к проблеме совмещения учебы и работы. Студенты связывают совмещение работы и учебы с повышением шансов на рынке труда.

В то же время, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), многие россияне (24%) отрицательно относятся к совмещению учёбы и работы, аргументируя свою позицию тем, что у студентов мало времени остаётся на учёбу, вследствие чего они не обладают значительным уровнем знаний (42%); что учёба — это главное, а работа от неё отвлекает (32%) и, кроме того, такая нагрузка вредит здоровью (8%) (рис. 2) [5].

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности среди студентов наталкивается на ряд проблем, в частности, снижение качества обучения, вызванное отсутствием у работающих или занимающихся своим бизнесом студентов необходимого времени для посещения учебных занятий.

С одной стороны, необходимо мотивировать студентов на поиск работы и открытие бизнеса, развитие их профессиональных компетенций и повышение конкурентоспособности на рынке труда; с другой — необходимо повышать и качество образования за счет усиления теоретической подготовки студентов, что предполагает ежедневное посещение лекций и семинаров.

Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие интеграции вуза и предприятий, предполагающей совместное планирование учебного процесса (когда руководители предприятий активно участвуют в формировании учебных программ вуза, тематики научно-исследовательских и проектных работ, организуют производственную практику студентов, привлекаются к преподаванию и проведению в вузе исследований и прикладных разработок.), а также развитие на территории университетов бизнес-инкубаторов, оказывающих значительную поддержку малому предпринимательству на разных этапах его становления и развития посредством предоставления комплекса необходимых консалтинговых, юридических и др. видов услуг.

Работающий студент — это своего рода связующее звено между рынком труда и вузом. Он привносит на рынок труда те ценности, которые приобретаются им в процессе учебы (культуру общения, инновационное мышление, высокую нравственность, и т.п.), а в студенческую среду — практические навыки, полученные в процессе трудовой деятельности, способствуя тем самым сближению вузов с практической деятельностью и реалиями современного общества.

Что же может сделать вуз для развития студенческого предпринимательства? При всех существующих проблемах решать задачу приобщения студентов к предпринимательству нужно и можно. Об этом свидетельствует опыт Пензенского государс-

твенного университета архитектуры и строительства. Так, уже много лет студентам старших курсов различных специальностей читаются спецкурсы «Основы предпринимательства», «Теория бизнеса», «Технология карьеры в рамках которых студенты осваивают теоретические основы предпринимательской деятельности. Для студентов экономического профиля разработан и уже многие годы внедряется практический модуль системы интенсивного введения в специальность, который предусматривает разработку и постоянное использование еженедельника студента, плана жизни и карьеры, подготовку и защиту курсовой работы «Моя карьера», бизнес-практику «Технология карьеры», разработку и использование профессионального резюме для получения рабочего места. Кроме того, уже много лет в рамках Института экономики и менеджмента функционирует самоуправляемый Институт студенческих лидеров, где более 20 студенческих фирм реализуют себя в рамках факультетов «Деловое администрирование», «Менеджмент в бизнесе», «Менеджмент в науке», «Менеджмент в культуре» и др. [6]. Практика показывает, что все эти меры в комплексе способствуют успешному продвижению выпускников по служебной лестнице и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Формированию экономического мышления и навыков предпринимательской деятельности в значительной мере способствует используемые нами в учебном процессе деловые игры, в частности, «Никсдольф Дельта», в процессе которой участники получают новые знания и навыки в области предпринимательства и применяют их на примере управления типовой версией бизнеса. Развитию предпринимательской активности в значительной мере способствует и получение второго высшего экономического образования, формируя рыночное экономическое мышление.

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества, которое позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, с другой — способствовать формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а также обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее. Поэтому развитие студенческого предпринимательства должно занять особое положение в системе государственной молодежной политики. Реализация разработанной в России Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи, в том числе студенческой, в сферу бизнеса должно способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Литература

1. Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», август 2009 г.

2. http//www.rian.ru/edu analysis/20090811/180488805.html

3. Салми Д. Российские университеты в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. — 2007. — №3. — С.5-45.

4. Резник Г.А. Савенкова Ю.С. Формирование программы лояльности как фактор конкурентоспособности вуза // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — №2.

5. Полезно ли совмещать учебу с работой. — (информационный портал www.ubo.ru)

6. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии учебы и профессиональной карьеры. — М.: Инфра-М, 2010. — 475 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.